Этика древнего рима кратко

Обновлено: 06.07.2024


Что сказать родственнику, вернувшемуся домой с бурной вечеринки? Как себя вести в публичной бане? Эти вопросы волновали людей еще во II веке. Профессор классической истории Университета Рединга в Великобритании Элеонора Дики перевела уникальные манускрипты, датируемые II–VI веками, которые предназначались греческому населению Римской империи для изучения латыни. Эти пособия, как оказалось, были не только учебниками по изучению языка, но и инструкцией к тому, как себя вести в обществе. Что именно советовали эти тексты, рассказывает The Guardian.

В манускриптах (colloquia) представлены конкретные сцены, которые могли приключиться с человеком. Ученые не знают наверняка, разыгрывались ли они учениками на занятиях, хотя Дики признается, что это было вполне возможно. Сценки из разговорников учили людей, как избежать неловких ситуаций – например, что говорить, если ты опоздал в школу, как торговаться на рынке или как правильно подготовиться к семейному обеду.

Дики рассказывает, что римские обеды часто были очень пышными и превращались в оргии, где участники под влиянием алкоголя творили то, за что им потом было стыдно. Данный источник напрямую не рассказывает о подобных инцидентах, однако это читается между строк.

Подобные документы были невероятно популярны в Римской империи. Их переписывали и распространяли на протяжении веков. По словам Дики, эти пособия были более популярны, чем многие античные труды, в том числе Катулла и Цезаря.

Древнеримская этика была типичной для рабовладельческого общества, в котором высокими моральными качествами наделялись лишь свободные граждане, а рабы находились вне сферы морали Однако в Древнем Риме чаще, чем в Древней Греции, раздавались голоса в защиту достоинства человека независимо от его социального статуса. Раб, по словам Л-А Сенеки, является равным другим людям, в его душе тоже есть начала гордости, чести, мужества, великодушия.

Отношение к физическому труду, было отрицательным, правда, не повсеместно, ведь любимым занятием римлян было земледелие, а диктатора Цинцинната (V века до н.э) римляне высоко ценили за то, что он собственными руками обрабатывал свою землю По преданию, его просто от плуга пригласили народные собрания на высший государственный должности.

Основной клеткой древнеримского общества была семья. К ней принадлежали отец, его жена, дети и даже взрослые сыновья со своими женами и детьми. Пока отец жил, даже взрослые сыновья вполне зависили от него. Отец был обладателем и судьей семьи, мог продать сыновей в рабство и даже убить. Он распоряжался всем имуществом семьи, в частности и тем, что дети приобрели своим трудом. Семья была фундаментом, который удерживал общественную организацию Древнего Рима. Осуществляя реформы, император Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (64-14 до н е) пытался возродить древнее семейную жизнь в Риме В своих эдиктах (указах) он выступил против супружеской измены и разврата, издал закон, согласно которому граждане в возрасте от 25 до 60 лет имели право вступать в супружеские связи, наказывал бездетных, вознаграждал родителей больших семей.

Женщина в римской семье была не рабыней, а хозяйкой. Она самостоятельно управляла своими делами, занимала значительно более почетное место, чем в Древней Греции, странах Древнего Востока. Например, после того я как сын последнего короля Римского государства Тарквиния Гордого пренебрег женщину высокого рода и она покончила с собой, поднялось восстание, на волне которого диктатора выгнали из города, а Римское государство стала Республикой.

Некоторое время мораль в Древнем Риме имела сословный характер. Однако после длительной борьбы между патрициями и плебеями здесь была утверждена гражданское равенство, согласно которой происхождение не играло великой роли. Несмотря на то, будучи равными перед законом, римляне принадлежали к разным классам в соответствии с имущественным богатством, прежде всего, земли и капитала. Регламентируемыми были их поведение и даже одежда. Высшей социальным слоем считалась шляхта (нобилес). Второй мощной слоем был рыцарский (всадники). Они отбывали военную службу в коннице, имея собственных или предоставленных государством лошадей. Обычаи и моральные нормы крестьян и пролетариата существенно отличались от неписаных норм поведения нобилей и рыцарей.

Мораль Древнего Рима испытала существенное влияния со стороны знаменитого римского права. Ведь эффективность и развитие морали зависят от способности государства обеспечить полноценное функционирование норм права (с законов государства). Власть древнеримской государства одной из первых пришла к выводу о необходимости считаться с культурой других народов, даже завоеванных.

Признавая себя учениками античной Греции в сфере науки и философии, римляне были очень высокого мнения о своем образе жизни, обычаи, государстве.

Древнеримская этика была типичной для рабовладельческого общества, в котором высокими моральными качествами наделялись лишь свободные граждане, а рабы находились вне сферы морали Однако в Древнем Риме чаще, чем в Древней Греции, раздавались голоса в защиту достоинства человека независимо от его социального статуса. Раб, по словам Л-А Сенеки, является равным другим людям, в его душе тоже есть начала гордости, чести, мужества, великодушия.

Отношение к физическому труду, было отрицательным, правда, не повсеместно, ведь любимым занятием римлян было земледелие, а диктатора Цинцинната (V века до н.э) римляне высоко ценили за то, что он собственными руками обрабатывал свою землю По преданию, его просто от плуга пригласили народные собрания на высший государственный должности.




Основной клеткой древнеримского общества была семья. К ней принадлежали отец, его жена, дети и даже взрослые сыновья со своими женами и детьми. Пока отец жил, даже взрослые сыновья вполне зависили от него. Отец был обладателем и судьей семьи, мог продать сыновей в рабство и даже убить. Он распоряжался всем имуществом семьи, в частности и тем, что дети приобрели своим трудом. Семья была фундаментом, который удерживал общественную организацию Древнего Рима. Осуществляя реформы, император Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (64-14 до н е) пытался возродить древнее семейную жизнь в Риме В своих эдиктах (указах) он выступил против супружеской измены и разврата, издал закон, согласно которому граждане в возрасте от 25 до 60 лет имели право вступать в супружеские связи, наказывал бездетных, вознаграждал родителей больших семей.

Женщина в римской семье была не рабыней, а хозяйкой. Она самостоятельно управляла своими делами, занимала значительно более почетное место, чем в Древней Греции, странах Древнего Востока. Например, после того я как сын последнего короля Римского государства Тарквиния Гордого пренебрег женщину высокого рода и она покончила с собой, поднялось восстание, на волне которого диктатора выгнали из города, а Римское государство стала Республикой.

Некоторое время мораль в Древнем Риме имела сословный характер. Однако после длительной борьбы между патрициями и плебеями здесь была утверждена гражданское равенство, согласно которой происхождение не играло великой роли. Несмотря на то, будучи равными перед законом, римляне принадлежали к разным классам в соответствии с имущественным богатством, прежде всего, земли и капитала. Регламентируемыми были их поведение и даже одежда. Высшей социальным слоем считалась шляхта (нобилес). Второй мощной слоем был рыцарский (всадники). Они отбывали военную службу в коннице, имея собственных или предоставленных государством лошадей. Обычаи и моральные нормы крестьян и пролетариата существенно отличались от неписаных норм поведения нобилей и рыцарей.

Мораль Древнего Рима испытала существенное влияния со стороны знаменитого римского права. Ведь эффективность и развитие морали зависят от способности государства обеспечить полноценное функционирование норм права (с законов государства). Власть древнеримской государства одной из первых пришла к выводу о необходимости считаться с культурой других народов, даже завоеванных.

Признавая себя учениками античной Греции в сфере науки и философии, римляне были очень высокого мнения о своем образе жизни, обычаи, государстве.

Античная этика в основном развивалась как теория добродетелей. Добродетель в самом общем определении показывает, какой должна быть вещь для того, чтобы она соответствовала своему назначению.
Развитие этого тезиса первоначально шло по пути выяснения вопроса о том, каким должен быть человек для обретения максимального счастья, что лучше: быть аскетом или гедонистом, предаться спокойному созерцанию вещей, или, наоборот, активно относиться к миру, пытаясь приспособить его к человеческим нуждам. Затем в концепциях Платона и Аристотеля добродетели связываются уже не только с личными жизненными предпочтениями, но и с гражданским служением, с совершенной реализацией социальной функции.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……3
Этические учения Древнего Рима ………………………………..………5
Характеристика общих особенностей этики Древнего Рима……. 5
Этические воззрения Сенеки……………………………….…….…9
Основы этического учения Плотина…………………………. …14
Заключение…………………………………………………………….….21
Список литературы …………………………….…………………….…..23

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. работа Этические учения Древнего Рима.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Кафедра экономики учета и финансов

Тема работы: Этические учения Древнего Рима

Автор: студент гр. 9703131076 ________ /Евдокимова О.А./

(шифр группы) (подпись) (Ф.И.О.)

руководитель работы ___________________ _________ /____________/

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург 2013 г.

Этические учения Древнего Рима ………………………………..………5

    1. Характеристика общих особенностей этики Древнего Рима……. 5
    2. Этические воззрения Сенеки……………………………….…….…9
    3. Основы этического учения Плотина…………………………. …14

    Античная этика в основном развивалась как теория добродетелей. Добродетель в самом общем определении показывает, какой должна быть вещь для того, чтобы она соответствовала своему назначению.

    Развитие этого тезиса первоначально шло по пути выяснения вопроса о том, каким должен быть человек для обретения максимального счастья, что лучше: быть аскетом или гедонистом, предаться спокойному созерцанию вещей, или, наоборот, активно относиться к миру, пытаясь приспособить его к человеческим нуждам. Затем в концепциях Платона и Аристотеля добродетели связываются уже не только с личными жизненными предпочтениями, но и с гражданским служением, с совершенной реализацией социальной функции.

    Позднеантичные учения отразили развивающиеся противоречия личности и общества, в них был сформулирован призыв к невозмутимости духа, что зачастую сочеталось с пассивностью, устранением от активного бытия. Тем не менее, в этих учениях было более глубоко осмыслено значение индивидуальности человека, преодолено представление о божественном разуме как источнике совершенных форм, определяющих основные цели бытия всех вещей.

    В античные времена особенно много этических учений возникало и развивалось в Древней Греции. Древний Рим, в свою очередь, не имел такого количества направлений и учений развития этической мысли. Однако, все существующие в Древнем Риме имели свои особенности и отличия от учений в области этики других стран.

    Данные особенности имеют особое значение для развития этических знаний в античности.

    Актуальность выбранной темы также обусловлена тем, что для понимания особенностей этических учений и основ на современном этапе существует необходимость в исследовании рассмотрения истории ее развития и этические взгляды древних философов.

    Целью работы является исследование особенностей этических учений Древнего Рима.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    1. Охарактеризовать общие особенности этики Древнего Рима;
    2. Рассмотреть этические воззрения Сенеки;
    3. Изучить основы этического учения Плотина как итоговой по значимости теории античности.

    Теоретическую основу работы составили труды по этике и философии таких авторов как Гусейнов А.А., Гаджикурбанов А.Г., Бахтин М. В., Миронов В.В., Пронин А. М. и др.

    ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

      1. Характеристика общих особенностей этики Древнего Рима

      В Древнем Риме этические учения развивались под ощутимым влиянием моральной практики древнегреческого общества и теоретических достижений древнегреческих мыслителей. Это соответствовало общей тенденции культа бурного развития Древнего Рима после завоевания им греческих городов-колоний.

      Один из самых активных интерпретаторов древнегреческой философии Цицерон писал, что римляне не хуже греков способны к открытиям, имеют незаурядные достижения на этом поприще, а полученные у своих соседей материальные и духовные ценности они всегда улучшают, совершенствуют 1 . Поэтому обычаи и порядки, в частности домашние и семейные, налажены у них на более высоком уровне.

      В древнеримской этической мысли прежде властвовал практицизм. Именно практицизм древних римлян, побудивший их к решению теоретических и практических проблем государства, политики и права, привел их и к осознанию важности философских знаний, философских познаний. Они проявлялись в таких формах как:

      • экспансионизм (попытка доминировать над природой),
      • миссионерство (попытка утвердить свои этические идеи среди других народов),
      • индивидуализм (ориентация на интересы и права человека) 2 ,
      • внутренняя и публичная дисциплинированность.

      В целом, следует отметить, что римские философы не создали оригинальной этической школы, они признавали и развивали этические учения античной Греции.

      Это, прежде всего, такие направления научной мысли, как:

        • стоицизм,
        • эпикуреизм,
        • скептицизм,
        • платонизм (неоплатонизм).

        В стоической традиции, представленной многими мыслителями уже не только на греческой, но и на римской почве, также формулируется идеал невозмутимости духа. Человек здесь, правда, не устраняется от общественных дел в такой степени, в какой это было характерно для эпикуреизма. Однако он всецело подчиняется своей судьбе, должен ее безропотно принять и сохранять невозмутимость духа, независимо от того, что бы с ним не происходило. Мир, согласно мнению стоиков, развивается от одного мирового пожара до другого. В пожаре все уничтожается и затем возникает вновь в той же последовательности. Это представление основано на идее всеобщего детерминизма, согласно которой все действия человека предопределены однозначно действующими причинами, все, что случается с ним, предопределено судьбой 3 .

        Эпикуреизм - учение, созданное одним мыслителем Эпикуром (341-270 гг. до н. э.). Ученики Эпикура лишь пересказывали его идеи, не внося в них ничего принципиально нового. Идеал, сформулированный Эпикуром, близок идеалу скептиков, но, в отличие от них, спокойствие, наоборот, следует в учении Эпикура из правильного рассуждения, в том числе — из применения наличного научного знания для решения важных смысложизненных вопросов.

        На римской почве определенное распространение получили также неопифагореизм и неоплатонизм. Последний, собственно, уже развивался параллельно с гностицизмом и христианством, но по характеру выраженных в нем идей неоплатонизм несомненно завершает античную традицию. Особенностью философских учений данного периода является усиление внимания к этическим вопросам, которое вытесняет разработку теории познания и онтологии. В этике при этом происходит резкое противопоставление личной и общественной жизни, формируется идеал невозмутимого мудреца, который, если и участвует в общественных делах, то делает это по необходимости, одновременно бесстрастно, спокойно принимая свою судьбу. Основные идеи неоплатонизма будут рассмотрены далее в работе на примере этического учения Плотина.

        Факт развития идей уже существующих этически учений дал основания для того, чтобы называть древнеримскую философию и этику эклектичной, синтетической, своеобразным синтезом философских учений, которые создали покоренные ими народы.

        Римские стоики Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий изучали идеи греческих стоиков, Цицерон и Тит Лукреций Кар были последователями учения Эпикура, скептики, в свою очередь, развивали взгляды своих греческих предшественников.

        Однако утверждение, что древнеримские мыслители только заимствовали, сопоставляли, использовали философские достижения чужеземных мыслителей является слишком поверхностным.

        Они начали не абстрактное, а конкретное, страстное осмысление и переживание мира, бытия человека, которое вскоре проникло и было развито западноевропейскими философскими и этическими учениями. Результаты этого осмысления ощутимо повлияло на формирование нравственных традиций многих западноевропейских народов.

        Итак, можно сделать вывод о том, что этические концепции, созданные мыслителями, жившие в разных регионах и странах Древнего мира, укорененные в общие цивилизационные реалии и в конкретное бытие народов того времени, во многих аспектах они были похожи между собой, однако имели и определенные отличия, основанные на тенденциях развития в конкретной стране.

        Общие элементы этических концепций Древнего мира обусловлены единым процессом перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому.

        В те времена раба не признавали ни субъектом, ни объектом моральных в отношений. К физическому труду свободные граждане относились с презрением (ценили ее, правда, некоторые мыслители, в частности Ян Чжу, Эпикур, Лукиан), к умственной - с уважением, поскольку считалось, что она превозносит человека 5 .

        Считалось также, что мудрость является важнейшей добродетелью, присущей брахманам (Индия), ученым книжникам (Китай), учителям мудрости - философам (Древние Греция и Рим).

        Также следует отметить, что значимым для развития этических учений в Древнем Риме имела проповедь греховности всего материального, которое исполнено зла, поскольку добро могло быть присуще лишь стоявшему вне мира богу. Задачу человека видели в отказе от мира, в отречении от всего материального, в разрыве с обреченными на погибель хиликами, т. е. огромным большинством человечества, в заботе лишь о личном бессмертии, личном спасении через посредство аскетизма и посвящения в мистерии, через посредство доступного лишь избранным знания.

        Это был разрыв не только со стоицизмом, но и с идеалом, который пытался воплотить в Аполлонии Тианском Филострат.

        В Древнем Риме, несмотря на жестокость нравов общества в целом, были выдающиеся этисты: философы Порфирий и Плотин, государственный деятель Сенека. Наиболее известным мыслителем был Плутарх, родившийся в Греции, живший в Риме примерно в 46-100 г. н.э. Так, например, в противоположность Пифагору, Плутарх основывал свое вегетарианство не на идее перевоплощения, а на общем долге доброты как по отношению к людям, так и к животным и т.д 6 . Именно поэтому, в следующих параграфах работы представляется целесообразным рассмотреть осмысление этического конкретными философами и мыслителями Древнего Рима.

        В предыдущем параграфе работы было сказано о том, что этические учения Древнего Рима брали за основу уже существующие, возникшие, например, в Древней Греции. Следовательно, представляется целесообразным изучить особенности этического учения Древнеримского мыслителя, взявшего за основу одно из направлений научной мысли.

        Луций Анней Сенека (ок. 5 до н.э.— 65 н.э.) - крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Родился в Испании, в г. Кордове. Отец его был ритором, и сам Сенека обучался риторике, но потом стал заниматься исключительно философией, в которой его увлекал стоицизм, в особенности воззрения Посидония.

        Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

        Рим, которому предстояло объединить античный мир в одной великой империи с единой культурой, поначалу ничем не обнаруживал признаков своего будущего величия. Несмотря на то, что в доисторические времена Апеннинский полуостров был относительно плотно населен, место будущего Рима и прилегающая территория до начала 1 тыс. до н.э. пустовали. Люди не могли здесь жить и заниматься земледелием из-за вулканической активности и мощных пластов вулканического пепла, покрывавшего землю.

        Хотя область древнего Рима была необитаема, остальная часть полуострова не пустовала. По холмам и долинам Италии расселились вторгшиеся с севера племена. Вдоль Апеннинского хребта, тянущегося с севера на юг, осели италийские племена – умбры, сабины и самниты. Равнины к югу от реки Тибр (область Лаций) были заселены латинами. Появились здесь и другие племена – как, например, лигуры и венеты на севере полуострова, мессапы и сикулы на юге.

        Римская история делится на три основных периода – царский (середина VIII до н.э. – 510 до н.э.), республиканский (510–30 до н.э.) и императорский (30 до н.э. – 476 н.э.).
        Древний Рим

        Ранняя римская история.

        Царский период. С середины II тыс. до н.э. в нижнем течении Тибра в северном Лации (Средняя Италия) расселились латино-сикульскими племена, ветвь италиков, пришедших на Апеннинский п-ов из придунайских областей в начале II тыс. до н.э. Латины обосновались на холмах Палатин и Велия, соседние холмы заняли сабины. В результате синойкизма (объединения) нескольких латинских и сабинских поселков в середине VIII в. до н.э. (традиция датирует это событие 754–753 до н.э.) на Капитолийском холме была выстроена общая для всех крепость – Рим. Предание приписывает это деяние Ромулу, царевичу из города Альба-Лонга. Первоначально римская городская община (народ) состояла из трех триб (племен) – рамнов, тициев и луцеров, делившихся на тридцать курий (союзов мужчин-воинов), а те – на сто родов (gentes). Римский род был отцовским с правом взаимного наследования; он мог принять в свой состав чужаков, имел свой религиозный культ, общее место поселения и погребения; его члены носили одно родовое имя, которое восходило к мифическому или реальному предку, и были обязаны оказывать друг другу помощь. Род состоял из больших (три поколения) отцовских семей (familia). Земля находилась в собственности рода – лесами и пастбищами родичи пользовались сообща, а пашня делилась между семьями. Управляли Римом комиции (народные собрания мужчин-воинов), сенат (совет глав семей) и царь. Участники комиций собирались по куриям (куриатные комиции). Царь совмещал функции военного предводителя, жреца и судьи; он избирался комициями по рекомендации сената.

        Члены римских родов являлись квиритами – полноправными гражданами (патрициями). Особую категорию составляли клиенты – люди, зависимые от отдельных квиритов и находящиеся под их покровительством. Возможно, клиентами становились обедневшие квириты, вынужденные искать защиты у своих родичей или у членов других родов.

        Демографический рост провоцировал территориальную экспансию; усиление в результате постоянных войн власти царя как предводителя войска вызывало противодействие сената, в значительной степени контролировавшего комиции. Этика древнего Рима. Цари пытались ослабить родовую организацию, основу могущества глав патрицианских семей, и опереться на плебеев, включив их в политическую и военную организацию (это позволяло также укрепить армию). В середине VI в. до н.э. Сервий Туллий ввел новое административное деление Рима и округи: он учредил вместо трех родовых триб двадцать одну территориальную, смешав тем самым патрициев с плебеями. Сервий разделил все мужское население Рима (и патрициев, и плебеев) на шесть разрядов по имущественному признаку; каждый разряд был обязан выставлять определенное число вооруженных отрядов – сотен (центурий). Отныне народное собрание для решения главных политических вопросов собиралось уже не по куриям, а по центуриям (центуриатные комиции); в ведении куриатных комиций остались в основном религиозные дела.

        Рост власти царей в VI в. до н.э. выразился в исчезновении принципа их выборности и принятии ими новой царской атрибутики, заимствованной у этрусков (золотая корона, скипетр, трон, особая одежда, служители-ликторы). Раннеримская монархия попыталась встать над обществом и его традиционными институтами; абсолютистские тенденции особенно усилились при Тарквинии Гордом. Однако родовой аристократии удалось в 510 до н.э. изгнать Тарквиния и установить республиканский строй.

        Республиканский Рим.

        Победа плебеев привела к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, они перестали быть сословием, отличным от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе со старыми патрицианскими родами новую элиту – нобилитет. Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической экспансии.

        Древний Рим объединил античный мир в одной великой империи.

        Ничто так не размягчает сердца, как сознание своей вины, и ничто так не окаменяет его, как сознание своей правоты.

        Философия эпикуреизма

        Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

        Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

        отсутствие телесного страдания;

        Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. Римский эпикуреизм представляли Лукреций и Каций; это направление повлияло также на римский эклектизм.

        Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

        Целью философии Эпикур считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Мысли о понятиях могут быть ошибочными.

        Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение.

        Эпикур, ( 341 – 271 гг. до н.э.) "О природе", "Об атомах и пустоте", "Об образе жизни".

        Философия состоит из логики, физики и этики, все наши познания происходят посредством органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание.

        Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

        Стоицизм. Основателем был Зенон из Кития. Основная цель – жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью. Этим самым он дал стоической философии основную ориентацию на этику и ее разработку. Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом: логика-скелет; этика-мышцы; физика-душа. Ученики – Клеанф из Асса, Хрисипп из Сол.

        Стоики характеризовали философиюю как упражнение в мудрости. Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться с понятиями, образовывать суждения и умозаключения. В онтологии стоики признают два основных пинципа: материальный (материал) и духовный – логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные вещи. Понятие бога в стоической философии пантеистическое. Основой познания выступает чувственное восприятие, которое вызывается конкретными единичными вещами. Общее существует лишь посредством единичного. Критерием истинности познания является учение о схватывающем представлении, которое возникает под воздействием воспринимаемого предмета при активном участии субъекта восприятия. Центром и носителем познания является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное (пневма – соединение воздуха и огня). Центральная часть души – разум. Большое внимание уделяли проблемам мышления. Разработали формальную логику и античную форму логики высказываний. Стоическая этика выдвигает на вершину чел-ких усилий добродетель. Добродетель означает жить в согласии с разумом. 4 основные добродетели: разумность (неразумность), умеренность (распущенность), справедливость (несправедливость) и доблесть (трусость). Идеалом стоических устремлений выступает покой (атараксия), или безучастное терпение (анатея).

        Знаменитые стоики

        Зенон из Китиона

        Кинизм. Киническая философия возникла в Афинах как реакция социальных низов свободной бедноты, метеков, вольноотпущенников на ухудшение жизни, усиление политической и экономической неустойчивости на рубеже V — IV вв. до н. э. Ее родоначальником считается Антисфен (ок. 445 — 360 гг. до н. э.), который учил в гимнасии, называвшемся Киносаргом (“Белая собака”). Идеи основанной Антисфеном школы, которая по месту ее существования и по бесприютному образу жизни ее последователей, сходному с собачьим, получила название кинической, широко разошлись по античному миру. Наиболее значительными представителями кинизма наряду с Антисфеном являются Диоген Синопский (ок. 412 — 323 гг. до н. э.), Кратет из Фив (акме — расцвет творчества — падает на 328 — 325 гг. до н. э.), Керекид из Мегалополя (ок. 290 — 220 гг. до н. э.), Дион Хрисостом (ок. 40 — 120 гг. н. э.).

        Кинизм представляет собой не только философию, обосновывающую специфическую форму мировоззрения, но и способ жизнедеятельности, для которого характерно неприятие ценностей рабовладельческого общества, его законов, обычаев, традиций и морали. Киники не удалялись от жизни, а наоборот жили среди людей и пропагандировали идеалы внутренней свободы, презрения к богатству, опрощения и бедности, равноправия, космополитизма и другие.

        Кинизм был философией бедных, гонимых и разочаровавшихся, но не утративших желания видеть мир людей иным. Словом, эта философия отражала противоречия в сознании бедноты, она включила в себя достоинства и недостатки тех, чьи интересы она выражала.

        К числу наиболее существенных жизненных принципов, распространяемых киниками, относится практическое воплощение философии в жизнь посредством упражнений, сопутствующих неукоснительному следованию избранному жизненному пути. Упражнения при этом делятся киниками на те, что укрепляют тело и на те, что укрепляют душу. Другой жизненный принцип — ограничение своих потребностей в благах, в том числе еде и одежде. Киник стремится максимально освободиться от потребностей и от владения вещами. Грубый плащ, котомка и посох — это единственное его достояние. Третий принцип заключается в стремлении к независимости и самодостаточности, умении довольствоваться своим. Киник бездомен и неприкаян.

        Сторонники этой философии считали, что боги дали людям все необходимое, обеспечив им легкую и счастливую жизнь, но люди утратили меру в потребностях и в погоне за ними обретают лишь несчастья. Богатство, к которому стремятся люди, расценивается киниками как источник человеческих бед, оно же рассматривается как источник тирании.

        Поможем написать любую работу на аналогичную тему

        Характеристика этических систем древнего Рима: эпикуреизм, стоицизм, кинизм.

        Характеристика этических систем древнего Рима: эпикуреизм, стоицизм, кинизм.

        Характеристика этических систем древнего Рима: эпикуреизм, стоицизм, кинизм.

        Читайте также: