Этические проблемы искусственного оплодотворения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вопросы этики искусственного оплодотворения - это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Но если в случае аборта врач и женщина вступают в моральное отношение с человеческой жизнью, пусть сроком в несколько дней, недель, месяцев, то в случае искусственного оплодотворения это отношение не столько к началу уже существующей жизни, сколько к возможности самого ее начала. И если аборт, контрацепция, стерилизация - это борьба с возникновением человеческой жизни, то искусственное оплодотворение - это борьба за возможность ее возникновения.

Методика искусственного оплодотворения

Среди методов искусственного оплодотворения различают искусственное осеменение спермой донора или мужа (ИОСД и ИОСМ) и метод экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки (ЭКО и ПЭ).

Методы ИОСД и ИОСМ применяются в основном в случаях мужского бесплодия, мужской импотенции, при несовместимости мужа и жены по резус-фактору и некоторых других случаях. ИОСД и ИОСМ - более разработанные и известные методики.

В отличие от ИИОСД и ИОСМ, методика ЭКО и ПЭ технически достаточна сложна и состоит из следующих четырех этапов:

I. Стимулирование созревания яйцеклеток обеспечивается различными гормональными препаратами. По мере роста яйцеклеток производится анализ крови для определения гормональной реакции развивающегося фолликула и ультразвуковой контроль за ростом фолликулов в яичниках.

II. Изъятие ооцитов (яйцеклеток). Эта операция осуществляется либо с помощью лапароскопического метода, либо с помощью аспирационной иглы под ультразвуковым контролем. Лапароскопия проводится с наркозом, путем разреза ниже пупка. Введение аспирационной иглы (через свод влагалища или стенку мочевого пузыря) осуществляется под местной анестезией.

III. Оплодотворение яйцеклеток в культуре. Изъятые яйцеклетки помещают в специальную жидкую среду, куда затем добавляют сперматозоиды. Время первого обследования половых клеток - через 18 часов после введения сперматозоидов.

IV. Введение эмбриона в матку. Через 1-3 дня через катетер эмбрион доставляют в полость матки. Неудачная попытка воспроизводится через 3-4 месяца до четырех раз. Далее целесообразность пользования методом ЭКО и ПЭ, для данного случая, ставится под сомнение.

Консервативная позиция

Эти исходные принципы дают основание выйти на уровень конкретных суждений православных авторов по морально-этическим вопросам искусственного оплодотворения.

Каждая зачатая человеческая жизнь неповторима, в ней заложены уникальные свойства и способности. Все, что происходит с человеческим эмбрионом, происходит с человеком, и потому по отношению к нему дей­ственны нравственные принципы и обязательства отношения человека к человеку. Именно человеческий статус и достоинство зачатой жизни порождают дискуссии о приемлемости тех или иных репродуктивных тех­нологий и медицинских процедур.

Технологии искусственного оплодотворения относятся к современной практике управления репродуктивной способностью человека. Их разра­ботка и применение востребованы и имеют большую социальную значи­мость, так как бесплодный брак и бездетность — боль многих людей. Чтобы оценить масштаб этой востребованности, достаточно отметить, что, напри­мер, в США с 1996 по 2004 г. количество детей, родившихся с помощью ВРТ, выросло вдвое, причем в 2004 г. их было уже около 1% от общего количества детей, появившихся на свет.

Показательна связь искусственного прерывания беременности и искус­ственного оплодотворения. Искусственное прерывание беременности как один из способов планирования семьи ведет к росту вторичного (приоб­ретенного) бесплодия. Специалисты полагают, что вторичное бесплодие на 55% является осложнением после аборта. В настоящее время, хотя в среднем уровень бесплодия остается примерно таким же, как и 20—30 лет назад, его структура меняется в сторону увеличения вторичного беспло­дия.

Несмотря на то, что мощный стимул для своего развития ВРТ полу­чают лишь во второй половине XX в., исследования в этой области имеют длительную историю.

История вопроса

Среди пионсров-разработчиков этой методики в России известен И. И. Иванов. С 1899 г. он начинает публиковать работы по искусственному оплодотворению различных видов животных. Именно ему исследователи отдают пальму первенства в выдвижении идеи о возможности оплодотво­рения в искусственной среде. Основываясь на многочисленных экспери­ментах над животными, он опровергает мнение о необходимости секретной деятельности придаточных половых желез при акте оплодотворения.

В конце XIX в. идеи искусственного оплодотворения начинают исполь­зоваться и для борьбы с женским бесплодием. В 1917 г. доктор Ф. Ильин констатирует, что к 1917 г. наука располагает 69 описанными и успешными случаями искусственного оплодотворения женщин спермой своего мужа.

Есть достаточные основания предполагать, что все 88 женщин, которым проводила операции доктор А. Шорохова, пытались отстоять это право.

Возвращаясь к истории экстракорпорального оплодотворения, отме­тим, что идея И. Иванова о жизнеспособности семени вне организма легла в основу новой технологии искусственного оплодотворения. В 1912 г. док­тор Дорерлейн докладывает о работах Иванова в Мюнхенском обществе акушеров и гинекологов. Тем не менее долгие годы эта идея продолжала оставаться экспериментальной.

В 1930 г. Пинкус впервые применил технологию суррогатного материн­ства: перенос оплодотворенной яйцеклетки в матку и последующее разви­тие беременности, а в 1934 г. О. В. Красовская смогла провести оплодотво­рение яйцеклетки в лабораторных условиях.

В 1944 г. было достигнуто первое успешное культивирование ооцита человека и экстракорпоральное оплодотворение, приведшее к развитию двуклеточного эмбриона.

В 1960 г. в клиническую практику вошел метод лапароскопии. В 1968 г. был предложен метод взятия яйцеклетки.

1978 г. стал революционным в истории ЭКО. Основоположниками ЭКО считаются британские ученые — эмбриолог Роберт Эдвардс и гинеко­лог Патрик Стептой. В 1960-х гг. Эдвардс работал с тканями человеческих яичников, удаленных во время операции, и в 1967 г. смог добиться первого в истории оплодотворения человеческой яйцеклетки в лабораторных усло­виях. П. Стептой работал над развитием такого направления хирургии, как лапароскопия. В первые годы совместной работы отрабатывались методики получения яйцеклеток лапароскопическим способом и определения стадии менструального цикла, наиболее подходящего для получения яйцеклеток. Шла работа и по разработке питательных сред, необходимых для культиви­рования эмбрионов. В 1976 г. после нескольких сотен неудачных попыток была достигнута первая в истории искусственная беременность, которая, к сожалению, оказалась внематочной. Первый ребенок, зачатый в про­бирке, появился на свет в 1978 г. в клинике Бон-Холл (Кембридж, Англия).

В начале 1990-х гг. была разработана методика интрацитоилазматической инъекции единственного сперматозоида в яйцеклетку, позволившая добиваться беременности даже при крайне тяжелых формах патологии спермы. Для женщин старшего репродуктивного возраста была разрабо­тана манипуляция, повышающая вероятность имплантации, которая назы­вается вспомогательный хетчинг.

В настоящее время к методам ВРТ относятся:

  • искусственная инсеминация (ИИ);
  • экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО);
  • инъекция сперматозоида в цитоплазму ооцита (ИКСИ);
  • рассечение оболочки эмбриона (хетчинг);
  • донорство спермы и ооцитов;
  • суррогатное материнство.

К наиболее широко применяемым методам ВРТ относится экстракор­поральное оплодотворение.

Процедура ЭКО состоит из следующих этапов:

  • отбор и обследование пациентов;
  • индукция суперовуляции, включая мониторинг фолликулогенеза и развития эндометрия;
  • пункция фолликулов яичников;
  • инсеминация ооцитов и культивирование эмбрионов in vitro;
  • перенос эмбрионов в полость матки;
  • поддержка лютеиновой фазы стимулированного менструального цикла;
  • диагностика беременности ранних сроков.

Проведение ЭКО возможно в естественном менструальном цикле, без индукции супсровуляции. Показаниями для проведения ЭКО является бесплодие, нсподдающееся терапии или вероятность преодоления которого с помощью ЭКО выше, чем другими методами. Эффективность метода составляет 25%.

К опасениям общего характера относятся вопросы:

  1. В какой степени беременности, возникшие у бесплодных женщин, способствуют повышению генетического груза в популяции за счет рожде­ния детей с врожденной и наследственной патологией?
  2. Каково влияние па плод медикаментозных средств, длительно используемых при лечении бесплодия (особенно гормонов)?
  3. Какова генетическая опасность анонимного использования спермы донора при искусственном оплодотворении?

К опасениям конкретного характера относятся следующие негативные последствия ЭКО:

Исследователи констатируют следующие причины данных тенденций:

Приведенные данные свидетельствуют о том, что риск возникновения пороков развития у ребенка, зачатого с помощью ЭКО, выше, чем при обыч­ном течении беременности. В силу этого особенно важно предоставлять пациентам, которые планируют прибегнуть к ЭКО, полную информацию об особенностях и возможных последствиях данного медицинского вмеша­тельства для здоровья женщины и ребенка.

Принцип соблюдения достоинства человека при проведении вспомогательных репродуктивных технологий

Принцип соблюдения достоинства человека при проведении вспомога­тельных репродуктивных технологий непосредственно связан с проблемой уничтожения человеческой жизни на ранних стадиях ее развития.

В большинстве случаев существующие технологии ЭКО предполагают оплодотворение большего числа эмбрионов, чем нужно для имплантации матери. Это происходит в связи с двумя факторами:

  1. низкая вероятность удачной имплантации и протекания беремен­ности при ЭКО (1—2 родов на 10 вмешательств) вынуждает прибегать к повторным попыткам, для которых, соответственно, требуются новые эмбрионы;
  2. получение новых яйцеклеток для создания этих эмбрионов каждый раз связано с риском развития СГЯ, чреватым тяжелыми последствиями для женщины.

Уничтожение эмбрионов происходит и в случае их редукции при много­плодной беременности. Значительная часть используется для эксперимен­тов. В любом случае очевидно, что при ВРТ миллионы созданных врачами человеческих эмбрионов заранее запрограммированы на уничтожение.

Ошибка Харриса заключена именно в том, что он не отличает есте­ственную, самопроизвольную, по сто же выражению, гибель некоторых эмбрионов от гибели эмбрионов, происходящей от действия осознанного, намеренного, просчитанного и умышленно направленного па уничтожение человеческого эмбриона и начавшейся человеческой жизни.

Морально-этическая ответственность медицинского сообщества за социальные последствия применения ВРТ

Для констатации этической корректности законодательных рекоменда­ций целесообразно ответить и на вопрос: права всех ли участников ВРТ он обеспечивает и соблюдает?

Искусственное оплодотворение — новая форма размножения людей, которая не может не повлечь за собой изменение социальных отношений не только между мужчиной и женщиной, детьми и родителями, по и между человеком и государством. Государственная регистрация браков как форма правового контроля гражданского состояния общества во многих странах мира предусматривает, прежде всего, защиту моральных и мате­риальных интересов детей. Искусственное размножение, допустимое вне рамок брака, — это такая форма размножения, которая неизбежно повлечет за собой снижение уровня этой защиты.

Суррогатное материнство

С проблемой трансформации семьи непосредственно связан феномен суррогатного материнства как составляющего элемента репродуктивных вспомогательных технологий. Известно, что во Франции, в Германии, Австрии, Норвегии, Швеции, таких штатах США, как Аризона, Мичиган, Нью-Джерси, суррогатное материнство запрещено полностью. В Велико­британии, Дании, Канаде, Израиле, австралийском штате Виктория, в шта­тах США (Пыо-Гемпшир, Вирджиния) возможно только некоммерческое суррогатное материнство. В Нидерландах запрещены даже реклама сурро­гатного материнства, предложение услуг суррогатных матерей и их под­бор. В обществе известны христианская и исламская позиция о моральной неприемлемости этой практики. Веками именно материнская любовь к сво­ему ребенку цементировала человеческие отношения, сохраняя общество от саморазрушения и уничтожения и создавая основу стабильности соци­альных отношений. Для каждого здравомыслящего человека очевидно, что суррогатное материнство девальвирует ценности материнства и материн­ской любви как реальной основы человечности человеческих отношений.

В настоящее время регламентация применения вспомогательных репро­дуктивных технологий служит примером несовпадения морального и зако­нодательного решений вопроса о применении ВРТ.

На основании существующего международного опыта и вышеизложен­ных аргументов возникает необходимость широкого общественного обсуж­дения этико-правовых проблем репродукции человека. Одним из вари­антов преодоления разногласий морального и правового регулирования применения ВРТ могут рассматриваться следующие позиции, которые могли бы стать основой новых законодательных инициатив:

Высказанные положения должны лечь в основу законодательной работы по совершенствованию медицинского законодательства. В этом случае они будут способствовать более эффективной согласованности правовых регла­ментаций с нравственными представлениями людей о семье, материнстве, правах детей и обязанностях родителей.

За последние несколько лет было проведено множество обзоров и написано немало отчетов на тему бездетности супружеских пар. Главной обсуждаемой проблемой в них стало то, что репродуктивность человека постепенно понижается. Обсуждая последствия этого феномена, было выдвинуто много различных версий, однако современная медицина предложила решение данной проблемы путем экстракорпорального оплодотворения. Ведь в настоящее время широко распространены отрицательные аспекты, негативно влияющие на успешное продолжение рода, такие как:

  • Различные инфекционные заболевания, которые передаются половым путем.
  • Постоянно ухудшающая экология.
  • У многих женщин и мужчин имеются врожденные пороки репродуктивной системы.

Выявление этических проблем, связанных с искусственным оплодотворением

Искусственное оплодотворение используется в случае бесплодия одного или обоих родителей. Когда появилась данная технология, было проведено исследование, которое должно было ответить на вопрос: какие этические проблемы искусственного оплодотворения возникли в современном обществе? В ходе данного исследования были поставлены следующие задачи:

  • выявить самые распространенные причины бесплодия, как у женщин, так и у мужчин;
  • узнать наиболее точное количество проведенных абортов и благополучно рожденных детей;
  • установить сколько женщин уже воспользовались методом экстракорпорального оплодотворения;
  • Подсчитать средний возраст женщин прибегнувших к ЭКО и количество осложнений после данной процедуры;
  • Узнать и проанализировать отношение женщин и мужчин различных религий к методу искусственного оплодотворения.

В ходе данного анкетирования было выявлено, что 94% женщин считают, метод экстракорпорального оплодотворения максимально похожим на естественное рождение. Остальные дамы категорически против этого метода. Ну а 54% мужской половины населения категорически против данной процедуры. По их мнению, это противоестественно. Есть и те мужчины, которым данная проблема и в голову не приходила, их всего 15%. Оставшиеся 33% не против этого метода.

Получить бесплатную консультацию врача

Религиозное отношение к методу искусственного оплодотворения

С момента естественного зачатия ребенка, его жизнь безоговорочно должна быть признаваема и уважаема. Именно поэтому этические проблемы искусственного оплодотворения так важны для многих религий. И сам факт экстракорпорального зачатия принимается с большим трудом.

Для того чтобы понять как различные религиозные направления относятся экстракорпоральному оплодотворению в случае бесплодия одного из партнеров было проведено анкетирование респондентов исламской, буддистской и православной веры. Полученные результаты показали, что православная церковь серьезно озабочена этическими проблемами, возникшими с появлением метода ЭКО. Но этика христианства не имеет никаких четко выраженных позиций по этому поводу. Однако лишь некоторые богословы стремятся выразить официальное мнение от лица всей православной церкви. Они утверждают, что искусственное осеменение признается церковью только в том случае, когда все оплодотворенные яйцеклетки пересадят в материнскую утробу. Таким образом, в медицине появился новый метод искусственного оплодотворения, с помощью интрацитоплазматической инъекции спермы. Тут используют сперму мужа. Применяется данный метод еще и в том случае, когда муж страдает азооспермией. Результаты опроса следующих религий показали следующие результаты:

  • 25% представителей исламской веры считают, что искусственное оплодотворение категорически неприемлемо по причине его противоестественности. Остальные 75% респондентов не против ЭКО только в том случае, если пара бесплодна.
  • 82% буддистской веры против ЭКО. Ведь, по их мнению, данный метод оплодотворения противоречит всем законам природы. А оставшиеся 12% процентов выступают за развитие вспомогательных репродуктивных систем.

Влияние генетики на создание семьи нового вида тревожит как простых, так и религиозных людей. Поводом для беспокойств служит тот факт, что возможно когда-нибудь влияние новых методик позволит рожать детей гомосексуальным парам. С этической точки зрения, как замораживание, так и эксперименты с эмбрионами совершенно неприемлемы. Из всего этого можно сделать вывод что как отвержение так и принятие оплодотворения напрямую зависит от того, насколько в эту область вмешалась медицина. Такого мнения придерживаются многие люди, которые так и не решили своих проблем связанных с бесплодием. Тем не менее, неосведомленность о данной современной методике толкает людей и на обсуждение, и на ее одобрение.

Методы искусственного оплодотворения

Прежде, чем анализировать морально-этические вопросы репродуктивных технологий, стоит прояснить, что они из себя представляют, и посредством каких методов воплощаются в жизнь.

Искусственное оплодотворение

Новые репродуктивные технологии включают несколько видов искусственного осеменения. Самое широкое распространение получили: искусственная инсеминация и экстрокорпоральное оплодотворение.

Методика инсеминации предполагает введение в матку семени супруга либо донора с тем, чтобы помочь преодолеть разрушительные для него преграды.

Искусственная инсеминация клетками мужа

При воплощении метода интракорпорального оплодотворения в полость матки вводится порция сперматозоидов с тем, чтобы они оплодотворили самую созревшую к этому времени яйцеклетку. Уже оплодотворенная яйцеклетка приживляется с тем, чтобы продолжить свое развитие.

Искусственная инсеминация

Лояльно к искусственной инсеминации относится и Православная Церковь. Она считает этот метод одним из допустимых средств зачатия, поскольку он не разрушает духовность и неразрывность семейного союза.

Инсеминация с задействованием донорских половых клеток

Нравственность донорского искусственного осеменения не только в православной, но в других религиях подвергается сомнению, а в некоторых случаях и вовсе истолковывается как проявление неверности и супружеской измены. Это обусловлено тем, что в результате технических манипуляций происходит вмешательство некоего третьего лица. Такой ход нарушает исключительность и неделимость брачных отношений.

Экстракорпоральное оплодотворение

Не так радужно в этическом плане отношение к более прогрессивной новой репродуктивной технологии – экстрокорпоральному оплодотворению.

Экстракорпоральное оплодотворение

Получивший широкое распространение ввиду высокой эффективности метод ЭКО предполагает гиперстимуляцию яичников с последующим изъятием яйцеклеток лапароскопическим способом с тем, чтобы оплодотворить их сперматозоидами в специальном инкубаторе. Оплодотворенные яйцеклетки анализируют, определяя самые жизнеспособные диплоидные клетки. Они и выступают основой для выращивания эмбрионов в условиях пробирки с последующей пересадкой их в женский организм. Не использованные эмбрионы замораживают посредством криоконсервации с тем, чтобы иметь возможность использовать для других целей в будущем.

В матку подсаживают до трех эмбрионов, из которых всего 1 или 2 в течение первых 6-и суток с момента зачатия фиксируются к слизистой оболочке.

  • уничтожают;
  • замораживают с тем, чтобы имплантировать другим женщинам;
  • задействуют в биопроизводстве и проведении экспериментов.

Оценка ЭКО с позиций религий

Церковь и ЭКО

Подтверждением этому является и первостепенный христианский закон, именуемый как позиция Тертуллиана. Она гласит: тот, кто будет человеком, уже есть человек.

Личностный статус зарождающейся жизни в исламе определяется несколько другим образом. Согласно священной книги мусульман разведенная женщина может повторно обрести замужество лишь по прошествии 90 дней с тем, чтобы избежать подозрений относительно отцовства. Это четко прописано в аятах 228 суры. Если же женщина овдовела, то до бракосочетания следует выждать 130 дней. Соответственно, сроки устанавливаются 90-130 дней.

Испытания на эмбрионах

Испытания на эмбрионах

На Парламентские Ассамблеи Совета Европы, проводимой в 1997 г., было принято решение запретить создание эмбрионов с целью исследования, а также обеспечить им надлежащую защиту. Сегодня большинство стран придерживается этого принципа, их законодательство полностью запрещает любого рода исследования. В странах, более лояльно относящихся к этому вопросу, процесс, направленный на достижение диагностических и терапевтических целей, четко контролируется на законодательном уровне.

Суррогатное материнство

Не меньшую озабоченность в этическом плане вызывают и повсеместно применяемый метод новой репродуктивной технологии, именуемый как суррогатное материнство.

Он предполагает извлечение простимулированной и созревшей яйцеклетки из утробы с тем, чтобы оплодотворить ее спермотозоидами супруга либо донора. Выдержанный в течение трех суток в мензурке зародыш обратно переносят в полость матки. С помощью этого метода можно использовать яйцеклетки одной женщины, а матку, выполняющей роль инкубатора для вынашивания – другой. При этом никакого генетического родства между малышом и выносившей его матерью нет.

Суррогатное материнство

Юридические стороны этого метода прописаны на государственном уровне. К примеру, согласно российскому законодательству суррогатная мать после рождения малыша не имеет права оспаривать материнство.

Моральная неоправданность этого метода в том, что он предполагает вовлечение в репродуктивный процесс третьего лица.

Осуждает суррогатное материнство и церковь. Согласно ее канонам, оно разрушает установившуюся во время вынашивания связь между матерью и ребенком. Как результат: травмируется и женщина, которая вынашивает, и чадо, которое в последствие может испытать психологическую травму из-за кризиса самосознания.

Читайте также: