Эволюция философского понимания общества кратко

Обновлено: 02.07.2024

На первый взгляд очевидно, что общество начинается с человека. существования множества людей. На ранних стадиях развития философии, например, древнегреческой натурфилософии, общество и понимали как совокупность людей. Но сразу же философы должны были задуматься над вопросом: что же объединяет людей, что преобразует совокупность людей в особое целое - общество?

Чтобы жить, люди должны воссоздавать свою жизнь во всем ее объеме и Содержании. Именно совместная деятельность по производству их жизни объединяет людей. Объективный мир становится миром человека только в том случае, если он вовлечен в человеческую деятельность.

Важной характеристикой деятельности является то, что она связывает воедино все компоненты общественной жизни: образуются устойчивые и динамичные связи между различными сферами деятельности, эпохами, поколениями людей. Связующими средствами служат предметы и явления материального и духовного мира: орудия труда, природная среда, знания, идеалы и т.д. Эти связи в целом называют общественными отношениями; они формируют устойчивую систему - общество.

Общество возникает и существует, таким образом, при взаимодействии двух факторов: деятельности и общественных отношений.

Общественные отношения многообразны. Выделяют экономические, социально-политические, правовые, нравственные, эстетические и т.д.

Определяя общество в целом, можно сказать, что это есть динамическая, исторически саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми, между человеком и миром. Общество - это ''сам человек в его общественных отношениях".

Существует множество философских концепций общества, однако каждая из них более или менее ограниченна, схематична в сравнении с действительной жизнью. И ни одна из них не может претендовать на монопольное владение истиной.

Построение теоретической модели общества начинается с определения основы его существования и развития.

Концептуальное оформление представления об обществе получили в XVH-XVHI вв. В это время философские проблемы общества выделялись в самостоятельный предмет исследования, сформировалась особая отрасль науки - социальная философия. Первые социально-философские теории создали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, П. Гольбах, К. Гельвеций, Дж. Вико, И. Гердер и другие философы. Каковы же исторические, социально-экономические, культурные предпосылки содействовали появлению социальной философии?

В XVI-XVIII вв. в Европе сложилась и утвердилась буржуазная индустриальная цивилизация. Это эпоха промышленных и социально-политических революций, ускорения общественного развития.

Возникли объективная возможность и насущная необходимость накопления, обобщения, сравнения фактов исторического развития, проникновения в глубинные причины, закономерности общественной жизни, поиска исторических перспектив. Это была эпоха освобождения человеческого разума от прежде незыблемых традиций, главным образом религиозных, эпоха активной деятельности разума, причем сфера его деятельности кажется неограниченной, а любой предмет изучения - принципиально подчиненным его могуществу.

Концептуально-теоретический уровень философского исследования общества предполагал изучение его объективных основ, закономерностей структуры, существования и развития.

Одной из первых исторически влиятельных концепций явилась натуралистическая концепция общества. Ее развивали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др. Натуралистическая социальная философия начинается с утверждения, что человек является автономным природным существом, наделенным разумом (это также природная характеристика). Общество представляет собой совокупность индивидов. Человек, чтобы жить, должен удовлетворять свои природные потребности. В таком случае общественная жизнь, общественные отношения есть не что иное, как взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы. ". Воля людей, производящих в этом мире самые поразительные и обширные изменения, приводится первоначально в движение физическими причинами"'.

Философы-просветители утверждали, что общественные отношения в их историческом развитии управляются мыслями людей, их желаниями, целями, разумом, в целом идейными мотивами. Распространение знаний, науки, просвещения позволит познать природу человека, организовать разумное, соответствующее ей общественной устройство, будет содействовать прогрессу. И наоборот, невежество, предрассудки являются тормозом общественного развития. Необходимо преобразование мира на началах разума. Наиболее ярким примером такого преобразования стала Великая Французская буржуазная революция.

Оказывается, что общество имеет две основы: природную и рациональную. Чтобы разрешить это противоречие, предлагается так называемая "теория факторов". Согласно ей, общество основано на взаимодействии нескольких факторов: природных (географических, биологических), политических, духовных и т.д. Однако является ли сумма факторов решением проблемы? Каково происхождение это) о взаимодействия? Называли географический (географический детерминизм Ш. Монтескье) и демографический (демографический детерминизм английского экономиста Т. Мальтуса) факторы. Гельвеций подчеркивал особую роль экономического фактора, но сводил его только к "материальным нуждам", т.е. по существу природным началам.

Натуралистическое объяснение общества в свое время имело большое теоретико-философское значение, поскольку впервые была сделана попытка найти объективно закономерные, рациональные основы общества. Натуралистический подход к обществу сохраняется в определенном смысле и в настоящее время.

Иное понимание общества содержится в философских теориях Дж. Вико, И. Гердера. Это направление получило название "историзм". Сторонники его старались найти и обосновать качественную особенность общества в сравнении с природой. Социальное бытие у них создается в ходе истории из "человеческих действий, социальных установлений" прежде всего на основе целостной развивающейся культуры. Природа человека общественная, историческая. Но формируется и существует человек через диалектику природного и общественного, предпосылки, данные природой, развиваются в культуре. Гердер фиксировал двойственность человеческой природы.

В объективно-идеалистической философской системе Гегеля - классическое понимание общества получило наиболее развитое целостное выражение или образ. За побуждениями людей следует видеть известную основу, которая и определяет состояние общества, его историю. В чем она заключается? Гегель считал такой основой саморазвивающийся Абсолютный Дух. Абсолютный Дух посредством людей (человек - "орудие Духа") рационально, закономерно выстраивает историю.

В структуре общества Гегель ставил на первый план так называемое "гражданское общество", имущественные экономические отношения, хотя они являются не чем иным, как осуществлением на практике правовых понятий. Аналогично объясняются и все остальные общественные отношения. Гегелевскую систему можно считать началом социальной философии, поскольку он выдвинул идею объективной детерминированности общественного развития.

История, по Фейербаху, представляет собой смену типов нравственных и религиозных отношений, связующих людей.

Фундаментальные идеи классической немецкой философии были в дальнейшем восприняты и развиты К. Марксом и Ф. Энгельсом. Однако противоречия предыдущих концепций требовали поиска иного, неидеалистического обоснования социальной философии. Маркс развил диалектико-материалистическую теорию общества. Его главный принцип: "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

Фундаментальная роль, по Марксу, принадлежит материальному производству. Объективные процессы взаимодействия природы и труда обусловливают существование людей.

Таким образом, утверждается определяющая роль общественного бытия — объективной социальной реальности по отношению к общественному сознанию. Однако само материальное производство нуждается в определенных социально-политических и духовных отношениях, определяет их. Оно играет в обществе системообразующую фундаментальную роль.

Субъектом истории является в таком случае не дух, не лнчность просветителя, а широкие социальные общности людей, создающие духовно и практически свою действительную жизнь.

И если классическая философия выводит суть общества из объективной духовной культуры, то Маркс апеллирует к общественной деятельности субъектов, и, в первую очередь, к материально-производственной практике. Значительную роль в социальной философии играли идеи Маркса об обществе как целостной системе, едином социальном организме со сложной иерархической структурой.

Субъективистская концепция рационалистического толка была предложена О. Контом. Он считал, что общественная жизнь определяется уровнем, качеством интеллектуального развития общества. Именно наука об обществе, позитивная философия должны определять и создавать рациональное общественное устройство.

Современные социально-философские концепции весьма многочисленны, разнообразны по своей проблематике, содержанию, понятийно-категориальному аппарату, формам выражения и т.д. Отметим типичные, выражающие основные тенденции современного философского мировоззрения, рассматривающие проблему основ существования и развития общества.

Социальная концепция М. Вебера была разработана в конце XIX - начале XX вв. М. Вебер рассматривал общество как сложную систему взаимодействующих экономических, социальных, политических, идеологических и религиозных факторов.

В концепции П. Сорокина при объяснении сущности социального акцент сделан на культурной сфере. Ученый считал, что реальное состояние общества, его развитие определяются "сверхиндивидуальной социокультурной реальностью", нетождественной материальной реальности.

Нельзя не отметить социальные концепции, развивающиеся в русле сциентистского направления. К ним в первую очередь относится концепция "информационного общества" (А. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский и др.). В ней подчеркивается особая роль науки, техники, производства и максимального использования научно-технической и другой информации в развитии современного общества.

Многообразие существующих социальных концепций, безусловно. связано с многообразием существующих обществ, многовариантностью их развития, их внутренней сложностью, многоаснектностью. С этой точки зрения разные социальные концепции существуют как взаимодополняющие друг друга, что, конечно, не исключает необходимых в развитии науки споров, совместных поисков истины, выявления общечеловеческих тенденций развития. В современных социально-философских концепциях в качестве основ общества выделяется деятельность человеческого субъекта вообще, особенно духовная сторона этой деятельности.

Общество (в широком значении) — это общность, совместная жизнь людей, мир социальных явлений. Это форма бытия, характеризующаяся целенаправленной совместной трудовой деятельностью людей, создающих мир социокультурных явлений, отличных от мира природы.

Модели понимания общества в истории философии:

1) Натуралистическая модель, то есть жесткая привязка общественного развития только к различным природным факторам: климату, географической среде, расовым особенностям людей.

2) Идеалистическая модель — это абсолютизация роли сознания в жизни общества, рассмотрение его как определяющей силы общественного процесса.

3) Материалистическая модель, то есть признание конечного первенства реального бытия людей над их сознанием.

Принципиально важная характеристика социального развития – время, промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие.

Результатом процесса социального развития являются новые количественные и качественные составляющие социального объекта, что может выражаться в повышении (понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др. Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современным может быть охарактеризована как прогрессивное развитие.

Материальное и идеальное в обществе. Категории общественного бытия и общественного сознания.

Основной вопрос в философии: что первично - материальное или идеальное – находит свое продолжение в осознании истоков деятельности людей.

Основополагающим вопросом социальной философии является вопрос о том, как соотносятся между собой сознание и бытие людей, что первично и является определяющим? Идеализм в социальной философии основывается на том факте, что деятельность людей является в принципе сознательной. Прежде, чем что-то делать, они мысленно представляют себе более или менее ясно цель и содержание деятельности – духовной, экономической, политической и т. д. Это значит, что идеальный план деятельности всегда предшествует его воплощению в какой-либо практический результат. Отсюда делается вывод: сознание первично, все остальное в обществе вторично, производно от сознания и определяется им. Все предметы материальной и духовной культуры есть воплощение и олицетворение сознания и в целом духовного начала. Материалистический подход к пониманию общества заключается в признании объективных основ его существования и развития. Это обосновывается в социальной философии марксизма. Первопричины развития общества усматриваются не в духовных образованиях, а в материальных условиях, прежде всего в развитии материального общественного производства. Тем самым, принципиально меняется исходное начало. Создается иная картина причинно-следственных взаимозависимостей внутри общества.

Проблему поиска объективных оснований в жизни общества разработали Г. Гегель и К. Маркс. Г. Гегель – высказал идею, что основой всемирной истории является экономическая деятельность (труд, преобразование природы с помощью орудий труда). Противоречия, конфликты – двигатель прогресса.

Следовательно, общественное бытие - есть та жизнь, которой живет общество, объективная реальность, отражающаяся в общественном сознании, своего рода социальная материя. Общественное сознание - это осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.

Особенности общественного сознания: 1) вторичность (обусловленность общественным бытием); 2) относительная самостоятельность: а) оно активно, способно влиять и даже изменять породившее его бытие; б) оно имеет внутреннюю логику своего развития. Следовательно, для понимания прошлого, настоящего и анализа тенденций будущего надо начинать не с того, что думала и думает о себе та или иная эпоха, а с анализа общественного бытия людей этой эпохи.

История социальной философии включает в себя философское творчество мыслителей, несущее выраженную печать соответствующих эпох, регионов, стран, социальных культур. Развитие философского понимания природы общества и его структуры.

В древнегреческой философии -Платон (4в до н.э.) рассматривал общество как воплощение идеи справедливости, связывая ее с космическим началом. Нравственность подчинена идеалу государства. Аристотель (3в.до н.э.) исходя из необходимости построения справедливого общества, считал справедливость сочетанием добродетелей человека. В античности общество рассматривалось сквозь призму государственно-политического института. Гос-во выступало своеобразным качественным пределом в исследовании общ-ва.

Социальная философия – это раздел философии, который подвергает осмыслению жизнь общества во всех ее общих и частных проявлениях как исторически изменчивую самоорганизованную и саморазвивающуюся систему.

Философское рассмотрение общества до начала XIX века

В истории социальной философии общество рассматривается как некая саморазвивающуюся система, обладающая целостностью и подчиняющаяся закон всеобщей исторической эволюции. Социальная философия стремится выявить потенциал человека в обществе, проанализировать его общественное бытие. Человек так или иначе всегда был предметом для философских размышлений, поэтому в той или иной степени социальные мотивы всегда присутствовали в философии.

В античный период наиболее выдающиеся идеи в области общества и его природы высказывали Платон и Аристотель. Круг вопросов, которые рассматривали античные философы, достаточно широк, по сути, это все те же современные вопросы социальной философии:

  • процесс возникновения общества;
  • структура общества, сословия и рабство;
  • вопросы воспитания и обучения;
  • основы экономической жизни общества;
  • управление обществом;
  • этические проблемы жизни общества и т.д.

Платон считал, что общество возникает в тот момент, когда один человек не может удовлетворить свои потребности. В его идеальном обществе существует три больших социальных группы: философы (правители), воины и ремесленники-земледельцы (производители). У каждой группы есть свои естественные склонности к выполнению определенных социальных ролей. У философов преобладает разум, у воинов – воля, а у ремесленников и земледельцев – чувственность и влечения, поэтому ими следует управлять. Платон подчеркивает необходимость справедливого характера общества при таком устройстве.

Готовые работы на аналогичную тему

Для Аристотеля в качестве основной проблемы выступает политическое устройство общества и этика. Для Аристотеля человек – это социальное существо, которое не может выжить вне общества. Общину он представлял как большую семью, а само общество как совокупность или сообщество общин. Выделяя отдельно рабов, наличие которых для него совершенно естественно, Аристотель называл три класса свободных граждан: богатые, средний класс и крайне бедные. Для того, чтобы государство было сильным, ему особо необходим средний класс. Люди объединились для достижения общего блага, на этой основе возникает государство. Аристотель различал хорошие и плохие формы государства. К числу хороших форм он относил монархию, аристократию и политею, а плохими признавал тиранию, олигархию и демократию.

  • человеческими поступками правит честолюбие, отсюда следует постоянная борьба за власть: те, кто наверху социальной лестницы, стремятся ее сохранить, зная какой ценой она досталась, те же, кто ее обделен, считают себя обойденными и будут стремится ее получить, поэтому все действуют из своих личных интересов;
  • умный правитель не будет выполнять все свои обещания, поскольку тогда он поставит себя в зависимость от низов, это слабый правитель, интересы низов и массы могут не совпадать со стратегическими интересами государства и даже противоречить;
  • творить зло надо сразу, а добро – постепенно, поскольку единовременная жестокость и наказание лучше переносится обществом, чем растягивать карательные меры во времени.

Начиная с античности и до XVII века для многих мыслителей понятия государство и общество были слиты. Сама отдельная категория общества появляется только в период XVII – XVIII вв., когда проблемное поле философии существенно расширяется. В XIX веке происходит оформление социальной мысли в отдельное направление, которое ныне существует под названием социология.

Общество в философии XIX – нач. XX века

Создателем социологии считается О. Конт. Он считал, что новая наука должна быть основана на принципах позитивизма. Именно Конт отметил закономерное и прогрессивное развитие общества, что составило его учение о социальной динамики. Он подчеркивал, что на развитие общества влияют многие факторы, такие как биологические, географические, астрономические и даже расовый состав населения.

Э. Дюркгейм является автором теории социального реализма. Он полагал, что все социальные явления можно объяснить при помощи социальных фактов, представляющих элементы социальной реальности. Они существуют объективно и не зависят от воли единичного субъекта. Рождаясь, человек уже предопределен испытать на себе воздействие определенной социальной среды с ее взглядами, религией, нормами и традицией, существующей экономической и политической системой. Господствующие социальные нормы приводят к тому, что человек испытывает на себе социальное принуждение. В качестве одного из социальных факторов Дюркгейм особо выделял разделение труда. Разделение труда создает определенные связи в структуре общества, а также закладывает основу под формирование социальной солидарности.

Значительный вклад в историю социальной философии внес К. Маркс, создавший свое собственное материалистическое понимание истории общества. Основу общества составляет экономический способ производства (базис). Способ производства представляет собой совокупность производительных сил и производственных отношений. Общество предстает как единый социальный организм, первичной функцией которого является производство материальных благ. Производственные силы и отношения могут вступать в противоречие, когда они начинают не соответствовать друг другу, появляется кризис, решение которого заключается в смене старых производственных отношений на новые, более прогрессивные. Зачастую это ведет не только к экономическим, но и политическим изменениям, т.е. меняется политическая надстройка общества.

Современный период социальной философии

Современный период в развитии социальной философии начинается со второй половины XX века. Наряду со старыми проблемами, связанными со структурой общества, движущими силами развития общества и т.д., появляются новые предметы изучения, а также формируется новая установка – субъективизм. Современный этап в развитии философии общества представлен многочисленными фамилиями, концепциями и идеями, которые трудно увязать в рамки стройной системы. Поле современных воззрений на общество колеблется от традиционных объективистских идей до постмодерна. К числу современных социальных философов относятся Р. Арон, П. Бурдье, А. Шюц, К. Мангейм, Л. Гольдман, Н. Луман, Ю.Л. Качанов, Л.Г. Ионин, В.А. Ядов и др.

Читайте также: