Эстетика и художественная практика символизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

3. Подготовить 1 из стихотворений А.А. Блока для выразительного чтения наизусть.

Самостоятельная работа (по выбору студентов): Студенты самостоятельно готовят мультимедийную презентацию и краткий обзорпо указанной теме:

Вопросы для подготовки к занятию

2. Зарождение символизма, его основные идеи, философские основы (В.С. Соловьев). Идея Вечной Женственности как фундамент символизма.

Литература:

1. Гинзбург Л. Я. О лирике. - Л.,1974. (Или: 1997. -С.240-279).

2. Долгополов Л. К. На рубеже веков. - Л., 1977.

3. Долгополов Л. К. Александр Блок. - Л.,1980.

4. Жирмунский В. М. Поэтика Блока // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977.

5. Краснова Л. В. Поэтика Александра Блока. - Львов,1973. -С. 9-17, 22-31,136-176.

6. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век./ Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страда, Е. Эткинда. – М.: Прогресс-Литера, 1995. – С. 127-157.

7. Крук И. Т. Поэзия Блока. - М., 1970

8. Максимов Д. Д. Поэзия и проза А. Блока. - Л.,1975.

9. Машбиц-Веров И. М. Русский символизм и путь Александра Блока. - Куйбышев, 1969.

10. Орлов В. Перепутья. Из истории русской поэзии нач. ХХ в. - М.,1976.

11. Пайман А. История русского символизма./ Пер. с англ. – М.: Республика, 2000. - С. 197-210, Гл. IV и др.

12. Символ. Символизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. ИНИОН РАН. – М.: Интелвак, 2003. – С. 975 -986.

Практическое занятие №7

Символизм как художественное направление. Эстетика символизма.

Поэтический мир А.А. Блока.

Задание для подготовки.

Самостоятельная работа обязательной формы

3. Подчеркнутые в плане стихотворения поэта подготовьте для подробного анализа.

4. Подготовить 1 из стихотворений А.А. Блока для выразительного чтения наизусть.

Самостоятельная работа (по выбору студентов): Студенты самостоятельно готовят мультимедийную презентацию по указанной теме:

Вопросы для подготовки к занятию

4. Художественный мир лирики А.А. Блока.

Литература:

1. Гинзбург Л. Я. О лирике. - Л.,1974. (Или: 1997. -С.240-279).

2. Долгополов Л. К. На рубеже веков. - Л., 1977.

3. Долгополов Л. К. Александр Блок. - Л.,1980.

4. Жирмунский В. М. Поэтика Блока // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977.

5. Краснова Л. В. Поэтика Александра Блока.- Львов,1973. -С. 9-17, 22-31,136-176.

6. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век./ Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страда, Е. Эткинда. – М.: Прогресс-Литера, 1995. – С. 127-157.

7. Крук И. Т. Поэзия Блока. - М., 1970

8. Максимов Д. Д. Поэзия и проза А. Блока. - Л.,1975.

9. Машбиц-Веров И. М. Русский символизм и путь Александра Блока. - Куйбышев, 1969.

10. Орлов В. Перепутья. Из истории русской поэзии нач. ХХ в. - М.,1976.

11. Пайман А. История русского символизма./ Пер. с англ. – М.: Республика, 2000.- С. 197-210, Гл. IV и др.

12. Символ. Символизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. ИНИОН РАН. – М.: Интелвак, 2003. – С. 975 -986

Футуризм как литературное направление.
Новаторство и традиции в творчестве
В. В. Маяковского и В. Хлебникова

Задания для подготовки

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

В истории России Серебряный век сыграл важную роль. В это время менялась система ценностей, забывались старые моральные устои, перестраивался быт. Параллельно с изменениями в жизни стремительно развивались разные направления в искусстве.

  • Определение понятия
  • Основные признаки
  • Черты направления
  • Новая школа
  • Яркие представители
  • Ритмика и тропы произведений

Символизм в литературе

В этот период возник в литературе символизм, который принес много нового в произведения, подарил миру известных поэтов и прозаиков, создал особую школу писателей.

Определение понятия

Символизмом называется направление в литературе, возникновение которого связано с концом XIX века. Истоки его рождения — это глубокий духовный кризис. Писатели пытались найти художественную правду в реалистичном литературном течении. Символизм помог поэтам и прозаикам уйти от суровой жизни в мир идей и вечных тем.

Особенности символизма

Название течения впервые упоминалось в манифесте Жана Мореаса — основоположника символизма. Новая школа опиралась на работы Владимира Соловьева, Шопенгауэра и Ницше. Так как это течение появилось в сложное время, оно стало своеобразным способом побега от реальности.

Русский символизм связывают с выходом поэтического сборника, содержащего стихи Добролюбова, Бальмонта и Брюсова.

Основные признаки

Литературное течение стало отображением работ известных философов. Оно пыталось отыскать в человеческой душе место, которое способно скрыть от жестокой реальности. Существует несколько основных признаков символизма:

 признаки символизма

  • тайный смысл произведения передается с помощью символов;
  • основу составляют философские работы и мистицизм;
  • появляется собственная мифология;
  • образцом служит литература великих классиков;
  • особое внимание уделялось ритму стихотворений;
  • мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества.

Главная цель течения заключается в постижении мира с помощью интуиции через символы. Последние в этом случае играли роль многозначного иносказания. Принцип художественного направления — творить искусство ради него самого. Согласно словам Брюсова, создание искусства — это приотворенные двери в вечность.

Направление символизм

Среди идей символизма можно выделить экспериментирование со сложением стихов.

Московское крыло литераторов возглавил поэт В. Брюсов, поэтому все произведения ориентировались на его работы и мысли. В Санкт-Петербурге во главе символистов стал Д. Мережковский.

Он внес в направление мотивы раздвоенности, бессилия, безысходности и одиночества, возможность ухода в мир фантазий от реальности.

Черты направления

Писатели смогли по-новому посмотреть на роль личности в жизни, творчестве и русской действительности. Такой интерес привел поэтов к расширению сознания, они старались понять индивидуальность человека. Характерные черты символизма:

Символизм в литературе

Писатели использовали интуицию для постижения действительности, старались в произведениях выразить чувственное восприятие жизни. Этому течению характерна постоянная смена масок и ролей, мистификация и артистичная игра. Поэты превозносили личность, но писали стихи на основе творческого пессимизма.

Новая школа

Предшественниками символизма являются Ф. Тютчев и А. Фет, которые впервые заложили что-то новое в поэтической речи. Стих Silentium стал настоящим девизом русских писателей. Большой вклад в развитие течения внес В. Брюсов, именно он считал символизм новой школой. Согласно его мнению, это направление должно с помощью намеков загипнотизировать читателей.

 черты символизма

Писатели в своем творчестве ставят акцент на личности и внутреннем мире художника, они разрушили концепцию критики. Начало символизму положили западноевропейские поэты, которые творили еще в стиле реализма. Им пытались подражать Блок, Брюсов, Сологуб. Но позже они смогли создать собственное течение, развить свои темы.

Предметы реального мира стали символами, с помощью которых выражались внутренние волнения. Учитывался зарубежный и отечественный опыт, но он подстраивался под новые требования. Еще одна особенность символизма — использование примет декадентства. Литературное направление было неоднородным. Образовалось два пересекающихся течения:

Отличительным признаком первых считался особый взгляд на содержание и роль стихотворений в обществе. По их мнению, образ символизма возник из-за развития словесного искусства. Содержание поэзии волновало их не так сильно, как ее художественное оформление.

Представители символизма

Яркие представители

Есть известные поэты среди младшей и старшей ветви литературного течения. У каждого из них свое значение.

Самые яркие представители символизма в первом случае — это А. Блок, А. Белый, В. Иванов. Список старших поэтов:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • Д. Мережковский; ;
  • К. Бальмонт.

Символисты

Основная тема новой школы — одиночество. Поэт способен творить только в полном уединении, а свобода от всего общества приведет к независимости личности. Любовь перестала быть смыслом жизни, так как она мешает искусству, ее считают только испепеляющей страстью.

Это чувство приводит к страданиям, печальным последствиям, ее изображают как физическое, а не духовное влечение.

В стихах открылись новые темы:

  • урбанизм;
  • антиурбанизм;
  • смерть.

Город воспевался как научный и прогрессивный центр. Поэты представляли мир в образе двух столиц: первая — Москва будущего, вторая — темная и старая. В то же время город являлся отторжением от прежнего существования.

Образ смерти также распространен в символизме, его рассматривали в личном и глобальном плане.

Ритмика и тропы произведений

Писатели использовали новый подход при создании стихотворений, он базировался на устном народном творчестве, древнерусской литературе и реализме. Вся теория утвердилась в символах — приеме, который использовался в народной поэзии и романтическом творчестве. Представители нового течения переосмыслили его содержание и значение. Он стал своеобразным иероглифом, который понимается интуицией, а не разумом. Поэт был шифровщиком, прячущим смысл произведения за образами и иносказаниями.

Символизм в музыке

Символисты считали музыку главным видом искусства, поэтому старались добиться ритмичности в своих стихотворениях. Они использовали фонетические возможности языка, нотные таблицы, придавали строкам особое благозвучие и живописность. Звуковые эффекты доминировали над смыслом фраз, поэты исключали переносы, лексические и синтаксические разделения. Благодаря народной ритмике их стихи были свободными и подвижными.

Символизм существовал недолго, так как его представители сами отрывали себя от окружающего мира.

Они выражали свои мысли кратко, но чувственно, не поддавались общественной критике и давлению. Народ просто не понимал их творчество, хотя некоторые черты символизма присутствуют и в современной поэзии.

К старшим символистам (90-е годы), утвердив­шим название и принципы нового искусства, принадлежали В. Брю­сов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт. Второе поколение символистов пришло в литературу уже в начале XX века — А. Блок, A. Белый, С. Соловьев, Эллис.

В основе мира символисты видели не материальную, а идеаль­ную сущность. В окружающей реальности — лишь знаки, символы этой сущности. Истоки такого восприятия они находили в филосо­фии. Так, Платон сравнивал реальность с пещерой, куда проника­ют только блики, тени подлинного ирреального мира. Человек может лишь догадываться по этим теням-символам о том, что происходило за пределами пещеры. В этом же ключе звучали рассужде­ния И. Канта.

Требует уточнения понятие символ. Мы достаточно часто встре­чаем символическое значение образов в реалистической литературе прошлого. Символикой пронизан фольклор. Модернисты вклады­вали в это слово новый смысловой оттенок. Символ противопостав­лялся аллегории, иносказанию. Как главное в символе подчеркива­лись его многозначность, многообразие ассоциативных связей, целая система соответствий.

Символисты в музыке видели высшую форму творчества, особое внимание уделяли мелодичности. Характер звучания произведения был не менее важен, чем его смысл. А в постижении смысла суще­ственна установка на недоговоренность. Текст должен был оставать­ся загадкой, а художник чувствовал себя творцом, теургом.

Отказываясь от изображения конкретного мира, символисты об­ращались к проблемам бытия. Однако именно реальная жизнь вно­сила свои коррективы. Неудовлетворенность современностью рож­дала мотив конца мира, была толчком к поэтизации смерти.

-приоритет духовных идеалистических ценностей (Мережковский)

-стихийный характер творчества (Бальмонт)

-искусство как наиболее достоверная форма познания (Брюсов)

-необходимость соединить искусство и религию (Белый) – мистические и религиозные настроения

-восприятия двоемирия дано только избранным

-софийность, женское начало, соборность

-новая религия – неохристианство (единение души с Богом без посредства с церкви)

-торжественность, высокий стиль

-музыка стиха, эмоциональная ценность звуков

-сложная абстрактная иррациональная метафора

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Эстетика символизма. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Символизм ( франц.Symbolisme) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

Символизм в русской литературе Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, мечтающий о прорыве за грани известного. Образ мечты у поэта получает сквозное развитие.

Символизм в живописи Врубель – мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Изображение движения. Присутствие интриги. Молчание и тайна — полноправные персонажи в изобразительном искусстве Врубеля.

Читайте также: