Этимология слова радуга кратко

Обновлено: 02.07.2024

Задумалась о происхождении слова "радуга". "Дуга" — это понятно, а вот что означает часть слова "ра"?
Спасибо заранее.

3 ответа 3

Информация из Интернета

Общеславянское – radoga.Этимология слова не ясна, существует несколько теорий, объясняющих его происхождение. В соответствии с одной из них, radoga является производным от праславянского корня radъ, значение которого аналогично англосаксонскому rot (радостный, благородный). Согласно другой этимологической гипотезе, корень rad является производным от Arda (имя одного из славянских вождей).

>Родственным являются: Украинское – райдуга. Ещё одно название радуги на Украине - веселка. Слова весел и рад похожи по смыслу. Возможно, это аргумент в пользу описаной выше Софией версии, что >radoga является производным от праславянского корня radъ

Вообще-то, ни разу не слышала слово "райдуга". Только "веселка", даже издательство детской литературы в Киеве такое есть.

Сегодня хотим рассказать о том, почему теория о существовании основы "Ра", якобы означающей солнечный свет, и формирующей семантику большого числа слов славянского происхождения, не имеет ничего общего с наукой. Популяризировал эту теорию писатель-сатирик Михаил Задорнов, но в целом подход, предлагающий членить слова по созвучию с современными русскими словами, существовал и до него.

Показывать проблемы этого подхода мы будем на примере слова, "радуга" которое сам Задорнов предлагал в качестве иллюстрации.

В этом слове даже человек, далекий от лингвистики, легко заметит "-дугу". И в данном случае он будет прав: "дуга" в нем действительно есть. Более того, если мы посмотрим на другие славянские языки, то обнаружится, что в некоторых из них никакого "ра" в начале нет. Например, в чешском это будет "duha", в болгарском "дъга", а сербохорватском вообще полностью совпадает с русским: "дуга".

Если мы поглядим на другие европейские языки, то увидим "дугу" и в них: английское "rain bow " и немецкое "Regen bogen " — это "дождевая дуга" (кстати, " bow " и " bogen " имеют еще и значение "лук" из которого стреляют — тоже по внешнему сходству), а французское " arc -en-ciel" — "дуга в небесах".

Ничего удивительного здесь, в общем-то, нет. Название вполне логически проистекает из внешнего вида. Но если мы отделяем "-дугу" от "радуги", то. получается, что остается то самое "ра-", и Задорнов был. прав?

Нет, не был. "Ра-" действительно остается, вот только ни к какому солнцу оно прямого отношения не имеет. Доказывается это очень и очень просто.

Посмотрим на то, как называется радуга в ближайших языках, родственных русскому: белорусскому и украинскому. В украинском это "веселка" или "райдуга", а в белорусском — "вясёлка" или "радуга".

Как видим, один из вариантов непрозрачно намекает на "веселье" или. "радость". Так что "радуга" — это "радостная дуга", сокращенная до одного слова. Как она сократилась, мы тоже хорошо знаем. Изначально это была типичная для русского языка рифмованная присказка, указывающая на характеристику или образ действия объекта: "дуга-радуга". Похожим образом образовано, например, "коза-дереза". В современном русском языке у нас она сохранилась в инвертированном виде "радуга-дуга".

Есть и еще одна версия, чуть менее вероятная. В украинском мы видим "райдугу", в которой первая половина заканчивается на "й", и явно не относится к "радостной" этимологии.

Основа "рай" действительно существует, в древности одним из ее значений было "пестрый". И тогда "радуга" — это сокращенное от "пестрая дуга". Но этот вариант намного сложнее объяснить через соответствия, поэтому вероятнее обратный процесс: уже существовавшее "радуга" по созвучию и через народную этимологию привели к варианту "райдуга". Это вполне распространенный способ словообразования (например, современное "прихватизировать").

А почему не подходит версия с "Ра", которое солнечный свет, бог солнца в Египте и т. д.? Ведь если происходит от слова "радость", то это же тот самый "Ра", который в нем заложен?

Не подходит, потому что нет примеров использования славянами "Ра" отдельно именно в этом значении. Не было у славян такого корня с таким значением. Ни у западных, ни у восточных, ни у южных.

Поэтому построения "радость" — это "ра (солнце) + доставляет" или "ра (солнца) + достаточно" — не выдерживают простейшего теста на соответствия: что доставляет и чего достаточно в словах "га-дость", "сла-дость", "моло-дость"?

Сама по себе семантика "Ра — солнце" ничем абсолютно не подкрепляется, и явно взята из современных представлений о древнеегипетской мифологии.

Вот только есть одна проблема, о которой ни Задорнов, ни другие любители разбирать слова по созвучию не подумали просто потому, что в тему погружаться им было некогда. Дело в том, что мы даже не можем говорить о том, что бога солнца звали в Древнем Египте именно "Ра". Это реконструкция, причем очень условная: сами древние египтяне гласных звуков на стенах нам не оставили. И бога солнца могли звать и "Рю", и "Рэ", и даже "Рхэ".

Для науки было важно как-то зафиксировать это имя, и его зафиксировали как "Ра", но с важной оговоркой, что это предположение. Естественно, эта оговорка пропала тут же, как только "Ра" попал в школьные учебники: объяснять детям лингвистические нюансы — только путать их. По той же причине в школе не объясняют, что "Киевская русь" — это историографический конструкт, и такого государства в реальности не существовало.

Мы рекомендуем вам не поддаваться на подобные "простые" объяснения по двум причинам:

1. Реальная этимология ничуть не менее интересна и красива.

2. "Простота" оборачивается непреодолимой сложностью, когда к ней начинают ставиться серьезные вопросы.

Ставьте лайк радостной дуге в небе, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые выпуски.

радуга

Слово радуга есть только в восточнославянских языках. По всей видимости, оно не очень древнее: в памятниках письменности встречается с XVII века. До этого времени для обозначения радуги употреблялось существительное дуга. В этом значении оно сохранялось в некоторых диалектах вплоть до ХХ века. Скорее всего, именно дуга (*dǫga) и было древним общеславянским названием радуги.

В общерусский язык слово радуга пришло из говоров. По поводу его этимологии имеется несколько разных гипотез, я назову лишь наиболее распространенные.

Это красивое атмосферное явление имеет очень много названий в диалектах. Существует в говорах, например, слово райдуга. Оно произошло от слов рай и дуга. В народной культуре есть представления о радуге как о дороге или мосте между миром земным и миром небесным – раем. По этой дороге, согласно верованиям, уходят на небеса души умерших праведников. Учитывая сказанное, райдуга буквально могло значить ‘райская дуга’. Впрочем, есть распространенное мнение, что такое название вторично: оно могло быть результатом преобразования слова радуга под влиянием слова рай в народной этимологии.

Эта версия связана с предыдущей в том смысле, что тоже опирается на диалектизм райдуга. Однако в рамках этой гипотезы корень рай- соотносят не со словом рай ‘небесное обиталище душ праведников’, а с диалектным существительным раёк ‘радужная оболочка глаза’. Если верна эта гипотеза, современное слово радуга происходит от райдуга в значении ‘пестрая, блестящая дуга’.

Символ радости

В русских, украинских и белорусских диалектах есть названия радуги с корнями рад- (как в слове радость) и весел- (как в веселый): весёлка, веселуха, порадуха, радаўка. Согласно большинству народных поверий, радуга приносит радость. По библейской мифологии, появление радуги на небе ознаменовало окончание всемирного потопа и стало символом того, что такой катастрофы на земле больше не будет. В некоторых областях России верили, что радуга появляется, когда на небе радуются Бог и ангелы.

На эти данные опирается гипотеза о том, что слово радуга образовалось путем сложения корней рад- и дуг-: радо-дуга. Со временем оно упростилось: один из созвучных слогов выпал, и получилось современное радуга. В результате похожих превращений возникло, например, слово радушие из более раннего радодушие. Также возможен вариант, что корня дуг- в радуге никогда не было, а соединились в этом загадочном слове вышеназванный корень рад- и суффикс -уг- (тот же суффикс — в названии рыбы белуга).

Гипотеза об этимологической связи слов радуга и радость, возможно, подтверждается данными лингвистической географии. Дело в том, что существительное радуга распространено в тех же восточнославянских говорах и примерно на той же территории, что и весёлка, веселуха (от весёлый). Смысл ‘радость, веселье’ был передан близкими по значению корнями.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. — Т. 4. — М., 2009.

Толстой Н. И. Из географии славянских слов // Толстой Н. И. Избранные труды. — Т. 1. — М., 1997.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 3. — М., 1987.

Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. – Т. 2. – М., 1999.

Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А. К. Шапошников. – Т. 2. – М., 2010.

| Спектр, семицветная полоса, образованная преломлением световых лучей в призме.

Современный экономический словарь. 1999

(англ. rainbow)

облигации, призванные защищать от валютного риска; принцип их погашения базируется на корзине валют.

Этимологический Словарь Русского Языка

Этимология слова не ясна, существует несколько теорий, объясняющих его происхождение. В соответствии с одной из них, radoga является производным от праславянского корня radъ, значение которого аналогично англосаксонскому rot (радостный, благородный). Согласно другой этимологической гипотезе, корень rad является производным от Arda (имя одного из славянских вождей).

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Энциклопедия иудаизма

(Кешет бе-анан)

После потопа установил Всевышний завет с Ноахом и обещал ему, что не нашлет больше потопа на землю, чтобы уничтожить все живое на ней. "И сказал Бог: вот знак завета, который Я полагаю между Мной и между вами, и между всяким живым существом, что с вами - на вечные поколения. Радугу мою кладу Я в облаке, и она будет знаком завета между Мной и землей" (Быт. IX, 12-13). Принято произносить при виде радуги: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, царь Вселенной, помнящий завет, верный завету Своему и держащий Свое слово".

Словарь экономических терминов

облигации, призванные защищать от валютного риска; принцип их погашения базируется на корзине валют.

Астрономический словарь

разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда Солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной стороне неба. Объясняется преломлением, отражением и дифракцией света в каплях дождя.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Ра́дуга - в славянской мифологии считалась луком бога-громовержца и мостом, соединяющим небо и землю.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Поэзия Русского рассеяния

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

РАДУГА, и, ж. Разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Цвет а радуги (цвета солнечного спектра).

| прил. радужный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. ж.
    1. Оптическое атмосферное явление, возникающее вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей и имеющее вид разноцветной дуги на небесном своде.
    2. разг. Разноцветные краски чего-л., в своей совокупности напоминающие радугу.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    — всем известное оптическое явление в атмосфере; наблюдается, когда солнце освещает пелену падающего дождя и наблюдатель находится между солнцем и дождем. Явление это представляется в виде одной, реже — двух концентрических светлых дуг, рисующихся на небосводе со стороны падающего дождя и окрашенных концентрически в ряд "радужных" цветов. Внутренняя, наиболее часто видимая дуга окрашена с наружного края в красный цвет, с внутреннего — в фиолетовый; между ними в обычном порядке солнечного спектра (см.) лежат цвета: (красный), оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Вторая, реже наблюдаемая дуга лежит над первой, окрашена обыкновенно более слабо, и порядок расположения цветов в ней обратный. Часть небосвода внутри первой дуги кажется обыкновенно очень светлой, часть небосвода над второй дугой кажется менее светлой, кольцевое же пространство между дугами кажется темным. Иногда, кроме этих двух главных Р., наблюдаются еще дополнительные Р., представляющие слабые цветные размытые полосы, окаймляющие верхнюю часть внутреннего края первой радуги и реже — верхнюю часть внешнего края второй Р. Иногда, очень редко, Р. наблюдается в тех же условиях и при освещении дождевой тучи луною. То же явление Р. замечается иногда и при освещении солнцем водяной пыли, носящейся в воздухе вблизи фонтана или водопада. Когда солнце закрыто легкими облаками — первая Р. кажется иногда совершенно не окрашенной и представляется в виде белесоватой дуги, более светлой, чем фон небосвода; такую Р. называют белой . Наблюдения явления Р. показали, что дуги ее представляют правильные части кругов, центр которых лежит всегда на линии, проходящей через голову наблюдателя и солнце; так как таким образом центр Р. при высоко стоящем солнце лежит ниже горизонта, то наблюдатель видит лишь небольшую часть дуги Р.; при закате и восходе солнца, когда солнце на горизонте, Р. представляется в виде полудуги окружности. С вершины очень высоких гор, с воздушного шара можно увидеть Р. и в виде большей части дуги окружности, так как при этих условиях центр Р. расположен над видимым горизонтом. Наблюдения над Р. показали, что угол, образуемый двумя линиями, мысленно проведенными из глаз наблюдателя к центру дуги Р. и к ее окружности, или угловой радиус P., есть величина приблизительно постоянная и равная для первой радуги около 41°, для второй 52 ° . Элементарное объяснение явления Р. дано было еще в 1611 г. А. де-Домини в его сочинении "De Radiis Visus et Lucis", развито затем Декартом ("Les m été ores", 1637) и вполне разработано Ньютоном в его "Оптике" (l750). Согласно этому объяснению явление Р. происходит вследствие преломления и полного внутреннего отражения (см. Диоптрика) солнечных лучей в каплях дождя. Если на шаровую каплю жидкости упадет луч SA, то он (фиг. 1), претерпев преломление по направлению АВ, может отразиться от задней поверхности капли по направлению ВС и выйти, снова преломившись, по направлению CD.

    Луч, иначе упавший на каплю, может, однако, в точке С (фиг. 2) второй раз отразиться по CD и выйти, преломившись, по направлению DE.

    Если на каплю упадет не один луч, но целый пучок параллельных лучей, то, как доказывается в оптике, все лучи, претерпвшие одно внутреннее отражение в капле воды, выйдут из капли в виде расходящегося конуса лучей (фиг. 3), ось которого расположена по направлению падающих лучей [В действительности пучок выходящих из капли лучей не представляет правильного конуса, и даже все составляющие его лучи не пересекаются в одной точке, только для простоты на следующих чертежах эти пучки приняты за правильные конусы с вершиной в центре капли.].

    Угол отверстия конуса зависит от коэффициента преломления (см. Диоптрика) жидкости, а так как коэффициент преломления для лучей различного цвета (различной длины волны), составляющих белый солнечный луч, неодинаков, то и угол отверстия конуса будет различный для лучей разного цвета, именно для фиолетовых будет меньше, чем для красных. Вследствие этого конус будет окаймлен цветным радужным краем, красным извне, фиолетовым внутри, причем, если капля водяная, то половина углового отверстия конуса SOR для красного цвета будет около 42°, для фиолетового ( SOV ) 40,5°. Исследование распределения света внутри конуса показывает, что почти весь свет сосредоточен в этой цветной кайме конуса и чрезвычайно слаб в центральных частях его; таким образом мы можем рассматривать лишь яркую цветную оболочку конуса, так как все внутренние лучи его слишком слабы, чтобы быть восприняты зрнием. Подобное же исследование лучей, дважды отразившихся в капле воды, покажет нам, что они выйдут такой же конической радужной оболочкой V'R' (фиг. 3), но красной с внутреннего края, фиолетовой с внешнего, причем для водяной капли половина углового отверстия второго конуса будет равна 50° для красного ( SOR' ) и 54° для фиолетового края ( SOV ) .

    Представим себе теперь, что наблюдатель, глаз которого находится в точке О (фиг. 4), смотрит на ряд вертикальных дождевых капель А, В , С, D, E. , освещенных параллельными солнечными лучами, идущими по направлению SA, SB, SC и т. д.; пусть все эти капли расположены в плоскости, проходящей через глаз наблюдателя и солнце; каждая такая капля будет, по предыдущему, излучать две конических световых оболочки, общей осью которых будет падающий на каплю солнечный луч.

    Пусть капля В расположена так, что один из лучей, образующих внутреннюю оболочку первого (внутреннего) конуса, при продолжении пройдет через глаз наблюдателя; тогда наблюдатель увидит в В фиолетовую точку. Несколько выше капли В будет расположена такая капля С, что луч, идущий от внешней поверхности оболочки первого конуса, попадет в глаз и даст в нем впечатление красной точки в С ; капли, промежуточные между В и С, дадут в глазу впечатление точек синих, зеленых, желтых и оранжевых. В сумме — глаз увидит в этой плоскости вертикальную радужную линию с фиолетовым концом внизу и красным наверху; если проведем через О и солнце линию SO, то угол, образуемый ею с линией ОВ , будет равен полуотверстию первого конуса для фиолетовых лучей, т. е. 40,5°, а угол КОС будет равен полуотверстию первого конуса для красных лучей, т. е. 42°. Если поворачивать угол КОВ вокруг OK, то OВ опишет коническую поверхность и каждая капля, лежащая на круге пересечения этой поверхности с дождевой пеленой, даст впечатление светлой фиолетовой точки, а все точки вместе дадут фиолетовую дугу окружности с центром в К ; точно так же образуется красная и промежуточные дуги, и в сумме глаз получит впечатление светлой радужной дуги, фиолетовой внутри, красной извне — первой радуги. Приложив те же рассуждения ко второй внешней световой конической оболочке, излучаемой каплями и образованной солнечными лучами, дважды в капле отраженными, получим более широкую вторую концентрическую радугу с углом КОЕ, равным для внутреннего красного края — 50°, а для внешнего фиолетового — 54°. Вследствие двукратного отражения света в каплях, дающих эту вторую Р., она будет значительно менее яркой, чем первая. Капли D, лежащие между С и Е, совершенно не излучают света в глаз, и потому пространство между двумя радугами будет казаться темным; от капель, лежащих ниже В и выше Е, в глаз попадут белые лучи, исходящие из центральных частей конусов и потому весьма слабые; это объясняет, почему пространство под первой и над второй Р. кажется нам слабо освещенным. Нерезкость и размытость красок Р. объясняется тем, что источником освещения является не точка, но целая поверхность — солнце, и что отдельные более резкие Р., образуемые отдельными точками солнца, налагаются друг на друга. Если солнце светит сквозь пелену тонких облаков, то светящимся источником является облако, окружающее солнце, на протяжении 2 —3° и отдельные цветные полосы настолько налагаются друг на друга, что глаз уже не различает цветов, а видит лишь бесцветную светлую дугу — белую Р. Изложенная теория предсказывает далее, что некоторые лучи в водяных каплях претерпевают 3—4—5-кратное отражение и больше и выходят из капли радужными коническими оболочками, образующими Р. третью, четвертую, пятую и т. д. или, как говорят, Р. высших порядков. Исследование показывает, однако, что конусы Р. третьего и четвертого порядка направлены отверстиями от солнца; эти Р. были бы видны наблюдателю, смотрящему через дождевую пелену на солнце, если бы ослепительный свет последнего не препятствовал заметить их. Р. пятого порядка направлена так же, как Р. первого и второго, и имеет угловой радиус в 55°; ее, по-видимому, однако, никогда не наблюдали по причине крайней слабости света, излучаемого ею. Миллер, Пульфрих, Билье и друг. изучали искусственные Р., получаемые при наблюдении отражения и преломления света в цилиндрической струе воды, освещаемой источником, помещенным за наблюдателем, и при этих условиях могли заметить Р. до 19 порядка; измеренные ими угловые радиусы Р. весьма близки к предсказываемым теорией. Изложенная элементарная теория Р. должна, однако, рассматриваться лишь как первое приближение к истинной теории Р., так как она не выясняет появления дополнительных Р. и так как предсказываемые ею угловые радиусы Р. несколько больше наблюдаемых (наблюдались первые Р. с углами от 38° до 40°). Юнг, Поттер и затем, в особенности Эри (1838—48), разработали более совершенную теорию Р., основанную на рассмотрении явлений дифракции (см.) при преломлении и отражении света в каплях воды. Эта теория, весьма сложная и не поддающаяся элементарному изложению, вполне объясняет все особенности Р., а также появление дополнительных Р. Согласно этой теории, угловые радиусы дополнительных Р. зависят от величины капель и эти Р. тем виднее, чем капли меньше. Так как дождевые капли увеличиваются по мере приближения к земле, то дополнительные Р. могут быть хорошо видимы лишь при преломлении и отражении света в высоко расположенных слоях дождевой пелены, т. е. при небольшой высоте солнца и только у верхних частей первой и второй Р. Полная теория белой Р. дана была Пертнером в 1897 г. Часто возбуждался вопрос о том, видят ли различные наблюдатели одну и ту же Р. и представляет ли Р., видимая в тихом зеркале большого водного резервуара, отражение непосредственно наблюдаемой Р. Элементарная теория Р. очевидно указывает, что различные наблюдатели видят Р., образованные различными каплями дождя, т. е. разные Р., и что кажущееся отражение радуги есть та Р., которую видел бы наблюдатель, помещенный под отражающей поверхностью на таком расстоянии от нее вниз, на каком он находится над нею. Наблюдавшиеся в редких случаях, в особенности на море, пересекающиеся эксцентричные Р. объясняются отражением света от водной поверхности за спиной наблюдателя и появлением, таким образом, двух источников света (солнца и отражения его), дающих каждый свою Р. Подроб. см. Airy, "Transactions of the C ambridge Philosophical Society" (т. VI, 1838); Perntner, "Sitzungsb. d. Wiener Akademie" (т. 106, 1897), а также Mascart, "Trait é d'Optique" (т. I, стр. 382—405).

    A. Гершун.

    Большая Советская Энциклопедия

    оптическое явление в атмосфере, имеющее вид разноцветной дуги на небесном своде. Наблюдается в тех случаях, когда солнечные лучи освещают завесу дождя, расположенную на противоположной Солнцу стороне неба. Центр дуги Р. находится в направлении прямой, проходящей через солнечный диск и глаз наблюдателя (см. рис.), т. е. в точке, противоположной Солнцу. Дуга Р. представляет собой часть круга, описанного вокруг этой точки радиусом в 42╟; последовательность цветов в ней такая же, как в солнечном спектре, причём обычно по наружному краю располагается красный цвет, по внутреннему ≈ фиолетовый. Со стороны внутреннего края иногда бывают видны вторичные цветовые дуги, примыкающие к главной Р. Видимая часть дуги Р. определяется положением Солнца; когда последнее на горизонте, Р. имеет вид полукруга, с повышением Солнца видимая часть дуги уменьшается, и при высоте Солнца в 42╟ Р. исчезает. Явление, подобное Р. можно наблюдать в брызгах фонтанов, водопадов. Возможно появление лунной Р. и от искусственных источников света. Нередко наблюдается вторая Р. с угловым радиусом около 52╟ и обратным расположением цветов.

    Первая теория Р. была дана Р. Декартом в 1637. Более точная теория была разработана в 1836 английским астрономом Дж. Эри и в конце 19 в. развита австрийским геофизиком Й. М. Пернтером. Эта теория основана на расчете явлений дифракции и интерференции, сопровождающих встречу солнечных лучей с решеткой, образуемой дождевыми каплями.

    Существует несколько теорий, объясняющих происхождение слова "Радуга". По одной из них, radoga является производным от праславянского корня radъ, значение которого аналогично англосаксонскому rot (радостный, благородный). Согласно другой этимологической гипотезе, корень rad является производным от Arda (имя одного из славянских вождей). Некоторые исследователи. Читать далее

    радуга - дуга от Солнца заря - за Солнцем гора - вверх нора - вниз пора - по Солнцу крамола - молитва к Солнцу. рад. Читать дальше

    Есть два правдоподобных объяснения: - "радуга" сложилась из "радъ" ("весёлый") и "дуга" - в прошлом слово "радуга" звучало как «райдуга" — "пестрая дуга". Персидский астроном Кутб ад-Дин аш-Ширази (1236—1311) или его ученик Камал ад-Дин аль-Фариси (1260—1320), видимо, был первым, кто дал достаточно точное объяснение явления радуги. Примерно одновременно аналогичное. Читать далее

    Читайте также: