Эволюция рыцарского вооружения в западной европе кратко

Обновлено: 05.07.2024

"Развитие вооружения в Средневековой Западной Европе"

Исследование

Автор: Дик Александр Игоревич, учитель истории и обществознания, БОУ г. Омска "Школа-интернат среднего общего образования № 9 им. Маршала Советского Союза Д.Т. Язова", Омск

Как известно, тяжеловооруженный конный воин, рыцарь, является одним из символов западноевропейского средневековья. А специфические доспехи, в свою очередь, традиционно служат важнейшим маркером западного рыцарства. В данном докладе мы поставили своей целью проследить эволюцию рыцарского вооружения от битвы при Гастингсе, где всадники Вильгельма Завоевателя были закованы в кольчугу и в первые использовали удар копьём на перевес, до XV века, когда кольчуга уже играла вспомогательную роль, уступив место латам. Мы будем использовать при этом различные изобразительные и, археологические источники. На первом слайде вам будет предложена периодизация защитного вооружения рыцарства, основанная на периодизации английского историка вооружений Клода Блэра. 1-Эпоха кольчуги 1066-1250. Период абсолютного господства кольчужной брони. 2-Появление пластинчатых доспехов 1250-1330. Появляются бригантные доспехи и отдельные пластинчатые элементы защиты, такие как наруч, поножи, налокотники и наколенники 3- Период смешанного доспеха 1330-1410. Выявить один тип невозможно. Рыцари применяли и латные элементы доспеха и бригантные, не выходила из употребления кольчуга. Гобелен из Байо пожалуй самый информативный изобразительный источник XI-XII веков. Мы перед нами всадники в кольчужных рубахах до колен, в шлемах норманках, закрывающих лишь макушку и нос, надетых поверх кольчужного капюшона. Кольчуга не защищает руку от ладони до локтя, а так же ноги всадников не имеют защитных элементов.
Норманка имеет важное значение, поскольку именно он будет менять свою форму и средневековые мастера создадут потхельм–шлем где лицо рыцаря закрывает железная маска. XII век уже характеризуется абсолютным господством кольчуги. Кольчужное полотно защищало тело, голову, полностью руки и ноги. Тем самым максимально заковав рыцаря в тяжелый доспех. Вес полной кольчужной брони был около 15 кг, только кольчуги, без шлема, меча и поддоспешника. Кольчуга является излюбленным средством защиты в те времена. Она очень дорогая, но она того стоила. Главным врагом рыцарей были мелкие раны, которые получались вследствие порезов и режущих ударов, но кольчуга делал такой удар безболезненным и оставляла владельца целым и невредимым. Разумеется, от колющего удара она не спасала, но кольчуга очень часто спасала рыцарям жизнь, защищая от ударов сарацинских мечей и сабель. От рубящего удара европейского меча кольчуга так же не спасала, но на протяжении XI-XII века это и не нужно было. Рыцари не стремились убить противника, но лишь захватить в плен, чтобы продать за большую сумму его доспех и лошадь, или же для собственного использования. Разумеется были крупные междоусобные битвы, однако говорить о том, что это были битвы на истребление не приходиться. Археологические данные говорят нам о существовании кольчуги двух видов. 1) Клепанная. Каждое кольцо заклепывалось, тем самым становясь более прочным. Самый дорогой вариант. 2) Клепанно-сеченая. Часть колец изготавливалась не из проволоки, а вырубалась из листа железа. Данный вариант дешевле, проще и намного прочнее, ведь часть колец цельные. Это изображение из Библии Мациевского, датированная 1240- 1250 годами. Уникальная рукописная Библия, созданная по заказу короля Франции Людовика IX Святого, вошедшего в историю как вдохновитель и
руководитель двух крестовых походов — Седьмого и Восьмого. Мы видим рыцарей, уже в полностью закрывающих голову шлемах, полностью облаченных в доспехи, рыцарский удар копьем, а так же новые вооружения булаву и тесак. У рыцарей появился топфхельм. В нем ограничен обзор, однако это компенсировалось тем, что лицо рыцаря было изолированным от воздействия оружия противника, если тот не нанес очень мощный удар топором или булавой, а меч причинял вред сначала шлему, а лишь потом его носителю. Мы видим изображение английского рыцаря, датированное серединой XIII века, а справа топфхельм барона фон Даргена, который сейчас в Берлинском музее. Бригантина святого Маврикия, но поскольку, это ранний образец бригантного доспеха, то многие ученые называют данный тип доспеха котт оф плэйтс, что означает пластины скрепленные с котт де армом (буквально означает накидка на доспех), который сделан из сукна. Пластины прикрывают живот, грудь, ребра и нижнюю часть спины. Данный образец весил около 6 кг и одевался он поверх кольчуги. Это начало нового периода. Длиннорукавная кольчуга сохранилась, но для максимально эффективной защиты добавили котт оф плэйтс. Зачем? Четкого ответа нет, но мы осмелимся высказать одно предположение. Крестовые походы заканчиваются. Рыцарям больше не нужен Иерусалим, он требует слишком много жертв. Рыцарь остается в своем королевстве и единственные войны для него это воины с соседями и еретиками. Как уже было сказано выше, кольчуга от рубящего удара европейского меча защищала не эффективно, но данный доспех значительно ослаблял удар за счёт пластин, идущих внахлест. То есть одного удара будет не достаточно для того, что бы убить или даже ранить противника если на нем бригантина. На следующем слайде мы увидим бригантину из Визби. Это уже не котт оф плэйтс, а полноценная бригантина.
Столетняя война стала переломным моментом, как в психологии, так и в вооружении. Битва при Азенкуре, где король Англии Генрих V, победил французов имея армию в 10тыс. человек, в то время как у французов было 36тыс.человек. В этом сражении шла битва на смерть. Генрих сделал ставку не на конных рыцарей, а на пехоту и лучников. Интересен момент, который произошел после битвы. Генрих приказал убить всех пленных французских рыцарей. Английские рыцари этого не сделали из-за солидарности, но вот йомены (лучники) с радостью убивали цвет французского рыцарства. Война приобрела смертоносный характер, где целью ставилось не победить врага, но истребить его. Именно по данной причине доспехи рыцарей стали приобретать иной облик. Появились, как уже было сказано бригантины, латные ноги и руки, новые шлема например бацинет Хундсхугель. Различные варианты бригантного доспеха использовались до начала XV века. Железная кираса только начала применяться, но была не удобна по сравнению с бригантным доспехом, где было несколько небольших пластин. Лишь в XV веке мы увидим, что латный доспех полностью исключил бригантный (изображение слева на слайде 14). В будущем это будет время готического доспеха. Итак, мы видим, что в том, что рыцари носили тяжелую кольчугу виноваты не кузнецы, которые якобы не умели изготавливать пластинчатые доспехи и имели достаточно примитивные орудия труда, отнюдь нет. Кольчуга в изготовлении намного сложнее бригантного доспеха и даже латного доспеха. Кольчуга имеет 18000-25000 колец, которые нужно соединить и заклепать. На ее изготовление уходил минимум месяц усердной работы. Бригантный доспех изготавливался намного проще. Из листа железа вырезаются крупные пластины (хотя имеются находки с пластинами размером с пол ладони), гнуться, а затем с помощью заклепок крепятся к заготовке из брезента и сукна.
В период крестовых походов пластинчатые доспехи просто не пользовались спросом. Главный враг находился на Востоке. Люди Востока не отличались такой силой, как у европейцев, более того, раны при которых рыцарь может еще жить и продолжать бой для сарацина являются смертельными. Победы крестоносцев в Святой земле, являлись именно следствием выносливости и живучести рыцарей. Особого снаряжения, такого как латный доспех просто не нужно. Кольчуга и поддоспешник прекрасно защищали от сарацинских мечей и стрел. Пластинчатый доспех приобретает популярность именно, в следствии, обострения внутренних конфликтов в Западной Европе, самым крупным из которых является Столетняя война. Отсюда и появление таких видов атакующего вооружения как алебарды, двуручные мечи, и шестопёры, которые эффективно могли пробить бригантину и кирасу.

Среди моих подписчиков есть люди, которые занимаются в том числе созданием собственных настольных ролевых игр. Несколько раз в группе ВК меня просили привести примерную хронологию развития европейского оружия - для этих самых игр, собственно. Я обещал подумать. Результатом этих раздумий и стала, соответственно, данная статья. )

В ней я попытаюсь свести воедино те факты, о которых до этого писал разрозненно на двух разных каналах. Статья ориентирована не на специалистов - они и так все это знают - но на широкий круг читателей, чтобы помочь им выстроить в уме правильную хронологию эволюции и видоизменения европейских защитных вооружений за тысячу лет истории Запада - примерно от периода завоевания Англии нормандцем Вильгельмом до Первой и Второй мировых войн, когда классический стальной доспех дал свой последний и решительный бой.

Раннее Средневековье

Этот этап историки трактуют по-разному. В рамках данной статьи он будет означать примерно VIII - XI век. Это конец вендельской эпохи и начало зарождения классического европейского рыцарства.

Основной доспех в Европе на данный период - это кольчуга и шлем. Технологии, которые позволяли ковать ламеллярные доспехи, европейцы после падения Римской империи утратили, а импорт доспехов в Европу из Византии, где эти технологии сохранялись, в то время практически отсутствовал.

Кольчугу на самом деле делать проще, чем ламеллярные и уж тем более ламинарные панцири, хотя многим людям современности это и кажется странным. Однако оно объективно так. Кольчуги раннего Средневековья выполнялись из мягкой, незакаленной стали, а то и вовсе из железа. Кольца для кольчуг не закаливали, поскольку технология еще была "сырой", и получались они хоть и твердыми, но слишком хрупкими, и при ударе по ним раскалывались. Поэтому, чтобы доспех имел хоть какую-то прочность, кольца приходилось делать достаточно толстыми - 1 мм в толщину и более. Обычная кольчуга на среднего человека, с подолом до колен и рукавами до локтя, весила около 12 кг.

В Европе уже в то время кольчуги делались клепаными. Примерно половина колец были цельными, т.н. вырубными - вырубленными сразу, как есть, из одного куска металла, а вторая - заклепанными, соединительными. Обычное плетение - 4 или 5 колец в одно. Чем больше колец вставлялись в одно, тем кольчуга была прочнее - но, соответственно, и тяжелее.

Впрочем, кольчуга обязательным элементом снаряжения воина еще не была. Стоит дорого, доставать сложно. Обязательными элементами амуниции в то время были щит и шлем. Шлем, к слову говоря, из всех видов элементов нательных доспехов самый древний. Он защищает самое ценное, что есть - голову.

Шлем в то время был конической или полусферической формы, собранный на каркасе из обода и двух перекрещивающихся пластин, формирующих купол, к которому приклепывались боковые элементы миндалевидной формы, закрывающие "просветы".

Богатый рыцарь конца XI века, ну скажем времен битвы при Гастингсе или чуть позже, выглядел примерно так:

Битва при Азенкуре

Рыцарский доспех и вооружение Средневеко­вья изменялись, чуть ли не с такой же скоростью, как и современная мода. И рыцарские латы середины XV в. даже отдаленно не походили на то, чем защищали себя воины в XII или XIII вв. Эволюция стала особенно заметной в позднее Сред­невековье, когда чуть не каждый год привносил изменения в облик защитного и наступательного вооружения. В этом обзоре мы расскажем о том, какие доспехи носили английские и французские рыцари в эпоху, когда под руководством легендарной Жанны д’Арк французы разбили английские войска под Орлеаном, и наметился переломный момент в ходе Столетней войны.

К концу XIV — началу XV в. окончательно оформился облик полного латного доспеха. В 20-30-е гг. XV в. самыми лучшими считались доспехи, сделанные италь­янскими и прежде всего Миланскими оружейниками, славившимися необычайной искусностью своей рабо­ты. Наряду с итальянскими были популярны также ору­жейники юга Германии и Нидерландов.

Эволюция доспехов

На голову под шлем также надевался стеганый подшлемник. Один подшлемник, как правило, монтировался внутри шлема, второй, более тонкий и меньшего размера, надевался непосредственно на голову наподобие чепца. Столь мощные амортизирующие подкладки обусловили чрезвычайно большой размер шлема, который значительно превосходил размер головы рыцаря.

Под ножными латами также полагалось носить стеганые подкладки.

Шлем. К первой трети XV в. рыцари использовали четыре вида шлемов: басинет, армэ, салад и шлемы с полями (шапель-де-фер).

Шлем

Рис.2 Шлем с открытым и закрытым забралом

Отметим, что английские рыцари предпочитали басинеты и лишь изредка носили шапель-де-феры. Французы же использовали все указанные виды шлемов.

Кираса. Основным элементом доспеха, защищавшим корпус, была кираса. Кирасы 20-30-х гг. XV в. были монолитными и составными. Монолитные состояли только из двух частей: нагрудника и наспинника. В составных же нагрудник и наспинник набирались из двух частей, верхней и нижней. Верх и низ классических итальянских кирас соединялись между собой ремнями с пряжками. Кирасы, производимые для продажи в другие страны, были сделаны на скользящих заклепках, заменявших ремни. Нагрудник и наспинник первого варианта соединялись на левом боку петлей и застегива­лись на правом боку пряжкой. Детали кирасы второго варианта соединялись на боках посредством ремней с пряжками. Монолитные кирасы были более характерны для английского рыцарства, а составные — для французского.

Бригантина. Помимо кирас рыцари обеих воюющих сторон продолжали использовать бригантины — доспехи, состоящие из мелких пластин, крепящихся к внутренней стороне матерчатых курток заклепками. Тканевая основа шилась из бархата с подкладкой из льняного, конопляного полотна или тонкой кожи. Наиболее распространенными цветами покрышки бригантины были красный и синий.

С 30-х гг. XV в. бригантины могли усиливаться цельнометаллическими элементами, а именно нижней частью составной кирасы и пластинчатым подолом.

Для удобства использования копья в конном бою с конца XIV в. правая сторона нагрудной части бригантины или кирасы стала оснащаться опорным крюком. Во время конной сшибки на него клалось древко копья.

Схема доспеха спереди и сзади

Схема доспеха спереди и сзади

Защита рук. Руки воина защищались специальными стальными накладками: наручами, налокотниками, плечевыми щитками, наплечниками. Наручи состояли из двух створок, соединявшихся петлей и ремешками с пряжками. Налокотники — сильно выпуклые пластины полусферической, конической или куполовидной формы. Внешняя часть налокотников, как правило, снабжалась боковым щитком, имеющим форму раковины. Плечевой щиток имел форму монолитной трубы. Наплечник защищал плечевой сустав. Подмышка могла прикрываться дополнительной подвесной пластиной той или иной формы.

Интересной разновидностью прикрытия плечевого сустава были бригантинные наплечники. Они выполнялись в манере обычного бригантинного доспеха со стальными пластинками под тканью. Подобные наплечники или пристегивались (пришнуровывались) к панцирю, наподобие латного наплечника, или выкраивались с бригантиной.

Кисти рук закрывались латными перчатками или рукавицами. Они набирались из полос железа и пластин различных форм и крепились посредством шарниров. Пластинки, защищавшие пальцы, приклепывались к узким кожаным полосам, которые, в свою очередь, пришивались к пальцам обычных перчаток. В 1420-х гг. в Италии были изобретены латные рукавицы из широких полос стали на шарнирном соедине­нии. Ко времени осады Орлеана это прогрессивное нововведение только начало завоевывать популярность в Западной Европе и редко употреблялось кем-либо, кроме итальянцев.

Защита ног. Латы, закрывавшие ноги, традиционно опережали в развитии наручные латы. Набедренник через переходные пластины на шарнирах присоединялся к наколеннику. Наколенник, как и налокотник, с внешней стороны дополнялся раковинообразным боковым щитком. Нижняя часть наколенника оснащалась несколькими переходными пластинами, последняя из которых по моде XV в. имела значительную длину, примерно до трети голени (иногда и до середины голени). В 1430-х гг. или немного раньше верхняя часть набедренника стала дополняться одной переходной пластиной, для лучшего облегания ноги, а также для усиления защиты основания бедра. Задняя часть бедра закрывалась несколькими вертикальными полосами на петлях и пряжках. Под нижние переходные пластины наколенника надевался двустворчатый латный наголенник. Наголенник точно повторял особенности анатомического строения голени, что соответствовало требованиям удобства и практичности. Стопа помещалась в аркообразный вырез передней створки наголенника. Этот вырез имел отвальцовку по периметру для увеличения жесткости наголенника.

Ножные и наручные латы декорировались накладками из цветного метала, зачастую чеканными или гравированными различным геометрическим орнаментами.

Вес рассматриваемого нами рыцарского доспеха первой трети XV в. вместе со стегаными и кольчужными элементами составлял 20-25 кг, но могли встречаться и более тяжелые экземпляры. В большинстве случаев он зависел от физических данных его владельца. Толщина пластин составляла, как правило, от 1 до 3 мм. Наибольшую толщину имели защитные детали, закрывающие торс, голову и суставы воина. Поверхность латных доспехов дополнительно насыщалась углеродом и подвергалась термообработке (закаливанию), благодаря чему пластины приобретали повышенные прочностные свойства.

Первоначально надевались наголенники с сабатонами, затем на корпус воина надевался стеганый дублет, к которому пришнуровывались набедренники, соединенные с наколенниками. Потом надевались наручные латы, пришнурованные к верхней части рукава дублета. Впоследствии, на корпус воина надевалась кираса с латным подолом или бригантина. После того как закреплялись наплечники, на го­лову воина водружался стеганый подшлемник со шлемом. Латные перчатки надевались не­посредственно перед боем. Для облачения рыцаря в полный доспех требовалась помощь одного или двух опытных оруженосцев. Процесс одевания и подгонки снаряжения занимал от 10 до 30 минут.

Оружие

Холодное оружие состояло из мечей, тесаков (фальшионов), кинжалов, боевых ножей, стилетов, секир, топоров, боевых молотов, клевцов, булав, перначей и копий.

Закованные в доспехи совершенных форм и вооруженные высококачественным холодным оружием, английские и французские рыцари еще длительное время после осады Орлеана с переменным успехом сражались на полях битв Столетней Войны.

Фальшион (фальчион) представлял собой колюще-режуще-рубящее оружие, состоящее из массивного искривленного или прямого асимметричного однолезвийного клинка, нередко сильно расширяющегося к острию, крестообразной гарды, рукояти и навершия. Это оружие, имеющее массивный клинок, позволяло пробить кольчужную защиту. В том случае, когда удар приходился в шлем воина, противник мог быть временно оглушен. Из-за сравнительно небольшой длины клинка использование фальшионов было особенно эффективно в пешем бою.

Боевой топор представлял собой металлическое железко (данная деталь соответствует наконечнику древкового оружия), снабженное клином (поражающий конструктивный элемент) и насажанное на рукоять. Очень часто железко снабжалось шипообразным, крюкообразным или выраженным молотковидным выступом со стороны обуха и пиковидным либо копеевидным пером, направленным вверх. Двуручный топор относился уже к древковому оружию и был очень популярным оружием пешего боя, так как обладал чудовищной пробивной способностью и значительным ушибающим действием.

Боевой молот, относящийся к категории древкового оружия первоначально только ударно-раздробляющего действия, представлял собой наконечник в виде металлического бойка цилиндрической или катушечной формы, насаженный на деревянное древко. Достаточно часто в XV в. подобное оружие снабжалось копьевидным или пиковидным наконечником. Древко практически всегда оковывалось металлическими по­лосами, предохраняющими его от рубящих ударов и раскалывания.

Пернач был оружием ударно-раздробляющего действия, состоящим из навершия и рукояти. Навершие представляет собой комплекс ударных поражающих элементов в виде пластин прямоугольной, треугольной, трапециевидной и иной формы, набранных в количестве от 6 до 8 штук по окружности и закрепленных на общем трубчатом основании.

Булава, так же как и пернач, являясь оружием ударно-раздробляющего действия, состояла из навершия и рукояти. Навершие изготавливалось в виде металлического шара, нередко снабженного гранями или шипами.

Боевой бич являлся оружием ударно- раздробляющего действия. Представлял собой массивный ударный груз (гирьку), соединенный с рукоятью посредством гибкого подвеса (веревки, кожаного ремня или цепи).

Копье являлось основным древковым колющим оружием рыцаря. Это оружие представляло собой стальной наконечник и деревянное древко, снабженное предохранительным щитком. Наконечник состоял из граненого пера и втулки, посредством которой наконечник крепился к древку. Древко изготавливалось из древесины твердых пород (ясень, вяз, береза) и имело вытянуто веретенообразную форму. Для удобства управления копьем во время боя древко снабжалось защитным щитком или специальным вырезом. Для улучшения баланса в заднюю часть древка заливался свинец.

Меч состоял из прямого обоюдоострого клинка с ярко выраженным острием, гарды в виде крестовины, рукояти и навершия. Особой популярностью пользовались мечи с клинком, плавно сужающимся к острию, имеющим ромбовидное сечение, значительную толщину клинка и повышенную жесткость. Подобным оружием можно было наносить эффективные колющие удары, способные поражать уязвимые места латных доспехов, нанесение рубящих ударов по которым не приносило желаемого результата.

Кинжал, в рассматриваемый период, состоял из узкого колюще-режущего обоюдоострого клинка, гарды различной формы, рукояти и в редких случаях навершия. Кинжал был практически неизменным атрибутом светского и военного костюма. Его наличие на поясе владельца позволяло ему в городских условиях избавиться от назойливого посягательства на кошелек, а в бою давало возможность поражать неприятеля в сочленения и щели доспехов.

Боевой нож по своей конструкции и внешнему виду мало чем отличался от кинжала и выполнял те же функции, что и последний. Основное различие состояло в том, что нож обладал массивным вытянуто-треугольным однолезвийным клинком.

Стилет, будучи только колющим оружием, состоял из граненого клинка, обладающего только острием, дисковидной гарды, такого же навершия и цилиндрической или бочковидной рукояти. Данное оружие в этот период еще не получило широкого распространения.

Секира состояла из конструктивных элементов, аналогичных конструктивным элементам боевого топора. Основное отличие между этими родственными группами холодного оружия заключалось в наличие у секиры клина, ширина которого была больше его длины и увеличивалась в обе стороны относительно вертикальной плоскости оружия при удержании его железком или наконечником вверх. Как и боевой топор, данное оружие, являясь оружием состоятельных воинов, могло быть богато декорировано в готическом стиле.

Следует особо отметить, что как боевые топоры, так и секиры, относящиеся к категории древкового оружия, были особенно популярны во Франции на протяжении всего XV в.

Клевец являлся оружием ударно-раздробляющего, колющего действия и существовал в нескольких вариантах. Один вариант представлял собой оружие, снабженное рукоятью, и не отличался значительными размерами, другой из-за своих размеров и рукояти большой длины может быть отнесен к древковому оружию. Общей конструктивной чертой данных разновидностей являлось наличие поражающего элемента конструкции в виде металлического клина, снабженного острием и молотовидным утолщением обуха.

Вооружение

Слева реконструкция вооружения французского рыцаря в 20-30 гг. XV века. В доспехе рыцаря прослеживается сильное влияние итальянских оружейников. Справа реконструкция вооружения английского рыцаря в 20-30 гг. XV века. Несмотря на сильное итальянское влияние доспех носит ярко выраженные национальные черты. Автор обоих реконструкций К.Жуков. Художник: С.Летин



Эволюция средневековых доспехов представляет собой сложное сочетание технологических инноваций, социальных изменений и меняющейся символики, раскрывающей глубокие подводные течения средневековой истории. О том, как кольчугу сменила кожа, а кожу - стальные пластины – далее в статье.

Кольчуга

Слева направо: Кольчужная рубаха царя Имеретии Александра III (очень мелкие плоские клёпаные кольца, усиление массивными бляхами), середина XVII века. \ Крупный план.

Слева направо: Кольчужная рубаха царя Имеретии Александра III (очень мелкие плоские клёпаные кольца, усиление массивными бляхами), середина XVII века. \ Крупный план.

Кольчуга появилась в Центральной Европе железного века в первом тысячелетии до нашей эры, как изобретение хитрых кельтских кузнецов по металлу. Ранняя кольчуга, вероятнее всего, была сделана из бронзы, а позже из железа, и когда римляне-республиканцы столкнулись с кельтами в кольчугах в III веке до н.э., они бесстыдно украли эту идею. Римский (но на самом деле, кельтский) узор кольчуги получил широкое распространение по всей Европе: он состоял из чередующихся рядов круглых проволочных колец и штампованных плоских колец для экономии рабочей силы.

Слева направо: Кольчуга предводителя карпатских опришков Пынти Храброго, конец XVII века. \ Король Ричард Львиное Сердце. Длинная кольчуга, длиной порой до колен, с рукавами полной длины и разрезами на подоле спереди и сзади (чтобы садиться на коня).

Слева направо: Кольчуга предводителя карпатских опришков Пынти Храброго, конец XVII века. \ Король Ричард Львиное Сердце. Длинная кольчуга, длиной порой до колен, с рукавами полной длины и разрезами на подоле спереди и сзади (чтобы садиться на коня).

Как правило, кольчуга использовалась в основном в качестве доспехов для вспомогательных (не римских) войск, называемых федераты, а также для кавалерии. В отличие от римских пластинчатых доспехов, которые требовали крупномасштабного разделения труда в имперских мастерских, где работали рабы, кольчуга могла быть изготовлена в относительно небольших масштабах оружейником и горсткой подмастерьев. По мере того, как Римская империя росла до самых крайних пределов, римские военные губернаторы всё чаще и чаще использовали варварских федератов в качестве основных войск для охраны пограничных районов, и, таким образом, кольчуга более или менее полностью затмила пластинчатые доспехи в Поздней Римской империи.

С распадом Римской империи чрезвычайно взаимосвязанные торговые сети, которые позволяли изготавливать римские пластинчатые доспехи, были заменены гораздо более локализованным производством кольчуг для раннефеодальных элит. Тем не менее, римский стиль, характеризующийся чередованием круглых и плоских колец, оставался доминирующим. Сохранившаяся ранняя постримская кольчуга, скорее всего, была изготовлена вне римского влияния, но всё ещё имела явные римские стилистические признаки.

В этих раздробленных постримских государствах металлические доспехи представляли собой огромные затраты времени, усилий и материальных благ в обществах, которые вращались вокруг выплаты продовольственной ренты. Поскольку каждый шахтёр, слесарь, кузнец и подмастерье представляли собой ещё одну пару рук, которых нельзя было заставить работать в поле, костюм из тонкой кольчуги был огромным заявлением, кричащем о богатстве и отчаянии. Только самые богатые лорды могли снабдить своих слуг кольчугами. Судебные документы Карла Великого прекрасно иллюстрируют это – прокламации первого императора Священной Римской Империи наложили запрет на продажу брунии (кольчужных доспехов) иностранцам, а списки наследования показывают, что кольчуга часто передавалась из одного поколения в другое.

Римские доспехи. \ Фото: pinterest.se.

Следовательно, большинство раннесредневековых солдат были одеты в прочные местные ткани (обычно из льна и шерсти) и снабжены деревянным щитом, наиболее эффективной формой дешёвых средневековых доспехов, которые могли защитить своего владельца от бедра до шеи. Но даже обычные призывники были оснащены шлемами, которые на протяжении большей части раннего средневековья на большей части Европы соответствовали образцу шпангенхельма: каркасного шлема, с простой защитой носа, выступающей из полей, или без неё.

Эволюция доспехов

Слева направо: Воин Вашер , I век до н.э., статуя, изображающая романизированного галльского воина в кольчуге и кельтском торке на шее, с кельтским щитом. \ Клёпанная кольчуга и латный плащ зирах багтар, доспехи этого типа были введены в Индию при Великих Моголах.

Слева направо: Воин Вашер , I век до н.э., статуя, изображающая романизированного галльского воина в кольчуге и кельтском торке на шее, с кельтским щитом. \ Клёпанная кольчуга и латный плащ зирах багтар, доспехи этого типа были введены в Индию при Великих Моголах.

Относительная нехватка металлических средневековых доспехов начала меняться в эпоху Высокого средневековья, которая ознаменовалась появлением первых крупных объединённых государств после распада Римской империи, а также значительным демографическим бумом. Это позволило создать гораздо более крупные вооружённые силы, а также промышленную специализацию, необходимую для поддержки значительных операций по металлообработке.
Кольчужные доспехи расширились от бирни с короткими рукавами до талии раннего средневековья до кольчуги в полный рост, которая закрывала владельца от колена до запястья.

Стягивание кольчуг через голову с убитых и раненых после битвы при Гастингсе, гобелен из Байё. \ Фото: google.com.

На гобелене Байё чётко изображено значительное количество нормандских и саксонских войск в полных кольчугах, и современные исторические оценки показывают, что в битве при Гастингсе в 1066 году нашей эры участвовало до двадцати тысяч человек, облачённых в эти доспехи. В то время как подавляющее большинство солдат всё ещё были вооружены лишь прочной одеждой и деревянными щитами, количество войск, носящих эффективную металлическую броню на любом поле боя, исчислялось уже сотнями и даже тысячами, а не десятками.

Доспехи крестоносцев

Слева направо: Кираса крестоносца. \ Доспехи крестоносцев.

В период крестоносцев (1099-1291) кольчужные доспехи получили наибольшее развитие: кольчуга в полный рост была дополнена капюшоном, шоссами (леггинсами), сабатонами (покрытиями для ног) и митонами (рукавицами), изготовленными из кольчуги. Рыцари теперь часто носили большой шлем. Это были огромные стальные шлемы бочкообразной формы, которые надевались поверх слоёв кольчуги и металлической набивки, что обеспечивало отличную защиту, но было крайне неудобно.

Крестоносцы. \ Фото: pinterest.com.

Западные рыцари в Святой Земле также быстро перешли на местную одежду, чтобы избежать теплового удара, надев поверх доспехов струящиеся лёгкие ткани. Когда они вернулись на Запад, то сюркоты, привезённые из Святой Земли, положили начало моде носить яркую накидку с чьим-либо гербом.

Переходные доспехи

К концу эпохи Высокого Средневековья два фактора начали стимулировать эксперименты с новыми формами средневековых доспехов: растущая нехватка кольчуг и развитие сложных процессов производства железа. Эпоха Высокого Средневековья породила одно из самых мощных видов оружия, виденных на поле боя на сегодняшний день. Арбалеты, которые могли стрелять тяжёлыми колющими болтами, боевые молоты с остриями и копья с прочными острыми наконечниками, которыми владели всадники - всё это представляло реальную угрозу. Новое оружие могло пробивать, разрывать и раскалывать кольчугу.

Доменная печь на древесном угле в Даддоне, Камбрия, построенная в 1736 году. \ Фото: visitcumbria.com.

В то же время появление доменной технологии означало, что стало доступно гораздо большее количество чугуна и стали более стабильного качества, чем когда-либо прежде. Хотя доменные печи использовались в Китае с первого тысячелетия до н.э., их появление в Северной и Центральной Европе в XIII веке н.э., ознаменовало значительные изменения в производстве чёрных металлов и создало предпосылки для широкого использования стали в оружии, инструментах и доспехах позднего средневековья.

Битва при Висбю

Таким образом, оружейники, рыцари и солдаты начали экспериментировать с альтернативами кольчуги примерно в начале 1200-х годов нашей эры. Историки называют их переходными доспехами, поскольку они были частью экспериментального противостояния между кольчугой и пластинчатых доспехов.

Стена города Висбю у северных ворот, битва произошла в трёхста метрах от городских стен. \ Фото: discover.hubpages.com.

Плащ из пластин был создан путём пришивания или приклеивания металлических пластин к подкладке красочного сюркота рыцаря, предшественника позднесредневековой бронированной куртки бригантина (своего рода средневековый бронежилет). В битве при Висбю в 1361 году на шведском острове Готланд хорошо оснащенная датская армия разгромила отряд местных фермеров Готланда. Датские мертвецы были быстро похоронены в болотистой земле, одетые в ультрасовременные средневековые доспехи. Находки с поля битвы при Висбю относятся к числу наиболее хорошо сохранившихся доспехов переходного периода и включают в себя пластины, надетые поверх кольчуги с круглыми кольцами, и даже ранние примеры гораздо более эффективной кольчуги, изготовленной из штампованных стальных колец.

Шинная защита конечностей

Иллюстрация, взятая из гробницы Томаса Чейна, около 1368 года н.э.

Другие примеры доспехов переходного средневековья включают шинную защиту конечностей, которая была создана путём усиления жёсткой ткани или кожаной одежды стальными прутьями или полосами, которая зачастую использовалась с бригантиной защитой. Стоит также упомянуть и про кожаные доспехи. Средневековая кожа, как правило, была склонна к растрескиванию или гниению, и её было проблематично починить, дабы использовать в качестве износостойкой полевой брони. Поэтому кожа почти всегда использовалась только для второстепенных деталей, таких как ремни, шнурки, ножны для оружия и обувь.

Пластинчатые доспехи

Пластинчатые доспехи.

К концу XIV века средневековые пластинчатые доспехи стали производиться в больших масштабах впервые со времён Римской империи. Тот факт, что пластинчатые доспехи вновь появились в этот период, многое говорит о степени взаимосвязанных торговых сетей, которые требовались для производства этого вида доспехов. Это в свою очередь требовало значительного разделения труда и гораздо большей степени урбанизации, а также сильных и стабильных государств, которые могли гарантировать торговлю на большие расстояния.

Пластинчатые доспехи изначально не изготавливались в виде целых костюмов. Похоже, что оружейники начали изготавливать дешёвые нагрудники и шлемы, известные как чёрные доспехи, которые мог купить любой состоятельный горожанин, а также индивидуальные заказы на более качественные сияющие доспехи для аристократов и знати.

Готические перчатки, принадлежавшие императору Священной Римской империи Максимилиану I, XV век. \ Фото: twitter.com

В первые годы XV века возникла общеевропейская культура доспехов с различными школами средневековых доспехов. Это была не просто мода (хотя последние тенденции всегда вызывали бурные споры), это была своего рода философия дизайна, выдвинутая оружейниками. Рыцари начали сбрасывать свои яркие сюркоты, чтобы продемонстрировать сверкающие доспехи. Итальянский стиль пластинчатых доспехов охватывал широкие пространства полированной пластины с изогнутыми и округлыми формами для отражения ударов от тела, а также для лучшей защиты владельца на турнире или на поле.

Готические доспехи, с другой стороны, были острыми и угловатыми, создавая силуэт с узкой талией и используя фирменную технику рифления для гребня и укрепления пластины - полевые доспехи Максимилиана I конца XV века являются примером архетипической готической средневековой брони.

Иллюстрация Битва при Тьюксбери из Войны Алой и Белой розы. \ Фото: artofwargame.ru.

Пластинчатая броня произвела революцию в военном деле. Теперь на поле боя доминировало небольшое (но все более многочисленное) количество верховых элит в тяжёлой броне, остановить которых было практически невозможно. Мечи, копья и большинство других видов обычного пехотного оружия были более или менее бесполезны против рыцаря в полной броне.

Плохо вооружённые войска могли сокрушить одинокого рыцаря огромным численным превосходством, стаскивая его с лошади, прижимая к земле и используя ножи, чтобы проникнуть в их слабые места, в подмышку или пах, но это не всегда было возможно. Всё это привело к очередному витку инноваций в военном деле. Одни мечи стали уже и длиннее, напоминая огромные иглы, используемые для поиска уязвимостей. Другие в свою очередь стали невероятно большими, как немецкий Цвайхендер, благодаря которому можно было с лёгкостью снести рыцаря, закованного в доспехи с лошади прямо на скаку.

Средневековые доспехи. \ Фото: google.com.

Специальное оружие для защиты от брони, такое как алебарда, также сыграло на руку тем, кто всячески пытался бороться с бронёй. К XVI веку оружейники начали массово производить боевую броню, дешёвые и эффективные шарнирные полубронированные костюмы для пехоты, которые можно было использовать для мгновенного снаряжения городского ополчения или роты наёмников. И, конечно же, огнестрельное оружие, которое в конечном счёте привело к гибели средневековых доспехов на основе пластин, начало широко применяться с XVI века и далее.

Ирония заключается в том, что точно так же, как пластинчатые доспехи достигали своего зенита в эпоху Возрождения, их фактическое использование в полевых условиях становилось устаревшим. Тактика лёгкой кавалерии и растущее распространение огнестрельного оружия означали, что тяжёлые всадники в сияющих доспехах становились всё более анахронизмом, возвращением к воображаемому феодальному прошлому рыцарства и чести на поле боя.

Доспехи Джорджа Клиффорда, третьего графа Камберленда, конец XVI века. \ Фото: metmuseum.org.

Многое из того, что мы считаем средневековыми доспехами, было изобретено в самом конце эпохи Позднего Средневековья, когда аристократы создавали своё наследие на турнирном поле в доспехах, которые были впечатляющими, но совершенно непрактичными для реального военного использования. Некоторые примеры пластинчатой брони XVI века демонстрируют попытки защиты от пуль с дополнительными слоями и сменными пластинами повышенной толщины, но в конечном итоге они оказались тщетными. К середине XVII века пластинчатые доспехи были в основном полностью церемониальными, причём все лёгкие войска практически полностью отказались от пластинчатых доспехов, а нагрудники сохранились только в небольших подразделениях лёгкой кавалерии. Таким образом эпоха средневековых доспехов подошла к концу.

В продолжение темы, читайте также о том, как и когда появились первое огнестрельное оружие , и какой эволюционный путь оно прошло.

Читайте также: