Эвакуация предприятий в годы великой отечественной войны кратко

Обновлено: 04.07.2024

С началом войны встала необходимость коренным образом реформировать экономику СССР — в максимально сжатые сроки мобилизовать внутренние ресурсы, обеспечить непрерывное возрастание военного производства, добиться решающего материально-технического перевеса наших вооруженных сил над Германией и ее союзниками и тем самым обеспечить базовый фундамент победы. Задача была непростой — несмотря на то, что Советский Союз по окончании индустриализации обладал современным промышленным потенциалом и по производству важнейших видов продукции находился в первом ряду наиболее развитых стран мира, в лице Третьего рейха он имел равного противника, располагающего ресурсами почти всех стран континентальной Европы. К июню 1941 года мощности нацистской империи по производству электроэнергии, металла, добыче угля были примерно в 2–2,5 раза больше, чем в СССР. Кроме того, в оккупированных после символического сопротивления странах Третий рейх взял под контроль громадные запасы металла, стратегического сырья, оборудования и всё трофейное вооружение побежденных.

На военные рельсы


30 июня был утвержден мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 года, разработанный в основных чертах еще до начала войны, а уже 16 августа — военно-хозяйственный план на IV квартал и на весь 1942 год по районам вероятной эвакуации — Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. Строительство свертывалось — было решено достраивать только те предприятия, которые можно было завершить в течение года. А вот посевные площади под зерновые и технические культуры в восточных районах РСФСР, Казахстана и Средней Азии увеличивались. Было намечено также строительство дублирующих ж/д путей, которые бы связывали Сибирь с Уралом, а Урал с Поволжьем.

Эвакуация заводского оборудования из Украинской ССР

Эвакуация заводского оборудования из Украинской ССР, 1941 год


Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны

Самым сложным мероприятием советской экономики первых военных лет стала эвакуация. Успехи противника на европейской части Советского Союза поставили под угрозу районы, где проживало до 40% населения страны и было расположено 31 850 промышленных предприятий, из них 37 заводов черной металлургии, 749 заводов тяжелого и среднего машиностроения, 169 заводов сельскохозяйственного, химического, деревообрабатывающего и бумагоделательного машиностроения, 1135 шахт, свыше 3 тыс. нефтяных скважин, 61 крупная электростанция, сотни текстильных, пищевых и иных предприятий. А каких-либо заблаговременно разработанных эвакуационных планов практически не существовало, хотя черновые наброски подобных документов составляла Военно-промышленная комиссия при СНК СССР в 1939–1940 годах и в начале 1941-го. Собственно, не имелось и органов, призванных непосредственно руководить перебазированием производительных сил страны в глубь территории Советского Союза. Все эти проблемы решались в ходе разразившейся войны, зачастую в спешке, иногда без учета конкретной обстановки.

При планировании главное внимание уделялось перебазированию предприятий, выпускавших оборонную продукцию.


Особое преимущество перед всеми другими эшелонами, кроме воинских и оперативных, предоставлялось и составам с населением, для которых устанавливался среднесуточный пробег в 500–600 км. При острой нехватке пассажирских вагонов людей чаще всего вывозили в специально оснащенных для этой цели грузовых вагонах, а иногда и просто на платформах вместе с оборудованием.

Советская женщина у заводского станка

Советская женщина у заводского станка, 1941 год

5 июля ГКО обязал наркомат среднего машиностроения создать на Урале и в Поволжье предприятия-дублеры по производству танковых дизелей и моторов. Для этой цели использовали вывезенный в Челябинскую область завод по производству дизелей из Харькова, а также профильные цеха Ленинградского Кировского и Харьковского тракторного заводов. Горьковский завод также обязали развернуть производство двигателей для легких танков.


Москва под угрозой

Эвакуация конструкторских бюро и предприятий из Москвы началась еще в летние месяцы 1941 года, когда фронт на западном направлении был относительно устойчивым, а Красная армия контрударами в ходе Смоленского сражения наносила вермахту существенные потери. По данным пассажирского управления НКПС с 29 июня по 29 июля специальные эвакопоезда вывезли из Москвы 959 530 человек, включая беженцев из прифронтовых областей.

В соответствии с информацией, полученной от 24 основных наркоматов, на 12 декабря эвакуацией были охвачены 523 предприятия Москвы и Московской области.

Готовые мины на одном из московских заводов

Готовые мины на одном из московских заводов, 1942 год


К этому сроку удалось вывезти на восток 100 334 вагона из 143 196 требуемых, в том числе 43 632 — с оборудованием, 20 729 — с материалами и готовыми изделиями и 18 094 — с людьми. На 10 декабря вместе с предприятиями 19 наркоматов было перемещено в тыл 564 248 работников промышленности и членов их семей. Общее число эвакуированных жителей столицы достигло 2 млн человек.

Если оценивать ситуацию в целом, то по неполным данным НКПС в течение второго полугодия 1941 года из прифронтовой зоны на восток было вывезено 2593 промышленных предприятия. С учетом того, что значительная часть производительных сил перебрасывалась в тыловые районы по решению местных органов с использованием различных видов транспорта (причем имелось значительное количество так называемых бездокументных грузов), то указанная цифра была еще больше. Однако часть предприятий так и не удалось эвакуировать. Ведь на захваченной противником территории Советского Союза перед войной размещалось 31 850 заводов и фабрик, в том числе 7500 крупных, не считая мелких предприятий и мастерских.

Колхозы и совхозы восточных районов страны во втором полугодии 1941 года приняли 2393,3 тыс. голов скота из прифронтовой зоны. Все эвакоперевозки потребовали чуть больше 1,5 млн железнодорожных вагонов. Однако в 20 занятых противником районах осталось 20–22% крупного и 18–20% мелкого скота, ранее принадлежащего коллективным хозяйствам.

На новом месте


Около 70% вывезенных на восток предприятий были размещены на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане. Вместе с оборудованием для фабрик и заводов прибыло до 30–40% рабочих, инженеров и техников. Всего же по железным дорогам, а также по водным и воздушным путям в течение второй половины 1941 года в тыловые районы страны было переправлено более 12 млн человек.

К концу 1941 года в новых местах было размещено 1910 крупных предприятий, в том числе 122 авиационных завода, 43 завода танковой промышленности, 71 — наркомата вооружений, 96 — наркомата боеприпасов, 199 — наркомата черной металлургии, 80 — наркомата минометной промышленности, 91 — наркомата химической промышленности, 65 — наркомата среднего машиностроения, 57 — наркомата тяжелого машиностроения. Основными территориями их новой дислокации стали Новосибирск, Омск. Кемерово, Чебоксары, Челябинск, Киров, Нижний Тагил, Красноярск, Казань и другие промышленные центры страны.

Уже в марте 1942 года промышленность ВПК восточных районов СССР с учетом восстановленных здесь эвакуированных предприятий произвела военной продукции столько, сколько в начале войны выпускалось на всей территории Советского Союза.

123


Весной 1942 года после разгрома войск юго-западного направления в районе Харькова и последующим за этим масштабным наступлением германских войск на Кавказ была проведена еще одна эвакуация. На этот раз она проходила в гораздо меньших масштабах и с более ограниченной территории, охвативших преимущественно Ростовскую, Воронежскую, Орловскую, Сталинградскую, Ворошиловградскую области и Северный Кавказ. Летом и осенью 1942 года из прифронтовых районов удалось вывезти оборудование более 150 крупных предприятий, значительные материальные и культурные ценности, сотни тысяч беженцев. Как и в 1941-м, эвакуация помогла спасти огромные производственные ресурсы, которые немедленно подключались к работе в интересах фронта.

Эвакуировать Советский Союз: как спасли промышленность

История Великой Отечественной войны и история Победы никогда не будут полными без упоминания истории создания технологической базы, позволившей Советскому Союзу одержать победу над нацистской Германией. А история ковавших щит и меч для Красной Армии, в свою очередь, немыслима без рассказа о том, как в первые месяцы войны с запада на восток СССР перебрасывались эвакуируемые промышленные предприятия и население.

Что и куда вывозить

Эвакуация хозяйственного имущества советского оборонного завода на Урал, 1942 года

Эвакуация хозяйственного имущества советского оборонного завода на Урал, 1942 года

Вывозить в глубь страны планировалось в первую очередь квалифицированных рабочих и служащих, женщин и стариков, а также молодежь, не достигшую призывного возраста, и детей. Все эвакуируемые делились на пять групп. Первая и вторая группы — коллективы заводов и учреждений и учащиеся системы фабрично-заводского образования и ремесленных училищ, они были необходимы для срочной организации производства на востоке. Третьей группой были семьи военнослужащих, к четвертой относились воспитанники детских домов и интернатов. А к пятой группе, едва ли не самой многочисленной, относились те, кто эвакуировался индивидуальным порядком.

Эвакуируемые из подмосковных колхозов коровы проходят по площади перед Большим театром в Москве, октябрь 1941 года

Эвакуируемые из подмосковных колхозов коровы проходят по площади перед Большим театром в Москве, октябрь 1941 года

Оборудование оборонного завода, выгруженное возле недостроенных цехов, Урал, осень 1941 года

Оборудование оборонного завода, выгруженное возле недостроенных цехов, Урал, осень 1941 года

Постановления требовали, чтобы из районов, оказавшихся под угрозой оккупации, вывозили в первую очередь станки и машины, цветные металлы, горюче-смазочные материалы и другое промышленное оборудование. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то надлежало в первую очередь вывозить запасы хлеба и эвакуировать скот. Не были забыты и культурные ценности: на Восток отправлялись практически все крупные театры и оркестры, упаковывались и увозились экспозиции и запасники крупных музеев, прежде всего Эрмитажа и Русского музея, а также Алмазный фонд СССР и ценности Оружейной палаты. О размерах этих фондов можно судить по таким цифрам: из Третьяковской галереи эвакуировали 18 430 экспонатов, из Русского музея — 300 тысяч, а из Эрмитажа — 1 млн 117 тысяч!

Заводы в чистом поле

Описать в деталях эвакуацию промышленности невозможно даже в рамках монографии, но представить ее можно на примере некоторых эвакуированных предприятий. Ведь процесс везде был одинаковым: демонтаж оборудования, погрузка на эшелоны, отправка на восток, прибытие к месту назначения, срочный монтаж оборудования (порой под открытым небом) и как можно более скорое начало выпуска так необходимого стране оружия, боеприпасов, приборов…

Производство штурмовиков Ил-2 на одном из авиазаводов в Куйбышеве, куда были эвакуированы около 40 предприятий авиапромышленности

Производство штурмовиков Ил-2 на одном из авиазаводов в Куйбышеве, куда были эвакуированы около 40 предприятий авиапромышленности

Сборка танков Т-34-76 в Нижнем Тагиле на оборудовании эвакуированного завода №183 — Харьковского паровозостроительного завода, 1943 год

Сборка танков Т-34-76 в Нижнем Тагиле на оборудовании эвакуированного завода №183 — Харьковского паровозостроительного завода, 1943 год

Посадка на транспортный корабль ленинградцев, отправляющихся в эвакуацию. Лето 1942 год

Посадка на транспортный корабль ленинградцев, отправляющихся в эвакуацию. Лето 1942 год

Эшелоны идут на восток

Ничуть не проще проходила и эвакуация населения, часть которого уезжала вместе со своими предприятиями, а часть приходилось отправлять отдельно. По воспоминаниям участников событий, по плану полагалось сажать в вагоны для перевозки людей по 40 человек, но в реальности их ехало в два, а то и в два с половиной раза больше. К тому же поначалу те, кто уезжал вместе с заводами, зачастую так и ехали на платформах рядом со станками и другим оборудованием, отдав места в крытых вагонах тем, кто больше всего нуждался в этом — старикам, женщинам и детям.

Эвакуация яслей и детских садов из Сталинграда, 1942 год

Эвакуация яслей и детских садов из Сталинграда, 1942 год

Масштабы перевозки людей из охваченных войной регионов в тыл поражают воображение. В первые дни войны, несмотря на катастрофически быстрое продвижение немцев, из Белоруссии и Прибалтики эвакуировали более 2 млн человек, а из Молдавии — 300 тысяч. Там же, где врага удалось хотя бы ненадолго задержать или вообще остановить, в первые месяцы войны эвакуировали людей миллионами: так, с Украины удалось эвакуировать 3,5 миллиона человек (в том числе 350 тысяч из Киева), 1,7 млн человек эвакуировали из Ленинграда (в том числе 300 тысяч детей) и 2 миллиона, среди которых было около 500 тысяч детей, — из Москвы.

Существенную часть работников на эвакуированных предприятиях составляли подростки, в том числе и вывезенные из западных областей учащие школ фабрично-заводского ученичества и ремесленных училищ. Снимок 1942 года

Существенную часть работников на эвакуированных предприятиях составляли подростки, в том числе и вывезенные из западных областей учащиеся школ фабрично-заводского ученичества и ремесленных училищ. Снимок 1942 года

Эвакуация в цифрах

В общей сложности за два этапа эвакуации — с июня 1941 года по февраль 1942 года и весной-летом 1942 года — из западных и южных областей страны на восток перевезли 2743 предприятия, в том числе 1523 крупных. Больше всего заводов (550) увезли с Украины, почти столько же (498) — из столичного региона, 109 предприятий эвакуировали из Белоруссии и 92 — из Ленинграда. Большая часть этих предприятий — 667 — попали на Урал, 322 — в Сибирь, 308 — в Среднюю Азию и Казахстан и 226 — в Поволжье. За то же время с запада на восток СССР были эвакуированы в общей сложности свыше 20 млн человек —12,4 млн на первом этапе и 8 млн на втором. Подавляющее большинство из них разместились на территории РСФСР, в основном на Урале и в Сибири, около четверти — в Закавказье, Казахстане и республиках Средней Азии.

И предприятия, и люди вынуждены были первое время существовать в малоприспособленных для жизни условиях: заводы разворачивали зачастую под открытым небом, люди обустраивались нередко в землянках или вообще рядом со своими станками. И тем не менее время ввода эвакуированных заводов в строй в среднем составляло порядка полутора-двух месяцев, так что к началу 1942 года практически все вывезенные предприятия уже работали на нужды фронта. И именно их усилиями в течение первых двух лет войны Красная Армия получила все необходимое вооружение, а к маю 1945 года обладала самыми современными и мощными образцами оружия, которое и принесло победу над нацистской Германией.

Эвакуация промышленности, которую немецкое вторжение поставило под угрозу, была одной из главных забот Советского правительства почти с самого начала войны. В первые же дни войны были потеряны два крупных промышленных центра: Рига и Минск. Но в Литве, в остальной части Латвии, в Белоруссии и Западной Украине не было особенно важных промышленных предприятий. Важнейшими промышленными районами европейской части Советского Союза, оказавшимися под угрозой захвата или уничтожения бомбардировочной авиацией, были, во-первых, вся Центральная и Восточная Украина, включая районы Харькова, Днепропетровска, Кривого Рога, Никополя и Мариуполя, и Донбасс и, во-вторых, Московский и Ленинградский промышленные центры.

Считало или нет Советское правительство в первые недели войны возможным, что немцы дойдут до Ленинграда, Москвы, Харькова или Донбасса, оно совершенно правильно решило не рисковать и приняло принципиальное постановление об эвакуации на восток всех важнейших предприятий, и особенно военной промышленности. Оно с самого начала знало, что это будет для СССР вопросом жизни или смерти, в случае если немцы захватят большие районы Европейской России.

Одновременно было решено переключить ряд предприятий на военное производство; так, Горьковский автомобильный завод перешел на выпуск танковых моторов. Эти два постановления заложили основу для создания крупного Волжско-Уральского комплекса массового танкостроительного производства. Аналогичные меры были приняты в отношении авиационной промышленности.

Труднее было в сложных условиях первых недель вторжения вывезти промышленные предприятия Белоруссии, тем более что железные дороги подвергались постоянным бомбежкам. И все же из Белоруссии, главным образом из восточных ее районов (Гомель и Витебск), было эвакуировано более 100 предприятий (хотя и гораздо менее важных по сравнению с украинскими заводами).

Эвакуация ленинградских заводов и их рабочих началась в июле, после выхода немцев на реку Лугу. Но успели вывезти только 92 предприятия, специализировавшихся на военном производстве, а также некоторые цехи Кировского и Ижорского заводов; остальные, после того как немцы перерезали все железные дороги, застряли в Ленинграде.

Массовая эвакуация московской промышленности началась только 10 октября, когда немцы находились уже в районе Вязьмы. Но к концу ноября на восток было вывезено 498 предприятий и около 210 тыс. рабочих. Для их перевозки потребовалось не менее 71 тыс. вагонов. В эти же тяжелые зимние месяцы постарались вывезти как можно больше запасов продовольствия, а также оборудования многих предприятий легкой промышленности из таких районов, которым угрожала опасность, как Курская и Воронежская области и Северный Кавказ.

Это фантастическое переселение на восток заводов и людей совершалось не без значительных трудностей; на некоторых крупных узловых станциях, например в Челябинске, образовались гигантские пробки; следуя глубокой осенью и зимой на Урал, в Сибирь и Казахстан, эвакуируемые терпели в пути серьезные лишения.

Это перемещение промышленности на восток в разгар немецкого вторжения в 1941 г. было, конечно, единственным в своем роде достижением. В то же время было бы наивным предполагать, что все сколько-нибудь значительные промышленные предприятия были вовремя эвакуированы или приведены в негодность.

После войны Советское правительство официально заявило, что немцы и их союзники уничтожили в СССР 6 млн. жилых домов, оставив без крова 25 млн. человек, зарезали или угнали 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 20 млн. свиней и т.д.; разрушили 31 850 промышленных предприятий, на которых было занято около 4 млн. рабочих; уничтожили или вывезли 239 тыс. электромоторов, 175 тыс. металлорежущих станков[50]. Эти цифры доказывают, что значительная часть промышленного оборудования не была вывезена.

В разгар боев под Москвой и после начала контрнаступления Красной Армии особенно советский рабочий класс с удвоенной энергией приступил к возведению на новых местах эвакуированных военных заводов. Огромная организаторская работа сочеталась с почти беспримерной самоотверженностью масс, ибо мужчинам и женщинам, которые вновь пускали эвакуированные военные заводы, приходилось работать зимой при весьма недостаточном питании и находиться в плохих жилищных условиях.

«Эти здания не радовали глаз архитектурным оформлением, они были даже невзрачны… Большие корпуса из дерева возводились за 15-20 дней… Ночные работы производились при свете факелов и костров. Электрической энергии едва хватало на то, чтобы пустить смонтированные под открытым небом станки. Осветительная арматура прикреплялась к деревьям.

В это же время в одном из городов Поволжья возводились новые корпуса крупнейшего авиастроительного предприятия страны… Еще над головой не было крыши, а станки уже действовали. Ударили сорокаградусные морозы, но люди оставались на своих рабочих местах. 10 декабря, на четырнадцатый день после прибытия последнего эшелона, завод выпустил первый истребитель МиГ, сопранный из привезенных заготовок. К концу месяца было произведено уже 30 самолетов этого типа и 3 штурмовика Ил-2.

Хотя значительная часть советской тяжелой и особенно военной промышленности была успешно вывезена на восток за четыре-пять месяцев, это сопровождалось неизбежным снижением производства. В сущности, почти год - примерно с августа 1941 г. по август 1942 г. - Красная Армия испытывала крайнюю нехватку вооружения и боеприпасов, а между октябрем 1941 г. и весной следующего года эта нехватка приняла чуть ли не катастрофический характер. Как мы увидим, это было одной из основных причин, почему Московское сражение увенчалось не полной, а только частичной победой советских войск. Этим же в значительной мере объясняются и тяжелые поражения советских войск летом 1942 г.

И все же сразу после немецкого вторжения был достигнут значительный рост военного производства. За весь 1941 г. советская авиационная промышленность выпустила около 16 тыс. самолетов всех типов, в том числе более 10 тыс. после начала войны, главным образом с июля по октябрь. Не менее поразительны цифры производства танков и других видов вооружений, а выпуск боеприпасов всех видов во второй половине 1941 г. почти втрое превышал уровень производства в первой половине этого года. Беда заключалась в том, что к октябрю этот рост фактически прекратился.

С захватом немцами Донбасса Советский Союз потерял более 60% добычи угля, поэтому пришлось увеличивать добычу угля на Урале, в Кузбассе и в Караганде. В декабре 1941 г. было решено в ближайшие три месяца ввести в действие 44 новые шахты. Прилагались также отчаянные усилия для увеличения добычи на востоке алюминия, никеля, кобальта, цинка, нефти, химикатов и пр.

«Глубокой осенью 1941 г. наша Родина переживала и в военном, и в экономическом отношении самые трудные дни. Фронт требовал все больше и больше боеприпасов и вооружения. Между тем в связи с эвакуацией число заводов и предприятий, выпускавших военную продукцию, сократилось. К концу октября 1941 г. не работал ни один из металлургических заводов юга. К этому времени из числа действовавших на 1 июня 1941 г. у нас оставалось 38,4 процента доменных печей, 52,6 процента мартеновских печей, 38,6 процента электросталеплавильных печей, 52,2 процента прокатных станов. Выплавка металла составляла: чугуна - 32,9 процента; стали - 42,3 процента; прокат достигал лишь 42,5 процента по сравнению с июнем 1941 г. Не действовал ни один конвертер. В декабре 1941 г. выплавка чугуна по сравнению с июнем уменьшилась более чем в 4 раза, выплавка стали и производство проката - в 3 с лишним раза.

Вышли из строя все шахты Донецкого и Подмосковного бассейнов. Производство проката цветных металлов снизилось в 430 раз, шарикоподшипников - в 21 раз.

Валовая продукция промышленности СССР с июня по ноябрь 1941 г. в целом сократилась в 2,1 раза. В последние два месяца 1941 г. уровень производства почти всех отраслей промышленности был самым низким за весь период Великой Отечественной войны.

С октября стало снижаться производство самолетов. Это совпало с периодом перебазирования авиационной промышленности… В ноябре 1941 г. было построено машин в 3,6 раза меньше, чем в сентябре… авиационная промышленность не восполняла больших потерь, которые нес Советский Военно-Воздушный Флот в ожесточенных боях под Москвой, Ленинградом и на других участках советско-германского фронта… Только мобилизация всего самолетного парка страны и сосредоточение его на важнейших направлениях дали возможность Советским Военно-воздушным силам вести активные боевые действия зимой 1941/42 г.

Большой недостаток ощущал фронт и в бронетанковой технике… К концу 1941 г. исключительно тяжелое положение сложилось в промышленности, производившей боеприпасы…, В очень тяжелом положении оказались предприятия, которым пришлось впервые выполнять военные заказы. Из 30 заводов Наркомата земледелия СССР, переведенных на производство боеприпасов, 21 предприятие совсем не имело нужного оборудования.

В промышленности боеприпасов остро ощущался недостаток ферросплавов, никеля и цветных металлов. Потребность в меди, а олове и алюминии по сравнению с довоенным временем возросла в несколько раз. Потеря Донбасса с его развитой химической промышленностью, эвакуация химических предприятий Москвы и Ленинграда привели к резкому снижению производства пороха и взрывчатых веществ.

К середине декабря 1941 г. из 26 предприятий и цехов химической промышленности, эвакуированных в восточные районы… на место прибыло оборудование лишь 8 заводов; из них было пущено в ход меньше половины.

С августа по ноябрь 1941 г. выбыло из строя 303 предприятия, изготовлявших боеприпасы…

Помимо тяжелых потерь оборудования, советская промышленность испытывала также серьезную нехватку рабочей силы. Среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве уменьшилась с 31,2 млн. человек в 1940 г. до 27,3 млн. человек в 1941 г. В ноябре эта цифра сократилась до 19,8 млн. человек. Часть рабочих осталась в оккупированных районах, а часть находилась в пути на восток. Но 9 ноября, когда немцы все еще предрекали неминуемое падение Москвы, Государственный Комитет Обороны утвердил точные планы увеличения производства на востоке, предусмотрев, в частности, выпуск в 1942 г. 22-25 тыс. боевых самолетов и свыше 22 тыс. тяжелых и средних танков.

К концу 1941 г. СССР стал зависеть от восточных районов в отношении поставок продовольствия почти так же сильно, как и в отношении промышленной продукции.

С началом войны производительность сельского хозяйства резко упала. Большинство мужчин в деревнях были призваны в армию, в том числе трактористы, которых мобилизовали в танковые части. Для нужд армии было реквизировано много лошадей, автомобилей и тракторов. Фактически в военное время все сельскохозяйственные работы выполняли женщины и подростки. Во многих колхозах пахота производилась самым примитивным способом, а к уборке урожая привлекалось также население городов. В качестве тягловой силы использовались лошади, где они еще были, а оставшиеся тракторы из-за отсутствия нефтепродуктов работали на газогенераторном топливе.

Территориальные потери 1941 г. тяжелейшим образом сказались на продовольственном положении страны. До войны территории, захваченные немцами к ноябрю 1941 г., давали 33% всей продукции зерновых, 84% сахара; здесь же содержалось 38% поголовья крупного рогатого скота и 60% поголовья свиней. К 1 января 1942 г. число коров в Советском Союзе (не считая оставшихся в оккупированных районах) сократилось с 27,8 млн. до 15 млн. голов, а поголовье свиней уменьшилось на 60 с лишним процентов.

Война потребовала быстрых и кардинальных изменений во всем укладе жизни страны. Преодолев растерянность, партийные органы стали рассылать директивы о необходимости перестройки промышленности на военный лад и эвакуации предприятий из прифронтовой зоны. В захваченных районах располагались оборонные предприятия и машиностроительные заводы, которые были основой оборонной промышленности страны.

Сталин отлично понимал, что исход войны зависит от промышленного и военного потенциала страны. Была увеличена продолжительность рабочего дня до 11 ч при шестидневной рабочей неделе, введены обязательные сверхурочные работы, отменены отпуска, ужесточены санкции к нарушителям трудовой дисциплины.

Продолжающееся наступление фашистов и потеря огромных территорий вынудила начать эвакуацию промышленных предприятий и людей вглубь страны.

К середине 1942 г. на восток было переброшено более 10 млн. человек и 2,5 тыс. предприятий. Зачастую работа на заводах начиналась сразу после выгрузки в поле, в отсутствие коммуникаций и корпусов.Было ускорено строительство новых промышленных объектов.

К концу 1941 г. удалось остановить падение промышленного производства, а уже к концу 1942 г. СССР опередил Германию по количеству производимой боевой техники и ее качеству. Ежемесячно военные заводы поставляли фронту 2100 самолетов и 2000 танков.

Благодаря героическим усилиям населения СССР впервые в мировой истории индустрия огромной державы была переброшена на значительное расстояние и в кратчайший срок дала продукцию фронту.

Миллионы советских людей проявили патриотизм, выдержку, показали образец трудового подвига. В прифронтовых областях население помогало армии в оборудовании огневых точек, старики и женщины рыли противотанковые рвы и окопы. Формировалось народное ополчение.

По всей стране собирались средства в фонд обороны. Граждане на свои средства покупали вооружение для фронта. Активное участие в этом приняла русская православная церковь и представители других вероисповеданий

Война потребовала быстрых и кардинальных изменений во всем укладе жизни страны. Преодолев растерянность, партийные органы стали рассылать директивы о необходимости перестройки промышленности на военный лад и эвакуации предприятий из прифронтовой зоны. В захваченных районах располагались оборонные предприятия и машиностроительные заводы, которые были основой оборонной промышленности страны.

Сталин отлично понимал, что исход войны зависит от промышленного и военного потенциала страны. Была увеличена продолжительность рабочего дня до 11 ч при шестидневной рабочей неделе, введены обязательные сверхурочные работы, отменены отпуска, ужесточены санкции к нарушителям трудовой дисциплины.

Продолжающееся наступление фашистов и потеря огромных территорий вынудила начать эвакуацию промышленных предприятий и людей вглубь страны.

К середине 1942 г. на восток было переброшено более 10 млн. человек и 2,5 тыс. предприятий. Зачастую работа на заводах начиналась сразу после выгрузки в поле, в отсутствие коммуникаций и корпусов.Было ускорено строительство новых промышленных объектов.

К концу 1941 г. удалось остановить падение промышленного производства, а уже к концу 1942 г. СССР опередил Германию по количеству производимой боевой техники и ее качеству. Ежемесячно военные заводы поставляли фронту 2100 самолетов и 2000 танков.




Благодаря героическим усилиям населения СССР впервые в мировой истории индустрия огромной державы была переброшена на значительное расстояние и в кратчайший срок дала продукцию фронту.

Миллионы советских людей проявили патриотизм, выдержку, показали образец трудового подвига. В прифронтовых областях население помогало армии в оборудовании огневых точек, старики и женщины рыли противотанковые рвы и окопы. Формировалось народное ополчение.

По всей стране собирались средства в фонд обороны. Граждане на свои средства покупали вооружение для фронта. Активное участие в этом приняла русская православная церковь и представители других вероисповеданий

Читайте также: