Этика средневековья кратко самое главное

Обновлено: 28.06.2024

Значительный вклад в изучение этического знания в период Средневековья внесли Августин Блаженный (354–430), Пьер Абеляр (1079–1142), Фома Аквинский (1225/26-1274).

Так, Августин Блаженный полагал, что из всех античных мыслителей наибольшей ценностью этических воззрений для христианской церкви обладал только Платон.

• Мораль рассматривалась не в качестве предмета этики, т.е. не с научной точки зрения, а в качестве практической рекомендации, вытекающей из учения церкви.

В Средние века норой очень трудно было отличить христианскую догматику от этических положений. Например, некоторые Отцы Церкви доказывали, что религиозные догматы есть не только вероучения, но и важнейшие моральные ориентиры.

• В Средневековье произошла смена главной добродетели: стремление к счастью было заменено любовью к Богу в лице христианской церкви. За нарушение данного постулата человек подвергался жестоким гонениям со стороны священнослужителей.

В христианской картине мира человек принадлежит не самому себе, но в первую очередь Богу, который есть источник блага и подлинной жизни. Человек наделен и волей, и разумом, но и то и другое не может играть самостоятельной роли. Разум больше не может контролировать страсти, так как человеческий ум слишком слаб, чтобы одолеть бушующее море соблазнов. Нравственным идеалом Средневековья становится душа, освященная верой. Добродетель веры означала признание над собой высшего начала, добродетель надежды – осознание Его бесконечной благости и помощи человеку в деле обожения. Любовь – это правильное отношение к Господу и людям, идентичное отношению Христа Спасителя ко всем нам.

• В отличие от Античности мораль была отделена от человека и ее источником стал Бог, т.е. мораль приобрела объективный статус. Согласно этическим воззрениям Августина Блаженного, единственным источником и критерием нравственности являлся Бог, христианскими добродетелями выступали пассивность, смирение, вера во всемогущество Бога, нерассуждающая любовь к нему, надежда на небесное спасение. Учение Августина Блаженного послужило источником теории и практики инквизиции. • В Средневековье возникла идея о моральном равенстве людей. Смысл ее заключался в том, что отношения между людьми должны быть такими, в рамках которых они имеют одинаковые права на развитие творческих способностей, на счастье, уважение своего личного достоинства. Наиболее адекватным выражением идеи морального равенства является золотое правило этики ("Поступай по отношению к другим так же, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе"), из формулировки которого вытекает универсальность моральных требований, их распространенность на всех людей, независимо от их общественного положения и условий жизни, и универсальность моральных суждений, заключающаяся в том, что при оценке поступков других людей человек исходит из тех же оснований, что и при оценке собственных поступков.

• Большое значение для средневековой этики имело представление о сути самого мироздания. Оно было поделено на божественный и человеческий миры, и считалось, что ничего общего между ними быть не может. Мир земной пребывает во зле, где царят грех и несовершенство, мир небесный представляет собой истинное бытие и блаженство, дающиеся человеку в награду за богоугодную жизнь. Но ростки добра в нем – это человеческая воля, стремящаяся к воле Божьей.

• Представляет интерес тот факт, что проблемы морали стали активно завоевывать свое место в искусстве Средневековья. Так, среди видов средневековой театральной драмы появился такой, как моралите, представляющий собой нравоучительное аллегорическое представление, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлеченные понятия.

Главной целью моралите было отвлечение людей от пороков и воспитание добродетельного поведения, которое включало любовь к Богу и ближним, уважение к старшим, преданность семье, добросовестный труд, верность и т.д.

Каждый из персонажей моралите был снабжен атрибутами, расшифровывающими его аллегорический смысл: Себялюбие выступало с зеркалом, Глупость была увенчана ослиными ушами, Скупость держала в руке мешок с монетами, опознавательным знаком Надежды был якорь и т.п. Впоследствии моралите переродился в комедию нравов, сюжеты которой остаются актуальными до настоящего времени.

Следует отметить, что заслугой средневековой этики явилось то, что она значительно расширила моральный опыт человечества, добавив в него представление об абсолютных нравственных ценностях. Между добром и злом не должно быть никакой середины. Личность находится либо на пути к Богу, либо на пути к греху. Христианский нравственный идеал требует от человека максимальных усилий, но обещает награду, несоизмеримо превосходящую по ценности античное представление о счастье.

Синтетическая этика Фомы Аквинского (1225–1274) опиралась на положения Аристотеля, но осмысливая ее в контексте христианского вероучения.

Ф. Аквинский полагал, что воля извне ориентирована разумом, внешним двигателем, который сообщает ей спонтанность и гарантирует ее свободу. Таким разумом является Бог. Мораль же практически является организацией движения к Богу. Значимыми способностями человека становятся, таким образом, соединенные между собой воля и разум. Разумность воли в целеустремленности ее к высшей цели, которая и есть Бог.

Свобода у Ф. Аквинского трактуется через произвольность действия. Воля, которая обречена в союзе с интеллектом реализовывать выбор целей, рассматривается мыслителем с двух разных позиций: как желание установленной цели и как потребность в средствах, необходимых для достижения цели. Воля, которая достигла своей цели, выглядит как наслаждение.

Таким образом, одной из главных проблем для Фомы становится соотнесение человеческих действий с благом. Но при этом не всякое действие, которое совершает человек, состоящий из разных сфер (разумной, вегетативной, чувственной), Ф. Аквинский определил как собственно человеческое. Человечность действия будет зависеть от того, как, в какой степени оно будет соответствовать форме человека, заданной первоначально Богом. Это означает, что мера человечности действия является мерой его подчиненности разуму.

Использовать во зло, так как через него в человеке проявляет себя Бог. Добродетели человека – это все способности души, а именно: разум, воля, желание. С учением о добродетели у Ф. Аквинского тесно связано учение о грехе, который представляется им как уклонение от благих целей. Качество, которое характеризует отклоняющуюся волю, называется злонамерением. Грех является нарушением законов Тяжесть греха человека зависит от греховного действия.

Таким образом, основным в этическом учении Фомы является утверждение первенства разума над волей, что в полной мере согласовывалось с интеллектуальной направленностью XIII в. При этом Ф. Аквинский дополнял свои положения идеей, что любовь к Богу намного важнее познания Бога.

В первом веке на территории палестины зародилось христианство В средневековой этике объективно проводится божественное объяснение морали - бог источник и критерий добра,блага и тд Замена античных понятий:

Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю. Необходимо отметить, что развитие этики в этот период времени также не было лишено социального и политического окраса: высшему сословию было очень выгодно развитие именно этих идей, так как они позволяли объяснить причины неравенства, подавить возможные протестные движения, укрепить свои позиции. Понятно, что и сама христианская церковь становилась очень привилегированным институтом.

Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоинства, могущества человека не могли найти поддержки у христианской церкви. Мораль в Средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога. Бог, а не человек становится целью.

Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей основной проблематики христианского нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Поэтому центральными фигурами в средневековой этической мысли были не философы, как в античности, а теологи: Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др.

Центральные проблемы средневековой этической мысли:

1) источник и природа зла - результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной воли;

2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла;

3) антагонизм души и тела. Телесность - источник греховности человека, душа бессмертна и божественна, тело смертно и греховно;

4) источник нравственных ценностей - Бог, который создал мир, человека, следовательно, и все нормы поведения.

Среди достижений этической мысли Средневековья следует отметить следующие:

1) придание морали всеобщего, т.е. общечеловеческого, характера;

2) утверждение ценности каждого человека независимо от его происхождения, социального положения и даже достоинств;

3) углубление сущностного смысла понятия "нравственность" через категории вины, греха, страдания, искупления.

Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

При создании своего этического учения Фома Аквинский (1221-1274) воспользовался переводами трудов Аристотеля на латинский язык. Он воспринял у Аристотеля идею о высшем благе, которая реализуется в счастливой жизни. Этим благом Фома считал Бога, а любовь к нему и есть счастье. Зло случайно, оно зависит от добра и связано со свободой воли. В то же время благодаря свободной воле человек может быть добрым, т.е. стремиться к Богу. Это стремление связано с разумом и блаженно. Но в чистом виде блаженство при созерцании Бога возможно только после смерти человека. Человек добродетелен в меру своей свободы, основой которой является. Человеку недоступен ряд божественных истин, в силу своей сверхразумности эти истины являются предметом веры. Поэтому для добродетели, кроме разума, нужна и божественная помощь: естественная (в виде законов природы и общества) и сверхъестественная (в виде благодати). Такой благодатью является вера, она же есть необходимый элемент нравственного поступка.

Активно занимаясь пропагандистской, миссионерской деятельностью, религиозные идеологи вынуждены были глубоко изучать внутренний мир человека, противоречия духовной, нравственной жизни, детально рассматривать добродетели и пороки. Отцы и учителя церкви подчеркивали роль веры в нравственной жизни человека, а в своих классификациях добродетелей наиболее важными считали такие, как вера, надежда, любовь.

Главной темой в этических произведениях Эразма Роттердамского стала проблема соотношения веры и знания. Мыслитель не противопоставляет веру и знание. По его мнению, вера и знание гармонично связаны между собой. Знание призвано укреплять веру, понимать Священное Писание. Эразм усилил роль знания, в своих произведениях он призывает использовать труды древних мыслителей. Он стремился в своих размышлениях к гармоничному сочетанию античных и христианских морально-философских идеалов. Поэтому Сократ, например, был им практически приравнен к Христу. В книге "Домашние беседы" Эразм утверждал, что "многие изречения древних язычников по своей моральной ценности приближаются к положениям Священного Писания". Таким образом, Эразм полагает, что знание универсально. Оно не изменит своей сути в зависимости от источника. Для веры необходимо любое знание, если оно будет соответствовать духу христианства.




Таким образом, в средние века, когда существовало тотальное господство религии и церкви, важнейшие нравственные проблемы решались специфическим образом - через призму религиозных догматов, в интересах церкви.

Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю. Необходимо отметить, что развитие этики в этот период времени также не было лишено социального и политического окраса: высшему сословию было очень выгодно развитие именно этих идей, так как они позволяли объяснить причины неравенства, подавить возможные протестные движения, укрепить свои позиции. Понятно, что и сама христианская церковь становилась очень привилегированным институтом.

Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоинства, могущества человека не могли найти поддержки у христианской церкви. Мораль в Средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога. Бог, а не человек становится целью.

Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей основной проблематики христианского нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Поэтому центральными фигурами в средневековой этической мысли были не философы, как в античности, а теологи: Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др.

Центральные проблемы средневековой этической мысли:

1) источник и природа зла - результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной воли;

2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла;

3) антагонизм души и тела. Телесность - источник греховности человека, душа бессмертна и божественна, тело смертно и греховно;

4) источник нравственных ценностей - Бог, который создал мир, человека, следовательно, и все нормы поведения.

Среди достижений этической мысли Средневековья следует отметить следующие:

1) придание морали всеобщего, т.е. общечеловеческого, характера;

2) утверждение ценности каждого человека независимо от его происхождения, социального положения и даже достоинств;

3) углубление сущностного смысла понятия "нравственность" через категории вины, греха, страдания, искупления.

Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

При создании своего этического учения Фома Аквинский (1221-1274) воспользовался переводами трудов Аристотеля на латинский язык. Он воспринял у Аристотеля идею о высшем благе, которая реализуется в счастливой жизни. Этим благом Фома считал Бога, а любовь к нему и есть счастье. Зло случайно, оно зависит от добра и связано со свободой воли. В то же время благодаря свободной воле человек может быть добрым, т.е. стремиться к Богу. Это стремление связано с разумом и блаженно. Но в чистом виде блаженство при созерцании Бога возможно только после смерти человека. Человек добродетелен в меру своей свободы, основой которой является. Человеку недоступен ряд божественных истин, в силу своей сверхразумности эти истины являются предметом веры. Поэтому для добродетели, кроме разума, нужна и божественная помощь: естественная (в виде законов природы и общества) и сверхъестественная (в виде благодати). Такой благодатью является вера, она же есть необходимый элемент нравственного поступка.

Активно занимаясь пропагандистской, миссионерской деятельностью, религиозные идеологи вынуждены были глубоко изучать внутренний мир человека, противоречия духовной, нравственной жизни, детально рассматривать добродетели и пороки. Отцы и учителя церкви подчеркивали роль веры в нравственной жизни человека, а в своих классификациях добродетелей наиболее важными считали такие, как вера, надежда, любовь.

Главной темой в этических произведениях Эразма Роттердамского стала проблема соотношения веры и знания. Мыслитель не противопоставляет веру и знание. По его мнению, вера и знание гармонично связаны между собой. Знание призвано укреплять веру, понимать Священное Писание. Эразм усилил роль знания, в своих произведениях он призывает использовать труды древних мыслителей. Он стремился в своих размышлениях к гармоничному сочетанию античных и христианских морально-философских идеалов. Поэтому Сократ, например, был им практически приравнен к Христу. В книге "Домашние беседы" Эразм утверждал, что "многие изречения древних язычников по своей моральной ценности приближаются к положениям Священного Писания". Таким образом, Эразм полагает, что знание универсально. Оно не изменит своей сути в зависимости от источника. Для веры необходимо любое знание, если оно будет соответствовать духу христианства.

Таким образом, в средние века, когда существовало тотальное господство религии и церкви, важнейшие нравственные проблемы решались специфическим образом - через призму религиозных догматов, в интересах церкви.

Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что ос–новой для толкования нравственности в ней выступает не ра–зум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих трактатах отводят разуму второстепенную роль, как в пости–жении самого существа морали, так и в выборе индивидуаль–ной моральной позиции. Идея Бога как морального образца в средневековой этике задает строгие границы для интерпре–тации всей нравственной проблематики.

Античные философы, решая вопрос о высшем благе, исхо–дили из того, что благо существует непосредственно для чело–века и ради него, и потому речь шла о высшем благе человека. Христиане этим представлениям противополагали иной тезис: так как высшее благо – это Бог как реальность, то высшее благо существует ради славы самого Бога.

Ключевой проблемой христианской этической концепции становится идея любви к Богу. Любовь при этом понимается как своеобразный универсальный принцип нравственности, морали. Она определяет нравственное отношение к ближне–му, делает возможным придание морали общечеловеческого статуса, освящает все существующее.

В первые века христианства возникает совершенно осо–бенный строй мысли, который был ориентирован на древ–ность, святость и правильность. Представления о том, что мир открыт, возвещен и конечен (идея эсхатологии), рождали по–нимание необходимости учиться ожиданию этого конца, соз–нательно осваивать правила такого ожидания.

В дальнейшем проповедовании от всеобщей любви христи–анская этика переходит к преследованию инакомыслящих, от провозглашения равенства людей и отвержения богатства к оправданию социального неравенства.

Таким образом, вся патристика в Средние века основыва–лась на таком представлении об этике. Кроме того, понимание Бога как высшего блага, к которому причастны все люди, и следование, к которому ведет презрение к смерти, служило этическим доказательством бытия Бога.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Альтернативный проект средневековья

Альтернативный проект средневековья Между тем можно обнаружить, что это слово обозначает два вполне отличных друг от друга исторических момента, один длится от падения Западной Римской Империи до тысячного года и представлял собой эпоху кризиса, упадка, бурного

Символика раннего средневековья

Символика раннего средневековья Историческим итогом античности, ее концом и пределом оказалась Римская империя. Она подытожила и обобщила пространственное распространение античной культуры, собрав в одно целое земли Средиземноморья. Она сделала больше: она подытожила

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Феодализм Западной Европы пришел на смену рабовладению Римской империи. Возникли новые классы, постепенно оформилось крепостное право. Теперь борьба происходила между крепостными и феодалами. Поэтому театр Средневековья всей своей историей

ЛЕКЦИЯ № 2. Античная этика

ЛЕКЦИЯ № 4. Этика Возрождения

ЛЕКЦИЯ № 4. Этика Возрождения 1. Антихристианская этика Э. Роттердамского Главной темой в этических произведениях Эразма Рот–тердамского стала проблема соотношения веры и знания. Ка–кова же позиция Эразма по этому вопросу?Мыслитель не противопоставляет веру и знание.

ЛЕКЦИЯ № 5. Этика Нового времени

ЛЕКЦИЯ № 5. Этика Нового времени Новое время преимущественно ориентировано на выявле–ние натуралистического основания морали, на поиск гармо–нии между объективными и субъективными факторами.Новые идеи мыслителей Нового времени весьма значи–тельны и не только

ЛЕКЦИЯ № 9. Этика XX века

ЛЕКЦИЯ № 9. Этика XX века С одной стороны, этика ХХ века утверждает свое право на существование, претендуя на статус универсальной всечелове–ческой и вселенской ценности, с другой – стремится как бы занизить свою значимость, отказывается от теоретизирования в пользу

ЛЕКЦИЯ № 10. Политическая этика

ЛЕКЦИЯ № 10. Политическая этика 1. Мораль и политика Политическая этика – это особенная составная часть обще–ственной нравственности, социальной этики. Она начала скла–дываться на рубеже Нового времени, когда в результате дезинте–грации ранее сплоченного социума и

ЛЕКЦИЯ № 11. Хозяйственная этика

ЛЕКЦИЯ № 11. Хозяйственная этика 1. Предпринимательская (деловая) этика Предпринимательская (деловая) этика – специфическая подсистема прикладной этики, связанная с хозяйственной деятельностью в условиях рыночной экономики. Ее также на–зывают этикой бизнеса.

ЛЕКЦИЯ № 12. Экологическая этика

ЛЕКЦИЯ № 12. Экологическая этика 1. Природа и общество: эволюция взаимоотношений Экологическая этика – это направление междисциплинар–ных исследований, предметом которых являются нравствен–ные и духовные стороны отношений человека и общества к природе. В

4. Культура средневековья

4. Культура средневековья Можно по-разному относиться к культуре средневековья, некоторые считают, что в средние века произошел некий культурный застой, в любом случае их никак нельзя выбросить из истории культуры. Ведь даже в тяжелые времена всегда жили талантливые

Религия была той силой, которой определялась этика Средних веков. Христианство отказывалось от этики античных времен, так как в ней понятие нравственности определялось разумом, а не верой. Средневековые мыслители считали разум второстепенным, такую позицию они держали и при определении понятия морали и выборе моральной позиции каждого человека. Бог и Иисус воспринимались как образец нравственности и морали в этике этого периода, они задавали рамки, в которых можно было интерпретировать проблемы нравственности.

средневековая этика

Основой этики Средневековья становится Евангелие – Новый завет в библейском изложении, появляется новый нравственный идеал – Иисус Христос, который являл пример идеальной земной жизни. Согласно новой этической доктрине движущей силой духовного развития человека становится не знание, а его морально-нравственные качества. Развитие этих качеств определяет дальнейшее получение человеком знаний.

Учение Иисуса Христа основано на том, что главной движущей силой каждого человека должна стать любовь. Высшее ее проявление – любовь к Богу и к ближнему. Качествами, определяющими высокую духовность человека стали считать милосердие, сострадание, способность к покаянию и прощению, кротость. Впервые были высказаны идеи равенства всех людей перед законами Всевышнего.

Вместе с тем, несовершенство условий жизни привело развитие этической мысли к кризису. Как можно было объяснить наличие зла и страданий в мире, каково соотношение божественного и свободной воли человека в формировании его нравственности, в чем состоит проблема спасения души.

Эти проблемы попробовал разрешить философ Августин Блаженный. По Августину главным источником всего нравственного в человеке является сам Бог. Воля бога и есть нравственность. Бог создал этот мир полным благ, и он самый лучший для человека. Наличие зла и страданий – это испорченное волей человека божественное добро, либо неправильный взгляд человека на страдание, которое в конечном случае оборачивается для него добром. Подчинение своей воли воле Бога является самым верным путем к счастью. Подчинение подразумевало аскетизм и отказ от жизненных удовольствий, так как это не от Бога. Спасение души есть не что иное, как проявление милосердия Господа, не связанное с его земной жизнью.

Средневековая этика в эпоху Возрождения – 14-16 в., концепция этических учений от преобладающей божественной идеи обращается к внутреннему миру человека. Началась эпоха гуманизма. Основные этические представления того времени базировались на постулатах, что человек должен выражать себя в творчестве подобно Богу-Творцу, основа нравственности человека – его разум, который подобен Высшему Разуму Бога, мораль регулирует отношения людей, земные удовольствия оправданы тем, что Бог создал нас для счастья. Ярким представителем этических учений эпохи Возрождения стал Леонардо да Винчи.

В странах востока этические нормы отношений с Богом и между людьми нашли отражение в Коране.

Читайте также: