Европа в конце 20 начале 21 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Современный мир (конец 20 — начало 21 века), прежде всего, выделяется разнообразием, богатством изменений и беспрецедентным размахом, охватив­шим все сферы жизни людей. Далее, взаимодействие народов, как целостный фактор, многократно возросло. Формируется основанный на единстве прав и обязанностей новый мировой порядок. При этом следует обратить внимание на следующее.

  • Развитие науки, техники и технологий вышло на новый уровень.
  • Осуществился переход производства на новый тип, общественно-политические результаты которого являются до­стоянием не только одной страны.
  • Углубились мировые хозяйственные связи.
  • Возникли глобальные связи, охватившие основные сферы жизнедеятельности народов и государств.

Все это привело к обновлению картины Социума.

Глобализация

Многополярный мир

Европа в современном мире

В годы блокового противостояния США были лидером боль­шой группы стран Запада, преследовавших одну цель — помешать дальнейшему росту влияния СССР. С распадом Советского Союза эта группа не исчезла, как можно было ожидать, а, напротив, расши­рилась. Достигнутый Западом высокий уровень социально-экономи­ческого развития, гарантии соблюдения прав человека оказались привлекательными для ряда восточноевропейских стран, что по­влекло за собой расширение ЕС и НАТО. Сплочение Запада, раз­витие интеграционных процессов проходило на фоне разрушения прежних союзов на Востоке Европы.

Западная Европа

Восточная Европа

Россия

Азиатско-Тихоокеанский регион

Помимо Европы, огромное влияние на судьбы современного мира оказывает Азиатско-Тихоокеанский регион. Динамично раз­вивающийся АТР охватывает треугольник от российского Дальне­го Востока и Кореи на северо-востоке до Австралии на юге и Па­кистана на западе. В этом треугольнике проживает примерно по­ловина человечества и находятся такие динамичные страны, как Япония, Китай, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Малайзия, Сингапур.

Если в 1960 г. суммарный ВНП стран данно­го региона достиг 7,8 % мирового ВНП, то к 1982 г. он удвоился, а к началу XXI в. составил около 20 % мирового валового нацио­нального продукта (то есть приблизительно стал равен доле ЕС или США). АТР превратился в один из главных центров мировой экономической мощи, что ставит вопрос о расширении его поли­тического влияния. Подъём в Юго-Восточной Азии во многом был связан с политикой протекционизма и защитой национальной эко­номики.

Китай

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Западная и Северная Европа в конце ХХ – начале XXI вв. 2. Восточная Европа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Западная и Северная Европа в конце ХХ – начале XXI вв. 2. Восточная Европа.

Доминантой развития во второй половине XX в. принято считать значительное про.

Франция Во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельност.

Во Франции была принята конституция Четвертой республики в 1946 г. Во француз.

После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала.

В декабре де Голля избрали президентом Франции. Установив «режим личной влас.

Во Франции в 1961—1962 гг. организовывались демонстрации и забастовки с требо.

Во Франции в 1961—1962 гг. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил. Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события мая — июня 1968 г. во Франции (число бастующих по стране превысило 10 млн. человек). Правительство вынуждено было пойти на уступки. Участники забастовки добились: повышения заработной платы на 10—19%, увеличения отпусков, расширения прав профсоюзов. Эти события оказались серьезным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, но большинство голосовавших отклонило законопроект. После этого Ш. де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. новым президентом страны был избран Ж. Помпиду.

В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили.

В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы, во Франции по результатам парламентских выборов было сформировано правительство из представителей левых партий.

Германия и италия для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков.

Особый период в истории западноевропейских стран составили 50-е годы. Послево.

Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в.

Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве з.

Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевроп.


В середине 70-х гг. значительные политические перемены произошли в государст.

В середине 70-х гг. значительные политические перемены произошли в государствах Юго-Западной и Южной Европы. В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Первые послереволюционные правительства (1974—1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах: дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979—1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983—1985).

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуа.

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти находилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу.

Кризис 1974—1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в.

Кризис 1974—1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство. В конце 70-х — начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г. В 1982 г. в ФРГ пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

В странах (Восточная Европа) проявился разрыв между конституциями и реальност.

Чехия Словакия

В октябре 1989 года в Венгрии коммунисты были вынуждены согласиться на принят.

Демократизация общественной и государственной жизни произошла и в ГДР, где на.

Демократизация общественной и государственной жизни произошла и в ГДР, где на первых свободных выборах в марте 1990 года победила демократическая оппозиция. В результате народного выступления был свергнут в Румынии ненавистный коммунистический режим Н. Чаушеску в декабре 1989 году. Борьба албанцев за ликвидацию коммунистического режима в своей стране закончилась в 1992 году. Не обошли стороной перемены и Болгарию, где к власти тоже пришли демократические силы. Согласно новой конституции 1991 года Болгарская народная республика стала Республикой Болгария. Процесс демократизации общественной и государственной жизни распространился и на Социалистическую Федеративную Республику Югославии. В начале 90-х годов в ряде восточноевропейских государствах были приняты новые конституции, а в конституции других были внесены важные изменения. Они меняли не только названия государств, но и сущность общественного и политического строя, воспринимали общечеловеческие демократические ценности. Согласно новой

. Новая конституция Румынии была утверждена в ноябре 1991 года. Вместо Румынс.

. Новая конституция Румынии была утверждена в ноябре 1991 года. Вместо Румынской народной республики появилось Республика Румыния. Конституция республики Сербия и Черногория, возникшей после распада Югославской федерации, была принята в апреле 1992 года. Конституции закрепили и изменения функций главы государства, в роли которого перестал выступать коллективный орган. Повсеместно был восстановлен пост президента государства. Предусматривалось нередко его избрание всенародным голосованием, а сам он наделялся значительными властными полномочиями, правом отлагательного вето, иногда и правом роспуска парламента (в определенных случаях).

После десятилетия стабильности в политической жизни западноевропейских стран настало время социальных конфликтов. В 1960-е годы участились выступления разных слоёв населения под различными лозунгами.

Бурные 1960-е годы

Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события 1968 г. во Франции.

Даты и события:

Париж. Май 1968 г.


Париж. Май 1968 г.

1968 г. ознаменовался серьёзными политическими событиями и в других странах. Осенью этого года в Северной Ирландии активизировалось движение за гражданские права.

Историческая справка

В 1960-е годы в Северной Ирландии сложилась следующая ситуация. По религиозной принадлежности население делилось на две общины — протестантскую (950 тыс. человек) и католическую (498 тыс.). Правившая с 1921 г. Юнионистская партия состояла в основном из протестантов и выступала за сохранение связей с Великобританией. Оппозицию ей составляли несколько партий, поддерживавшихся католиками и выступавших за самоуправление Северной Ирландии, объединение Ирландии в одно государство. Ключевые позиции в обществе занимали протестанты, католики чаще находились на низших ступенях социальной лестницы. В середине 1960-х годов безработица в Северной Ирландии составила 6,1 %, тогда как в Великобритании в целом — 1,4 %. При этом безработица среди католиков была в 2,5 раза выше, чем среди протестантов.

В 1968 г. стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооружённый конфликт, в который включились протестантские и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия.

Лондондерри (Северная Ирландия) 1969 г.


Лондондерри (Северная Ирландия) 1969 г.

Социальная напряжённость и обострившееся противостояние в обществе находили особый отклик в молодёжной среде. Участились выступления молодых за демократизацию образования, стихийные протесты против социальной несправедливости. В Западной Германии, Италии, Франции и других странах появились молодёжные группы, занимавшие крайне правые или крайне левые позиции. И те и другие применяли в своей борьбе против существующего порядка террористические методы.

 А. Моро в плену у экстремистов


А. Моро в плену у экстремистов

Социал-демократы и социальное общество

Волна социальных выступлений в 1960-е годы привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них к власти пришли социал-демократические и социалистические партии.

В ФРГ в конце 1966 г. представители социал-демократов вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СвДП). В Австрии в 1970—1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 1960-е годы её партнёрами стали левые— социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны (1964).

Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы.

Государственные социальные расходы, % от ВВП

Страна1950 г.Начало 1976 г.
ФРГ14,317,0
Великобритания16,225,7
Швеция11,529,9 (1974)

Варшава. 1970 г. Вилли Брандт у памятника участникам восстания 1943 г. в Варшавском гетто.


Варшава. 1970 г. Вилли Брандт у памятника участникам восстания 1943 г. в Варшавском гетто.

Вилли Брандт (настоящее имя — Герберт Карл Фрам) (1913—1992). После окончания гимназии начал работать в газете. В 1930 г. вступил в Социал-демократическую партию Германии. В 1933—1945 гг. находился в эмиграции в Норвегии, а затем — в Швеции. В 1945 г. участвовал в воссоздании Социал-демократической партии Германии, вскоре стал одним из её руководящих деятелей. В 1957—1966 гг. занимал пост бургомистра Западного Берлина. В 1969—1974 гг. — канцлер ФРГ. В 1971 г. награждён Нобелевской премией мира. С 1976 г. — председатель Социалистического Интернационала (международной организации социал-демократических и социалистических партий, основанной в 1951 г.).

Даты и события

Названные договоры, а также четырёхсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную основу для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе. 22 ноября 1972 г. в Хельсинки состоялась подготовительная встреча по проведению Международной конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании

Начавшаяся в 1960-е годы волна социальных выступлений и политических перемен дошла и до Юго-Западной и Южной Европы. В 1974—1975 гг. сразу в трёх государствах произошёл переход от авторитарных режимов к демократии.

Португалия. В результате апрельской революции 1974 г. в этой стране был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществлённый Движением вооружённых сил в столице, привёл к смене власти на местах. Основу первых послереволюционных правительств (1974—1975) составил блок руководителей Движения вооружённых сил и коммунистов. В программном заявлении Совета национального спасения выдвигались задачи полной дефашизации и утверждения демократических порядков, немедленной деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Первыми преобразованиями новой власти стали национализация крупнейших предприятий и банков, введение рабочего контроля.

В ходе развернувшейся затем политической борьбы к власти приходили силы разной ориентации, в том числе правый блок Демократический альянс (1979—1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования. Находившиеся у власти в 1980—1990-е годы правительства основанной М. Соарешем Социалистической партии и Социал-демократической партии приняли меры по укреплению демократического строя и вхождению Португалии в европейские экономические и политические организации.

В декабре 1978 г. на референдуме была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. Обострение экономической и политической ситуации в начале 1980-х годов привело к поражению руководимого А. Суаресом Союза демократического центра. В результате парламентских выборов 1982 г. к власти пришла Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), её лидер Ф. Гонсалес возглавил правительство страны. Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Особое внимание в её программах уделялось мерам по подъёму производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х годов правительство провело ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся, и др.). Политика социалистов, находившихся у власти до 1996 г., завершила процесс мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу в Испании.

1980-е годы: волна неоконсерватизма

К середине 1970-х годов в большинстве западноевропейских стран деятельность социал-демократических и социалистических правительств всё чаще наталкивалась на труднопреодолимые проблемы. Положение ещё больше осложнилось в результате глубокого кризиса 1974—1975 гг. Он показал, что необходимы серьёзные перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для неё при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало.

В сложившейся ситуации свой ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство, индивидуальную активность хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях (вложении денежных средств) в производство.

В конце 1970 — начале 1980-х годов консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.). В 1980 и 1984 гг. президентом США был избран республиканец Р. Рейган. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Прервалось многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах 1976 г. в Швеции и Дании, 1981 г. — в Норвегии.

М. Тэтчер


М. Тэтчер

Маргарет Тэтчер (Робертс) родилась в семье торговца. С молодых лет примкнула к Консервативной партии. Изучала химию, а позже — юриспруденцию в Оксфордском университете. В 1957 г. избрана в парламент. В 1970 г. заняла министерский пост в консервативном правительстве. В 1975 г. возглавила Консервативную партию. В 1979—1990 гг. — премьер-министр Великобритании (по длительности непрерывного пребывания у власти установила рекорд в политической истории Великобритании XX в.). В знак признания её заслуг перед страной была удостоена титула баронессы.

В дальнейшем, в связи с началом перестройки в СССР, провозглашением М. С. Горбачёвым идей нового политического мышления в международных отношениях, западноевропейские лидеры вступили в диалог с советским руководством.

На рубеже веков

Г. Коль


Г. Коль

Ощущения торжества идеалов и главенствующей роли западного мира возникали в 1990-е годы у многих лидеров западноевропейских стран. Это, однако, не устраняло собственных, внутренних проблем в названных странах.

Во второй половине 1990-х годов позиции консерваторов в ряде стран ослабли, к власти пришли представители либеральных, социалистических партий. В Великобритании правительство возглавил лидер лейбористов Энтони Блэр (1997—2007). Канцлером ФРГ в 1998 г. был избран социал-демократ Герхард Шрёдер. Однако в 2005 г. его сменила представительница блока ХДС/ХСС Ангела Меркель, первая в истории страны женщина-канцлер. А в Британии в 2010 г. коалиционное правительство сформировали консерваторы. Благодаря такой смене и обновлению власти и политического курса происходит саморегулирование современного европейского общества.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Что же происходило в странах восточной и центральной Европы после окончания второй мировой войны? Прежде всего давайте разберемся, какие именно страны мы имеем в виду. Простого взгляда на карту здесь будет недостаточно, потому что дело здесь не только в географии. В исторической науке объединение нескольких стран, некоторый один предмет исследования, обычно связано с тем, что в историческом развитии этих стран есть какие-то взаимосвязи и схожие тенденции.

Страны Центральной и Восточной Европы в 20 - начале 21 века

Страны Восточного блока

Государства, о которых пойдет речь на этом уроке, обвиняет то, что в них после окончания войны при непосредственном участии Советского Союза были построены политические режимы, в рамках которых полностью отсутствовало политическое многообразие, и вся полнота власти была сосредоточена в руках одной правящей партии. Эти государства взяли курс на построение социализма. В конце 80-х, начале 90-х годов в результате экономических проблем, внутренних, социальных противоречий и ослабления советского влияния во всех этих странах коммунистические режимы пали.

Этот путь проделали такие восточные, центральные, европейские государства, как Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, ГДР, Болгария и стоящие несколько особняком Югославия и Албания. Эти государства вместе с СССР принято называть Восточным блоком. В отношении послевоенной истории этих государств существуют самые разные мнения. Согласно одним оценкам СССР фактически лишил эти государства независимости и подавил любые оппозиционные проявления, и Советский Союз навязал им собственную политическую, экономическую системы.

Оппоненты утверждают, что выбор социалистического пути развития был полностью добровольным выбором граждан этих государств. Как это обычно бывает истина скорее всего находится где-то посередине. Давайте посмотрим, что происходило в странах восточной и центральной Европы в первые годы после окончания второй мировой войны.

Страны Европы после окончания войны

В годы войны все эти страны были либо оккупированы нацистами и их союзниками, как это произошло, например, со Чехословакией и Албанией, либо добровольно выступили на стороне Германии, как например, Румыния. И в том и в другом случае социалисты и коммунисты на территории этих стран были вынуждены уходить в подполье, потому что для нацистской Германии они были главными противниками, но даже в подполье они продолжали свою борьбу против нацизма, против оккупантов, внося свой внушительный вклад в дело сопротивления.

Активное участие левых сил в деле освобождения своих стран от нацистских оккупантов, после войны преобразовалось в определенный политический капитал. Эти силы пользовались значительной поддержкой благодарных сограждан. Так, например, в 1945 году в ходе парламентских выборах в Албании коммунистический, демократический фронт получил без малого 98 процентов голосов избирателей. Свою роль играл и позитивный образ коммунистического Советского Союза, как страны освободительницы, победившую фашистскую Германию.

С другой стороны советские власти в ходе освобождения востока Европы и в первые годы после войны оказывали политическим силам коммунистов всемерную поддержку. Также помогая им в расправе над политическими оппонентами. Присутствие советских войск на востоке Европы также лишало оппонентов коммунистов шансов на успешную политическую борьбу. В итоге к концу 40 годов в странах восточной и центральной Европы при непосредственном участии Советского Союза установилась политическая гегемония партии коммунистов, в рамках которой остальные партии либо были ликвидированы, либо несли исключительно декоративную функцию.

Нельзя сказать, что во всех странах восточной и центральной Европы коммунисты пользовались безусловной поддержкой населения. Так, например, в 45 году на парламентских выборах Венгрии коалиция социал-демократов и коммунистов получила лишь 34 процента голосов населения страны, однако, вскоре венгерские коммунисты, при поддержке опять же Советского Союза, установили в стране собственную политическую диктатуру. Советский Союз не просто оказывал поддержку восточно-европейским коммунистам, он также стал образцом развития для стран восточной и центральной Европы.

Общие черты послевоенных стран Европы

Для всех этих стран после войны в той или иной степени характерны такие черты, как, например, сосредоточение всей полноты власти в руках одной-единственной правящей партии, индустриализация и развитие тяжелой промышленности, часто в ущерб легкой промышленности и сельскому хозяйству, господство командной экономики, контроль государства над прессой, коллективизация крестьянских хозяйств, борьба государства с инакомыслием.

Все эти же самые черты мы можем наблюдать и в послевоенной истории Советского Союза.

Политика Советского Союза в отношении стран Европы

Так в 68 году советские войска оккупировали Чехословакию, заставив местные власти отказаться от курса на политическую и экономическую либерализацию.

Организация Варшавского договора

Страны восточной и центральной Европы выступали единым фронтом не только в деле строительства социализма, но и в отношениях с западными странами. Так, в 1955 году в противовес блоку НАТО, объединявшему США и большинство стран западной Европы, была создана аналогичная организация стран восточной и центральной Европы. Этот военный блок получил название Организация Варшавского договора. Лидером блока был СССР.

Помимо Советского Союза Организация Варшавского договора объединила Польшу, Чехословакию, Румынию, Венгрию, Болгарию и Албанию. Югославия к этому моменту находилась в достаточно натянутых отношениях с Советским Союзом, и она предпочла не присоединяться ни к какому из существовавших тогда военных блоков, а проводить собственную независимую внешнюю политику, пытаясь сотрудничать со странами, как социалистического, так и капиталистического лагеря.

Что касается Албании, то она в начале 60-х годов вышла из Организации Варшавского договора и стала проводить политику самоизоляции, практически прекратив отношения с другими государствами. Создание организации Варшавского договора закрепило биполярное устройство мира после второй мировой войны.

Минусы советской модели социализма

Вместе с советской моделью социализма страны восточной и центральной Европы также позаимствовали все минусы этой модели. С каждым годом отставание стран восточной и центральной Европы от западных в экономическом плане становилось все более и более явным. Зачастую свои позиции коммунистическим режимам этих стран приходилось поддерживать при помощи политических репрессий и деятельности органов государственной безопасности.

Проявление внутренней нестабильности в странах восточной и центральной Европы могли быть самыми разными. Так, например, в Польше обороты после войны набирало стачечное движение. Местные рабочие отвечали забастовками на повышение цен и другие непопулярные
меры польского правительства. Иногда эти забастовки подавлялись вооруженным путем, но зачастую, в силу массовости стачечного движения, властям Польши приходилось идти на уступки с забастовщиками. В начале 80-х годов был создан, находившийся в оппозиции к властям, рабочий профсоюз Солидарность, насчитывавший порядка 10 миллионов человек при общем населении Польши приблизительно в 36 миллионов.

Для борьбы с влиянием профсоюза польские власти были вынуждены ввести военное положение. Другим показательным примером конфликта между властями и населением является Румыния. В середине 70-х годов румынское правительство приняло решение для более эффективного развития экономики прибегнуть к помощи иностранных кредитов, однако в начале 80-х годов выяснилось, что миллиарды долларов, взятые в долг, были использованы не очень эффективно. Румынское правительство сделало возврат долгов иностранным кредиторам приоритетом государственной экономической политики.

К концу 80-х годов Румынии удалось рассчитаться со всеми кредиторами, однако ценой тому стало катастрофическое падение уровня жизни населения. Возмущение населения по поводу экономической политики государства во многом стало причиной падения коммунистического режима в Румынии.

Проблема несменяемости власти

Общей проблемой стран социалистического лагеря была несменяемость власти. Дело здесь не только в том, что коммунистические партии фактически захватили властные полномочия, но и в том, что во главе этих партий одни и те же люди могли находиться десятилетиями. Так, например, в Болгарии Тодор Живков занимал пост лидера болгарской коммунистической партии с 54 по 89 год, а албанский диктатор Энвер Ходжа так и вовсе занимал свой пост более 40 лет.

Отсутствие сменяемости власти в странах Восточного блока приводило к определенному застою в развитии и к формированию культа партии, и культа личности партийных вождей.

Падение коммунистических режимов в странах Европы

Ко второй половине 80-х годов страны восточной и центральной Европы во многом исчерпали свои возможности на избранном пути развития. Плановая экономика показывала свою неэффективность, возрастало экономическое отставание стран социалистического блока от стран запада. В это же время активизировались элементы гражданского общества, такие как профсоюзы, религиозные организации, студенческие союзы, которые действовали во многом по сути в подполье.

Эти организации аккумулировали недовольство граждан стран социалистического блока своими правительствами. Также играло свою роль, что в это время Советский Союз занимался, скажем так, своими проблемами, и контроль Советского Союза над государствами восточной и центральной Европы снизился. Итогом стало падение коммунистических режимов во всех странах восточной и центральной Европы в конце 80-х, начале 90-х годов.

Практически во всех странах социалистического блока трансформация политического режима происходила достаточно мирным путем. Коммунистические партии одна за одной, отказываясь от своей монополии на власть, и либо объявляли о самороспуске, либо, адаптируя свои программы к новым реалиям, начинали на равных с другими партиями участвовать в политической борьбе. Так развивались события в Албании, Болгарии, Польше, Венгрии, в ГДР, которая позднее объединилась с ФРГ в единое немецкое государство и в Чехословакии, которая
позднее распалась на независимые Чехию и Словакию.

Подобный бескровный сценарий падения коммунистических режимов получил название Бархатной революции. В Румынии же падение власти
коммунистов было связано с человеческими жертвами. Румынский лидер Николай Чаушеску к концу 89 года не имел массовой поддержки ни в армии, ни среди граждан страны, ни среди своих соратников по партии. Однако, он не осознавал всей шаткости своего положения и не желал идти на какие бы то ни было уступки.

В ходе массовых протестов в декабре 89 года армия отказалась защищать существовавший режим и на стороне Чаушеску выступили лишь подразделения секуритате, румынских спецслужб. В столкновениях между секуритате, армией и гражданами погибли сотни людей, а сам Чаушеску был захвачен в плен и расстрелян. Как бы то ни было, конечным итогом в Румынии также стало падение коммунистического режима и демократизация страны.

Еще более трагичным был процесс посткоммунистической трансформации в бывшей Югославии. Он сопровождался масштабными военными действиями, этническими чистками и классифицируются, как гражданская война, в ходе которой погибли десятки тысяч человек. Причиной стали межконфессиональные и межэтнические противоречия, которые резко обострились в Югославии к концу 80-х годов. Сегодня на территории бывшей Югославии находится независимые государства Босния-Герцеговина, Сербия, Черногория, Македония, Хорватия, Словения, а также частично признанное государство Косово.

Смена внешнеполитической ориентации стран Европы

С падением коммунистических режимов изменилась также внешнеполитическая ориентация стран бывшего социалистического блока. Организация Варшавского договора прекратила свое существование, и большинство стран восточной и центральной Европы стало развивать партнерские отношения с США, со странами западной Европы, то есть с бывшими противниками в рамках холодной войны. К настоящему моменту все страны бывшего соцблока, кроме Сербии, либо уже являются членами НАТО, либо имеют подтвержденный план вступления в североатлантический альянс.

Подобная массовая переориентация государств, главным партнером которых никогда выступал СССР, может свидетельствовать о том, что это партнерство во многом не было добровольным.

В заключение

Подведем краткие итоги. После второй мировой войны в странах восточной и центральной Европы к власти пришли левые силы во многом при поддержке Советского Союза. Ими были выстроены политические режимы, в рамках которых практически полностью отсутствовала политическая конкуренция. В экономике для этих стран были характерны такие элементы, как национализация промышленности, коллективизация крестьянских хозяйств и господство плановой экономики.

В этих странах достаточно высокий уровень социальных гарантий государства перед населением сочетался с практически полным отсутствием гражданских прав и свобод. На рубеже 80-90 годов, отчасти в силу внутренних проблем, отчасти в силу ослабления контроля со стороны Советского Союза, в этих странах произошел процесс политической трансформации.

Коммунистические режимы пали, и произошла демократизация страны. В итоге сегодня для этих стран характерны такие элементы, как многопартийная политическая система, рыночная экономика и, так скажем, прозападная внешнеполитическая ориентация.

Читайте также: