Институты государственной службы в странах запада кратко

Обновлено: 05.07.2024

При использовании интегральной структуры отмечены такие преимущества, как сокращение времени внедрения инновацион­ных проектов на 30—70%; снижение числа конструкторских изменений на 65—80%; повышение качества выполнения реше­ний на 200—600%; создание творческой атмосферы в коллекти­ве и уменьшение сопротивления инновациям.

Основным условием эффективности данной формы является четкое определение функций и ответственности всех членов це­левых групп. Эксперты выделяют три задачи.

• Необходимо обеспечить коллективное принятие решений по выполнению задач реализации проекта, причем в интегральных структурах существует возможность участия специалистов со стороны.

• Следует строго определить ответственность участников про­екта. Каждый специалист и каждая группа отвечают за качест­венное выполнение всего проекта в установленные сроки, а про­вал работ на одной стадии означает провал проекта в целом.

• Для обеспечения выполнения этих условий руководство долж­но ввести особую систему стимулирования и вознаграждения со­трудников целевых отделов, ориентированную на достижение ко­нечного результата.

Проектные группы создаются при принятии решений по вне­дрению продуктовых инновационных стратегий, они эффектив­ны при реализации любой инновации 15 .

В заключение отметим основные тенденции реорганизации струк­тур административно-государственного управления с целью по­вышения эффективности инновационной деятельности, кото­рые позволяют снизить сопротивление инновационному процессу, сократить сроки реализации проектов, уменьшить количество де­фектов в выполнении работ, стимулировать рост творческой инициативы:

• комбинирование множественных структур управления, ког­да наряду с основной создаются временные вторичные структу­ры и отдельные координирующие подразделения;

• снижение административных уровней управления и расши­рение управленческого диапазона каждого структурного звена;

• использование интегральных структур, позволяющих сни­зить сроки работ, повысить личную и коллективную ответст­венность, пригласить внешних консультантов, устранить двой­ную бюрократизацию в результате четкого распределения функций;

• передача руководителям проектных подразделений функ­ции координации инновационной деятельности и определения при­оритетных задач по проекту;

• развитие особой системы гибких мотиваций, ориентирован­ных на достижение конечного результата и создание высокой ин­новационной культуры в организации;

• объединение подразделений в многофункциональные науч­но-производственные центры по разработке и внедрению инно­ваций;

• создание на уровне высшего административного руководст­ва постоянных комитетов по стратегическому консультированию высшего звена управления.

Итак, мы видим, что в западной концепции менеджмента в государственных организациях управление инновационной дея­тельностью занимает сегодня приоритетные позиции, подчиняя себе все остальные направления государственного администри­рования.

5. Институты государственной службы в странах Запада
5.1. Система государственной службы в странах

с федеральным типом административно-государственного управления (Германия, США)

Германия. Среди европейских стран с федеральным типом административно-государственного управления наиболее влиятель­ной является Германия. Обратимся вначале к истории герман­ской бюрократии.

Пруссия и ее правящий класс — юнкеры — наложили свой отпечаток на германскую администрацию. Покорность, работо­способность и трудолюбие — все эти качества с самого начала куль­тивировались аристократическим юнкерством. Уже в XVIII ве­ке прусский король Фридрих Великий, имевший страсть к эффективной администрации, организовал университеты для подготовки бюрократов. При объединении Германии под прусским господством прусский административный стиль распространил­ся на новую нацию. Демократические принципы управления не ценились среди германских администраторов — преданность императору была более важной. Одной из причин, приведших к краху Веймарской республики (1919—1933), было то, что класс государственных служащих не испытывал ничего, кроме презре­ния к демократии. С появлением Третьего Рейха бюрократы с го­товностью устремились к Гитлеру.

Крах гитлеровской Германии значительно изменил дух и структуры боннской бюрократии. Сегодняшние гражданские служащие в этой стране привержены демократии. Они получа­ют профессиональную подготовку на последних курсах в различ­ных университетах страны. Боннские бюрократы имеют тен­денцию педантично следовать духу Римского права, искусно сведенного в неизменный кодекс, что придает гражданским слу­жащим отчасти догматический, книжный образ мышления.

Действительно, ведущая роль партий в политическом процес­се Германии (закрепленная Основным законом) оказывала и продолжает оказывать серьезное влияние на развитие системы государственного управления. Следует выделить ряд факторов, способствовавших активной роли политических партий в станов­лении и эволюции системы государственной администрации в Гер­мании:

• наличие членов партии на государственной службе рас­сматривалось как гарантия лояльности бюрократии к политиче­скому режиму.

Для современной Германии характерно тесное взаимопро­никновение и переплетение политической и административной сфер. Это нашло свое отражение и в законе о государственной службе, согласно которому чиновники имеют право участвовать в деятель­ности политических партий и добиваться парламентской карье­ры. Чиновники, избранные в Бундестаг или Земельный парламент, пользуются правом двухмесячного отпуска на время избиратель­ной кампании. Наряду с депутатским содержанием они продолжают получать значительную часть своего основного жалова­нья. Кроме того, они сохраняют право на получение пенсий для государственных служащих. Иными словами, чиновники в Гер­мании представляют собой привилегированную политическую группу. Их профессиональная компетентность и финансовая не­зависимость позволяют им добиваться значительного продвиже­ния в партиях. В отличие от многих европейских стран (Велико­британии, Франции и США), карьера государственного служащего в Германии не является альтернативной политической карьере. На­против, зачастую она становится предпосылкой для успешной политической деятельности.

Рассмотрим основные уровни административно-государст­венного управления в Германии.

Современное правительство Германии имеет достаточно силь­ную федеральную администрацию. Теоретически она отвечает за контроль иностранных дел, сбор налогов, оборону, транспорт, поч­товую службу, программы социального обеспечения и разведы­вательную деятельность. Но на практике федеральное правитель­ство контролирует только наиболее общие внутренние программы. Даже сбор налогов центральная администрация осуществляет сов­местно с правительствами земель. Большинство же внутренних программ осуществляется администрацией земель при общем фе­деральном руководстве.

Сегодня в Германии каждая из 16 земель имеет собственную конституцию и свою организацию управления. Администра­тивные учреждения земель составляют единую систему с соот­ветствующими федеральными административными учреждени­ями. Область их компетенции распространяется на образование, местное хозяйство, деятельность полиции, здравоохранение, социальное обеспечение. Земли в административном отношении делятся на округа, округа — на уезды, уезды состоят из общин. Вся полнота административной власти в округе сосредоточена в руках регирунгс-президента, назначаемого правительством земли. При нем действует регирунгс-президиум, члены которо­го тоже назначаются сверху. В уездах органом исполнительной власти является ландрат. В компетенцию администрации ландрата входит местный бюджет, налоги и все коммунальное хо­зяйство.

В городских общинах функции исполнительного органа вы­полняет бургомистр — профессиональный чиновник, назначае­мый городским советом на 8—12 лет. В некоторых городах суще­ствует коллегиальный исполнительный орган — магистрат, в состав которого входят профессиональные чиновники, назначаемые также на 8—12 лет.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность чиновников является Федеральный закон о чиновнике (ФЗоЧ) в редакции 1971 г. По этому закону чиновниками считаются сле­дующие лица: чиновники государственного аппарата, судьи, пре­подаватели школ и высших учебных заведений, военнослужащие, работники почты, железнодорожной службы, государственных бан­ков. Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников: А1—А5 — низшие чины (вспомогательно-технические); А6—А9 — средние чины (правительственные секретари, обер-секретари, гаупт-секретари); А10—А13 — высшие чины I ступени (правитель­ственные инспекторы, регирунгс-атаманы); А14—А16 — высшие чины II ступени (высшие правительственные советники). Мате­риальное содержание чиновников составляется из основного ок­лада, территориальной надбавки, надбавок на детей, за выслугу лет, за звание. Размеры, структура и динамика выплат опреде­ляются специальным законом об оплате 3 .

Несколько иное значение имеет в Германии институт почет­ных чиновников. Это лица, имеющие гражданскую профессию, которых назначают на почетную должность без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение. К ним относят­ся присяжные, выборные консулы.

Прежде всего, требуется быть немцем в смысле ст. 116 Основ­ного закона. В особом порядке закон допускает назначение чи­новником иностранца (например, в качестве преподавателя выс­шего учебного заведения Германии); такое назначение, однако, не ведет автоматически к приобретению гражданства.

Далее, лицо, претендующее на должность чиновника, долж­но предоставить гарантии своей политической благонадежности, т.е. готовности в любое время выступить в защиту конституци­онного строя. Помимо этого будущий чиновник должен обладать необходимой профессиональной подготовкой. Вид и деятель­ность такой подготовки устанавливаются соответственно уровню служебной иерархии.

К службе на низшем уровне (А1—А5) допускаются лица, ус­пешно закончившие народную школу и прошедшие подготови­тельную службу (§16 ФЗоЧ), к службе на среднем уровне (А6—А9) — лица, успешно кончившие народную школу, прохо­дившие служебную подготовку в течение года и сдавшие специ­альный экзамен для поступления на должность среднего уров­ня (§17 ФЗоЧ).

Значительно более высокие требования предъявляются к поступающим на службу высшего уровня. К службе на высшем уров­не I ступени допускаются лица, успешно окончившие среднюю школу, проходившие специальную подготовку в течение 3 лет и сдавшие экзамен по требованию этого уровня (§18 ФЗоЧ). Нако­нец, к службе на высшем уровне II ступени допускаются лица с высшим образованием, сдавшие первый государственный эк­замен, прошедшие подготовительную службу в течение 2 лет и сдавшие второй экзамен (§19 ФЗоЧ) 8 .

Основной формой контроля за деятельностью чиновников высту­пает административная юстиция. Она действует в как система специальных административных судов. Принятие в 1960 г. федерального уложения об административных судах установило их трехинстандионную структуру. Суды первой инстанции создаются, как правило, в больших городах. Дела слушают судеб­ные коллегии в составе трех профессиональных судей и двух засе­дателей. Последние вербуются из чиновников различных ведомств. Второй инстанцией являются верховные администра­тивные суды земель (всего их 16). Они состоят из опреде­ленного числа палат, заседающих в составе председателя, двух су­дей и двух заседателей. Эти суды являются ревизионными по решению к судам первой инстанции. Третьей, высшей, инстанцией выступает Федеральный административный суд (ФАС), состоящий из нескольких сенатов. Все судьи ФАС избира­ются из профессиональных судей специальной комиссией под пред­седательством федерального министра внутренних дел.

Читайте также: