Этика лао цзы кратко

Обновлено: 08.07.2024

Происхождение

Лао-цзы является легендарной личностью: о происхождении и жизни великого философа не существует какой-либо официальной информации в исторических источниках. Но, несмотря на то, что современная историческая наука подвергает сомнению факт существования Лао-цзы в прошлом, в научной литературе он все же выступает основоположником даосизма.

Некоторые исследователи предполагают, что Лао-цзы мог быть современником Конфуция, или даже больше: Лао-цзы и Конфуций — одно и то же лицо.

Философский труд Лао-цзы

Философия Лао-цзы, изложенная в трактате, сводится к основным двум понятиям:

  • Дао — главный закон, абсолют, путь. Дао не имеет ни границ, ни формы, но при этом определяет форму и дает имя всему сущему на земле. Именно Дао создал все вокруг, и познать счастье можно только в момент слияния с ним.
  • Дэ — закон, порядок, предписанный Дао. Это способность грамотно распоряжаться внутренними силами и жизненной энергией для совершенствования собственного тела и духа. Во всем следуя Дэ, можно приблизиться к природе, а значит, постичь Дао.

Это основные понятия даосской системы, которые позволяют понять суть учения Лао-цзы.

Суть философии Дао

Истинный даосист не должен вмешиваться в ход развития событий, поскольку Вселенная лучше знает, как должна протекать жизнь, а целенаправленное влияние человека может помешать этим тонким процессам. Данный принцип в даосской философии называется У-вэй.

Идеи Лао-цзы не теряют своей популярности на протяжении многих веков, и в настоящее время насчитываются миллионы последователей великого китайского философа, а о его жизни и творчестве составляются доклады.

ЛАО-ЦЗЫ*

Светочи Мира, великие Учителя человечества, указывают путь к этому Мосту и предлагают с Их помощью идти по нему.

Приобщимся же к тому, что говорит нам об этом великий философ и подвижник Древнего Китая Лао-Цзы.

Лао-Цзы учит, что в каждом человеке есть частица этого Высочайшего, и указывает путь реализации его в себе.

Социальная этика, по мнению Лао-Цзы, несомненно способствует индивидуальной этике, и он уделял этой проблеме серьёзное внимание. Он считал, что общественный строй обусловлен естественным порядком мира и без управления никакое общество существовать не может. Как государственный строй он признавал монархию, которая более других форм правления способна привести людей к единству, то есть к мировому закону.

Лао-Цзы считает, что царь, будучи повелителем народа, мог бы нравственно повлиять на своих подданных; слова и дела его могли бы быть примером и образцом для всех. Поэтому он предлагает царю быть особенно внимательным к себе и преподаёт целую систему о морали царя.

Итак, Мост, о котором говорилось вначале, ведёт к бессмертию, уводит от смерти в Жизнь вечную.

Великие люди приходят и уходят,
Живут среди нас, нам на радость,
И покидают нас, нам на горе;
И слёзы сменяют счастье,
И счастье сменяет скорбь.

Но Ты.
Ты никогда не уйдёшь,
Потому что Ты в сердце человека
и в сердце Солнца,
Всегда с нами и вечно недостижимый,
Ты пребываешь вовеки,
пребываешь в сфере,
Не доступной ни жизни земной,
ни смерти.

Отец.
Среди колеблющейся и вечно текущей,
Среди меняющейся ежесекундно
Мелькающей жизни, в которой ничто не прочно,
Ты Один — Реальность, Твердыня духа,
Незыблемое Основание во всех мирах,
Не доступное ни жизни земной,
ни смерти.

22 ноября 1992 г.

1 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 132.
2 Толстой Л.Н. Учение Лао-Тзе//Дао де цзин. СПб., 1998. С. 93.
3 Аум. 78.
4 Община. 88.
5 1-е Поел. Петр. 5: 5.
6 Матф. 6: 1.
7 Там же. 6: 19-21.
8 Листы Сада Мории. Зов. 31.03.1923.
9 Община. 85.
10 Матф. 5: 44-45.
11 Листы Сада М. Озарение. 2—VIII—4.
12 Матф. 23: 11-12.
13 1-е поел. Петр. 5: 5.
14 Аум. 119.
15 Беспредельность. 70.

Даосизм— национальная религия Китая, наряду с эти­ко-политическим учением конфуцианства и пришед­шим из Индии буддизмом составившая так называемую триаду учений (сань цзяо), которые и стали основой духовной культуры Китая на про­тяжении тысячелетий.

Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как некий монолит, нечто единое и цельное. Однако это совершенно невер­но применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен (начиная с середины I тыс. до н. э. и до III в. до н. э., когда была создана единая империя) на множество от­дельных, враждовавших между собой царств, так же и культура его яв­ляла собой картину значительного многообразия; существовало не­сколько типов культур, слившихся позднее в великом общекитайском синтезе.

В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга Китая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге (царство Чу) господствовала стихия мифопоэтического мышле­ния, процветала экстатичность шаманских культов. И даосизм, созрев­ший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смут­ных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции дао­сизм не стал бы даосизмом, без северной — не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности.




Однако даосизм не был бы религией, если бы не ставил перед собой цели указать путь к сверхъестественному совершенству. Таким путем и стало сформировавшееся к началу нашей эры учение о бессмертии и способах его обретения.

Для традиционной китайской культуры не была характерна вера в бессмертие души. Реальной признавалась только единая психофизиче­ская целостность живого существа. Сам дух понимался вполне натура­листически: как утонченная материально-энергетическая субстанция (ци), после смерти тела она рассеивалась в природе. К тому же даосизмунаследовал от шаманизма учение о множественности душ — животных (но) и мыслящих (хунь). Тело выступало единственной нитью, связую­щей их воедино. Смерть тела приводила к разъединению и гибели душ. Поэтому уже в глубокой древности огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие (шоу) стало од­ной из важнейших ценностей китайской культуры. Постепенно возникла вера в возможность обретения бессмертия через употребление особых снадобий растительного или минерального происхождения, Существо­вали и представления о наличии в океане особых островов, населенных бессмертными, а знаменитый император— объединитель Китая Цинь Шихуан (III в. до н. э.) даже посылал туда морскую экспедицию.

Путь к бессмертию, по даосскому учению, предполагал занятия сложными методами особой психофизической тренировки (психотехни­ки), во многом напоминавшей индийскую йогу и включавшей два ас­пекта: совершенствование духа и совершенствование тела. Первый за­ключался в занятиях медитацией: созерцании Дао и единства мира, еди­нении с миром и с Дао самого практикующегося. Применялись и различные сложные визуализации божеств, символизировавших собой осо­бые состояния сознания и типы жизненной энергии. Второй заключался в специфических гимнастических (дао инь) и дыхательных (син ци) уп­ражнениях, сексуальной практике для поддержания энергетическогобаланса организма и занятиях алхимией, именно алхимия считалась высшим путем к обретению бессмертия.

Даосизм исторически существовал в виде отдельных школ и на­правлений, наиболее известной является школа Небесных наставников (она же школа Пути истинного единства), созданная в середине II в. н. э. даосским магом Чжан Даолином. Согласно легенде, на горе Хэминшань (современная провинция Сычуань, юго-западный Китай) ему явился обожествленный Лао-цзы и объявил его Небесным наставником — сво­им наместником на земле. Этот титул передается в семье Чжан по на­следству вплоть до настоящего времени. Сейчас 65-й Небесный настав­ник проживает на Тайване, хотя представители его рода есть и в КНР. Для этой школы характерна развитая практика богослужений-литургий сложного символического значение. Они проводились для обновления стихий космоса и являли собой как бы алхимическое действо, представ­ленное в виде религиозного ритуала.

В IV в. появились школы Маошань и Линбао, придававшие боль­шое значение отшельничеству и личному самосовершенствованию.

II

На ряду с конфуцианством в Китае существует другая религия, образовавшаяся на туземной почве, это даосизм, основателем которого считается мудрец Лао-цзы. Некоторые высказывают сомнение в действительном существовании этого китайского философа и считают его легендарной личностью; но отсутствие более или менее точных сведений о его жизни едва-ли может служить достаточным основанием к отрицанию исторического характера его личности. Лао-цзы родился около 604 года до н.э. и большую часть своей жизни провел в городе Чоу (Чжау), где он некоторое время занимал должность хранитеоя архивов. Здесь Лао-цзы, будучи уже в глубокой старости встретился с Конфуцием, к которому он отнесся не вполне дружелюбно, так как совершенно расходился с ним во взгляде на условные формы человеческого общежития. Вскоре после этого свидания Лао-цзы отказался от должности и удалился в уединение, где и занялся разработкой своего учения о Дао, в потом предпринял путешествие в какую-то отдаленную страну. Больше мы ничего не знаем о его жизни; правда, в народных преданиях существует не мало сказаний о проявлениях его необычайной мудрости в чудесных событиях из его жизни; но легендарный характер этих сказаний слишком очевиден.

I

Даосизм— национальная религия Китая, наряду с эти­ко-политическим учением конфуцианства и пришед­шим из Индии буддизмом составившая так называемую триаду учений (сань цзяо), которые и стали основой духовной культуры Китая на про­тяжении тысячелетий.

Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как некий монолит, нечто единое и цельное. Однако это совершенно невер­но применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен (начиная с середины I тыс. до н. э. и до III в. до н. э., когда была создана единая империя) на множество от­дельных, враждовавших между собой царств, так же и культура его яв­ляла собой картину значительного многообразия; существовало не­сколько типов культур, слившихся позднее в великом общекитайском синтезе.

В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга Китая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге (царство Чу) господствовала стихия мифопоэтического мышле­ния, процветала экстатичность шаманских культов. И даосизм, созрев­ший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смут­ных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции дао­сизм не стал бы даосизмом, без северной — не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности.

Однако даосизм не был бы религией, если бы не ставил перед собой цели указать путь к сверхъестественному совершенству. Таким путем и стало сформировавшееся к началу нашей эры учение о бессмертии и способах его обретения.

Для традиционной китайской культуры не была характерна вера в бессмертие души. Реальной признавалась только единая психофизиче­ская целостность живого существа. Сам дух понимался вполне натура­листически: как утонченная материально-энергетическая субстанция (ци), после смерти тела она рассеивалась в природе. К тому же даосизмунаследовал от шаманизма учение о множественности душ — животных (но) и мыслящих (хунь). Тело выступало единственной нитью, связую­щей их воедино. Смерть тела приводила к разъединению и гибели душ. Поэтому уже в глубокой древности огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие (шоу) стало од­ной из важнейших ценностей китайской культуры. Постепенно возникла вера в возможность обретения бессмертия через употребление особых снадобий растительного или минерального происхождения, Существо­вали и представления о наличии в океане особых островов, населенных бессмертными, а знаменитый император— объединитель Китая Цинь Шихуан (III в. до н. э.) даже посылал туда морскую экспедицию.

Путь к бессмертию, по даосскому учению, предполагал занятия сложными методами особой психофизической тренировки (психотехни­ки), во многом напоминавшей индийскую йогу и включавшей два ас­пекта: совершенствование духа и совершенствование тела. Первый за­ключался в занятиях медитацией: созерцании Дао и единства мира, еди­нении с миром и с Дао самого практикующегося. Применялись и различные сложные визуализации божеств, символизировавших собой осо­бые состояния сознания и типы жизненной энергии. Второй заключался в специфических гимнастических (дао инь) и дыхательных (син ци) уп­ражнениях, сексуальной практике для поддержания энергетическогобаланса организма и занятиях алхимией, именно алхимия считалась высшим путем к обретению бессмертия.

Даосизм исторически существовал в виде отдельных школ и на­правлений, наиболее известной является школа Небесных наставников (она же школа Пути истинного единства), созданная в середине II в. н. э. даосским магом Чжан Даолином. Согласно легенде, на горе Хэминшань (современная провинция Сычуань, юго-западный Китай) ему явился обожествленный Лао-цзы и объявил его Небесным наставником — сво­им наместником на земле. Этот титул передается в семье Чжан по на­следству вплоть до настоящего времени. Сейчас 65-й Небесный настав­ник проживает на Тайване, хотя представители его рода есть и в КНР. Для этой школы характерна развитая практика богослужений-литургий сложного символического значение. Они проводились для обновления стихий космоса и являли собой как бы алхимическое действо, представ­ленное в виде религиозного ритуала.

В IV в. появились школы Маошань и Линбао, придававшие боль­шое значение отшельничеству и личному самосовершенствованию.

II

На ряду с конфуцианством в Китае существует другая религия, образовавшаяся на туземной почве, это даосизм, основателем которого считается мудрец Лао-цзы. Некоторые высказывают сомнение в действительном существовании этого китайского философа и считают его легендарной личностью; но отсутствие более или менее точных сведений о его жизни едва-ли может служить достаточным основанием к отрицанию исторического характера его личности. Лао-цзы родился около 604 года до н.э. и большую часть своей жизни провел в городе Чоу (Чжау), где он некоторое время занимал должность хранитеоя архивов. Здесь Лао-цзы, будучи уже в глубокой старости встретился с Конфуцием, к которому он отнесся не вполне дружелюбно, так как совершенно расходился с ним во взгляде на условные формы человеческого общежития. Вскоре после этого свидания Лао-цзы отказался от должности и удалился в уединение, где и занялся разработкой своего учения о Дао, в потом предпринял путешествие в какую-то отдаленную страну. Больше мы ничего не знаем о его жизни; правда, в народных преданиях существует не мало сказаний о проявлениях его необычайной мудрости в чудесных событиях из его жизни; но легендарный характер этих сказаний слишком очевиден.

Легенда о Лао Цзы

Пробыв всю жизнь хранителем книг и набравшись от них мудрости, в старости сел он на черно-красного быка и отправился в сторону далеких Западных гор, чтобы навсегда покинуть Китай и найти благословенную страну, где нет горестей и страданий.

Покинув Китай, он перебрался в Индию и стал Буддой.

Факты из жизни мудреца

Лао – эр родился в начале 7 века до н.э. в , служил архивариусом в чуском книгохранилище. Уже будучи старым человеком общался с Конфуцием и оказал большое влияние на становление его мировоззрения.

По некоторым преданиям его считают отцом основателя первой мировой религии буддизм – Гаутамы Сидхартхи.

Как зародился даосизм?

Почему люди не могут жить в мире и согласии? Почему сильный всегда обижает слабого? Почему страшные войны уносят тысячи жизней и оставляют сирот и вдов?

Почему мы постоянно недовольны своим уделом? Зачем завидуем? Почему жадничаем, словно собираемся жить вечно и сможем потратить все богатства мира? Почем изменяем своим убеждениям и добившись желаемого вновь начинаем желать чего-то несбыточного?

Китайский мудрец дает нам ответ на все эти вопросы. Мы слишком подчиняемся чужому мнению, и в то же время хотим подчинить людей своей воле. Мы живем своими желаниями, подчиняемся телу, а не душе. Мы не можем изменить свои взгляды и убеждения и, главное, мы не хотим их менять, если они идут вразрез с нашими желаниями.

Мы не думаем о том, что миром правит ДАО – великий и незыблемый путь к постижению истины. ДАО – и основа, и миропорядок, именно он правит миром и всеми вещами, материальными и духовными, в этом мире.

Поэтому если человек идет правильным путем, путем ДАО, он отказывается от своих плотских неправедных желаний, отказывается от денег и драгоценных вещей, переосмысливает свои убеждения и превращается в наивного ребенка, который постигает новые законы бытия. В этом случае он следует путем гармонии с природой и вселенной, путем ДАО.

Считается, что начать путь постижения даосизма нужно с прочтения книги Лао Цзы. Она сложна к понимаю и постижению истин, в ней заложенных, но нужно читать ее раз за разом и тогда научитесь читать между строк и понимать внутренний смысл написанного. Интуитивно вы будете постигать ранее непостижимое, и ваш разум изменится и сможет расширить горизонты познания.

Основные догмы даосизма

Чем больше знаний имеет человек, тем больше он понимает, что только прикоснулся к истине познания, а познать все невозможно и только глупец будет похваляться своими знаниями.

Лао Цзы считал именно воду основой жизни, он говорил, что нет ничего нежнее, мягче и слабее воды, но она в один миг может стать жестокой и разрушительной стихией и может разрушить крепкий камень.

Этим он хотел сказать, что с помощью нежности и слабости можно победить крепкое и сильное. Любой человек приходит в мир нежным и слабым, а уходит из него крепким и жестким. Все понимают это, но никто не действует соответственно, поскольку старается быть жестоким с жестокими , а нежным только с нежными.

Этим китайский мудрец хотел сказать, что люди постоянно стремятся к излишним вещам: хотят денег, драгоценностей, шелков и роскоши, но если не знать об их существовании и никогда не видеть подобных вещей, то их и не будешь желать. А если стремиться только к славе, почестям и богатству, вместо того чтобы вести праведную жизнь, полную размышлений и познания мира, то с годами придется грустить об упущенных возможностях.

Только избавившись от этого страха можно жить полной жизнью, дышать полной грудью и наслаждаться каждым мгновением.

ДАО- вечный и незыблемый Абсолют, к которому стремится все живое, даже вечное Небо подчиняется законам ДАО, и смысл жизни любого человека – это слиться с ним в вечной гармонии и постись божественный экстаз единения космических душ.

Читайте также: