Европа и сша между мировыми войнами кратко

Обновлено: 02.07.2024

Время между окончанием Первой и началом Второй мировой войны является одним из самых драматических периодов в истории человечества. Итоги Первой мировой войны оказались таковыми, что она не только не притупила остроту противоречий, но и породила новые.

Развитие ведущих мировых держав пошло в межвоенный период по трём основным направлениям. Первое направление составили главные победители — США, Англия и Франция. Как показало дальнейшее развитие событий, это направление оказалось наиболее перспективным и исторически прогрессивным.

Во-первых, в межвоенный период, в значительной мере — под воздействием уроков Мирового экономического кризиса 1929 — 1933 гг., сформировалось магистральное направление социально-экономического развития, в становлении которого ключевую роль сыграл так называемый Новый курс президента США Ф. Рузвельта. Суть Нового курса и связанного с ним направления социально-экономического составляет социально ориентированная рыночная экономика, когда государство активно участвует в регулировании отношений между предпринимателями и рабочими путём перераспределения доходов в пользу последних.

Во-вторых, в межвоенный период показала свою эффективность и политическая система названных государств — парламентская демократия, основанная на многопартийной системе. Новым явлением в политической жизни Англии и Франции межвоенного времени стало превращение рабочих и социал-демократических партий во влиятельную силу, оказывавшую заметное воздействие на формирование политического курса.

Во второй группе мировых держав (Германия, Италия, Япония) сформировались так называемые тоталитарные режимы. Причиной их становления стали огромные трудности экономического развития, с которыми столкнулись эти страны в 1920-е — 1930-е годы, а также слабость демократических традиций.

Для тоталитарных режимов было характерно установление полного контроля не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, подавление любых проявлений инакомыслия. Их относительная устойчивость объясняется тем, что тоталитарные режимы обеспечили резкое снижение уровня уголовной преступности и относительно высокий уровень доходов трудящихся за счёт установления жёсткого контроля за хозяйственной деятельностью частных предпринимателей. Важнейшим стержнем их идеологии являлся воинствующий шовинизм, который в германском фашизме приобрёл форму расизма.

Тоталитарные режимы провозгласили войну в качестве главного средства укрепления национального величия. Поэтому именно от них стала исходить угроза развязывания новой мировой войны. Первый очаг международной напряжённости возник в 1931 году на Дальнем Востоке, после того как Япония напала на Китай. Придя в 1933 году к власти в Германии, фашисты вышли из Лиги наций и, нарушая условия Версальской системы, приступили к перевооружению и многократному численному увеличению армии, не скрывая своих агрессивных намерений не только по отношению к ближайшим соседям, но и ко всему миру.

Третий вариант развития представлял образованный вокруг Советской России в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик. Политическое руководство СССР провозгласило курс на построение социализма, в порядке осуществления которого была создана своеобразная модель экономического и политического строя. Её подробный анализ целесообразно осуществить в рамках курса отечественной истории. СССР до середины 1930-х годов оставался за рамками сложившейся в межвоенный период системы международных отношений. Его взаимоотношения с другими странами регулировались двусторонними соглашениями. Основанием для непризнания СССР в качестве полноправного государства являлось прежде всего то обстоятельство, что в официальной идеологии видное место продолжала сохранять идея мировой пролетарской революции.

Однако в реальной международной политике правительство СССР проводило последовательную линию на поддержание мира. В сложившейся после прихода к власти в Германии фашистов ситуации СССР предпринял ряд шагов, направленных на предотвращение агрессии и создание в Европе системы коллективной безопасности. В 1934 году наша страна была принята в Лигу наций, а в 1935 году было заключено трёхстороннее соглашение между СССР, Францией и Чехословакией о взаимной помощи в случае нападения на одного из участников соглашения Германии.




Весной 1939 года немецко-фашистские войска, уже без всяких предварительных соглашений, перешли границу Чехословакии и оккупировали её территорию, причём президент Чехословакии Э. Бенеш отверг предложение СССР об оказании военной помощи, ссылаясь на текст договора 1935 года, предполагавший одновременные действия Чехословакии, Франции и Советского Союза. В апреле 1939 года Италия оккупировала территорию Албании.

В этой ситуации СССР выступил с предложением о создании в Европе системы коллективной безопасности. Летом 1939 г. в Москве проходили переговоры представителей Англии, Франции и СССР о мерах по её обеспечению, однако они оказались безрезультатными.

23 августа 1939 г. СССР заключил пакт о ненападении с фашистской Германией, к которому прилагался секретный протокол о разделе сфер влияния в Европе. Это была вынужденная мера советской дипломатии в условиях исключительно сложного сплетения международных противоречий и взаимного недоверия между великими державами.

Время между окончанием Первой и началом Второй мировой войны является одним из самых драматических периодов в истории человечества. Итоги Первой мировой войны оказались таковыми, что она не только не притупила остроту противоречий, но и породила новые.

Развитие ведущих мировых держав пошло в межвоенный период по трём основным направлениям. Первое направление составили главные победители — США, Англия и Франция. Как показало дальнейшее развитие событий, это направление оказалось наиболее перспективным и исторически прогрессивным.

Во-первых, в межвоенный период, в значительной мере — под воздействием уроков Мирового экономического кризиса 1929 — 1933 гг., сформировалось магистральное направление социально-экономического развития, в становлении которого ключевую роль сыграл так называемый Новый курс президента США Ф. Рузвельта. Суть Нового курса и связанного с ним направления социально-экономического составляет социально ориентированная рыночная экономика, когда государство активно участвует в регулировании отношений между предпринимателями и рабочими путём перераспределения доходов в пользу последних.

Во-вторых, в межвоенный период показала свою эффективность и политическая система названных государств — парламентская демократия, основанная на многопартийной системе. Новым явлением в политической жизни Англии и Франции межвоенного времени стало превращение рабочих и социал-демократических партий во влиятельную силу, оказывавшую заметное воздействие на формирование политического курса.

Во второй группе мировых держав (Германия, Италия, Япония) сформировались так называемые тоталитарные режимы. Причиной их становления стали огромные трудности экономического развития, с которыми столкнулись эти страны в 1920-е — 1930-е годы, а также слабость демократических традиций.

Для тоталитарных режимов было характерно установление полного контроля не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, подавление любых проявлений инакомыслия. Их относительная устойчивость объясняется тем, что тоталитарные режимы обеспечили резкое снижение уровня уголовной преступности и относительно высокий уровень доходов трудящихся за счёт установления жёсткого контроля за хозяйственной деятельностью частных предпринимателей. Важнейшим стержнем их идеологии являлся воинствующий шовинизм, который в германском фашизме приобрёл форму расизма.

Тоталитарные режимы провозгласили войну в качестве главного средства укрепления национального величия. Поэтому именно от них стала исходить угроза развязывания новой мировой войны. Первый очаг международной напряжённости возник в 1931 году на Дальнем Востоке, после того как Япония напала на Китай. Придя в 1933 году к власти в Германии, фашисты вышли из Лиги наций и, нарушая условия Версальской системы, приступили к перевооружению и многократному численному увеличению армии, не скрывая своих агрессивных намерений не только по отношению к ближайшим соседям, но и ко всему миру.

Третий вариант развития представлял образованный вокруг Советской России в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик. Политическое руководство СССР провозгласило курс на построение социализма, в порядке осуществления которого была создана своеобразная модель экономического и политического строя. Её подробный анализ целесообразно осуществить в рамках курса отечественной истории. СССР до середины 1930-х годов оставался за рамками сложившейся в межвоенный период системы международных отношений. Его взаимоотношения с другими странами регулировались двусторонними соглашениями. Основанием для непризнания СССР в качестве полноправного государства являлось прежде всего то обстоятельство, что в официальной идеологии видное место продолжала сохранять идея мировой пролетарской революции.

Однако в реальной международной политике правительство СССР проводило последовательную линию на поддержание мира. В сложившейся после прихода к власти в Германии фашистов ситуации СССР предпринял ряд шагов, направленных на предотвращение агрессии и создание в Европе системы коллективной безопасности. В 1934 году наша страна была принята в Лигу наций, а в 1935 году было заключено трёхстороннее соглашение между СССР, Францией и Чехословакией о взаимной помощи в случае нападения на одного из участников соглашения Германии.

Весной 1939 года немецко-фашистские войска, уже без всяких предварительных соглашений, перешли границу Чехословакии и оккупировали её территорию, причём президент Чехословакии Э. Бенеш отверг предложение СССР об оказании военной помощи, ссылаясь на текст договора 1935 года, предполагавший одновременные действия Чехословакии, Франции и Советского Союза. В апреле 1939 года Италия оккупировала территорию Албании.

В этой ситуации СССР выступил с предложением о создании в Европе системы коллективной безопасности. Летом 1939 г. в Москве проходили переговоры представителей Англии, Франции и СССР о мерах по её обеспечению, однако они оказались безрезультатными.

23 августа 1939 г. СССР заключил пакт о ненападении с фашистской Германией, к которому прилагался секретный протокол о разделе сфер влияния в Европе. Это была вынужденная мера советской дипломатии в условиях исключительно сложного сплетения международных противоречий и взаимного недоверия между великими державами.

Межвоенный период (Интербеллум) – период в истории между Первой и Второй Мировыми войнами. Охватывает временной промежуток с 1918 по 1939 год.

Изменения политической жизни

Первая Мировая война стала самым масштабным военным конфликтом в истории на тот момент и стала настоящим потрясением для всей Европы. Из-за роста социальных проблем и недовольства населения в целом, по всему континенту резко возросли революционные настроения. Четыре крупнейшие европейские империи - Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская – прекратили свое существование.

Первой революция охватила Россию. В 1917 году произошли февральская, а затем и октябрьская революции, в результате чего Россия стала республикой. Некоторые территории, например Финляндия, Украина и Польша, объявили о независимости. Нарушение привычного уклада жизни спровоцировало Гражданскую войну, которая продолжалась до 1922 года.

Не избежала народных волнений и Австро-Венгрия. На фоне разрухи, спровоцированной войной, росло недовольство рабочего класса, который и стал движущей силой революции. В 1918 году Венгрия объявила о независимости, а Австрия фактически стала маленькой немецкоязычной страной. Это событие окончательно закончило Первую Мировую войну, оставив Германскую империю без союзников.

Германская империя также не смогла пережить все тяготы войны. Революция, которая началась в конце 1918 года привела к падению империи. Германия стала республикой.

Завершение Первой Мировой войны и послевоенная жизнь

Точкой в Первой Мировой войне стало подписание Версальского договора, который во многом определил дальнейшую жизнь стран Европы и стал одной из предпосылок Второй Мировой войны. Вся ответственность за начало войны была возложена на Германию. Она должна была возместить все убытки странам Антанты, а также потеряла значительное количество территорий и населения. Воинская повинность в Германии была отменена, а численность армии не должна была превышать 100 000 человек. Все это вызвало сильное недовольство немецкого народа. Все это во многом способствовало появлению реваншизма и началу формирования фашизма. Особо тяжелым стал для немцев экономический кризис 1921-1923 годов, который привел к гиперинфляции.

Зарождение и становление фашизма

Еще одной страной, порабощенной фашизмом, стала Германия. В 30-е годы к власти пришла Национал-социалистическая партия под руководством Адольфа Гитлера. Немецкий тоталитаризм был схож с итальянским, но был более агрессивен. Пропагандировались антисемитизм, вождизм и идея уничтожения одних стран ради благополучия своей страны. Последствия Версальского соглашения и тяжелая экономическая ситуация стали невыносимыми для Германии. Немецкий народ чувствовал себя проигравшим. В такой ситуации умелая пропаганда и обещания лучшей жизни без труда смогли внушить людям идеи превосходства и необходимости отомстить обидчикам. Все это привело к тотальной диктатуре в Германии, и в дальнейшем стало причиной Второй Мировой войны.

США в межвоенный период. Экономический кризис 30-х годов

Так как страны Европы находились в финансовой зависимости от США, а их экономика сильно зависела от курса доллара, финансовый кризис отразился и на них.

СССР в межвоенный период

Экономический упадок и послевоенные трудности привели страну к нищете. Государство было вынуждено искать выходы из положения, в результате чего вводит новую, отличную от военной, экономическую систему, получившую название НЭП – новая экономическая политика. Новая экономика частично возрождала частное предпринимательство.

20-е и 30-е годы – период индустриализации и коллективизации, которые во многом способствовали наращиванию экономического потенциала СССР.

Мюнхенское соглашение и Пакт о ненападении

К концу 1930-х годов ситуация на Европейском континенте окончательно обострилась. Одним из важнейших событий стала встреча в 1938 году встреча глав Германии, Англии, Франции и Италии, которая завершилась подписанием Мюнхенского соглашения. Его предназначение – устранение территориальных претензий между государствами. Согласно документу, Чехословакия должна была уступить часть территории Германии, что и было сделано. Также Германией были подписаны декларации и ненападении с Англией и Францией.

Несмотря на все договоренности, дипломатия и переговоры не смогли дать существенного результата и 1 сентября 1939 года Третий Рейх напал на Польшу. Началась Вторая Мировая война.

После окончания Первой мировой войны Соединенные Штаты Америки оказались в очень выгодой ситуации. Они, в отличии от европейских стран, не получили существенных разрушений. Государственные монополии имели сверхдоходы с военных поставок.

ssha-mezhdu-mirovyimi-voynami

Экономический потенциал страны за время войны увеличился в несколько раз. США из вечного должника превратились в могучего кредитора. Страны послевоенной Европы задолжали США 11 млрд. долларов. Северная Америка входит в эпоху процветания, которую условно нарекут эпохой просперити.

Преодолев экономические проблемы и сократив расходы на оборонительный комплекс, США стали на путь экономики потребления. Сравнительно с началом ХХ века производство возросло на 65%.

Но тут же экономический кризис начала 30-х годов особенно сильно отразился на США: обанкротились несколько тысяч банков, разорились сотни тысяч фермеров. В свою острую фазу кризис вступил в 1933 году, тогда миллионы мелких вкладчиков буквально превратились в нищих.

Внешне политический курс Ф. Рузвельта состоял в идеи господства Америки в мировой политике. Но среди населения страны доминировали настроения изоляции, желание держатся на дистанции от неспокойного мира.

А, непосредственно, перед войной (1939г.) в этот закон вносятся существенные изменения. Основным аспектом этих изменений – возможность поставлять вооружение Франции и Великобритании. Дипломатические отношения США и СССР были сложными несмотря на обмен посольствами в 1933 году.


Тимофей Бордачев. Иллюстрация: obzor.lt

В основе этой иллюзии лежали две гипотезы. Во-первых, что в случае войны на Украине Америке придется увеличивать свои расходы в Европе. Во-вторых, что европейцы обладают некоторой (небольшой) степенью самостоятельности, если и не в мировых делах, то по крайней мере в определении собственной судьбы.

И действительно, Байден, как и Трамп, не оставлял сомнений в том, что намерен серьезно противостоять Китаю и ради этого даже может вступить в диалог с Москвой. Однако сейчас мы видим, что жизнь сложнее линейной логики, а эта самая логика может оказаться дорогой, ведущей в аналитическую пропасть. События последних дней показали: для американцев бросить Европу в топку новой холодной войны — это одно дело, а втягиваться самим — совсем другое. В настоящее время европейские страны, включая бывших нейтралов, рвут все связи с Россией, накачаны истерикой в отношении всего с нами связанного и становятся главными поставщиками вооружений Киеву. При этом Евросоюз рассматривает заявку Украины на вступление в эту организацию, что полностью меняет ее смысл.

В результате у Соединенных Штатов появляется свобода рук, которую они весьма берегли в обеих мировых войнах ХХ века. Американцы могут сейчас ничего особенного в Европе и не делать, ограничившись небольшими поставками оружия, основная масса которого идет на восточные рубежи Польши даже из таких, казалось бы, невинных стран, как Испания. Европа увлеченно разрушает остатки того, что могло обеспечить ей элементы стратегической автономии. Другими словами, новая война опять оказывается европейской и ведется руками преимущественно жителей Старого Света.

Американцы не собираются серьезно участвовать в борьбе на Украине и вокруг нее — им достаточно создать для европейцев безвыходную ситуацию и давить на них, толкая в сторону обрубания всех связей с Россией. C точки зрения Вашингтона, идеальной была бы ситуация вооруженного столкновения России и какой-либо европейской страны. Тем более что и в этом случае участие этого европейского государства в НАТО совершенно не гарантирует того, что США вступятся за него и станут рисковать своим выживанием в прямом конфликте со второй ядерной сверхдержавой. Другими словами — Америка может позволить конфликт с Россией при условии, что вести его будут европейцы.

Если мы исходим из такого предположения, то действия со стороны России, возможно, станут наиболее серьезными и поставят Вашингтон перед самым сложным выбором на манер того, с которым им пришлось иметь дело во время Карибского кризиса. Однако если мы понимаем, что Вашингтон не позволит этого Европе, то давить на США не имеет никакого смысла — проще оставить на границе Союзного государства с ЕС кровоточащую рану, возникновение которой и является, собственно говоря, целью США во всей комбинации по отвлечению сил России и Европы на борьбу друг с другом. И признав это, мы должны будем внимательно посмотреть уже на то, как эта борьба скажется на внутреннем российском развитии, поскольку она предстоит длительная. А сами США будут тем временем разворачивать наступление на азиатском театре.

Третья мировая война: эксперты рассказали о возможности реального военного конфликта между Россией и НАТО


Третья мировая война: начнется или нет: мнение эксперта

Завкафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова Андрей Кошкин прокомментировал слова президента США Джо Байдена о том, что Третья мировая война была бы альтернативой введённым против России санкциям. Эксперт же объяснил, в чём состоит роковой просчёт Вашингтона.

Возможна ли война между Россией и НАТО?

Правда ли что Россия готовится к войне с НАТО после 1 марта 2022?

Президент РФ Владимир Путин распорядился перевести российские силы сдерживания в особый режим несения службы. Об этом он заявил сегодня в ходе встрече в Кремле с главой Минобороны Сергеем Шойгу и его первым замом Валерием Герасимовым.

Как, в частности, уточняется на сайте Минобороны РФ, стратегические силы сдерживания (СНС) — это основа боевой мощи ВС РФ, предназначенные для сдерживания агрессии против РФ и ее союзников, а также разгрома агрессора в войне с применением различных видов оружия, в том числе ядерного. Основу СНС составляют стратегические ядерные силы, в которые входят Ракетные войска стратегического назначения.

Возможно ли начало войны России с НАТО: мнение главы МИД Великобритании

Возможна ли война между Россией и НАТО?

Руководитель МИД Великобритании Лиз Трасс пригрозила, что ситуация на Украине в конечном итоге может перерасти в конфликт с НАТО.

Риски войны между НАТО и Россией оценил немецкий эксперт

Возможна ли война между Россией и НАТО?

Происходящее сегодня на Украине ведет к тому, что уже в ближайшие часы или дни российские и белорусские войска окажутся у границ НАТО. Об этом заявил эксперт по безопасности из Института по изучению мира и политики безопасности в Гамбурге Ульрих Кюн.

По мнению эксперта, это означает риск возникновения непреднамеренной эскалации.

Он напомнил, что президент США Джо Байден и другие лидеры стран НАТО подчеркнули, что не будут отправлять войска альянса на Украину. При этом были заявления западных деятелей и о том, что в случае вторжения РФ на Украину будет поставляться оружие, что украинских военнослужащих начнут тренировать на территории стран НАТО, а затем отправлять на Украину.

Он также назвал три возможных сценария.

Согласно первому сценарию, российские самолеты могут случайно нарушить воздушное пространство стран НАТО.

Еще один возможный сценарий предполагает следующее: правительства некоторых западных стран предлагают наращивать поставки на Украину вооружений, в том числе тяжелых.

Вместе с тем он считает, что Россия не будет преднамеренно вести дело к эскалации конфликта с НАТО.

Военный конфликт России с НАТО из-за событий на Украине допустили британцы

Возможна ли война между Россией и НАТО?

Между Россией и НАТО может возникнуть конфликт из-за событий на Украине. Такой сценарий допустила глава МИД Великобритании Лиз Трасс в интервью телеканалу Sky News.

По словам политика, кризис может продлиться долгое время из-за военного потенциала России. Она также отметила, что потребуется время для того, чтобы введенные Западом санкции ослабили российскую экономику.

Читайте также: