Евреи на кубани кратко

Обновлено: 02.07.2024

На Кубани до Второй мировой войны евреев было мало. Только в Краснодаре и Армавире был заметный процент еврейского населения. Но во время войны, в 1941–42 годах на Кубань попало много евреев, бежавших с Украины при ее оккупации немецкими войсками. Кроме того, на Кубань были эвакуированы многие ленинградские детские дома и детские сады, где было значительное число еврейских детей.

Бежавшие с Украины и эвакуированные из Ленинграда еврейские женщины и мужчины, старики и дети подвергались уничтожению на Кубани.

В период отступления Красной армии я видел несчастные еврейские семьи с жалким скарбом или вовсе без вещей, передвигавшиеся по дорогам Украины, Дона и Кубани, чтобы укрыться где-либо от грозящей опасности. Но на Кубани эти еврейские беженцы были настигнуты немецкой армией. Здесь так же, как и во всех других районах СССР, оккупированных немцами, уничтожение евреев проводилось лишь под общим руководством немецких властей. Решающую же роль в выявлении, задержании и уничтожении евреев играли старосты, жандармы, полицейские, т. е. представители местного населения.

Так, в станице Успенской на Кубани начальник волостной полиции Ветров лично расстрелял из пистолета 315 евреев. Перед вырытым рвом были поставлены обреченные на смерть евреи — женщины, мужчины, старики, дети. Их охраняли полицейские. А начальник волостной полиции Ветров передвигался вдоль стоявших у рва евреев и расстреливал их из пистолета почти в упор. Среди стоявших была молодая еврейка с Украины по фамилии Молдавская. Рядом стояли ее отец, мать, братья и сестры. Все они были уничтожены. Лишь Молдавской удалось бежать. Она воспользовалась моментом, когда внимание было сосредоточено на том конце стоявших, где раздались выстрелы, а она была в другом конце. Молдавская стремглав юркнула под покровом темноты в кукурузу, убежала из станицы Успенской и на протяжении семи месяцев немецкой оккупации Кубани скрывалась у русской женщины в селе Конаково, находящемся в 7 км от станицы Успенской.

Ветров при отходе немецких войск бежал с немцами, но был пойман и возвращен на место совершения преступлений. Когда его судили и приговорили к расстрелу, то Молдавская была главным свидетелем. Она была важным свидетелем и при рассмотрении в нашем Военном трибунале дела по обвинению старосты станицы Успенской, ибо дала показания об обнаруженных в доме старосты вещах, которые раньше принадлежали ее уничтоженной семье.

На Кубани в период немецкой оккупации большое число местных жителей служило в полиции и жандармерии. Считалось, что невозможно осудить всех, служивших в полиции. Военным трибуналом было дано указание, кого и как судить из числа бывших полицейских. Если человек служил в полиции, но активности не проявлял, то его вообще не судили. Если служил в полиции и проявлял активность, то ему грозило лишение свободы на срок до 10 лет. Если принимал участие в избиениях или издевательствах над советскими гражданами и военнопленными, то мог быть осужден к каторжным работам. Если принимал участие в уничтожении советских граждан и военнопленных, то мог быть приговорен к расстрелу, а после вступления в силу Указа Президиума Верховного Совета от 19 апреля 1943 года — к смертной казни через повешение.

Та или другая степень участия полицейских и старост в карательных операциях, в том числе в операциях по уничтожению евреев, выявлялась подчас случайно. Помню, приехал наш Военный трибунал из Армавира в одну из кубанских станиц рассматривать ряд дел. Трибунал должен был судить среди других полицейского, которого в этой станице все хорошо знали. До службы в полиции, в советское время, он работал киномехаником, а это лицо в сельской местности всегда известное. Он служил активно в полиции и скорее всего должен был быть осужден к лишению свободы. Как-то вечером я беседовал с хозяйкой дома, в котором поселился в этой станице на время выездной сессии нашего Военного трибунала. Она мне рассказала, что этот полицейский, бывший киномеханик, в день, когда расстреливали евреев, заходил к ней в дом одолжить лопату. Ее рассказ нуждался в проверке. Но при подтверждении это означало, что бывший киномеханик по крайней мере закапывал трупы, а может быть, и участвовал в расстреле. В этом случае ему грозило уже не лишение свободы, а каторжные работы или смертная казнь.

Глава 6. Еврейская семейная служба

Глава 6. Еврейская семейная служба НА ПРОТЯЖЕНИИ всего последнего года перед нашим отъездом на Тайвань и целых двух лет после нашего возвращения Барбара многократно обращалась к врачам в поисках профессионального совета и помощи против бесплодия.Все эти обследования

Глава 2. Еврейская школа

Глава 2. Еврейская школа НА ЗАСЕДАНИЯХ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО совета Еврейской школы во главе угла постоянно стоял финансовый вопрос. Будучи новичком в совете, я тем не менее довольно быстро понял, что прямым следствием нелегких финансовых условий, в которых вечно находилась

Еврейская проблема в партизанском движении

Еврейская проблема в партизанском движении Партизанское движение сыграло огромную роль в жизни еврейства оккупированных областей, или, точнее: в жизни той незначительной части еврейства, которой удалось пережить голгофу 1941/44 годов. Пока война продолжалась, мы знали о

ЕВРЕЙСКАЯ ЦЕНЗУРА

ЕВРЕЙСКАЯ ЦЕНЗУРА Когда начали снимать в Израиле, я совершил необдуманный поступок. Собрал израильскую группу и спросил, нет ли в сценарии чего-нибудь обидного для израильтян.— Мне важно, чтобы в нашем фильме этого не было.И получил замечания.— Все хорошо, — сказала

Миф № 1 ЕВРЕЙСКАЯ КРОВЬ ГИТЛЕРА

Миф № 1 ЕВРЕЙСКАЯ КРОВЬ ГИТЛЕРА Каждый раз, когда пишется биография какого-нибудь деятеля, оставившего глубокий след в истории, ее автор начинает с выяснения родословной своего персонажа. Вполне разумный и оправданный шаг – в конечном счете от того, в какой среде

ЕВРЕЙСКАЯ ПУЛЯ ДЛЯ СИМОНА ПЕТЛЮРЫ

ЕВРЕЙСКАЯ ПУЛЯ ДЛЯ СИМОНА ПЕТЛЮРЫ Должен признаться, что над этим разделом протокола допроса мне пришлось изрядно потрудиться. То ли потому, что следователь Шейн был не очень грамотным человеком, то ли история Петлюры его не очень интересовала, но все, что касается этого

ЕВРЕЙСКАЯ РОДОСЛОВНАЯ

Еврейская лимита и парижская доброта

Еврейская тематика

Еврейская тематика 1Говоря об отношении Галича к религии, нельзя пройти мимо его отношения к еврейству. Вряд ли можно найти поэта, который бы в равной (и значительной) степени ощущал себя евреем и христианином. Никто с такой силой и яростью, как Галич, не обличал

Глава 7 Еврейская свадьба

Глава 7 Еврейская свадьба После пяти месяцев ожесточенных боев за город, в которых погибло более миллиона человек, битва за Сталинград окончилась победой советских войск 31 января 1943 года, когда маршал Фридрих Паулюс, командир шестой немецкой армии, и его штаб сдались. Сын

ЕВРЕЙСКАЯ ПОБЕДА

ЕВРЕЙСКАЯ ПОБЕДА Будем иметь мужество сознаться, что в деле Бейлиса Россия понесла поражение. Без долгих доказательств – попробуйте прислушаться к вашему сердцу, к вашему внутреннему чувству, – разве не тяжело ему? Очень тяжело. Вопрос не в Бейлисе, а в том, что не нашли

Глава III Трагедия страны — это и моя личная трагедия

Глава III Трагедия страны — это и моя личная трагедия Проведение учений и сборов в Прикарпатском военном округе для руководящего состава Сухопутных войск. Вести 16 августа 1991 года. Встречи 17 августа. Поездка 18 августа к Горбачеву в Крым. Мои действия в Киеве. Убийственные

НА КУБАНИ

НА КУБАНИ В Лежанке добровольцы простояли полтора дня. Утром 23 февраля (8 марта) армия вновь тронулась в путь и уже вскоре вступила в пределы Кубанской области. К вечеру остановились в станице Плосской. Местные жители оказались радушны и приветливы. Это стало неожиданным

Глава седьмая ЕВРЕЙСКАЯ ТЕМА

Еврейская молитва

"МК" на Кубани" регулярно освещает жизнь крупнейших религиозных конфессий Кубани. Издание уже писало об исламе и отдельных ветвях христианской церкви. Сегодня разговор пойдет о проблемах, чаяниях и надеждах еврейской общины Краснодара.

История кубанского еврейства насчитывает уже не один век. В середине первого тысячелетия нашей эры началось освоение Кавказа горскими евреями. Несмотря на свою малочисленность, они оставили заметный след в истории и культуре всего региона. В средние века иудаизм был распространен в Тьмутаракани - свидетельства об этом сохранились в письменных источниках. Большое количество евреев переселилось на Кубань в результате разделов Польши, и, как ни удивительно, разгрома Запорожской Сечи. Поэтому даже в конце 19 века в газетах попадались такие заметки: "В Екатеринодаре можно увидеть в синагоге казаков, увлеченных молитвой. Они говорят по-русски, считаются коренными казаками, имеют земельные наделы и отбывают воинскую повинность. Они населяют две крупные станицы в Кубанской области, ведут себя строго религиозно и стараются поддерживать связь с еврейством". Конечно, далеко не все в жизни местного еврейства было гладко: черта оседлости, еврейские погромы. Потом �Великая Отечественная Война. По официальным данным, за время оккупации было расстреляно почти 30 тысяч евреев, пополнивших печальный список жертв Холокоста.

Однако община выжила. И сегодня на вопросы корреспондента "МК" отвечает ее председатель Юрий Изяславович Ткач.

Юрий Изяславович, как долго существует еврейская община, председателем которой вы являетесь?

Община существует уже больше десяти лет.

А как краснодарские евреи сохраняли свою национальную идентичность до этого? В советское время ведь с "еврейским вопросом" не все было гладко

Национальная идентичность еврея передается ему от еврейской мамы и не может никуда деться. Мы очень дружный народ и даже в то время, когда община не существовала официально, евреи молились, общались, и помогали друг другу. Всегда были люди, которые даже в то сложное время объединяли других, и к которым всегда приходили за помощью или за советом. Мы все знаем семью Авратинер, как и в те времена, эта семья и сейчас много делает для евреев Краснодара.

А много ли евреев сейчас живет на Кубани? Не так давно в некоторых средствах массовой информации проходили данные, что по всей России количество евреев серьезно занижено. Так, называются цифры в 700 тысяч, не учтенных в последней переписи евреев.

Какие связи у вашей общины с государством Израиль?

Дружеские и родственные. Многие члены нашей общины имеют родственников в Израиле, регулярно посещают их, кто-то имеет двойное гражданство. После того, как появился прямой самолет из Краснодара в Тель-Авив, общение стало доступнее.

Как известно, в Краснодаре уже год нет раввина. Почему возникла такая ситуация?

Ему просто не дали рабочую визу в УФМС. Как нам стало известно, он по каким-то непонятным причинам был внесен в список лиц, пребывание которых на территории Российской Федерации не желательно. Мы пытались выяснить, почему так произошло, но никаких официальных комментариев не получили.

А что община думает о причинах случившегося?

Весь год вся община надеялась, что наш раввин Шнеор Сегаль вернется, мы не понимаем, почему это произошло. Все мы знаем, что раввин Сегаль �законопослушный и порядочный человек, но до сих пор, никто не уведомил его о причинах внесения в этот список, и нам никто из официальных органов не дал объяснений.

Такая ситуация сложилась только в столице Кубани?

Нет, это происходит не в первый раз. Уже подобное произошло в Ростове, Ставрополе, Астрахани. Теперь вот в Сочи.

И как община обходится без раввина?

Приходится очень тяжело, конечно, но нам помогает Федерация Еврейских общин России. На праздники к нам обычно направляют молодых ребят, будущих раввинов. Для них это хорошая практика, а для нас неоценимая помощь. За этот трудный прожитый год еврейская жизнь в Краснодаре совершенно не ослабла, а в чем-то даже укрепилась. Появились новые члены общины, прибавились уроки изучения Торы. На праздники приходит много молодежи.

Синагоги в Краснодаре тоже нет, в то время как свои храмы есть, кажется, у всех конфессий и церквей

Это замечание в точку. В Краснодаре была синагога – на улице Ленина - но к концу сороковых годов ее отобрали, и до настоящего времени там размещаются различные государственные учреждения. Несколько лет назад нам обещали выделить участок под строительство синагоги, но до сих пор решения о выделении земли нет.

А какова сейчас ситуация со старым еврейским кладбищем?

На территории кладбища регулярно скашивается трава, кладбище всегда убрано и ухожено. Конечно, там есть разрушенные могилы, но со временем мы их восстановим.

Сталкивались ли вы с проявлениями антисемитизма?

Не особенно. Вообще же Краснодарский край, несмотря на все предрассудки, достаточно спокойный в этом плане регион. Антисемитизм – проявление глупости и злости. Значит, на Кубани люди в большинстве своем умные и добрые. Хотя ситуация с раввином и синагогой, конечно, настораживает. Меньше всего мне бы хотелось видеть в ней антисемитизм, но определенная системность налицо.

Перейдем к более светлым темам. Недавно еврейские общины по всему миру праздновали Новый Год. Как это прошло в Краснодаре?

Да, Новый Год и наш главный, самый святой день в году - Йом Кипур. Прошло все замечательно! Было много молодежи: примерно половина из присутствующих. Очень радует, что наша община молодеет, что новое поколение бережно хранит свои традиции, не теряет своих корней.

Статьи

В Краснодаре пройдет бесплатная экскурсия по главной улице города

Исторические достопримечательности Новороссийска "подпишут" QR-кодами

Власти Новороссийска решили присвоить всем значимым историческим объектам мультипаспорт.

Памятник воинам-интернационалистам появится в сквере Сочи

В Комсомольском сквере Сочи в начале мая откроют памятник воинам-интернационалистам. Он установлен по инициативе ветеранских организаций.

В Сочи откроют бюст Героя Советского Союза Малышева

Сегодня, 6 мая, в Лазаревском районе Сочи состоится церемония открытия бюста героя Советского Союза Алексея Малышева.

Знаменитый советский поэт и переводчик Самуил Маршак жил в Краснодаре с 1920 по 1922 год.

Лечили, строили, воевали

Во время переселения казаков на Кубань вместе с ними постепенно прибыли несколько тысяч евреев. Одним из атаманов черноморского казачьего войска был Фёдор Бурсак. Он родился на Слобожанщине (историческая область на северо-востоке современной Украины и юго-западе Черноземья в России) в 1750 году и его настоящая дворянская фамилия - Антонович. В Запорожской Сечи получил новую фамилию-прозвище – Бурсак (от общежития-бурсы, в которой он жил во время учёбы в Киеве). Погиб в 1827 году.

Иван Немчинский с сыном Алексеем.

Со временем в Екатеринодаре появилось еврейское кладбище, по улице Бабушкина сохранилась небольшая его часть, и синагога 1881 года. Сейчас это жилой дом.

В Первую мировую Иван Дицман арендовал дом для беженцев, в 1918 году пожертвовал миллион рублей в пользу раненых русских солдат и эмигрировал в Европу.

В дореволюционном Екатеринодаре был известен врач общей практики Моисей Каплан. Пациентов он принимал в своём здании по улице Гимназической (ныне ЗАГС Центрального округа Краснодара). Архитектор Фёдор Исаевич Меерович построил в Екатеринодаре в 1912 году Большую Московскую гостиницу, а также роддом № 1 на углу улиц Гимназической и Седина. Знаменит в городе был и купец Моисей Рувинский. Популярны в Екатеринодаре были часовой магазин Ильи Каменского, кондитерская Алутнера, магазин готового платья Хотмахера и другие.

В Краснодаре с марта 1920 по май 1922 года жил и работал по адресу Янковского, 32 (ныне поликлиника № 4) знаменитый советский поэт и переводчик Самуил Маршак. Он организовал в городе комплекс культурных учреждений для детей, в частности, создал один из первых в России детских театров и писал для него пьесы. Кроме того, работал в областном отделе народного образования и его журнале, а также преподавал английский язык и историю драматической литературы в Кубанском университете и Кубанском политехническом институте.

Многие традиции арабов переплелись с российскими.

В битве за Новороссийск


В битвах за Новороссийск командовал 192-й танковой бригадой полковник Моисей Каневский, а 144-м батальоном морской пехоты – капитан Абрам Фишер.

Под Новороссийском погиб в сентябре 1942-го известный советский поэт, лейтенант полкового разведотряда Павел Коган. Среди уроженцев Новороссийска, отличившихся в ВОВ и за пределами СССР майор Яков Чапичев, Георгий Гурвич. Последний был российским правоведом и французским социологом. В 26 лет из-за критики Ленина эмигрировал в Европу. Умер в Париже.

Анатолий Миллер – советский историк-востоковед, дипломат, специалист по истории Турции.

Об истории еврейской общины Краснодара написал историк и этнограф Владимир Колесов. Северо-Западный Кавказ издавна был территорией проживания еврейских общин. Ещё турецкий путешественник Эвлия Челеби упоминал в своей книге 1660 года о евреях-мамшшухах – жителях причерноморских деревень. После разделов Польши евреи попали в Россию, с присоединением Крыма в 1783 году и крымские евреи стали подданными Российской империи. Там им разрешалось приписываться к мещанскому или купеческому сословиям. В 1825 году евреям запретили селиться в Кавказской области, но многие продолжали жить. Позже появились правила 1859 и 1865 годов, разрешающие селиться вне черты. Численность еврейского населения в Екатеринодаре во все годы дореволюционного периода была небольшой. В 1835 году проживало 38 евреев, в 1897-м – 526, к 1916-му насчитывалось 565 человек. В гражданскую войну они подверглись репрессиям. Многие покинули Советскую Россию по идеологическим мотивам. Например, депутат Ной Либерман состоял в партии эсеров. В советское время политика коренизации и просвещения национальных меньшинств активизировала деятельность еврейской общины. В 1923 году в Краснодаре была образована еврейская национальная школа. До середины 1930-х. функционировала религиозная организация и действовала синагога.


Почему-то, демонстрируя один из памятников массового еврейского расселения в Краснодарском крае, Первый канал, в связи с общением Путина и археологов, поведал о византийском императоре, якобы жившим в доме с иудейской символикой. О евреях же предпочли не вспоминать…

В начале недели, 26 июля, Владимир Путин провел видеоконференцию с руководителями крупнейших археологических экспедиций на территории России. Одним из его собеседников стал завотделом классической археологии Института археологии Российской академии наук Владимир Кузнецов, всю жизнь посвятивший исследованиям Фанагории - античного городища в Краснодарском крае. В репортаже о его докладе главе правительства Первый канал российского телевидения показал кадры с обнаруженной при раскопках каменной плитой, на которой хорошо сохранилась менора и другая иудейская символика. Однако ни в репортаже Первого канала, ни в отчете Кузнецова, сделанном специально для премьера, не прозвучало никаких упоминаний о еврейском присутствии в Фанагории. Зато показывая кадры, запечатлевшие традиционный иудейский семисвечник, которым евреи пользуются по сей день, корреспондент Первого канала рассказал, со слов Кузнецова, что в этом доме, предположительно, жил византийский император Юстиниан II (VII-VIII вв.).

"Есть теоретически маленькая вероятность того, что в показанный дом с еврейской символикой ступала нога византийского императора. Точно так же, как есть вероятность, что в какой-то деревянный домик в деревне Березино ступала нога Наполеона", - заявил порталу IzRus профессор кафедры ближневосточных исследований университета Бар-Илан иранист и хазаровед Дан Шапира, являющийся одним из ведущих в мире специалистов по ранней истории евреев на территории современной России.

Зато, по его словам, Фанагория была одним из главных еврейских центров в регионе. "Мы не можем утверждать, что евреи составляли там большинство, но крупные общины проживали в Фанагории в VII-X вв. н.э. Свидетельством тому служат не только археологические раскопки, но и труды авторитетных арабских географов того периода", - отметил Шапира.

Хотя Владимир Кузнецов в докладе премьер-министру умолчал о массовом расселении здесь евреев в античный период, в июне 1999-го он сам рассказывал изданию "Коммерсант" об обнаружении при раскопках в Фанагории камня "точно датируемого 51 г. н.э." с надписью, упоминающей местную синагогу. А в тематической монографии, изданной в Москве в 2008 году под редакцией того же Кузнецова, упоминались сведения о том, что "Фанагорийская синагога известна с 16 г.н.э.". Еще 1973 году было обнаружено надгробие с надписью на иврите, анализ которой привел советского исследователя Дмитрия Даньшина к выводу, что она относится "к наиболее ранним фанагорийским памятникам". В свою очередь, заведующая отделом Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге Наталья Кашовская отмечает в публикации, посвященной этой тематике: "Изучение материалов, полученных в процессе раскопок, дополнило и скорректировало письменные свидетельства античных авторов, связывавших переселение евреев на северные берега Чёрного моря с Иудейской войной 70 г. н.э. и разрушением императором Титом Храма и Иерусалима. Современная наука располагает достаточными аргументами, чтобы отодвинуть эту дату к более раннему времени. Весьма ощутимым был приток евреев-переселенцев в конце II - начале III в. н.э. Этот факт объясняется гонениями, объявленными римским императором Адрианом после восстания Бар-Кохбы" (132-135 гг.). Присутствие иудеев продолжалось здесь и в Средневековье, о чем свидетельствуют византийские авторы VIII-IX вв. Арабские же летописцы IX-X столетий даже именовали Фанагорию "еврейским городом", а соседнюю Тамань - "Самкуш еврейский".

Естественно, никому не хотелось рассказывать Путину, что Краснодарский край, где московское руководство лично курирует приготовления к Олимпиаде-2014, это вообще бывшие "еврейские территории" (если верить арабским источникам). Тем более, евреи жили здесь в большом количестве еще почти за тысячу лет до того, как в этих местах впервые появились предки русских. Упоминание подобных фактов истории явно не вписалось бы в патриотический тон Путина при общении с исследователями древностей. "Я бывал в нескольких точках археологических раскопов, начинаешь чувствовать всю мощь Российского государства. Это ощущение огромности нашего государства, глубины исторического наследия, оно захватывает…, - отметил премьер по ходу видеоконференции. - Археология помогает нам понять, кто мы есть такие, как нация, а это вещь необходимая для любого состоявшегося государства".

Читайте также: