Этика ветхого завета кратко

Обновлено: 04.07.2024

Посвящается Лиз,

Катарине и Энди,

Тиму и Бианке,

Джонни, Эмме и Хелене и Сюзи

Некоторые авторы начинают свои произведения с извинений за то, что читателю придется иметь дело еще с одной книгой на ту или иную тему, и приводят причины, почему она нужна. Я считаю, что избавлен от этой необходимости, поскольку по предмету ветхозаветной этики написано мало. Несомненно, как это видно из библиографии, есть немало научных статей и узких исследований, проливающих свет на значимость Ветхого Завета. Но я не знаком с новейшими попытками представить целостный обзор данной темы. Поэтому, не претендуя на глубокое или подробное изложение предмета, я попытался дать общую схему, в рамках которой следует организовывать или осмысливать ветхозаветную этику. Для тех, кто желает сделать изучение этой темы более глубоким и расширенным, в библиографии содержится достаточное количество источников.

Второй нюанс связан с выбором тем во второй части. Я убежден, что Ветхий Завет, если его верно понимать как часть всего канона Писания, непосредственно применим к целому спектру наших этических проблем. Задача данной книги — указать на общие принципы практического применения Ветхого Завета, не разбирая конкретные примеры из различных областей. Я не экономист, не политик, не юрист и не социолог и поэтому не претендую на серьезную осведомленность в данных областях. Но я надеюсь, что изложенный здесь материал подтолкнет христиан, которые трудятся в этих и других сферах, к более эффективному применению библейского богословия и этики в конкретных ситуациях.

Многие идеи данной книги были впервые озвучены и проверены на прочность в конструктивной атмосфере проекта Шефстбери (Shaftesbury Project). Я очень признателен членам различных групп этого проекта за их сотрудничество на протяжении последних лет, а также дирекции проекта за разрешение изменить и пересмотреть материал, который изначально был опубликован как рабочие доклады.

Я также хочу отметить свою признательность милым леди из Торн–бриджа, перепечатавшим рукопись: Шейле Армстронг, Сью Блейдон, Кэти Портлок и Френсис Уэллер. Также благодарю Брайана и Меган Адаме, Кеннета и Маргарет Габбинз, Лоуренса и Маргарет Поуп и Дэвида и Клер Уэнхем за оказанное мне гостеприимство во время написания книги. Я высоко ценю внимательность достопочтенного Дэвида Филда и доктора Гордона Уэнхема, которые прочли первоначальную машинописную версию и внесли немало весьма полезных комментариев. Их предложения помогли мне в целом ряде случаев уточнить или улучшить ход мысли. Указатели книги — плод трудов моих студентов из Колледжа Олл–Нейшнз (All Nations College).

Семья автора всегда несет бремя написания книги, но моя семья намного превзошла все образцы долготерпения и превратила некоторые из надежных принципов ветхозаветной этики в переживание величайшей радости. Поэтому, с признательностью и любовью, эта книга посвящается всем им.

Библейское этическое учение выступает в двух основных формах — ветхозаветной и новозаветной. Евангельская этика Иисуса Христа — это высшая ступень нравственного откровения. Но она предполагает прямую связь с Ветхим Заветом — заповедями Пятикнижия, откровениями пророческих книг и нравственными поучениями книг учительных.

Нравственный опыт, растворенный в сакральном контексте Библии, служит неисчерпаемым источником духовных сил для многих поколений. Его направляющая роль резко возрастает и становится особенно действенной в эпохи исторических кризисов, когда обесцениваются привычные ценности и утрачивают свое влияние земные авторитеты. В моменты, когда человеку начинает казаться, что он очутился в духовной пустоте и ему не на что больше опереться, Слово Божье каждый раз демонстрирует невиданную мощь своей спасительной силы.

В библейской этике отобразились противоречия между сутью Божественных предписаний и особым характером человеческого существа, созданного богоподобным, но пережившим грехопадение. Творец признает за человеком право на свободу выбора между грехом и верностью Богу. Но, учитывая греховную природу человека, Бог вместе с тем помогает людям Своими запретительными и предписывающими заповедями преодолевать их слабости и несовершенства.

Сотворенный Богом Адам был поначалу непорочен, но подстрекаемые дьяволом в образе змия, он и Ева нарушили главный запрет Творца. Они отведали плод с древа познания добра и зла, проявили недопустимое непослушание и опрометчивую дерзость и тем самым распахнули врата для зла, дали ему возможность ворваться в свою жизнь. В итоге Бог сурово покарал их, изгнав из Эдема и предсказав тяжкие испытания в будущем не только им, но и всем их потомкам. Отныне для человека самым трудным испытанием стало постоянное ощущение собственной греховности, негармоничности, сопровождающееся борьбой противоположных начал внутри себя. Человек обнаружил в себе двойственность, выражающуюся в склонности как соблюдению Божественных заветов, т. е. к добру, так и к их нарушениям, т. е. к злу. Эти наклонности оказались сопряжены с особым преимуществом человека перед всеми остальными существами — его правом на свободное самоопределение и самоутверждение.

Внутренняя конфликтность человека сказалась на его практической жизни и придала конфликтный характер всей человеческой истории, наполнила ее раздорами, преступлениями, войнами. Несмотря на все это, Бог, не оставил людей на произвол судьбы, не позволил им встать на путь самоуничтожения. На протяжении всей истории Он помогал и помогает слабому и несовершенному человеческому существу то морально-правовыми рекомендациями-заповедями и нравственными уроками, то прямым покровительством, то прямой угрозой сурового наказания.

Нормативно-ценностным ядром этики Ветхого Завета явился декалог — десять заповедей, посланных Богом людям через своего пророка Моисея и предназначенных служить базовым основанием цивилизованного существования людей. В текстах Священного Писания содержание каждой из них развернулось и приняло вид многих конкретных поучений более частного характера, касающихся нравственно-правовых устоев семейно-брачных отношений, ответственности за религиозные и уголовные преступления, охраны частной собственности, порядка судопроизводства и т. д. Эти предписания, имеющие абсолютный, непререкаемый характер, не только указывают на модели должного поведения, но и предупреждают об ответственности за пренебрежение ими как перед Богом. Творец, давший людям исходные заповеди, непосредственно осуществляет контроль за их исполнением и настаивает на том, чтобы люди об этом знали. Он заявил Моисею: (Исход. 4, 10). Таким образом, страх Господень — главное основание, на котором зиждется вся система моральных предписаний Ветхого Завета. Этот страх спасителен для человека и дан ему для его же блага. Он не унижает, а возвышает, позволяет быть истинным образом и подобием Божиим. А для этого у человека есть только один путь — (Мих. 6, 8).

Через Своих пророков Господь требует от людей: (Ис. 1, 16 — 17).

Своеобразие ветхозаветных нормативных предписаний заключается в том, что их содержание оказалось гораздо шире этнических пристрастий и национальных интересов древних иудеев. Их богодухновенность и универсализм вместе с силой и глубиной мысли, яркостью и многозначностью библейских образов создали поистине беспредельное духовное пространство и позволили Библии стать исходным нормативно-ценностным основанием для морально-этических и правовых систем многих народов и государств мира.

В Новом Завете, в притчах и проповедях Христа, в посланиях апостолов сформулирована новая система нравственных принципов, хотя и связанных с этикой Ветхого Завета, но вместе с тем существенно отличающихся от нее и представляющих собой высшую ступень развития библейского этического учения.

Гностик Птолемей, размышляя об отношении норм Нового Завета к нормам Ветхого Завета, указал на три вида библейских заповедей: 1) ветхозаветные заповеди, соблюдаемые Христом и ставшие впоследствии обязательными для всех христиан; 2) отдельные ветхозаветные нормы и в первую очередь предписания в духе талиона, упраздненные Христом; 3) заповеди Христа в виде различных символических и аллегорических предписаний.

В сформулированных Христом принципах нового вероучения не отвергается положительный духовный опыт Ветхого Завета, а напротив, требуется неукоснительное выполнение тех заповедей, которые даны Богом: (Мф. 5,17). Это означало, что предлагаемые Им нормативно-ценностные принципы не отвергали тех положительных начал нравственности и социального порядка, которые уже существовали и действовали в человеческом обществе. Экономика, торговля, судопроизводство, при всех присущих им несовершенствах, не подлежали ни разрушению, ни отмене. Христос призывал лишь к тому, чтобы существующие социальные отношения между людьми в максимальной степени подчинялись высшим нравственным началам. Он порой начинал свои проповеди словами , а затем, изложив, ветхозаветную заповедь, продолжал: И далее следовали формулировки нравственных требований, значительно более трудных для выполнения, чем древние заповеди. Так, заповедь переоценивается, углубляется и дополняется требованием, запрещающим покушаться не только на жизнь, но даже на достоинство другого человека. К заповедям и добавляются категорические требования вырвать свой глаз и отсечь себе руку, если они соблазняют тебя. Отталкиваясь от традиционной сентенции , Христос формулирует требование любить своих врагов, опрокидывающее всю систему привычных представлений: . Ветхозаветному принципу талиона, требующему равного воздаяния за нанесенный ущерб ( ), противопоставляется призыв стойко сносить зло, не противиться ему насилием, проявлять терпение и смирение: (Лук. 6. 27-29). Место талиона, оправдывавшего месть, заняли принцип прощения и , гласящее: (Мф. 7, 12).

Таким образом, Христос поставил перед людьми новые этические задачи, обозначил принципиально важные ценностные перспективы. Его этика обрела двоякую ориентированность — на особым образом понимаемые идеалы личного совершенства ( (Мф. 5, 48) и идеалы справедливости ( (Мф. 6, 33).

Сын Божий принес с Собой систему запретов и повелений, которые не столько служили внешними препятствиями для пороков и преступлений, сколько давали человеку необходимые духовно-нравственные силы для победы над злом внутри себя. Он сформулировал новую концепцию человека и обосновал новые представления об его достоинстве и правах, дал миру принципы новой организации духовной и социальной жизни на основе принципов любви и братства, предложив новую шкалу социально-этических ценностей, позволяющих человеку преодолевать негативные следствия собственной греховности, духовно исцеляться силой любви к Богу и Божьего прощения. Эти принципы легли в основание апостольских посланий, трудов отцов церкви, сочинений христианских богословов, философов, моралистов последующих веков.

Итак, этика ветхозаветной религии прежде всего является теономной, т. е. основанной на религии. Нравственная жизнь человека необходима потому, что на это есть всеблагая воля Господня. Основа основ всей ветхозаветной морали – любовь к Богу; на этой основе возникает необходимость любви к ближнему. На любви к Богу и ближнему основываются все нравственные обязанности в отношении к Богу, ближнему и к самому себе.

Однако мораль ветхозаветной религии не заключала в себе полного выражения нравственной идеи во всей ее всеобъемлющей широте и глубине. В соответствии с главной целью этой подготовительной религии – воспитать и приготовить израильский народ к восприятию высшего христианского откровения – мораль ее внушала Израилю любовь друг к другу; всеобщее же применение принципа любви ко всем народам и ко всему человечеству в целом еще не было ее специальной задачей.

Основная мысль гражданского законодательства ветхозаветной религии заключалась в утверждении, что Царь Израиля есть Бог. Этим ветхозаветное законодательство резко отличалось от других древних законодательств. Последние имели всегда в виду главным образом достижение внешнего государственного благоустройства, мало интересуясь нравственным значением и назначением человеческой личности.

В основе же ветхозаветного гражданского законодательства, напротив, лежала мысль, что человек прежде всего и главным образом есть существо нравственное. Поэтому назначение человека состоит не в том только, чтобы он служил известную службу государству, но в том, чтобы он постоянно, во всех своих делах, в отношении к обществу, государству и к себе самому сообразовывал свою естественную волю со святой волей Бога, с Божественным законом и заботился об угождении не людям, а Богу.

Обрядовый закон ветхозаветного культа не ограничивался общими правилами богопочитания, а обставлял его множеством частных обрядов с целью овладеть всей жизнью народа. Важнейшую сторону ветхозаветного культа составляла жертва примирения, приносимая за грехи всего народа. Безграничная потребность заглаживания грехов была самой характерной чертой ветхозаветного человека.

Известно, что между Ветхим и Новым Заветом существует самая тесная связь и историческая преемственность. Поэтому, усвоение смысла ветхозаветной этики приобретает важное значение для понимания учения Иисуса Христа и Нового Завета в целом. Вообще христианские идеалы, учение о высшем благе и геоцентрическая этика Ветхого Завета имеют свои общие корни в Боге. Это верно прежде всего, в отношении ветхозаветного профетизма. Сущность профетизма заключается в оценке всех явлений истории и жизни отдельной личности на основе соблюдения высших этических норм.

И все же Ветхий Завет обладает определенным этическим несовершенством. Этическая ограниченность ветхозаветной этики проявляется в том, что это этика народа, не достигшего зрелого морального уровня. Свое развитие и последующее завершение она получила только в Новом Завете, в особенности — в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Другими словами, израильско-иудейская этика Ветхого Завета получила свое полное развитие и завершение только в христианстве.

В отношении женщин также существует определенная тенденция к ограничению их общественного статуса и их личных прав. Правда, некоторые из них достигли высокого положения, как пророчицы или судьи Израиля, например. Маркам, Есфирь, Девора, Олдана (Исх.15.20; Есф.2.17-18; Суд.4.4;2IIap.34.22). Но в целом женщина занимала в израильском обществе сугубо подчиненное положение и не входила даже в общее исчисление народа.

Для Ветхого Завета характерно также законничество, то есть внешнее исполнение заповеди, обряда или ритуала, в то время, как мотивы поведения остаются на втором плане. Во времена Иисуса законничество в Израиле особенно процветало.

Христанское сознание особенно удивляет ветхозаветная жестокость к врагам, когда в ее чрезвычайных проявлениях наказанию смертью подвергались не только мужчины и женщины, но даже дети и грудные младенцы (Вт.13.15-16; 1Цар.15.3). Почему Израиль по повелению Самого Бога должен был чинить такие жестокие расправы над врагами? Традиционно это объясняют тем, что Бог таким образом предохранял Израиль от смешения его с Хананеями, а вместе с тем и от собственной его гибели. Эту точку зрения трудно принять. Не может нас вполне удовлетворить и другое объяснение, в котором утверждается, что Израиль был орудием в руках Божиих для наказания Амаликитян, как затем Ассирияне стали орудием в руках Божиих для наказания Израильтян (Исх. 10.5-6). Очевидно, надо признать, что вместе с ростом познания Бога Израилем все более усваивалась им этика поведения. Поэтому наше суждение об Израиле может быть ошибочным, если исходить из современных высоких христианских этических норм, которые для Израиля в то время были еще недоступны.

ДЕКАЛОГ, КАК ЭТАЛОН ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЭТИКИ

ЭТИКА ДЕКАЛОГА

Декалог — это краеугольный камень израильско-иудейской этики. Но он имеет непреходящее универсальное значение как и общечеловеческий этический эталон. Первые четыре заповеди декалога определяют обязанности человека по отношению к Богу, остальные шесть заповедей определяют обязанности в отношении ближнего и самого себя. Рассмотрим смысл моральных принципов, воплощенных в каждой заповеди.

Десять заповедей отражают наивысший этический идеал раннего израильского периода. Декалог, основанный на Завете живого Бога с Израилем, является не просто человеческим законом, а божественным откровением. Он содержит, как мы видели, основные обязанности по отношению к Богу, к ближнему и самому себе. Без этих основных принципов ни общество, ни отдельный индивид не могут подняться до требуемого Богом морального уровня.

ДЕКАЛОГ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

Новая этика Христа требует также большой чистоты и святости в супружеских отношениях. Закон, например, говорит, что муж волен по своему произволу отпустить свою жену из дома (Вт.24.1) Христос предупреждает:

ДАР СВЯТОГО ДУХА — СИЛА И БЛАГОСЛОВЕНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА

Полное прощение грехов - не единственное благословение Нового Завета. Великим благословением является также дар Святого Духа. Действия Святого Духа проявлялись и в Ветхом Завете. Все то доброе, что было в Израиле и у других народов является, в конце концов, плодом Духа Святого, который обещан в Новом Завета каждому верующему, получившему прощение грехов. Ученики Христа, безусловно, находились под действием Духа Святого, но дар Святого Духа они получили только в день Пятидесятницы. Это так же подтверждает и апостольское служение Ап. Петра, который, обращаясь к иудеям в день Пятидесятницы сказал:

Конечно, покаяние и последующее водное крещение совершается не без действия Духа Святого на сердце и на совесть человека, но дар Святого Духа есть следствие как покаяния, так и крещения по вере. Дар Святого Духа означает также обличение особой силой свыше для служения в Царствии Божием, как это мы видим на примере Иисуса Христа. Вообще без Святого Духа невозможно ни духовное совершенствование, ни освящение. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить жизнь учеников Христа до дня Пятидесятницы и после. До Пятидесятницы они спорили между собой о том, кто из них больше; ученики Иаков и Иоанн намеревались огнем истребить самарян за то, что они не хотели их принять; все ученики оставили Иисуса в Гефсимании; в первосвященническом дворе Петр отрекся от своего Учителя и Господа, после смерти Христа ученики, из опасения от иудеев, собрались за закрытыми дверями и т.д. После сошествия Духа Святого нет ни одного случая явного отступления учеников от истины, за исключением Петра, который подвергался нареканию за лицемерие (Гал. 2.11-14).

Бог пребывает в неприступном свете, но Его любовь, через действие Святого Духа становится вполне доступной и понятной в пределах нашего житейского опыта (Рим.5.5). О действии Святого Духа больше всего свидетельствуют нам две книги Нового Завета: Евангелие от Иоанна и Деяния Святых Апостолов. Евангелие от Иоанна свидетельствует нам о действии Святого Духа на отдельных людей, а Деяния Апостолов — на первоапостольскую Церковь в целом. Как свидетельствует эта книга, ни одно решение в первоапостольской церкви не принималось без указания Духа Святого. В деянии Апостолов о действии Святого Духа в первоапостольской церкви упоминается не менее шестидесяти раз.

Нередко задается вопрос, существует ли подлинный прогресс в истории человечества. Конечно наличие технического и научного прогресса не вызывает никакого сомнения. Но как обстоит дело в нравственном мире людей? Вряд ли мы можем обнаружить здесь такие же следы прогресса, как в науке и технике.

НОВЫЙ ЗАВЕТ УТВЕРЖДЕН НА ЛУЧШИХ ОБЕТОВАНИЯХ

Далее, Ветхий Завет был заключен не. столько с каждым отдельным представителем Израиля, сколько со всем народом в целом, причем печать Завета была лишь на одной части народа — на мужской половине. Каждый же верующий Нового Завета имеет большое утешение в том, что посредством крещения и запечатления Святым Духом он вступает в личный завет с Богом. Если крещение, в известном смысле, является печатью Нового Завета и относится ко всем народам, то этим самым партикуляризм (стремление к обособленности) Ветхого Завета был окончательно побежден. Жаль, что христиане сравнительно мало свидетельствуют о крещении как печати Нового Завета. Но мы должны больше уделять внимания тому чудесному факту, что Сам Господь Бог заключил с нами Завет. Если брак, заключенный на основе Евангелия, приносит так много счастья и благословения, то насколько же больше благословения мы имеем, вступив в Завет с Богом. Это сознание дает нам много утешения в борьбе с различного рода искушениями мира сего.

Некоторые верующие полагают, что Церковь унаследовала благословение иудеев, которых они лишились из-за своего непослушания и идолопоклонства. Но Священное Писание утверждает, что ветхозаветные обетования, данные потомкам Авраама, полностью исполнятся, когда они примут Его, как Мессию и когда Он будет царствовать на земле в течение 1000 лет.

Все верующие во Христа являются детьми Авраама (Гал.3.7) и будут участниками Нового Завета. Но это не значит, что христианская Церковь заменяет Израиль в плане Божием. Бог спасает тех людей, евреев и язычников, кто на основании личной веры следует за Ним.

ОТ ВЕТХОГО ЗАВЕТА К НОВОМУ

Верно и то, что Ветхий Завет свой полный смысл и значение приобретает только в Новом Завете (Мф.5.17; Лк.24.27; 2Кор.3.14-16). Мы не можем правильно понять также и этические истины Нового Завета, пока не увидим их истоки в Ветхом Завете. Мы причиним непоправимый ущерб Ветхому Завету, если будем отрицать его божественное происхождение. Но еще больший ущерб мы причиним Новому Завету, если поставим его на один уровень с Ветхим.

Когда Иисус призвал Своих двенадцать учеников (это число исполнено символического значения), когда Он, как власть имеющий, провозгласил Свое новое учение в Нагорной проповеди (Мф.5-7) — весь народ дивился учению Его. Но путь к созданию нового Израиля был положен только после того, когда Спаситель в последний вечер Своей земной жизни установил Новый Завет в Своей крови. К тому времени старый Израиль по плоти явно восстал против Бога и отверг Иисуса. «И сказал Пилат Иудеям: се. Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! (Ин. 19.14-15).

По своему содержанию Ветхозаветный закон разделяется на:

а) закон нравственный, излагающий заповеди об отношении человека к Богу и ближнему;

б) закон обрядовый, излагающий постановления о скинии, священстве, праздниках, жертвах;

в) и закон гражданский, излагающий правила общественной и семейной жизни евреев.

Два последних имели только временное значение. С появлением Евангельского закона их обязательность прекратилась. На первом же Апостольском соборе гражданские и обрядовые постановления Ветхого Завета были отменены, и оставлена только нравственная его часть.

Кратко главное содержание Ветхозаветного нравственного закона изложено в 10-ти заповедях, данных народу израильскому на г. Синай и написанных на двух каменных скрижалях. Первые четыре заповеди Десятословия содержат обязанности человека по отношению к Богу; последние шесть излагают обязанности человека к ближним. Сущность же всего нравственного Ветхозаветного закона заключается в любви к Богу и ближним.

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему;

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

7.Не прелюбодействуй.

9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Ветхозаветный нравственный закон, сокращенно изложенный в Десятословии, имеет следующие отличительные особенности:

Его предписания направлены преимущественно на внешнюю сторону жизни, запрещая прежде всего преступные действия.

Какие награды обещает Ветхий Завет за свое исполнение, и какие наказания за нарушения? Закон ветхозаветный побуждал к своему исполнению обетованием земных благ (Втор. 28:1-13). Другим побуждением к его исполнению для ветхого человека был страх наказания; за нарушение заповедей закон Моисеев угрожал телесной смертью или земными бедствиями.

К достоинствам Ветхом Завете нужно отнести то, что в нем уже присутствуют главные христианские заповеди о любви к Богу (Втор.6:5) и к ближнему (Лев.19:18).

Ветхий Завет имел подготовительный характер: его предназначением была подготовка людей к пришествию Спасителя и Новому Завету.

Заповеди Ветхого Завета были уникальным явлением в человеческой истории. Они дали человечеству основополагающие понятия о добре и зле. Религиозные мыслители других народов не смогли дать в нравственной области ничего сопоставимого с Десятословием. Можно возразить, что и в исламе, и в буддизме, и в античной философии можно найти много правильных нравственных моментов. Но надо учитывать, что прор. Моисей жил за 600 лет до Будды, и за 900 лет до Аристотеля, за 1800 лет до Магомета.




Ветхий Завет несет на себе явную печать божественного Разума. Его некоторое несовершенство объясняется его назначением: он был предназначен для подготовки людей, вышедших из египетского рабства, к пришествию Спасителя и Новому Завету.

Когда Спаситель пришёл на землю, Он не отменил нравственные Заповеди Ветхого Завета.

Ко времени пришествия Христа Спасителя духовные учители израильского народа успели исказить правильное пониманиеВетхозаветного закона – его стали понимать внешним образом, будто бы для богоугождения достаточно скрупулёзного исполнения его внешних предписаний. Целью пришествия Мессии стали считать могущественное земное царство, всемирное господство еврейского народа, и, прежде всего, освобождение от Римского владычества. Это было главным конфликтом, темой постоянных столкновений Спасителя с книжниками и фарисеями. Христос, придя на землю, восстановил правильное понимание Ветхого Завета. Но при этом Он не отверг, не тронул того нравственного основания, которое уже было заложено Моисеем и другими святыми пророками.

По своему содержанию Ветхозаветный закон разделяется на:

а) закон нравственный, излагающий заповеди об отношении человека к Богу и ближнему;

б) закон обрядовый, излагающий постановления о скинии, священстве, праздниках, жертвах;

в) и закон гражданский, излагающий правила общественной и семейной жизни евреев.

Два последних имели только временное значение. С появлением Евангельского закона их обязательность прекратилась. На первом же Апостольском соборе гражданские и обрядовые постановления Ветхого Завета были отменены, и оставлена только нравственная его часть.

Кратко главное содержание Ветхозаветного нравственного закона изложено в 10-ти заповедях, данных народу израильскому на г. Синай и написанных на двух каменных скрижалях. Первые четыре заповеди Десятословия содержат обязанности человека по отношению к Богу; последние шесть излагают обязанности человека к ближним. Сущность же всего нравственного Ветхозаветного закона заключается в любви к Богу и ближним.

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему;

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

7.Не прелюбодействуй.

9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Ветхозаветный нравственный закон, сокращенно изложенный в Десятословии, имеет следующие отличительные особенности:

Его предписания направлены преимущественно на внешнюю сторону жизни, запрещая прежде всего преступные действия.

Какие награды обещает Ветхий Завет за свое исполнение, и какие наказания за нарушения? Закон ветхозаветный побуждал к своему исполнению обетованием земных благ (Втор. 28:1-13). Другим побуждением к его исполнению для ветхого человека был страх наказания; за нарушение заповедей закон Моисеев угрожал телесной смертью или земными бедствиями.

К достоинствам Ветхом Завете нужно отнести то, что в нем уже присутствуют главные христианские заповеди о любви к Богу (Втор.6:5) и к ближнему (Лев.19:18).

Ветхий Завет имел подготовительный характер: его предназначением была подготовка людей к пришествию Спасителя и Новому Завету.

Заповеди Ветхого Завета были уникальным явлением в человеческой истории. Они дали человечеству основополагающие понятия о добре и зле. Религиозные мыслители других народов не смогли дать в нравственной области ничего сопоставимого с Десятословием. Можно возразить, что и в исламе, и в буддизме, и в античной философии можно найти много правильных нравственных моментов. Но надо учитывать, что прор. Моисей жил за 600 лет до Будды, и за 900 лет до Аристотеля, за 1800 лет до Магомета.

Ветхий Завет несет на себе явную печать божественного Разума. Его некоторое несовершенство объясняется его назначением: он был предназначен для подготовки людей, вышедших из египетского рабства, к пришествию Спасителя и Новому Завету.

Когда Спаситель пришёл на землю, Он не отменил нравственные Заповеди Ветхого Завета.

Ко времени пришествия Христа Спасителя духовные учители израильского народа успели исказить правильное пониманиеВетхозаветного закона – его стали понимать внешним образом, будто бы для богоугождения достаточно скрупулёзного исполнения его внешних предписаний. Целью пришествия Мессии стали считать могущественное земное царство, всемирное господство еврейского народа, и, прежде всего, освобождение от Римского владычества. Это было главным конфликтом, темой постоянных столкновений Спасителя с книжниками и фарисеями. Христос, придя на землю, восстановил правильное понимание Ветхого Завета. Но при этом Он не отверг, не тронул того нравственного основания, которое уже было заложено Моисеем и другими святыми пророками.

Читайте также: