Евангелист марк биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Апостолы-евангелисты занимают особое место в иерархии христианского учения. Об апостоле Марке говорят как о талантливейшем евангелисте, основавшем Александрийскую церковь. Марк – один из четырех евангелистов, которых относят к группе апостолов от семидесяти, следовавших за Иисусом Христом в качестве избранных учеников. Евангелие от Марка является симбиозом описаний Луки и Матфея, оно было предназначено для христиан, перешедших в веру из язычества.

Краткая биография

Многие исследователи церковных книг считают, что Евангелие от Марка – это художественный и талантливый пересказ кратких описаний апостола Петра. Марка причисляют к числу его последователей и верных учеников. Деятельность Марка – это традиционно просветительская деятельность. Она была связана с опасностью языческих традиций, отсутствием моральных устоев у населения, преклоняющегося богам, проповедовавшим разврат и насилие.

Марк взял на себя не только миссию по пропаганде учения Христа, но и оценил масштабы просветительской деятельности с практической стороны. Именно он стоял у истоков планирования и постройки церквей Александрии, он следил за тем, как они функционировали, как справлялись со своими задачами.

Происхождение

Семья Марка была верующей. Мать Мария активно поддерживала христианскую религию. В доме часто собирались сторонники Христа. Родиной апостола был один из величайших символов античности, город Кирена. Затем семья переехала в Иерусалим.

Многие исследователи считают, что именно там Марк родился, но сторонники версии о Кирене возражают и объясняют это родством с Варнавой. По многочисленным данным, Марк приходился племянником апостолу Варнаве. Дядя уже тогда входил в число апостолов от семидесяти, был одним из основателей Киренской церкви.

Иерусалим стал городом, откуда Марк начал свои паломничества, именно там он получил основные знания об учении Христа, познакомился с его жизнью, многое видел своими глазами.

Житие

Марк постепенно стал одним из самых любимых учеников апостола Петра. С ним он попал в Иерусалим, с ним побывал в Риме. Вера и принципы двигали им, когда он с воодушевлением читал проповеди для языческого населения, постепенно обращая в свою веру все больше и больше людей.

апостол марк

По некоторым церковным книгам, исследователи делают вывод, что именно Марк был тем юношей, который следовал за Христом по Гефсиманскому саду, когда наступила ночь предания Иисуса Иудой. Евангелие от Марка упоминает этого юношу, но прямого признания на страницах книги не сделано. После казни Христа апостол Петр явился в дом Марии с Марком. Они сообщали весть, стоя рядом друг с другом. На протяжении жизненного пути Марк опирался на крепкое плечо своих учителей – Петра, Павла, Варнавы.

Создание Александрийской церкви совпало с написанием Евангелия. Он собирал знания и наблюдения, делая их единой законченной книгой. Евангелие от Марка стало второй книгой Нового Завета. Это каноническое описание жизни и проповедований Христа. Особое внимание Марк уделяет событиям, которые обнаруживают чудесную природу деяний Иисуса, его делам на земле, при жизни. Книга предназначена для простых людей, написана с использованием разговорных выражений, понятных и доступных слов.

Исследователи отмечают, что Евангелие от Марка является самым коротким из четырех Евангелий. Но собранные сведения так талантливо систематизированы, что сведений из этой книги можно почерпнуть достаточно много. Книга начинается проповедью Иоанна Крестителя, продолжается последовательным описанием всех событий, связанных с земной жизнью Христа. Помимо церкви, апостол создал первое церковное училище, откуда вышли истинные последователи веры. Там читали лекции, знакомили с основами богослужений, объясняли суть деятельности церковнослужителей.

апостол марк

Смерть

Апостол Марк трудился на благо Александрийской церкви несколько лет. После постройки он следил за деятельностью сторонников, составлял тексты литургии, помогал организовывать богослужения. Из Александрии он часто уезжал с проповедями в Африку, Ливию. Постепенно за ним закрепился статус епископа Александрийской церкви.

Деятельность Марка была сосредоточена на территории Африки. Просветительская работа, включавшая поездки с чтением проповедей, занимала много времени. Очередная поездка была прервана из-за того, что на территории Александрии участились случаи проявления языческих настроений. Епископ вернулся из поездки и приступил к основной работе.

Празднование святой Пасхи совпало с празднованием языческого праздника Сераписа. Тем вечером Марк совершал торжественное богослужение в соответствии с установленными правилами. Язычники, разъяренные тем, что под сводами церкви собралось много прихожан, ворвались на богослужение, схватили епископа. Они связали его, привязали к седлу коня, таскали по улицам, предместьям города, а затем измученного бросили в темницу.

По некоторым летописям, ночью к апостолу Марку явился ангел, а затем пришел сам Господь, который помог пережить физические страдания и наполнил душу истерзанного ученика покоем и благодатью. Марк продолжал говорить о вере до тех пор, пока его не покинуло сознание.

На следующий день язычники снова издевались над мучеником. Вечером был разведен костер, на котором хотели сжечь епископа заживо. Внезапно начался сильный дождь с грозой, молнией. Язычники отступили. Тело осталось на площади. К этому моменту апостол был мертв, поэтому прихожане церкви смогли достойно похоронить Марка по христианским традициям.

икона апостол марк

Значение святого в православии

Евангелист Марк стал не просто апостолом от семидесяти. Он стал одним из мучеников, которые отдали свою жизнь ради христианского учения. Трагическая смерть стала символом истинной веры, самопожертвования, сильной воли.

Почитание

Над мощами апостола Марка в 310 году была выстроена церковь. После того, как спустя несколько столетий Египет стал местом для оседания мусульман-арабов, мощи были перевезены в Венецию для сохранения и дальнейшего почитания. Сарацины приступили к разрушению церкви через час после того, как рака с мощами покинула ее.

Венецианский собор, куда были перевезены останки, является одним из классических примеров византийского архитектурного стиля. Под сводами была выстроена базилика для святого апостола Марка, где покоятся останки. Апостол стал покровителем Венеции, его почитают как защитника, хранителя. Символом Венеции является небесный символ апостола – крылатый лев. Дни памяти, установленные Русской Православной Церковью:

апостол марк

Иконография

Марка часто изображают на сводах церквей, на различных фресках как одного из самых известных семидесяти апостолов, ученика Петра и Павла. Иконы с его изображением традиционно разделяют по нескольким группам:

  1. Старец или мужчина среднего возраста сидит за столом, на руках он держит раскрытую книгу. Допустимо использование нимба над головой апостола. Эти изображения символизируют просветительскую деятельность, а также указывают на то, что он стал одним из авторов четырех Евангелий.
  2. Старец или мужчина идет по дороге, за спиной у него нарисован крылатый лев. Лев с крыльями – это символ сверх могущества, один из традиционных знаков, свидетельствующих о существовании царства Спасителя.

Одной из самых известных икон с изображением святого апостола остается икона, написанная в XIV веке на территории Греции. Здесь Марк изображен с книгой и пером в руках. На нем простые одежды странника, над головой едва угадывается нимб. Это изображение стало основой для создания разнообразных списков, а также фресок или мозаичных выкладок.

икона апостол марк

О чем просят перед образом

Православная традиция считает апостола Марка покровителем семьи. К нему обращаются, когда необходимо укрепить брачные узы, защитить семью от неудач и бедствий. Перед образом принято просить об укреплении веры, о защите от плохих мыслей, от сглаза. Молитвы обращают утром или вечером, совершают различные церковные обряды.

Акафист апостолу Марку – это текст, из которого любой верующий человек может узнать о преданности, истинном служении Богу, самопожертвовании.

Слова молитвы апостолу могут быть самостоятельно дополнены собственным именем или именем близкого человека, за которого просят.

Текст молитвы

О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, благодарение и поклонение, во веки веков. Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца, Сына, Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне, присно, во веки веков. Аминь.

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение.


Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы (память 11 июня), родился в Иерусалиме.

Cвятой апостол и евангелист Марк

Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51–52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6–12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62–63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 17 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами.

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (Мк. 13, 11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (Мк. 13, 10; 16, 15).

В чем загадка личности апостола Марка?

Апостол Марк и в самом деле личность загадочная. Доподлинно мы знаем о нем меньше, чем даже об апостоле и евангелисте Матфее, которому Священное Писание уделяет всего несколько строк. О Матфее известно во всяком случае, что он был мытарь (то есть собирал налоги в пользу Рима), а затем оставил свое занятие, последовал за Христом и вошел в круг двенадцати ближайших Его учеников.

Загадки Евангелия от Марка

Но Марк в число этих семидесяти, посылавшихся Господом на проповедь, возможно, и не входил. Во всем Евангелии – то есть собственно рассказе о земной жизни Иисуса Христа, – есть только один маленький эпизод, в котором толкователи традиционно видят Марка. Это история о юноше, который после ночного ареста Иисуса Христа в Гефсимании, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк. 14: 51, 52). Этот эпизод, совершенно, казалось бы, незначительный, есть только в Евангелии от Марка, и очень похоже, что этим юношей сам Марк и был: воспоминание о той ночи было дорого ему по личным причинам, потому он и вставил его в текст.

Так почему же Церковь называет его апостолом?

Загадки Евангелия от Марка

Апостол Марк прибывает в Александрию, XIII век

А из предания известно, что Марк бывал и в египетской Александрии; более того – Александрийская Церковь почитает этого апостола как своего основателя. Поэтому, даже если формально он и не входил в число семидесяти учеников, знакомых со Христом во время Его земной жизни, – право называться апостолом он заслужил точно.

Если сам Марк не знал Христа близко – как он мог написать Евангелие?

Этот же рассказ потом воспроизводили церковные авторы, жившие позднее, например, Ириней Лионский (около 130-202 гг.), Климент Александрийский (около 150-215 гг.), Тертуллиан (около 160-около 220 гг.). Климент Александрийский уточнял на основе каких-то данных, известных ему, что Марк писал Евангелие по просьбе христиан из Рима, причем апостол Петр знал об этом и не стал запрещать этот труд, хотя никак специально и не поощрял его.

Загадки Евангелия от Марка

Апостолы Петр и Марк. Книжная миниатюра, XII век

Марк почти дословно повторяет других евангелистов. Он что, занимался плагиатом?

Действительно, уже давно замечено, что Евангелие от Марка – наименее оригинальное с точки зрения своего содержания. Почти всё, о чем рассказывает этот евангелист, так или иначе встречается и у других апостолов-благовестников, прежде всего у Матфея и Луки. Еще церковный историк Евсевий Кесарийский, живший в IV веке, подсчитал, что в Евангелии от Матфея уникальный материал занимает примерно 1/6 всего содержания, в Евангелии от Луки – 1/4, а в Евангелии от Марка – менее 1/10. Это, например, тот самый эпизод с юношей, закутавшимся в покрывало; знаменитое изречение Господа о том, что суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2: 27) и кое-что еще.

Загадки Евангелия от Марка

Синайский кодекс – древнейшая из известных пергаментных рукописей Библии

Мы не будем пересказывать здесь все точки зрения – их много, и это отдельный большой и сложный разговор. Скажем лишь, что православным авторам удалось найти много убедительных доводов в защиту святоотеческой точки зрения, которую сформулировал еще блаженный Августин (354-430 гг.): каждый из евангелистов записывал то, что было известно лично ему, но при этом имел перед глазами тексты, уже написанные его предшественниками, и что-то заимствовал оттуда. Создавались Евангелия, по мнению Августина (и вообще большинства святых отцов), в той же последовательности, в какой они и следуют друг за другом в известном нам традиционном порядке, так что Марк уже был знаком с Евангелием от Матфея и отчасти ориентировался на него.

Что значит – ориентировался? Ведь можно найти целые большие фрагменты текста из Матфея, которые у Марка повторяются почти что дословно! Дело в том, объясняет Глубоковский, что Марк работал в том числе как редактор Матфея. С одной стороны, он взял его Евангелие как основу для того, чтобы сделать свой рассказ последовательным, правильно расположить события друг за другом, – ведь воспоминания Петра, как мы помним, часто были разрозненными и неупорядоченными. Но, с другой стороны, иногда он находил какие-то хронологические неточности и у Матфея – и исправлял их, ориентируясь на рассказ Петра. Например, в рассказе об укрощении бури на озере при переправе в Гадаринскую страну Марк уточняет, когда именно это случилось, – вечером того же дня, когда Христос рассказывал притчи о Царстве Небесном, стоя в лодке перед собравшимся народом (Мк. 4: 35; у Матфея о притчах и буре рассказывается в разное время). Повествуя о воскрешении дочери Иаира, Марк уточняет: это произошло по возвращении Спасителя из Десятиградия (Мк. 5: 21; у Матфея между этими событиями происходят еще некоторые другие).

Загадки Евангелия от Марка

Четыре евангелиста. Якоб Йорданс. Апостол Марк – юноша, завернутый в покрывало

Апостолы вообще не были склонны настаивать на собственном авторстве воспоминаний о Христе. Они рассматривали Евангелие как единое благовестие о спасении и отводили себе скромную роль тех, кто дополняет это единое повествование, вносит свою лепту – всё то, что запомнил или узнал сам. Апостол Иоанн, заметив существенные пробелы в рассказах своих собратьев, написал Евангелие, почти не повторяющее уже сказанного ими, а лишь восполняющее эти пробелы. А Марк и Лука, знавшие не так много, как Иоанн, повторяли уже рассказанное раньше, дополняя кто чем мог. Но все они рассказывали одну и ту же историю.

А почему иногда говорят, что Марк писал свое Евангелие первым?

Но это предположение имеет сразу несколько серьезных уязвимостей.

Если у каждого из евангелистов имелось по несколько источников, сведения из которых они стремились собрать воедино, то почему они не создали в итоге общими усилиями единое повествование о жизни и проповеди Христа? Иными словами, почему мы имеем четыре Евангелия, а не одно?

Как получилось, что разные евангелисты позаимствовали из своих источников настолько разный материал? Несмотря на все сходство между тремя Евангелиями, каждое из них все-таки очень и очень своеобразно!

Самое же главное – до сих пор не обнаружено никаких иных письменных источников о жизни Христа, помимо Евангелий. А без них версия о первенстве Евангелия от Марка просто несостоятельна, слишком о многом оно умалчивает в сравнении с рассказами других евангелистов.

Говорят, что концовка Евангелия от Марка написана не им. Это правда?

Изучая древние рукописи и комментарии к Евангелию от Марка, некоторые исследователи предположили, что бóльшая часть заключительной 16-й главы в изначальном тексте отсутствовала. Такая гипотеза есть и сейчас, но это именно гипотеза.

Согласно ей, сам евангелист поставил точку на словах: И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись (Мк. 16: 8). Эти слова заключительные в таких авторитетных древних источниках, как Ватиканский и Синайский кодексы (оба IV века), а также в нескольких древних армянских рукописях, двух эфиопских, одной старолатинской, одной арабской и еще в некоторых. Жены-мироносицы слышат от ангела о воскресении Христовом, видят пустой гроб – а затем в страхе бегут и страшатся рассказать о виденном. Даже друзьям-апостолам.

Тем не менее, существует не меньшее число рукописей, и тоже вполне древних и уважаемых, в которых мы находим традиционную концовку – рассказ о том, как воскресший Спаситель несколько раз явился ученикам, а затем вознесся на Небо. Эта концовка (Мк. 16: 9-20) имеется в древнем сирийском переводе Библии – так называемой Пешитте; в старолатинской Итале (обе созданы не позднее V века); в египетских, готских, армянских, эфиопских списках…

Знали и цитировали эту традиционную концовку такие церковные писатели, как Ириней Лионский (II век), Амвросий Медиоланский (IV век), Иоанн Златоуст (IV-V век) и многие другие. Словом, вопрос о подлинности или неподлинности этого фрагмента вовсе не однозначен.

Не может быть, чтобы апостол Петр не рассказывал Марку о явлениях воскресшего Господа. В книге Деяний святых апостолов мы не раз видим Петра, смело проповедующего, что Иисуса воскресил Бог, чему все мы свидетели (например, Деян. 2: 32; 3: 15).

Так может ли быть, чтобы Марк умолчал о самом главном свидетельстве в пользу христианской веры? Ведь его целью было убедить римлян – язычников, не склонных к легковерию, – в безусловной необходимости принять Христа как истинного Бога!

Погружение в Евангелие – Евангелие от Марка и толкование на него, подготовленные для чтения день за днем. Это чтение займет время дороги на работу, а если вы остались дома на карантине – может стать полезным способом себя занять.

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы (память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14. 51 - 52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6 - 12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62 - 63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 5 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.

Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (13, 11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (13, 10; 16, 15).

Читайте также: