Этнос это в обществознании кратко

Обновлено: 06.07.2024

Этнос – это группа людей, связанная кровным родством. Исторические формы этносов – это род и племя, народность и нация. Племя существовало в период первобытного общества, народность – в период рабовладения и феодализма, нация – в период капитализма. Общее происхождение от общего предка, межпоколенная преемственность, общность исторической судьбы, общие традиции, культура, язык и территория объединяют людей в единый этнос. Племя состоит из нескольких родов.

Племя – это этнос, которому удалось упорядочить воспроизводство людей, исключить случаи появления детей с наследственными болезнями, обусловленными кровосмешением, создать собственный диалект и обычаи, завоевать свою территорию.

В отличие от племени, народность – это этнос, которому удалось создать собственное государство.

Таким образом, племя, народность и нация – это три ступени эволюции этноса. Не каждое племя способно создать своё государство и превратиться в народность, поэтому отсталые племена обречены попасть в зависимость от более передовых народностей и быть ассимилированными. Не всякая народность способна построить капиталистическое общество и стать нацией, отсталые народности и племена обречены стать колонией более передовых наций и рискуют быть ассимилированными. Возможно, что сегодня человечество вступает в четвёртый период эволюции этноса – создание глобального общества, где происходит беспрепятственное смешение различных наций народностей и племён. Этот прогноз является спорным.

Семья – это наименьшая кровнородственная единица. Несколько семей образуют род. Несколько родов образуют племя. До возникновения семьи был групповой брак [2] , при котором счёт родства вёлся по материнской линии, т.к. было трудно установить отца ребёнка. Порок группового брака – это высокая вероятность кровосмешения, когда в брак вступают близкие родственники из-за того, что трудно установить отца ребёнка. Неизбежным последствием кровосмешения являются наследственные болезни. Браки между братьями и сёстрами поощрялись в династии фараонов в Древнем Египте, т. к. фараону было трудно найти невесту, равную ему по статусу происхождения, но это неизбежно привело к вырождению этой династии. [3]

Каждый род выбирает своего сахема (старейшину для мирного времени) и вождя (военного предводителя). Сахем являлся членом совета племени Сенека [7] . Члены рода должны оказывать друг другу помощь, защиту и содействие в процессе мщения за ущерб, нанесённый чужаками, этот обычай носил название кровной мести [8] . Род мог усыновлять посторонних людей на торжественной церемонии, например, военнопленных по рекомендации отдельных членов рода. Род имел общее место погребения. [9] . Род имел совет – демократическое собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладающих равным правом голоса. В племени Сенека было две фратрии (братства), каждая фратрия включала четыре рода. Фратрии представляют собой первоначальные роды, которые позднее распались на вторичные роды. [10]

Что же характеризовало отдельное индейское племя в Америке?

  • Собственное имя и собственная территория для охоты и рыбной ловли, которую племя защищало от посягательств. Между владениями двух племён располагалась необитаемая нейтральная полоса. [11] В племени сенека было восемь родов, носящих название животных:
  1. Волк,
  2. Медведь,
  3. Черепаха,
  4. Бобр,
  5. Олень,
  6. Кулик,
  7. Цапля,
  8. Сокол. [12]
  • Особый, лишь этому племени свойственный диалект. [13]
  • Право племени торжественно вводить в должность избранных родами сахемов и военных вождей и право их смещать, даже вопреки желанию рода. [14]
  • Религиозные праздники с играми и танцами. [15]
  • Совет племени из сахемов и военных вождей. Совет имел право объявлять войну и заключать мир с другим племенем, посылать посольство для ведения переговоров. Военные выступления организовывались отдельными выдающимися воинами, к которым присоединялось незначительное количество добровольцев. Они устраивали военный танец, а затем выступали в поход. [16]
  • Иногда существовал верховный вождь из числа сахемов. [17]
  • Союз племён. Ирокезы представляли собой союз из пяти племён. Число ирокезов никогда не превышало 20000 человек. Средняя численность американских племён была менее 2000 человек, однако, крупнейшее в США племя чироки насчитывало 26000 человек. Ирокезы существовали за счёт рыбной ловли, охоты и примитивного огородничества, они жили в штате Нью-Йорк в деревнях, защищённых частоколами. Пять племён ирокезов вместе воевали против других племён, вытесненных ирокезами с этой территории. [18]

Черты союза племён ирокезов:

  • Вечный союз на основе полного равенства между пяти племенами, связанными кровным родством.
  • Союзный совет из 50 сахемов.
  • Все решения союзного совета должны были приниматься единогласно.
  • Заседания совета происходили в присутствии народа, каждый ирокез мог взять слово, но решение выносил только совет.
  • Союз имел 2 высших военных вождя с равными полномочиями. [19]

Y спартанцев было два царя, а у римлян – 2 консула как у Ирокезов.

В Аттике у древних греков было четыре племени, в каждом из них по три фратрии, в каждой фратрии по тридцать родов. [20] Высшая власть принадлежала народному собранию, где решение принималось поднятием рук. Существовал военачальник (basileus), который одновременно обладал жреческими и судейскими полномочиями.

Народ Рима возник из трёх племён или триб:

  • сабины (они носили фамилию Тиции),
  • латины (Рамны),
  • этруски (Луцеры).

В Риме было 30 курий (фратрий). Во время войны одна курия выставляла 100 пеших и 10 конных воинов. Первоначально в Риме было 100 родов, а затем 300 родов. Каждый род (gens) имел имя, например, такие имена, как Юлий, Эмилий, Гораций, Фабий, Валериус. Род состоял из патриархальных семей (familia), включавших 3-4 поколения. [21]

Автором теории о циклах в жизни этноса был Лев Николаевич Гумилёв. Годы его жизни: 1912-1992. По типу личности он был психологом, поэтому правильные мысли у него сочетаются с мифами и утопиями. Пример утопии – это объяснение причин появления пассионарного этноса, как результата микромутации из-за жёсткого космического излучения. Его родителями были поэты Николай Гумилёв и Анна Ахматова. В 1921 г. большевики расстреляли Николая Гумилёва. Власти запретили Анне Ахматовой публиковать свои стихи. Лев Гумилев сидел в тюрьме три раза, в общей сложности 13 лет – за отца и за мать, он работал на Беломорканале и на рудниках Норильска. В составе штрафного батальона он участвовал в штурме Берлина. Его предмет исследования в науке – история гуннов и монголов. В тюрьме он написал докторскую диссертацию на обёрточной бумаге. Он работал в институте географии, а летние месяцы проводил на нижней Волге, где располагалась древняя Хазария. Власти запрещали публиковать его работы, упрекали за преувеличение роли инородцев в истории России, но он сумел пережить своих цензоров и коммунистическую систему, В конце жизни он сумел опубликовать все свои работы.

Сущность его идей состоит в следующем. Пассионарность – это страстность, воля к жизни, сила характера. [26] . Примеры пассионарных лидеров – это Александр Македонский, Наполеон, Чингисхан, Александр Невский, Дмитрий Донской, Ермак Тимофеевич, Александр Суворов и другие герои истории [27] . Этносы рождаются, завоёвывают соседей, расцветают, а затем приходят в упадок и гибнут.

По расчётам Гумилёва, максимальный срок жизни этноса 1200-1500 лет [28] . В начале жизни этноса подавляющее большинство его представителей являются пассионариями, а затем происходит постепенное снижение доли пассионариев, что, в конце концов, приводит к гибели старого этноса в войне с более молодыми этносами. По мнению Старикова, самой высокой степенью пассионарности обладают спикеры и теоретики.

Этносы неизбежно вступают в конфликт друг с другом из-за соперничества за территорию и природные ресурсы. Другой причиной межнациональных конфликтов являются культурное, экономическое и политическое соперничество между этносами. Эти межнациональные конфликты проявляются в форме войны, рыночной конкуренции и соперничества с сфере массовой культуры. Пример культурного соперничества – это религиозные конфликты, например, конфликты между христианами и мусульманами в форме крестовых походов, между католиками и протестантами, между католиками и православными, между шиитами и суннитами в исламе, между индусами и мусульманами, между христианами и язычниками в форме завоевания европейцами Америки. Ресурсами, из-за которых происходили войны, являются полезные ископаемые – нефть, золото и серебро, например, испанцы завоевали Центральную и Южную Америку из-за месторождений золота и серебра, которые там были обнаружены.

Впервые идею социальной эволюции через естественный отбор сформулировал Томас Мальтус. По его мнению, системы помощи беднякам являются неэффективными. Его идеи использовались в качестве оправдания поправок к Закону о бедных 1864 г. в Англии, заключавшихся в помещении претендентов на помощь из числа бедняков в условия зверского режима работных домов.

Свой приход к власти Гитлер назвал расовой революцией. Гитлер считал, что государство – это только средство борьбы за интересы расы, что марксизм планирует последовательную передачу власти в мире в руки евреев. В 1933 г. Гитлер принял декрет о наследственном здоровье, по которому в клиниках по отношению к инвалидам и в тюремных больницах по отношению к рецидивистам проводились операции по стерилизации. Окончательное решение о стерилизации принималось специальными судами в составе двух докторов и одного судьи, которые назначались официально.По декрету 1939 г. был начат процесс по умерщвлению отдельных лиц в случае неизлечимой болезни. : [29]

Как писал Э. Ристов в 1935 г., операция по стерилизации не могла быть отложена даже в связи с беременностью жертвы, при этом беременность должна была быть прервана. В соответствии с решением такого суда у женщины яичники либо удалялись, либо перевязывались. Ей был запрещён выезд за границу, чтобы исключить возможность восстановления функций яичников даже с помощью тамошних хирургов. [30]

Критику социал-дарвинизма следует начать с того, что сама попытка объяснить социальную эволюцию с помощью естественного отбора была правильной, но социальный конфликт несколько отличается от биологического конфликта. Сегодня нормы уголовного права и система пособий по старости, инвалидности и безработице препятствуют процессу гибели неудачников в обществе. В России сегодня введён мораторий на смертную казнь, в результате которого смертная казнь была временно заменена на пожизненное заключение, поэтому искусственный отбор невозможно применить даже по отношению к заведомым злодеям. Но уничтожение проигравшего частично допускается на войне. Неудачник в жизни иногда может совершить самоубийство или погибнуть в результате употребления наркотиков, токсинов или спиртосодержащих суррогатов.

В процессе человеческой истории происходит переход от преобладания распространения борьбы за собственную жизнь к преобладанию распространения конфликтов за статус контролёра и сферу влияния. Этих отличий не видели представители социал-дарвинизма, которые считали, что в обществе, как и в биосфере, идёт борьба только за собственную жизнь. Поэтому попытка представителей социал-дарвинизма применить теорию Дарвина к обществу окончилась неудачей. По этим причинам социал-дарвинизм дал неверные прогнозы и неверные рецепты развития общества.

Механизм социальной эволюции отличается от механизма биологической эволюции по следующим признакам:

  • В обществе конфликт происходит чаще всего не за жизнь, а за статус контролера, сферу влияния и ресурсы, поэтому в обществе проигравший обычно не погибает, а становится объектом контроля.
  • Развитие в обществе происходит через ступени – формации, а в биосфере существуют периоды преобладания каких-то биологических видов, например, динозавров. Единицей отбора в обществе являются цивилизации, а в биосфере – биологические виды. Если сущность любого биологического вида можно выразить набором информации, заложенной в гены представителей этого вида и набором физиологических признаков, то сущность любой цивилизации – набором социальных изобретений, которые применены при строительстве социальной структуры этой цивилизации. Например, в результате реформ Ельцина социальная структура Российского общества получила развитие за счёт усвоения таких западных социальных изобретений, как рыночная конкуренция, частная собственность и представительная демократия. Создание системы глобального мира не отменит, а, напротив, обострит это глобальное соперничество между цивилизациями, когда цивилизации-лидеры будут сменять друг друга гораздо чаще, например, в настоящий момент темпы развития восточной Азии опережают темпы развития западной Европы и США.
  • В биосфере побеждает сильнейший, самый приспособленный организм, а в обществе – тот человек, который вооружён самыми эффективными орудиями.
  • Скорость социальной эволюции примерно в одну тысячу раз выше скорости биологической эволюции. Жизнь на Земле возникла примерно 4 млрд. лет назад, а общество возникло 40-30 тыс. лет назад.
  • Если в биосфере генератор изменений - это механизм генетической изменчивости, то в обществе – творческие способности человеческого разума.

Представители расово-антропологической школы предложили построить мировое господство германской нации, и Гитлер попытался воплотить эту утопию в жизнь, но потерпел полный крах. Гитлер построил тиранию и тоталитаризм, которые являются более отсталой формой правления и отсталым политическим режимом, по сравнению с представительной демократией. Фашистские и евгенические эксперименты по выведению высшей расы с помощью искусственного отбора противоречат принципам гуманизма и демократии. Нацисты на практике пытались организовать искусственный отбор - физическое уничтожение евреев и цыган. В результате нацистского эксперимента погибло примерно 6 млн. евреев. Попытка Гитлера построить на практике утопию о мировом господстве германской нации и развязать вторую мировую войну привели к гибели около 55 млн. человек, среди них 27 млн. 500 тыс. россиян.

Вывод: результаты нацистских экспериментов по воплощению в жизнь теории социал-дарвинизма ужаснули весь мир. Теория эволюции Чарльза Дарвина является лишь частным случаем общей теории взаимосвязи между социальным конфликтом и социальным контролем Валерия Старикова.

Трудно представить эту полную классификацию из-за недостатка места, поэтому нужно ограничиться изложением этого вопроса в общих чертах, при этом акцент будет сделан на указании наций и народностей, проживающих на территории Европы и России.

Народы мира делятся на три основных расы: европеоидную, монголоидную и негроидную, некоторые исследователи выделяют ещё и австралоидную расу. В результате смешения между расами образовались контактные расы. По признаку языкового родства народы мира можно разделить на следующие семьи:

1) Индоевропейская семья, которая объединяет 45% населения Земного шара.

  • Славяне: русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы. Балты: литовцы и латыши.
  • Германцы: немцы, голландцы, англичане, шведы, норвежцы, датчане.
  • Кельты: ирландцы.
  • Романская группа: итальянцы, французы, испанцы, португальцы, румыны, молдаване.
  • Албанцы.
  • Греки.
  • Армяне.
  • Иранцы: персы, курды, таджики, осетины.
  • Индийцы и цыгане.

2). Афразийская семья, которая объединяет 5% населения мира.

3). Картвельская семья, которая объединяет 0,1% населения мира.

4). Уральская семья, которая объединяет 0,5% населения мира.

  • Финноугорская группа: финны, карелы, эстонцы, мордва, марийцы, удмурты, коми, венгры, ханты, манси. ненцы и юкагиры.

5). Алтайская семья, которая объединяет 6% населения мира.

  • Тюркская группа: турки, азербайджанцы, туркмены, татары, башкиры, казахи, киргизы, узбеки, якуты, чуваши.
  • Монгольская группа: монголы, калмыки, буряты.
  • Тунгусо-манчжурская группа: эвенки, маньчжуры.
  • Корейцы
  • Японцы.

6). Северокавказская семья, которая объединяет 0,1 населения мира.

  • абхазы, кабардинцы, адыгейцы, черкесы, чеченцы, ингуши, аварцы.

7). Синно-тибетская семья, которая объединяет 23% населения мира.

Ряд народов мира занимает в языковом отношении изолированное положение, например, баски в Испании, айны в Японии. [33]

Люди

В этой статье мы разберемся с тем, что такое этнос, рассмотрим примеры. Узнаем, какие разновидности этноса существуют, как он формируется. Начнём.

Что такое этнос?

Главными условиями образования этнической группы являются лингвистическая и территориальная общность. Затем данным факторам отводится уже роль поддерживающих, но, одновременно с этим, они формируют и главные отличительные особенности конкретного этноса. К самому устойчивому механизму формирования и дальнейшего сохранения этноса относят культуру и общность исторической судьбы, разделяемые всеми представителями определенного народа.

Примеры этносов

Сейчас в мире можно насчитать от трех до пяти и более тысяч различных этнических групп. Все они отличны между собой по лингвистическим и культурным признакам, особенностям менталитета, численности, антропологическим приметам.

Численность некоторых этносов исчисляется десятками, а иногда и сотнями миллионов. Среди таковых следует отметить:

  • китайцев (около 1,4 млрд.);
  • хиндустанцев (более 265 млн.);
  • бенгальцев (примерно 230 млн.);
  • американцев (более 250 млн.);
  • бразильцев (более 200 млн.);
  • русских (около 135-140 млн.);
  • японцев (более 130 млн.);
  • мексиканцев (более 130 млн.);
  • пенджабцев (более 125 млн.);
  • бихарцев (более 115 млн.);
  • яванцев (более 115 млн.).

Примечателен и тот факт, что в число двадцати пяти крупнейших народов мира входит девять индийских этносов (хиндустанцы, бенгальцы, пенджабцы, бихарцы, маратхи, тамилы, телугу, гуджаратцы и синдхи).

Кроме крупных народов в мире насчитывается и множество крохотных этнических групп, чья численность составляет несколько тысяч или даже несколько сотен человек. К таким этносам относят, например, гинухцев (около 450 человек), селькупов (примерно 4 000), нганасан (7 000), кетов (1 500 человек), чулымцев (350 человек), ливов (не более двух сотен), питкернцев (60 человек).

В России насчитывается не менее полутора сотен народов, самым крупным из которых являются русские (более 110 млн.), а самой маленькой этнической группой — коряки (примерно сто человек). Кроме коряков в числе малых народов России можно отметить юкагиров из Якутии (около 1 500 человек), живущих неподалеку от Петербурга финоязычных ижорцев (этот этнос насчитывает лишь около 300 представителей) и десятки других малых этнических групп.

Классификация этносов

Ученые выделяют несколько разновидностей этнических групп:

  • Род, под которым понимают своеобразный тип этнического сообщества — его основой является кровное родство, отслеживаемое по линии отца либо матери. У родов есть собственные наименования, их представители имеют схожие черты и потребности.
  • К племени относят этническое сообщество, сформированное из нескольких родов, такой тип этнической группы был характерен для первобытного строя.
  • Народность — это этническая группа, появившаяся в результате распада первобытно-общинных отношений, ее основой является уже не родство по крови, а общность языка, быта, культуры и территории.
  • Нацией называют наиболее развитую разновидность этноса, для нее характерно не только территориальное, лингвистическое и культурное единство, но и наличие общих для всего народа исторической памяти и самосознания.

К наиболее ранним разновидностям этносов относятся род и племя. В дальнейшем, по мере усложнения общественного устройства, возник такой тип этнической общности как народность, который в результате последующей консолидации больших групп людей развился в нацию, представляющую собой целостную этническую систему.

Предпосылки к формированию этноса

Основными предпосылками образования этнической группы являются:

  • Наличие территории, на которой будет формироваться этническая группа. Однако, этот аспект важен лишь на первом этапе этногенеза, поскольку народ со стойким национальным самосознанием может сохраниться и без наличия у него отдельной территории проживания и собственной государственности. Примером такого сохранения являются евреи, сохранившиеся как отдельный народ, несмотря на многолетнее отсутствие своей государственности и проживание в диаспоре.
  • Языковая общность, которая играет важную, но далеко не ключевую роль в образовании народа. Так, американцы, бразильцы, аргентинцы и десятки других народов Нового Света не имеют собственных языков, а говорят на языках бывших метрополий. К тому же, эти нации сформировались на основе различных по происхождению, менталитету и языку этнических групп.
  • Общие нормы и ценности, единая духовная культура. Хоть указанный аспект и трудно отследить, именно ему отводится значительная роль в этногенезе.
  • Наличие этнического самосознания, проявляющегося в чувстве принадлежности к определенному этносу. Целый ряд ученых считают указанный фактор самой важной предпосылкой при формировании самостоятельного народа, поскольку группа людей, не осознающая собственной принадлежности к конкретной этнической группе, по сути, не может быть таковой.

Понятие этнического меньшинства

Этническими меньшинствами называют группы людей, проживающих в окружении инонационального большинства, но стойко сохраняющих собственное национальное самосознание. Этническое меньшинство характеризуется рядом характерных признаков, а именно:

  • любое национальное меньшинство значительно уступает титульной нации по своей численности;
  • этнические меньшинства почти никогда не доминируют внутри государства;
  • такие группы отличает высокий уровень национального самосознания и стремление сохранить собственные отличительные черты.

Национальными меньшинствами являются:

  • диаспоры, т.е. части этнической группы, имеющей свою территорию, а часто и государственность, но живущие в других странах;
  • разбросанные по территории различных государств этносы, обладающие стойким национальным самосознанием и самоидентификацией (к таковым можно отнести цыган и курдов);
  • коренные народности, ставшие меньшинством на своей этнической территории по сравнению с пришлым населением вследствие колонизации (например, якуты, чукчи, коренные народы Америки);
  • этносы, компактно расселившиеся на определенной территории в результате массовой миграции (к примеру, поволжские немцы).

Отдельное место в категории национальных меньшинств занимают малочисленные народы, так называют этнические группы численностью не более 50 000 человек. В наши дни в мире насчитывается почти тысяча малочисленных народов, шестьдесят из них проживают на территории России. Малая численность таких этносов во многом определяет их образ жизни, однако, на него в значительной степени влияет и регион их расселения. Так, некоторые из них обитают на небольшой компактной территории (это касается в первую очередь малых народов Дагестана), а другие, наоборот, занимают очень обширные площади (например, малые народы Крайнего Севера и Сибири).

Формы объединения этнических групп

К процессам этнического объединения, в результате которых несколько этносов сливаются в одну новую этническую группу, относят:

  1. Этническую фузию, т.е. процесс слияния нескольких лингвистически и культурно родственных, но при этом отдельных этносов в одну, новую и более крупную этническую общность (например, слияние массы восточнославянских племен в древнерусскую народность).
  2. Этническую консолидацию, под которой понимается процесс внутреннего сплочения локальных групп, входящих в крупный этнос (к консолидации можно отнести стирание различий между локальными группами внутри русского народа).
  3. Этническую ассимиляцию, или растворение отдельной этнической группы либо ее части в среде другого, чаще всего более крупного этноса (примером ассимиляции является вливание иммигрантов из различных стран в состав американского народа).
  4. Этническую конвергенцию, под которой понимается ассимиляция, происходящая между близкими по языку и культуре народами (данный аспект сближает конвергенцию с этнической фузией и консолидацией).
  5. Межэтническую интеграцию, в результате которой различные по языку и культуре народы образуют межэтническую общность, получившую название суперэтнос (подобные процессы происходили в очень крупных и многонациональных государствах, к примеру, в Римской и Византийской империях, Советском Союзе и др.).
  6. Этногенетическая миксацию — довольно редкий процесс, в ходе которого новая этническая группа образуется посредством слияния различных в культурном, языковом и антропологическом плане народов (такие процессы происходят в ряде стран американского континента).

Формы разделения этносов

Одновременно с объединительными процессами происходят и процессы разделения этнических групп. К таковым относят:

  1. Этническую парциацию. Данный процесс предполагает разделение одной этнической группы на несколько этносов, при этом ни один из новых народов не будет отождествлять себя с этнической группой, от которой он отделился. Примером этнической парциации является выделение из древнерусской общности самостоятельных русского, украинского и белорусского народов.
  2. Этническую сепарацию. Под этим процессом понимается отделение от основного этноса небольшой по численности группы, которая впоследствии становится самостоятельным народом. Примерами этнической сепарации являются образование американского этноса, появившегося в результате переселения на американский континент преследуемых на родине английских пуритан или образование англоавстралийской нации от небольшой группы британских ссыльных.

Заключение

Таким образом, этнической группой можно назвать сообщество людей, имеющих стойкое национальное самосознание, свою обособленную территорию, а также ментальные, культурные языковые и бытовые отличия от других этносов. Этническое самосознание является продуктом формирования этноса, одновременно выступая еще и важнейшим фактором при определении национальной принадлежности конкретного лица или группы лиц. Помимо этого, именно самосознание объединяет всех представителей определенной этнической группы в одно целое, выделяя конкретный народ в массе всех остальных народов.

Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности [1] [2] .

Содержание

Концепции и теории этноса

В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма, но сегодня высший административный пост в официальной этнологии России занимает сторонник конструктивизма В. А. Тишков.

Примордиализм

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого.

" Эволюционно-историческое направление ". Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Дуалистическая теория этноса

Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах:

Социобиологическое направление

Данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна для людей.

Теория Пьера ван ден Берге

Пьер ван ден Берге (Pierre L. van den Berghe) переносил на человеческое поведение отдельные положения этологии и зоопсихологии, то есть предполагал, что многие явления общественной жизни обусловливаются биологической стороной человеческой природы.

Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

В ней этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Этнос является одним из видов этнических систем, всегда входит в состав суперэтносов, и состоит из субэтносов, конвиксий и консорций.

Уникальное сочетание ландшафтов, в котором образовался этнос, называется его месторазвитием.

Конструктивизм

Согласно теории конструктивизма этнос — это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть предполагается, что этничность и этнос являются не некой данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на разной основе, в зависимости от того как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого. Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т. д.

Инструментализм

Эта концепция рассматривает этничность, как инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей, и, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется.

В русле инструментализма выделяются 2 направления: элитарный инструментализм и экономический инструментализм. [6]

Элитарный инструментализм

Данное направление акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств.

Экономический инструментализм

Это направление объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.

Этногенез

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания — этнонима.

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д.

В.Шнирельман подчеркивает, что пассионарная теория этногенеза не учитывает, что этническая идентичность (этничность) может быть плавающей, ситуационной, символической. Она вовсе не обязательно связана с языковой принадлежностью. Иногда она опирается на религию (кряшены, или крещеные татары), хозяйственную систему (оленные коряки-чавчувены и оседлые коряки-нымылланы), расу (афроамериканцы), историческую традицию (шотландцы). Люди могут менять свою этническую принадлежность, как это происходило в XIX веке на Балканах, где, переходя от сельской жизни к торговле, человек превращался из болгарина в грека, причем языковой фактор не служил этому препятствием, ибо люди хорошо владели обоими языками. [7]

Антропологическая классификация. Этнос и раса

В основе антропологической классификации лежит принцип деления этносов на расы. Эта классификация отображает биологическое, генетическое и, в конечном счете, историческое родство между этносами.

Наука признаёт несовпадение расового и этнического деления человечества: члены одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, представители одной расы (расового типа) могут принадлежать к разным этносам и т. д.

Этнос и религия

Этнос и культура

В изучении культуры существует несколько подходов:

  1. ценностный (аксиологический — связь общечеловеческих ценностей);
  2. символический (культура — система символов);
  3. организационный
  4. деятельностный подход.

Выделенные аспекты культуры — аксиологический, символический, организационный, деятельностный — тесно взаимосвязаны, и представляются наиболее актуальными. Так, например: базовые представления о мире и верования этноса (символический аспект) реализуются и отражаются в укладе его жизни (организационный аспект). И в конечном итоге оформляются в определенную ценностно-нормативную систему — со своими приоритетами и своеобразными связями между отдельными ценностными ориентирами (аксиологический аспект), а образ жизни и система ценностей в свою очередь обусловливают формы поведения и способы деятельности членов этнической группы (деятельностный аспект).

Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие таких знаний позволяет сейчас легче ориентироваться в окружающем мире, надежней и уверенней чувствовать себя в нем. Несколько тысячелетий продолжается накопление сведений и данных различного рода о многих народах мира, при этом уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым изложением или описанием. Так, еще в античную эпоху некоторые авторы предпринимали попытки привести многочисленные эмпирические материалы в систему, классифицировать различные народы на основе их хозяйственных и культурных признаков. Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей.

Этнические и межэтнические общности

Этнические общности

В советской этнографии была выдвинута идея иерархии этнических общностей, связанная с тем, что один человек может принадлежать (причислять себя) одновременно к нескольким этническим общностям, одна из которых полностью включает в себя другую. Например, русский может считать себя донским казаком и одновременно славянином. Эта иерархия такова:

Этнографические общности

В отличие от этнических общностей принадлежность к этнографической общности людьми не осознаётся и следовательно такие общности не имеют самоназваний, а выделяется в результате научных исследований.

  • этнографическая группа
  • историко-этнографическая область

Иерархическая классификация этносов

В советской школе этнографии в русле дуалистической концепции этноса была принята следующая градация этносов в широком смысле (ЭСО), впоследствии эта градация была перенесена на этнос вообще:

    — группа людей, которая основана на кровных связях. — этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения. — окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия. — в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. При этом в советской этнографии было принято деление на социалистические и капиталистические нации, которое в результате крушения социалистической системы потеряло смысл.

Этнос и нация

Этнос и государственность

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов — консолидации, ассимиляции и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства). Современная история знает немало примеров того, как различные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таковым можно отнести этнические группы евреев, палестинских арабов, курдов, разделённых между Ираком, Ираном, Сирией и Турцией. Другие примеры успешной или неуспешной этнической экспансии — расширение Российской империи, арабские завоевания в Северной Африке и на Пиренейском полуострове, татаро-монгольское нашествие, испанская колонизация Южной и Центральной Америки.

Этническая идентичность

Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Одним из первых развитие у ребенка осознания принадлежности к национальной группе исследовал швейцарский ученый Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он выделил три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Раздел ЕГЭ: 3.4. Этнические общности

Существование этнических социальных групп характеризуется исторически сложившимся единством происхождения, менталитета, языка людей и других отличительных черт.

Этническая общность — большая группа людей, связанных между собой исторически, а также имеющих общий язык и культуру.

Виды этнических общностей

  • Племя — большая группа людей, связанных между собой родственными связями, единой территорией проживания, языком и культурой. Характерно для примитивного и доиндустриального общества.
  • Народность — большая группа людей, объединённых между собой социальными и территориальными связями, одним языком и культурой. Появление обусловлено развитием торговых связей и общественного разделения труда.
  • Нация — исторически сложившаяся высшая форма этнической группы людей, которая характеризуется проживанием на единой территории, похожестью языка (представители нации понимают диалекты друг друга), менталитета, культуры, экономики, историческим развитием, уровнем самосознания.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

В современном мире государственные границы стран не всегда совпадают с границами проживания этнического населения страны. Каждый человек сам вправе выбрать свою национальность.

Национальность — принадлежность человека к какому-либо этносу или гражданству в зависимости от его самоидентификации.

Этнос — устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием.

Национальный менталитет — мировоззрение представителей одной нации, сформировавшееся под воздействием исторически сложившихся национальных традиций и ценностей.

Традиции — передающиеся из поколения в поколение элементы культуры, подчёркивающие самобытность нации.

Ценности — набор особо важных и значимых для конкретной нации материальных, духовных и природных явлений.

ТРАДИЦИОННЫЕ РУССКИЕ ЦЕННОСТИ

Философ Иван Александрович Ильин выделил ряд основополагающих национальных ценностей:


В мире существует около 2-х тысяч наций, народностей и племен. Чаще всего в состав одной страны входит несколько наций, такие государства называют многонациональными, и эти понятия подробно изучаются в 8 классе. Сейчас попробуем разобраться, что обозначают понятия род, народность, этнос, нация, племя, национальность, выявить их сходства и различия.


Этнос

Этнос – исторически сложившаяся общность людей, проживающих на определенной территории и имеющих общую культуру, историю, язык. Данное понятие рассматривается в качестве общего собирательного названия для многочисленных кровнородственных групп людей, которые образуют племя, народность или нацию.

Отнести человека к тому или иному этносу можно в зависимости от его биологических и социальных особенностей.

Каждый этнос имеет черты, которые свойственны именно его представителям. Они формируются в течение долгого периода времени и под влиянием различных факторов: природно-климатических условий, территории проживания, исторического прошлого.

На внешний облик и характер людей влияют природные условия, в которых долгое время проживал их народ. Например, сильные ветра, песчаные бури определяют такой признак, как узкие глаза, а жаркий, солнечный климат привел к появлению людей со смуглой и черной кожей. Отдаленность места проживания, изолированность отражалась на образе жизни и отношениях с другими людьми.

Итак, выделим ряд признаков этноса как устойчивой общности людей:

которые читают вместе с этой





  • кровнородственные связи;
  • общность исторического развития;
  • общая территория проживания;
  • общие традиции;
  • общее культурное наследие;
  • единство быта и языка.


Племя

Это самая ранняя форма этноса. Его появлению предшествовало объединение людей в семьи, роды и кланы.

Семья – самая малочисленная из групп, основанная на кровном родстве. Она объединяет родителей и детей. Объединение нескольких семей образует род. Несколько родов, вступивших в союз, становятся кланом. Объединение нескольких кланов называется племенем.

Племена имели свой язык, проживали на одной территории. Кроме того, в это время уже зарождалась система управления. В каждом племени был свой вождь, а также особый совет, в котором обсуждались самые важные вопросы. Формировались традиции и церемонии.

Этнос: нации и народности

Народность

Это более развитая форма этноса, пришедшая на смену племени. Главные ее отличия в том, что:

  • она включала в себя большее количество людей;
  • ее появление было связано с появлением государств, которые объединяли большие территории в одно целое;
  • объединение людей происходило теперь не только по кровнородственным связям, но по языковым, территориальным, экономическим и культурным признакам.

Нация

Это тип этноса, наиболее многочисленная группа людей, объединенных общими институтами и ценностями.

Признаки нации:

  • единая территория;
  • единый язык;
  • общность экономической системы;
  • единый национальный характер, чувство солидарности.

Миграция

Людям свойственно постоянное перемещение вследствие природных катаклизмов, военных действий, освоения новых территорий для ведения хозяйства. Некоторые народы были вынуждены переселиться со своей родины, в результате чего они приобщались к другой культуре, территории, налаживали связи с другими этносами, перенимали их черты. Место, в которое они переселялись, становилось их исторической родиной.

Что мы узнали?

Понятие этнос включает в себя различные устойчивые и меняющиеся объединения людей, которые формировались на протяжении исторического развития человечества, приобретая новые черты, становясь сложнее и больше по численности. Самыми первыми социальными группами были семья, род и племя, а затем происходило их превращение в народности и нации.

Читайте также: