Этнопедагогическая пансофия народов кратко

Обновлено: 05.07.2024

В своих трудах Коменский первый убедительным образом выразил передовые педагогические стремления новой эпохи, открыл дорогу самостоятельному развитию педагогики как науки.

Концепция пансофии возникла как реакция на схоластическое учение и схоластическую школу. Он считал, что необходимо построить новую школу, в противовес существующей средневековой, в которой бы усваивались знания, умения, навыки, необходимые для жизни. Новые идеалы требуют, чтобы молодежь воспитывалась и обучалась так, что ничто не могло бы ее застать врасплох, к чему она не оказалась бы подготовленной. Такую подготовку, по мнению Коменского, может обеспечить только пансофия, наука обо всем, покоящаяся на единых началах, преследующих извечную истину и гармонию.

Коменский питал надежду, что его концепция пансофии устранит раздробленность и столкновения между отдельными науками и научными отраслями, которые были замкнутыми в самих себе и несоединимы с органическим единством мира. Поэтому он пытался обнаружить единые методологические принципы всех наук и своей пансофией охватить и объективно изложить результаты и достижения всех наук и всех ученых, несмотря на их религиозную, национальную или политическую принадлежность.

Пансофическая концепция Коменского является последовательно демократичной и исходит из требований полного равноправия получения образования для всех людей. Он многие годы направлял усилия на то, чтобы общие научные результаты стали достоянием каждого человека. Он отстаивал реформу человеческого общества, право на образование всех людей, несмотря на пол, расу, национальность и социальное положение.

Пансофия была всезнанием не только тем, что она должна была охватить все достижения человеческого ума, но и тем, что она предназначалась всем людям. Поскольку все люди, одаренные умом, стремятся к знаниям, всем им должен быть гарантирован беспрепятственный доступ к знаниям и наукам — это один из устоев пансофии, которым она устраняет многовековое понимание науки как привилегии избранных.

Коменский верил в то, что распространение пансофии убудет способствовать духовному возрождению человечества. Она должна была устранить все недоразумения и заблуждения между людьми. С ее помощью он хотел облегчить участь порабощенному чешскому народу и всему человечеству. Он надеялся, что пансофия как общая мудрость будет содействовать быстрому повышению образовательного уровня, препятствовать схоластическим распрям, способствовать лучшему взаимопониманию и сближению людей, в результате чего последует общее согласие, единодушие и мир.

В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, Коменский создал систему воспитания не для избранных, аристократических слоев общества, а согласно принципам демократии — для всех общественных группировок. Он первым выразил идею общего образования, общих основ обучения для всех детей, детей богатых и неимущих, известных и неизвестных родителей, мужского и женского пола, городских и деревенских. Он провозгласил демократический принцип единой школы и учебной системы, что также теснейшим образом связано с его концепцией пансофии.

Идея учебника о всех вещах в течение дальнейшей работы переросла в план создания таких книг, которые знакомили бы человека со всеми знаниями и достижениями наук того времени. Пансофия в отличие от латинских учебников, предназначавшихся только определенным группам учащихся, должна была быть доступной всем людям мира. Эту демократическую мысль более интенсивно Коменский разрабатывает с 1633г.

Теперь он прилагает все усилия к тому, чтобы в мире образовались такие условия, при которых любой человек мог бы освоить те знания, которые в жизни ему более всего понадобятся.

Он немедленно приступил к составлению наброска идейного замысла пансофии, который был им в 1636 г. отправлен в Лондон С. Хартлибу в качестве материала для обсуждения. Этот первичный текст, не сразу вызвал значительный интерес. Лишь немного расширенная и дополненная версия воодушевила лондонских друзей. Рукопись возбудила не только интерес, но и воодушевление в Англии и других европейских странах. Рецензенты отмечали, что это божественный свет и доброта, показывающие путь в будущее, что такие гениальные мысли появляются раз в сто лет, что они могут раскрыть глаза многим людям, обратить их к научному пониманию и таким способом дать начало новому периоду в жизни школы, церкви, государства и всего человеческого рода.

Пансофическая школа должна была внести свой вклад в дело преобразования мира с помощью пансофического образования. Поэтому она и не носила сословный характер, а предназначалась всем, т. е. имела в прямом смысле этого слова общеобразовательный характер.

Коменский возложил на нее несколько конкретных задач. В первую очередь, задачу всестороннего образования детей, затем — развития их интеллектуальных способностей, нравственных качеств и религиозного чувства.

Пансофическая школа в Шарошпатаке должна была иметь семь классов, но в начале открыли первых три. Школа начала работать в 1650 г., а уже в 1654 г. Коменский вернулся в Лешно. Вскоре первая пансофическая школа перестала следовать идеям своего учредителя.

В настоящее время, пансофическая мысль о необходимости всестороннего общего образования для всех людей все еще не только жива, но и сугубо злободневна. Ведь именно теперь, в период научно-технической революции, педагогика на первый план выдвигает проблематику общего образования и общей культуры для всех категорий населения. Без такой культуры и образования современный человек чувствовал бы себя потерянным и изуродованным в условиях технической цивилизации.

Коменский с помощью пансофии хотел устранить недоразумения между людьми и народами, искоренить пороки, изжить заблуждения, установить общее взаимопонимание, согласие и мир. Ее дух терпимости и взаимопонимания между людьми и народами и в настоящее время затрагивает суть общественных процессов.

«Наступит то время, Коменский, когда

множество образованных людей будут почитать все

В. Г. Лейбниц. Стихотворение о Коменском

Список использованной литературы

1. Ждан А. Н. История психологии. Екатеринбург, 2002.

2. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Педагогическое наследие. Сост.: В. М, Кларин, А. Н. Джуринская. М., 1988.

3. Кроль В. М. Психология и педагогика. М., 2004.

4. Ломов Б. Ф. Тенденции развития психологической науки. М., 1989.

5. Марцинковская Т. Д. История психологии М., 2004

6. Петровский А.В, Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.

7. Человек – культура – общество в концепции Я. А. Коменского. Под ред. М.Н. Кузьмина, Г. П. Мельникова, Д. Ф. Поплыко. М., 1997.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 31396
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

В своих трудах Коменский первый убедительным образом выразил передовые педагогические стремления новой эпохи, открыл дорогу самостоятельному развитию педагогики как науки.

Концепция пансофии возникла как реакция на схоластическое учение и схоластическую школу. Он считал, что необходимо построить новую школу, в противовес существующей средневековой, в которой бы усваивались знания, умения, навыки, необходимые для жизни. Новые идеалы требуют, чтобы молодежь воспитывалась и обучалась так, что ничто не могло бы ее застать врасплох, к чему она не оказалась бы подготовленной. Такую подготовку, по мнению Коменского, может обеспечить только пансофия, наука обо всем, покоящаяся на единых началах, преследующих извечную истину и гармонию.

Коменский питал надежду, что его концепция пансофии устранит раздробленность и столкновения между отдельными науками и научными отраслями, которые были замкнутыми в самих себе и несоединимы с органическим единством мира. Поэтому он пытался обнаружить единые методологические принципы всех наук и своей пансофией охватить и объективно изложить результаты и достижения всех наук и всех ученых, несмотря на их религиозную, национальную или политическую принадлежность.

Пансофическая концепция Коменского является последовательно демократичной и исходит из требований полного равноправия получения образования для всех людей. Он многие годы направлял усилия на то, чтобы общие научные результаты стали достоянием каждого человека. Он отстаивал реформу человеческого общества, право на образование всех людей, несмотря на пол, расу, национальность и социальное положение.

Пансофия была всезнанием не только тем, что она должна была охватить все достижения человеческого ума, но и тем, что она предназначалась всем людям. Поскольку все люди, одаренные умом, стремятся к знаниям, всем им должен быть гарантирован беспрепятственный доступ к знаниям и наукам — это один из устоев пансофии, которым она устраняет многовековое понимание науки как привилегии избранных.

Коменский верил в то, что распространение пансофии убудет способствовать духовному возрождению человечества. Она должна была устранить все недоразумения и заблуждения между людьми. С ее помощью он хотел облегчить участь порабощенному чешскому народу и всему человечеству. Он надеялся, что пансофия как общая мудрость будет содействовать быстрому повышению образовательного уровня, препятствовать схоластическим распрям, способствовать лучшему взаимопониманию и сближению людей, в результате чего последует общее согласие, единодушие и мир.




В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, Коменский создал систему воспитания не для избранных, аристократических слоев общества, а согласно принципам демократии — для всех общественных группировок. Он первым выразил идею общего образования, общих основ обучения для всех детей, детей богатых и неимущих, известных и неизвестных родителей, мужского и женского пола, городских и деревенских. Он провозгласил демократический принцип единой школы и учебной системы, что также теснейшим образом связано с его концепцией пансофии.

Идея учебника о всех вещах в течение дальнейшей работы переросла в план создания таких книг, которые знакомили бы человека со всеми знаниями и достижениями наук того времени. Пансофия в отличие от латинских учебников, предназначавшихся только определенным группам учащихся, должна была быть доступной всем людям мира. Эту демократическую мысль более интенсивно Коменский разрабатывает с 1633г.

Теперь он прилагает все усилия к тому, чтобы в мире образовались такие условия, при которых любой человек мог бы освоить те знания, которые в жизни ему более всего понадобятся.

Он немедленно приступил к составлению наброска идейного замысла пансофии, который был им в 1636 г. отправлен в Лондон С. Хартлибу в качестве материала для обсуждения. Этот первичный текст, не сразу вызвал значительный интерес. Лишь немного расширенная и дополненная версия воодушевила лондонских друзей. Рукопись возбудила не только интерес, но и воодушевление в Англии и других европейских странах. Рецензенты отмечали, что это божественный свет и доброта, показывающие путь в будущее, что такие гениальные мысли появляются раз в сто лет, что они могут раскрыть глаза многим людям, обратить их к научному пониманию и таким способом дать начало новому периоду в жизни школы, церкви, государства и всего человеческого рода.

Пансофическая школа должна была внести свой вклад в дело преобразования мира с помощью пансофического образования. Поэтому она и не носила сословный характер, а предназначалась всем, т. е. имела в прямом смысле этого слова общеобразовательный характер.

Коменский возложил на нее несколько конкретных задач. В первую очередь, задачу всестороннего образования детей, затем — развития их интеллектуальных способностей, нравственных качеств и религиозного чувства.

Пансофическая школа в Шарошпатаке должна была иметь семь классов, но в начале открыли первых три. Школа начала работать в 1650 г., а уже в 1654 г. Коменский вернулся в Лешно. Вскоре первая пансофическая школа перестала следовать идеям своего учредителя.

В настоящее время, пансофическая мысль о необходимости всестороннего общего образования для всех людей все еще не только жива, но и сугубо злободневна. Ведь именно теперь, в период научно-технической революции, педагогика на первый план выдвигает проблематику общего образования и общей культуры для всех категорий населения. Без такой культуры и образования современный человек чувствовал бы себя потерянным и изуродованным в условиях технической цивилизации.

Коменский с помощью пансофии хотел устранить недоразумения между людьми и народами, искоренить пороки, изжить заблуждения, установить общее взаимопонимание, согласие и мир. Ее дух терпимости и взаимопонимания между людьми и народами и в настоящее время затрагивает суть общественных процессов.

Заключение

«Наступит то время, Коменский, когда

множество образованных людей будут почитать все

В. Г. Лейбниц. Стихотворение о Коменском

Список использованной литературы

1. Ждан А. Н. История психологии. Екатеринбург, 2002.

2. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Педагогическое наследие. Сост.: В. М, Кларин, А. Н. Джуринская. М., 1988.

3. Кроль В. М. Психология и педагогика. М., 2004.

4. Ломов Б. Ф. Тенденции развития психологической науки. М., 1989.

5. Марцинковская Т. Д. История психологии М., 2004

6. Петровский А.В, Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.

7. Человек – культура – общество в концепции Я. А. Коменского. Под ред. М.Н. Кузьмина, Г. П. Мельникова, Д. Ф. Поплыко. М., 1997.

В своих трудах Коменский первый убедительным образом выразил передовые педагогические стремления новой эпохи, открыл дорогу самостоятельному развитию педагогики как науки.

Концепция пансофии возникла как реакция на схоластическое учение и схоластическую школу. Он считал, что необходимо построить новую школу, в противовес существующей средневековой, в которой бы усваивались знания, умения, навыки, необходимые для жизни. Новые идеалы требуют, чтобы молодежь воспитывалась и обучалась так, что ничто не могло бы ее застать врасплох, к чему она не оказалась бы подготовленной. Такую подготовку, по мнению Коменского, может обеспечить только пансофия, наука обо всем, покоящаяся на единых началах, преследующих извечную истину и гармонию.

Коменский питал надежду, что его концепция пансофии устранит раздробленность и столкновения между отдельными науками и научными отраслями, которые были замкнутыми в самих себе и несоединимы с органическим единством мира. Поэтому он пытался обнаружить единые методологические принципы всех наук и своей пансофией охватить и объективно изложить результаты и достижения всех наук и всех ученых, несмотря на их религиозную, национальную или политическую принадлежность.

Пансофическая концепция Коменского является последовательно демократичной и исходит из требований полного равноправия получения образования для всех людей. Он многие годы направлял усилия на то, чтобы общие научные результаты стали достоянием каждого человека. Он отстаивал реформу человеческого общества, право на образование всех людей, несмотря на пол, расу, национальность и социальное положение.

Пансофия была всезнанием не только тем, что она должна была охватить все достижения человеческого ума, но и тем, что она предназначалась всем людям. Поскольку все люди, одаренные умом, стремятся к знаниям, всем им должен быть гарантирован беспрепятственный доступ к знаниям и наукам — это один из устоев пансофии, которым она устраняет многовековое понимание науки как привилегии избранных.

Коменский верил в то, что распространение пансофии убудет способствовать духовному возрождению человечества. Она должна была устранить все недоразумения и заблуждения между людьми. С ее помощью он хотел облегчить участь порабощенному чешскому народу и всему человечеству. Он надеялся, что пансофия как общая мудрость будет содействовать быстрому повышению образовательного уровня, препятствовать схоластическим распрям, способствовать лучшему взаимопониманию и сближению людей, в результате чего последует общее согласие, единодушие и мир.

В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, Коменский создал систему воспитания не для избранных, аристократических слоев общества, а согласно принципам демократии — для всех общественных группировок. Он первым выразил идею общего образования, общих основ обучения для всех детей, детей богатых и неимущих, известных и неизвестных родителей, мужского и женского пола, городских и деревенских. Он провозгласил демократический принцип единой школы и учебной системы, что также теснейшим образом связано с его концепцией пансофии.

Идея учебника о всех вещах в течение дальнейшей работы переросла в план создания таких книг, которые знакомили бы человека со всеми знаниями и достижениями наук того времени. Пансофия в отличие от латинских учебников, предназначавшихся только определенным группам учащихся, должна была быть доступной всем людям мира. Эту демократическую мысль более интенсивно Коменский разрабатывает с 1633г.

Теперь он прилагает все усилия к тому, чтобы в мире образовались такие условия, при которых любой человек мог бы освоить те знания, которые в жизни ему более всего понадобятся.

Он немедленно приступил к составлению наброска идейного замысла пансофии, который был им в 1636 г. отправлен в Лондон С. Хартлибу в качестве материала для обсуждения. Этот первичный текст, не сразу вызвал значительный интерес. Лишь немного расширенная и дополненная версия воодушевила лондонских друзей. Рукопись возбудила не только интерес, но и воодушевление в Англии и других европейских странах. Рецензенты отмечали, что это божественный свет и доброта, показывающие путь в будущее, что такие гениальные мысли появляются раз в сто лет, что они могут раскрыть глаза многим людям, обратить их к научному пониманию и таким способом дать начало новому периоду в жизни школы, церкви, государства и всего человеческого рода.

Пансофическая школа должна была внести свой вклад в дело преобразования мира с помощью пансофического образования. Поэтому она и не носила сословный характер, а предназначалась всем, т. е. имела в прямом смысле этого слова общеобразовательный характер.

Коменский возложил на нее несколько конкретных задач. В первую очередь, задачу всестороннего образования детей, затем — развития их интеллектуальных способностей, нравственных качеств и религиозного чувства.

Пансофическая школа в Шарошпатаке должна была иметь семь классов, но в начале открыли первых три. Школа начала работать в 1650 г., а уже в 1654 г. Коменский вернулся в Лешно. Вскоре первая пансофическая школа перестала следовать идеям своего учредителя.

В настоящее время, пансофическая мысль о необходимости всестороннего общего образования для всех людей все еще не только жива, но и сугубо злободневна. Ведь именно теперь, в период научно-технической революции, педагогика на первый план выдвигает проблематику общего образования и общей культуры для всех категорий населения. Без такой культуры и образования современный человек чувствовал бы себя потерянным и изуродованным в условиях технической цивилизации.

Коменский с помощью пансофии хотел устранить недоразумения между людьми и народами, искоренить пороки, изжить заблуждения, установить общее взаимопонимание, согласие и мир. Ее дух терпимости и взаимопонимания между людьми и народами и в настоящее время затрагивает суть общественных процессов.

Заключение

«Наступит то время, Коменский, когда

множество образованных людей будут почитать все

В. Г. Лейбниц. Стихотворение о Коменском

Список использованной литературы

1. Ждан А. Н. История психологии. Екатеринбург, 2002.

2. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Педагогическое наследие. Сост.: В. М, Кларин, А. Н. Джуринская. М., 1988.

3. Кроль В. М. Психология и педагогика. М., 2004.

4. Ломов Б. Ф. Тенденции развития психологической науки. М., 1989.

5. Марцинковская Т. Д. История психологии М., 2004

6. Петровский А.В, Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.

7. Человек – культура – общество в концепции Я. А. Коменского. Под ред. М.Н. Кузьмина, Г. П. Мельникова, Д. Ф. Поплыко. М., 1997.

1.Этнопедагогическая пансофия народов. Отсутствие в народных культурах материала для межнациональной розни.

2. Межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Действенность личностей-символов и их функционирование. 3.Общечеловеческие основы этнопедагогики.

Ключевые слова:международная дипломатия, гостеприимство, усыновление, семейное воспитание.

Межнациональные конфликты захлестнувшие нашу планету в конце XX века, отодвинули в тень ту народную мудрость, которая веками формировалась в человеческих взаимоотношениях. А ведь отношениям между народами – крайне чувствительная сфера человеческих взаимосвязей. Как и в любой семье, в полиэтническом, поликонфессиональном обществе нельзя отрываться от корней, уходящих в далекое прошлое. Как и в любой семье в воспитании детей в духе межнационального согласия народная педагогика отводила обычаю гостеприимства как одной из важнейших человеческих добродетелей, а гостя считали святым. Гостя угощали лучшими национальными блюдами из продуктов, сберегаемых специально. Хозяин самоотверженно охранял гостя, если ему угрожала смерть. Как социальный институт гостеприимство способствовало установлению контактов между народами. Это явление глобальное, интернациональное. В условиях племенной раздробленности институт покровительства гостей и куначества являлся не только сдерживающим началом, но и средством упрочнения мира между нациями, важным воспитательным фактором.

Усыновление вызывалось необходимостью покровительства и помощи лицам, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях. Оно считалось священным делом и имело место не только в детстве, но и в более большом возрасте. Иногда обычаями усыновления пользовались люди преследуемые кровниками, к которым они сами являлись, с целью прекращения вражды между их родами с просьбой принять их к себе и усыновить. В таких ситуациях глава семьи, почитая обычай народа, в присутствии всех обнажал жене грудь, и приемыш дотрагивался до ее сосков. Это означало, что он был вскормлен грудью матери и отныне считался сыном семейства.

Грузины кормят нас сациви и либио, узбеки – пловом и пахлавой, греки – печеньем на меду (баклавой), корейцы – экзотическими салатами. Каждому народу присущи свои особенности, что отражаться на способе существования, навыках, которыми обладают его представители. На крутом изломе истории нам дан уникальный шанс взаимного культурного обогащения, дан дополнительный импульс в экономике.

Тысячелетняя история мусульманских народов создала свою мораль, основные принципы которой соответствуют общечеловеческим ценностям. Это патриотизм, смелость, героизм, чувство достоинства, уважения к старшим, трудолюбие, ответственность в создании семьи и воспитании детей, гуманность, доброта, стремление к взаимопониманию, взаимопомощи, сотрудничеству и дружбе с людьми другой веры и другой национальности, мудрость и познавательный интерес. Жизнь мусульманина регулируется шариатом, являющимся сводом религиозно-этических и правовых предписаний. Это составляет единую нравственную категорию мусульманских народов, обозначаемую понятием намус. Слово это в народной педагогике горцев обозначает мораль. В мусульманской семье, которая включала в себя представителей сразу нескольких поколений, и в рамках отдельных родов и фамилий (и сельских общин, весьма заметную социальную роль играли и играют представители старшего поколения. Уважение к старшим – важнейший педагогический постулат мусульманства.

В народных культурах нет материала для межнациональной розни. Войны - это сфера политики. Традиционная культура народов враждебна этой политике. Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Народы говорят на разных языках, но духовно они очень близки к друг другу.

Совершенно в духе традиционной, народной педагогики одно за другим следуют изречения, которым Чингисхан придал законную силу:

От добротности, строгости - прочность государства. Всякий, кто может очистится внутри себя, может очистить владение от воров.

Всякое слово, в котором согласились трое сведущих (умных), можно сказать всюду; в противном случае нельзя полагаться на него. Сравнивай слово свое и слово других со словами сведущих: если оно будет в согласности, то можно сказать, в противном случае никак нельзя говорить.

Всякая лошадь, бегущая хорошо в жирном теле, если она побежит так же в полтеле, такую лошадь можно назвать хорошей. Но нельзя назвать хорошей лошадь, которая бежит хорошо только в одном из этих положений.

Каким образом человек знает себя, пусть узнает и других. Хорошие мужья узнаются по хорошим женам. Если же жена будет дурна и бестолкова, без рассудка и порядка, будут от нее видны дурные качества мужа. Полустишие к этому: в доме все походит на хозяина.

В вине и водке нет пользы для ума и искусства, нет также добрых качеств и нравов, они располагают к дурным делам, убийствам и распрям, лишают человека вещей, которые он имеет, и искусств, которые он знает, и становятся постыдными путь и дела его, так что он утрачивает определенный путь. Но где найдут человека, который бы не напивался? Если найдут, то он достоин всякого почтения.

Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой девяти таких же лошадей.

Даже законы гостеприимства у Чингисхана приобрели статус конституционный: он запретил монголам есть что бы то ни было в присутствии другого, не пригласив его принять участие в еде. Чингисхан постановил уважать все вероисповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Чингисханов свод основных законов запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять вред, щадить страны и города, покорявшиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его.

Любопытен и последовательный ряд мер воздействия, узаконенных Чингисханом.

Кто поступит вопреки закону один раз, пусть его усовещивают словом, если два раза - пусть действуют красноречием, в третий раз - пусть сошлют его в отдаленное место. Когда он сходит туда и возвратится, будет внимателен. Если же не образумится, пусть посадят его в оковы и тюрьму. Если выйдет оттуда добронравным и образумившимся - очень хорошо: в противном случае пусть соберутся все родственники, составят общее совещание и решают, что с ним делать.

Как мы видим из приведенного текста, высшая мера воздействия и высшая мера ответственности - на родственниках. Разве плохо было бы оживить сегодня традиции взаимной ответственности родственников за воспитание каждого своего члена? Когда требования народной педагогики обретают силу закона, то всеобщий успех воспитанию обеспечен.

Процитированное имеет отношение к разным сторонам государственной, общественной и частной жизни монголов, но тем не менее все привязано к первой статье Конституции Чингисхана, к первому его декрету: дети должны внимать нравоучительным мыслям отцов и неукоснительно выполнять их, младшие братья - не пропускать мимо ушей слова старших братьев; большие - воспитывать младших. Такое отношение к воспитанию характерно не только для монголов. Мудрые люди давным-давно заметили, что у человечества путь в будущее один, судьба едина. Главное и вечное для всех - дети и их воспитание; высшая, великая мудрость жизни народов - именно в этом.

Читайте также: