Европейская энергетическая хартия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Энергетическая хартия 1991 г. - политическая декларация намерения поощрять энергетическое сотрудничество между Востоком и Западом. Хартия является чётким выражением принципов, которые должны стать фундаментом международного сотрудничества в энергетике на основе общей заинтересованности в надёжном энергоснабжении и устойчивом экономическом развитии. Энергетическая хартия уходит корнями в политическую инициативу, возникшую в начале 1990-х годов в Европе, в то время, когда конец холодной войны предоставил беспрецедентную возможность преодолеть прежнее экономическое разделение европейского континента.

Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) был подписан в декабре 1994 г. и вступил в силу в апреле 1998 г. Договор был разработан на основе Энергетической хартии 1991 года. В отличие от хартии, которая свидетельствовала о политических намерениях укреплять международные связи в энергетике, Договор 1994 года является юридически обязательным многосторонним соглашением. Это единственное в своем роде соглашение, касающееся межправительственного сотрудничества в энергетическом секторе, охватывающее всю энергетическую производственно-сбытовую цепочку (от разведки до конечного использования) и все энергетические продукты и связанное с энергетикой оборудование.

Основная цель Договора к Энергетической хартии — укрепление правовых норм в вопросах энергетики путём создания единого поля правил, которые должны соблюдать все участвующие правительства, таким образом сводя к минимуму риски, связанные с инвестициями и торговлей в области энергетики.

Хартия и ДЭХ направлены на установление единых прозрачных правил функционирования международного энергетического рынка в сфере торговли энергоносителями, инвестиций, транзита и энергоэффективности. В мире растущей глобализации и взаимозависимости между экспортерами и импортерами энергии общепризнано, что многосторонние правила могут обеспечить более сбалансированные и эффективные рамки для международного сотрудничества, чем те, которые предусмотрены в двусторонних соглашениях или документах, не имеющих законодательной силы.

Электроэнергетический Совет СНГ участвует в Энергетической хартии в качестве Наблюдателя.

Энергетическая Хартия уходит корнями в политическую инициативу, возникшую в начале 1990-х годов в Европе, в то время, когда конец холодной войны предоставил беспрецедентную возможность преодолеть прежнее экономическое разделение европейского континента. В мире растущей глобализации и взаимозависимости между экспортерами и импортерами энергии общепризнано, что многосторонние правила могут обеспечить более сбалансированные и эффективные рамки для международного сотрудничества, чем те, которые предусмотрены лишь в двусторонних соглашениях или документах, не имеющих законодательной силы. Поэтому Договор к Энергетической Хартии играет важную роль в контексте усилий по созданию правового поля для глобальной энергетической безопасности, на основе открытых, конкурентных рынков и принципов устойчивого развития .

Ключевые даты в истории Энергетической Хартии:

Июнь 1991 г. - Премьер-министр Нидерландов Рюд Любберс на совещании Европейского совета в Дублине предложил создать Европейское энергетическое сообщество

Декабрь 1991 г. - В Гааге подписана Европейская Энергетическая Хартия

Декабрь 1994 г. - В Лиссабоне подписаны Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) и Протокол по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам (ПЭЭСЭА)

Апрель 1998 г. - Договор к Энергетической хартии и ПЭЭСЭА вступили в силу после завершения ратификации первыми тридцатью странами. Принята Торговая поправка к торговым положениям Договора, приводящая их в соответствие с правилами ВТО


Энергетическая хартия 1991 года, которую также иногда называют Европейской энергетической хартией, представляет собой политическую декларацию намерения поощрять энергетическое сотрудничество между Востоком и Западом. Хартия является чётким выражением принципов, которые должны стать фундаментом международного сотрудничества в энергетике на основе общей заинтересованности в надёжном энергоснабжении и устойчивом экономическом развитии.

Договор Энергетической хартии (ДЭХ) был подписан в декабре 1994 года и вступили в силу в апреле 1998 года. Договор был разработан на основе Энергетической Хартии 1991 года, носившей декларативный характер. В отличие от Хартии, которая свидетельствовала о политических намерениях укреплять международные связи в энергетике, Договор 1994 года является юридически обязательным многосторонним соглашением. Это единственное в своем роде соглашение, касающееся межправительственного сотрудничества в энергетическом секторе, охватывающее всю энергетическую производственно-сбытовую цепочку (от разведки до конечного использования) и все энергетические продукты и связанное с энергетикой оборудование.

Основная цель Договора к Энергетической Хартии - укрепление правовых норм в вопросах энергетики путём создания единого поля правил, которые должны соблюдать все участвующие правительства, таким образом сводя к минимуму риски, связанные с инвестициями и торговлей в области энергетики.

Положения ДЭХ реализует межправительственная организация Конференция по Энергетической Хартии, учреждённая в 1994 году.

Хартия и ДЭХ направлены на установление единых прозрачных правил функционирования международного энергетического рынка в сфере торговли энергоносителями, инвестиций, транзита и энергоэффективности. Данные документы не регулируют вопросов привлечения инвесторов и доступа к транзитной трубе, но запрещают дискриминацию в этих вопросах. Иными словами, страна вправе, к примеру, запретить иностранные инвестиции в ТЭК или доступ к транзитной трубе, но если какая-то иностранная компания допущена к транзиту или ей разрешены инвестиции, то условия для неё должны быть созданы не хуже, чем для национальных компаний.

История

Идея Европейского энергетического сообщества была выдвинута бывшим премьер-министром Голландии Рюдом Любберсом на заседании ЕС в июне 1990 года. В декабре 1991 года Хартия была подписана в Гааге большинством западноевропейских государств, ЕС (как отдельная стороной), Австралией, Канадой, Турцией, США и Японией.

В августе 1996 года ДЭХ был внесен в Государственную Думу России на ратификацию. В июне 1997 года участники парламентских слушаний в Думе рекомендовали отложить ратификацию.

ДЭХ вступил в силу в апреле 1998 года.

В январе 2000 года начались переговоры по Протоколу ДЭХ по Транзиту.

В январе 2001 года участники парламентских слушаний в Госдуме рекомендовали дополнительно проработать вопросы, связанные с ДЭХ, а также завершить переговоры по Протоколу ДЭХ по Транзиту. В течение 2001 года в Госдуме РФ шли дебаты по вопросу ратификации ДЭХ. По информации СМИ, Минэнерго, Транснефть, нефтяные компании, РАО ЕЭС выступали за ратификацию; Газпром был категорически против.

Тем не менее, во время этого заседания стало очевидно, что единогласного решения на онове компромиссного текста достичь не удастся; усложняющим обстоятельством было то, что вопросы энергетики, в том числе вопросы транзита, являлись предметом двусторонних отношений между Европейским союзом и Россией в контексте российских переговоров о вступлении в ВТО. Переговоры по Протоколу были временно отложены.

Во время заседания Конференции по Энергетической Хартии в июне 2004 г. было принято решение вернуться к переговорам по Транзитному Протоколу после того, как Россия и ЕС достигли согласия по условиям присоединения России к ВТО; дальнейшие двусторонние консультации между ЕС и Россией по Протоколу продолжались с осени 2004 г.

В ходе заседания 7 декабря 2007 года в Стамбуле Конференция по Энергетической Хартии ещё раз подчеркнула важность прозрачных, недискриминационных и реально действующих правовых механизмов для транзита энергоносителей к общей выгоде потребителей, производителей и транзитных стран. Конференция поддержала стремление к завершению переговоров и принятию Протокола Энергетической Хартии по Транзиту с целью расширения охвата нынешних положений Договора. В этой связи Конференция обратилась к Группе Энергетической Хартии по торговле и транзиту с предложением вернуться к многосторонним консультациям по поводу Протокола по Транзиту в течение 2008 года и представить отчёт о результатах этих консультаций к концу 2008 года.

Вопрос ратификации ДЭХ Россией

Ратификация ДЭХ позволила бы приобрести правовые инструменты влияния на энергетических партнеров России (включая Украину), привлекать больше инвестиций и рассматривать Россию как надёжную транзитную территорию. С другой стороны, ратификация ДЭХ означала бы принятия на себя юридических обязательств перед партнерами (ДЭХ не требует принятия новых обязательств, но декларирует правовое закрепление и неухудшение существующих условий).

Вопреки утверждениям некоторых СМИ, документы Энергетической хартии не регулируют и никак не влияют на тарифы на прокачку газа, добываемого в России, и не требуют доступа кого-либо к транзиту среднеазиатского газа.

Энергетическая Хартия не обязывает страны предоставлять иностранным инвесторам доступ к своим энергетическим ресурсам. Хотя Энергетическая Хартия основывается на идее, что международный поток инвестиций и технологий в энергетическом секторе является взаимовыгодным, национальный суверенитет над энергетическими ресурсами является основополагающим принципом ДЭХ (ст. 18 Договора). Каждая страна-участник Договора свободна решать, разрабатывать ли ей, и если да, то каким образом, свои энергетические ресурсы, a также устанавливать пределы открытости своего энергетического сектора для иностранных инвесторов.

Цель Договора заключается в том, чтобы содействовать прозрачности и эффективности функционирования энергетических рынков, но только сами правительства стран должны определять структуру национального энергетического сектора. Не существует обязательства приватизировать энергетические компании, находящиеся в государственной собственности, или сегментировать вертикально интегрированные энергетические компании.

Представители Австралии, Австрии, Азербайджана, Албании, Армении, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Федеративной Республики Германия, Греции, Грузии, Дании, Европейского сообщества, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Казахстана, Канады, Кипра, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Межгосударственного экономического комитета, Молдовы, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Российской Федерации, Румынии, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Таджикистана, Туркменистана, Турции, Узбекистана, Украины, Финляндии, Франции, Чехо-Словакии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Югославии и Японии собрались в Гааге, Нидерланды, 16-17 декабря 1991 года с тем, чтобы принять Европейскую энергетическую хартию.

Конференцию открыл и закрыл министр экономики Нидерландов.

На открытии Конференции присутствовала Ее Величество Королева Нидерландов Беатрикс.

Перед участниками Конференции выступили премьер-министр Нидерландов и член Комиссии Европейских сообществ, ведающий вопросами энергетики.

В ходе Конференции были получены взносы и сделаны заявления делегатами подписавших настоящий документ Сторон.

Преисполненные решимости полностью реализовать итоги Конференции, представители подписавших настоящий документ Сторон приняли следующий текст Европейской энергетической хартии:

Европейская энергетическая хартия

Представители подписавших настоящий документ Сторон, встретившиеся в Гааге 16-17 декабря 1991 года,

принимая во внимание Парижскую хартию для новой Европы, подписанную в Париже 21 ноября 1991 года на встрече на высшем уровне Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ),

учитывая принятый в Бонне 11 апреля 1990 года документ Конференции СБСЕ по экономическому сотрудничеству в Европе,

учитывая принятое 17 июля 1991 года Заявление Лондонской экономической встречи на высшем уровне,

принимая во внимание доклад о выводах и рекомендациях Софийской встречи СБСЕ по защите окружающей среды от 3 ноября 1989 года, а также ее дальнейшие шаги,

принимая во внимание Соглашение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, подписанное в Париже 29 мая 1990 года,

желая торжественно оформить это новое стремление к общеевропейскому и глобальному сотрудничеству, основанному на взаимном уважении и доверии,

преисполненные решимости содействовать развитию новой модели долгосрочного энергетического сотрудничества в Европе и в глобальном плане в рамках рыночной экономики и на основе взаимопомощи и принципа недискриминации,

сознавая, что необходимо учитывать проблемы перестройки и структурных изменений, с которыми сталкиваются страны Центральной и Восточной Европы, а также СССР, и что желательно участие подписавших настоящий документ Сторон в совместных усилиях, направленных на облегчение и содействие ориентированным на рыночные отношения реформам и модернизации энергетических отраслей в этих странах,

будучи убежденными в том, что реализация взаимодополняющих возможностей энергетических отраслей в рамках Европы окажет позитивное воздействие на мировую экономику; убежденные в том, что расширение энергетического сотрудничества между подписавшими настоящий документ Сторонами является необходимым условием экономического прогресса и - в более широком плане - социального развития и повышения качества жизни,

будучи убежденными в общей заинтересованности подписавших настоящий документ Сторон в решении проблем энергоснабжения, безопасности промышленных установок, в особенности ядерных объектов, и охраны окружающей среды,

стремясь принять дополнительные меры с целью обеспечения надежности энергоснабжения и эффективного управления ресурсами и их использования, а также полной реализации потенциальных возможностей для улучшения окружающей среды, при продвижении к устойчивому развитию,

будучи убежденными в первостепенной важности создания эффективных энергетических систем в области производства, преобразования, транспортировки, распределения и использования энергии в интересах надежности энергоснабжения и охраны окружающей среды,

признавая государственный суверенитет и суверенные права на энергетические ресурсы,

будучи убежденными в поддержке со стороны Европейского сообщества, в особенности посредством завершения создания внутреннего энергетического рынка,

сознавая обязательства по основным соответствующим многосторонним соглашениям, наличие международного сотрудничества по широкому кругу вопросов энергетики и активную деятельность существующих международных организаций в области энергетики и выражая готовность полностью использовать экспертный потенциал этих организаций в интересах содействия достижению целей Хартии,

признавая роль предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в открытых и справедливых правовых рамках, в деле содействия развитию сотрудничества в соответствии с Хартией,

преисполненные решимости установить более тесные, взаимовыгодные торговые отношения и содействовать инвестициям в области энергетики,

будучи убежденными в важности содействия свободному перемещению энергетических продуктов и развития эффективной международной энергетической инфраструктуры с тем, чтобы способствовать основанной на рыночных отношениях торговле в области энергетики,

сознавая необходимость содействия развитию технологического сотрудничества между подписавшими настоящий документ Сторонами,

утверждая, что политика подписавших настоящий документ Сторон в области энергетики продиктована общими интересами всех этих стран и что она должна осуществляться в соответствии с изложенными ниже принципами,

утверждая, наконец, свою готовность принимать соответствующие меры и проводить в жизнь изложенные ниже принципы,

приняли следующую декларацию, являющуюся Европейской энергетической хартией.

Раздел I

Подписавшие настоящий документ Стороны стремятся, на приемлемой с экономической точки зрения основе, повысить надежность энергоснабжения и в максимальной степени обеспечить эффективность производства, преобразования, транспортировки, распределения и использования энергии с тем, чтобы повышать уровень безопасности и сводить к минимуму проблемы окружающей среды.

В рамках государственного суверенитета и суверенных прав на энергетические ресурсы и в духе политического и экономического сотрудничества они обязуются содействовать развитию эффективного энергетического рынка во всей Европе и лучше функционирующего глобального рынка, в обоих случаях на основе принципа недискриминации и ориентированного на рынок ценообразования, учитывая должным образом озабоченность в области окружающей среды. Они преисполнены решимости создавать обстановку, благоприятную для функционирования предприятий и для притока инвестиций и технологий, посредством внедрения рыночных принципов в области энергетики.

В этих целях и в соответствии с этими принципами они будут принимать меры в следующих областях:

1. Развитие торговли в области энергетики в соответствии с основными соответствующими многосторонними соглашениями, такими, как ГАТТ, связанные с ним документы, и обязательствами и договоренностями по ядерному нераспространению, которое будет осуществляться путем:

- открытого и конкурентного рынка энергетических продуктов, материалов, оборудования и услуг;

- доступа к энергетическим ресурсам, их разведке и разработке на коммерческой основе;

- доступа к местным и международным рынкам;

- устранения технических, административных и прочих препятствий на пути торговли энергией и соответствующими оборудованием, технологиями и связанными с энергией услугами;

- проведения промышленностью модернизации, обновления и рационализации услуг и установок, связанных с производством, преобразованием, транспортировкой, распределением и использованием энергии;

- содействия развитию и объединению энергопередающих инфраструктур;

- содействия наилучшему доступу к капиталу, в особенности через посредство соответствующих существующих финансовых институтов;

- облегчения доступа к транспортной инфраструктуре в целях международного транзита в соответствии с целями Хартии, выраженными в первом абзаце настоящего раздела;

- доступа на коммерческих условиях к технологиям, применяемым в области разведки, разработки и использования энергетических ресурсов.

2. Сотрудничество в области энергетики, которое будет охватывать:

- координацию энергетической политики в той степени, в какой это необходимо для содействия осуществлению целей Хартии;

- взаимный доступ к технической и экономической информации, совместимый с правами собственности;

- создание стабильных и открытых правовых рамок, обеспечивающих условия для разработки энергетических ресурсов;

- координацию и, в необходимых случаях, согласование принципов и ориентиров высокого уровня в области техники безопасности в отношении энергетической продукции и ее транспортировки, а также в отношении энергетических установок;

- облегчение обмена технологической информацией и "ноу-хау" в энергетической и экологической областях, включая обучение;

- научные исследования, технологические разработки и демонстрационные проекты.

3. Энергетическая эффективность и охрана окружающей среды, что будет означать:

- создание механизмов и условий, позволяющих использовать энергию максимально экономно и эффективно, включая, в необходимых случаях, регулирующие и основанные на рыночных отношениях инструменты;

- поощрение сочетания источников энергии, нацеленного на сведение к минимуму отрицательных экологических последствий рентабельным путем посредством:

i) ориентированных на рынок цен на энергию, полнее отражающих экологические издержки и выгоды;

ii) эффективных и скоординированных мер, связанных с энергетической политикой;

iii) использования новых и возобновляемых источников энергии и чистых технологий;

- достижение и поддержание высокого уровня ядерной безопасности и обеспечение эффективного сотрудничества в этой области.

Раздел II

Для достижения вышеизложенных целей подписавшие настоящий документ Стороны, в рамках государственного суверенитета и суверенных прав на энергетические ресурсы, предпримут скоординированные действия по обеспечению большей согласованности их энергетической политики, которая должна основываться на принципе недискриминации и на ориентированном на рынок ценообразовании, учитывая должным образом озабоченности в области окружающей среды.

Они подчеркивают, что необходимы практические шаги по определению энергетической политики с целью активизации сотрудничества в данной области, а также делают упор на важность регулярного обмена мнениями относительно принимаемых мер, полностью используя опыт, накопленный в данной области существующими международными организациями и учреждениями.

Стороны, подписавшие настоящий документ, признают, что может потребоваться дополнять коммерческие формы сотрудничества межправительственным сотрудничеством, в особенности в области разработки энергетической политики и анализа, а также в областях, которые являются существенно важными, но не подходящими для финансирования частным капиталом.

Они обязуются стремиться к созданию более широкого европейского энергетического рынка и повышению эффективности функционирования глобального энергетического рынка совместными или скоординированными действиями в соответствии с Хартией в следующих областях:

- доступ к энергетическим ресурсам и их разработке;

- доступ к рынкам;

- либерализация торговли в области энергетики;

- стимулирование и защита инвестиций;

- принципы и ориентиры в области техники безопасности;

- научные исследования, технологические разработки, нововведения и их распространение;

- энергетическая эффективность и охрана окружающей среды;

- образование и обучение.

Предпринимая эти совместные или скоординированные действия, они обязуются поощрять частную инициативу, полностью использовать потенциальные возможности предприятий, учреждений и всех имеющихся источников финансирования, а также способствовать сотрудничеству между такими предприятиями или учреждениями разных стран, действуя на основе рыночных принципов.

Стороны, подписавшие настоящий документ, будут обеспечивать соблюдение международных норм в области охраны промышленной, коммерческой и интеллектуальной собственности.

1. Доступ к энергетическим ресурсам и их разработке

Поскольку эффективная разработка энергетических ресурсов является непременным условием для достижения целей Хартии, Стороны, подписавшие настоящий документ, обязуются облегчать для заинтересованных операторов-разработчиков доступ к ресурсам и их разработке.

С этой целью они будут обеспечивать условия для того, чтобы нормы, относящиеся к разведке, разработке и приобретению ресурсов, были свободно доступными и носили открытый характер; они признают необходимость разработки таких норм, если они еще не существуют, и принятия всех необходимых мер по координации своих действий в этой области.

В целях облегчения разработки ресурсов и их диверсификации подписавшие настоящий документ Стороны обязуются воздерживаться от навязывания операторам-разработчикам дискриминационных норм, в особенности регулирующие права собственности на ресурсы, условия внутреннего функционирования компаний и налогообложение.

2. Доступ к рынкам

Стороны, подписавшие настоящий документ, будут решительно содействовать доступу к местным и международным рынкам энергетических продуктов для осуществления целей Хартии. Такой доступ к рынкам должен учитывать необходимость облегчения действия рыночных факторов и стимулирования конкуренции.

3. Либерализация торговли в области энергетики

Для развития и диверсификации торговли в области энергетики подписавшие настоящий документ Стороны обязуются последовательно устранять препятствия на пути такой взаимной торговли энергетическими продуктами, оборудованием и услугами таким образом, чтобы это было совместимо с положениями ГАТТ, связанными с ним документами и обязательствами и договоренностями по ядерному нераспространению.

Стороны, подписавшие настоящий документ, признают, что транзит энергетических продуктов через их территорию является важнейшим условием для либерализации торговли энергетическими продуктами. Транзит должен осуществляться на условиях, обеспечивающих рентабельность и обоснованных с точки зрения экологии.

Читайте также: