Этика служебной карьеры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям определенных профессий.

Для более глубокого понимания профессиональной этики юристов важно уяснить, во-первых, кодексы поведения, предписывающие должный тип нравственных отношений между людьми, которые задействованы в этой профессиональной деятельности. Во-вторых, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, позволяющей выбирать собственную линию поведения в процессе выполнения своего профессионального долга. Также это необходимо, чтобы разбираться в себе и других, чтобы видеть происходящее и с полной ответственностью реализовывать свою свободу.

В структуре профессиональной этики сотрудника полиции выделяют следующие элементы:

  • гражданственность – как преданность Российской Федерации, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
  • государственность – как утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства;
  • патриотизм – как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, избранной профессии и служебному долгу.

Долг сотрудника состоит в безусловном выполнении закреплённых Присягой, законами и профессионально-этическими нормами обязанностей по обеспечению надёжной защиты правопорядка, законности, общественной безопасности.

Честь сотрудника выражается в заслуженной репутации, добром имени, личном авторитете и проявляется в верности гражданскому и служебному долгу, данному слову и принятым нравственным обязательствам.

Достоинство неразрывно связано с долгом и честью, представляя собой единство морального духа и высоких нравственных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и других людях.

Принципы профессиональной этики

Профессиональная этика юриста вообще, и в частности - сотрудника полиции, должна быть основана на следующих морально-нравственных принципах:

Большинство современных компаний довольно серьезно следят за своим имиджем. Устраиваясь на работу в такую организацию, нужно четко исполнять правила служебной этики. В чем они заключаются, давайте разбираться.

Само понятие

Этика – это наука, изучающая особенность поведения человека в обществе, включающая в себя также и нравственную часть.


Служебный этикет – это принятый порядок общения в определенной компании, по которому люди общаются внутри коллектива, с партнерами по бизнесу для получения максимальных результатов в работе. Является частью деловой этики.

В понятие служебного этикета включается сразу несколько составляющих:

  • этикет при устройстве на новое место работы;
  • правила знакомства нового сотрудника с работниками организации;
  • этика общения сотрудников и начальства;
  • отношения сотрудников между собой;
  • особенности разрешения конфликтов в коллективе.




Общение по вертикали

Одной из главенствующих частей служебной этики является кодекс общения между руководителем и подчиненненными. И здесь требования к поведению в большей части касаются не подчиненных, а начальника.


Воспитанность также очень важна для начальника. Это связано с тем, что его сотрудники со временем перенимают метод общения руководителя и начинают общаться также. Поэтому начальник в первую очередь должен быть примером.



Не стоит начальнику нарушать и некоторые светские нормы этикета. Так, придя на работу, ему необходимо поприветствовать сотрудников, при этом работники не должны приподниматься с рабочих мест. Если руководитель достаточно молод, то он должен встретившихся сотрудников зрелого возраста и женщин приветствовать первым. Но при этом, например, при входе в кабинет руководителя, сотрудника-женщины начальник не обязан вставать.


При разговоре с подчиненными или посетителями руководитель не должен просматривать документы, которые не относятся к делу, позволять себе долгих телефонных разговоров, а также заниматься другими посторонними делами, например, пить чай, не предложив его оппоненту.


Общение по горизонтали

Но в то же время нельзя забывать о личностном росте и приобретении мастерства для строительства своей собственной карьеры.

В любой компании можно встретить работников с разным характером, в том числе и со сложным, довольно тяжелых в общении. Здесь главное – не выводить человека на открытый конфликт, стремиться сгладить неприятность общения вежливым отношением к такому сотруднику. Помните, что главным принципом служебного этикета в общении по горизонтали является уважительное отношение к каждому члену коллектива.



Конфликт интересов

Нередко в рабочих коллективах возникают конфликты интересов. В понятиях служебной этики это ситуации, которые затрагивают интересы сотрудников, противоречащие друг другу. Выделяют несколько вариантов таких разногласий:



Разрешение конфликтов интересов

Служебная этика включает в себя правила разрешения конфликтов интересов между сотрудниками компании. Идеального выхода из любой спорной ситуации, который бы устроил всех, не существует в принципе.

Существует два типовых решения конфликта интересов:

  • Принцип утилитаризма. Он заключается в том, что решение считается оправданным, если в результате его учтены желания большинства участников. При этом суммарная польза сопоставляется с объемом вреда, и если последний оказывается больше, то и такое решение признается неэтичным.
  • Принцип нравственного императива. Здесь решение не учитывает результат и не зависит от того, нанесете вы вред одному человеку или нескольким. Наносимый вред уже считается неэтичным.



Сейчас в большинстве случаев конфликты интересов разрешаются путем расставления приоритетов. При принятии каких-либо решений приходится учитывать не только личностные интересы, но и политические, экономические, этические аспекты. Хотя многие современные руководители считают, что нормы этики в решении конфликтов не нужны, то это далеко не так. Но и ставить моральную составляющую во главу угла тоже не стоит.

Все требования нужно оценивать с разных сторон, только в этом случае вы примете правильное решение и разрешите конфликт интересов с минимальным ущербом для всех его участников.


Еще больше об особенностях служебного этикета вы узнаете из следующего видео.

Карьера и Этика - Марина Францева HRTime

Иногда банальное следование правилам делового этикета может стать выигрышным и преимущественным пунктом на переговорах, в вопросе повышения и, конечно же, в момент выбора кандидата на прием на работу. Почему так? Сложно ли следовать этим правилам? Отличаются ли каноны делового мира от правил светского общения? Разберем подробно в этой статье, а также добавим 3 правила этикета, которые должен знать каждый.

Мы разобрали минимальную часть того, как этикет может помочь при устройстве на работу. Давайте обратимся к ситуациям, когда вы уже сотрудник компании. Отношения с коллегами: рабочие моменты предполагают массу ситуаций, когда пригодится знание делового этикета. Представьте: вы девушка, подходите к двери, в которую планируете зайти, рядом с вами идет мужчина – кто должен открыть дверь? Еще одна ситуация: вы сотрудник компании среднего ранга, вас позвали на общее совещание с начальником, вы подходите к кабинету, внутри все сотрудники старше вас по рангу – кто должен здороваться первым? Еще один пример: вы мужчина - директор компании, пересекаетесь в коридоре офиса с новичком - мужчиной, принятым в штат недавно – кто должен поздороваться первым? А кто первым поднести руку для рукопожатия? А если этот новый сотрудник – женщина? Представляете, знание скольких аспектов делового этикета может быть полезным на работе?

Сейчас мы расскажем самое главное правило, которое поможет разобраться с большинством этих аспектов. В деловом этикете нет гендерных различий – и мужчины (именно деловом, это его главное отличие от светского), и женщины – это равные сотрудники, отличает которых лишь должность и достижения. Поэтому дверь всегда открывает тот, кто находится к ней ближе, в лифт заходит и выходит из него первым тот, кто находится ближе к дверям. Здоровается всегда первым младший по рангу, а руку первым подает старший по рангу, независимо от пола. А вот если вы заходите в помещение, где уже есть люди, то всегда здоровается первым тот, кто заходит.

Как вести себя на переговорах? Как правильно выступать с речью, если вы докладчик? Как правильно представлять сотрудников, если вы директор компании? Как и когда правильно обмениваться визитками? Как принимать визитку? Как вести себя на деловом обеде? Как и когда общаться по телефону, и кто должен перезванивать при необходимости? Все эти детали рассматривает базовый деловой этикет – его знание дает вам не просто уверенность в своих действиях, но и свободу в работе с людьми на любом уровне. При желании вы можете изучить все эти правила, пока это не стало жесткой необходимостью (когда вы столкнетесь с непониманием или попадете в неловкую ситуацию из-за незнания).

Высшим пилотажем будет знание аспектов делового этикета в разных странах, так как у каждой культуры есть свои особенности в переговорах и отношении к работе. Если вдруг встанет вопрос о необходимости международных переговоров, представляете, каким преимуществом будет обладать человек, знакомый с правилами бизнес-этикета нужной страны. Поэтому не сомневайтесь в необходимости этих знаний.

И обещанные три правила этикета, которые должен знать каждый:

  1. Если вам подали руку для рукопожатия, пока вы сидели, обязательно встаньте перед тем, как подать в ответ.
  2. Если ваш напарник/спутник/собеседник здоровается с человеком, которого вы не знаете, вы должны поздороваться с ним тоже.
  3. Всегда придерживайте дверь для тех, кто идет следом за вами.


Согласно действующему законодательству государственные и муниципальные служащие в служебное время не должны заниматься партийной деятельностью. В органах власти не могут образовываться структуры политических партий, общественных и религиозных объединений, чиновники не могут использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений. Но быть членами той или иной партии, общественного и религиозного объединения чиновникам не запрещено.

Конституция РФ, как известно, не предоставляет политическим партиям право формирования правительства. Однако нельзя не считаться с наличием многопартийных интересов, представленных как в законодательных, так и в исполнительных структурах власти. Но если в России будет осуществлен переход к формированию федерального правительства на партийной основе, то можно ожидать такого перехода и в субъектах Федерации. Разумеется, в этом случае ключевые места в аппаратах федеральных и региональных органов власти будут занимать преимущественно однопартийцы. В то же время сегодня нет правовых гарантий против слияния правящей партии с государством, хотя эта проблема вновь неожиданно стала актуальной. При этом ясно, что чиновники проявят интерес к членству в правящей партии только в том случае, если это членство поможет им в продвижении по служебной лестнице.

[Закрыть] Сегодня потребность в партийной принадлежности становится по сути нормой профессиональной деятельности высокопоставленного чиновника, требующей и соответствующего морального оправдания.

Вопросы и задания

3. Какова основная цель нормативного регулирования служебного поведения чиновников с помощью профессиональной этики?

4. Что следует понимать под нравственно-правовым сознанием государственных и муниципальных служащих? Как на практике обстоит дело с правовой грамотностью чиновников? Приведите примеры.

5. Приведите варианты критериев оценки надлежащего (ненадлежащего) исполнения служебных обязанностей государственным и муниципальным служащим.

7. Объясните, в чем состоит главное содержание деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, всего корпуса чиновников?

8. Как государственный и муниципальный служащий может противостоять влиянию на него со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций? Приведите примеры.

9. В чем заключаются нравственные нормы служебного поведения, запрещающие служащему личные, финансовые и деловые связи, которые могут отрицательно сказаться на его репутации и профессиональной деятельности?

10. Перечислите ограничения для государственных и муниципальных служащих. С какой целью они вводятся законодательно?

11. Почему в новых условиях этические нормы и правила делового поведения служащего становятся важным фактором эффективной работы органов власти? Приведите примеры правил поведения чиновника в обращении с гражданами и представителями организаций.

13. В чем суть проявления конфликта интересов на государственной и муниципальной службе? Приведите примеры урегулирования конфликта интересов на службе.

14. Каковы правила публичных высказываний и оценок чиновников в отношении деятельности органов власти?

15. Допустимо ли участие чиновников в деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений?

Глава 4
Профессиональная этика и управление служебной карьерой

Служба, карьера и карьеризм

Как явление профессиональной культуры карьера (от фр. carriere – движение вперед) – это прежде всего искусство возвышения в мастерстве и продвижение в признании профессиональных качеств, сопряженных с профессиональными этическими принципами.[214] 214
См.: Маусов Н. К. Мотивация и карьера персонала / Н. К. Маусов, И. А. Кокорев, О. М. Ламскова. – М., 1998. – С. 52; Сотникова С. И. Управление карьерой: Учеб. пособие / С. И. Сотникова. – М., 2001. – С. 18.

[Закрыть] А как искусство карьера требует не только творческого вдохновения, но и терпения и систематической работы. Здесь нельзя импровизировать и ждать чудес, сначала надо приобрести необходимые знания и овладеть навыками и умениями.

[Закрыть] Готовых рецептов на все случаи служебного карьерного движения нет. Едва ли кто-то смог бы их прописать и предложить в исчерпывающем наборе, да и современная жизнь все труднее поддается прогнозированию. Но достичь вершин карьеры гражданского и муниципального служащего можно, только утвердившись в главном – никогда нельзя останавливаться в своем продвижении к самоутверждению.

Нормы профессиональной этики требуют от карьерных устремлений чиновника главного – он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц. Таким образом, высоконравственная и профессиональная деятельность служащего, какой бы пост он ни занимал, рассматривается как необходимая предпосылка доверия общества к институту государственной гражданской и муниципальной службы и условие для полноценной служебной карьеры.[216] 216
См.: Копытова Ю. Н. Доверие к органам власти / Ю. Н. Копытова. – М., 2003. – С. 46.

Социальная миссия карьерного роста

Следует отметить, что формальная составная часть служебной карьеры (должность, чин, статус) имеет большое значение, так как она зрима, определена по установленным параметрам (стандартам), пригодна для широкого использования, позволяет документировать развитие человека. В то же время ее нельзя переоценивать, полагаться только на ее признаки.

Между саморазвитием человека и формальным отражением данного процесса вполне могут быть несовпадения и противоречия, поскольку, с одной стороны, трудно однозначно определить реальную подготовленность служащего к выполнению поручаемого ему вида деятельности (должности), с другой – реальная служебная карьера часто не связана ни с содержательными, ни с формальными параметрами развития человека.[217] 217
Служебная карьера: Учеб. – методич. пособие / Под общ. ред. Е. В. Охотского. – М., 1998. – С. 57.

[Закрыть] Можно сделать блестящую карьеру, сполна насладиться вниманием общества, однако после себя оставить запущенные сферы управления и приходящие в упадок конкретные управляемые объекты.

Служебная карьера как явление и процесс, безусловно, несет важную социальную миссию, представляя собой источник и фактор развития общества, а также эффективное средство совершенствования государственного и муниципального управления.[218] 218
См.: Вырупаева Т. Особенности карьеры на государственной и муниципальной службе / Т. Вырупаева // Служба кадров и персонал. – 2008. – № 12. – С. 38.

[Закрыть] Давая простор творческому самовыражению человека, служебная карьера инициирует его энергию, побуждает к активным действиям, заставляет работать над собой, одновременно обеспечивая максимальный вклад в дело общественного созидания. Но для выполнения такой социальной миссии сама управленческая карьера мыслится организованной и упорядоченной в надлежащем виде.

Как социальное явление служебная карьера в основе всегда должна иметь личностно-ориентированный нравственный характер, быть построенной под человека и предоставлять ему возможности для непрерывного развития и самовыражения творческого и морального потенциала,[219] 219
См.: Васильев И. Г. Конкурентоспособность государственной службы как условие профессиональной карьеры / И. Г. Васильев, А. Е. Лукьяненко // Государственная служба: организация, кадры, управление. – М., 1999. – С. 98.

[Закрыть] иначе трудно добиться привлечения на государственную гражданскую и муниципальную службу талантливых людей.

Для того чтобы служебная карьера стала наконец определенным публичным институтом, понятным для каждого гражданского и муниципального служащего и для всего общества, она должна иметь научную основу и последовательный нормативно-отрегулированный порядок. Должно быть определено, что она собой представляет, какие в ней действуют механизмы, на каких основаниях принимаются кадровые решения, как измеряются и поощряются усилия и многое другое. Только тогда можно будет надеяться, что служебная карьера станет для многих современных чиновников делом их жизни, а не временным средством для удовлетворения личных интересов.

Карьера, профессионализм и этика

Профессия государственного гражданского и муниципального служащего требует от человека не только служебно-профессиональных, но и высоконравственных качеств, большой культуры, творчества. Отсюда ясно, что планирование и управление карьерой служащих должно носить научно обоснованный, системный, комплексный характер и постоянно быть в центре внимания органов власти.[220] 220
См.: Смирнов Е. Жизненные стратегии государственных служащих / Е. Смирнов // Гос. служба. – 2002. – № 4. – С. 117.

Специфика карьеры гражданского и муниципального служащего и в целом предметной области этой профессии выдвигает особые требования к целям, стратегии, формам и методам деятельности самой службы исходя прежде всего из признания особого отношения к чиновничеству со стороны общества и отношения служащего к самому себе, в котором моральная самоценность личности связана с общественным положением человека, представляющего публичную власть, достоинством профессиональной этики гражданской и муниципальной службы. В этой формуле находит отражение неразрывная связь права и морали, регулирующих смысл и направленность карьеры людей этой профессии.[221] 221
См.: Семикова Н. Управление карьерой / Н. Семикова // Служба кадров. – 2007. – № 12. – С. 40.

Помимо выполнения непосредственной управленческой работы, за которую гражданский и муниципальный служащий получает денежное жалованье, он состоит еще и членом профессиональной группы – корпорации служащих, являющейся в государстве одной из важнейших статусных групп. Непрерывный рост профессионализма и совершенствование этики поведения гражданского и муниципального служащего как члена профессиональной группы управленческих кадров представляются важными по следующим причинам:

• это помогает определить смысл и этические нормы служебного поведения служащих;

• порождает уверенность служащих в завтрашнем дне;

• расширяет перспективы личной карьеры каждого служащего. В любом случае профессионализм и личные моральные ценности выражаются в самореализации человека в избранной профессии.

Самореализация личности служащего

[Закрыть] Безусловно, личностная и профессиональная самореализация не только тесно соприкасаются друг с другом, но и могут сливаться, объединяться в процессах самореализационной деятельности. Необходимо, чтобы оба вида самореализации не мешали друг другу.

Важно иметь в виду одну простую истину, которая заключается в следующем. Как правило, между личностью и профессией выступают посредники – работодатели (государство, должностное лицо, частное лицо и т. п.), которые могут существенным образом повлиять на отношения спроса (профессия или должность) и предложения (претензия на профессиональную деятельность или должность со стороны кандидата или уже действующего работника) и способны корректировать эти отношения в сторону, выгодную для работодателя, но не всегда удобную и полезную для служащего и, возможно, профессии. Такова диалектика связей профессии и личности, вида профессиональной деятельности и трудовых отношений, объекта труда и субъекта трудовой устремленности. Самореализация (личностная или профессиональная) будет происходить полноценно только в том случае, когда требования профессии и интересы личности, а также ее возможности будут соответствовать требованиям избранной профессии, устремятся навстречу друг другу и совпадут в некой оптимальной для человека и профессии точке.[223] 223
См.: Кобзева В. В. Планирование карьеры как фактор мотивации профессиональной деятельности государственных служащих // Государственная служба: организация, кадры, управление. – M., 1999. – C. 181.

Личностные качества для работы в системе государственной гражданской и муниципальной службы

Необходимым условием готовности любого человека заниматься конкретным видом профессиональной деятельности является его желание, интерес, направленность именно на этот вид деятельности, а не на какую-либо другую работу. Естественно, что разные виды деятельности будут предъявлять и разные требования к свойствам личности, ее характеристикам, а разные личности будут выбирать разные профессии в зависимости от индивидуальных способностей, а также от обстоятельств, которые никакого отношения к интересу личности могут и не иметь.[224] 224
См.: Ковалев А. Г. Психология личности. – 6-е изд., перераб. и доп. / А. Г. Ковалев. – М., 2006. – С. 169.

Человек обладает сложной системой социальных качеств, полученных в результате процесса воспитания, и имеет индивидуальный характер, который является совокупностью поведенческих черт. Для того чтобы уметь управлять собой, нужно четко представлять картину своей индивидуальности: составить общий психологический портрет, определить наиболее ярко выраженные свойства. Необходимо попытаться дать ответ на три вопроса:

3) кто требуется в данный момент в этой профессии?

Вопросы на первый взгляд достаточно простые, но, как показывает практика, очень часто объективно ответить на них в сфере гражданской и муниципальной службы представляется сложной задачей. Далеко не каждая черта характера человека способствует успешной реализации карьеры.[225] 225
См.: Крегер О. Типы людей и бизнес. Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе / О. Крегер, Дж. М. Тьюсон. – М., 1995. – С. 40.

[Закрыть] Например, выдающийся американский ученый, основатель современной теории управления Ф. Тейлор определял такие характерные для профессиональной черты карьеры, как (1) ум, (2) образованность, (3) силу, (4) энергичность, (5) тактичность, (6) решительность, (7) рассудительность, (8) честность. Другой ученый, известный исследованиями в области менеджмента, А. Файоль, выделял (1) предвидение, (2) организаторские способности, (3) компетентность, (4) здоровье, (5) развитый интеллект, (6) высокий уровень культуры и нравственности.[226] 226
См.: Менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. Ю. В. Кузнецова, В. И. Подлесных. – СПб., 2005. – С. 18, 20.

[Закрыть] Обратим еще раз внимание на присутствие органичного единства профессиональных и нравственных качественных характеристик, которые должны быть у современного управленца.

1) профессиональные знания;

2) умение работать в команде;

3) исполнительность и ответственность;

4) способность быстро осваивать новые знания и умения.

Для того чтобы человек мог рассчитывать на успех служебной управленческой деятельности, он должен быть предрасположен к работе в государственных и муниципальных органах. Как известно, государственная гражданская и муниципальная служба – строго упорядоченная сфера профессиональной деятельности. Выполнение служебных обязанностей регламентируется различными правовыми актами и служебными документами в виде инструкций, наставлений, предписаний, рекомендаций. Каждый поступающий на гражданскую или муниципальную службу должен реально оценить свои возможности, личностные данные, чтобы не нанести ущерба государству, людям и себе. Сочетание долга и здорового честолюбия, общественного и личного интереса в деятельности гражданских и муниципальных служащих является важной предпосылкой служебного роста и карьеры.[228] 228
См.: Ткаченко Ю. Планирование карьеры сотрудников кадрового резерва / Ю. Ткаченко // Служба кадров и персонал. – 2005. – № 3. – С. 48.

Взаимосвязь между личностью и выбором карьеры

В научной литературе, раскрывающей критерии и методы выбора карьеры, сложилось твердое убеждение, что этот выбор есть выражение личности, а не случайное событие, где играет роль шанс, удача.[229] 229
См., например: Поляков В. А. Технологии карьеры / В. А. Поляков. – М., 1995. – С. 23; Сотникова С. И. Управление карьерой: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 19, и др.

[Закрыть] Достижения человека в том или ином виде карьеры зависят от соответствия между его личностью и морально-психологической обстановкой на работе.

1) реалистический – предпочитающий деятельность, связанную с манипуляциями конкретных технических задач (техник);

2) исследовательский – аналитик, любознательный, методичный и точный (ученый-исследователь);

3) артистический – экспрессивный, оригинальный, внутренне сосредоточенный (декоратор);

4) социальный – любит работать сообща, но направленно избегает систематической деятельности, включая любую механическую (консультант);

5) предпринимательский – любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей (адвокат);

6) конвенциональный – любит систематическое манипулирование информацией, различными данными, записями, репродуцированием материалов (бухгалтер).

Хотя один из типов всегда доминирует, человек тем не менее, приспосабливаясь к условиям обстановки, использует широкий спектр стратегий в рамках двух и более типов поведения на службе.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: