Этнические проблемы конституционная реформа кратко

Обновлено: 05.07.2024

12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, открывшая этап конституционной реформы и в России (в СССР она началась на год раньше).

После принятия Конституции РСФСР 1918 г. остальные конституции России принимались годом позже союзных конституций, т.е. соответственно в 1925, 1937 и 1978 г. (союзные – соответственно в 1924, 1936, 1977 г.).

Конституционная реформа в России – это процесс законодательного закрепления изменения основ ее общественного и государственного строя в Конституции. Нынешняя конституционная реформа имеет несколько этапов:

I этап, начавшийся с Декларации о государственном суверенитете, закончился 12 декабря 1993 г. принятием референдумом новой Конституции Российской Федерации.

II этап начался 12 декабря 1993 г. и продолжается и по настоящее время, он сводится к принятию предусмотренных Конституцией законов в ее развитие. В самом тексте Конституции предусмотрено принятие 12 федеральных конституционных законов и 41 обычных федеральных законов. По 6 вопросам предусмотрено принятие рамочных федеральных законов (основ законодательства), на базе которых субъекты РФ могут принимать собственное законодательство.

III этап связан с изменениями состава субъектов РФ (их число в результате объединения сократилось с 89 до 83 – см. ст.65 Конституции РФ).

IV этап связан с изменениями сроков полномочий Президента РФ (с 4 до 6 лет) и Государственной Думы Федерального Собрания РФ (с 4 до 5 лет).

Основными направлениями конституционной реформы в России являются:

1. Изменение принципов устройства государства, т.е. его модели. Главным направлением этих изменений является демократизация общественной жизни.

2. Создание условий для правовой свободы в России (признание, закрепление и гарантированность Конституцией прав и свобод человека и гражданина и признание человека высшей ценностью).

3. Новое прочтение принципа федерализма (замена национального подхода территориальным).

4. Реформирование системы государственных органов с укреплением принципа разделения властей (введение поста президента, появление парламента, работающего на постоянной основе, повышение роли судебной системы).

6. Новый подход в вопросах безопасности с выходом на первый план безопасности личности. Принцип безопасности государства, общества личности перевернут на принцип безопасности личности, государства общества.

7. Разработка законодательства, отвечающего международным принципам и стандартам и включение норм международного права во внутреннюю правовую систему России.

Справочно
После принятия Конституция России подвергалась неоднократному изменению в 1996, 2001, 20032008, 2014, 2019 и 2020 гг. Если не принимать во внимание ее изменения в 2020 г., предыдущие конституционные правки были связаны с образованием или ликвидацией субъектов федерации, их переименованием, а также принятием новых субъектов в состав России (изменения ст. 65 Конституции России в 1996, 2001, 20032008, 2014 и 2019 гг.).
В 2008 г. поправки Конституции России также касались увеличения срока полномочий Президента и Государственной Думы (полномочия Президента увеличены с 4 до 6 лет, а Государственной Думы – с 4 до 5 лет). Также Правительство было обязано выступать перед Государственной Думой с ежегодным отчетом о результатах своей деятельности.
В 2014 г. в Конституцию России кроме включения в состав субъектов федерации Крыма и Севастополя были внесены изменения, касающиеся упразднения Высшего арбитражного суда и передачи его полномочий Верховному Суду, уточнения полномочий Конституционного Суда в части осуществления конституционного контроля, изменения порядка назначения судей, расширения полномочий Президента в части кадровых назначений в органах прокуратуры и др. Также изменения коснулись состава Совета Федерации, в соответствии с которыми Президенту были предоставлены полномочия по назначению своих представителей в Совет Федерации, но не более 10 % общего числа членов Совета Федерации, представляющих региональные органы государственной власти.

В отличие от конституционных правок 2020 г. вышеуказанные изменения, как правило, носили точечный характер.

Изменения, одобренные в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, носят более масштабный характер.

В частности, соответствующие поправки к Конституции России были предложены Президентом 15.01.2020. Одновременно была создана рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России, при которой была сформирована сводная подгруппа для обобщения поступающих предложений. Поправки в Конституцию России неоднократно обсуждались в рамках Государственной Думы и Совета Федерации, а также представителями различных политических партий и общественных организаций.

Закон о поправке к Конституции России был направлен исключительно на совершенствование регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти. Вместе с тем в процессе внесения поправок были затронуты нормы, касающиеся в том числе смежных с организацией и функционированием публичной власти сфер.

В итоге по результатам общероссийского голосования в Конституцию России были внесены поправки, изменившие ее нормы, которые можно условно разделить на несколько групп, а именно изменения, касающиеся:

1) системы органов публичной власти:

— введено понятие единой публичной власти ;

2) должности Президента:

— закреплены обязанности по поддержанию мира и согласия ;

— установлено, что присяга приносится Президентом, в том числе в присутствии сенаторов ;

— ужесточены требования к кандидату в Президенты ;

— ограничена возможность занимать должность Президента в принципе более 2 сроков , за исключением действующего Президента ;

— добавлены и расширены полномочия Президента, в частности:

  • по осуществлению общего руководства Правительством;
  • освобождению от должности Председателя Правительства без отставки последнего; утверждению структуры федеральных органов исполнительной власти; внесению изменения в указанную структуру федеральных органов исполнительной власти;
  • определению в структуре федеральных органов исполнительной власти органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, и органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство;
  • принятию отставки Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей федеральных органов, подчиненных Президенту;
  • назначению на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождению от должности руководителей определенных федеральных органов исполнительной власти;
  • назначению на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождению от должности Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов федерации;
  • назначению на должность и освобождению от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом;
  • внесению в Совет Федерации представления о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
  • представлению Совету Федерации и Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты;
  • формированию Государственного Совета в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений ее социально-экономического развития;
  • формированию Совета Безопасности в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз (ст. 83);
  • обращению в Конституционный Суд для проверки конституционности федерального закона (ч. 2 ст. 108) и федерального конституционного закона ;
  • закреплена неприкосновенность Президента после отставки ;
  • изменен механизм отрешения Президента от должности ;

3) Федерального Собрания:

— разрешено быть пожизненными сенаторами бывшим президентам и лицам, которые имеют выдающиеся заслуги перед страной ;

— ужесточены требования к сенаторам ;

— установлен срок для работы сенатором ;

— ужесточены требования к депутатам Государственной Думы ;

— установлен запрет на одновременное участие в обеих палатах Федерального Собрания ;

— введена неприкосновенность для сенаторов ;

— разрешено совместно собираться Государственной Думе и Федеральному Собранию только для того, чтобы прослушать послание Президента ;

— расширены полномочия сенаторов (например, предоставлено право лишать бывшего Президента неприкосновенности) ;

— расширены полномочия депутатов Государственной Думы (например, депутаты наделены правом выдвинуть обвинения против бывшего Президента, чтобы лишить его неприкосновенности) ;

— Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, а также направлять парламентские запросы руководителям любых госорганов ;

4) Правительства:

— ужесточены требования к Председателю Правительства, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов ;

— изменены правила о вступлении в должность Председателя Правительства ;

— установлена возможность не распускать Государственную Думу, если она трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства ;

— закреплено полномочие по утверждению заместителей Председателя Правительства и федеральных министров ;

— введена персональная ответственность Председателя Правительства перед Президентом ;

— дополнен перечень обязанностей Правительства ;

— закреплено право для членов Правительства продолжить работу после отставки по решению Президента ;

5) судебной системы:

— закреплен перечень судов, которые составляют судебную систему ;

— ужесточены требования к судьям ;

— уменьшен количественный состав судей Конституционного Суда ;

— закреплена дополнительная компетенция Конституционного Суда ;

6) органов прокуратуры:

— изменен порядок назначения Генерального прокурора, региональных и других прокуроров ;

7) специфики местного самоуправления:

— закреплено распространение действия федеральных законов на деятельность органов местного самоуправления ;

— закреплены дополнительные полномочия органов местного самоуправления ;

8) статуса федеральных чиновников:

— ужесточены требования к руководителям федеральных госорганов и регионов ;

9) иного:

9.1) границ между субъектами федерации и границ России в целом:

— закреплена возможность создания федеральных территорий с организацией на них публичной власти ;

— введены запреты на отчуждение части территории России и на соответствующие призывы ;

9.2) традиций, языка и культуры:

— включены положения, согласно которым:

  • Россия является правопреемником Советского Союза ;
  • Россия сохраняет память предков, чтит память защитников Отечества ;
  • Россия признает детей важнейшим приоритетом государственной политики ;
  • русский язык рассматривается языком государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов России ;
  • культура России признана уникальным наследием многонационального народа России ;
  • государство защищает культурную самобытность народов ;
  • Россия оказывает поддержку в осуществлении прав и обеспечении защиты законных интересов соотечественников за границей ;

9.3) столицы России:

— закреплено, что местом пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть выбран другой город, кроме столицы ;

9.4) социальных гарантий и экономического роста:

— закреплена гарантия минимальной оплаты труда размером не менее прожиточного минимума ;

— определено, что пенсии индексируются не реже 1 раза в год ;

— гарантировано обязательное социальное страхование и индексация социальных выплат ;

— установлена обязанность по созданию экономического роста и повышению доверия между государством и гражданами ;

9.5) международного права и международных отношений:

— закреплен приоритет Конституции России по отношению к решениям межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России ;

— установлена обязанность России принимать меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства .

На заметку!
В статье представлены только те изменения, которые отсутствовали в Конституции России ранее и одновременно являются существенными по содержанию.

Таким образом, по результатам анализа вышеуказанных правок, внесенных в Конституцию России, можно выделить ряд особенностей конституционной реформы в России в 2020 г.:

— усилена роль Президента путем существенного расширения его полномочий и закрепления возможности оказания влияния на все ветви власти. Также закреплен ряд гарантий для бывших президентов, а именно неприкосновенность после отставки и возможность быть пожизненными сенаторами;

— укреплены позиции органов публичной власти, в частности Федерального Совета, Государственной Думы, в том числе за счет наделения дополнительной компетенцией. Сенаторам гарантирована неприкосновенность. Дополнительно им предоставлено право лишать бывшего Президента неприкосновенности, а депутатам Государственной Думы – выдвигать обвинения против бывшего Президента, чтобы лишить его неприкосновенности. Закреплена возможность осуществления парламентского контроля;

— расширены полномочия Правительства, а также внесены изменения в порядок осуществления им деятельности;

— перераспределены отдельные полномочия органов публичной власти, направленные в том числе на совершенствование системы сдержек и противовесов;

— усовершенствована система контроля, в том числе за деятельностью органов публичной власти со стороны органов судебной власти и прокуратуры, расширена компетенция Конституционного Суда;

— изменена компетенция органов местного самоуправления, в том числе закреплена возможность создания федеральных территорий с организацией на них публичной власти, что должно способствовать лучшему решению проблем на уровне отдельных субъектов федерации;

— скорректировано соотношение законодательства и международных договоров, что направлено на повышение роли Конституции России и обеспечение ее приоритета (недопущение исполнения международно-правовых актов, противоречащих Конституции России, конституционный контроль федеральных законов и федеральных конституционных законов Конституционным Судом), а также на усиление влияния федерального законодательства на деятельность органов местного самоуправления.

Жизнедеятельность общества и государства обусловливает постоянное конституционное развитие. При определенных обстоятельствах оно получает вид конституционной реформы.

Конституционная реформа состоит в последовательности политико-правовых решений и действий государственной власти, направленных на приведение писаных норм юридического высшего закона страны в соответствие с той реальной ситуацией, которая диктуется потребностями общественного развития и правосознания. В российских условиях реформа имеет задачей становление и развитие основ, норм и практики конституционализма, новой системы Конституции и отрасли конституционного права.

К особенностям конституционной реформы можно отнести следующее:

1. Содержание ее предполагает создание или видоизменение основных институтов конституционного строя, переустройство государственных органов, развитие конституционного законодательства.

2. Закрепляемые и осуществляемые нововведения направлены на обеспечение развития общества. Конституционная реформа выступает как проявление присущей общественной жизни общей тенденции к прогрессу.

3. Конституционная реформа призвана иметь характер поэтапного процесса, противостоящего революционному и радикальному слому институтов и норм преобразуемого строя. Она не уничтожает положительных ценностей существующей социальной системы, но серьезно преобразует и совершенствует как структуру в целом, так и отдельные институты.

4. По масштабу действия различают полные и частичные реформы. В первом случае речь идет не о простом усовершенствовании законодательства, а о качественном развитии правовых органов.

Среди объективных причин конституционных реформ можно выделить следующие:

1. Внутриполитическая причина. Смена формы правления либо политического режима вызывает необходимость реформирования основ строя и отдельных государственно-правовых институтов, ограничения неадекватной власти определенного органа или партии, установления разделения властей с необходимыми издержками и противовесами.

2. Переход к новой форме государственно-территориального устройства, т. е. переход от РСФСР, прежде построенной на автономизации национально-государственных и национально-территориальных образований, в новую федерацию республик, краев, областей.

4. Эволюционной причиной частичного пересмотра конституционных норм выступает реформа правовой системы, обусловленная стремлением уйти от утраты Конституцией ее фактической силы,

5. Внешняя причина бывает продиктована изменением геополитического положения, окружения страны, провозглашением независимости.

После августа 1991 г. в стране сложилась новая внутриполитическая обстановка. Распался Союз, рухнул тоталитарный режим, ушла в небытие КПСС, началась ломка старой экономической системы общества.

Однако сразу нельзя было уничтожить прежнюю правовую систему общества. В ней происходили лишь принципиальные изменения. Наглядным свидетельством этого являются те изменения и дополнения, которые вносились в Конституцию РСФСР 1978 г. В частности, в связи с новыми веяниями в ст. 12 Конституции вносится дополнение о продаже или ином отчуждении земельных участков, т. е. признается частная собственность на землю, но не пахотную. Подобная судьба постигла многие статьи Конституции, которые уже не соответствовали новым реалиям, сложившимся в Российской Федерации.

Вместе с тем в Конституцию вносятся новые статьи. Так, появляются ст. 11, регламентирующая несколько иначе статус государственной собственности Российской Федерации; ст. 67, закрепляющая за гражданами право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, и т. д.

Но как бы ни обновлялась Конституция РСФСР, она все же ни по структуре, ни по содержанию не могла служить юридической базой тех коренных преобразований, которые осуществлялись или осуществляются в Российской Федерации. Требовался новый основной закон государства, отражающий сложившиеся в стране принципиально иные общественные отношения по сравнению с теми, которые навязала обществу Советская власть. В результате Съездом народных депутатов Российской Федерации принято два постановления о подготовке проекта новой Конституции, так как старая включала в себя всевластие Советов, и это был тот барьер, перед которым начали останавливаться реформы.




Кроме этого существовал психологический барьер в сознании граждан, привыкших за многие годы Советской власти к определенной форме правления и плохо понимавших, зачем ее менять. В условиях кризиса экономики, обострившихся социальных и национальных противоречий в обществе мирная смена конституции оказалась невозможна, и развитие событий привело к вооруженному противостоянию в октябре 1993 г. Верховный Совет РСФСР был распущен, и 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята новая Конституция России — впервые Конституция действительно суверенного государства, которая покончила с всевластием Советов, установив впервые реально демократические основы построения общества и государства.

Жизнедеятельность общества и государства обусловливает постоянное конституционное развитие. При определенных обстоятельствах оно получает вид конституционной реформы.

Конституционная реформа состоит в последовательности политико-правовых решений и действий государственной власти, направленных на приведение писаных норм юридического высшего закона страны в соответствие с той реальной ситуацией, которая диктуется потребностями общественного развития и правосознания. В российских условиях реформа имеет задачей становление и развитие основ, норм и практики конституционализма, новой системы Конституции и отрасли конституционного права.

К особенностям конституционной реформы можно отнести следующее:

1. Содержание ее предполагает создание или видоизменение основных институтов конституционного строя, переустройство государственных органов, развитие конституционного законодательства.

2. Закрепляемые и осуществляемые нововведения направлены на обеспечение развития общества. Конституционная реформа выступает как проявление присущей общественной жизни общей тенденции к прогрессу.

3. Конституционная реформа призвана иметь характер поэтапного процесса, противостоящего революционному и радикальному слому институтов и норм преобразуемого строя. Она не уничтожает положительных ценностей существующей социальной системы, но серьезно преобразует и совершенствует как структуру в целом, так и отдельные институты.

4. По масштабу действия различают полные и частичные реформы. В первом случае речь идет не о простом усовершенствовании законодательства, а о качественном развитии правовых органов.

Среди объективных причин конституционных реформ можно выделить следующие:

1. Внутриполитическая причина. Смена формы правления либо политического режима вызывает необходимость реформирования основ строя и отдельных государственно-правовых институтов, ограничения неадекватной власти определенного органа или партии, установления разделения властей с необходимыми издержками и противовесами.

2. Переход к новой форме государственно-территориального устройства, т. е. переход от РСФСР, прежде построенной на автономизации национально-государственных и национально-территориальных образований, в новую федерацию республик, краев, областей.

4. Эволюционной причиной частичного пересмотра конституционных норм выступает реформа правовой системы, обусловленная стремлением уйти от утраты Конституцией ее фактической силы,

5. Внешняя причина бывает продиктована изменением геополитического положения, окружения страны, провозглашением независимости.

После августа 1991 г. в стране сложилась новая внутриполитическая обстановка. Распался Союз, рухнул тоталитарный режим, ушла в небытие КПСС, началась ломка старой экономической системы общества.

Однако сразу нельзя было уничтожить прежнюю правовую систему общества. В ней происходили лишь принципиальные изменения. Наглядным свидетельством этого являются те изменения и дополнения, которые вносились в Конституцию РСФСР 1978 г. В частности, в связи с новыми веяниями в ст. 12 Конституции вносится дополнение о продаже или ином отчуждении земельных участков, т. е. признается частная собственность на землю, но не пахотную. Подобная судьба постигла многие статьи Конституции, которые уже не соответствовали новым реалиям, сложившимся в Российской Федерации.

Вместе с тем в Конституцию вносятся новые статьи. Так, появляются ст. 11, регламентирующая несколько иначе статус государственной собственности Российской Федерации; ст. 67, закрепляющая за гражданами право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, и т. д.

Но как бы ни обновлялась Конституция РСФСР, она все же ни по структуре, ни по содержанию не могла служить юридической базой тех коренных преобразований, которые осуществлялись или осуществляются в Российской Федерации. Требовался новый основной закон государства, отражающий сложившиеся в стране принципиально иные общественные отношения по сравнению с теми, которые навязала обществу Советская власть. В результате Съездом народных депутатов Российской Федерации принято два постановления о подготовке проекта новой Конституции, так как старая включала в себя всевластие Советов, и это был тот барьер, перед которым начали останавливаться реформы.

Кроме этого существовал психологический барьер в сознании граждан, привыкших за многие годы Советской власти к определенной форме правления и плохо понимавших, зачем ее менять. В условиях кризиса экономики, обострившихся социальных и национальных противоречий в обществе мирная смена конституции оказалась невозможна, и развитие событий привело к вооруженному противостоянию в октябре 1993 г. Верховный Совет РСФСР был распущен, и 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята новая Конституция России — впервые Конституция действительно суверенного государства, которая покончила с всевластием Советов, установив впервые реально демократические основы построения общества и государства.


Любое современное государство имеет свой свод законов. У многих стран есть Конституция, только в семи странах мира ее нет. Вот перечень этих стран: Великобритания, Израиль, Сан-Марино, Канада, Швеция, Новой Зеландия, Ливия. В Российской Федерации (до принятия в 1918 году) неоднократно разные правители предпринимали попытки создать Конституцию, но находились какие-то трудности и преграды для достижения этой цели.

На V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года приняли первую Конституцию. Спустя сто лет, ее меняли пять раз. 12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция, действующая и сегодня. За это время в нее внесено всего лишь несколько поправок. В данной статье мы рассмотрим вопрос о том, что такое конституционная реформа. Сделаем это на примере не только нашего государства, но и различных стран. Подробно опишем устои, принципы принятия, кто имеет право вносить поправки, что ждет Россию в будущем.

Понятие

Конституция РФ

Конституционная реформа – это определенный план действий по пересмотру статей в Конституции. Отмена старых, перестройка, внесение новых статей входит в это понятие. Необходимы такие шаги только ради общественного развития. Особенности:

  1. Видоизменение или создание конституционного строя.
  2. Нововведения обеспечивают развитие общества.
  3. Конституционная реформа в Российской Федерации имеет поступательный (поэтапный) характер.
  4. Масштаб действий делится на полный пересмотр и частичные реформы.

Конституция – это открытый документ, который дает гражданам и представителям государственной власти информацию об их правах и обязанностях. Но с каждым некоторые статьи этого документа начинают устаревать. Объективные причины для реформы:

Эти и другие причины могут повлиять на реформы. Конституционные реформы делятся на три вида: пересмотр, но сохранение прежней Конституции, радикальное преобразование, полное восстановление действенности Конституции.

Для чего нужна

Конституция Российской Федерации – это, в первую очередь, основа для других отраслей права - все другие законы основаны на ней и не должны ей противоречить. Конституция является гарантом жизненного устройства и успешного существования нашей страны. Этот документ поддерживает правопорядок, целостность и традиции российского общества. Также обеспечивает правами и обязанностями всех граждан России. Этот документ имеет сложную систему иерархической власти.

Ельцин и Конституция

Без Конституции государство может настичь полная анархия, возникнуть реальная угроза развала страны и потери территориальной целостности. Высший нормативно-правовой акт, который закрепляет основы государственного строя, выстраивает понятие об органах власти (исполнительной, судебной и законодательной). Конституция отличается от закона тем, что она является базой для них. Законы отталкиваются от нее, и при не состыковке между ними всегда выигрывает Конституция.

Кто имеет право вносить изменения

Начало конституционной реформы начинается с пересмотра положений. В главе 9, статьи 134 указан перечень людей, кто имеет право вносить поправки, а именно:

  1. Действующий Президент Российской Федерации.
  2. Совет Федерации.
  3. Правительство.
  4. Законодательные органы субъектов федерации.
  5. Государственная Дума.

Также вносить поправки могут группа депутатов и сенаторов, но только те, кто входит в одну пятую всех членов Госдумы и Совета Федерации.

Два типа принятия изменений

Конституционный суд России

В Конституции Российской Федерации в отдельных статьях указано, как необходимо вносить изменения. На сегодняшний день существует только два механизма принятия каких-либо поправок:

  1. Федеральным Собранием не могут быть пересмотрены главы 1, 2 и 9. Из-за того, что эти положения касаются не только прав и свобод граждан государства, но и порядка пересмотра всего документа. Но если же группа депутатов и сенаторов поддержит предложение о поправке именно указанных выше глав, то будет созвано Конституционное Собрание. Его участники либо подтвердят неизменность, либо разработают новый проект Конституции, которые затем выносится на всенародное голосование.
  2. С третье главы по восьмую поправки принимаются в порядке, предусмотренным федеральным конституционным законом. Изменения вступят в силу только после того, как законодательная ветвь власти (не менее двух третей субъектов РФ) одобрит их.

Только таким способом можно внести какие-либо изменения. За прошедшие года было внесено достаточно много поправок, из которых сегодня сложилась устойчивая система законов.

Реформы 1979-1993 годов

Причина конституционной реформы в 1991 году сложилась из-за того, что в стране произошел внутриполитический диссонанс. Распался Союз Советских Социалистических Республик (СССР), а вместе с ним рухнул тоталитарный режим и Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) ушла в небытие. На этом фоне изменений началась разрушаться старая экономическая система государства и общества. Полностью изменить прежнюю правовую систему не представлялось возможным. Вносились только небольшие изменения. Примером этому служит свидетельство об изменениях и некоторых дополнениях в 1978 году в Конституцию РСФСР:

  • дополнение статьи 12, с того момента признается частная собственность на землю, но не пахотную;
  • в статье 11 регламентируется статус о государственной собственности несколько иначе;
  • статья 67 гласит о том, что граждане имеют право на возмещение от государства ущерба за причинение всякого вреда незаконными действиями госорганов и должностных лиц.

Принятие изменений Съездом депутатов

Многие не понимали, для чего что-то менять. Кризис, национальные и социальные противоречия послужили третьей причиной не предпринимать попытки к поэтапной конституционной реформе, как было задумано изначально на Съезде. После того как Верховный Совет был распущен, новая Конституция 12 декабря 1993 года была принята всенародным голосованием. Именно она положила конец всевластию Совета и установила демократические основы построения государства и общества.

Последние поправки

Конституционная реформа – это изменения, внесенные в основной закон государства. При первом Президент Российской Федерации Борисе Ельцине было внесено несколько поправок:

  • в начале января 1996 года, а именно 9 числа, было принято решение изменить название Республика Ингушская и Северная Осетия на Ингушетия и Осетия-Алания;
  • от 10 января 1996 года название Республика Калмыкии - Хальмг Тангч было изменено на современное - Республика Калмыкия.

Российские конституционные реформы были проведены В. В. Путиным в период с 2000 по 2008 год. Список изменений в Конституции:

  1. В 2001 году Республика Чаваш стала называться Чувашия.
  2. В 2003 году к названию Ханты-Мансийский автономный округ присоединили название Югра.
  3. 14 октября 2005 года в состав Красноярского края был внесен Таймырский Долгано-Немецкий и Эвенкийский автономный округ.
  4. В 2006 году Корякский автономный округ и Камчатская область объединились в один край – Камчатский.
  5. Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край 21 июня 2007 года.

Следующий Президент Российской Федерации – Дмитрий Анатольевич Медведев в 2008 году предложил Федеральному собранию внести ряд поправок, которые общество еще очень долго обсуждало. Он предложил увеличить президентский срок с 4-х до 6-ти лет, а Госдумы - с 4-х до 5-ти лет. Также он предложил обязать конституционно Правительство РФ проводить ежегодный отчет перед Государственной Думой. Данные поправки были внесены 31 декабря 2008 года. Конституционная реформа в России была проведена 6 февраля 2014 года, вследствие чего произошло объединение Высшего арбитражного суда и Верховного суда РФ, а также были расширены полномочия Президента.

Свод законов США

Конституционная реформа в США

Для проведения конституционной реформы необходимо собрать 2/3 голосов членов Конгресса, либо по инициативе 2/3 штатов (для этого созывается специальный конвент). Но поправки вступят в силу только тогда, когда они будут ратифицированы законодательным собранием. Ратификацию осуществляют легислатуры. Конституционные поправки США отличаются от других стран тем, что дополнительно публикуются к первоначальному тексту.

Напряженная ситуация в 1993 году

В конце сентября, а точнее, 23 числа 1993 года Борис Ельцин обратился к гражданам и представил основные положения указа о поэтапной конституционной реформе. Нарушив статью действующего основного закона, он распустил Верховный Совет и Съезд депутатов. После этого Верховный Совет объявил о немедленном отстранении Президента от занимаемой должности и о том, что все обязанности с этого момента возлагаются на А. Руцкого.

Но на этот Съезд прибыло менее половины депутатов. Параллельно они сформировали новое Правительство, но реальной власти они не имели. 24 декабря этого же года Борис Ельцин издает еще один указ, в котором говорится об изменении и отмены более 40 действующих законов. Но указ о конституционной реформе так и не был рассмотрен Конституционным Судом.

Слухи об изменении Главного закона

Председатель Конституционного суда заявил о некоторых недостатках нынешней Конституции. Совсем недавно Валерий Зорькин заявил, что:

  • между законодательной и исполнительной властью отсутствует баланс;
  • наблюдается недостаточный баланс в системе издержек;
  • недостаточно четкости распределения полномочий между Правительством и Президентом.

Конституционная реформа

Валерий Зорькин уверен в том, что поправки помогут решить многие социальные проблемы. Он считает, что главная проблем в России сегодня – это бедность населения и рост социального напряжения (из-за некого чувства несправедливости и разрыва между богатыми людьми). Председатель считает, что именно такие чувства испытывал народ во времена социально-экономического раскола, что стало причиной революции в 1917 году.

Итоги

Конституционная реформа подразумевает под собой внесение ряда изменений в действующие статьи. В процессе проведения реформы может даже дойти до того, что этот документ могут признать недействительным. Но чтобы этого добиться, необходимо получить одобрение от Конституционного суда. Конституция является крепким фундаментом государственной власти. Все действующие законы, кодексы (уголовный, гражданский, семейный и т. д.) опираются на основной закон. По сравнению с Соединенными Штатами Америки, наша Конституция очень молода. Но это не является поводом для беспокойства, так как большинство статей США уже заметно устарели.

Конституционный суд

Значительные изменения при проведении конституционной реформы были проведены в РСФСР в период с 1989 по 1990 год, затем в декабре 1991 года, после - в сентябре 1993 года, а закончились они в декабре этого же года. На протяжении всего этого времени были внесены различные поправки и изменения, которые привели к созданию более совершенной Конституции, которая действует в Российской Федерации и сегодня. В статье мы рассказали о том, что подразумевает под собой конституционная реформа. Что это за понятие, принципы принятия документа, кто имеет право вносить в него изменения, что для этого необходимо, причины реформ - обо всем этом было детально рассказано в статье.

Конституционная реформа, инициированная президентом России Владимиром Путиным, носит достаточно кардинальный характер — из девяти глав, где три носят неизменяемый характер, изменения вносятся в шесть. То есть две трети Конституции будет скорректировано поправками, что составляет 40% её содержания.

Однако большой резонанс в мире вызвали поправки, утверждающие приоритет российского законодательства над международными договорами и решениями международных организаций, и запрет на отчуждение российских территорий. Вся совокупность поправок открывает их смысловое предназначение: курс на обеспечение защиты национального суверенитета должен быть обоснован в нормах основного закона страны.

Таким образом, даже внутренние нормы и статьи в конечном итоге служат укреплению внешнеполитического положения России в мире, в котором начались разрушительные процессы. Внешнеполитический аспект конституционной реформы — основополагающий, и внутренние корректировки служат обеспечению реализации внешней политики.

Напомню, что коренной поворот к укреплению позиций России на международной арене стал отчётливо проявляться с Мюнхенской речи Владимира Путина в 2007 году, когда впервые после распада СССР президент России обозначил, что в прежней парадигме Россия больше дел с Западом вести не будет.

Затем знаковой вехой стал 2014 год — возвращение Крыма на Родину. Тогда даже самым недалеким западным политикам и экспертам стало понятно, что Путин слов на ветер не бросает. И им надо было услышать лидера России в 2007. Но так как слушать и взаимодействовать с новой Россией они не захотели, то получили то, что получили.

Далее — в 2015 году постановлением Конституционного Суда №21-П было определено, что если решения Страсбургского суда противоречат нормам Конституции России, то их применение ограничивается.

Позже, в том же году, КС разрешил отказываться от исполнения решений ЕСПЧ и прочих международных судов. По сути, сейчас в Конституции закрепляется решение, принятое в практику российского судопроизводства около пяти лет назад.

Цель конституционной реформы — закрепление и развитие суверенитета нашей страны — достигается движением в нескольких направлениях. Блок изменений судебной системы имеет прямую корреляцию с блоком национализации элиты. Это отчётливое увязывание в единый пакет комплекса антикоррупционных мероприятий. Чиновники отсекаются от двойного гражданства, при этом усиливается контроль президента и Совета Федерации над судебной системой.

Одновременно комплекс перераспределения полномочий между президентом, Федеральным Собранием и правительством, а также вовлечение губернаторов в процесс принятия решений создаёт основу для прозрачных технологий согласования групповых интересов, за которыми стоят нужды отраслей и регионов. Такая политическая система становится более устойчивой к внешним воздействиям и попыткам дестабилизации, а это и означает укрепление суверенитета.

То есть в конституционной реформе, носящей ярко выраженный суверенизаторский характер, обозначено пять реперных точек. Такими точками являются точки входа в систему, через воздействие на которые система качественно меняется. Это:

1. Верховенство российского права. Установление приоритета национального законодательства над решениями международных организаций.

2. Национализация элиты. Запрет государственным служащим иметь двойное гражданство и счета в иностранных банках за границей. Сюда же относится требование к кандидату в президенты России проживать в России не менее 25 лет непрерывно и не иметь когда-либо в прошлом иностранного вида на жительство.

3. Социальная защита. Повышение МРОТ до прожиточного минимума и регулярная индексация пенсий, пособий и иных социальных выплат;

4. Защита традиционных национальных ценностей. Это блок, включающий в себя требование защиты исторической правды, упоминание Бога, защита семьи как союза мужчины и женщины, признание русского народа государствообразующим, объявление России правопреемницей СССР, запрет на отчуждение части территории.

5. Демократизация политического процесса. Влияние президента на законотворчество через право запросить экспертизу КС по законности законопроектов до того, как они будут подписаны главой государства.

Одновременно Совет Федерации вовлекается в процесс назначения и отстранения судей и руководителей силовых министерств, а Госдума утверждает не только кандидатуру председателя правительства, как сейчас, но и по его представлению всех его заместителей и федеральных министров. При этом вводится новый конституционный орган Госсовет с широкими полномочиями и повышается роль губернаторов в принятии федеральных решений.

Появление Уральской республики отрезвило Ельцина. В результате в Конституции было принято равенство субъектов федерации, но другие дополнения, многие из которых, кстати, вносятся на голосование по поправкам в Конституцию, тогда не удалось отстоять.

Тем более что после расстрела Верховного Совета в октябре 1993 года проект Конституции был существенно доработан с участием внешних консультантов, в том числе, было внесено положение о приоритете международного права над национальным.

Именно на основе таких конституционных норм в России был установлен, по сути, свободный от внутренней юрисдикции статус Центрального банка России. Его подчинённость решениям МВФ прямо защищалась положениями Конституции. И неслучайно именно отмена этой нормы вызвала такое яростное сопротивление либерального крыла российской элиты и парламентариев Совета Европы.

В своей критике они апеллируют к правовый тематике, говоря о решениях ЕСПЧ, но истинной целью нападок на норму верховенства российского права является стремление не допустить национализации ЦБ, неминуемо следующей вслед за изменением Конституции.

Укрепление суверенитета России через национализацию элит неизбежно ведёт к суверенной финансовой системе, результатом которой будет превращение российской валюты в резервную.

Проще говоря, ни Россия, ни Китай, ни ЕС не должны создать свой кластер до того, как его создание завершат США. Но условием нового порядка является свободный доступ США во все кластеры, созданные другими центрами силы. Этот доступ должен привести к подчинению этих кластеров кластеру США. То есть речь идёт о таком переформатировании современной глобальной системы, где глобализм означает американизм, и это условие непременно сохранится в новых форматах.

США стремятся к такой версии трансформации, которая исключит соперничество за американское наследство, остающееся в руках прежнего владельца. По сути, это новая редакция старого либерального глобализма, не только не ослабленная, но и усиленная.

В этой системе доллар играет роль главной резервной валюты, а право на получение статуса подчинённой резервной валюты надо заслужить принятием статуса вассала США, как это происходит с ЕС, Британией и Японией.

В этой ситуации ни у юаня, ни у рубля нет надежд на статус резервной валюты. Денежные системы России и Китая в этой новой системе координат должны вечно оставаться в виде колониальных вторичных валют, курсы которых определяют в метрополии.

Именно дорогу к суверенной финансовой системе, в результате которой возникает российская валюта в качестве резервной ориентированного на Россию кластера, из которого вытеснены все конкуренты, открывает голосование за изменения в Конституции, предложенные Владимиром Путиным.

Вот почему весь комплекс изменений, во главе которого стоит пункт о приоритете российского права над международным, категорически неприемлем для Запада, ибо это означает утрату тех положений, которые были навязаны России при Ельцине в начале 90-х годов.

Для максимальной контрмобилизации противников российского суверенитета начата массивная пиар-кампания, в центр которой поставлены все средства срыва голосования — от критики самой процедуры плебисцита до признания неприемлемым устранение пункта о приоритете международного права над российским.

Чёрный пиар направлен на дискредитацию всех ключевых поправок: поносится и упоминание о государствообразующей роли русского народа, и упоминание о Боге, и поправки о семье.

Центром антиконституционной кампании стала тема о недопустимости обнуления президентских сроков. То есть разгром главного смысла реформы — суверенизации и национализации власти — упрятан в привычную диссидентскую упаковку борьбы за права человека, которую успешно использовали для разрушения СССР.

Самое главное противники конституционной реформы прячут — они очень осторожно говорят о негативной реакции Совета Европы на принцип верховенства российского права, бурно налегая на правозащитную тему. Это позволяет взвинтить эмоциональный накал полемики и отвлечь от темы суверенитета.

Такой подлог требует разоблачения и обращения на него внимания общественности. Люди должны понимать, за что им предлагают проголосовать 1 июля, и какое значение для их судеб и судеб их детей и внуков будет иметь то, как они поступят в этот день.

США ещё потому так нервно встречают любые попытки усиления государственности России и консолидации её народа, что в самих США нарастают хаос и угроза обрушения государственности.

Кризис усилил рост государственной энтропии повсюду на Западе, и процесс консолидации государственности в России именно в этот момент там воспринимается не просто болезненно, а со страхом, как угроза, которой надо обязательно противостоять.

По сути, речь идёт о ревизии Россией результатов холодной войны. Именно это имеют в виду США, бросая России упрёк в ревизионизме.

Владимир Путин своим инициированием изменений в Конституции, по сути, делает то же самое, что сделал Иван III, разорвав и бросив на землю баскакскую грамоту от хана Ахмата и наступив на неё ногой. Там негодующие ханские посланники тоже хватались за оружие, что закончилось для них ничем на реке Угре в 1480 году.

Между этими двумя актами провозглашения суверенитета 540 лет. Однако суть обоих событий идентичная. Россия выходит из периода затяжного нездоровья и опять собирает силы перед следующим циклом геополитического расширения.

В мировой практике имеются разные пропорции соотношения внутреннего и международного права.

В Германии нет приоритета внутреннего законодательства над международным — в статье 25 Конституции сказано, что нормы международного права являются частью германского законодательства и имеют приоритет. Ожидать другого от Конституции страны, которую писали англосаксонские победители, было бы наивно.

Но в Британии внутреннее и международное право разделены. Для имплементации международного закона в сферу внутреннего законодательства всякий раз нужен специальный закон.

В США практика имплементации международных договоров во внутреннее законодательство сложилась сравнительно поздно. Сначала после принятия Конституции международные нормы были напрямую обязательны для исполнения внутри страны. Позже возникла доктрина самоисполнимых международных договоров, где договор был квалифицирован не как закон, а как контракт, заключённый между двумя государствами.

Сам по себе он не обладает юридическим эффектом долженствования, каким обладает закон. Если более поздний договор вступает в противоречие с ранее принятым законом, то действуют более поздние решения, но только в том случае, если это самоисполнимые нормы. Если нет, то главенствуют прежние нормы, если Конгресс не примет иного решения. То есть по сути это аналог британского подхода.

Так США развели понятия международного договора и внутреннего закона. Что же касается юридической практики, то тут США и вовсе идут по пути навязывания своей юрисдикции международному праву и праву других государств.

Как мы видим, разделение международных и внутренних правовых норм есть свидетельство способности государств отстаивать свой суверенитет. Приоритет международного права над внутренним законодательством — удел стран с ограниченным суверенитетом.

Подобный приоритет — инструмент внешнего управления, и потому применяющие его метрополии вводят дуальные системы права, когда международное право уравнивается с внутренним, но через сложный механизм легитимации и страхования рисков. Несуверенные государства такой дуальности не имеют.

Владимир Путин уже много лет последовательно проводит курс на укрепление российского суверенитета, и для этого необходима внутренняя консолидация. Изменения в Конституции открывают путь к экономическому развитию, так как позволят вывести финансовые и административные институты из-под внешнего управления.

Сегодня те, кто призывают не голосовать или голосовать против, защищают интересы наших геополитических врагов, независимо от того, понимают ли они, что делают. По сути, в постсоветской истории России ещё не было более важного события, чем то, которое нам предстоит 1 июля. Сейчас опять решается судьба России.

Читайте также: