Эволюция статуса монарха 17 век кратко

Обновлено: 18.05.2024

Чтобы еще больше подчеркнуть власть и значение великого князя, был разработан сложный и пышный придворный церемониал. С той же целью Иван III венчался “шапкой Мономаха”, которая становится теперь символом русского самодержавия. Иван IV в 1547 г. впервые принял титул “царя”, равный по значению императорскому.

Царской власти были посвящены особые главы в Соборном Уложении 1649 года. Оно не делает никакого различия между преступлениями против личности царя и против государства, И те, и другие объединяются понятием “слова и дела государева”.

В руках царя была сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной. Все правительственные действия органов власти совершались от имени царя и по царскому указу. Духовенством было разработано мощное идеологическое обоснование царской власти.

2. Государственное устройство России от февраля к октябрю 1917г: место и роль политических партий в политической системе.

Билет 18.1. Органы государственной власти Московского государства (конца XV-XVII вв.).Центральное управление.Уже в первые годы правления династии Романовых восста­навливается приказная система, постепенно внедряемая во все отрасли управления, хотя первоначально сама система приказов не претерпела кардинальных изменений.В первой половине XVII в. государство столкнулось с тяже­лым финансовым положением как результатом разрухи после Смуты. Это повлекло за собой усиление фискальной деятельности приказов. Завершается оформление четвертных приказов, созда­ны новые постоянные и временные центральные учреждения, ведавшие сбором налогов — Новая четверть (1619), приказ Боль­шой казны (1621). Создание Казачьего и Панского приказов за­крепило социальный статус и экономическое положение казаков и иностранцев, участвовавших в войсках народного ополчения. Они пополнили число быстро растущих военно-административных приказов. Все военное управление по-прежнему было сосре­доточено в Разрядном приказе, который ведал дворянами как во­енно-служилым сословием, делами по укреплению городов и по­граничных линий. Он состоял из пяти территориальных столов (к концу века — 9), которые вели учет состава войск в пределах своих разрядов (военных округов), а также специальных — де­нежного и приказного (осуществлял связь с другими приказами) столов. Важнейшим считался Московский стол, к компетенции которого относилось также комплектование личного состава при­казов, других отраслей управления, разрешение местнических проблем и др. В начале XVII в. в приказ была реорганизована стрелецкая изба, созданы Приказы сбора даточных людей (1633— 1654 гг.), сбора ратных людей (1637—1654 гг.), Рейтарский (1649— 1701 гг.), городового дела (1638—1644 гг.) и др.Важную роль в приказной системе играли судебно-административные органы. К ним принадлежали созданные еще в XVI в.Поместный приказ ведал раздачей и переходом поместий, вотчин и связанными с этим тяжбами, Разбойный приказ (в 1682 г. переименован в Сыскной) — уголовно-полицейскими делами по всей стране, кроме Москвы, в столице эти функции выполнял Земский приказ (иногда их было два), а также Холопий приказ, который оформлял и освобождал от холопства, регистрировал дворовых, разрешал тяжбы из-за холопов. К органам централь­но-областного управления относились приказы, традиционно называемые четвертными. По мере присоединения уделов к Моск­ве их центральные органы переносились в столицу с сохранени­ем территории ведения. Сначала их было три, и они назывались третями, а затем четыре, которые были названы четвертями, хотя в XVII в. таких приказов было уже шесть: Нижегородская, Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская. Сибирская чет­верть была переименована в приказ. Новая четверть была финан­совым ведомством, ответственным за питейное дело и кабацкие сборы. Они ведали населением городов, уездов и судом для по­датных групп населения.К приказам специального управления можно отнести Посоль­ский (преобразован из посольской палаты в 1601 г.). Он являлся исполнительным органом царя и боярской Думы. Делился на повытья, три из которых осуществляли сношения с Западной Европой, а две — с восточными странами. Ямский приказ обес­печивал государственную почтовую связь, приказ Каменных дел ведал каменным строительством и каменщиками, приказ Книго­печатного дела — печатным двором, Печатный приказ скреплял правительственные акты приложением печати, Аптекарский — стал центром медицинского дела в России. Челобитный приказ передавал результаты разбора царем или боярской Думой жалоб в соответствующие приказы или непосредственно челобитникам. Новым в управлении была деятельность Монастырского приказа (1649—1666 гг.), в ведении которого находились монастырские земли и суд населения церковных вотчин.Особый блок составляли приказы дворцово-финансового уп­равления. Приказ Большого дворца ведал содержанием дворца, а также населением и землями, разбросанными по всей стране, обязанными доставлять это содержание, судил привилегирован­ных лиц, освобождаемых царем от суда обыкновенных органов. Ему были подчинены дворцы, отвечавшие за соответствующее снабжение: кормовой, хлебный, житенный и сытенный. К двор­цовому ведомству относились также приказы: Ловчий, Соколь­ничий, Конюшенный, Постельничий. Приказ Большой казны из органа управления доходами государства эволюционирует в лич­ную казну царя и хранилище драгоценных изделий. Приказ Боль­шого прихода ведал косвенными налогами государства, а приказ Счетных дел (1667) осуществлял контрольные функции.Самостоятельное значение имел приказ Тайных дел, создан­ный в середине XVII в.; в его компетенцию перешли важнейшие вопросы, связанные с царской и государственной безопасностью: контроль за дипломатией, производством огнестрельного оружия, за рудным делом; следствие по политическим делам, управле­ние хозяйством двора и др. И все же дифференцированность фун­кций отдельных приказов была часто условной. Они, как прави­ло, выполня

Россия в XVII в. была унитарным государством, с формой правления в виде сословно-представительной монархии. В кто время царская власть, олицетворявшая собой высшее государственное начало, осуществляла свойственные верховной власти функции (главнейшие из них заключались в регулировании жизнеобеспечения социума и организации его защиты) при опоре на институты сословного представительства: Думу и Земские соборы. Характеру сословно-представительной монархии соответствовала незавершенность государственно-политической централизации, дробность социальной структуры господствующего класса и общества в целом. Функционирование всей системы государственных учреждений осуществлялось на основе местнического принципа. Во второй половине XVII в. в организации политической власти и системы управления все отчетливей вырисовываются существенные изменения, которые обычно осмысливаются как показатель постепенного обретения российской монархией абсолютистских черт.

Развитый абсолютизм — это политическая форма государства, характеризующаяся неограниченной властью монарха, опирающейся на централизованную систему бюрократического управления, регулярную армию, единую систему налогов, подчиненную государственному аппарату церковь, постоянные органы суда, полиции, контроля. Разумеется, ни одного из перечисленных элементов абсолютизма в России XVII в. не было. Однако для этого времени речь идет не об утверждении новой формы монархии, а об определенных абсолютистских тенденциях в ее эволюции, получивших завершение в Петровскую эпоху. Причины, вызвавшие изменение формы монархии, сопровождаемое перестройкой системы государственных учреждений и институтов, в литературе определяются по-разному.

О них речь еще впереди. Здесь же уместно заострить внимание на исторических факторах вызревания двух наиболее ярких проявлений эволюции сословно-представительной монархии к абсолютизму — усилении самодержавного характера власти царя и свертывании политической активности ведущих сословии, что в совокупности привело к постепенному затуханию, а затем и полному отмиранию Земских соборов.

Усиление царской власти протекало в специфических условиях развития сословного строя в России, характерными чертами которого являлись слабость сословий, незавершенность их формирования и меняющаяся структура. К тому же сами сословия, осмыслив пагубность ослабления верховной власти в годы Смуты, не препятствовали в дальнейшем ее усилению на самодержавной основе. Кроме того, формирование сословий, как и многое другое, в России происходило при активном участии этой власти, укрепление которой обеспечивало ведущим в представительных учреждениях социальным силам осуществление их интересов и запросов. Уложение 1649 г., удовлетворив основные пожелания дворянства и верхушки посада, ослабило их политическую активность.

Основные тенденции эволюции социального и политического строя России уловило и закрепило уже Соборное уложение 1649 г.

Усиление самодержавной власти царя. В Соборном уложении нет специальных глав, характеризующих государственный строй России. Однако наличие монарха, Боярской думы, Земских соборов, приказов, местных органов управления и их основные черты достаточно хорошо характеризуются законом в разных главах.

Перемены, происходившие в составе Думы, не препятствовали ее работе. (Имеющиеся данные опровергают сохраняющиеся в литературе представления о снижении активности Боярской думы в конце XVII в. С начала единовластия Петра I и до конца 1700 г. царь более 38 месяцев находился вне столицы, но боярские собрания стабильно функционировали (с царем в походных условиях и без него, в полном и частичном составе, в Москве и вне столицы). Причем с середины 90-х гг. резко возрастает число приговоров, принятых без пребывания в боярских собраниях царя, достигая максимума в 1698 г. — 95 % от всех видов думских актов. Воеводы с думным чином по-прежнему назначались в крупные города. К 1680-м гг. думные люди возглавляли до 4/5 государственных приказов. Традиционными видами их нестоличной службы оставались экспедиционная, связанная с выполнением ответственных военноадминистративных поручений, и дипломатическая.

В 1681 г. из Думы выделилась еще одна составная часть — Расправная палата в составе 15 членов. Она рассматривала апелляции на дела, уже решавшиеся в приказах или местных учреждениях. Расправная палата действовала при Федоре Алексеевиче, Софье и, возобновив работу сразу после свержения царевны в 1689 г., просуществовала до 1694 г. Она являлась постоянной комиссией Думы, имела законодательной закрепленные функции, процедуру решения дел и постоянное присутствие из думных людей во главе с председательствующим. В ней, кроме думных, были и простые дьяки, которые действовали постоянно и с подьячими составляли своеобразную канцелярию для делопроизводства. Эти черты свидетельствуют о происходившей трансформации традиционной системы организации власти и управления в сторону ее бюрократизации. Правда, состав этой наиболее бюрократизированной боярской комиссии хотя и был стабилен, но ее члены по-прежнему занимали закрепленное место в традиционной иерархии Государева двора, согласно которому они и получали за службу поместные и денежные оклады.

Важные перемены в политической жизни Русского государства во второй половине XVII в. были связаны с затуханием деятельности Земских соборов.

Деятельность этого важного института сословно-представительной монархии отныне пресеклась окончательно.

Местничество являлось одной из помех на пути формирования послушной монарху чиновно-дворянской бюрократии, поскольку принципы местничества должен был учитывать и государь при назначении на государственные посты. Например, местническая иерархия лиц и чинов явно сказывалась при росписях дворян и детей боярских по полкам, нередко производимых лично Алексеем Михайловичем.

Местничество становилось неудобным вследствие перемен, происходивших в составе правящей верхушки. Старое боярство постепенно распадалось как за счет происходившего вымирания родов, так и их экономического упадка, а потому местничество теряло свою ценность для этого боярства. Для новой служебной аристократии счет мест не имел смысла. Это, разумеется, не означало, что само явление уже полностью отжило И не было его сторонников.

§ 9. КРУШЕНИЕ МОНАРХИИ

§ 9. КРУШЕНИЕ МОНАРХИИ Накануне революции. О бессилии власти свидетельствовала министерская чехарда: за годы войны сменилось 4 премьер-министра, 6 министров внутренних дел, 4 военных и столько же министров юстиции. В последние месяцы царствования Николая II даже верхи

После монархии

О МОНАРХИИ ВООБЩЕ

ИДЕЯ МОНАРХИИ

75. Возврат к абсолютизму

75. Возврат к абсолютизму Эволюция политики Испании предопределила судьбу первого португальского конституционного опыта. Она заставила его появиться на свет и умереть. В 1823 г. французские войска, действуя в соответствии с антилиберальной политической программой

Падение монархии

Падение монархии За четыре месяца до своего роспуска Учредительное собрание, по предложению Робеспьера, постановило, что ни один из его депутатов не может быть избран в Законодательное собрание. Подобная демонстрация бескорыстия имела своим следствием то, что членами

4. Падение монархии

4. Падение монархии Слова о присяге нового Императора конституции и назначение кн. Львова были старинными мечтами Государственной Думы и означали переход к конституционной монархии. Едва ли Шульгин понимал, что от завета присягнуть конституции в отречении Николая II

ГАЛИЧИНА УКРАЇНСЬКИМ ПІЄМОНТОМ Десятиліття австрійського абсолютизму (1850-1860)

ГАЛИЧИНА УКРАЇНСЬКИМ ПІЄМОНТОМ Десятиліття австрійського абсолютизму (1850-1860) Поворот Австрії до абсолютизму відбився на національно-політичному русі Галичини як найфатальніше. Навіть добре започаткована культурно-освітня праця зійшла тут на манівці зневіри й

МЕНЬШЕВИЗМ И ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (отрывки)

V. Падение монархии

V. Падение монархии В 1904 году Жильяр еще ничего не знал о российском обществе, его традициях и вере, его политическом устройстве. С жестокими реалиями русской жизни он столкнулся во время Русско-японской войны 1904 года и революции 1905 г. Упоминая о погромах и жестоких

Крушение монархии

Крушение монархии После поражений и отступлений русских войск в войне общественность заговорила о неспособности царя управлять страной. Но император был убежден, что лишь монархия может решить задачи мировой войны. Николай II стал назначать в правительство

Абсолютизм – тип государственного устройства, когда монарх владеет неограниченной властью. Правитель опирается на централизованный чиновничий аппарат и регулярную армию, подчиняет себе церковь. В России начал формироваться с XVII века.

Исторические предпосылки в Европе и России

Абсолютная монархия как тип правления получила широкое распространение в Европе и существовала до XVIII века. В период Просвещения эту идею широко подхватили многие философы, учёные и писатели. В Европе абсолютизм существовал в XVII – XVIII вв. После Французской революции он постепенно изжил себя и уступил место демократизации. В России монархи обладали абсолютной властью до начала до XX века.

Отличительные черты абсолютной монархии

Основное отличие государственного строя при абсолютизме – полная централизация власти. К другим характерным признакам относятся:

  1. Развитый бюрократический аппарат.
  2. Регулярная полиция и армия.
  3. Дворянство является опорой монарха.
  4. Возвеличивание личности государя.
  5. Внутренняя политика способствует развитию экономики и промышленности.

Особенности формирования в России

Первые предпосылки формирования абсолютной монаршей власти наблюдались ещё во время правления Ивана Грозного. В XVII веке государственный строй стал быстро развиваться в этом направлении. Это можно отследить в разных сферах жизни государства:

Изменился царский титул – в нём стала отражаться идея божественности царской власти и её самодержавный характер.

Постепенно утрачивали своё влияние сословные представительства – Земские соборы, Боярская дума.

Светская власть получила преобладание над церковной.

Земский собор – собрание представителей разных сословий в Русском государстве для решения политических и экономических вопросов. Являлся главным сословно-представительским учреждением. Существовал с середины XVI до конца XVII века. Последний раз собирался в 1684 году по вопросу перемирия с Польшей.

В начале XVII века к власти пришёл 16-летний царь Михаил Фёдорович. В начале своего правления он опирался на Земские соборы. В то время они собирались практически ежегодно. Постепенно царская власть крепла, и соборы стали проводиться всё реже.

Изменился состав Боярской думы – в него вошли родственники царя и приближённые к нему лица. Постепенно увеличивалось количество думных дьяков.

С приходом к власти царя Алексея Михайловича чётко обозначился переход политического строя к абсолютной монархии.

Соборное уложение

В 1649 году был принят документ под названием Соборное Уложение. В него входило 25 глав. Основное содержание его – изменения в уголовном и судебном законодательстве.

Вторая глава Уложения полностью посвящена обереганию монаршей особы. За злой умысел против государя предусмотрена была смертная казнь. Кроме того, документ регламентировал порядок и устройство военной и государевой службы, а также вопросы управления страной. Соборное уложение было значительным шагом в развитии абсолютизма в России.

С середины XVII в. самодержцы перестали нуждаться в созыве Земских соборов. Боярская дума к концу столетия оставалась таковой только номинально. К концу 80-х годов бояр в ней осталось не более трети. Действовала она теперь нерегулярно. На её место возле государя пришла Ближняя дума – собрание лиц, наиболее приближённых к монарху.

После введения Соборного Уложения стали издаваться законы, подписанные именем царя. Боярская дума не участвовала в их написании. Большая часть указов государя Алексея Михайловича была издана им персонально.

Церковь и светская власть

Особенно остро встал вопрос отношений светской и духовной власти. Патриарх Никон мечтал сделать Россию мировым православным центром. Он стал проводить церковные реформы, которые были поддержаны царём, но привели к расколу среди верующих.

Историческое значение

В XVII—XVIII веках абсолютизм имел важное прогрессивное значение. Он активно боролся с феодализмом, объединял государство, устраняя раздробленность. Церковь в это время была подчинена государственной власти. Успешно развивались экономические отношения внутри страны. Кроме того, централизация власти и введение регулярной армии позволяло подавлять народные восстания и осуществлять военную экспансию соседних государств.


Абсолютизм – разновидность государственного строя, который сформировался в Европе в Новое время. Его появление совпало с религиозными войнами между католиками и протестантами, с развитием городов, мануфактур и философской мысли. В зависимости от государства, эпоха абсолютизма завершилась в период с конца XVII до начала XX века. Раньше всего в Англии (“Славная революция” 1688 года), а в числе последних – в России.

Формирование абсолютизма

Во Франции становление абсолютизма начинается в период правления короля Франциска I (1515-1547 годы), а апогея эта форма правления достигла при короле Людовике XIV, который царствовал с 1643 до 1715 год. Именно ему принадлежит фраза “Государство – это я”. Конец эпохе абсолютизма положила Великая французская революция 1789 года. Однако, переход к республике затянулся на 80 лет.

Людовик XIV

Рис. 1. Людовик XIV.

Опорой монарха при абсолютизме были следующие структуры общества: бюрократия, армия, суды. Могущество монарха и государства подчеркивали пышные церемонии и дворцовые ансамбли, например, Версаль около Парижа, а также деятельность писателей и художников. Одной из особенностей экономической политики абсолютизма стало введение высоких таможенных тарифов с целью защиты от конкуренции со стороны иностранцев.

В соседней Англии абсолютизм отличался от французского. В силу островного положения у страны была меньше по численности армия, да и бюрократический аппарат оказался не столько многочисленным. В Англии продолжал созываться парламент. В короткий период упразднения монархии Стюартов, с 1649 по 1660 год, Англия была республикой.

Екатерина II

Рис. 2. Екатерина II.

Особенности абсолютизма в России

Абсолютизм в России сформировался на рубеже 17-18 веков, то есть в правление Петра I, который стал первым императором. К основным признакам становления абсолютизма следует отнести: прекращение созыва Земских Соборов, упразднение патриаршества и создание Синода, отмена местничества, создание Приказа Тайных дел, усиление влияния царских фаворитов на государственные дела.

Следует отметить некоторые отличия абсолютизма в России от европейского. В Европе социальной опорой монаха стала не только аристократия, но и зарождающая буржуазия, а в России – только дворянство. Следовательно, европейская монархия учитывала сословные интересы, как дворян, так и купцов и промышленников, а в России – в основном дворян. В Европе появление абсолютизма совпало с развитием денежных отношений, там раньше появился парламент. В России эта форма правления также получила название “самодержавие”.

Период абсолютизма в России продолжался до 1905 года. Таким образом, последним абсолютным монархом стал Николай II, который издал в 1905 году манифест о Государственной Думе. После этого монархия стала дуалистической до 1917 года.

Николай II

Рис. 3. Николай II.

Что мы узнали?

Кратко о чертах российского абсолютизма необходимо знать, чтобы понимать процессы XVIII-XIX веков в Российской империи и Европе. В России абсолютизм просуществовал дольше, в том числе и по причине социально-экономической отсталости страны.

Читайте также: