Этикет осетинского народа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Осетинские традиции и обычаи уходят своими корнями в глубь веков, многие – в скифско-аланские времена
Среди народов Северного Кавказа, приверженных старому патриархальному укладу жизни, осетины в достаточной степени смогли сохранить свои язык, культуру, религию, традиции почти в первозданном виде. Во многом этому способствовала длительная изоляция народа в горах после опустошительных набегов монголо-татар и орд Тимура. И хотя, территориальная близость и крепкие связи с соседними народами не могли не оставить свой след, осетины и сегодня в пределах возможного, бережно хранят Фарн предков и их духовно-нравственное наследие.

Когда заходит речь о наших традициях и обычаях, почему-то всегда начинают с описания народных праздников, элементов застолья и тп. Несомненно, они важны. Но есть и другая составляющая нашего бытия, которая на сегодняшний день гораздо более актуальна и важна. Это – духовно-нравственный мир осетина, нормы его поведения и правила взаимоотношений с окружающим обществом. С них мы и начнем. Итак…

Традиционные нормы поведения осетина (осетинки) в обществе и в семье.

Девочек же, наоборот, воспитывали скромными, сдержанными, целомудренными и женственными. Любая вольность, дерзость или проявление качеств, присущих мужчинам (как то: деловитость, твёрдость характера, стремление к лидерству и т.п.), могли покрыть имя девушки, таким позором, что потом ни один достойный юноша не стал бы свататься к ней.
Проявление повышенного внимания к мужчинам также всегда считалось большим позором. Молодые не бегали на свидания и не встречались прелюдно. Даже, когда парень и девушка любили друг друга, они могли встречаться изредка, тайком, вдали от взоров окружающих. Но если об этом узнавали отец или братья девушки, её избраннику могло несдобровать. В случае же, когда парень случайно или умышленно хоть пальцем дотрагивался до девушки, он рисковал остаться без головы, потому что считался посягнувшим на честь рода.
Единственным местом, где молодёжь встречалась и общалась были места проведения праздников и свадеб. К ним готовились заранее, как Наташа Ростова на свой первый бал.


Владимир Путин поздравил Линду Кумаритову с 8 марта



Общество



Бынаты хицауы æхсæв


Победа российской дипломатии

В мире


Владимир Путин поздравил Линду Кумаритову с 8 марта



Гергиеву закрыт путь на западные площадки? Считайте, что это наши санкции в отношении Запада – Меняйло

Диаспоры



Предложили присвоить звание Героя России Лазарю Дзотову


Публикации



Вручение государственных наград

Фотогалерея


Осетия и Россия: мы вместе!


Никто не забыт, ничто не забыто!


С Крещением Господним!

Видео


Заседание Совета безопасности


Новогоднее обращение к народу Республики Южная Осетия


Итоговая пресс-конференция Президента Анатолия Бибилова

Инфографика


Великая Отечественная война



В районах Южной Осетии: Объекты строительства в рамках реализации инвестпрограммы на 2019-2020гг.

Осетинский этикет


Осетинский этикет учит почтительному отношению к религии, воспитывает в человеке веротерпимость и уважение ко всем национальностям и этническим группам. На протяжении веков разные народы населяли Осетию, живя в мире и согласии, что сделало осетинский народ толерантным. Именно поэтому Северная Осетия является одной из самых многонациональных республик России.

Уважение к старшим (Хистæртæн кад кæнын)

В осетинском обществе на протяжении веков вырабатывался сложный механизм взаимоотношений между различными возрастными группами. Здесь на первый план выступает почитание старших. О хорошем воспитании осетина всегда можно судить по его отношению к старшим — какой бы национальности они ни были, какой бы социальный статус ни занимали и т. д. Такое отношение является поведенческой нормой осетинского этикета и свидетельствует о высоком уровне культуры народа.

Важнейшей формой проявления уважения к старшему является приветствие. Согласно этикету, младшему надлежит здороваться первым. Однако протягивать руку старшему первым, напротив, запрещается. При появлении последнего младший всегда встает, уступает старшему место и не садится до тех пор, пока ему не предложат присесть. Этикет не позволяет ему также присаживаться рядом: сесть необходимо немного подальше.

В присутствии старших непозволительно сидеть, закинув ногу на ногу, запрещается повышать голос, сквернословить, отпускать пошлые и неуместные шутки, курить, держать руки в карманах. Старшего надлежит слушать молча, не перебивая, нельзя также быть чрезмерно многословным. Недопустимо пересекать дорогу старшему или входить в помещение первым, не пропустив его вперед.

В старину младший непременно держался в пути слева от старшего. Если путников бывало трое, то они шли в следующем порядке: старший — посередине, по левую руку от него — средний по возрасту, а по правую — младший.

Почитание старших наиболее ярко проявляется в застольном этикете осетин. Специально выбирают наиболее ответственного и знающего этикет юношу, который ухаживает за старшими (уырдыглæууæг). Остальные присутствующие за столом младшие полностью ориентированы на старших. Без позволения последних запрещается покидать застолье. Поддерживая тот или иной тост, младшие должны быть лаконичными, возбраняется говорить дольше старших. В ходе застолья младшие прислуживают, предугадывая желания старших и не заставляя их повторять просьбы и указания.

Любое проявление непочтительного отношения со стороны младших осуждается в обществе, считается постыдным, роняет достоинство молодого человека, бросая тень на его семью.

У осетин принято заботиться о старших, которые с годами не становятся обузой, напротив, получая полную меру заботы и внимания, они продолжают всесторонне участвовать в общественной жизни. Благодаря накопленному жизненному опыту, старшие вносят свой ценный вклад в дело воспитания молодежи, они руководят ритуальными действиями, принимают участие в свадебных и похоронно-поминальных обрядах. Слово старшего авторитетно и непререкаемо, его советам неизменно следуют младшие. При этом старшие корректны по отношению к молодежи, в высшей степени тактичны и никогда в их присутствии не сквернословят. В Осетии не принято злоупотреблять возрастным преимуществом.

Уважение к женщине (Сылгоймагæн кад кæнын)

Несмотря на патриархальные устои, господствовавшие в обществе в былые века, женщин у осетин всегда было принято уважать. Этот факт отмечали многие ученые-кавказоведы, этнографы и путешественники, изучавшие традиции и культуру Осетии.

Осетинка, несмотря на ограниченные права и тяжелую домашнюю работу, всегда пользовалась почетом как среди домочадцев, так и в более дальнем кругу. Унизить женщину неосторожным словом или взглядом, не говоря уже о поступке, считалось большим позором для любого мужчины.

Об особом положении женщины в осетинском обществе говорит и тот факт, что на нее не распространялся обычай кровной мести. Нарушители этого рыцарского правила навлекали на себя величайшее презрение всего общества. Любой, кто вовлекал женщину в кровную распрю, держал ответ перед судом старейшин.

Правила поведения, соблюдавшиеся осетинами, и знаки внимания, которые они оказывали женщине, также свидетельствуют о почтительном к ней отношении. Например, если мужчина и женщина шли рядом, то женщина занимала место справа, однако в случае если это была супружеская пара, жена перемещалась слева. Если же женщина шла с двумя мужчинами, она занимала место между спутниками.

Женщину так чтили, что одно только ее появление могло охладить пыл конфликтующих сторон. Осетинки усмиряли враждующих и даже останавливали кровопролитие. Если женщина, сняв платок, бросала его между сражающимися заклятыми врагами, они обязаны были немедленно прекратить бой. Подобный обычай существовал и у других горских народов Кавказа.

В присутствии женщины и сегодня непозволительно грубо выражаться, сквернословить и отпускать неприличные шутки. Просьбу женщины о помощи осетин выполняет беспрекословно. И хотя мужчина в Осетии все еще является главой семьи, а женщина так или иначе проявляет покорность его воле, в целом наметилась тенденция к равноправным, демократичным отношениям. К мнению женщины в современной осетинской семье принято прислушиваться.

Надо отметить, что особым уважением у осетин издавна пользуется старшая женщина в семье — æфсин (хозяйка). В старину она могла даже занять место главы семьи, если муж умирал, и управляла кланом с одним из сыновей.

Этикет требовал от молодой осетинки уступать дорогу мужчине, вставать при его появлении и не садиться в его присутствии. Мужчины, даже старики, в свою очередь, отвечали вежливостью, при появлении женщины поднимаясь с места. Если всадник встречал в пути (вне селения) женщину, ему надлежало спешиться и проводить ее до места назначения.

60-е годы XIX века в Осетии стали отправными на пути к свободе и борьбе за права женщины. Многое удалось совершить осетинскому просветителю Аксо Колиеву, открывшему на родине первую женскую школу в истории Северного Кавказа.

В 1849 году А. Колиев назначен смотрителем Владикавказского духовного училища, 1 июня 1860 года возведен в сан протоиерея. Вот что писал о нем архимандрит Иосиф:

Женщинам впервые представилась возможность обучаться грамоте, интеллектуально развиваться, восходя на вершины культуры и просвещения.

Честь и достоинство мужчины (Нæлгоймаджы кад æмæ намыс)

Сильной чертой характера любого осетина всегда считалась честность: если он давал слово, обет (дзырд раттын), то можно было не сомневаться в его исполнении. Во времена, когда в Осетии еще не были распространены письменные гарантии, под честное слово и безо всяких свидетелей людям ссужали деньги или скот. Мужчина даже мог сослаться на друга или знакомого, чтобы занять необходимое, — для этого всего лишь нужно было показать шапку поручителя. Не выполнить данное обещание считалось крайне позорным явлением как для мужчины, так и для всей его семьи (рода, фамилии). Такой человек терял доверие односельчан. Его авторитет в обществе падал, а восстановить честное имя уже практически не представлялось возможным.

Одним из самых страшных преступлений, которое мог совершить осетин, было нарушение клятвы. Именно клятва на святом месте была наиболее распространенной формой гарантии в Осетии. Никто не имел права приносить ложную клятву: мужчине было достаточно присягнуть или поклясться, чтобы с него сняли подозрение в совершении какого-либо преступления. Священной считалась клятва землей (зæххæй ард хæрын). Во время присяги дающий клятву в знак правдивости своих слов зачерпывал краем кнута или острым концом кинжала немного земли и клал ее в рот.

Также была распространена клятва именем друга. Считалось, что если человек поклялся друзьями, то уже нет нужды доказывать его правоту на святом месте.

На оскорбление осетин всегда реагировал болезненно, ревностно относясь к своему доброму имени. Наиболее тяжкой формой физического оскорбления считалось нанесение удара палкой или плетью: палкой бьют собак, а плетью подгоняют осла, наказывают раба. Подобное действо могло быть искуплено кровью. Унижением морального характера считалось похищение невесты после договора (фидыд), вербальное оскорбление жены, сестры или матери.

Также считалось неприемлемым поругание надочажной цепи (къонайы рæхыс) в доме мужчины, ведь она — священный символ семьи, предмет клятв и обрядовых действий.

Осетину во все века полагалось быть скромным и сдержанным. В основе его поведения лежит æфсарм (мораль, совесть, честь, стыд). Это не позволяет ему перейти грань дозволенного, проявить наглость по отношению к кому-либо, в той или иной жизненной ситуации забыть о чувстве собственного достоинства. Относится это, в том числе, и к застольям. Обжорство и пьянство на любом мероприятии в осетинском обществе считаются позором. Невоздержанный в еде и питье мужчина вызывает насмешки у окружающих, теряет авторитет, очерняя свое имя. Скромность за столом всегда считалась отличительной особенностью осетин. Кроме того, мужчина никогда не садится за стол в неподобающем виде, даже в своем доме.

Не менее важными категориями мужественности были храбрость и отвага. Наделенных этими качествами мужчин осетины всегда высоко ставили, считали героями, слагали о них песни и легенды. Более других, конечно, почитали ратные подвиги. Воинам-ветеранам на пиршествах (куывдтæ) и свадьбах всегда преподносили почетные бокалы. Юноши, не желавшие служить в армии, приравнивались к трусам: с ними не принято было садиться за один стол, они не могли уже приобрести статус достойного жениха. Исключение делалось лишь для тех молодых людей, которым состояние здоровья не позволяло отдать долг Родине. Дезертир же покрывал себя несмываемым позором, а проявивший малодушие в бою считался предателем, его презирали и отвергали в обществе (хъодыгонд).


Традиции и обычаи осетинского народа тесно переплетаются с его культурой. Дух свободы и благородных мотивов ярко выражается в праздниках, молитвах и обрядах. Народу очень дороги национальные ценности, среди которых чувство долга перед старшим поколением и перед грядущим.

История и происхождение

Представители народа являются прямыми потомками сарматского племени аланов.

Свои коррективы в развитии народа внесли татаро-монголы, напавшие на Аланию. Вынужденное отступление в пределы горных ущелий Центрального Кавказа породило множество мелких и крупных племенных объединений.

горы Осетии

В 1774 году Осетия вошла в состав Российской империи. В XVIII — XIX веках осетины стали переселяться из горной местности на равнинную. В начале 90-х годов Северо-Осетинская автономная область превращается в Северо-Осетинскую автономную ССР в составе РСФСР. Республика Северная Осетия в 1992 году стала субъектом Российской Федерации. Между тем? народ сохраняет свои осетинские обычаи и традиции.

Правила, связанные с детьми

С появлением ребенка осетины придерживались целой системы воззрений. Во время беременности женщину оберегали и заботились о ней. Недопустимы были:

  • тяжелый труд;
  • разного рода волнения;
  • поднятие тяжестей.

Все семейство относилось к будущей маме с почтением, более того, беременная находилась под защитой старшей женщины, а младшие братья и сестры мужа спешили на помощь.

С наступлением беременности женщину с подарками и люлькой для ребенка возвращали в родное гнездо. Первенца она рожала в доме своих родителей — это продолжалось вплоть до XIX века. Переезжала невестка с чадом к мужу под шумное празднество.

Поздравить с пополнением в семье приходили как родственники и друзья, так и односельчане. Всех угощали и приветствовали. Рождение малыша женского пола встречалось не так пышно.

На мальчика возлагались надежды как на будущего:

  • воина;
  • защитника;
  • работника;
  • добытчика.

Но главное, он считался продолжателем рода и фамильной чести.

Осетинские обычаи и традиции для детей очень своеобразны. Когда малышу исполнялось четверо суток, его клали в колыбель. Это превращалось в целую церемонию. Перед тем как его туда уложить, женщина, которая первая его искупала сразу после рождения, купает его и в этот раз. По этому поводу:

  • пеклись пироги;
  • варилось много пива;
  • забивали бычков и баранов;
  • готовили разные вкусности.

Что примечательно, праздник считался чисто женским.

Спустя 10 дней родители мальчика устраивали очередной праздник. В этот день давалось имя ребенку. Действо организовывалось в доме родителей. Имя ребенку выбирали следующим образом:

  • присутствующие мужчины бросали жребий, для этого применялся альчих;
  • первым в жребии участвовал самый старший, затем остальные по принципу старшинства;
  • тот, у кого оказался альчих, становился в определенную стойку и оглашал имя младенца.

В начале июля семьи, у которых появились мальчики, отмечали праздник в честь появления будущих защитников и кормильцев.

Воспитание детей

По осетинским обычаям детьми занималась женщина. Роль главной воспитательницы обычно отводилась самой старшей женщине (бабушке или свекрови). В 10-12 лет для мальчиков все кардинально менялось, они переходили в руки мужчин и с этого момента находились на попечении братьев и отца.

осетинская семья

Задача осетина - воспитать настоящего и смелого мужчину. С мальчиками проводилось много разных:

  • игр;
  • соревнований;
  • поединков.

Все это закаляло тело и волю подростка. Он становился сильным, ловким и выносливым.

Физическое воспитание включало в себя в обязательном порядке:

  • стрельбу в цель;
  • метание камней;
  • вольную борьбу;
  • поднятие тяжестей;
  • перетягивание каната;
  • бег;
  • фехтование на шашках и кинжалах.

Отцы рассказывали сыновьям о подвигах и благородных поступках своих прародителей, прививая будущим мужчинам народные и семейные ценности.

Девочек воспитывали совсем иначе. Отношение к ним было строже. Еще малышками девочек обучали:

  • вышивать;
  • шить;
  • кроить;
  • готовить;
  • ткать;
  • убирать.

Уже в 7 лет девочка могла ухаживать за грудным ребенком. В 10 она способна была наносить воды с речки, выполняла разного рода поручения старших женщин. В 15-16 лет девочка полностью была готова вести хозяйство самостоятельно.

осетинки за работой

Нравственность нежного создания стояла на первом месте. Для осетинской женщины необходимыми были:

  • строгое соблюдение обычаев;
  • скромность;
  • послушание старшим, в дальнейшем — мужу;
  • терпение.

Опуская прекрасные глаза вниз, осетинские девушки не опускают плечи и могут похвастаться гордой осанкой и трудолюбием.

Гостеприимство

Осетинские традиции и обычаи строго соблюдаются из поколения в поколение. По закону, никто и ни при каких обстоятельствах не смеет обидеть гостя. Если такое случалось (что было большой редкостью), все селение собиралось для суда над виновным, выносился приговор, виноватому связывали ноги, руки и сбрасывали со скалы в реку.

Если гость остается на ночь, то хозяин обязан заколоть барана, даже если у него на данный момент есть свежее мясо.

Отказать человеку, постучавшему в дом, никто не посмеет. Закон гостеприимства для осетин свят. Ели хозяин принял у себя в доме неизвестного человека, а потом узнал, что он является его кровным врагом, которому нужно отомстить, и в этом случае хозяин радушно угощает пришедшего и обязательно приютит его.

Уважение к женщине

Осетинские традиции и обычаи отличаются глубоким почтением к женщине.

Например, по осетинскому этикету всадник, завидев женщину, должен встать с лошади до того, как поравняется с путницей, и пропустить ее мимо себя, а только затем продолжать свой путь.

Если женщина проходит мимо сидящих мужчин, то все встают в знак приветствия.

При виде старика на ноги поднимается вся сидящая толпа, и тем более при виде старухи все встать обязаны. Какими бы пьяными ни были веселящиеся на празднике мужчины, как бы нагло ни вела себя подвыпившая молодежь, даже при сильной и жестокой ссоре дерущихся появление женщины укротит ворчунов, дебоширов и остановит драку.

красота осетин

Личность женщины считается неприкосновенной:

  • за ее трудовые заслуги в семье;
  • из-за слабой природы;
  • по причине стесненного положения в обществе.

Если слабому полу понадобится какая-либо помощь, то мужчина по-рыцарски будет ей во всем помогать.

Почитание старших и обычаи предков

Согласно традициям осетинского народа, клятва у предков была священной. Кто нарушал клятву, карался жестокой смертью.

В семейном быту осетины проявляют глубокое уважение к пожилым. При появлении старика все встают, даже если старец низшего происхождения.

Младший брат всегда будет слушать старшего. Полковники, офицеры из осетин обязательно встанут и уступят место, если в дом зашел пожилой и простой пастух.

Жилище осетин

Дома осетин называются сакля. Они строились близко друг к другу и так, что одна постройка размещалась над другой. Кровля нижних построек служит двором для верхних. Строились сакли двухъярусными. Нижний этаж использовался для хозяйства и размещения скота. Верхний этаж - для жилья семейства.

Кровля у такого жилища была плоской и служила:

  • для сушки зерна;
  • в качестве поверхности для молотьбы хлеба;
  • для валяния шерсти;
  • танцплощадкой во время праздников.

Полы в сакле — земляные. Сама она делилась на несколько помещений. Главное помещение называлось — хдзар. Здесь горел очаг. И сегодня большая часть жизни семьи проходит здесь:

  • готовится пища;
  • осуществляется совместная трапеза;
  • хозяйки штопают и шьют;
  • изготавливают хозяйственную утварь.

дома осетин

Гости всегда обращают внимание на очаг. По осетинским обычаям и традициям он располагается в центре хдзара. Над очагом висит железная цепь, которая закреплена на перекладине вместе с котлом, служащим для приготовления еды.

По линии очага хдзар делится на две части. Одна — женская, вторая — мужская. На мужской половине мебели больше. Ни женщины, ни мужчины не имеют права заходить на чужую сторону. Собирались в основном у очага, чтобы пообщаться и погреться, или за круглым столом на трех ножках.

Цепь над очагом

Одним прикосновением к ней освящались все события семьи. Святотатством считалось прикасаться к цепи без причины. Дети за это строго наказывались. Только старшему в доме разрешено было касаться этого атрибута. Обычно такое случалось при обхождении очажного огня во время свадьбы или при наставлении в путь. По осетинским традициям и обычаям, любой, кто приблизился к цепи и коснулся ее, становился близким семье, даже если это заклятый враг.

Новобрачные не могли спать в доме, где висела такая цепь, также запрещалась любая ругань или ссора.

Эта цепь — святыня, самое жестокое оскорбление — это оскорбление этого атрибута. Выбросить ее из дома считается смертельной обидой для хозяина.

Побратимство и дружба

В осетинских обычаях и традициях высоко чтится побратимство. Этот обряд мог быть разным:

  • обмен оружием;
  • питье из одной чаши с добавлением крови заключающих союз;
  • клятва в священных местах.

Иногда такие узы ценились выше родственных. Побратимы всегда приходили на помощь друг к другу как материально, так и морально.

мужчины Осетии

Трудолюбивые осетины в прошлом следовали этому обычаю, который включал в себя помощь:

Не обращая внимания на родство и интересы личного характера, осетин помогал любому, кто действительно нуждался в поддержке. Во время зиу молодежь помогала косить траву для скота, женщины снимали хлеб со скудной нивы нуждающихся.

корова в хозяйстве Осетин

Помощь приходила в разном виде:

  • пироги;
  • зерно;
  • труд;
  • стройматериалы;
  • дрова.

Взаимопомощь у этих людей всегда была на первом месте. Осетинские народные традиции подчеркивают высокую оценку моральных качеств человека.

Ног аз — Новый год

Подготовка начинается задолго до самого праздника. Выбираются подарки близким и друзьям. На стол ставят много напитков — от морсов и компотов до более крепких, а также большое количество национальных блюд. Обязательно на столе три пирога, символизирующие солнце, воду и землю. Дети украшают елку и бегают вокруг нее.

Как и во всем мире, представители этого свободолюбивого народа отмечают 1 января по осетинским обычаям Новый год. Как праздновали раньше, так в общем празднуют и сейчас — в кругу семьи. Приглашают друзей и соседей, чтобы было веселей.

Старший стол молится о том, чтобы все плохое осталось в старом году, а все хорошее перешло в Новый год.

осетинские пиры

В полночь старший вновь молится и просит благословения в Новый год, затем поручает семью и рядом сидящих воле Всевышнего и его святым. Праздник длится до утра с танцами, тостами и весельем.

Широта души кавказского народа поражает и вдохновляет. Ведь не зря классики воспевали этих людей в своих произведениях. Многие могли бы поучиться обычаям осетинского народа. Кратко о них повествовать сложно, ведь они такие красивые и благородные.

Существовали строго регламентированные формы обращения и приветствия.

Встречаясь, осетин непременно должны были поздороваться, даже если они были

незнакомы. Обычай здороваться за руку осетины переняли у других народов лишь

позднее. Еще в 70-х годах 19 века приветствовали друг друга сгибанием правой

Да будет день твой хорош! Да будет дело правильным) существовали также строго

регламентированные правила разговора. Осуждалась торопливая и громкая речь, в

общественных местах не допускался азартный разговор. Беседа всегда протекала

плавно, без резких оборотов, не допускалась какая бы то ни было грубость и

вульгарность. Осетинская речь была полна метафор и условных оборотов. Крайне

неприличным считалось, если кто - либо начинал говорить, не выслушав до конца

собеседника, а тем более вмешавшись в чужой разговор. Кроме того, считалось

нескромностью со стороны молодого человека участвовать в разговорах со

Этикет предусматривал отдельные формы приветствия мужчинами женщин и

ответные слова женщин, приветствия старшими младших и т. д.

Важное место в речевом этикете осетин имели благопожелания - арфаетае, которые

произносились в различных ситуациях. В них отражались идеалы народа.

Старшие и младшие.

Уважение к старшим - это было одно из самых отрадных явлений. Порой можно

было получить истинное удовольствие при виде то, как образованный осетин,

доктор, присяжный поверенный или генерал вставал перед простым, но старшим

летами осетинам.

Этикет предписывал определенные правила общения старших с младшими. Они

были основаны на системе возрастных классов, права и обязанности которых были

хорошо всем известны. У представителей старших возрастных классов, было

больше обязанностей как в семье, так и в обществе, а потому они имели больше

прав. Отношения между старшими и младшими отразились в многочисленных

пословицах и поговорках.

Вот некоторые из них:

(Старший -учитель, младший - исполнитель) обычай

Обязанность младшего слушать старшего)

(Старшему - почет, младшему - черед)

Внутри семьи отношения между старшими и младшими также определялись

чувством приличия и стыдливости. Например, шестидесятилетний старик за всю

жизнь не позволил себе никогда показываться в одном белье престарелым

родителям, которые почти не видят и не слышат.

Такое развитие чувства стыдливости и приличия, распространялось на все

мельчайшие подробности жизни осетина как в семье, так и в обществе.

Младший, сопровождая старшего в дороге, должен был идти слева. Когда с пешим

стариком встречался всадник (молодой, он должен был соскочить с лошади, не

доезжая до старика, и идти навстречу старшему, ведя лошадь под уздцы. Первым

приветствовал старик, а младший скромно отвечал. Затем поворачивался и

провожал пешком старика до тех пор, пока тот не отсылал его идти своей дорогой,

благодаря за внимание. Отойдя сто шагов, младший вскакивал на лошадь и ехал

дальше. При встрече со старшими женщинами мужчины проделывали тоже самое.

Гостеприимство было у осетин важным социальным институтом. Отношения

между хозяином (фысым) и гостем (уазаег) были строго регламентированы

обычаем и включали не только предоставлены гостю крова и пищи, но и

неограниченное покровительство и защиту. Хозяин, допустивший, чтобы в его

ложилось не только, но и на всю фамилию.

Принять гостя достойно было делом чести каждой семьи. Полагалось быть

вежливым не только к гостью, но и в отношениях между домочадцами.

Существовала такая поговорка: «Фысым йае куыдзыл куы хъаер каены, уаед аей

уазаег йаехимае аембары. (Если хозяин кричит на свою собаку, то гость это

принимает на свой счет).

Обычай гостеприимства имел и политическое значение, давая возможность

устанавливать и поддерживать добые отношения между народами Кавказа.

Особой торжественностью отличался прием почетного гостя. Его тут же окружали

мужчины, старые и молодые, отдавая дань уважения. Старшие усаживались рядом

с гостем, молодые стояли в стороне и только отвечали на вопросы. По обычаю не

полагалось спрашивать гостя, кто он и откуда. Когда же садились за накрытый стол,

гость должен был представиться. Ради почетного гостя непременно резали барана.

Трапеза в честь почетного гостя имела ряд особенностей. Ему подавали почётный

бокал (нуазаен) - это обычай, известный на Кавказе только осетинам. Он уходит

корнями в скифскую эпоху и впервые описан Ееродотом.

После застолья гостя уводили в гостевую комнату, где была приготовлена чистая

постель для отдыха. Прислуживавший ему подросток снимал с него вещи и обувь,

которые отдавал женщинам. Если одежда была грязной и рваной, то молодые

невестки и девушки стирали и зашивали ее. К утру у изголовья гостя в полной

готовности лежали его одежда и ооувь. итъезд сопровождался определенным

ритуалом. Если гость был недоволен приемом хозяев, то он сев на коня, ударял его

по хребту у крупа хозяева же делали вид, будто не заметили этого, но принимали

вызов к сведению.

Если же гость был доволен приемом, он, пожав руки всем, стоявшим во дворе,

вскакивая на коня и уздой поворачивал его голову к двери гостеприимного хозяина,

после чего ударял плетью по передним или груди и делал приветливый знак рукой.

Хозяин со своими родственниками соседями провожал гостя до границы своего

Правила этикета при общении с Людьми с Инвалидностью

Правила этикета при общении с Людьми с Инвалидностью ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ. Долгое время в нашей стране, не было правил культурного общения с инвалидами, скажу.

Читайте также: