Этический рационализм сократа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сократ (ок. 470 - 399 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, учитель Платона. По словам Владимира Соловьева — величайший софист и величайший противник софистов; рассматривается как родоначальник антропологически ориентированной философии. Сократ не оставил работ, так как ничего не писал. В основном с его идеями можно познакомиться по работам его великого ученика — Платона. Сократ, его жизнь и смерть стали символом философии.

Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как "справедливость", "добро", "зло" и т.д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины.

Но философия - любовь к знанию - может рассматриваться как нравственная деятельность в том только случае, если знание само по себе уже и есть добро. Именно такой этический рационализм составляет сущность учения Сократа. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно - таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание - источник нравственного совершенства. Вот почему философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека и соответственно справедливого государства. Знание доброго - это, по Сократу, уже и значит следование доброму, а последнее ведет человека к счастью.

Однако судьба самого Сократа, всю жизнь стремившегося путем знания сделаться добродетельным и побуждавшего к тому же своих учеников, свидетельствовала о том, что в античном обществе V века до н.э. уже не было гармонии между добродетелью и счастьем. Сократ, пытавшийся найти противоядие от нравственного релятивизма софистов, в то же время пользовался многими из приемов, характерных для них. В глазах большинства афинских граждан, далеких от философии и раздраженных деятельностью приезжих и своих собственных софистов, Сократ мало отличался от остальных "мудрецов", подвергавших критике и обсуждению традиционные представления и религиозные культы. В 399 году до н.э. семидесятилетнего Сократа обвинили в том, что он не чтит богов, признанных государством, и вводит каких-то новых богов; что он развращает молодежь, побуждая юношей не слушать своих отцов. За подрыв народной нравственности Сократа приговорили на суде к смертной казни. Философ имел возможность уклониться от наказания, бежав из Афин. Но он предпочел смерть и в присутствии своих друзей и учеников умер, выпив кубок с ядом. Тем самым Сократ признал над собой законы своего государства - те самые законы, в подрыве которых он был обвинен. Характерно, что, умирая, Сократ не отказался от своего убеждения в том, что только добродетельный человек может быть счастливым: как повествует Платон, Сократ в тюрьме был спокоен и светел, до последней минуты беседовал с друзьями и убеждал их в том, что он счастливый человек.

Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства после того, как старый - традиционный - фундамент был уже подточен индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты-новаторы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе "моралиста" и "возродителя устоев", а защитники традиций - "нигилиста" и разрушителя авторитетов.

Итак, все добродетели человека, в конечном счете, определяются умением различать Добро и Зло. Зная смысл такой добродетели как мужество, человек, по убеждению Сократа, будет во всех отдельных случаях вести себя мужественно. А зная суть Добра и Зла, человек, согласно Сократу, станет проявлять добродетель во всех возможных формах. Как видим, знание добродетели у Сократа совпадает с самой добродетелью, т. е. нравственным поведением человека. По сути нравственность, с этой точки зрения, невозможна без понятия о ее основах, а овладев таким понятием, человек не может поступить безнравственно. В таком сближении и даже отождествлении знаний и поступков в нравственной сфере заключается своеобразие позиции Сократа, из-за чего эту позицию часто называют этическим рационализмом.

Эта позиция не так проста, как может показаться на первый взгляд. Ведь по большому счету Сократ указывает на природу нравственного принципа. Человек "с принципами" и вправду не может поступать в разрез с ними. А это значит, что Сократ открыл и первым взялся исследовать особый тип причинной зависимости. Это уже не отношение вещей к вещам в природном мире, а отношение общего к частному в мире культуры, где общий принцип способен определять частные случаи в поведении человека.

У современного человека не вызывает сомнения тот факт, что люди могут руководствоваться принципами и идеалами. Всем известны имена тех, кто когда-то пошел на костер, не поступившись религиозными или, наоборот, научными убеждениями. "Это дело принципа!" - говорит один. "Это вопрос чести!" - утверждает другой. И каждый раз общее оказывается важнее частного, а идеал весомее материальных благ. Причем в иных случаях этим определяется выбор между жизнью и смертью.

Принцип - это общее, которым человек руководствуется в своем отношении к природе, идеалом общее становится в отношении человека к человеку. Если в основе принципа лежит объективная мера природы, то в основе идеала - объективная мера человеческого в человеке. Сократ, таким образом, открывает новый тип зависимости: идеальные мотивы определяют реальные дела.

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к диалогу Платона "Федон", где Сократ характеризует свое отношение к воззрениям Анаксагора. Сократ удивляется тому, что, признав Ум главной причиной и устроителем мира, Анаксагор исключает его из рассмотрения отдельных процессов, обращаясь при этом к воздуху, эфиру, воде и многому другому. Объясняя суть обсуждаемой проблемы, Сократ приводит в пример самого себя, ожидающего исполнения смертного приговора. Если рассуждать, подобно Анаксагору, говорит Сократ, то следует сказать: "Сократ сейчас сидит здесь потому, что его тело состоит из костей и сухожилий и кости твердые и отделены друг от друга сочленениями, а сухожилия могут натягиваться и расслабляться. Вот по этой-то причине он и сидит теперь здесь, согнувшись". Продолжая свою мысль, Сократ отмечает, что и для его беседы с учениками можно указать причины в виде движения воздуха, звуков голоса и тому подобного, пренебрегая главным, а именно тем, что раз афиняне сочли нужным осудить Сократа на смерть, то он считает справедливым оставаться на этом месте и понести наказание. "Да, клянусь собакой, эти жилы и эти кости уже давно, я думаю, были бы где-нибудь в Мегарах или в Беотии, увлеченные ложным мнением о лучшем, - возмущенно заявляет Сократ, - если бы я не признал более справедливым и более прекрасным не бежать и не скрываться, но принять любое наказание, какое бы ни назначило мне государство".

Итак, не кости и сухожилия, доказывает Сократ, определяют смысл и направленностъ человеческих поступков, а знания о "справедливом" и "наилучшем", составляющие основу его души. Если у человека есть душа, считает Сократ, то он должен в своем выборе руководствоваться добродетелями. И они так же вечны, как и сама душа, в бессмертии которой уверен Сократ. Но парадокс заключается в том, что именно душа способна обречь тело человека на страдания и даже смерть, что мы видим на примере самого Сократа. И сколько бы мы ни изучали организм человека, вплоть до самой высшей нервной деятельности и до последней нервной клетки, мы не найдем в нем тяги к подобной добровольной жертве. Тем более там, где его жизни и жизни близких ничего не угрожает.

Душа в трактовке Сократа оказывается антиподом тела. Но душа у Сократа противоположна телу прежде всего по своей направленности. Именно в этом смысле можно говорить о ее "идеальности" у Сократа и его ученика Платона. Противопоставив душу человека его телу как общее частному, Сократ тем самым впервые превратил их взаимоотношения в проблему. В свое время софисты в лице Горгия осознали в качестве проблемы отношение человеческой мысли к действительности. Следующим стал Сократ, впервые осознав в качестве проблемы отношение души и тела. Решением этой проблемы до сих пор занимается мировая философия.

В душевных движениях человека Сократ отмечает тенденцию, противоположную той, которая господствует во всем природном мире. Наши духовные мотивы и цели, доказывает он, принципиально отличаются от наших телесных желаний. И с этим нельзя не согласиться. Ведь существует, к примеру, разница между простой телесной жаждой и жаждой справедливости, которая представляет в частном интересы общего. Но здесь Сократ подводит нас к очередной проблеме. Обращаясь к Истине, Благу и Справедливости, я перехожу со своей отдельной, частной точки зрения на точку зрения целого, которым прежде всего является общество.

Но в том-то и дело, что общие основы души у Сократа напрямую не связаны с общественным целым. Происхождение всеобщего станет центральной проблемой у его ученика Платона, который будет обосновывать связь души с "миром идей". Что касается Сократа, то еще раз подчеркнем его главный вклад в философию. Ведь Сократ останется в веках не только как человек, ценою жизни отстоявший свои идеалы, но и как первый мыслитель, очертивший предмет и метод классической философии. Мы имеем в виду самопознание как метод философской рефлексии, посредством которого он первым стал исследовать всеобщие основы человеческой жизни. По этому пути и пошла, вслед за ним и Платоном, европейская философия.

Сократ вел пропаганду своего этического рационализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сути добродетели. Как может человек жить, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть "нравственное", являлось для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Сократ отождествлял мораль со знанием. Нравственность - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают. Для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей.

Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа являлось по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этим, философия в понимании Сократа не сводилась к чисто теоретической деятельности, но включала в себя также практическую деятельность – правильный образ жизни, благие поступки. Эта позиция Сократа получила в философии определение – этический рационализм.

Познание в учении Сократа изначально этически окрашено. Человек знающий — это человек, получивший в свои руки орудие господства над своими страстями, над животным началом в себе. Разум и нравственность в своей основе тождественны, считает Сократ, только вместе они могут составить счастье человека. Счастье и есть осознанная добродетель.

Такое сближение знания и нравственности вызвало много возражений мыслителей последующих эпох. Однако этический рационализм Сократа, непонятный современному человеку, был весьма уместен в эпоху разрушения патриархальных общинных связей, традиционной религии. Человек еще не окрепшей социальности не без помощи софистов остался в одиночестве, стал пленником своих страстей, стал бояться самого себя.

Вопрос№10 Объективный идеализм Платона.

Платон являлся представителем объективного идеализма (дух существует независимо от сознания)1.МИР ИДЕЙ-ЭЙДОСОВ и МИР ВЕЩЕЙ. Истинно сущее бытие Платона – это вечные совершенные идеи или эйдосы (блага, красоты, мужества, справедливости, мудрости). Мир вещей– это мир теней. Вещи существуют как материальная реальность, отчетливое отражение вечных совершенных идей.Идеи первичны, а материя вторична. Это значит, что фундамент бытия - вечные совершенные идеи. Идеи выполняют по отношению к миру вещей следующие основные функции: 1) они являются причиной бытия мира вещей. 2) они являются сущностью вещей. 3) они являются образцом для мира вещей;2)Знание – это постижение сущности вечных совершенных идей. Как этого достичь? Платон разрабатывает концепцию познания, – концепцию припоминания душой человека вечных совершенных идей, в царстве которых она пребывала до соединения с телом. Платон продолжил развитие главного детища сократовского переворота – этики. Платон раскрывает социальный аспект этики: нравственность укоренена в структуре бытия; причина нравственности – не в человеческих установлениях, а в единой божественной сущности3)Платон создал классификациюдуши:1) чувственной, или вожделеющей; 2) аффективной, или страстной; 3) разумной.4)Идеальное государство Платона – это такое устройство общества, в котором каждый гражданин выполняет социальную функцию, соответствующую доминанте его души. У кого доминирует чувственная часть души-ремесленником. У кого доминирует аффективная часть души – воин, охраняющий государство. У кого доминирует разумная часть души - философом – правителем.

Вопрос№11 Энциклопедизм философии Аристотеля.

Человек: Ч. как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в обществе человек может формироваться и воспитываться как нравственные существа. Единство души и тела, т.к. без души не может быть человека; они едины. В человеке бессмертен только его разум: после смерти он сливается с вселенским разумом.

Душа: Считая душу началом жизни он дает типологию души: 1.Низшая – растительная- ведает функциями питания, роста и размножения (растения, жив-ые и человек) 2.Животная – к этим функциям прибавляется ощущение, и желание достичь приятного и избежать неприятного (жив-ые и человек). 3.Разумная– наделена высшей способностью рассуждать и мыслить (человек).

Социально-философское учение: Аристотель считал государство не просто средством обеспечения безопасности и регулирования общественной жизни. Высшая цель государства – достижение добродетельной жизни. Человек воспитывается как нравственное существо и формируется только в обществе и такое воспитание может быть только в справедливом государстве. Аристотель был сторонником материального достатка - в обществе нет ни бедных, ни богатых. Признание законности и необходимости рабовладения: рабы не считаются гражданами государства. Люди от природы неравны: тот, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость, тот раб и может осуществлять лишь волю другого.

Но философия — любовь к знанию — может рассматриваться как нравственная деятельность в том только случае, если знание само по себе уже и есть добро. Именно такой этический рационализм составляет сущность учения Сократа. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно — таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание — источник нравственного совершенства. Вот почему философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека и соответственно справедливого государства. Знание доброго — это, по Сократу, уже и значит следование доброму, а последнее ведет человека к счастью.

§ 7. Гуманизм как этический принцип

§ 7. Гуманизм как этический принцип Гуманизм (от лат. humanus — человечный) — принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства

Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть

Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть Итак, Ты один, Господи, есть то, что Ты есть, и Ты один есть Тот, Кто Ты есть. Потому что то, что в целом представляет собой одно, в частях своих — другое, и в чем есть нечто изменчивое, не вполне есть то, что оно есть.И

ГЛАВА 1 О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗНАНИЕ

ГЛАВА 1 О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗНАНИЕ Во всех вещах мы замечаем дарованное Богом естественное стремление существовать наилучшим образом, какой только доступен природе данного свойства. С той же целью действуют, располагая нужными орудиями, существа, которым прирождена

3. "Добродетель есть знание"

3. "Добродетель есть знание" Со времени жизни Сократа прошло более двух тысячелетий, однако впервые поставленный им вопрос об отношении знания к добродетели все еще продолжает волновать людей. Об этом, в частности, свидетельствуют оживленные дискуссии, развернувшиеся за

I. ДОФИЛОСОФСКАЯ, ТО ЕСТЬ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ, ОСНОВА §1. ОБЩИННО-РОДОВАЯ ФОРМАЦИЯ

I. ДОФИЛОСОФСКАЯ, ТО ЕСТЬ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ, ОСНОВА §1. ОБЩИННО-РОДОВАЯ ФОРМАЦИЯ 1. Основной метод общинно-родового мышления. Общинно-родовая формация возникает на почве родственных отношений, которые лежат в основе и всего производства, и распределения труда между

II. ОБЩЕФИЛОСОФСКАЯ, ТО ЕСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИ-ПРОБЛЕМНАЯ, ОСНОВА §1. ОСНОВНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА АНТИЧНОСТИ. МИФ И ЛОГОС

II. ОБЩЕФИЛОСОФСКАЯ, ТО ЕСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИ-ПРОБЛЕМНАЯ, ОСНОВА §1. ОСНОВНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА АНТИЧНОСТИ. МИФ И ЛОГОС Если основным методом и основной идеологией общинно-родовой формации была мифология, то рабовладельческая формация, возникшая на почве разделения

Шлока (9) НО ГДЕ БЫЛА ДАНГМА. КОГДА АЛАЙЯ ВСЕЛЕННОЙ (Душа, как основа всего, Anima Mundi) БЫЛА В ПАРАМАРТХА (Абсолютное бытие и сознание, которое есть Абсолютное Не-бытге и Бессознание). И ВЕЛИКОЕ КОЛЕСО БЫЛО АНУПАДАКА ?

3. Этический подход экзистенциальной философии

3. Этический подход экзистенциальной философии а. История в свете будущегоВсе экзистенциальные философы согласны с тем, что опыт непосредственного личного переживания носит исторический характер. Но тот факт, что человек располагает фундаментальным «историческим

8.1. Этический объективизм и этический субъективизм

8.1. Этический объективизм и этический субъективизм Философы обычно проводят различие между объективными и субъективными утверждениями. Объективные утверждения — это высказывания вроде Джордж Вашингтон был первым президентом Соединенных Штатов, 1+1=2, Земля имеет четыре

Добродетель есть знание

Добродетель есть знание Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам:а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.Все люди стремятся к удовольствиям и их сложным

164. Этический универсализм, или Как быть человеком?

164. Этический универсализм, или Как быть человеком? Все существующие социально-антропологические статусы человека ущербны по существу. Они построены по принципу компенсирующей идентичности. Например: что значит, когда говорят, что кто-то христианин, или консерватор, или

Глава 1 О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗНАНИЕ[2]

Глава 1 О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗНАНИЕ[2] Во всех вещах мы замечаем дарованное Богом естественное стремление существовать наилучшим образом, какой только доступен природе данного свойства. С той же целью действуют, располагая нужными орудиями, существа, которым

§ 23. Этический позитивизм

§ 23. Этический позитивизм Всякий спор о принципах в области этики можно свести к основной противоположности между этическим позитивизмом и идеализмом. Первый стремится опереться исключительно на позитивную основу непосредственно переживаемых фактов, придавая всему,

§ 24. Этический идеализм

Сократ - философ древней Греции, который впервые прибегает к рассмотрению человека, его деятельности и существования. Сократа считают одним из основателей этического рационализма, так как, по его мнению, зло человек совершает только по незнанию. По своей же воле человек никогда не прибегнет к совершению бесчестных деяний. Тот, кто истинно знает и понимает что такое плохое, а что есть хорошее, не совершит проступка. Сократ считал, что все праведники наделены разумом. Если его недостаточно, то не может идти и речи о безгрешности.

В выводе стоит еще раз напомнить о том, как многовековые взгляды древнегреческого мыслителя являются для нас примерами моральной жизни. Как считал Сократ, безнравственный поступок - это плод незнания истины. Если мы научимся жить по законам Сократа, то в мире не будет дурных поступков и не будет зла. Дурные поступки ожесточают мир, и нам нужно научиться минимизировать их. Нужно стремиться к истине, добру и знаниям. Ведь знание есть основа добродетели.

– любое знание есть добро;

– любое зло, порок совершается от незнания.

Историческое значение деятельности Сократа:

– он способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

– искал ответы на вечные проблемы человечества: добра и зла, любви, чести и так далее;

– открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

– ввёл диалогический метод нахождения истины путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как у прежних философов;

Сократ заложил основы классической древнегреческой философии, развитой во взглядах Платона и Аристотеля.

Философское учение Платона.

– материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают своё существование;

– реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

– чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

– любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, столы создаются, разрушаются, но идея стола вечна и неизменна);

– весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Единое – основа всякого бытия, не имеющая никаких признаков, оно есть ничто. Единое выше всякого бытия, выше всякого мышления, всякого ощущения. Единое – первоначало всего – всех идей, вещей, явлений, свойств (как хороших, так и плохих).

Ум – субстанция, происходящая из Единого и, одновременно, разделённая с ним и противостоящая ему. Ум – сущность всех вещей, обобщение всего живого на земле.




- Монархия – власть одного человека;

- Аристократия – власть меньшинства;

- Демократия – власть большинства.

Соответственно к несправедливым он относил:

- Тиранию;

- Олигархию;

- Тимократию.

Значение философии Платона: впервые создано собрание трудов, создана целостная философская система; положено начало идеализму как философскому направлению; исследованы примеры не только природы, но и общества; заложены основы понятийного мышления, предпринимается попытка выделения философских категорий (бытие – становление, вечное – временное, делимое – неделимое, покоящееся – движущееся); создана философская школа (Академии

– любое знание есть добро;

– любое зло, порок совершается от незнания.

Историческое значение деятельности Сократа:

– он способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

– искал ответы на вечные проблемы человечества: добра и зла, любви, чести и так далее;

– открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

– ввёл диалогический метод нахождения истины путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как у прежних философов;

Сократ заложил основы классической древнегреческой философии, развитой во взглядах Платона и Аристотеля.

Философское учение Платона.

– материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают своё существование;

– реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

– чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

– любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, столы создаются, разрушаются, но идея стола вечна и неизменна);

– весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Единое – основа всякого бытия, не имеющая никаких признаков, оно есть ничто. Единое выше всякого бытия, выше всякого мышления, всякого ощущения. Единое – первоначало всего – всех идей, вещей, явлений, свойств (как хороших, так и плохих).

Ум – субстанция, происходящая из Единого и, одновременно, разделённая с ним и противостоящая ему. Ум – сущность всех вещей, обобщение всего живого на земле.

- Монархия – власть одного человека;

- Аристократия – власть меньшинства;

- Демократия – власть большинства.

Соответственно к несправедливым он относил:

- Тиранию;

- Олигархию;

- Тимократию.

Значение философии Платона: впервые создано собрание трудов, создана целостная философская система; положено начало идеализму как философскому направлению; исследованы примеры не только природы, но и общества; заложены основы понятийного мышления, предпринимается попытка выделения философских категорий (бытие – становление, вечное – временное, делимое – неделимое, покоящееся – движущееся); создана философская школа (Академии

Читайте также: