Этика и деонтология медицинской сестры кратко

Обновлено: 02.07.2024

_______ Севостьянова И. А. протокол___ ______Евсеева И.Л.

Опорный конспект лекции

ПМ 04 (07) «Выполнение работ по профессии

МДК. 04. (07) 01. Теория и практика сестринского дела

Автор: Евсеева Ирина Леонидовна

первой квалификационной категории

Сестринская этика и деонтология.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

" Ethos " - обычай, нрав. ЭТИКА изучает нравственность, то есть нор мы поведения людей, их моральные отношения.

ДЕОНТОЛОГИЯ ( deontos - должное, надлежащее, logos - учение) из учает профессиональные отношения. Понятия этика и деонтология приме­ нимы в любой сфере профессиональной деятельности: юридической, аг­рономической и так далее, в том числе, и медицинской. Медицинская эти­ка изучает моральные отношения между врачом, сестрой, больным и его родственниками. Медицинская деонтология изучает профессиональные отношения в том же блоке: врач, сестра, больной, родственники.

Краткий исторический очерк развития этики и деонтологии .

Можно думать, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить боль, иначе говоря из чувства гуманности. Именно гуманность всегда была особенностью медицины. С древности и до наших дней людей волновали вопросы этики и деонтологии: каким должно быть поведение медика, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения между собой. О поисках, размышлениях врачей многих стран и народов свидетельствуют, в частности, вавилонские, египетские, индийские, китайские, русские памятники старины. Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой "Клятве" впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача. Величие Гиппократа в том, что он считал человека - венцом природы. Знамена­ тельно, что участники I Международного конгресса по медицинской этике и деонтологии (Париж 1969 г.) сочли возможным дополнить ее одной только фразой: "Клянусь обучаться всю жизнь".

Понятие медицинская деонтология было введено сравнительно не давно: в начале прошлого столетия английским ученым и философом И.Бентамом, как обозначение науки о профессиональном поведений чело­ века. Большое влияние на формирование медицинской этики и деонтоло гии оказали отечественные ученые: Мудров, Пирогов, Боткин, Бехтерев. Они заложили основы этико-деонтологических принципов. А так же со­ ветские ученые и организаторы здравоохранения: Семашко, Данилевский, Кассирский и многие другие внесли вклад в развитие этики и деонтологии.

Долг и ответственность.

Долг и ответственность - основные проблемы как этики, так и деонтологии. В этике эти проблемы рассматриваются с точки зрения морально-нравственных отношений. В деонтологии - в аспекте должностных (про­фессиональных) обязанностей.

ГЛАВНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП - НЕ ВРЕДИ!

Долг медработника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональ­ных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности, другими словами, долг медработника:

моральный - это оказание медицинской помощи вне зависимости от социального положения, вероисповедания и так далее,

профессиональный - никогда, ни при каких обстоятельствах не совершать действий, вредных для физического и психического состояния людей.

Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения этико-деонтологические вопросы до настоящего времени не пользуются престижностью. В связи с этим имеет место большое количе­ство жалоб от населения на нарушение медицинской этики и деонтологии. Если низкая профессиональная квалификация медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то нравствен­ный облик выявляется без труда и может получить, кевжаденш-, отрица­тельную оценку у населения. Это значит, что такие нравственные качества как сопереживание и милосердие должны привноситься не извне, а стать моральным стержнем медицинского работника, этической нормой.

Существуют и определенные правила поведения медицинского работника в коллективе лечебного учреждения. Медицинский этикет состоит из соблюдения правил внешней и внутренней культуры поведения медработника.

Внешняя культура поведения:

внешний вид (одежда, косметика, прическа, обувь),

соблюдение внешний приличий: тон, которым говорят, не употреблять бранных, грубых слов.

Внутренняя культура поведения:

отношение к труду,

дружелюбие, соблюдение субординации

Субординация - система служебного подчинения младшего старшему, основанная на правилах служебной дисциплины. Нужно помнить, что

интриги, грубость ведут к разладу в коллективе, к делению его на группы, что значительно ухудшает работу лечебного учрежде­ния.

Нужно всегда соблюдать главный этический принцип - НЕ НАВРЕДИ! Своими разладами в коллективе можно навредить больному. В коллективе должна быть такая атмосфера, которая способствовала бы и хорошей работе медицинского персонала, и скорейшему выздоровлению больных. В противном случае госпитализация может не облегчить страда­ния пациента, а даже нанести вред. Чтобы этого не случилось, очень важна работа медсестры, контакт между пациентом и медсестрой. Сестра может прекрасно выполнять свои профессиональные обязанности, достигнет автоматизма в работе: прекрасно делает инъекции и так далее, но за всем этим нет пациента. А она должна находиться при больном, понять его, уметь хранить тайны, вызывать доверие. Доверие - это путь к выздоровлению. Если пациент верит в сестру и врача, он чувствует себя в безопас­ности, знает, что получит все, что необходимо, для восстановления его здоровья. В противном случае, у него возникают сомнения относительно лечащего персонала. Они находят свое выражение в самых различных требованиях: созыва консилиума, приглашения специалистов, особых ис­следований и так далее. Состояние, вызванное тяжелыми переживаниями пациента вследствие дефектов деятельности, общения медперсонала, на­блюдаются чаще у мнительных больных. В таких случаях возникают:

поспешное и необоснованное мнение о диагнозе и прогнозе;

неверное толкование лечебных и диагностических процедур;

депрессия от бездействия или невнимания персонала.

Как следствие всего выше перечисленного, у пациента может возникнуть боязнь какого-либо заболевания (рака - канцерофобия, болезни

серд­ца - кардиофобия и так далее).

Очень важно для выздоровления - с кем общается пациент дома, в палате.

Взаимное влияние пациентов может быть положительным и отрица­тельным: больной видит, как его сосед по палате с гораздо худшим прогнозом борется за жизнь, и это вселяет в него желание делать то же. Но может быть и обратное: вид тяжелых больных действует удручающе, угнетающе. Поэтому очень важен подбор больных в палате так, чтобы они соответствовали по характеру друг другу. И совсем идеально, если общение друг с другом принесет им удовлетворение.

Медсестра не должна забывать и о таком свойстве психики пациента, как влияние на самого себя. Человек заболевает. Сначала он прячется от самого себя, объясняет возникновение симптомов болезни различными причинами (усталость, перенервничал на работе, неприятности дома, вот и разболелась голова). Затем он осознает факт болезни, но какое-то, время

надеется на быстрое улучшение. Подспудно вспоминает все, что он читал, слышал, видел у родственников и знакомых с такими же симптомами заболевания. Появляется чувство страха: а вынесу ли? Останусь ли жив? Что будет с детьми? У больного появляется чувство вины, он ищет в чем же виноват, за что расплачивается? За какие грехи? Нередки случаи самооб­винения. Больные часто заявляют, что "сами виноваты". Не были осто­рожны, где-то что-то проглядели. Люди, часто болеющие, с большим сми­рением и спокойствием переносят страдания. Те больные, которые заболе­ли впервые или у которых от их физического здоровья зависит многое в жизни: артисты, спортсмены, подвержены исключительно серьезным про­явлениям страха. То есть очень важно знать те реакции личности, которые формируются во время заболевания.

У хронических больных могут наблюдаться более глубокие изменения психики. Больной может стать пессимистом, может стать обидчивым, чувствительным, завистливым, даже ненавистником. А может быть ин­фантильное поведение (как у малого ребенка). В этих случаях очень важно доверие и контакт между больным и врачом, больным и медсестрой. Мед­сестра постоянно близко общается с больным, тогда как врач видит его только на обходе, и должна своими заботливым, уважительным отношени­ем, беседами с больным ориентировать его на выздоровление. Это особен­но трудно: сохранить в человеке веру в случаях тяжелых болезней, с тяже­лым исходом.

некоторым манипуляциям и элементам ухода. Таким образом круг деятель­ности медсестры очень широк.

ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В СВЯЗИ С ВОЗРАСТОМ

Очень важно учитывать при общении возраст больных. Если это дети, они тяжело переносят разлуку с матерью, отрыв от привычной обста­новки, не осознают боль, не умеют сформулировать жалобы, лечебные и диагностические процедуры их пугают. Проявляются очень четко дефекты характера и воспитания: т.е. если ребенок капризный, то кричит и каприз­ничает еще больше, если тихий - замыкается в себе, боязливый - постоян­но всего боится и т.д. В этих условиях матери должно разрешаться посе­щение. После ее ухода нужно отвлечь ребенка, почитать ему, поиграть с ним, заняться рисованием, лепкой и т.д. Боится манипуляций - отвлечь внимание. Самое главное - доверие ребенка к медсестре!

У подростка - идет самоутверждение личности, отсюда бравада, резкость, притязания на взрослость, пренебрежительное отношение к болез­ни. Здесь также нужно очень большое терпение, выдержку, уважение, умение найти подход, возможно подчеркнуть отношение, как ко взросло­му.

Пациенты работоспособного возраста. Тут все зависит от личностных качеств пациента, от того, как он воспринимает болезнь, как относится к персоналу. Тут особенно важны доверие и контакт.

Пациенты пожилого и старческого возраста. Для них характерно чувство одиночества, "жизнь уже прошла", это доминанта их возраста. На­растает беспомощность, снижается слух, зрение, двигаться все трудней' снижается память, усиливается обидчивость, ранимость. Ухудшается возможность самообслуживания, ослабление мотивации к лечению и выздо­ровлению. В этих случаях очень важны теплота и забота. Медсестра долж­на согреть пожилого человека, побеседовать с родственниками, с самим пациентом, найти то, что его еще интересует в жизни (жизненные цен­ности) и на этом строить мотивацию на выздоровление.

ТИПЫ МЕДСЕСТЕР, ПО И. ХАРДИ

В рамках контакта между сестрой и больным - кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, - следует уде­лить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике мож­но встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными навыками. Однако несмотря на это, каждой сестре необходимо и тщательно познать особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных.

Обратимся к характеристике отдельных типов.

Сестра-рутинер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей.

Тип сестры, "играющей заученную роль". Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между ею и больным.

Тип "нервной" сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонная к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных.

Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной лич­ностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами. о которых их воспитанники станут говорить: "Строга, но справедлива'',. При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны. часто грубы и даже агрессивны с больными.

Сестры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них -естественное условие существования. Забота о больных - жизненное призва­ние.

Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые, благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности, получают специальное назначение. Такие сестры работают в лаборато­риях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики.

Профессия медсестры - тяжелая профессия. Часто можно услышать от медсестры "я очень устала". Действительно:

тяжелые эмоциональные и психические нагрузки.

Вследствие тяжести и физической и моральной у медсестры может быть профессиональная деформация личности, основные ее проявления:

холодность и равнодушие;

грубость и раздражительность;.

подавленность от "бессилия".

Для предотвращения профессиональной деформации необходимо соблюдать этические нормы как фактор саморегуляции медсестры:

сохранение душевного равновесия больного;

активизация его позиции на здоровье;

профилактика профессиональной деформации.

Таким образом, круг проблем медицинской этики и деонтологии чрезвычайно широк. Многие из них нашли свое отражение в "Этическом кодексе медицинской сестры России", принятом в 1997 году (внимательно ознакомьтесь с приложением № 2).

Медицинская этика и деонтология — это правила поведения медицинского работника, основанные на общечеловеческих принципах морали и нравственности. Этика и деонтология в работе медицинской сестры представляет собой её отношения со всеми участниками лечебно-диагностического процесса: пациентом, его родственниками и близкими, лечащим врачом, другими врачами, коллегами-медсёстрами, младшим медицинским персоналом.

Этика и деонтология

Оглавление
  • Медицинская биоэтика
  • Модели медбиоэтики
  • Профессиональная этика
  • Деонтология
  • 4 принципа этики и деонтологии
  • Отношения медсестры с пациентом и коллегами
  • Решение проблем

Этика и медбиоэтика

Мораль — это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием, т.е. социально обусловлена.

Нравственность — это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведение людей.

Этика – (лат. ethic, от греч. ethice – изучение нравственности, морали) — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем, который понимал этику как философию нравственного поведения людей.

Медицинская этика представляет собой системы моральных и нравственных норм в отношении пациента и медицинского персонала.

Этика и деонтология в профессиональной деятельности – это комплекс моральных и нравственных норм, которым должна следовать медицинская сестра в своей ежедневной деятельности – выполняя медицинские вмешательства, при осуществлении ухода за больными и т.д.

В деятельности медицинских работников должны повсеместно и повседневно соблюдаться принципы медицинской этики и деонтологии. На основе обычаев, норм и правил поведения сформулированы наиболее общие этические категории (нормы морали):

Медицинская этика и деонтология

Пациент, доверяющий свое здоровье медицинской сестре, хочет и должен быть уверен не только в профессиональном владении навыками, но и в следовании ею высоким моральным и нравственным принципам. Медицинская сестра должна быть порядочной и честной, чуткой и доброй, милосердной и отзывчивой.

Нравственный долг является категорией морали, его не нужно путать с наукой о долге — деонтологией, которая имеет более узкое содержание (о ней поговорим ниже0. Врачебный долг, медицинский долг — комплекс требований и норм, регулирующий отношения:

  • врач (медицинский работник) — пациент
  • врач (медицинский работник) — родственники пациента
  • врач — врач
  • врач — медицинская сестра
  • врач (медицинский работник) — общество

Этика и деонтология в медицине — основа взаимодействия между медицинскими работниками и пациентами. С одной стороны, профессиональный долг служит проявлением гуманизма как главного принципа врачебной (медицинской) морали. С другой стороны, бывает, что гуманизм противопоставляется врачебному долгу. Известно, что отказ от оказания медицинской помощи противоречит клятве Гиппократа, Женевской декларации, Уголовному кодексу РФ, однако часто имеют место подобные факты. Медицинская биоэтика выполняет также функцию защиты медицинского работника как личности, позволяя медику поступать не только по существующим законам, но и по собственной совести при выполнении профессионального долга.

Модели медбиоэтики

В настоящее время медбиоэтика существует в четырех исторически сложившихся моделях (формах):

Этика и деонтология: принцип Гиппократа

Современная медицинская биоэтика сталкивается с множеством противоречивых проблем: аборты, искусственное оплодотворение, клонирование, сексология, эвтаназия. В этих случаях возникает так называемый конфликт прав. К примеру, право плода на жизнь и право женщины на прерывание беременности.

Задача современной медицины состоит в том, чтобы сделать жизнь человека долгой и счастливой, без болезней и страданий. Однако на пути добра и прогресса часто становятся люди, одержимые жаждой власти, наживы и исключительно собственных интересов. Это и явилось причиной возникновения такой формы медицинской этики, как биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Этика и деонтология в работе медицинской сестры

В повседневной деятельности соответственно должностным обязанностям профессиональная этика и деонтология медсестры выходит на первый план мастерства. Именно в соблюдении этическо-деонтологичеких принципов в любой ситуации медицинская сестра демонстрирует свой высокий профессионализм.

Профессиональная этика медицинской сестры

В 1996 году Ассоциацией медицинских сестер России был разработан и принят, а в 1997 году одобрен Проблемной комиссией по сестринскому делу Управления учебными заведениями Министерства здравоохранения Этический кодекс медицинской сестры России.

Согласно Этическому кодексу, документам, на которых он основан и современному положению вещей в медицине, сестра — это не только исполнитель врачебных назначений. Медицинская сестра — самостоятельная профессия. Ее представители обладают как навыками комплексного ухода за пациентами, так и достаточным уровнем познаний в области психологии общения и педагогики. Основа Этического кодекса медицинской сестры России — такие этические компоненты философии сестринского дела, как обязанности, ценности и добродетели. Рассмотрим подробнее.

Этика и деонтология в обязанностях медицинской сестры (профессионализм)

Медицинская сестра обязана:

  • уважать пациента
  • уважать право пациента на самоопределение
  • говорить правду
  • делать добро
  • не причинять вреда
  • уметь принимать самостоятельные решения
  • быть преданным своей профессии человеком
  • иметь ответственность

Ценности (желаемые цели)

Желаемыми целями для медицинской сестры должны быть:

  • профессионализм
  • результативность
  • достоинство
  • здоровье
  • гармония

Профессиональные добродетели (личные качества)

Медицинской сестре должны быть присущи:

  • знания
  • мудрость
  • сострадание
  • терпение
  • ответственность
  • милосердие
  • способность к сотрудничеству.

Наряду с деонтологией — наукой о медицинском долге — профессиональная этика медсестры предполагает правила поведения и отношения с окружающими. Согласно этим правилам медицинская сестра обязана:

  • неукоснительно соблюдать субординацию (подчинение младшего медицинского звена старшему, согласно принципам служебной дисциплины)
  • не допускать и пресекать распространение конфиденциальной и служебной информации
  • не допускать и пресекать обсуждение медицинских проблем в присутствии пациентов и их родственников
  • не допускать выяснения отношений между коллегами в присутствии пациентов и их родственников
  • поддерживать доброжелательные, тактичные и вежливые отношения с пациентами и их родственниками
  • иметь терпение выслушивать пациента и его родственников, понять их переживания
  • поддерживать пациентов и их родственников в тяжелые минуты
  • сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей
  • действовать профессионально в пределах своей компетенции.

Читать также: Основные типы лечебно-профилактических учреждений. ЛПУ стали Медицинскими организациями

Повседневное поведение медицинской сестры, стиль ее работы зависят от многих факторов. Здесь и отношение к профессии, и личностные качества, и общая корпоративная культура конкретного медицинского учреждения. К большому сожалению, часто приходится сталкиваться с эмоциональной и нравственной индифферентностью (безразличием, равнодушием) медицинских сестер.

Нередко неблаговидные поступки, противоречащие нормам Этического кодекса, медицинские сестры пытаются оправдать экономической обстановкой, наличием глубоких личных проблем и другими факторами. Однако истинно профессиональная этика медсестры руководствуется тем, что в подобных ситуациях оправдывающих неэтичное поведение обстоятельств просто не существует.

Деонтология в работе медицинской сестры

Деонтология (от греч. deon — должное) — принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение последствий неполноценной медицинской работы. Деонтология является частью медицинской этики (медбиоэтики), медицинской морали. Профессиональная деонтология медсестры являет собой долг средних медицинских работников перед пациентом, его семьей и всем обществом.

Говоря о том, что существует деонтология медсестры и других медработников, подразумевается профессиональное поведение, как на рабочем месте, так и вне работы. Соблюдение норм деонтологии включает в себя:

  • внимательное отношение к пациенту, немедленную реакцию на изменения в его состоянии и/или поведении
  • тактичное обращение с пациентом
  • коллегиальность в отношении со всеми сотрудниками
  • сохранение медицинской тайны

Деонтология в работе медсестры

Прежде всего, деонтология медсестры — это ее внутренняя и внешняя культура.

Внутренняя культура — набор качеств, которым в идеале должна обладать медицинская сестра:

  • честность
  • порядочность
  • искренность
  • преданность своему делу
  • скромность
  • доброта
  • готовность прийти на выручку
  • дисциплинированность
  • справедливость
  • сострадание
  • дружелюбие
  • опрятность
  • умеренность в макияже и украшениях
  • грамотная речь
  • уместные слова и выражение
  • отсутствие фамильярности, вежливость

Этика и деонтология: 4 принципа

Этика и деонтология медицинской сестры базируется на четырех универсальных принципах:

  1. автономии
  2. милосердия
  3. справедливости
  4. полноты оказания медицинской помощи

Принцип автономии

С точки зрения принципа автономии медсестра должна уважать личность каждого пациента и его решения. С этим принципом связаны следующие положения:

  • пациент рассматривается не как средство, а как цель
  • в отношениях с пациентом важны: конфиденциальность, уважение к политическим и иным убеждениям пациента, уважение к его культуре
  • получение от пациента информированного добровольного согласия на предстоящую процедуру
  • уважение личного мнения пациента, его свобода в принятии важных решений

Этика и деонтология: принцип милосердия

Принцип милосердия

Включает в себя несколько аспектов:

Принцип справедливости

В деятельности медицинской сестры не должно быть различения пациентов по их профессии, социальному статусу, а также по другим характеристикам. Этика и деонтология в работе медицинской сестры также устанавливает, что любая помощь, которая оказывается пациенту, не должна нанести ему или третьим лицам вреда. Если медработник оказывается между противоположными мнениями пациента и его родных, он всегда должен исходить из мнения пациента. Принцип требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или иных внешних обстоятельств.

Принцип полноты медицинской помощи

Заключается в том, что медицинская сестра обязана оказывать медпомощь пациентам:

  • профессионально
  • использовать для этого все имеющиеся в ее арсенале средства
  • проводить качественно меры диагностики и профилактики
  • оказывать паллиативные медицинские услуги нуждающимся пациентам
  • реализовывать профилактические мероприятия

Этика и деонтология медицинской сестры с точки зрения соблюдения этого принципа подразумевает, что при оказании медицинской помощи медсестра обязана строго соблюдать все действующие требования законодательства, а также моральные нормы.

Этика и деонтология в отношениях участников лечебного процесса

Этические и деонтологические принципы в медицине предполагают выстраивание отношений с пациентом по следующим правилам:

Этический кодекс медсестер затрагивает и вопрос общения с родными пациента. С ними также необходимо выстроить взаимодействие по следующим правилам:

  • Родственникам, которые ухаживают за пациентом, необходимо показывать правильность выполнения различных процедур
  • Следует проявлять тактичность, спокойствие и сдержанность
  • Разговор с родственниками пациентами должен строиться в пределах компетенции медсестры. Вопросы прогноза болезни, лечения и тому подобные обсуждать с родными может только врач
  • На вопросы родственников пациента следует отвечать неторопливо и спокойно

Этика и деонтология медицинской сестры содержит в себе также правила профессионального общения. Это общение с врачом, другими медицинскими сёстрами и санитарками. Как строить отношения с врачами:

  • Недопустимо проявление неуважения и грубости
  • Все назначения врача должны выполняться профессионально, четко и своевременно
  • Следует немедленно сообщать врачу обо всех внештатных ситуациях с пациентом (внезапное изменение состояния, поведения)

Этика и деонтология: отношения медсестра - врач

В профессиональной деятельности отношения медсестер друг с другом должны строиться со следующими особенностями:

  • следует проявлять уважение и вежливость
  • замечания по работе должны доводиться до сведения коллеги без пациентов
  • более опытные медсестры должны передавать свой опыт более молодым коллегам
  • в затруднительных ситуациях медсестры должны стремиться помогать друг другу
  • Ненавязчивый и тактичный контроль работы санитаров и младших медицинских сестёр
  • Не допускается высокомерное и фамильярное отношение
  • Работа по принципу взаимоуважения
  • Запрещается делать замечания друг другу в присутствии других коллег и посетителей

Этика и деонтология: решение проблем

Этика и деонтология медицинской сестры как наука позволяет решать различные проблемы, которые возникают в работе специалиста.

В эту работу включаются следующие направления:

  • проведение семинаров и тренингов по выходу из конфликтных ситуаций и их предотвращению, по коллективным методам работы, развитию коммуникативных навыков
  • обучение медсестер нормам общения с больными и их родственниками
  • проверка знаний норм этического кодекса медсестер
  • проведение периодических тестов, благодаря которым можно выявить сотрудников, у которых наблюдается хроническая усталость, профессиональное выгорание. На основе этих данных планируются мероприятия, снижающие риски развития синдрома профессионального выгорания

Этика и деонтология: отношения медсестра - медсестра

Например, одна из медсестер снимала свой рабочий день на камеру мобильного телефона, потом размещала на своей странице в социальной сети фото, на которых присутствовали пациенты. С такой медсестрой проводится беседа, а в отделении вводятся правила использования мобильных телефонов, запрет на фотосъемку пациентов. Эта информация впоследствии доводится до сведения всех медсестер медицинского учреждения.

Сестринский процесс: определение, этапы, примеры

Модели сестринского дела, их авторы и характеристика

Основные типы лечебно-профилактических учреждений. ЛПУ стали Медицинскими организациями

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.


По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

  • научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;
  • практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

  • медицинский работник – пациент,
  • медицинский работник – родственники пациента,
  • медицинский работник – медицинский работник.

Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи. Прежде чем приступать к обсуждению применения принципов на практике, дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости/не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

Отношения "медсестра - пациент"

Отношения "медсестра - родственники (и близкие) пациента:

Отношения "медсестрa - врач":

  • Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;
  • Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;
  • Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;
  • При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Отношения "медсестрa - медсестрa":

  • Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;
  • Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;
  • Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;
  • В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения "медсестрa - младший медперсонал":

  • Соблюдать взаимоуважение;
  • Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала;
  • Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;
  • Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice – изучение нравственности, морали), системы моральных и нравственных норм в отношении пациента и медицинского персонала

Проблемы медицинской этики в истории медицины

Проблемы медицинской этики на современном этапе

Биоэтика– как и медицинская этика – наука о законах, принципах и правила регулирования профессионального поведения медицинского работника, но в условиях использования новых медицинских технологий. Основные проблемы биомедицинской этики затрагивают следующий круг вопросов: взаимоотношения медицинского работника и пациента, эксперименты на человеке и животных, эвтаназия пассивная и активная, социальные, правовые и этические аспекты аборта, контрацепции и стерилизации, генетический скрининг, новые репродуктивные технологии: (искусственная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство), трансплантация органов и тканей, генетика и генная инженерия, клонирование, правовой и моральный статус эмбриона, права пациента и медицинского работника и т.д. Проблемные ситуации в современной медицине рассматриваются с точки зрения философии, психологии, социологии, права, морали и религии, из чего следует, что биоэтика — это междисциплинарная область современных научных исследований.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты: научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников; практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности. Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

медицинский работник – пациент,

медицинский работник – родственники пациента,

медицинский работник – медицинский работник. Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи. Прежде чем приступать к обсуждению применения принципов на практике, дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости/не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента. Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса. Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

Отношения "медсестрa - врач": Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении; Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально; Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного; При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Отношения "медсестрa - медсестрa": Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам; Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного; Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом; В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения "медсестрa - младший медперсонал": Соблюдать взаимоуважение; Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала; Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие; Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

1. Сестра-рутинер — она тщательно, скрупулезно, аккуратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкции, проявляет усердие, ловкость и умение для ухода за больными, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.

2. Сестра, играющая заученную роль (артистический тип) — такая медсестра в процессе свой работы старается играть какую-либо роль (например, благодетельницы) или следовать понравившемуся ей идеалу. Постепенно в поведении такой сестры исчезают искренность, непосредственность, открытость и появляются наигранность, искусственность.

4. Сестра с мужеподобной внешностью, сильная личность — больные уже издали, по походке или зычному голосу узнают ее, побыстрее стараясь привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такая сестра любит порядок, четкость и дисциплину. В благоприятных случаях она может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры — может быть резкой и грубой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.

6. Сестра-специалист — сестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любоз­нательность в определенной сфере профессиональной дея­тельности и благодаря развитию этого интереса получают специальное назначение. Многие из них посвящают свою жизнь избранному делу, работая в кабинетах физиотера­пии, функциональной диагностики, различных лаборато­риях.

Философия сестринского дела основана на общечеловеческих принципах этики - науки о морали. Медицинская этика – составная часть общей этики, рассматривает гуманистические, нравственные начала в деятельности медицинского работника. Медицинская сестра, разделяющая философию сестринского дела, принимает этические обязательства, ценности, добродетели.

Этические обязательства – правила и действия, которые находятся в рамках профессиональной компетентности медицинской сестры, круг ее деятельности:

  • честность, критичность к себе и окружающим;
  • благодеяние, не причинение вреда;
  • уважение прав пациента и других медработников;
  • обязательность, ответственность за свой труд.

Этические ценности – цели, идеалы, к которым должна стремиться медсестра:

  • профессионализм, постоянное самосовершенствование;
  • здоровье, здоровая окружающая среда;
  • независимость, человеческое достоинство.

Этические добродетели(совершенства) - личностные качества, которыми должна обладать медицинская сестра:

  • сострадание, милосердие;
  • терпение;
  • ответственность;
  • целеустремлённость.

Внешняя культура поведения медика - медицинский этикет:

  • внешний вид (одежда, косметика, обувь);
  • соблюдение внешних приличий: ровный тон, исключение бранных, грубых слов.

Внутренняя культура поведения медработника включает:

  • отношение к труду;
  • соблюдение дисциплины;
  • дружелюбие.

Этика неразрывно связана с деонтологией ( deontos – должное, надлежащее, logos–учение). В медицинском понимании - это учение о юридических, профессиональных и моральных правилах поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей. Все установленные принципы поведения направлены на максимальное повышение эффективности лечения пациентов.

С другими медработниками необходимо:

  • соблюдать субординацию – подчинение старшему по должности;
  • не обсуждать действия медработников при пациентах или их родственниках;
  • не выяснять отношения при пациентах или их родственниках;
  • быть тактичным с младшим персоналом.
  • ровное, доброжелательное отношение, располагающее к доверительному диалогу;
  • уважение достоинства пациента, его права на самостоятельность – независимо от пола, возраста, состояния здоровья, социального статуса и т.д.;
  • сохранение конфиденциальности.

С родственниками пациентов:

  • вести себя спокойно, сдержанно, несмотря на загруженность, проявлять участие;
  • не выходить за рамки компетентности.

Итак, медицинская этика определяет моральные, а медицинская деонтология – профессиональные отношения.

Читайте также: