Этнопсихология семейных отношений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Психологическая наука в семейных отношениях должна ис­следовать:

1- как осуществляется влияние национально-психологических особенностей на характер межличностных отношений между супругами, детьми и другими членами семьи в ходе совмест­ного проживания, взаимодействия и общения, выработку принципиально важных общих решений, специфику воспита­тельных и иных воздействий;

2- в чем состоят всегда реально присутствующие национальные отличия в традициях и способах формирования национально своеобразной личности в семьях, где родители являются представителями разных национальностей, с характерными для каждого из них моральными и нравственными ценностя­ми, формами поведения и деятельности, специфическим ми­ровосприятием и миропониманием;

3- как анализировать и правильно оценивать факторы и причи­ны возникновения конфликтных отношений между разноэтническими членами семьи.

Формирование представлений о семье:

I) первичное знакомство с семейной жизнью, ее психологией и формирование общих представлений о ней, особенно если вступающие в брак являются представителями разных этни­ческих общностей

2) формирование взглядов на свою собственную семью как мно­гонациональную;

3) реализацию собственных представлений о многонациональ­ной семье в личном браке;

4) накопление опыта семейной жизни в рамках многонацио­нальной среды;

5) дальнейшее совершенствование семейных отношений в про­цессе окончательного закрепления супружеских уз.

Динамика развития супружеских отношений:

1- Социально-ролевая и межличностная адаптация к условиям семейной жизни

2- Этап после появления ребенка- перестройка во взаимоотношениях супругов (изменения в ролевой структуре, появление родительских обязательств). Интернациональные принципы воспитания. Распределение обязанностей по дому между супругами разных национальностей.

3- Тенденция к устойчивости и стабильности супружеских отншений в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи. (распределены соц. роли,). Сложности по проблемам воспитания детей. Родители начинают бо­лее глубоко понимать и реализовывать в воспитании своего ре­бенка традиции обоих национальных общностей, к которым они принадлежат.

4- Большая устойчивость и стабильность. Упрочнение взаимоотношений супругов на основе устоявшегося опыта в воспитании детей, полная инернационализация внутрисемейных отношений. .

5- Окончательная стабилизация во всех сферах жизнедеятельности семьи. Единство взглядов по значительному числу проблем.

Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях

Конфликты в семейных отношениях представителей той или иной этнической общности могут быть:

· более или менее сильными в зависимости от традиций, в ко­торых воспитаны супруги, относящиеся к представителям разных этнических общностей;

· ф очень своеобразными, поскольку на них накладывают отпеча­ток специфические формы взаимоотношений и поведения, принятые в той или иной этнической среде;

· более или менее легко регулируемыми, так как каждая нация вырабатывает и накапливает опыт решения подобных про­блем;

· совершенно особыми, когда речь идет о семье, в которой объ­единились супруги, представляющие разные национальности с очень специфическими семейными традициями.

В современной социальной психологии используются раз­личные основания для классификации супружеских конфликтов: неудовлетворенные потребности супругов, неадекватное разде­ление труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязан­ностей в семье и др. Конфликты в семейных отношениях на на­циональной почве все же предпочтительнее классифицировать по потребностям супругов:

2- конфликты, размолвки, психологические напряжения, возни­кающие по причине неудовлетворенных сексуальных потреб­ностей одного или обоих супругов (существует достаточно большая национальная специфика сексуальных отношений, которая супругов разных национальностей не всегда .может удовлетворять);

3-психологическая неудовлетворенность, депрессии, конфлик­ты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: из-за отсутствия ласки, заботы, внимания, понимания, юмора, подарков

3- конфликты, размолвки, ссоры, возникающие на почве разли­чия потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, разных хобби

Благополучная семья — это супруги, которые с детских лет привыкли к своеобразию межэтнических браков и межэтниче­ских отношений, поэтому легко адаптировались к совместной жизни и этнически своеобразным потребностям и традициям друг друга.

Конфликтная семья — это та, в которой между супругами или одним из них и детьми (членами семьи) имеются постоян­ные сферы, где их потребности, интересы, своеобразные национально-психологические особенности приводят к столкновени­ям, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния.

Кризисная семья — это брачный союз, в котором противо­стояние интересов и потребностей носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности всех членов. В подобных семьях супруги занимают непримиримые позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки и компромиссы.

Невротическая семья отличается присутствием особо небла­гоприятных предпосылок для разногласий и длительно проте­кающих ссор между супругами. Часто причиной их является не­прекращающееся противостояние родственников одного из супругов, особенно когда они изначально не были сторонниками этого брака или являются представителями другой этнической общности.

В семейных отношениях психологическая наука должна исследовать: * как влияют национально-психологические особенности на характер межличностных отношений между супругами, детьми и другими членами семьи в ходе совместного проживания, взаимодействия и общения на выработку принципиально важных общих решений, специфику воспитательных и иных воздействий; * в чем состоят национальные отличия в традициях и способах формирования национально-своеобразной личности в семьях, где родители являются представителями разных национальностей, с характерными для каждого из них моральными и нравственными ценностями, формами поведения и деятельности, специфическим мировосприятием и миропониманием; * как анализировать и правильно оценивать факторы и причины возникновения конфликтных отношений между разноэтническими членами семьи.

Исходным моментом готовности человека к браку и созданию семьи выступает понимание им значимости семейных отношений, обязательств людей друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничений личной свободы. Совершенно очевидно, что все эти характеристики имеют свое национальное выражение. На Кавказе они одни, у народов Сибири и Дальнего Востока другие. Можно сказать и так: каждая этническая общность вырабатывает свои собственные представления о том, какими должны быть эти характеристики и стремится поддерживать их в национальном сознании, традициях, поступках и отношениях представителей своего народа. Этот процесс достаточно сложен. Он осуществляется по своим собственным законам у каждой этнической общности и разбивается на ряд последовательных этапов, включающих: 1) первичное знакомство с семейной жизнью, ее психологией и формирование общих представлений о ней, особенно если вступающие в брак являются представителями разных этнических общностей; 2) формирование взглядов на свою семью как многонациональную; 3) реализацию собственных представлений о многонациональной семье в браке; 4) накопление опыта семейной жизни в рамках многонациональной среды; 5) дальнейшее совершенствование семейных отношений в процессе закрепления супружеских уз.

Большое значение здесь имеет и новое распределение обязанностей по дому между супругами разных национальностей. Например, во многих семьях жителей Северного Кавказа только после рождения ребенка отец начинает уделять больше внимания работе по дому, помощи жене. До того это, как правило, не наблюдается в силу специфики национальных традиций. Специальные психологические исследования показывают, что молодые люди разных национальностей, полюбив друг друга и намереваясь вступить в брак, не задумываются всерьез над возможными трудностями совместной жизни (в том числе межнациональными), которые их ожидают. Столкнувшись на втором и третьем этапах становления своей семьи с трудностями, они по-разному их преодолевают. Меньше проблем, как правило, испытывают те молодые люди, которые сильнее любят друг друга и которые до свадьбы жили в районах смежного проживания представителей разных национальностей. Третий этап характеризуется тенденцией к устойчивости и стабильности супружеских отношений в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи. Полностью распределяются социальные роли, и они перестают быть источником разногласий. Окончательно выявляется лидер в каждой из функций семьи, если он ранее не был определен в соответствии с национальными традициями. Или же значительно сглаживаются противоречия, возникавшие ранее на этой почве. Однако этот период сложен из-за проблем, связанных с воспитанием детей. У представителей некоторых этнических общностей это усугубляется известным дефицитом общения отцов с детьми, у других, наоборот, упрощается в силу национальных традиций активного участия главы семьи в формировании внутреннего мира своих детей, а также их воспитании в целом. В любом случае, если супруги являются представителями разных этнических общностей, совместное участие в воспитании детей способствует укреплению их взаимоотношений и сглаживанию различий в этнических традициях. В этот же период возникает и еще одна проблема, имеющая принципиальное значение. Родители начинают более глубоко понимать и реализовывать в воспитании своего ребенка традиции обоих национальных общностей, к которым они принадлежат.

В этой связи и они сами значительно глубже осмысливают необходимость интернационального подхода к психическому развитию и поведению своего ребенка, стремятся воспитать у него одинаковое отношение к тем нациям, к которым принадлежат отец и мать. Четвертый этап характеризуется гораздо большей стабильностью сложившихся взаимоотношений в основных сферах жизни разноэтнической семьи. Происходит полная интернационализация внутрисемейных отношений. Подрастающие дети не только эффективно влияют на выполнение обязанностей супругами, но и оказывают корректирующее воздействие на их поведение. Для супругов возрастает значимость самооценки своих поступков, решений, мотивов действий, так как дети подмечают всевозможные нюансы во взаимоотношениях родителей, видят фальшь или двусмысленность в их взаимных реакциях на события внутрисемейной жизни. В то же время в рассматриваемый период у супругов появляется больше времени для самих себя, повышения своего культурного, интеллектуального уровня, налаживания интимных отношений. С другой стороны, на этом этапе приходит черед для активного осмысления ими своего индивидуального опыта налаживания межэтнических отношений, понимания внутреннего мира самого близкого тебе человека, его этнических особенностей. Пятый этап связан со окончательной стабилизацией супружеских отношений во всех сферах жизнедеятельности семьи. У супругов устанавливается близость, а часто и полное единство взглядов по значительному числу проблем. Взрослые дети вносят в нравственно-психологическую атмосферу семьи элементы демократизма, обязательности, осмысленности действий, взвешенных решений. Чаще в поступках супругов имеют место взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие и терпимость. В этот период практически не возникают конфликты на межнациональной почве, супруги полностью адаптированы к национальным традициям и особенностям друг друга. Опыт исследования национальной специфики семейных отношений в то же время показывает, что психологическими предпосылками их стабилизации выступают осуществляемые как в государственном, так и в семейном масштабе пропаганда и разъяснение необходимости понимания и соблюдения национальных традиций каждого из супругов, учета психологических особенностей представителей различных наций, борьба с попытками принижения их достоинства и национального самосознания.

Проблематика: специфика межличностных отношений в разноэтнической семье; этапы развития отношений между супругами разных национальностей; особенности конфликтов в разноэтнической семье; психологическая помощь семьям с супругами разной наци­ональной принадлежности; своеобразие коррекционной работы пси­холога в разноэтнической семье.

Информация к размышлению. Психологическая наука в целом всегда придавала особое значение изучению важнейшей ячейки челове­ческого общества — семьи. Естественно, не может обойти ее вниманием и этнопсихология*.

* Этнопсихология, как уже не раз отмечалось, — очень молодая отрасль зна­ния, поэтому действующие этнопсихологи, которых очень мало, пока не вклю­чились активно в исследование семейных отношений. Этим занималась в основ­ном В. П.Левкович [130; 131]. В данной главе мы преследуем цель лишь заложить основы методологии этнопсихологии семейных отношений, оставляя более ши­рокое поле деятельности для тех, кто заинтересуется этой проблемой.

В нашем полиэтническом государстве межнациональные браки — распространенное явление, и знать, а затем и правильно осмысливать психо­логические особенности людей в разноэтнической семье — важная задача ученых и социальных работников. Точной статистики на этот счет, к сожалению, нет. Кроме того, современная национальная ситуация также сказы­вается отрицательно на этой проблеме. Вместе с тем совершенно очевид­но, что привлекательность такого рода браков, как показывают отдельные исследования, достаточно высока.

Как свидетельствуют специальные исследования и практика, в семье закладываются основы отношений личности к представителям других эт­нических общностей, и от того, какими будут эти отношения, зависит очень многое в жизни людей. Именно в семье уже с малого возраста человек становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных цен­ностей той нации, к которой он принадлежит. Когда мы имеем дело с семьей многонациональной, этот процесс происходит далеко не однозначно.

История знает немало примеров, когда этнические общности, находясь на трудных этапах своего развития или будучи достаточно древними по происхождению, использовали межнациональные браки для пополнения или укрепления своего генетического потенциала, чтобы выжить или на­брать новые силы для последующего развития. Можно, конечно, снисходительно и с юмором относиться к этой проблеме, однако она не такая про­стая, какой кажется на первый взгляд, поскольку этнические корни так или иначе сказываются, проявляются и иногда становятся источником челове­ческих трагедий.

И наконец, межличностные отношения в семьях, где представлены вы­ходцы из разных этнических общностей, имеют свою специфику. Познание ее, разработка рекомендаций по учету правил и особенностей взаимодей­ствия с такими семьями также привлекает внимание этнопсихологов. Бо­лее того, они должны быть на страже этих отношений, давать людям мак­симальное количество информации об их своеобразии, предотвращать кон­фликты, возникающие на этой почве.

В настоящее время этнопсихология семейных отношений остается недостаточно разработанным направлением исследований. В основном этой проблемой занимался В.П. Левкович. Характер межличностных отношений в семьях, где представлены выходцы разных этнических общностей, имеет свою специфику.

В психологии семейных отношений исследуются следующие направления:

- влияние национально-психологических особенностей на характер межличностных отношений между супругами, детьми и другими членами семьи, взаимодействие и общение;

- в чем состоят всегда реально присутствующие национальные отличия в традициях и способах формирования национально своеобразной личности в семьях, где родители являются представителями разных национальностей;

- анализ и правильная оценка факторов и причин возникновения конфликтных отношений между разноэтническими членами семьи.

Этапы формирования семейных отношений

Процесс формирования семейных отношений достаточно сложный. Выделяют последовательные этапы развитиясемейных отношений каждой этнической общности:

1) первичное знакомство с семейной жизнью, ее психологией и формирование общих представлений о ней;

2) формирование взглядов на свою собственную семью как многонациональную;

3) реализацию собственных представлений о многонациональной семье в личном браке;

4) накопление опыта семейной жизни в рамках многонациональной среды;

5) дальнейшее совершенствование семейных отношений в процессе окончательного закрепления супружеских уз.

Первостепенное значение получает динамика развития супружеских отношений и ее национальная специфика.

На первом этапе формирования супружеских отношений обычно осуществляется присущая для каждой этнической общности социально-ролевая и межличностная адаптация к условиям семейной жизни. Это время взаимного привыкания, распределения социальных ролей, а также устройство быта и организации досуга.

Если супруги являются представителями разных народов, на их пути встречается достаточно большое количество трудностей, которые нужно преодолеть, не затронув национальное достоинство каждого. Это — самый трудный и опасный период с точки зрения стабильности брака, когда даже малые размолвки, тем более окрашенные этнической спецификой, могут оттолкнуть людей друг от друга.

На втором этапе (начинается после появления ребенка) происходит значительная перестройка во взаимоотношениях супругов, приводящая к изменениям в ролевой структуре, появлению родительских обязательств, перераспределению материальных средств и бюджета времени. В это время закладываются предпосылки для общего, интернационального отношения супругов к себе и другим людям.

Супруги вынуждены серьезно задумываться над интернациональными принципами воспитания у себя в семье, относящимся не только к рождению ребенка, но и к развитию его самосознания, его будущей культурной адаптации.

Большое значение здесь имеет и новое распределение обязанностей по дому между супругами разных национальностей. Например, во многих семьях жителей Северного Кавказа только после рождения ребенка отец начинает уделять большее внимание работе по дому, помощи жене. Раньше это, как правило, не наблюдается в силу специфики национальных традиций.

Третий этап характеризуется тенденцией к устойчивости и стабильности супружеских отношений в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи. Полностью распределяются социальные роли, и они перестают быть источником разногласий. Окончательно выявляется ответственный лидер в каждой из функций семьи.

Однако этот период сложен из-за проблем по воспитанию детей. Родители начинают более глубоко понимать и реализовывать в воспитании своего ребенка традиции обоих национальных общностей, к которым они принадлежат.

На четвертом этапе происходит упрочение взаимоотношений супругов на основе устоявшегося опыта воспитания своих детей, полная интернализация внутрисемейных отношений. Для супругов возрастает значимость самооценки своих поступков, решений, мотивов действий, так как их дети подмечают всевозможные нюансы во взаимоотношениях родителей.




В то же время в данном периоде у супругов появляется больше времени для самих себя и принятия ими более эффективных мер по повышению своего культурного и интеллектуального уровня.

Пятый этап связан с окончательной стабилизацией супружеских отношений во всех сферах жизнедеятельности семьи. У супругов устанавливается близость, а часто и полное единство взглядов по значительному числу проблем. Взрослые дети вносят в нравственно-психологическую атмосферу семьи элементы демократизма, обязательности, осмысленности действий, взвешенных решений. В этот период практически никогда не возникают конфликты на межнациональной почве, присутствует полная адаптация супругов к национальным традициям друг друга.

Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях

В современной социальной психологии используются различные основания для классификации супружеских конфликтов: неудовлетворенные потребности супругов, неадекватное разделение труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязанностей в семье и др.

Конфликты в семейных отношенияхна национальной почве наиболее предпочтительно классифицировать по потребностям супругов:

- конфликты, возникающие по причине неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов;

- ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: из-за отсутствия ласки, заботы, внимания, юмора, подарков (есть нации, у представителей которых не принято отчетливо и часто выражать признаки внимания со стороны супруга, например в семьях бурят, некоторых народностей Севера Кавказа, а у удмуртов, башкир приоритет отдается в этом смысле женской половине);

- конфликты на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и бесполезным затратам средств семьи (у некоторых народов Северного Кавказа, у калмыков излишние расходы на эти пристрастия со стороны супруга являются саморазумеющимся делом, а у представителей финно-угорских национальностей такого рода расходы находятся под прямым и строгим контролем супруги);

- финансовые разногласия, возникающие на основе не согласующихся потребностей супругов в распределении бюджета на содержание семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение совместной жизни (у финно-угорских и тюркских народов России все эти разногласия строго регламентируются одинаковой долей ответственности супругов за них, а у народов Северного Кавказа они просто не могут возникать, поскольку приоритет всегда на стороне мужа);

- конфликты на почве неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, на почве разногласий по поводу устройства домашнего очага;

- конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми (чаще всего такие конфликты возникают в семьях, где жена славянского происхождения, а муж представитель народов Северного Кавказа или Средней Азии);

- ссоры на почве различия потребностей в проведении отдыха и досуга, разных хобби.

Типы семей по степени подверженности их конфликтным отношениям:

Благополучная семья — это супруги, которые с детских лет привыкли к своеобразию межэтнических браков и межэтнических отношений, поэтому легко адаптировались к совместной жизни и этнически своеобразным потребностям и традициям друг друга.

Конфликтная семья — это та, в которой между супругами или одним из них и детьми (членами семьи) имеются постоянные сферы, где их потребности, интересы, своеобразные национально-психологические особенности приводят к столкновениям, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам, скрепляющим его, а также взаимным уступкам и компромиссным решениям.

Кризисная семья — это брачный союз, в котором противостояние интересов и потребностей носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности всех членов.

Невротическая семья отличается присутствием особо неблагоприятных предпосылок для разногласий и длительно протекающих ссор между супругами.

Лекция. Специфика межличностных отношений в разноэтнической семье

В настоящее время этнопсихология семейных отношений остается недостаточно разработанным направлением исследований. В основном этой проблемой занимался В.П. Левкович. Характер межличностных отношений в семьях, где представлены выходцы разных этнических общностей, имеет свою специфику.

В психологии семейных отношений исследуются следующие направления:

- влияние национально-психологических особенностей на характер межличностных отношений между супругами, детьми и другими членами семьи, взаимодействие и общение;

- в чем состоят всегда реально присутствующие национальные отличия в традициях и способах формирования национально своеобразной личности в семьях, где родители являются представителями разных национальностей;

- анализ и правильная оценка факторов и причин возникновения конфликтных отношений между разноэтническими членами семьи.

Этапы формирования семейных отношений

Процесс формирования семейных отношений достаточно сложный. Выделяют последовательные этапы развитиясемейных отношений каждой этнической общности:

1) первичное знакомство с семейной жизнью, ее психологией и формирование общих представлений о ней;

2) формирование взглядов на свою собственную семью как многонациональную;

3) реализацию собственных представлений о многонациональной семье в личном браке;

4) накопление опыта семейной жизни в рамках многонациональной среды;

5) дальнейшее совершенствование семейных отношений в процессе окончательного закрепления супружеских уз.

Первостепенное значение получает динамика развития супружеских отношений и ее национальная специфика.

На первом этапе формирования супружеских отношений обычно осуществляется присущая для каждой этнической общности социально-ролевая и межличностная адаптация к условиям семейной жизни. Это время взаимного привыкания, распределения социальных ролей, а также устройство быта и организации досуга.

Если супруги являются представителями разных народов, на их пути встречается достаточно большое количество трудностей, которые нужно преодолеть, не затронув национальное достоинство каждого. Это — самый трудный и опасный период с точки зрения стабильности брака, когда даже малые размолвки, тем более окрашенные этнической спецификой, могут оттолкнуть людей друг от друга.

На втором этапе (начинается после появления ребенка) происходит значительная перестройка во взаимоотношениях супругов, приводящая к изменениям в ролевой структуре, появлению родительских обязательств, перераспределению материальных средств и бюджета времени. В это время закладываются предпосылки для общего, интернационального отношения супругов к себе и другим людям.

Супруги вынуждены серьезно задумываться над интернациональными принципами воспитания у себя в семье, относящимся не только к рождению ребенка, но и к развитию его самосознания, его будущей культурной адаптации.

Большое значение здесь имеет и новое распределение обязанностей по дому между супругами разных национальностей. Например, во многих семьях жителей Северного Кавказа только после рождения ребенка отец начинает уделять большее внимание работе по дому, помощи жене. Раньше это, как правило, не наблюдается в силу специфики национальных традиций.

Третий этап характеризуется тенденцией к устойчивости и стабильности супружеских отношений в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи. Полностью распределяются социальные роли, и они перестают быть источником разногласий. Окончательно выявляется ответственный лидер в каждой из функций семьи.

Однако этот период сложен из-за проблем по воспитанию детей. Родители начинают более глубоко понимать и реализовывать в воспитании своего ребенка традиции обоих национальных общностей, к которым они принадлежат.

На четвертом этапе происходит упрочение взаимоотношений супругов на основе устоявшегося опыта воспитания своих детей, полная интернализация внутрисемейных отношений. Для супругов возрастает значимость самооценки своих поступков, решений, мотивов действий, так как их дети подмечают всевозможные нюансы во взаимоотношениях родителей.

В то же время в данном периоде у супругов появляется больше времени для самих себя и принятия ими более эффективных мер по повышению своего культурного и интеллектуального уровня.

Пятый этап связан с окончательной стабилизацией супружеских отношений во всех сферах жизнедеятельности семьи. У супругов устанавливается близость, а часто и полное единство взглядов по значительному числу проблем. Взрослые дети вносят в нравственно-психологическую атмосферу семьи элементы демократизма, обязательности, осмысленности действий, взвешенных решений. В этот период практически никогда не возникают конфликты на межнациональной почве, присутствует полная адаптация супругов к национальным традициям друг друга.

Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях

В современной социальной психологии используются различные основания для классификации супружеских конфликтов: неудовлетворенные потребности супругов, неадекватное разделение труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязанностей в семье и др.

Конфликты в семейных отношенияхна национальной почве наиболее предпочтительно классифицировать по потребностям супругов:

- конфликты, возникающие по причине неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов;

- ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: из-за отсутствия ласки, заботы, внимания, юмора, подарков (есть нации, у представителей которых не принято отчетливо и часто выражать признаки внимания со стороны супруга, например в семьях бурят, некоторых народностей Севера Кавказа, а у удмуртов, башкир приоритет отдается в этом смысле женской половине);

- конфликты на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и бесполезным затратам средств семьи (у некоторых народов Северного Кавказа, у калмыков излишние расходы на эти пристрастия со стороны супруга являются саморазумеющимся делом, а у представителей финно-угорских национальностей такого рода расходы находятся под прямым и строгим контролем супруги);

- финансовые разногласия, возникающие на основе не согласующихся потребностей супругов в распределении бюджета на содержание семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение совместной жизни (у финно-угорских и тюркских народов России все эти разногласия строго регламентируются одинаковой долей ответственности супругов за них, а у народов Северного Кавказа они просто не могут возникать, поскольку приоритет всегда на стороне мужа);

- конфликты на почве неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, на почве разногласий по поводу устройства домашнего очага;

- конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми (чаще всего такие конфликты возникают в семьях, где жена славянского происхождения, а муж представитель народов Северного Кавказа или Средней Азии);

- ссоры на почве различия потребностей в проведении отдыха и досуга, разных хобби.

Типы семей по степени подверженности их конфликтным отношениям:

Благополучная семья — это супруги, которые с детских лет привыкли к своеобразию межэтнических браков и межэтнических отношений, поэтому легко адаптировались к совместной жизни и этнически своеобразным потребностям и традициям друг друга.

Конфликтная семья — это та, в которой между супругами или одним из них и детьми (членами семьи) имеются постоянные сферы, где их потребности, интересы, своеобразные национально-психологические особенности приводят к столкновениям, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам, скрепляющим его, а также взаимным уступкам и компромиссным решениям.

Кризисная семья — это брачный союз, в котором противостояние интересов и потребностей носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности всех членов.

Невротическая семья отличается присутствием особо неблагоприятных предпосылок для разногласий и длительно протекающих ссор между супругами.

Читайте также: