Эволюционные идеи в античном мире кратко

Обновлено: 05.07.2024

История развития естествознания в античный период тесно свя­зана с развитием философии. Известные греческие философы-ма­териалисты V—II вв. до н.э. были одновременно и естествоиспыта­телями. Они пытались понять и объяснить различные природные явления.

Развитие научных представлений происходило в борьбе с рели­гиозно-мифологическими верованиям. В религиозных мифах при­чудливо соединялись фантастика и результаты простейших наблю­дений над жизнью природы, все проявления которой объяснялись деятельностью разных богов. Считалось, что от воли богов зависит и жизнь людей. Этим фантастическим верованиям первые фи­лософы-материалисты противопоставляли свои взгляды, носив­шие стихийно-диалектический характер; Они полагали, что в при­роде существуют бесконечные сплетения связей и взаимодействий, в ней происходит постоянное движение, изменение всего суще­ствующего. Мир не создан богами, а возник из хаоса и с тех пор находится в постоянном движении. Все, что существует в приро­де, согласно их воззрениям, определяют четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь; Каждая из этих стихий олицетворяет опреде­ленное состояние материи. Так, земля как стихия понималась в смысле твердой субстанции материи, вода — жидкой, воздух — газообразной. Огонь, по представлению античных философов, оли­цетворял более тонкую и легкую субстанцию, чем воздух. Эти сти­хии, видоизменяясь, переходят друг в друга. Так, Гераклит Эфесский (VI в. до н. э.) считал, что мир не создан никем из богов. В нем нет ничего застывшего, все находится в постоянном движении. Все течет, все изменяется, как вода в реке. Известно, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так как в ней текут уже другие воды. По мнению Гераклита, все живые существа, и человек в том числе, развились естественным путем из первичной материи. В трудах великого философа и естествоиспытателя древности Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) имеются высказывания о развитии живой природы, основанные на знании общего плана строения высших животных (в книгах Аристотеля упоминается около 500 разных видов), гомологии и корреляции их органов. Аристотель считал материальную субстанцию пассивной и развитие ее объяс­нял действием невещественного активного начала — души. Вся природа, по его мнению, одушевленна! В живых организмах душа является животворящим началом, которое приводит материю к осуществлению внутренней цели, к завершению развития орга­низма определенной формы;

Живое, по Аристотелю, характеризует три основных признака: питание, не­обходимое для роста и размножения; ощущение, заставляющее организмы двигать­ся; мышление. Эти признаки определяются свойствами души. Души разных организ­мов различны: есть душа питающая (у растений), душа чувствующая (у животных) и душа разумная (у человека). Каждая из них по-своему определяет целеустрем­ленное развитие живого тела. Исходя из представлений о душе, Аристотель объяс­нял необходимость полового размножения тем, что самка дает потомкам пассив­ную материю, нужную для развития зародыша, а самец — животворящее начало.

Аристотель допускал самозарождение растений и некоторых животных (губок, кишечнополостных, моллюсков, насекомых и рыб). Он признавал существование промежуточных форм между растениями и животными.

Как Аристотель в зоологии, основу ботанических знаний ан­тичности создал его ученик и последователь Теофраст (372—287 гг. до н.э.). Он описал 400 видов растений, исследовал их органы. В его трактатах содержатся сведения о жизнедеятельности (физио­логии) растений, их практическом значении.

Наряду с сочинениями Аристотеля, Теофраста труды Плиния Старшего и римских философов и естествоиспытателей стали ос­новой, с которой начали свои исследования европейские ученые эпохи Возрождения.

(Итак, за тысячелетие античная цивилизация дала миру сле­дующие важнейшие естественно-научные идеи (по Н.Н.Ворон­цову, 1999):

– единство и материальность мира;

– естественность возникновения жизни на Земле;

– возможность трансформации одних форм в другие;

– представления о целостности организма и о существовании в нем коррелятивных связей органов и их частей;

– усложнение организации в процессе индивидуального разви­тия организма и приобретение зародышем специфических черт на поздних этапах развития.

2. Состояние естественно-научных знаний в Средние века и эпоху Возрождения

Огромную роль в большинстве европейских стран стала играть католическая церковь, активно насаждавшая религиозное миро­воззрение. Людей преследовали не только за высказывание своего мнения о развитии природы, но и за чтение книг древних филосо­фов. Насильственное внедрение веры в науку превратило ее в при­даток религии. Изучение природы было фактически запрещено. Сотни талантливых ученых были уничтожены, сожжены тысячи древних книг. Только в Испании при господстве инквизиции (от лат. inquisitio — расследование, трибунал католической церкви по борьбе с инакомыслием, действовавший с XIII в.) были сожжены на кострах 35 тыс. человек и 300 тыс. подвергнуты пыткам. В 1600 г. после долгих пыток на костре инквизиции был сожжен величай- ший мыслитель своего времени Джардоно Бруно, посмевший во­преки запретам церкви утверждать, что мир бесконечен и Солнце не единственная звезда во вселенной. В таких условиях естествен­но-научные знания накапливались очень медленно, развитие на­уки искусственно тормозилось.

Развитие астрономии и физики привело к совершенствованию оптических приборов, которые стали использовать для рассматри­вания мелких объектов. Изобретение микроскопа позволило от­крыть удивительный мир невидимых человеку мельчайших орга­низмов. В результате многочисленных путешествий в тропические районы Африки и Юго-Восточной Азии в Европу стали привозить неизвестные ранее растения и животных. Их демонстрировали пуб­лике на выставках, для них создавали специальные музеи. После открытия Америки в Европе стали возделывать картофель, табак, кукурузу, европейцы познакомились с кофе и какао.

История биологии в позднем средневековье связана с развитием образования и появлением в Западной Европе высших школ — университетов, где изучали естественно-научные дисциплины. Возникновение университетов объясняется необходимостью под­готовки специалистов для развивающейся промышленности, тор­говли, культуры. Первые университеты возникли в Италии, Фран­ции, Испании, Великобритании в XI—XIIIвв. в Болонье, Салерно, затем в Пизе, Орлеане, Лиссабоне, Севилье, Оксфорде, Кемб­ридже и других городах. Биология успешно развивалась на меди­цинских и философских факультетах созданных тогда универси­тетов.

История современного естествознания фактически начинается со второй половины XV века, начала эпохи Возрождения, став­шей великим поворотом в развитии науки.

Эпоха Возрождения,или Ренессанс (от фр. Renaissance — воз­рождение), — переходный период (XIV—XVI вв.) в истории на­уки и культуры стран Западной Европы от Средневековья к Ново­му времени. Это название стали употреблять итальянские и фран­цузские ученые и просветители, подчеркивая тем самым восста­новление, возрождение гуманистических, светских традиций ан- тичности. Были переведены на европейские языки и изданы труды античных авторов. Этому способствовало развитие книгопечатания. Получила распространение новая философия природы — натур­философия. Признается существование объективных законов при­роды, а высшую силу — бога рассматривали как нечто независи­мое от природы. Прекрасны и точны анатомические рисунки вели­кого итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи (1452 — 1519). На его картинах изображены своеобразные летательные ап­параты, дающие представление о глубине биологических интере­сов этого величайшего художника эпохи Возрождения.

С созданием микроскопа расширяются возможности исследо­ваний живых организмов. Изучаются клеточное строение растений (Р. Гук, 1665), микроскопические организмы, эритроциты, спер­матозоиды (А.Левенгук, 1683), движение крови по капиллярам (М. Мальпиги, 1661).

К концу Ренессанса устанавливается относительный компро­мисс между научными достижениями и официальной религиоз­ной позицией. Признается, что все живое на Земле было создано богом — такое направление и период в развитии биологии назы­вается креационизмом (от лат. creatio — создание, творение). Важно, что накопленные в этот период конкретные сведения о растениях и животных нуждались в обобщении и создании естественной клас­сификации.

Великие географические открытия, привоз многочисленных коллекций растений и животных способствовали созданию в XVI в. первых гербариев, ботанических, зоологических садов, кунстка­мер и музеев. Швейцарский ученый Каспар Баугин (1560—1624) описал около 6000 видов растений. Задолго до К.Линнея он стал использовать бинарную номенклатуру, но применял ее не всегда последовательно. Баугин заложил и основу иерархической систе­мы растений, создав 12 книг. Каждую книгу он разделил на сек­ции, те — на роды, роды — на виды. Были предложены и экологические классификации растений, когда их делили на деревья, кусты, полукустарники, луковичные, ядовитые и неядовитые, хорошо пахнущие и без запаха и т.д.

3. Предшественники дарвинизма

К концу XVII в. число описанных форм растений и животных стало таким огромным, что специалисты каждый раз испытыва­ли трудности в поисках сведений о каком-либо растении или жи­вотном и определении его места в очередной искусственной сис­теме органического мира. Признание божественного происхож­дения живых организмов затрудняло выяснение родственных свя­зей между ними.

Каждое из трех царств природы (растений, животных, минералов) Линней разделил на иерархически соподчиненные категории: классы, отряды, роды, виды. Растения он разделил на 24 класса и 116 отрядов на основе строения органов размножения: числа тычинок и пестиков. Животные были разделены на 6 классов: млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, черви, насекомые. Первые три рас­сматриваются сейчас почти в тех же объемах, в которых определил их в свое время К.Линней.

Как известно, Линней отнес человека к миру животных и поместил его в один отряд с обезьянами. Это вызвало раздражение ученых-клерикалов, и с 1758 по 1777 г. печатное и устное изложение системы К.Линнея было запрещено рим­ским папой.

Установив принцип иерархичности систематических категорий, Линней спо­собствовал утверждению того, что соседние таксоны связаны не только сход­ством, но и родством, и чем дальше в системе расположены таксоны, тем меньше степень их родства.

Кроме обязательного описания особенностей морфологии вида Линней предполагал использование и физиологического крите­рия: возможность получения плодовитого потомства при естествен­ном размножении (скрещивании) особей одного и того же вида.

Научное наследие К.Линнея включает 180 опубликованных работ. После смер­ти ученого его коллекции и научный архив были проданы в Англию, где с того времени хранятся в специально созданном Линнеевском обществе — одном из наиболее авторитетных научных обществ мира. В этом обществе в 1858 г. были доложены результаты эволюционных исследований Ч.Дарвина и А.Уоллеса.

В доме К.Линнея, на его родине в г. Упсала (под Стокгольмом) в 1937 г. швед­ским Линнеевским обществом открыт мемориальный музей.

Историческое значение К.Линнея как провозвестника эволю­ционизма заключается в том, что он выдвинул иерархический прин­цип систематических категорий: объединил виды в роды, роды в отряды, отряды в классы.

В конце XVIII — начале XIX в. обострилась борьба между сто­ронниками креационизма, согласно которому органический мир создан творцом, и трансформистами, отстаивавшими мнение о естественном происхождении живых организмов.

Самыми известными учеными-естествоиспытателями того вре­мени были Жорж Кювье, Жоффруа Сент-Илер и Жан Батист Ламарк.

Жоффруа Сент-Илер (1772—1844) придерживался противо­положных взглядов. Факты, которые Кювье использовал для подтверждения деятельности творца, он рассматривал в качестве доказательства естественного происхождения и изменения живых организмов (трансформизм). Так, общность строения тела живот­ных он использовал для доказательства общности их происхожде­ния; отличие современных организмов от ископаемых убеждало его в их способности изменяться под влиянием внешних и внут­ренних естественных причин. Разногласия между Ж. Кювье и Ж. Сент-Илером вылились в 1830 г. в острую публичную дискус­сию между ними на заседаниях Парижской академии наук, которая длилась шесть недель. Признанную победу в споре одержал Кювье.

Несмотря на неоднократно высказывавшиеся гениальные до­гадки о естественном развитии организмов, эволюции живой при­роды, в науке до начала XIX в. господствовало мнение о целесооб­разности установленных в природе порядков, неизменности со­зданных творцом видов. Впервые целостное эволюционное учение было создано Ж. Б.Ламарком.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.Первое целостное эволю­ционное учение как система доказательств естественного развития органического мира было создано в первой половине XIX в. труда­ми известного французского биолога и философа Жана Батиста Ламарка (1744—1829) и рядом других ученых, непосредственных предшественников дарвинизма.

Идея эволюции была тщательно разработана и подкреплена мно­гочисленными примерами. В основу учения положено представле­ние о постепенном естественном развитии организмов во времени от простого к сложному и роль внешней среды в этом процессе.

По мнению Ламарка, эволюция организмов происходит на ос­новании внутреннего стремления организма к прогрессу. Другой принцип, положенный Ламарком в основу эволюционного уче­ния, состоит в изначальной целесообразности ответных реакций организмов на изменения среды и их возможности прямого при­способления к этим изменениям.

Ламарк полагал, что вслед за изменением условий среды следу­ет изменение привычек животных; посредством упражнения их органы изменяются в нужном направлении. Так, стремясь сохра­нить тело сухим, околоводные птицы вытягивают ноги и упраж­няют их. В результате привычки постоянно вытягивать и удлинять ноги у них образовались длинные, лишенные перьев конечности. Длинная шея, свойственная многим околоводным птицам, разви­лась в результате тренировки при доставании корма со дна водо­ема, а желание удлинить шею вызывало прилив к ней крови и ее усиленный рост.

В качестве примера изменчивости органов у растения под влия­нием определенных условий среды Ламарк приводит водяной лютик (Ranunculus aquticus). Когда растение развивается под водой, его листья имеют сильно рассеченные на нитевидные доли лис­товые пластинки. Листья, развившиеся над водой, имеют широ­кие округлые лопастные листовые пластинки. Приобретенные в результате упражнений в течение жизни признаки организма пе­редаются по наследству.

С этих же позиций Ламарк объясняет происхождение пород до­машних животных и сортов культурных растений. По его мнению, природные процессы протекают длительное время, а люди изо дня в день произвольно меняют условия содержания домашних животных и выращивания культурных растений. Поэтому в приро­де нет такого огромного разнообразия пород собак, которые су­ществуют в домашних условиях. Видимо, когда-то существовала одна изначальная порода собак, близкая к волку, от которой в различных домашних условиях произошли все существующие по­роды собак. Путем воспитания в разных странах и разных условиях люди получили множество пород домашних кур и голубей. Таким же путем бьши получены современные сорта пшеницы, капусты и других культурных растений.

Важнейшей заслугой Ламарка является создание первого цело­стного эволюционного учения. Он развил идею об изменяемости видов. Рассматривая эволюцию органического мира как длитель­ный исторический процесс развития организмов от простого к сложному, Ламарк впервые поставил вопрос о факторах эволю­ции, считая, что решающее влияние на изменчивость организмов оказывают условия среды.

По мнению некоторых исследователей, источник эволюционных идей проистекает из космогоний древних религий. Идеи творения и развития вселенной и жизни идут в них параллельно друг другу, иногда тесно переплетаясь. Но мифический способ мышления мешает выкристаллизовать из них стройные концепции. Первую же такую концепцию из дошедших до нас разработал ученик Фалеса Милетского Анаксимандр. О схеме Анаксимандра мы знаем от историка I века до н. э. Диодора Сицилийского. В его изложении, когда молодая Земля осветилась Солнцем, её поверхность сначала затвердела, а потом забродила, возникли гниения, покрытые тонкими оболочками. В этих оболочках и зародились всевозможные породы животных.

Другой античный мыслитель, Ксенофан, уделял наблюдениям больше внимания. Так, он отождествлял окаменелости, что находил в горах, с отпечатками древних растений и животных: лавра, раковин моллюсков, рыб, тюленей. Из этого он заключал, что суша некогда опускалась в море, неся гибель наземным животным и людям, и превращалась в грязь, а когда поднималась, отпечатки засыхали .

Средневековье и возрождение

Альберт Великий впервые отметил самопроизвольную изменчивость растений, приводящую к появлению новых видов.

ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ -ЭВОЛЮЦИОНИСТЫ XVI -XX вв.

Эволюционные идеи Нового времени

Идеи ограниченного эволюционизма, подобные идеям Хэйла, возникали постоянно, их можно найти в трудах Джона Рэя, Роберта Гука, Готфрида Лейбница и даже в поздних работах Карла Линнея.

Время умозрительных построений (15 – 18 века)– накопление практических сведений.

Наука в основном носит описательный характер, это период накопления большого количества практического материала. Со временем возникает потребность в его систематизации теоретическом обосновании. Среди ученых – натуралистов, внесших вклад в развитие биологии того времени следует отметить Карла Линнея.

Работы Карла Линнея:

Принцип соподчиненности систематических категорий

Бинарная номенклатура

Наиболее полная систематика живой природы, имеющая иерархическую структуру

Более ясно они высказаны Жоржем Луи Бюффоном. Наблюдая за выпадением осадков из воды, он пришёл к выводу, что 6-ти тысяч лет, которые отводились на историю Земли естественным богословием, недостаточно для формирования осадочных пород.

Теория Ламарка

Заслуга Ламарка заключается в создании первой научной теории эволюции. Он отверг идею постоянства видов, противопоставив ей представления об изменяемости, он впервые ПОСТАВИЛ ВОПРОС О ФАКТОРАХ (ДВИЖУЩИХ СИЛАХ) ЭВОЛЮЦИИ. Одним из первых он правильно оценил роль времени в процессе эволюции и отметил чрезвычайную длительность развития жизни на Земле.

Для объяснения причин наблюдаемой в природе изменяемости организмов ученый выдвинул три "закона"

"Закон прямого приспособления". Приспособительные изменения растений и низших животных происходят под прямым воздействием факторов внешней среды: температуры, влажности, света, питания. В подтверждение данного положения Ламарк приводит факты пластичности растений, в частности их способность образовывать определенную форму листовой пластинки в зависимости от условий произрастания. Классическим примером такого явления является стрелолист. У стрелолиста в воде формируется лентовидный лист, на поверхности воды - плавающий округленный, в воздухе - стреловидный.

"Закон упражнения и неупражнения органов". Иной характер имеют приспособительные изменения у животных с центральной нервной системой (высшие животные). Среда оказывает на них косвенное воздействие: изменения среды вызывают смену потребностей животного, которая в свою очередь влечет за собой соответствующие изменения его поведения. При длительном воздействии измененных условий среды животное приобретает необходимые для существования в этих условиях привычки, с которыми связано более частое употребление органа. Усиленное упражнение органа приводит к постепенному его развитию и изменению. Так, береговые птицы, неохотно плавающие, но вынужденные обитать вблизи воды в поисках пищи, постоянно подвергаются опасности погрузиться в ил. Во избежание этого они прилагают все усилия, чтобы как можно больше вытянуть и удлинить ноги. Постоянное упражнение органов в силу привычки, направляемое волей животного и приводит к его эволюции. Таким образом, в основе изменений высших животных , по Ламарку, лежит принцип развития органов путем волевых усилий и их упражнений.

И третья закономерность - это "наследование приобретенных признаков". Если оба родителя находились в одинаковых условиях и у них происходило одинаковое "упражнение" органов, то такие благоприобретенные признаки передаются по наследству и проявляются у потомков. Этот процесс носит постепенный характер и обусловлен длительным и направленным изменением среды или привычек и волевых усилий животного.

Интересны взгляды Ламарка на возможность существования вида. Говоря о непрерывно протекающих изменениях в живой природе, Ламарк высказывал мысль об отрицании вида. Он выражал это формулой - "эволюция без видов".

Не смотря на то, что Ламарк не смог выявить истинный механизм эволюции живой природы, в целом его взгляды имели огромное значение для развития биологии.

Группа №5. Русские ученые - эволюционисты

В России XVIII в. примечателен появлением новых научных идей. Гениальный русский ученый М. В. Ломоносов, философ-материалист А. Н. Радищев, академик К. Ф. Вольф и другие видные ученые высказывали представления об эволюционном развитии и изменяемости природы.

М. В. Ломоносов утверждал, что изменения ландшафта Земли вызывали изменения климата, в связи с чем изменялись животные и растения, ее населяющие.

К. Ф. Вольф утверждал, что во время развития зародыша цыпленка все органы появляются в результате развития, а не предопределены заранее (теория эпигенеза), а все изменения связаны с питанием и климатом. Не располагая еще достаточным научным материалом, К. Ф. Вольф высказал предположение, гениально предвосхитившее полное научное эволюционное учение будущего.

В XIX в. все больше подвергаются критике метафизические представления о неизменности живых существ. В России эволюционные идеи высказывались постоянно.

Например, Афанасий Каверзнев (конец XVIII - начало XIX вв.) в труде “О перерождении животных” утверждал, что виды действительно существуют в природе, но они изменчивы. Факторами изменчивости являются изменения окружающей среды: пищи, климата, температуры, влажности, рельефа и др. Он поставил вопрос о происхождении видов один от другого и о их родстве. Свои рассуждения А. Каверзнев подтверждал примерами из практики человека по выведению пород животных.

К. Ф. Рулье (1814-1858 гг.) еще за 10-15 лет до выхода в свет труда Ч. Дарвина “Происхождение видов” писал об историческом развитии природы, резко критикуя метафизические взгляды о неизменяемости и постоянстве видов и описательное направление в науке. Он связывал происхождение видов с их борьбой за существование.

Прогрессивные эволюционные идеи высказывал К.М.Бэр (1792-1876 гг.), занимаясь исследованиями в области эмбриологии.

А другой ученый - А.И. Герцен (1812-1870 гг.) в работах “Дилетантизм в науке” и “Письма об изучении природы” писал о необходимости изучать происхождение организмов, их родственные связи, рассматривать строение животных в единстве с физиологическими особенностями и о том, что психическую деятельность также следует изучать в развитии - от низших к высшим, включая человека. Основную задачу он видел во вскрытии причин единства органического мира при всем его разнообразии и объяснении происхождения животных.

Михаил Васильевич Ломоносов (Mikhail Vasilyevich Lomonosov) (1711-1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Михаил Васильевич утверждал, что остатки вымерших животных встречаются там, где жили эти животные. Если окаменелые морские раковины встречаются на суше, то, значит, эта суша была некогда дном моря.

Научная деятельность Карлф Францевича Рулье

Рулье активно работал в области геологии и палеонтологии Подмосковья, создав основу для развития эволюционной палеонтологии. Он ввёл сравнительно-исторический метод исследования органического мира. Работы Рулье по изучению инстинктов животных и их психической деятельности заложили основы эволюционного направления в зоопсихологии.

Влияние внешних условий на животных, законы географического распространения животных, периодические странствования птиц, ход рыбы против течения во время нереста, зооэтика — вот какие вопросы занимали Рулье. Он рассматривал организм не взятым отдельно, а в связи с миром, предшествовавшим его появлению, влияние на организм среды, которая в которой происходит его жизнь, ряд тех изменений и приспособлений в органах, которые вызывает эта среда, — все это было положено в основу курса Рулье.

Рулье в 1852 году заложил так называемое экологическое направление в зоогеографии, которое далее разрабатывалось Н.А.Северцовым.


  • Рулье К.Ф. О влиянии наружных условий на жизнь животных // Библиотека для воспитания. 1845. Ч. 2. С. 190–220 ; ч. 3. С. 51–86.

  • Рулье К.Ф. Жизнь животных по отношению к внешним условиям : три публ. лекции, читанные ординарным профессором К. Рулье в 1851 г. – М. : Моск. ун-т, 1852. – 121 с.

  • Рулье К.Ф. Избранные биологические произведения / под ред., с коммент. и послесл. Л.Ш. Давиташвили, С.Р. Микулинского. – М. : Изд-во АН СССР, 1954. – 688 с.

  • Рулье К.Ф. Зообиология // Райков Б.Е. Русские биологи-эволюционисты до Дарвина : материалы к истории эволюционной идеи в России. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1955. Т. 3. С. 437–604. [рукопись хранится в Отделе рукописей Научной библиотеки МГУ]

Бэр, Карл Эрнст фон

Карл Эрнст фон Бэр (нем. Karl Ernst von Baer), или, как его называли в России, Карл Макси́мович Бэр, 17 февраля 1792 — 28 ноября 1876), один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии, академик Петербургской академии наук, президент Русского энтомологического общества, один из основателей Русского географического общества.

Другая очень важная находка, сделанная Бэром, — это открытие спинной струны (хорды), основы внутреннего скелета позвоночных.

Зачатки подобных идей встречаются еще в трудах древнеиндийских и древнегреческих философов-материалистов. В античный период, у Аристотеля Стагирита (384–322 гг. до н. э.), можно обнаружить много сведений об уровне естествознания современного ему периода.

Античный период, однако, в силу недостаточного накопления фактического материала, но высокого развития философской мысли вошел в историю развития науки как период, когда все сделанные выводы являлись цепью умозаключений.

В средние века в науке царствовал застой.

Материалистические произведения античных авторов уничтожались как еретические. В Европу произведения древнегреческих философов и мыслителей проникли в дальнейшем лишь в переводах с арабского через Кордову и Севилью.

В эпоху Возрождения (с XIV по XVI век) после средневекового упадка происходит быстрый рост науки. Создается культура, являющаяся
противоположностью аскетической схоластике средневековья.

Одним из ярких представителей эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи, живший в XV веке. Его универсальные способности и гениальный ум охватывали разнообразные области современных ему наук и искусств. В его записях упоминается о том, что люди издавна находили в земле – на вершинах гор и в долинах – костяки, раковины и другие части незнакомых им животных. По мнению Леонардо да Винчи, эти части, принадлежавшие ранее жившим, а затем вымершим формам, свидетельствуют о том, что изменялось расположение морей, и там, где в настоящее время находится суша, раньше могло быть морское дно, следовательно, с изменением рельефа Земли изменялся и органический мир.

По представлениям греческих учёных, живших до V в. до н. э., мир появился из воды, огня и воздуха, а первые животные произошли из воды. Их тело было покрыто чешуй­ками, которые исчезли с переходом животных на сушу. Гераклит указывал, что природа постоянно обновляется.

Эмпедокл

По мнению греческого учёного Эмпедокла (490—430 гг. до н.э.), вся неживая и живая природа произошла из противоположностей — огня и воды, воздуха и земли. Сначала по отдельности возникали органы и части животных, потом они, соединяясь друг с другом, образовали организмы. Соединение соответствующих друг другу органов приводило к развитию нормальных, а соединение несоот­ветствующих — к развитию ненормальных организмов. Первые, раз­множаясь, оставляли потомство, а последние погибали.

Древний Рим

Лукреций Кар

Римский учёный Лукреций Кар (99—55 гг. до н.э.) утверждал, что мир возник сам собой, животные также произошли из земли, причём сначала возникли нежизнеспособные виды, впоследствии — научив­шиеся двигаться, питаться, размножаться, защищаться от врага нор­мальные животные.

Клавдий Гален

Клавдий Гален (130—200 гг.) был одним из основоположников медицины. Он изучил строение овцы, собаки, медведя и других позвоночных животных, отметил сходство строения тела обезьяны и человека. Однако его положения в области физиологии не лишены некоторых ошибок. Например, по его мнению, воздух поступает в сердце, кровь переходит из одного желудочка в другой через отвер­стия в стенке, расположенной между ними.

Читайте также: