Этнография северного кавказа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Под этим районом в географическом плане подразумевается уже азиатский участок южной границы Европы с Азией. Территориально народы Северного Кавказа проживают как в 7 особых субъектах федерации (автономных республиках, объединенных в Северокавказский федеральный округ), так и в пограничных к ним двух краях РФ – Краснодарском и Ставропольском.

Численность и плотность населения

Северокавказские народы (этносы Северо-Западного Кавказа и Предкавказья), проживающие на обозначенных локациях, составляют группу из 62 крупных и малых этносов. Коренных представителей Кавказа около 10 миллионов человек – то есть почти 7% от населения России и 60% от населения Северного Кавказа. А вместе с тюркским и пришлым православным населением здешний массив достигает 14 000 000 человек (все вместе местные люди это уже 10% от россиян).

Заметим: лишь 10 северокавказских этнических групп (как коренных, так и пришлых, включая русских) обладает заметным количественным составом (от 100 000 каждая нация).

Средняя плотность населения Северного Кавказа (в 1-ю очередь, имеется в виду СКФО) равна 58,5 чел/км². По показателю названный федеральный округ уступает лишь одному в стране – Центральному. В отличие от соседей (Краснодарского и Ставропольского краев) люди республик Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан скученно проживают в городах или в крупных районных центрах. Аулы малы.

Крупнейшие пункты в этом плане – Махачкала (606 266 ч), Грозный (324 604 чел), Владикавказ (301 543 чел), Нальчик (239 054 чел), Хасавюрт (146 394 ч) и Дербент (126 606 чел). Им не угнаться за многонациональными Краснодаром (948 827 чел). Лишь Махачкала (фактически 3 сросшихся городка) обошла в этом отношении региональный центр Ставрополь (454 488 ч).

Коренные народы

Коренные народы Северного Кавказа

Часть местных наций проживают на описываемом природно-историческом ландшафте от 2 000 лет и более. Они относятся к двум языковым семьям – северокавказской и индоевропейской.

К концу XVIII в., когда началась активная военная экспансия России на Северный Кавказ, Западное Предкавказье, включая Кубано-Приазовскую низменность и запад Ставропольской возвышенности, предгорья и горы Западного Кавказа, северную часть Черноморского побережья Кавказа (примерно до реки Ходжико в современном Сочинском районе), бассейн Среднего Терека населяли адыги – древний кавказский народ. Их предков – племена меотов и синдов, описывал древнегреческий путешественник Страбон.

В настоящее же время подавляющее большинство адыгского этноса проживает в диаспорах за пределами Кавказа (преимущественно в Турции).

Адыги, проживающие сейчас на Кавказе и представленные тремя искусственно разделенными в советское время по территориальному признаку народами: адыгейцами, черкесами и кабардинцами, являются сравнительно немногочисленными потомками древней адыгской этнической общности, занимавшей в прошлом половину Северного Кавказа.

Адыгская земля не была консолидирована и делилась на множество мелких феодальных и родоплеменных владений, население которой нередко враждовало между собой.

Внутренний уклад жизни адыгского общества строго регулировался неписаными правилами, которые неукоснительно выполнялись и простым народом, и находившимися на социальной верхушке князьями. Из всех наиболее многочисленных кавказских народов адыги были особенно консервативны, ревностно оберегали древние обычаи, не желая отказываться от них даже тогда, когда в связи с изменившейся политической обстановкой устаревшие убеждения начинали приносить вред обществу.

Черкесия. Историческая территория расселения адыгского этноса (заштриховано) в период наибольшего своего расширения (XVI в. )

Черкесия. Историческая территория расселения адыгского этноса (заштриховано) в период наибольшего своего расширения (XVI в. )

Адыги селились по долинам рек, так как в степях не было иных источников воды, а в горах Западного Кавказа склоны густо зарастают лесами, и строить на них жилища неудобно. Однако речные долины делали адыгские селения весьма уязвимыми для воинственных набегов, так как служили удобными путями для иноземных войск. Поэтому адыги строили турлучные дома: возводили стены из плетня и обмазывали глиной, а крышу делали из соломы или тростника. Крышу поддерживали деревянные колонны из бревен, поставленные снаружи, и в этом отношении адыгское жилище напоминало древнегреческое. Дворы тоже обносились плетнем. Такие жилища в случае разрушения легко было восстановить.

Когда в семье становились взрослыми сыновья, внутри дома плетеными стенами отгораживались комнаты для их собственных семей.

При появлении большого вражеского войска жители селения покидали его и скрывались в пойменных или горных лесах, откуда совершали на неприятеля нападения. После ухода врагов адыги возвращались в селение и заново сооружали свои простые дома. Из камня адыги, в отличие от других горских народов Кавказа, построек не делали, во всяком случае, в то время, когда происходила российская колонизация кавказских земель.

На степных равнинах Кубано-Приазовской низменности адыги возводили вокруг селений стены из положенных друг на друга бревен, служивших защитой от незваных гостей. В селении находилась деревянная башня, с которой велось наблюдение за окрестностью, позволявшее заранее обнаружить врагов. В горных районах, где тесные проходы и неприступные скалы играли роль естественной крепости, адыги могли и не обносить свои селения общими оградами и, вообще, селиться достаточно свободно и широко отдельными усадьбами.

Самым многочисленным и сильным адыгским племенем, вернее, субэтносом, были кабардинцы, сформировавшиеся как народность на Нижней Кубани, но в средние века переселившиеся на Верхнюю Кубань.

От Верхней Кубани кабардинцы расселились широко по прилегающим землям, вдоль кубанских притоков, по бассейну Подкумка и частично на Тереке и его левых притоках.

Продолжительное время все кабардинские общества возглавлялись верховными князьями рода Атажуко, что дало основание исторически особо выделить на Северном Кавказе этнотерриториальную область Кабарда.

В те времена кабардинцы считались самым могущественным народом Северного Кавказа. Кабардинским князьям подчинялись и платили дань многие другие кавказские народы, земли которых прилегали к Кабарде. Влияние их могли оспаривать лишь дагестанские шамхалы.

Неоднократно в Кабарде терпели жестокие поражения войска крымских ханов, пытавшихся сделать из адыгов-немусульман своих данников.

В XVIII в. центробежные устремления удельных князей Кабарды привели к ее распаду на Большую (восточную) и Малую (западную). Впоследствии и в этих двух областях княжеские фамилии, как и у других адыгских племен, стали управлять каждая в своем уделе самостоятельно.

После распада кабардинского единства находившиеся от кабардинских князей в вассальной зависимости народы перестали тем повиноваться и платить дань.

Часть Черноморского побережья Кавказа и прилегающего к нему южного макросклона Большого Кавказа примерно между реками Ходжико (Сочинский район) и Бзыбь (Абхазия) населял к настоящему времени исчезнувший народ убыхов.

Несмотря на существенные языковые и культурные различия, убыхов принято относить к адыгам. По сути же они представляли собой народ, в культурном отношении занимавший промежуточное место между адыгами и абхазами.

Убыхи управлялись родоплеменной знатью и народными старейшинами, делились на несколько субплемен. В историю они вошли как исключительно свободолюбивый и упорный в сражениях народ.

Кавказ, расположившийся меж могучих горных хребтов и роскошных долин, — относится древнейшим регионам с многонациональным составом населения. Народы Кавказа, отличающиеся традициями и этническими особенностями, дружно проживают здесь. Несмотря на территориальную ограниченность региона, он породнил за всю свою историю существования около ста народностей.

Носители этнических культур в регионе

Сейчас кавказская горная цивилизация, одна из древнейших в мире, имеет единый тип культуры. Он состоит не только из этнических ритуалов, духовных аспектов, традиционных особенностей производства, но и из всех материальных понятий культуры и семейных, общественных ценностей гордых горцев. Именно поэтому современный Южный регион России считается удивительным и интереснейшим.

В течение многих веков совместные палеокавказские корни способствовали объединению и плотному партнерству носителей разных этнических культур, проживающих в окружении горных хребтов. Народы, живущие бок о бок на Кавказе, имеют схожие исторические судьбы и потому в этом регионе наблюдается очень плодотворный культурный взаимообмен.

Народы, живущие бок о бок на Кавказе

На сегодняшний день носителями этнических культур, являющимися для данного края автохтонными, стали:

  • Адыгеи, аварцы и ахвахцы.
  • Балкарцы и ингуши.
  • Даргинцы.
  • Осетины и чеченцы.
  • Черкесы и мегрелы.
  • Кумыки, ногайцы и другие.

Кавказ – практически интернациональный регион. Большую часть его заселяют русские и чеченцы. Как показывает история народов Кавказа, чеченцы предпочли укорениться на землях Предкавказья, Дагестана, Ингушетии, а также в районе Кавказского хребта на территории Чечни.

В центральной части региона и в Северной Осетии проживает весьма неоднородный состав населения. Согласно статистике, здесь проживает по 30% русских и осетин, 5% ингушей, остальную часть представляют:

  • Грузины.
  • Армяне.
  • Украинцы.
  • Греки, татары и другие национальности.

история народов Кавказа

По численности населения в пределах Российской Федерации третье место занимает именно Кавказ. Этот край всегда считался регионом с наиболее интенсивным притоком населения. И если раньше основные потоки перемещения формировали переселенцы из города в пригород, то в последнее время ситуация изменилась в обратную сторону.

На протяжении пяти столетий учеными тщательно изучается история народов Северного Кавказа. И, несмотря на то, что уже накоплен огромный фактический материал по данной теме, остается еще много неизведанного на благодатных кавказских землях.

Формирование древней цивилизации

Формирование многогранной горской цивилизации походило под гнетом сложных процессов взаимоотношения многочисленных наций. Особое воздействие на ее развитие также имели традиционные вероучения и религиозные направления. Христианство, буддизм, иудаизм – лишь некоторые религии народов северного Кавказа, которые способствовали возрождению могучей цивилизации.

Культура народов Кавказа

Культуры античных стран Урарту, Двуречья, Древней Греции и средневекового Ирана, Османской и Византийской империй лежат в основе типа культуры, который сейчас актуален на территории южного региона России. Другими косвенными источниками культурного становления могучей горской цивилизации историки считаются также Индию и Китай.

Но самой глубокой и прочной связью, которой дорожили древнейшие народы Кавказа, были отношения с близлежащими: Арменией и Азербайджаном. Но также оказало сильное влияние углубление северокавказской культуры во времена восточных славян на множество других народностей, внеся коррективы в их бытовой устой и традиции.

Характерные горцам качества

И на фоне популяризации толерантности для решения проблемы благополучного контакта ныне существующих народностей, история и традиции северокавказских горцев стали еще больше привлекать ученых. Они думают, что именно толерантность способствует благотворной адаптации горской культуры в современном окружении.

Многогранность языкового наследия

Ученые смогли выделить три основных языковых направления, ставшие ключевыми для формирования второстепенных. Классифицируются языки народов Кавказа следующим образом:

  1. Восточнокавказские. Из них вышли дагестанские, которые делятся на несколько групп (аваро-андо-цезская, нахская, даргинская, лезгинская и другие), а также нахские языки. Нахский, в свою очередь, подразделяется на две ветви: чеченская, ингушская.
  2. Западнокавказские (их еще называют абхазско-адыгскими). На них общается народ шапсуги, проживающий северо-западнее курортного городка Сочи. Еще говорят таким языком абазины, адыгейцы, абхазы, кабардинцы, а также черкесы.
  3. Южнокавказские (картвельские) – распространенные преимущественно в Грузии, а также в западной части Закавказья. Они делятся всего на два типа языков: южно- и севернокартавельский.

Практически все языки, используемые на территории Северного Кавказа, до 1917 года оставались бесписьменными. Только с началом 20-х годов стали разрабатываться алфавиты для преобладающей части народов региона. В их основе лежал латинский язык. В 30-х же годах латинские алфавиты решили заменить русскоязычными, но на практике они оказались не такими приспособленными для передачи всех звуковых разнообразий горцев.

Кавказ – практически интернациональный регион.

Удивительные эндогамные традиции и обычаи горцев

Удивительные эндогамные традиции и обычаи горцев

Одной из особенностей южного края и проживающего на его территории населения считается этнос народов Кавказа. Характерным для него является то, что многочисленные противоречивости существовали не только в пределах единой сложившейся общности, но и внутри каждого отдельного этноса.

Подобные понятия стали олицетворением всех ценностей народов гор: мыслимые добродетели, значимость семьи, традиции и т. п. Все это помогло горцам развить этноцентризм, чувство преобладания и превосходства над чужим (в частности, над другими народами).

Три очень знаменитых горских обряда

традиции народов Северного Кавказа

На сегодняшний день самыми яркими и известными считаются три традиции народов Северного Кавказа:

Другие интересные традиции

Интересны и кулинарные традиции, которые горские народы Кавказа практикуют до сих пор. Не зря ведь горячие кавказцы признаны самыми искусными кулинарами. Сочные, ароматные, яркие, с гармоничными переливами специй и вкусовых качеств, традиционные блюда горцев однозначно стоят того, чтобы попробовать их. Популярными среди них остаются: плов, ачма, харчо, сациви, хачапури, люля-кебаб и всеми любимая пахлава.

Дань древним традициям соблюдаются и в рамках семьи на Кавказе. Признание авторитета и главенства старших является основным фундаментом организации семей. Стоит заметить, что феномен кавказского долголетия многие ученые объясняют тем, что в этом регионе до сих пор почитается возраст и мудрость.

Эти и другие неординарные традиции горцев во многом меняют их мир к лучшему. Возможно, поэтому многие представители современного человечества все чаще обращают на них внимание, стараясь применить в своем обществе.

Эпос харизматичных горцев

эпос народов Кавказа

Отдельного внимания заслуживает и общий эпос народов Кавказа. Сформированный на основе легенд о силачах, разбивающих мечами горы, героях-полубогах, сражающихся с великанами богатырях. Он зарождался в течение многих десятилетий и взял в свое наследие материал из III века до нашей эры.

Древние сказания со временем становились циклами, которые объединяла хронология и общий сюжет. Зарождающиеся в кавказских горах и долинах преданья сформировали нартский эпос. В нем преобладает языческое мировоззрение, тесно переплетающееся с символиками и атрибутикой монотеистических вероисповеданий.

Народы, проживающие на Кавказе, сформировали мощный эпос, который имеет определенные сходства с эпическими произведениями других народов. Это наводит ученых на мысль, что все исторические материалы горцев являются благотворным продуктом их взаимодействия с другими общинами во времена глубокой древности.

Можно еще долго восхвалять и превозносить народы Кавказа, которые сыграли далеко не маловажную роль в становлении культуры великой Русской Державы. Но даже сей краткий обзор особенностей населения этого региона свидетельствует о многообразии, ценности и богатстве культуре.

На северном Кавказе компактными группами на землях своих древних предков проживают более 50 самобытных национальных этносов. Веками в ходе богатого событиями исторического процесса в данном регионе совершенно разные народы имели единую судьбу, и постепенно сформировалось так называемое общекавказское этнографическое единство.

Всего в Северо-Кавказском ФО проживает 9 428 826 человек, из них подавляющее большинство составляют русские – 2 854 040 жителей, но в национальных областях и республиках доля русских заметно меньше. Вторым по численности народом Северного Кавказа являются чеченцы, их доля составляет 1 355 857 человек. И третьей нацией по численности на Северном Кавказе являются аварцы, их здесь проживает 865 348 человек.

Адыгейцы

Благодатные края обширной равнины и предгорий с умеренно-теплым климатом и черноземными почвами, дубовыми и буковыми лесами прекрасно подходят для развития сельского хозяйства. Адыги издавна были аборигенами этой северо-кавказской местности. После отделения кабардинцев от единой общности адыгов, последующего их переселения, в родных краях на Кубани остались племена темиргоевцев, бжедугов, абадзехов, шапсугов, натухайцев, из которых образовалась единая адыгейская народность.

Численность всех адыгских племен к концу Кавказской войны доходило до 1 млн. человек, но в 1864 году много адыгов переселилось в Турцию. Российские адыги сосредоточились на небольшой площади исконных земель на Кубани и Лабе. После революции в 1922 году адыгейцев выделили по национальному признаку в автономную область.

В 1936 году область существенно расширена присоединением Гиагинского района и г. Майкопа. Майкоп становится столичным городом области. В 1990 году Адыгейская АССР выделена из Краснодарского края, а чуть позже в 1992 году образована самостоятельная республика Адыгея. Со времен Средневековья адыгейцы сохранили традиционное хозяйство, выращивание пшеницы, кукурузы, ячменя, садов и виноградников, оседлое разведение скота.


Армяне

В регионе проживает 190 825 армян, и хотя армянский этнос исторически формировался заметно южнее на Армянском нагорье, часть этого народа проживает в пределах Северо-Кавказского ФО. Армяне древний народ, появившийся на исторической арене в XIII-VI вв. до н. э. в результате смешения большого количества разноязычных племен урартов, лувийцев и хурритов на Армянском нагорье. Армянский язык принадлежит к крупной индоевропейской семье языков.

Исторический процесс государственности армян насчитывает 2,5 тысячелетия, еще при Александре Великом была известна Малая Армения, затем в 316 г до н. э. Айраратское царство, позже Софенское царство. В III-II вв. до н. э. политический и культурный центр армян переместился в Закавказье в Араратскую долину. С IV в. н. э. армяне приняли христианство, здесь образовалась уважаемая в христианском мире Армянская апостольская церковь. Большинство армян после страшного геноцида 1915 года, произведенного турками-османами, сегодня проживают вне своей исторической родины.


Черкесы

В 1921 году образована Горская АССР, а позже в 1922 году в РСФСР образовали национальную Карачаево-Черкесскую АО. Именно поэтому адыгов долго именовали соответственно черкесами, и прошло много времени до определения адыгов самостоятельным народом. В 1957 году в Ставропольском крае образована отдельная по этническому принципу Карачаево-Черкесская АО.


Основными традиционными занятиями черкесов издавна являются отгонное горное скотоводство, разведение коров, овец, коней, коз. В долинах Карачаево-Черкесии с древности растут сады и виноградники, выращивается ячмень, вес и пшеница. Черкесы славились среди других народов выделкой высококачественного сукна и изготовлением одежды из него, кузнечным ремеслом и изготовлением оружия.

Карачаевцы

Другой коренной тюркоязычной народностью, испокон веков проживающей в Карачаево-Черкесии по долинам Кубани, Теберды, Урупа и Большой Лабы являются довольно немногочисленные карачаевцы. В Северо-Кавказском ФО сегодня их проживает 211 122 человек.

В образовании этноса карачаевцев в VIII-XIV вв. участвовали местные аланы и тюрки-кипчаки. Ближайшими по генофонду и языку народностями к карачаевцам являются черкесы и абазины. После переговоров и решением старейшин в 1828 году земли карачаев вошли в Русское государство.

В ходе ВОВ Карачаевская АО долгое время 1942-1943 гг. находилась под фашистской оккупацией. Из-за пособничества врагам, показа фашистам перевалов в Закавказье, массового вступления в ряды захватчиков, укрывательства немецких шпионов осенью 1943 года вышло постановление СНК СССР о переселении 69 267 корочаевцев в Киргизию и Казахстан. Карачаевцев разыскивали в других регионах Кавказа, 2543 человек демобилизовали из армии.

Долго, в течение трех веков с XVI по XIX века шел процесс исламизации карачаевских племен, они все равно в своих верованиях сохраняли некую смесь язычества, поклонения высшему духу природы Тенгри, веры в природную магию, священные камни и деревья с христианским учением и исламом. Сегодня большинство карачаевцев являются мусльманами-суннитами.


Балкарцы

Сегодня основное население балкарцев 110 215 человек проживает в Кабардино-Балкарии. Разговаривают балкарцы на карачаево-балкарском языке, который практически не разделяется на диалекты. Балкарцы живут высоко в горах и считаются одним из немногих высокогорных народов в Европе. В длительном этногенезе балкарцев участвовали алано-осетинские, сванские и адыгские племена.

Кабардинцы

Более 57% населения республики Кабардино-Балкария составляет довольно многочисленная для данного региона народность кабардинцы. В пределах российской части региона представителей данного этноса проживает 502 817 человек. Ближе всего по языку и культурным традициям к кабардинцам стоят черкесы, абхазы и адыгейцы. Разговоривают кабардинцы на своем кабардинском языке, близком к черкесскому, который относится к абхазо-адыгской языковой группе. Кроме России крупнейшая диаспора кабардинцев проживает в Турции.

До XIV века у ближайших народов адыгов была общая история. Много позже разные из этих народов обрели свою историю. А древности с IV тыс. до н. э. под общим этнонимом адыги были потомками представителей самобытной майкопской культуры, именно из нее появились впоследствии северокавказская, прикубанская и кобанская культуры.

О стране косогов, современных кабардинцев впервые упоминает император Византии Константин Багрянородный в 957 г. В энтогенезе кабардинцев, по мнению многих исследователей, участвовали скифы и сарматы. С 1552 года кабардинские князья во главе с Темрюком Идаровым начинают политику сближения с Россией, дабы она помогла им защититься от крымского хана. Позже участвовали в захвате Казани на стороне Ивана Грозного, русский царь даже заключил политический брак с дочерью Темрюка Идарова.

Осетины

Основным населением Северной Осетии Алании и Южной Осетии являются потомки бесстрашных воинов древности алан, противостоящих, и так и непокоренных великим Тамерланом – осетины. Всего на северном Кавказе проживает 481 492 человека, чувствующих себя принадлежащими к осетинскому этносу.

Осетинский разговорный язык принадлежит к иранской группе и является единственным среди языков мира, ближе всего стоящим к древнему скифо-сарматскому языку. В нем лингвисты различают два родственных диалекта по двум субэтническим группам осетин: иронский и дигорский. Первенство по числу носителей принадлежит иронскому диалекту, он стал основой для литературного осетинского языка.

В этногенезе осетин участвовали древние аланы, потомки понтийских скифов, они смешивались с местными племенами. Бесстрашные аланы еще в Средневековье представляли большую опасность для хазар, были интересны как доблестные воины и союзники для Византии, сражались на равных с монголами и противостояли Тамерлану.

Ингуши

В средневековом периоде ингуши были в союзе аланских племен, вместе с предками балкарцев и осетин, чеченцев и карачаевцев. Именно здесь в Ингушетии находятся руины так называемого Экажевско-Яндырского городища, по мнению археологов, столичного города Алании – Магаса.

После разгрома Алании монголами и столкновения алан с Тамерланом остатки родственных племен ушли в горы, и там началось образование ингушского этноса. В XV столетии ингуши предприняли несколько попыток вернуться на равнину, но в походе 1562 года князя Темрюка вынуждены вернуться в горы.

Переселение ингушей в Тарскую долину закончилось уже после присоединения к России только в XIX веке. В составе России ингуши находятся после решения старейшин с 1770 года. При строительстве через земли ингушей Военно-Грузинской дороги в 1784 году на берегу Терека была основана крепость Владикавказ.

Чеченцы

Горная Чечня вошла в Русское государство в 1781 году решением почетных старейшин 15 сел южной части республики. После затяжной и кровопролитной Кавказской войны более 5 тысяч семей чеченцев ушли в Османскую империю, их потомки стали основой диаспор чеченцев в Сирии и Турции.

В 1944 году более 0,5 миллиона чеченцев переселены в Среднюю Азию. Причиной депортации стал бандитизм, здесь действовали до 200 бандформирований числом до 2-3 тыс. человек. Мало, кто знает, что серьезной причиной депортации стала работа с 1940 года подпольной организации Хасана Исраилова, целью которой было отделение региона от СССР и уничтожение здесь всех русских.

Ногайцы

Становление ногайского государства продолжилось при золотоордынском темнике Эдыге, легендарный и героический правитель, проповедник ислама продолжил объединять ногайцев. Он продолжил все традиции правления Ногая и полностью отделил ногайцев от власти ханов Золотой Орды. Ногайская Орда упоминается в летописях и русских посольских книгах за 1479, 1481, 1486 гг., письмах европейских правителей, короля Польши Сигизмунда I, в грамотах и письмах Руси и средневековой Польши, крымских ханов.

Через столичный город Ногайской Орды Сарайчик на речке Урал проходили караванные пути между Средней Азией и Европой. В состав Русского государства ногайцы вошли решением старейшин родов в 1783 году, сто подтвердилось Манифестом Екатерины II. Отдельными группами ногайцы еще боролись за независимость, но полководческие талант А. В. Суворова не оставил им шанса. Только малая часть ногайцев укрылась в междуречье Терека и Кумы, на территории современной Чечни.

Другие народы

В предгорьях Кавказа проживает множество других этносов и народностей. Аварцев здесь проживает 865 348 человек, кумыки численностью 466 769 человек, лакцев насчитывается 166 526 человек, даргинцев по результатам последней переписи населения 541 552 человека, 396 408 человек – лезгинов, 29 979 человек – агулы, 29 413 человек – рутульцы, 127 941 – табасараны и другие.

Читайте также: