Еврейский вопрос в российской империи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Еврейский вопрос в Российской империи XIX века

Присоединив Польшу, Российская империя стала страной с самой высокой численностью еврейского населения: к концу XIX века тут проживало более половины (56%) всех иудеев мира. На протяжении предыдущего столетия евреи хаотично населяли европейские страны, причем правительства старались не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Потому такие еврейские общины становились своеобразными миниатюрными государствами, которые порой немало страдали от притеснений и социальных несправедливостей.В обществе сложилось мнение, что евреи лишились лояльности к государству

Царь-реформатор Александр II склонялся к идее либерализации юридических норм по отношению к еврейскому населению. Так, в 1859 году была ликвидирована черта оседлости (граница, дальше которой евреям запрещено было селиться) для наиболее зажиточных представителей — купцов 1-ой гильдии и иностранцев.Проживание евреев разрешалось в специальных городах и местечках

В 1861 году евреи получают право устраиваться на государственные должности, а богатейший город Киев становится центром еврейской торговли. Решение еврейского вопроса осуществляется поступательно: в 1865 году все ремесленники-евреи и их семьи могут переселяться за черту оседлости, а в 1867 году такие привилегии получают и все, отслужившие в армии. Однако, император так и не решился на самую ожидаемую меру — полную отмену черты оседлости.

В конце 1870-х – начале 1880-х годов возникает водораздел между космополитическим и национальным направлениями в российском еврействе. Этому способствовали европейская атмосфера, в которой накалялась национальная идея, а также ухудшение отношения к евреям в русском обществе. Роковую роль и в этом сыграло цареубийство.

Лишившись возможности получения высшего образования на родине, дети многих зажиточных евреев уезжали в европейские университеты, возвращаясь потом в Россию в статусе широко образованных специалистов, решительно настроенных на достижение равноправия и гражданских свобод для своих соотечественников. Возможно, это обстоятельство может частично объяснить, почему многие талантливые еврейские юноши сильно радикализировались и стали принимать активное участие в деятельности разнообразных революционных групп и кружков. В ответ на это правительство принимает еще ряд ограничений для еврейского населения:

прекращается выдача лицензий на занятие адвокатской практикой, евреям запрещается участвовать в земских выборах. Безусловно, все обязанности по отношению к государству (сбор податей и налогов) сохранялись в полной мере. Ряд наиболее либеральных сановников во главе с членом Государственного совета графом Константином Ивановичем Паленом представляют императору в 1888 году доклад, в котором настойчиво рекомендуют наделить 5 миллионов евреев всей полнотой гражданских прав во избежание радикализации их настроения. Однако, Александр III не внял советам своих приближенных и проигнорировал изложенные в докладе рекомендации.

Важным этапом, значительно усилившим революционные настроения в рядах русского еврейства, стала серия еврейских погромов (наиболее трагичный из них — в Кишиневе в 1903 году), вызвавшая широчайший общественный резонанс. Дальнейших путей в окончательном решении еврейского вопроса виделось два: либо использование самых жестоких методов для отвоевания своих прав, в том числе и террористических, либо активное участие в деятельности появившегося сословно-представительного органа — в Государственной Думе.

В начале ХХ века многие были убеждены, что евреи устроили революцию из-за своей дискриминации в царской России.

Начало

Когда в 1563 году, во время Ливонской войны, русские войска взяли Полоцк, то евреев стали насильно крестить. Отказавшихся три сотни евреев утопили в Двине.

В середине XVII века Россия присоединила к себе от Польши большую часть Украины. Евреям, которых не успели вырезать казаки Богдана Хмельницкого, было при этом приказано выбирать между крещением или изгнанием.

Вместе с тем, крещёные евреи уже с начала XVIII века пользовались всеми возможными правами. Пётр Шафиров и ещё несколько выкрестов входили в плеяду видных деятелей времён Петра Великого. В это же время евреи начинают селиться в приграничных с Польшей областях России. Были евреи и в недавно присоединённой Прибалтике.

В течение XVIII века сначала Екатерина I, потом Елизавета Петровна издавали указы о выселении всех иудеев за пределы Российской империи.

Черта оседлости

При Екатерине II Россия в результате разделов Польши присоединила к себе Литву, Белоруссию и Правобережную Украину, где проживало больше миллиона евреев. Вместо выселения русское правительство ввело так называемую черту оседлости. Евреям запрещалось селиться за пределами этой черты, включавшей вновь присоединённые земли бывшей Польши и Прибалтику.

Помимо черты оседлости, на евреев налагались другие ограничения. Им в разное время запрещалось заниматься некоторыми промыслами, которые разоряли местных крестьян: шинкарством, ростовщичеством. Правительство пыталось переселить всех евреев из сельских местечек в города.

Однако дискриминация затрагивала только бедную еврейскую массу. Вне черты оседлости в XIX веке было разрешено проживать таким категориям евреев: закончившим университет, купцам первой гильдии, медицинским работникам, ремесленникам. Богатые еврейские банкиры и промышленники Гинцбурги, Рубинштейны, Поляковы и др. входили в буржуазную элиту Империи, с ними считались при Царском дворе.

Крещёным евреям был открыт путь на все ступени карьерной лестницы. Московский генерал-губернатор Гершельман, дворцовый комендант Гессе, ряд других высокопоставленных деятелей администрации Николая II были выкрестами.

Теодор Рузвельт - Николаю II: "Прекратите жестокое притеснение евреев. Теперь, когда у вас внешний мир, почему бы не жить в мире и внутри границ России? Американская карикатура, 1906 год.

Теодор Рузвельт - Николаю II: "Прекратите жестокое притеснение евреев. Теперь, когда у вас внешний мир, почему бы не жить в мире и внутри границ России? Американская карикатура, 1906 год.

Погромы и революция

Стремясь ограничить получение евреями высшего образования, министр народного просвещения при Александре III граф Дмитрий Толстой ввёл норму приёма евреев в высшие учебные заведения – не больше трёх процентов в Петербурге и Москве и пяти процентов в остальных городах. Это при том, что в Одессе, например, евреев было 40% населения города, а в Вильне – больше половины.

В 1915 году, в связи с отступлением русских войск на фронте Первой мировой войны, власти зачем-то начали принудительную эвакуацию всех евреев из приграничных областей вглубь страны. Из-за этого пришлось отменить черту оседлости. Многие из переселенных евреев, оторванные от родных жилищ, озлобленные, составили кадры разразившейся вскоре революции большевиков.

Иссахар-Бер Рыбак. Евреи бегут от погрома

История бегства и депортации евреев, продиктованная преимущественно антисемитизмом, берет начало еще в античные времена — впервые о еврейских беженцах упоминается в Библии. Только до начала нашей эры имели место несколько насильственных выселений евреев из Израильского царства после его захвата Ассирией — из Иудеи, Рима, Палестины, Александрии. В Средние века депортации носили довольно частый характер, особенно на территории Европы, где евреев винили в неурожаях, распространении болезней и других проблемах. В тот же период евреев стали обвинять в убийствах христиан в ритуальных целях.

Порой преследования были продиктованы религиозными мотивами. В Испании в 589 году было принято католичество, а в 613 году с территории страны были изгнаны евреи, отказавшиеся принять крещение. В 1492 году ситуация повторилась: евреи были обязаны либо креститься, либо покинуть страну. Аналогичные требования предъявлялись евреям и во Франции и Австрии.

В Швейцарии, Германии, Португалии происходили погромы и массовые казни.

В Киевской Руси еврейский погром произошел в 1113 году во время волнений, связанных со смертью князя Святополка Изяславича и борьбой за власть.

13 декабря 1742 года дочь Екатерины I и Петра I, императрица Елизавета Петровна издала новый указ –

В 1743 году Генеральная войсковая канцелярия Малороссии и Лифляндская губернская канцелярия предъявили императрице ходатайство, в котором просили разрешить въезд в страну купцам-евреям и рассказывали об огромной выгоде такого решения для государственной казны.

А в 1791 году, когда после Второго раздела Речи Посполитой во власти Российской Империи оказались ее восточные территории вместе с местным еврейским населением, императрица Екатерина II обозначила границы территорий, за которыми запрещалось проживать евреям. Черта постоянной еврейской оседлости охватывала более 1200 тыс. км² и включала в себя населенные пункты в Литве, Белоруссии, Царстве Польском, части территории современной Украины.

С приходом к власти императора Александра II получили разрешение проживать за пределами черты оседлости купцы первой гильдии (категория зависела от суммы капитала, которой располагал купец). Позже ограничения были сняты с евреев с высшим образованием, врачей, цеховых ремесленников, отслуживших рекрутов.

К концу XIX века на территории Российской Империи проживало около пяти млн евреев. При этом лишь около 200 тыс. имели право проживать вне черты оседлости. Сложности, связанные с выходом за пределы черты оседлости, привели к эмиграции — с 1881 по 1914 год из России в США перебралось около 1,5 млн евреев.

Черту оседлости отменило Временное правительство после Февральской революции 1917 года.

Несмотря на то, что евреи были уравнены в правах с прочими гражданами, во время гражданской войны 1917-1923 годов они сильно пострадали от прокатившейся по стране волне погромов.

С конца 1920-х годов в Приамурье началась подготовка к созданию еврейской национальной автономии. Еврейская автономная область была образована в 1934 году. Она граничит с Китаем, Амурской областью и Хабаровским краем. Несмотря на то, что область создавалась как территория для переселенцев, к настоящему времени основная часть еврейского населения покинула ее из-за крайне низкого уровня жизни (в 1994-1998 годах из ЕАО в Израиль уехало более половины евреев).

В 2010 году в области проживало 1628 евреев — менее 1% населения. Существуют проекты по присоединению ЕАО к Хабаровскому краю и Амурской области.

Евреи и национальный вопрос в российской империи

Мнения

И все же, главным вопросом следует признать еврейский, по той хотя бы причине, что еврейские парни будут играть значительную роль в боевой организации эсеров и в партии большевиков, а именно это и есть цель нашего исследования, выявление причин русской революции. Как же они туда, в эти организации попали? Может быть, следует называть русскую революцию не русской, а еврейской, как это и делали часто политические противники большевиков, и свои, белогвардейские, и западные расисты, от Киплинга до Гитлера?

В допетровские времена к евреям в России относились так же, как и к татарам (Карамзины), или немцам (Фонвизины), или любому другому этносу, т. е. предлагали принять православие и перейти на государеву службу.

Когда русские в 1654 году отбили у поляков Смоленск, несколько тамошних евреев: Шафировы, Веселовские, Аршеневские, — крестились и очень быстро сделали сногсшибательную карьеру. Петр Шафиров, например, дослужился до вице-канцлера и президента Коммерц-коллегии, т. е. министра внешнеэкономических связей.

Дело было, я думаю, не в религиозном вопросе, и не в национальном, а в экономическом. И Петр, и его дочь Елисавета придерживались протекционистской экономической политики, т. е. не доверяли западному капиталу и никаких евреев в России видеть не желали, потому что это была угроза русским купцам.

Евреи появились в России оттуда же, откуда и поляки, после разделов Речи Посполитой в 1772—95 гг. Когда русские оттяпали у поляков Белоруссию, Литву и Правобережную Украину, выяснилось, что на этих территориях очень много евреев. От 12% до 20% всего населения, по разным оценкам, были евреи.

То, что все евреи религиозны и должны ходить в синагогу, придумали еврейские националисты — сионисты, которые основали государство Израиль и утвердили иудаизм в качестве государственной религии. Сионизм начинался как светское явление, но очень быстро скатился в религиозное, по той же причине, по которой русские патриоты и почвенники в 9 случаях из 10 становятся православными фундаменталистами: религия — очень удобный инструмент пропаганды и скрепляющий национальную идею фактор.

Александр Исаевич (как и всегда, впрочем) абсолютно прав. Это такой же примитивный прием, как и утверждение о том, что все русские должны быть православными и носить бороду. У каждого народа, если посмотреть, есть свои националисты, но мы же не считаем, что Джон Маккейн — это типичный американец, или Жириновский — типичный русский. Для меня лично типичный американец — это пронырливый Том Сойер, а типичный русский — Сергей Есенин, который то пьянствует, то молится, то женится на Айседоре Дункан.

А это неправильно, когда человек не знает, чем ему заняться, особенно если человек пассионарный (а евреи очень пассионарны). Люди этого не любят. Люди любят, когда есть идея, за которую можно сражаться.

Таких идей в конце XIX века евреям было предложено две:

Традиционные еврейские занятия стали вытесняться этими двумя идеями.
Были, конечно, и другие способы приложить к чему-нибудь свою пассионарность, например, бизнесом заняться, или искусством, как Шагал, или наукой, как Эйнштейн, или кинематографом, как Адольф Цукор, или радио, как Давид Сарнов, или даже магией, как Гарри Гудини. Но это все уже не идея, это, скорее, любимое занятие, которому можно посвятить жизнь и которое может превратиться в идею, лично твою. А вот массово были только эти два пути: строить еврейское государство или взрывать. Это были пути, которые политически были очевидны.

Замечу, что до конца XIX столетия евреи ни в какую Палестину не собирались. Люди, которые живут не в своей, не родной стране, вообще, делают это всегда сознательно. Значит, в этой стране у них есть какое-то дело, бизнес, связи, возможности. А тут вдруг они почему-то засуетились.
То есть что-то такое произошло в конце XIX столетия, отчего евреи стали Европу массово покидать и уезжать либо в Палестину, либо в США. И здесь нельзя ссылаться на Гитлера, или на жуткие репрессии царского правительства. Гитлер был уже в самом трагическом конце этой симфонии, когда еврейское государство в Палестине было фактически создано.

Царское правительство вполне терпимо к евреям относилось. Да, им не давали без указа императора покидать черту оседлости, но в такой черте (мы видели это) жили и все русские крестьяне, у которых не было паспортов.

Интеллигентным евреям, условному Левитану и Пастернаку, жить в городе никто не мешал. Да, таким людям приходилось, как правило, креститься, но согласитесь, что и мне, ежели я вдруг обнаружу в почтовом ящике приглашение из государства Израиль, придется-таки сделать обрезание.

Что же произошло? А произошло то, о чем мы неоднократно уже говорили. Изменилась экономика. Мир вступил в фазу капитализма, которую Ленин назвал империалистической. Из-за глобализации резко возросла конкуренция, на всех уровнях, и на уровне национальных экономик (мы знаем уже, как сцепились за хлебный рынок Россия и Америка), и низовом уровне, том уровне, которые люди непосредственно ощущают.

Бедность! Вот пассионарные евреи и бежали-то оттуда, кто в Америку, деньги зарабатывать, кто в Палестину, национальное государство строить, а третьи, кто не был религиозен и капиталистических идей тоже не разделял, подались в революцию. Все ясно, как Божий день, и не нужно здесь городить огород, на предмет зверств казаков и черносотенцев. Казаки и черносотенцы появятся только когда бедные евреи, у которых от голода зуб на зуб уже не попадал, побегут, как и русские крестьяне в 1891-92 гг, в большие города, в Киев, в Одессу, к тамошним еврейским родственникам, чтобы добыть хоть какое-то пропитание и свести концы с концами, тут уже да, у них начнутся серьезные проблемы, как у любых мигрантов и гастарбайтеров.

В Российской империи конца XIX столетия была очевидная химера, связанная с тем, что при Петре и Екатерине в состав России вошли народы, которые были России чужды. Это не были православные народы, или армяне, или башкиры, с которыми русские всегда дружили и сейчас дружат. Это были немцы, поляки и евреи, с которыми у русских никак не могло возникнуть дружбы, не потому что русские плохие, или поляки плохие, или евреи, а просто в силу разницы взглядов, менталитетов.

К сожалению, Российская империя оказалась государством нежизнеспособным. Дряхлая элита и жалкое правительство не сообразили, что нужны срочные изменения, прежде всего, в экономической и национальной политике. Россия наследовала у Польши и Швеции этническую химеру и не заметила этого. Нужна была экстренная либерализация, чтобы Россия сохранилась как суперэтническая целостность, а не раскололась на несколько моноэтничных государств, выжить которые в глобальном мире без потери национальной идентичности не могут. Та же ситуация, к еще большему сожалению, повторится зеркально и в 1991 году, при этом негативные эффекты такой либерализации придется еще очень долго расхлебывать.

Читайте также: