Этнические стереотипы предрассудки и этническая дискриминация кратко

Обновлено: 30.06.2024

Предубеждение — это социально-психологический индикатор начальных форм межэтнической антипатии. Его основа — появление неприязни. Предубеждение часто проявляется на вербальном уровне в форме негативного поведения — сплетни, обидные шутки, оскорбления и т. п. В основном предубеждение в зависимости от уровня негативного эффективного заряда и типа этноконтактной ситуации соответствует таким формам поведения, как избегание общения или уклонение от межэтнических контактов в определенных сферах жизнедеятельности. Индикаторами предубеждения могут быть устойчивые этнические пред¬почтения при выборе партнера, начиная с коллег по работе и заканчивая выбором супруги (супруга).

Этнические предубеждения часто играют провоцирующую роль в возникновении межэтнических конфликтов. Этнические предубеждения могут долго поддерживать и активизировать межэтнические конфликты, ужесточать их. Преодолеть этнические предубеждения очень трудно, для этого нужно много времени и целенаправленных усилий.

В этот день:

Дни смерти 1959 Умер Геро Мергарт — австрийский археолог, попавший во время Первой Мировой войны в плен в Россию. Исследователь Приенисейского края.

Изменения в социальной структуре общества способствуют изменениям в формах межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное самосознание, меняются интересы, возникают взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей предполагают, что люди, принадлежащие к одной нации или этнической общности, помимо общих человеческих качеств, обладают характеристиками, типичными для всех представителей только одной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой. Тот факт, что существуют различия в психологии сообществ, широко признан: Различия могут быть ярко выраженными или иметь лишь очерченные контуры, но они существуют. Однако обособленность каждой общины предполагает существование контактов между ними, благодаря которым этнические группы получают определенную информацию друг о друге. На основе опыта контактов формируются этнические стереотипы, которые представляют собой осознание особенностей своей и другой группы с точки зрения каждой этнической группы.

После распада СССР на территории СНГ наблюдается крайняя сложность в выражении межэтнических отношений не только между суверенными государствами, но и между этническими общностями внутри государств. Нерешенные социально-экономические проблемы, нестабильная политическая ситуация являются благоприятной средой для возникновения конфликтов как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Этнические стереотипы — это обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные образы этнических групп, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, которые регулируют восприятие их представителей и планирование взаимодействия с ними.

Знание социально-психологических особенностей формирования и механизмов функционирования этнических стереотипов ценно для практического решения вопросов регулирования межэтнических отношений и прогнозирования их развития как в рамках многонационального государства, так и между представителями различных этнических общностей в малых группах.

Этнические (этнокультурные) стереотипы представляют обобщенный образ этнического или конфессионального соседа, упрощают и обобщают этот образ. В то же время для этой группы стереотипов характерно неточное субъективное обобщение — бессознательное приписывание какого-либо свойства всем объектам класса, объединенным определенным названием (этнонимом, конфессиональным названием).

Этнокультурные стереотипы демонстрируют широкое распространение и повторяемость, а также высокую степень сопротивления изменениям.

Национализм, этнические стереотипы и предрассудки - Интерпретации и источники национализма

Интерпретации и источники национализма

Национализм является, с одной стороны, продуктом политизации этнического сознания, а с другой — фактором, определяющим характер этнополитической мобилизации и национального строительства.

В зарубежных концепциях национализм рассматривается как нейтральное явление. В них нет откровенно негативного отношения, хотя их суть и оценки различны. Можно выделить следующие подходы к сущности национализма:

  • идеология, которая делает национальное самоуправление критерием политической легитимности;
  • организационный принцип, согласно которому национальные и политические границы должны совпадать;
  • политическое движение, которое стремится к совпадению национальных и государственных границ, т.е. к образованию суверенного государства;
  • форма современного коллективного сознания, пришедшая на смену другим формам — религиозным, этническим и т.д. — заменил

Широкую концепцию национализма дает Э. Кисс: Национализм — это форма политического сознания, основанная на самоидентификации с нацией и лояльности к ней.

При всем многообразии подходов к трактовке национализма, его можно определить следующим образом: Национализм — это коллективистская идея, основанная на признании примата общих интересов нации над правами человека и другими ценностями, целями и интересами общественного бытия. Это своего рода политическая программа для мобилизации членов общества на достижение определенной цели.

Источником национализма в государствах имперского типа является протест против национального неравенства, стремление народов к большей независимости. Именно такие тенденции, как мы уже видели, имели место в Австро-Венгрии, в Османской империи, среди недоминирующих народов России. В качестве источника исследователи приводят, в частности, закон растущих социальных ожиданий. Когда народы втягиваются в процесс модернизации и достигают на этом пути определенных результатов (повышается уровень образования, формируется интеллигенция, улучшаются материальные условия жизни), расширяется и сфера их потребностей, а это может привести только к стремлению к большей независимости. Именно с такой ситуацией столкнулись СССР и Россия в своих республиках в конце 1980-х годов.

Формы и типы национализма

Помимо классификации национализма на гражданский и этнический, существуют и другие классификации. В отношении государства национализм может быть сепаратистским, то есть стремиться отделиться от существующего государства; реформистским, то есть стремиться придать существующему государству более национальный характер; и ирредентистским, то есть стремиться к объединению нескольких государств или присоединению части одного государства к другому.

Классический национализм с ярко выраженным стремлением к полной независимости. В СССР этот тип реализовался в союзных республиках не в результате борьбы за политическую независимость, а в результате дезинтеграции.

Национализм — это паритет. Для него характерен ограниченный суверенитет, поскольку часть прав и полномочий передается по договору федеральному центру. Этот тип национализма, также называемый либеральным национализмом, наиболее ярко проявляется в Татарстане, Башкортостане и Туве. Этот тип национализма выступает за плюрализм культур и сохранение индивидуальных гражданских прав при отсутствии враждебного восприятия других наций.

Понятие и проблема этнических стереотипов

Понятие стереотипа имеет множество толкований. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Согласно Липпману, можно вывести следующее определение: Стереотип — это принятый в исторически сложившемся сообществе шаблон восприятия, фильтрации и интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на прошлом социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Стереотипы позволяют человеку постичь мир в целом, за пределами своего узкого социального, географического и политического окружения. Липпман пишет, что стереотипы так настойчиво передаются из поколения в поколение, что часто воспринимаются как должное, как реальность, как биологический факт.

В.И. Добреньков и А.И. Кравченко описывают стереотип как твердо установленный, постоянный образец, стандарт. Это схематичный, стандартизированный образ или восприятие социального явления или объекта, обычно эмоционально окрашенный и очень устойчивый. Они выражают привычное отношение к человеку как к явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предыдущего опыта.

Проанализировав различные определения, можно сделать вывод, что стереотип — это фиксированное отношение к событиям, выработанное на основе сравнения с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет мировоззрение.

Этнические стереотипы являются одним из видов социальных стереотипов. Это устойчивый, эмоционально насыщенный, достаточно упрощенный и схематизированный обобщенный образ этнической группы, обобщенные устойчивые представления о нации. Этнические стереотипы, как правило, содержат ценностные суждения, относительно устойчивые представления о моральных, психических и физических характеристиках, свойственных представителям различных этнических сообществ. Содержание этнических стереотипов может также включать предписания относительно поведения представителей определенных национальностей.

Этнические стереотипы отражают реальные характеристики стереотипной группы. В целом, они легко применимы ко всем его представителям. Они фиксируют наиболее характерные черты этнической группы, которые формируются в результате межэтнической и межкультурной коммуникации, поскольку только в контакте с другими этническими группами осознается, формируется и закрепляется нечто специфическое для данного народа и культуры.

В содержании этнических стереотипов следует различать относительно устойчивое ядро — набор представлений о внешности представителей конкретного народа, его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыков — и набор изменчивых суждений о коммуникативных и моральных качествах конкретного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Содержательное соответствие этнических стереотипов реальности весьма проблематично. Скорее, следует предположить, что этнические стереотипы отражают прошлый и настоящий, положительный или отрицательный опыт межэтнических отношений, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и т.д.), в которых эти народы наиболее активно контактировали.

Этнический стереотип отражает как эмоциональное и оценочное отношение к представителям этнической группы, так и знания об этой группе. Содержание этнического стереотипа аккумулирует предвзятые представления об этнической группе, особенностях внешнего вида ее представителей, чертах их характера, поведении, сильных и слабых сторонах, возможностях и особенностях взаимодействия с ними и т.д.

Этническая деструктивность

Деструктивность, отмечают исследователи, не присуща этносу изначально. Она возникает из-за противоречий между этническими и политическими структурами территориальных сообществ. Они становятся особенно интенсивными или наиболее очевидными с появлением и развитием евроатлантической либерально-демократической модели общественного устройства. Эта модель предполагает гомогенизацию общества в процессе государственного строительства и включение всех этнических компонентов в единое гражданское сообщество. Этот принцип построения нации влечет за собой растущий конфликт идентичности, когда люди вынуждены выбирать между принадлежностью к своему этносу и принадлежностью к нации, между этнической лояльностью и государственным патриотизмом. При этом существует масса переходных и пограничных государств и групп, сознание и политические ориентации которых неустойчивы и подвижны.

Такая ситуация создает благоприятную почву для мобилизации этничности и ее использования в политических интересах определенных лидеров или политических организаций. Таким образом, этничность приобретает политическую функцию, что делает мобилизованную этничность политическим, а точнее, этнополитическим явлением.

Среди политически мобилизованных этносов можно выделить радикальный национализм, а точнее, агрессивный этнический национализм, этнический сепаратизм и этнический ирредентизм.

Другой формой радикального национализма является этнический сепаратизм. Его приверженцы либо добиваются широкой политической автономии для отдельных этнических общин, либо прямо выступают за отделение этнических анклавов от основной государственной территории, населенной другой или другими этническими группами, и создание независимого государства.

Этносепаратизм может также проявляться в форме этнического унионизма. Суть этого движения заключается в стремлении объединить разрозненные этнические анклавы в одно государство. Наиболее ярким современным примером такого движения является курдское движение в Турции, северном Ираке и западном Иране за объединение в единое государство Курдистан. Эта борьба ведется уже много лет, часто в форме партизанской войны и национально-освободительных движений, но она не пользуется широкой поддержкой в международном сообществе.

Ирредентизм можно считать отдельной формой этнического унионизма. Она проявляется, когда одна часть этноса уже имеет собственное государственное образование, в то время как другие части этноса находятся вне границ конкретного государства или политической автономии. Например, многочисленное венгерское население румынской Трансильвании в течение десятилетий рассматривалось властями этой страны как потенциальный источник ирредентизма. Это стало идеологической основой для попыток насильственной ассимиляции венгров румынами и для многочисленных ограничений культурных и политических прав венгерского меньшинства, насчитывавшего от 2 до 3 миллионов человек. В Словакии ситуация с правами венгерского меньшинства была отчасти схожей.

Принимающее государство также опасается ирредентизма, поскольку дисбаланс может возникнуть даже внутри самоопределившегося народа.

В Европе одним из наиболее вероятных сценариев, связанных с ирредентизмом, является воссоединение албанцев Косова и Албании в рамках единого государства, особенно учитывая, что Косово, где этнополитический конфликт был разрешен благодаря международному вмешательству, вскоре станет этнически однородной албанской территорией, поскольку остальная часть сербского населения будет вытеснена за границы Косова. Албанцы делятся на две субэтнические группы: геги и точи. В настоящее время в Албании преобладают тоскинцы, а в Косово — геги.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Предрассудки- это мнения или психологические установки, которые члены одной группы выражают применительно к другим; тогда как дискриминация - это фактическое поведение по отношению к ним. Предрассудок представляет собой приверженность к предвзятому мнению о человеке или группе людей, часто основанному на слухах, а не на прямых свидетельствах, склонность к взглядам, которые человек не желает менять даже перед лицом новой информации. Люди могут иметь положительное предвзятое мнение относительно своей собственной группы и отрицательное - по отношению к другим. Человек, предубежденный против определенной группы, скорее всего, не захочет беспристрастно выслушать ее представителей.

Дискриминация подразумевает действия, направленные на лишение членов одной группы возможностей, открытых для других - например, когда человеку индийского происхождения отказывают в работе, на которую приняли бы белого. Несмотря на то, что предрассудки часто служат основанием для дискриминации, эти два явления могут существовать независимо друг от друга. Отношение людей может основываться на предрассудках, но не выливаться в действия. Аналогично, дискриминация не обязательно имеет прямое отношение к предрассудкам. Например, белые могут воздерживаться от покупки недвижимости в определенных районах города, населенных преимущественно черными, не по причине своего враждебного отношения к ним, а из-за опасений по поводу падения цен на недвижимость в этом районе. Здесь предрассудки также влияют на дискриминацию, но косвенно.

Стереотипы и "козлы отпущения"

Действие предрассудков происходит, как правило, за счет стереотипного мышления. Любая наша мысль связана с категориями, посредством которых мы классифицируем 238 свой опыт. Однако иногда эти категории оказываются ошибочными и косными. Например, мнение человека о черных или о евреях может основываться на нескольких прочно укоренившихся идеях, в соответствии с которыми он интерпретирует всю соответствующую информацию.

Стереотипное мышление может быть безвредным, если оно в эмоциональном плане "нейтрально" и не затрагивает интересы самого человека. Так, британцы могут иметь стереотипное представление об американцах, но для большинства представителей обеих наций это, скорее всего, не будет иметь значительных последствий. Там же, где стереотипы связаны с беспокойством или страхом, ситуация, скорее всего, будет совершенно иная. В таких обстоятельствах стереотипы обычно пропитаны чувствами враждебности или ненависти к данной группе. Так, белый может считать всех черных тупыми и ленивыми, стараясь таким образом оправдать свое презрительное отношение к ним.




К примеру, одним из традиционных стереотипов черного мужчины в Америке был образ "Самбо". Южанин Роберт Пенн Уоррен, романист и поэт, подытожил его следующим образом:

Он был ленивым, благодарным, скромным, безответственным, трусливым, вечно пощипывающим струны банджо, рабски услужливым, ухмыляющимся недотепой, всегда покорным, зависимым, добродушным, чадолюбивым и похожим на ребенка тугодумом, любителем красть арбузы и распевать духовные гимны, бесстыдным блудодеем, беззаботным гедонистом и преданным черным слугой, который мог иногда перестать быть самим собой, но только чтобы изречь народную мудрость или закопать фамильное серебро, чтобы сберечь его от янки!3)

Предрассудки- это мнения или психологические установки, которые члены одной группы выражают применительно к другим; тогда как дискриминация - это фактическое поведение по отношению к ним. Предрассудок представляет собой приверженность к предвзятому мнению о человеке или группе людей, часто основанному на слухах, а не на прямых свидетельствах, склонность к взглядам, которые человек не желает менять даже перед лицом новой информации. Люди могут иметь положительное предвзятое мнение относительно своей собственной группы и отрицательное - по отношению к другим. Человек, предубежденный против определенной группы, скорее всего, не захочет беспристрастно выслушать ее представителей.

Дискриминация подразумевает действия, направленные на лишение членов одной группы возможностей, открытых для других - например, когда человеку индийского происхождения отказывают в работе, на которую приняли бы белого. Несмотря на то, что предрассудки часто служат основанием для дискриминации, эти два явления могут существовать независимо друг от друга. Отношение людей может основываться на предрассудках, но не выливаться в действия. Аналогично, дискриминация не обязательно имеет прямое отношение к предрассудкам. Например, белые могут воздерживаться от покупки недвижимости в определенных районах города, населенных преимущественно черными, не по причине своего враждебного отношения к ним, а из-за опасений по поводу падения цен на недвижимость в этом районе. Здесь предрассудки также влияют на дискриминацию, но косвенно.

Стереотипы и "козлы отпущения"

Действие предрассудков происходит, как правило, за счет стереотипного мышления. Любая наша мысль связана с категориями, посредством которых мы классифицируем 238 свой опыт. Однако иногда эти категории оказываются ошибочными и косными. Например, мнение человека о черных или о евреях может основываться на нескольких прочно укоренившихся идеях, в соответствии с которыми он интерпретирует всю соответствующую информацию.

Стереотипное мышление может быть безвредным, если оно в эмоциональном плане "нейтрально" и не затрагивает интересы самого человека. Так, британцы могут иметь стереотипное представление об американцах, но для большинства представителей обеих наций это, скорее всего, не будет иметь значительных последствий. Там же, где стереотипы связаны с беспокойством или страхом, ситуация, скорее всего, будет совершенно иная. В таких обстоятельствах стереотипы обычно пропитаны чувствами враждебности или ненависти к данной группе. Так, белый может считать всех черных тупыми и ленивыми, стараясь таким образом оправдать свое презрительное отношение к ним.

К примеру, одним из традиционных стереотипов черного мужчины в Америке был образ "Самбо". Южанин Роберт Пенн Уоррен, романист и поэт, подытожил его следующим образом:

Он был ленивым, благодарным, скромным, безответственным, трусливым, вечно пощипывающим струны банджо, рабски услужливым, ухмыляющимся недотепой, всегда покорным, зависимым, добродушным, чадолюбивым и похожим на ребенка тугодумом, любителем красть арбузы и распевать духовные гимны, бесстыдным блудодеем, беззаботным гедонистом и преданным черным слугой, который мог иногда перестать быть самим собой, но только чтобы изречь народную мудрость или закопать фамильное серебро, чтобы сберечь его от янки!3)

Любая этническая культура содержит в себе набор представлений о других народах и их представителях. Речь идет о так называемых этнических стереотипах. Введенный в научное употребление американским исследователем У. Липманом в его работе "Общественное мнение" (1922 г.) и трактовавшийся им как "картинки в наших головах", термин "стереотип" определяется в современной социологической литературе следующим образом "совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям" 63 . Этнический стереотип формируется у представителей одной этнической общности по отношению к представителям другой. Типичными примерами этнических стереотипов являются, например, представления о том, что все немцы пунктуальны, французы галантны, а англичане - чопорны.

Особенностью этнических стереотипов является, пожалуй, то, что в их отношении невозможно применить критерий истинности или ложности. В определенной мере стереотип отражает реальные черты психологии или поведения того или иного народа, поскольку отражает опыт общения с его представителями на протяжении длительного времени. Однако вряд ли стоит считать его истинным знанием: стереотип обобщает, огрубляет, преувеличивает какую-либо черту или характеристику. Поэтому, как правило, этнические автостереотипы (стереотипное представление о качествах своего народа, "нас") гораздо более позитивны, чем гетеростереотипы (восприятие других народов, "их").

Разновидностью этнического стереотипа является этнический предрассудок. Одно из первых определений предрассудка дал еще Фома Аквинский, который определил его как "дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований". Действительно, предрассудок всегда негативен, его можно определить как устойчивое и неблагоприятное обобщенное представление обо всех членах какой-либо этнической группы. Наряду с присущим ему негативизмом этнический предрассудок категоричен, негибок и несет в себе элемент иррационализма (последнее, собственно, и делает его предрассудком). Примерами этнических предрассудков служат антисемитизм, расизм и другие формы этнофобии.

Этнической дискриминацией называется ограничение в правах и преследование людей по мотивам их этнической принадлежности. Этническая дискриминация может быть рассмотрена как практика реализации этнических предрассудков в системе юридических, политических, экономических и других социальных отношений. Политика дискриминации, как правило, проводится этнической доминирующей группой по отношению к этническим меньшинствам в мультиэтнических обществах.

Исследование этнических предрассудков и этнической дискриминации в социальных науках проходило по различным направлениям. Среди наиболее значимых подходов к анализу и объяснению этих явлений выделяются: психологические теории, социологические нормативные теории и концепции социального конфликта.

1. Психологические теории предрассудка и дискриминации фокусируют внимание на способе, посредством которого антипатия в отношении к другим этническим группами или (а) удовлетворяет определенным психологическим потребностям, или (б) дополняет общую личностную структуру людей особого типа. В том и другом случае источник предрассудка изначально приписывается индивиду, а не социальным структурам или группам.

(а) Теория "фрустрации - агрессии". Эта теория является одной из ранних психологических теорий, которая объясняла предрассудок как средство выражения враждебности, возникающей из переживания фрустрации. Центральная идея этой теории состоит в положении о том, что личность, находящаяся в состоянии фрустрации, в своих попытках достичь желаемой цели часто начинает вести себя агрессивно. Поскольку реальный источник фрустрации либо неизвестен, либо слишком силен, чтобы прямо противостоять ему, индивид пытается найти его замену, т.е. того человека или группу людей, на которых агрессия может быть "спущена". Иначе говоря, на выполнение роли объекта перенесенной агрессии ищется "козел отпущения" - те, кто находится рядом и не может оказать сопротивления. В качестве "козла отпущения" в полиэтнических обществах часто выступают группы этнических (или расовых) меньшинств, так как они постоянно и легко могут быть стереотипизированы.

Теория "фрустрации - агрессии" применительно к проблеме этнических предрассудков и дискриминации может показаться весьма правдоподобной и убедительной. Аргументом в ее пользу является "всеобщность практики", так как каждый человек в какой-то период испытывает состояние фрустрации. Если фрустрация носит длительный характер, в обществе нередко начинаются поиски "врага" и таковым - как свидетельствует история разных народов - нередко оказываются этнически иные - евреи, негры, "кавказцы" и т.д. Однако на многие вопросы эта психологическая концепция не может ответить, в частности, почему одни этнические группы чаще выбираются "козлами отпущения", чем другие? при каких условиях фрустрация ведет к этнической агрессии, а при каких нет? и т.д.

(б) Теория "авторитарной личности". Суть этой теории состоит в том, что она предполагает существование определенного типа личности, склонной к мышлению в форме предрассудков. Концепция "авторитарной личности" была развита после второй мировой войны группой социальных ученых, которые стремились выяснить психологические основания такого деструктивного и регрессивного общественного явления, каким был германский нацизм. В книге "Авторитарная личность" (1950 г.) 64 немецкий философ и социолог Т. Адорно и его коллеги обосновали взгляд, согласно которому предрассудок и политический экстремизм являются характеристиками так называемого "авторитарного" (или "фашизоидного") типа личности. Такие люди высоко конформны, дисциплинированы, циничны, нетолерантны. Их стремление достичь власти делает их весьма привлекательными для разного рода политических движений, нуждающихся в лидере (впрочем, такие личности существуют не только в политической жизни, но и в других сферах - семья, религия и т.д.). Авторитарные личности поддерживают консервативные ценности и всеми силами сопротивляются социальным переменам. Они демонстрируют мышление в форме предрассудков и склонны к дискриминации в тех ситуациях, когда для этого есть возможности. Таким образом, наличие в обществе этнических предрассудков и дискриминаций связано с существованием в нем людей с особым типом психологической организации и поведения.

С позиции социологического нормативизма этнические предрассудки постольку живут в головах людей, поскольку они являются составной частью коллективного сознания общества или группы, членами которых люди являются. Социолог Ф. Уэсти так выразил сущность этого подхода: "Индивиды привержены предрассудкам, так как принадлежат обществу, которое несет в себе предрассудки в качестве аспекта нормативной системы своей культуры. Предрассудки существуют в культуре в форме нормативных предписаний, т.е. представлений о том, "как должно быть", определяющих, каким образом члены группы должны вести себя по отношению к членам других групп" 65 . Таким образом, нормативные теории сосредоточивают свое внимание в первую очередь на передаче (трансмиссии) этнических предрассудков через процесс социализации и социальные ситуации, которые провоцируют дискриминационное поведение.

Этнические предрассудки и дискриминационные действия могут быть рассмотрены как часть социального кода общества, который передается от поколения к поколению. Антипатии, негативному отношению к той или иной этнической группе или общности, с точки зрения нормативистской концепции, люди учатся таким же образом, каким они, например, учатся есть вилкой и ножом. Тем самым этнические предрассудки, присущие отдельному индивиду, есть отражение предрассудков, которые существуют в виде норм-стандартов данного общества или социальной группы. Они являются продуктом процесса научения, который люди могут и не осознавать. Предрассудкам не учат прямо и направленно. В процессе социализации индивид - чаще всего на бессознательном уровне - воспринимает и делает своим внутренним достоянием присущие обществу предрассудки, если они закрепились в общественном сознании в виде норм. Это происходит через влияние семьи, ближайшее формальное и неформальное окружение, средства массовой информации и т.д. ("Дети очень скоро научаются тому, какие люди хорошие, а какие - нехорошие в глазах общества, в котором они живут" 66 ).

Нормативистская социологическая трактовка этнического негативизма, несомненно, идет дальше психологических теорий, поскольку вовлекает в его анализ социальные факторы - роль окружающей общественной среды, процесса социализации и т.д. Однако и этот подход является недостаточным в одном важном отношении: принципиально объясняя, как этнические предрассудки передаются и сохраняются в обществе, он не исследует, как они возникают. Чтобы попытаться понять происхождение этнического антагонизма, необходимо обратиться к другого рода социологическим подходам.

2. В основе теорий конфликтов по определению лежит анализ социального конфликта, признаваемого решающим фактором общественного развития. Эти концепции, рассматривают этнические предрассудки и дискриминации в качестве возникающих при определенных исторических обстоятельствах форм межгрупповых конфликтов, в основе которых лежит противоречие интересов определенных групп в полиэтнических обществах. Чтобы понять негативные этнические установки и поведение, требуется сосредоточить внимание не на индивидах с их психологией и даже не на системе норм и принуждений, действующих в том или ином обществе, а на экономической, политической и социальной конкуренции между группами в полиэтническом обществе.

Анализируя природу этнических антагонизмов, теории социального конфликта в своей исследовательской методологии в чем-то подобны детективу, распутывающему преступление: они тоже пытаются ответить на вопрос: "Кому это выгодно?" Оказывается, конструирование и поддержание этнических предрассудков, дискриминация по этническому признаку действительно могут быть выгодны, причем это может проявляться в разных сферах общественной жизни, в первую очередь - экономической и политической.

(а) Экономические источники предрассудка и дискриминации

Наиболее известными среди концепций социального конфликта, объясняющих природу предрассудков и дискриминации, являются те, которые основное внимание уделяют экономической выгоде (прибыли), получаемой от их использования. С этой точки зрения, этнические предрассудки и дискриминация приносят прибыль тому, кто их использует в своих интересах. Различные этнические группы могут быть представлены в качестве представляющих угрозу экономическому положению и благополучию этнической доминирующей группы. В этом случае с ними будут бороться, используя против них предрассудки в качестве идеологического оружия и применяя на практике всевозможные дискриминационные меры.

Вместе с тем, на вопрос о том, кому выгодны этнические предрассудки и дискриминация, социологи, придерживающиеся различных позиций в рамках концепций конфликта, отвечают по-разному.

Так, марксистски ориентированные исследователи, отстаивающие приоритеты классового подхода в анализе социальных конфликтов, полагают, что в капиталистическом обществе этнический антагонизм служит интересам капиталистов, которые сохраняют контроль над средствами производства посредством разделения рабочего класса по этническим линиям. С их точки зрения, главным лозунгом капитализма в отношении к этническим проблемам является тот, который использовался в британской колониальной политике: "разделяй и властвуй". Иначе говоря, один этнический элемент рабочего класса противопоставляется другому, и насколько долго будут поддерживаться внутренние межэтнические разногласия, столь же долго шансы рабочего класса на то, чтобы составить оппозицию интересам капиталистов, будут минимальны. Таким образом, авторы марксистской ориентации полагают, что именно классу капиталистов выгодно поддерживать и внедрять этнические предрассудки в рабочую среду, поскольку этнический антагонизм внутри пролетариата никогда не позволит ему сплотиться в классовой борьбе против эксплуататоров 67 .

Существует и другой ответ на вопрос: "Кому выгодно?" Речь идет о так называемой "теории раздробленного рынка труда", принадлежащей американскому социологу Э. Бонасич 68 . Тогда как марксисты настаивают на том, что выгоду от этнической враждебности пожинают собственники капитала, Э. Бонасич обосновывает точку зрения, согласно которой пользу от культивирования этнических предрассудков и проведения дискриминационной политики извлекают в первую очередь представители рабочего класса, относящиеся к этнической доминирующей группе.

Согласно этой теории, главными элементами современного капиталистического рынка труда являются три группы: бизнесмены (наниматели, работодатели), рабочие высокооплачиваемого труда и рабочие низкооплачиваемого труда. Одна группа рабочих контролирует определенные виды работ и получает за свою работу в этом секторе соответствующую (высокую) заработную плату. Другая группа - дешевый труд - ограничена теми видами работ, за которую рабочий получает меньшее жалование. Исходя из императива капиталистического производства, работодатель ищет возможность нанять рабочих за возможно более низкую плату и поэтому обращается в сектор низкооплачиваемого труда как к средству получения максимальной прибыли. Как правило, источник дешевого труда создают иммигранты из других стран или этнические группы, переехавшие из других регионов и сельской местности и пытающиеся наняться на промышленную работу. Эти группы могут использоваться работодателями и штрейкбрехерами, чтобы поддерживать зарплату на искусственно низком уровне. Так как группы этнических иммигрантов начинают восприниматься рабочими доминирующей этнической общности как коллективная угроза их благосостоянию, как конкурент на рынке труда, они становятся общественной силой, поддерживающей различные враждебные движения против "этнически других". Они начинают бороться за сокращение источников дешевого, т.е. иммигрантского труда. Они склонны поддерживать различные идеологии и лозунги, направленные против "чужаков", а также дискриминационные меры государства, ограничивающие права иностранцев и жестко контролирующие миграционные процессы. Рабочие, принадлежащие к господствующей этнической общности, становятся носителями и распространителями разного рода этнических предрассудков, видя в них одно из средств борьбы с "врагом" за свое экономическое и социальное благополучие.

Следует отметить, что в истории, действительно, было немало примером подобной ситуации: в конце XIX в. американские белые рабочие активно выступали против китайских иммигрантов, перед второй мировой войной рабочий класс Бразилии и Канады боролся против японских рабочих, въезжающих в эти страны, и т.д.

а) Политические факторы этнических предрассудков и дискриминации

В современных условиях этничность стал мощным инструментом в политической борьбе. Процесс политизации этнического фактора наблюдается в разных регионах мира, в том числе в сегодняшней России и странах бывшего СССР 69 . Негативные этнические стереотипы нередко порождаются и поддерживаются различными политическими силами в процессе борьбы этнических и национальных элит за обладание властью. Предрассудок и дискриминация в отношении какой-либо этнической группы может быть результатом и следствием политических обстоятельств, независимо от экономических или статусных отношений, существующих между господствующей группой и этническими меньшинствами. Межэтническая напряженность вместе с сопутствующими ей ужесточением этнических границ, усилением враждебных настроений в отношении представителей иных общностей, воспроизведением стереотипных и предрассудочных установок и представлений, - все это часто связано с определенными событиями в сфере внешней и внутренней политики. Примерами могут служить "антикавказские" настроения и дискриминационные меры в отношении "кавказцев" в крупных городах современной России, когда ситуация на Северном Кавказе становится угрожающей или ведутся военные действия; нетерпимость в отношении немецких иммигрантов в Соединенных Штатах в годы первой и второй мировых войн; антиарабские настроения в Европе и Америке в 70-80-е гг. и др. Во всех случаях жертвами этнического негативизма и дискриминаций становятся люди, не имеющие ничего общего, кроме единой этничности, с теми, чьи действия (терроризм, ведение войны, экономическая политика и т.д.) действительно могут представлять собой угрозу и квалифицироваться как враждебные.

Этнические предрассудки нередко используются политическими лидерами в качестве составной части идеологии возглавляемых ими политических движений или партий. Примером такой идеологии в истории был нацизм, открыто провозглашавший уничтожение людей по этническому признаку и осуществлявший эти человеконенавистнические взгляды в практике массового истребления славян, евреев и других народов.

Таким образом, с точки зрения социологических теорий конфликта, этнический предрассудок и дискриминация по этническому признаку используются господствующей этнической группой, чтобы защитить свою власть, привилегии и интересы. Негативные этнические стереотипы и предрассудки всегда могут быть рассмотрены в качестве особых механизмов, закрепляющих господство и власть одних этнических групп над другими. Когда одна этническая общность начинает воспринимать какие-либо действия другой этнической общности как вызов, угрозу своему положению, этнический негативизм, в том числе на уровне стереотипов и предрассудков, усиливается.

Конечно, интенсивность проявления стереотипов и предрассудков в различных полиэтнических обществах неодинакова: это зависит от множества факторов и обстоятельств. Этническая дискриминация также различается в различных обществах по форме и степени проявления. В одних случаях она может существовать на уровне "этнических" анекдотов, оскорбительных кличек, в других, дискриминационные действия могут иметь более серьезный характер - вплоть до отрицания жизненных шансов этнической общности или группы (депортации, "этнические чистки" и т.п.).

Таким образом, современное состояние этнических и межнациональных отношений не только в нашей стране, но и во многих регионах мира, ставит перед социологией и другими социальными науками немало острых исследовательских проблем, от правильного решения которых во многом зависит нормальное функционирование общества, общества, где в первую очередь не будет кровавых этнических конфликтов, несущих людям неисчислимые беды и страдания. Социологический анализ позволяет понять значение и роль этнического фактора в политической борьбе, экономическом и культурном развитии народов. Этничность, в силу своей значимости для жизни общества, еще долго будет оставаться одной из важнейших тем социологической науки.

Национализм – это идеология, основа которой заключается в тезисе о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.

Специалисты понимают и изучают национализм с двух позиций и в двух смыслах. Во-первых – это политика, в основании которой лежит исключительность своей нации и её превосходство над остальными и, во-вторых – это определенное стремление к национальной независимости, созданию национального государства.

А.Конт-Спонвиль, например, рассматривает национализм как антидемократический процесс, подверженный ксенофобии. По его убеждению национализм является извращенной формой патриотизма, которая принимает абсурдные и нелепые очертания.

Словарь под редакцией Г.В. Осипова и Л.Н. Москвичева, рассматривает национализм в качестве чувства приверженности своей нации, а в государствах однонациональных он совпадает с чувством патриотизма.

В советской литературе было принято считать, что идеология национализма была создана с целью установления классового мира внутри нации, т.е. создана искусственно для конкурентной борьбы против других наций. На самом деле национализм возникает спонтанно и повсеместно, образуя ядро национального сознания, где национальные ценности ставятся выше других. Исследуя феномен национализма, Н.А. Исмуков, считает, что он рождается на базе национального самосознания, а вопрос о его существовании и функционировании довольно дискуссионный.

Готовые работы на аналогичную тему

Некоторые исследователи под национальным самосознанием понимают один из элементов национальной психологии.

Опорой национализма являются следующие приоритеты и установки:

  • суверенное право нации на самоопределение;
  • право нации сформировать свое государство;
  • нация выступает источником политической власти, и каждый член нации имеет право непосредственного участия в политическом процессе;
  • национальная самоидентификация, необходимость общности языка и культуры всего населения, проживающего в пределах единой административно-территориальной единицы;
  • солидарность на почве братства и любви;
  • нация является высшей ценностью, и задача государства удовлетворить потребности всей нации в целом;
  • возможность доступа к образованию каждого члена нации.

Советские и российские исследования проблемы национализма

А.С. Муканова в своем исследовании отмечает, что место и роль национализма в советские годы определялись силой, враждебной социализму и интернационализму. Национализм критиковали в соответствии с идеями К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина. Сталинское определение нации, сформулированное в 1913 г и впоследствии уточненное, стало догмой в советском обществознании на долгие годы. В хрущевское время нацию стали рассматривать в более широких рамках.

Исследование национальных проблем с конца 80-х годов отходят от традиционной советской методологии, появляется доступ к концептуальным разработкам западных ученых. В дискуссии об этнонациональном устройстве России активно включались философы, политологи, антропологи.

Изменившаяся методологическая парадигма дала возможность использовать не только западные типологии национализма, но и предложить свой вариант, отражающий реалии России.

Традиции изучения национализма на постсоветском пространстве и в пределах России на первый план выводят функцию политической мобилизации – для такого подхода есть как объективные, так и субъективные основания:

  • Объективные основания – специфика государственного устройства бывшего Союза, сохраняющаяся и сегодня – это двойной принцип государственно-политического устройства.
  • Среди субъективных факторов – укоренившееся в сознании народа негативное отношение к этому явлению.

Эмпирическое исследование по выявлению трансформации патриотизма в национализм в зависимости от уровня психосоциального развития личности, позволило сделать следующие выводы:

  • одним из феноменологических проявлений процесса являются этнонациональные установки личности;
  • содержание этих установок напрямую связано с результатами разрешения базисных кризисов психосоциального развития.

Этнические стереотипы и предрассудки

Этнические стереотипы и предрассудки в мире, движущемся к глобализации, являются чрезвычайно актуальными. Знание народов друг о друге, несмотря на огромный объем информации, содержит много белых пятен. Люди воспринимаются в зависимости от того, как мы их классифицируем по принадлежности, социально-экономическому классу, группе, по их демографическим характеристикам – полу, цвету кожи, возрасту и др.

Эти критерии сознание человека стремится упростить, чтобы расширить рамки категорий для того, чтобы можно было вместить больше явлений. Традиции и привычки закрепляются с помощью стереотипов, которые в этом плане выступают как средство защиты психического мира личности и самоутверждения. Стереотипы являются своеобразной крепостью, стоящей на страже собственных традиций. Под их прикрытием человек чувствует себя безопасно.

Большое количество стереотипов возникает стихийно.

Что касается этнических предрассудков, то человек их имеющий, найдет массу примеров, подтверждающих его точку зрения.

Если личный опыт противоречит стереотипу, то это воспринимается как исключение. Например, есть случаи, когда ярые антисемиты имели друзей среди евреев – логика простая - исключение из правила подтверждает само правило.

Враждебное отношение к какой-либо этнической группе и её обычаям подкрепляется, якобы, отрицательными чертами этой группы, а эти же черты, взятые безотносительно к данной группе, отрицательной оценки не вызывают.

Интересно, что объяснения враждебности не только могут меняться, но могут и противоречить друг другу, однако сама враждебность остается.

Стереотипную установку ослабляет непосредственное общение с человеком другой расы или национальности.

Предубеждения, порожденные межнациональными конфликтами, из общественной психологии выветриваются не сразу. Они, вроде бы, исчезли и забылись, но, при определенных трудностях дают о себе знать и вовлекают отсталые слои населения.

Читайте также: