Эстетика древнего египта кратко

Обновлено: 03.07.2024

Особенностью Египетского искусства является то, что оно было неотъемлемой частью религии, культа, большинство произведений создавалось в рамках заупокойного ритуала

Древний Египет – одно из первых государств в истории человечества. Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к 4 тысячелетию до нашей эры. Египетская цивилизация характеризовалась сильной деспотической властью, централизованным бюрократическим аппаратом управления, рабовладельческим строем и просуществовала до 30 г. до н.э, когда вошла в состав Римской империи. Становление рабовладельческого общества в корне изменило положение человека в мире, вслед за мировоззренческими трансформациями видоизменилась и художественная реальность, как связующий элемент общения художника и публики.

Особенностью Египетского искусства является то, что оно было неотъемлемой частью религии, культа, большинство произведений создавалось в рамках заупокойного ритуала, а так же с целью восхваления государственного культа обожествленного фараона. Со времен Древнего царства в Египетском искусстве сложился монументальный стиль, с определенными изобразительными канонами, которые свято оберегались на протяжении веков. Древнеегипетское искусство тесно связано с религиозно-обрядовыми обычаями. Оно предназначалось не для осмотра, а для сопровождения религиозных поверий египтян. Пантеон их богов очень велик, и восходит еще к первобытным временам, анимизму, и поклонению тотему, священному животному. Многие боги имели звериный облик. Животные занимали важное место в Египетской культуре, они считались священными, были найдены захоронения священных кошек, собак, быков, и даже крокодилов. Анималистические изображения — образы кошек, павианов, собак — широко распространены в искусстве Древнего Египта. Но главным культом и объектом поклонения Древнего Египта был культ солнца, солнечного божества, которое повсеместно встречается в искусстве Древнего Египта.


Искусству в Древнем Египте отводилась необычайно важная роль. Обслуживая потребности религии, а главным образом заупокойный культ, искусство воспринималось носителем вечной жизни, продолжением кратковременной земной жизни. В основе религиозного культа Древнего Египта лежало поверие, что для счастливой загробной жизни покойника необходимо снабдить его всем, чем он обладал на этой земле, вплоть до собственного тела. Тело погибшего владыки бальзамировали, а гробницу, помимо несметных богатств, украшали росписи, рельефы, повествовавшие о его земной жизни, статуэтки-ушебти заменяли покойному слуг. По верованиям древних египтян в гробницу так же помещали портретную статую умершего, а иногда и не одну, причем она должна была быть максимально достоверной, чтобы Ка — жизненная сила, двойник человека при жизни — нашла его и после смерти. Таким образом, именно искусство обеспечивало погибшему посмертное благополучие.

Основным средством выразительности египетского искусства были – внушительность масштабов, ритмы и повторы. Несмотря на монументальность и иногда торжественность, стиль египетского искусства сохранял благородную сдержанность и приверженность традициям.


При изображении тела: стоящая фигура выпрямлена, голова поднята, левая нога делает шаг вперед, голова и ноги расположены в профиль, а торс развернут, вся фигура обрисована единой четкой линией.


Рельефы занимали важное место в искусстве Древнего Египта. В рельефах, как и в фресках, утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу, через одинаковые интервалы, с ритмическими повторами жестов. Повторяемость фигур, их движений и поз придает изображению нечто ритуально-торжественное. Для египетских рельефов характерна градация размеров, от малого к среднему и большому. В древнеегипетской живописи разномасштабность широко использовалась для того, чтобы увеличить информативность, улучшить композицию и передать иерархические представления. Чем значительнее был изображаемый предмет, тем он был больше. Примечательно, что прочие атрибуты обозначения величия отпадали, фараон, хоть и считался богом, изображался без всякой преувеличенной пышности, его величие подчеркивалось большим масштабом фигуры, по отношению к родственникам и слугам. Рельефы всегда раскрашивались, преобладали сочетание желтых и коричневых – цвета солнца и земли, с зелеными и голубыми – цвета воды Нила и безоблачного неба Египта. Особенно любили насыщенный голубой цвет, который встречался не только в рельефах и росписях, но и в прикладном искусстве, костюме египтян.

Большое развитие получил скульптурный портрет. Особенностью классических египетских портретов является то, что они максимально достоверно воссоздают черты лица, социального положения портретируемого, элементов костюма, головного убора, ювелирных украшений, но не уделяют внимание психологическому образу изображаемого, его характеру. Считалось, что приходящие переживания не важны, так как человек отправляясь в загробный мир, устремляется в вечность. Особенно ярко это проявлялось в Древнем царстве.

Рисованием с натуры египтяне никогда не занимались. И при высекании рельефов, и при создании росписей они руководились каноническими предписаниями — как строить фигуру, как располагать изображение на плоскости (плоскость предварительно расчерчивалась на клетки). Однако для успешного исполнения этих работ художник должен был не только уметь действовать резцом и кистью, но и знать предметы, которые изображает. Тут нужны были и наблюдательность и практика. Иногда в росписях встречаются шуточные или пародийные сюжеты. С другой стороны — каноны все-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.


Художник занимал почитаемое место в обществе Древнего Египта. Как уже было сказано ранее, понятия религия и искусство в Египетском мировоззрении шли неразрывно друг с другом. Социально-историческая художественная реальность Древнего Египта (как и других цивилизаций древности) не выработала своей собственной творческой концепции, а воплотила готовую концепцию, выработанную другими формами общественного сознания, в особенности религией. Искусство было Религия – первопричина древнеегипетского искусства, фактор, определявший его развитие на протяжении всей четырехтысячелетней истории этой цивилизации. Особенностью египетского искусства было то, что большинство произведений создавалось для мертвых. Религия египтян, выросшая из анимизма – веры в бессмертие души, подразумевала жизнь после смерти. И ее благополучие, согласно их мировоззрению обеспечивалось искусством. Большинство работ египетских художников никто из их современников не видел. По своим задачам это было не то, что мы понимаем под искусством сегодня. Египтяне наивно верили в силу изображаемого, что подробное описание земной жизни позволит перенести все накопленное и в загробную. Вся ответственность была на художниках, которые действительно больше воспринимались обществом как жрецы, так как искусство обладало сакральной функцией. Поэтому неудивительно, почему они не вносили ни индивидуальных черт, ни личного отношения и переживаний касательно изображаемого, а только объективную передачу информации. Искусство для художника не являлось самовыражением или рефлексией реального мира, это был священный обряд. Искусство древних египтян это сакральный ритуал, а художник – это посланник богов, его функция очень важна – составить летопись земной жизни, чем обеспечить благополучие загробной жизни. Художественная реальность в Египте была связана с магией, она не подразумевала духовности. Отчасти поэтому Египетская культура погибла.

Карцева Е.А. Формы культурно-исторической динамики взаимоотношений художника и публики. МГУ 2008.

Вложенные файлы: 1 файл

Египет_чистый.doc

ЭСТЕТИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Вып.:ст. гр. ИО – 1, Гребенникова М.С.

Принял: Кобелева Д.Л.

Идею возвышенного легче всего проследить в искусстве, конечно же, в первую очередь, архитектуре, древних египтян.
Древнеегипетская цивилизация поражает значительной долей алогизма, расточительностью человеческой энергии из-за неуемного стремления к исполинскому, гигантскому, величественному.
Наиболее грандиозное из всех сооружений - пирамида Хеопса. Она возводилась из двух с половиной миллионов каменных блоков, которые выложены без какого-либо цементирующего раствора и плотно подогнаны друг к другу так, что швы едва различимы. Поверхность этого сооружения была облицована гладкими известняковыми плитами, придававшими ее облику удивительную кристальную ясность. Всего в Египте было воздвигнуто более семидесяти пирамид.
Однако не следует забывать, что именно в монументальных пирамидах запечатлена удивительная целостность эстетического мировосприятия, рациональная ясность культуры, сумевшей подняться до прозрения всеобщей одухотворенности бытия, великой объединяющей, консолидирующей идеи. Правда, по сравнению с этой вселенской грандиозностью человек казался не самым значительным существом, не рассматривал себя как венец природы. Он был обязан склонять голову перед этой незримой метафизической силой, боготворить ее. Но главное, что мировосприятие древних египтян было проникнуто глубиной осмысления беспредельных человеческих возможностей, прозрением всеобщего смысла бытия, над которым не властен случай.
В этом беспримерном созидательном труде, вырастающем из суровой реальности, ковалась духовная мощь человека. Стремясь актуализировать потребность в абсолютной гармонии, общество создавало титанический, исполинский, монументальный, метафизический тип красоты. Именно этот вид красоты дал основание А. Тойнби заметить, что пирамиды, противостоящие разрушительным силам времени, возможно, будут играть свою роль атлантов еще на протяжении сотен тысяч лет. Может быть, они простоят дольше, чем проживет человечество, а в мире, где не останется ни чувств, чтобы воспринять их, ни разума, чтобы их понять, они будут продолжать свидетельствовать о великом духовном прорыве египетского общества.

В Древнем Египте уже сложился целый ряд интересных эстетических представлений, которым предстоял длительный путь исторического развития.
Идея прекрасного, пожалуй, является наиболее разработанной. И хотя в Древнем Египте она еще не отпочковалась от космологических и религиозных представлений; она неразрывно с ними связана и слита, не вполне выделяется в своей специфике как эстетическая идея. Однако преимущество ее по сравнению с некоторыми более поздними представлениями о прекрасном, например античного идеалиста Платона, состоит в том, что это представление все же не оторвано от земных интересов.
Даже поверхностное ознакомление с литературными памятниками Древнего Египта убеждает нас, что египтяне, пожалуй, первыми в истории человечества подчеркнули и развили мысль, что красота, истина и добро неразрывно связаны между собой, хотя эти понятия они четко не различают.
Представления древних египтян об искусстве содержат в себе наряду с идеализмом также и вполне отчетливые элементы истины, правды жизни. То же самое наблюдается и в древнейших представлениях египтян о прекрасном. В них содержатся те элементы абсолютной истины, которые сохранились на протяжении веков в науке об искусстве и непрерывно развивались и обогащались на основе разностороннего и прежде всего художественного освоения действительности человеком.

(Монте П. Повседневная жизнь. Египтяне во времена великих фараонов. М., 2000. С. 85).

Среди своих современников и потомков жители Египта, в особенности женщины, славятся красотой. Что бы ни говорили английские историки 2001 года о несимпатичной Клеопатре, общественное мнение и здравый смысл в совокупности с устойчивой репутацией неотразимой покорительницы мужских сердец восторжествуют. Сто пятьдесят сантиметров роста? Но даже для начала ХХ века это неплохой женский рост. Нос с горбинкой? Однако Клеопатра окружена представителями самых разных этносов, у многих из которых именно такая форма носа считается предпочтительной.

2. Эстетическое сознание

Египетская цивилизация, по-видимому, раньше прочих сформировала людей с высокоразвитым чувством красоты, прекрасного (нефер) (История эст. мысли. М., 1985. Т. 1. С. 63). Это понятие включено во многие имена: Нефертари, Нефертити.

3. Задачи косметики

В Египте были разработаны многие косметические рецептов мазей, красок для лица, благовоний, некоторые из них расшифрованы в настоящее время. В гробницах найдены стеклянные, керамические, алебастровые, нефритовые косметические флаконы, и ларцы для хранения средств по уходу за собой. Не имея медицинской базы, египтяне еще не связывали воедино здоровье и красоту, но уже догадались о безусловной необходимости чистоты и ухоженности для достижения последней. В захоронениях обнаружены горшочки с косметикой, притирания, карандаши для глаз, ручные зеркала, что свидетельствует о стремлении сохранить красоту и в другом мире (Вардиман, 239).

4. Канон

Особость древнеегипетских представлений о красоте человека связана как бы с отсутствием темы принадлежности к полу, особенно в парадных изображениях. При этом оппозиция мужское - женское пронизывала всю египетскую мифологию, оказывая сильнейшее влияние на культуру. Женщина всегда рассматривалась как дополнительное начало, при доминирующем мужском. Земля-мужчина и склонившаяся над ним женщина - так выглядел космос египтян. Однако красота поднимается над разницей мужского и женского, особенно красота лица. Без головных уборов и платья зачастую трудно догадаться, кто перед нами. Речь идет, скорее, не о стирании черт, а об отборе наиболее выразительных, могущих принадлежать в равной степени и мужчине, и женщине. Две-три детали служат завершению внешности, но без универсальной основы красота не родится.

Попытаемся обобщить. Источник объяснения кроется в признании фараона живым божеством, сошедшим на землю, чтобы управлять страной. Он совершенен и грозен, вызывает страх и восхищение у подданных, в том числе высоких сановников. В качестве божества он не похож на прочих людей, но люди стремятся походить на него.

Божество вечно, значит, фараон не может стареть и в тридцать, и в восемьдесят лет. Вечность признает цветение юной красоты: глаза и губы Тутанхамона-ребенка на скульптурном портрете и зрелого правителя, пересекающего в саркофаге границу мира живых и мира мертвых, неизменно молоды и прекрасны.

Божество отличается от остальных живых существ: если они смуглы, опалены солнцем, то богу не пристало быть смуглокожим.

Бог совершенен и потому его глаза так напоминают своей формой иероглиф Ра, глаз бога Солнца.

Наконец, для бога вечность предпочтительнее земной жизни. Первая всегда имеет на одно измерение меньше второй, в ней нет времени и нет объема. Вечная красота не стремится к телесности.

За подобной эстетикой стоят многочисленные практики ухода за телом. Но об этом можно говорить в отдельной статье.

Книга мёртвых

Bronze Cat (Bastet). 664-31 B.C.
Saitic or Ptolemaic period of Ancient Egypt.

"Владычица Сахмет, Владычица Бастет - есть одна Нечерет с двумя ликами.
Благая Защитница, Покровительница Фараонов и Женщин, Око Ра.
Две Её ипостаси всегда сопровождали ремечей. В весельях, церемониях, дома и на войне. Сахмет - Могучая, Дочь Нечера Ра, Его грозное Око, Истребительница врагов Та-Кемет, Хранительница царя, Пламеннодышащая, как великая пустыня и владеющая ею без остатка, Насылательница болезней и Исцелительница. Лекари - Её жрецы, воины - Её возлюбленные сыновья. Лик Нечерет львиный, Её грозная ипостась носит само Солнце на челе. Но есть и редкие изображения с горящими стрелами, как Защитницы, так и Проклинательницы рода человеческого.
Нечерет Бастет - совершенно иной лик Великой Владычицы. Её Имя ремечи связывают с защитой дома от злых напастей, хворей и войны. Она - само веселье, счастье, плодородие каждого дома в Та-Кемет. Символ Нечерет - систр, она неразлучна с ним, поэтому Владычицу всегда можно узнать по характерному звуку. Женская красота, радость и любовь в Её власти. В любой дом Её влияние входит с кошкой, именно такую форму принял лик Нечерет."

Стася Зверева (2019)

Лидия Бутко

👍

Анастасия Марусова


Анастасия Марусова

😍

Эстетика Древнего Египта

Эстетика Древнего Египта запись закреплена
Иван Никифоров

Эстетика Древнего Египта

Эстетика Древнего Египта запись закреплена
Агнесса Арморик

Эстетика Древнего Египта

Эстетика Древнего Египта запись закреплена
Юрий Туктаров

Феномен Рамсеса 1.

ОПИСАНИЕ ФЕНОМЕНА: Надпись, сделанная
египетскими иероглифами. Один и тот же текст можно прочитать слева
направо и справа налево, причем не будет нарушена орфография и текст
Показать полностью.
сохранит общий смысл, хотя по факту это будут два разных текста. Ранее ни в
одном учебнике египетского языка такой вариант прочтения древних
надписей негде не встречается
В 2019 году я делал перевод текста из усыпальницы Рамсеса 1 KV 16.
Изучаемый текст представляет собой хорошо сохранившуюся фреску, где
изображено созвездие ДРАКОНА в кругу 12 дочерей. 12 дочерей
символизируют 12 часов, в которых фактически находится созвездие
ДРАКОНА. Надписи возле ДРАКОНА поясняют, что здесь условно
изображены звездные часы. В надписи ЧАСЫ есть ошибочное написание,
надпись сделана задом наперед. Сама надпись находится обособлено, и
сделать такую надпись по ошибке невозможно. Такая ошибка сразу
бросается в глаза. Мной было сделано предположение, что текст каким-то
образом получился зеркальным; возможно, неопытный художник нанес
изображение задом наперед или случилась еще какая нелепость при
нанесении изображения на стены. Поэтому данный текст я перевел двумя
способами слева направо и справа налево. В итоге должен был получиться
один текст, связанный между собой, правильный, со смыслом, а второй текст
должен был получиться с орфографическими ошибками и лишенный всякого
смысла – как бы просто набор знаков. Таким образом, можно было
определить, в какую сторону читается данный текст. Во всех учебных
пособиях четко прописано, что все тексты читаются с той стороны, откуда
смотрят символические знаки, но это правило может действовать только на
лишенных ошибок надписях. После перевода этого текста разными
способами появились два адекватных текста без орфографических ошибок и
примерно с одним и тем же смысловым сюжетом, что, конечно, поставило
меня в тупик. Так как получиться случайно такой эффект не может. Можно
предположить, что жрецы сделали такую запись специально, чтобы
продемонстрировать некие навыки, которые они могли использовать при
создании различных надписей. Ни в одном учебном пособии раннее не
описывался подобный эффект. Можно предположить, что эта не единичная
надпись с подобным свойством, и, возможно, такой эффект встречается
часто?!

Читайте также: