Эстетические взгляды флобера кратко

Обновлено: 07.07.2024

Бронте сестры Шарлотта, Эмили и Анна, английские писательницы. Выросли в семье сельского священника в местечке Хоуорт графства Йоркшир. Жили в условиях нужды, тяжёлого труда и деспотизма отца. Работали учительницами и гувернантками. В 1846 сестры Б. совместно опубликовали сборник стихов под псевдонимом братья Белл. В 1847 в печати появились их романы. Шарлотта Б., наиболее известная писательница из семьи Б. Под псевдонимом Каррер Белл она послала издателям свой первый роман "Учитель". Роман был отвергнут (опубликован в 1857). Шарлотта Б. обличала уродства буржуазного строя, бесправное положение женщины с прямотой, необычной для английского викторианского романа. Главные произведения - романы "Джен Эйр",( Полное пренебрежение ко всякой условности, яркость и сила в обрисовке характеров, неприкрашенный, жизненной правдой дышащий реализм - все это увлекательно действовало на читателя и предвещало появление крупного, оригинального таланта на литературном горизонте. Картина суровой северной природы с ее грубоватыми, но мужественными типами обывателей, казалось, открывал новый неизвестный литературе мир и вызывал общий интерес к автору, скрывавшемуся под псевдонимом) "Шерли" и "Вильетт" К. Маркс причислял Шарлотту Б. к "блестящей плеяде. английских романистов. " вместе с Ч. Диккенсом, У. Теккереем и Э. Гаскелл . Эмили Б. (литературный псевдоним Эллис Белл) с юных лет создавала цикл романтических стихов и поэм о вымышленной стране Гондал, где на фоне мрачных пейзажей господствуют бурные страсти, политические потрясения. В её философской лирике выражены пантеистические взгляды. В 1847 появился единственный роман Эмили Б. "Холмы бурных ветров" (русский перевод - "Грозовой перевал", 1956). Анна Б. (литературный псевдоним Актон Белл) , автор стихов и романов "Агнес Грэй" (1847) и "Арендатор Вайлдфелл-Голла" (1848)



Переходными от ранних сочинений к зрелому реалистическому творчеству явились любимые юношеством романы Д. "Домби и сын" (1848), где в центре - образ жестокого собственника, и "Дэвид Копперфилд" (1850) - роман воспитания, в котором прослеживается жизнь героя, напоминающая жизнь самого Д. В романе "Тяжёлые времена" (1854) место действия - чудовищный, не существующий на карте угольный город "Коктаун". Д. создал непревзойдённые по сатирической насыщенности гротескные образы буржуазных дельцов, для которых "факты и цифры" - единственная реальность. Несколько особняком в цикле зрелых сочинений Д. стоит исторический роман о Великой французской революции - "Повесть о двух городах" (1859). Изображая нищету и бесправие масс, Д. горячо возмущается их угнетателями, считает революцию неизбежной, но вместе с тем осуждает активные действия народа с точки зрения христианского идеала. Последние романы Д. - "Большие ожидания" (1861), "Наш общий друг" (1865), "Тайна Эдвина Друда" (неокончен, 1870) сочетают элементы детективного и криминального жанров с глубокой социальной проблематикой.

Проблема добра и зла в романах ДиккенсаПисатель был уверен в удовлетворительности мирового порядка. По его убеждению, "принцип Добра" неизменно в конечном счете побеждает "принцип Зла" в мире. В соответствии с философией молодого Диккенса персонажи его первых романов резко делятся на положительных и отрицательных ("добрых" и "злых"). Прием постоянного сталкивания контрастных характеров, составляющий одну из особенностей ранних романов Диккенса, также вырастал из идейного замысла. И поскольку действительность представлялась молодому Диккенсу ареной борьбы добра и зла, люди воспринимались им как "добрые" и "злые" в зависимости от того, в какой мере они были человечны и как понимали свои общественные задачи. При всей сатирической остроте романов 50-х годов, при всем том, что в них наблюдается углубление критического реализма Диккенса, те же романы наиболее противоречивые из всех произведений великого писателя. Вещи переставали укладываться в те простые и готовые схемы, за которые писатель еще недавно настойчиво держался. В мировоззрении Диккенса уже не было места прежней уверенности в закономерности конечной победы Добра и Справедливости над Злом. (записки пиквикского клуба, николас никльби, Оливер твист) Тема детства в творчестве ДиккенсаДети всегда глубоко волновали Диккенса как художника. В ряде романов, написанных им в последующие годы, писатель создал трогательные портреты детей, чаще всего терпящих всяческие лишения и преодолевающих непосильные для них моральные испытания. Незабываемы образы забитого и отупевшего от побоев Смайка в "Николасе Никльби", маленькой Нелли в "Лавке древностей", Дэвида Копперфилда в одноименном романе. До глубины души потрясает читателя трагический образ Флоренс, ребенка, отвергнутого родным отцом (в "Домби и Сыне"), маленького оборвыша Джо, покрытого "доморощенными паразитами и доморощенной грязью". Эти портреты - лишь немногие из тех многочисленных детских образов, которые были созданы писателем на протяжении его творческого пути. Диккенс надеялся потрясти сердца, вызвать у читателя сочувствие и сострадание, заставить его задуматься над участью тысяч других таких же детей в стране и этим добиться улучшения их доли. Но, конечно, содержание первых романов не исчерпывалось этой темой. Еще Белинский заметил по этому поводу: "Большая часть романов Диккенса основана на семейной тайне: брошенное на произвол судьбы дитя богатой и знатной фамилии преследуется родственниками, желающими незаконно воспользоваться его наследством. Завязка старая и избитая в английских романах". Но как бы традиционна ни была завязка фабулы этих первых романов Диккенса и как бы мало она ни определяла значение и ценность их взятых в целом, нельзя пройти мимо того, с какой теплотой нарисованы некоторые образы, вокруг которых строится сюжет. Диккенс нашел исключительно теплые интонации, говоря о судьбе несчастного ребенка, родившегося в работном доме и с первых лет жизни разделившего суровую участь миллионов обездоленных, о несчастных жертвах "воспитательной" системы Сквирса.

Бронте сестры Шарлотта, Эмили и Анна, английские писательницы. Выросли в семье сельского священника в местечке Хоуорт графства Йоркшир. Жили в условиях нужды, тяжёлого труда и деспотизма отца. Работали учительницами и гувернантками. В 1846 сестры Б. совместно опубликовали сборник стихов под псевдонимом братья Белл. В 1847 в печати появились их романы. Шарлотта Б., наиболее известная писательница из семьи Б. Под псевдонимом Каррер Белл она послала издателям свой первый роман "Учитель". Роман был отвергнут (опубликован в 1857). Шарлотта Б. обличала уродства буржуазного строя, бесправное положение женщины с прямотой, необычной для английского викторианского романа. Главные произведения - романы "Джен Эйр",( Полное пренебрежение ко всякой условности, яркость и сила в обрисовке характеров, неприкрашенный, жизненной правдой дышащий реализм - все это увлекательно действовало на читателя и предвещало появление крупного, оригинального таланта на литературном горизонте. Картина суровой северной природы с ее грубоватыми, но мужественными типами обывателей, казалось, открывал новый неизвестный литературе мир и вызывал общий интерес к автору, скрывавшемуся под псевдонимом) "Шерли" и "Вильетт" К. Маркс причислял Шарлотту Б. к "блестящей плеяде. английских романистов. " вместе с Ч. Диккенсом, У. Теккереем и Э. Гаскелл . Эмили Б. (литературный псевдоним Эллис Белл) с юных лет создавала цикл романтических стихов и поэм о вымышленной стране Гондал, где на фоне мрачных пейзажей господствуют бурные страсти, политические потрясения. В её философской лирике выражены пантеистические взгляды. В 1847 появился единственный роман Эмили Б. "Холмы бурных ветров" (русский перевод - "Грозовой перевал", 1956). Анна Б. (литературный псевдоним Актон Белл) , автор стихов и романов "Агнес Грэй" (1847) и "Арендатор Вайлдфелл-Голла" (1848)

Переходными от ранних сочинений к зрелому реалистическому творчеству явились любимые юношеством романы Д. "Домби и сын" (1848), где в центре - образ жестокого собственника, и "Дэвид Копперфилд" (1850) - роман воспитания, в котором прослеживается жизнь героя, напоминающая жизнь самого Д. В романе "Тяжёлые времена" (1854) место действия - чудовищный, не существующий на карте угольный город "Коктаун". Д. создал непревзойдённые по сатирической насыщенности гротескные образы буржуазных дельцов, для которых "факты и цифры" - единственная реальность. Несколько особняком в цикле зрелых сочинений Д. стоит исторический роман о Великой французской революции - "Повесть о двух городах" (1859). Изображая нищету и бесправие масс, Д. горячо возмущается их угнетателями, считает революцию неизбежной, но вместе с тем осуждает активные действия народа с точки зрения христианского идеала. Последние романы Д. - "Большие ожидания" (1861), "Наш общий друг" (1865), "Тайна Эдвина Друда" (неокончен, 1870) сочетают элементы детективного и криминального жанров с глубокой социальной проблематикой.

Проблема добра и зла в романах ДиккенсаПисатель был уверен в удовлетворительности мирового порядка. По его убеждению, "принцип Добра" неизменно в конечном счете побеждает "принцип Зла" в мире. В соответствии с философией молодого Диккенса персонажи его первых романов резко делятся на положительных и отрицательных ("добрых" и "злых"). Прием постоянного сталкивания контрастных характеров, составляющий одну из особенностей ранних романов Диккенса, также вырастал из идейного замысла. И поскольку действительность представлялась молодому Диккенсу ареной борьбы добра и зла, люди воспринимались им как "добрые" и "злые" в зависимости от того, в какой мере они были человечны и как понимали свои общественные задачи. При всей сатирической остроте романов 50-х годов, при всем том, что в них наблюдается углубление критического реализма Диккенса, те же романы наиболее противоречивые из всех произведений великого писателя. Вещи переставали укладываться в те простые и готовые схемы, за которые писатель еще недавно настойчиво держался. В мировоззрении Диккенса уже не было места прежней уверенности в закономерности конечной победы Добра и Справедливости над Злом. (записки пиквикского клуба, николас никльби, Оливер твист) Тема детства в творчестве ДиккенсаДети всегда глубоко волновали Диккенса как художника. В ряде романов, написанных им в последующие годы, писатель создал трогательные портреты детей, чаще всего терпящих всяческие лишения и преодолевающих непосильные для них моральные испытания. Незабываемы образы забитого и отупевшего от побоев Смайка в "Николасе Никльби", маленькой Нелли в "Лавке древностей", Дэвида Копперфилда в одноименном романе. До глубины души потрясает читателя трагический образ Флоренс, ребенка, отвергнутого родным отцом (в "Домби и Сыне"), маленького оборвыша Джо, покрытого "доморощенными паразитами и доморощенной грязью". Эти портреты - лишь немногие из тех многочисленных детских образов, которые были созданы писателем на протяжении его творческого пути. Диккенс надеялся потрясти сердца, вызвать у читателя сочувствие и сострадание, заставить его задуматься над участью тысяч других таких же детей в стране и этим добиться улучшения их доли. Но, конечно, содержание первых романов не исчерпывалось этой темой. Еще Белинский заметил по этому поводу: "Большая часть романов Диккенса основана на семейной тайне: брошенное на произвол судьбы дитя богатой и знатной фамилии преследуется родственниками, желающими незаконно воспользоваться его наследством. Завязка старая и избитая в английских романах". Но как бы традиционна ни была завязка фабулы этих первых романов Диккенса и как бы мало она ни определяла значение и ценность их взятых в целом, нельзя пройти мимо того, с какой теплотой нарисованы некоторые образы, вокруг которых строится сюжет. Диккенс нашел исключительно теплые интонации, говоря о судьбе несчастного ребенка, родившегося в работном доме и с первых лет жизни разделившего суровую участь миллионов обездоленных, о несчастных жертвах "воспитательной" системы Сквирса.

Как уже отмечалось ранее, с творчеством Флобера был связан новый этап развития реализма XIX века. Чтобы понять, каковы были эстетические обоснования новой системы и как воплощались на практике эстетика и рожденное на ее базе художественное мировосприятие писателя, необходимо обращаться не только к его произведениям, но и к высказываниям и размышлениям о творчестве.

Эти события еще более усиливают пессимизм писателя, его неверие в общественный прогресс. Флоберу кажется, что человеческая история уже прошла все этапы развития, что социальный прогресс невозможен и что осталась одна надежда на индивидуум, но и он слишком поддается воздействию этой буржуазности. Именно поэтому писатель с горькой иронией рисовал падение человека.

Отношение Флобера к современности обусловило своеобразие его эстетической позиции.

Творчество для Флобера – это высший вид человеческой деятельности, главный смысл и главная цель пребывания человека на земле.

При таком жизнеощущении писателя банальная семейная история, основные линии которой взяты из газетной хроники, приобретает под пером писателя новую окраску и новое истолкование.

На страницах романа перед читателем предстает провинциальная Франция со своими нравами и обычаями. Каждый из героев (ростовщик Лере, красивый и холодный Родольф, глуповатый, но практичный Леон и др.) – определенный социальный тип, характер которого вносит определенные черты в общую картину современной жизни.

Эмма – человек более сложный. Ее история – история неверной жены – обретает в произведении неожиданную на первый взгляд, идейно-философскую глубину.

Леон уезжает в Париж и тогда в жизни Эммы появляется Родольф – провинциальный Дон-Жуан, ловко обрядившийся в тогу байронического героя, запасшийся всеми атрибутами, которые соответствовали вкусу его любовницы, не замечавшей вульгарности своего избранника. Между тем, что кажется Эмме, и тем, что происходит на самом деле, существует различие, которое она упорно не замечает. Она не замечает, что ее великая любовь оборачивается пошлым адюльтером.

В конечном итоге Эмма собирается довести ситуацию до логического романтического завершения – бегства за границу. Но ее возлюбленному это вовсе не нужно. Он детально обговаривает с ней все детали предстоящего побега, но на самом деле думает лишь о том, что зашедшие так далеко отношения пока прекращать Автор показывает то, что происходит у героя дома, и чего не может видеть Эмма: как создается романтическое послание, якобы политое слезами Родольфа.

Попав в лапы ростовщика, героиня в отчаянии готова пойти на любую низость, только бы раздобыть денег: разоряет мужа, пытается толкнуть на преступление любовника, заигрывает в богатым стариком, даже пытается соблазнить бросившего ее когда-то Родольфа. Деньги – оружие ее развращения, они же являются прямой причиной ее гибели. В этом отношении Флобер показывает себя верным учеником Бальзака.

Следует отметить и гуманизм писателя: заурядный, почти комичный Шарль к концу вырастает в значительную трагическую фигуру, так возвышают его горе и любовь. Рядом с ним полным ничтожеством выглядит бездушный хлыщ Родольф, неспособный понять глубину страдания обманутого им мужа.

В 50-е годы, когда создавался роман, женская тема широко обсуждалась с юридической, социальной, философской, художественной точек зрения. Но в задачи Флобера не входила полемика с существующими взглядами на женскую проблему. Он стремится представить читателю сложность внутреннего мира любого, даже самого незначительного человека, доказать, что счастье невозможно как в эту эпоху, так, может быть, и никогда вообще.

Образ Эммы Бовари изображается Флобером отнюдь не однозначно. Осуждая героиню, автор одновременно показывает ее как личность трагическую, пытающуюся восстать против пошлого мира, в котором приходится жить, и, в конце концов, погубленную им.

Психологический портрет Эммы имеет для Флобера универсальный обобщающий смысл. Эмма страстно ищет идеал, которого не существует. Одиночество, неудовлетворенность жизнью, непонятная тоска – все эти универсальные явления, которые делают роман писателя философским, затрагивающим самые основы бытия и вместе с тем остро современным.

В заключительной главе романа, рисуя глубоко страдающего Шарля, автор изображает рядом с ним Омэ, выступающего как воплощение торжествующей пошлости. «Вокруг Шарля никого не осталось, и тем сильнее привязался он к своей девочке. Вид ее внушал ему, однако, тревогу: она покашливала, на щеках у нее выступали красные пятна.

Пессимистический конец романа приобретает отчетливую социально-обличительную окраску. Гибнут все герои, обладающие хоть какими-то чертами человечности, зато торжествует Омэ.

Гюстав Флобер (1821-1880) – писатель, творчество которого продолжает и развивает реалистическое традиции. Творчество Флобера – связующее звено между реализмом 1-ой половины ХIХ века (Стендаль, Бальзак, Мериме), с одной стороны, натурализмом (Золя и его школа) и реализмом конца ХХ века (Мопассан), с другой.

С именем Флобера связан новый этап развития реализма XIX века. Его творчество отразило настроения и тенденции, которые характеризуют социально – политическую и морально – нравственную атмосферу Франции периода 1850 – 1870-х годов и литературу этого периода. Оно дает немало оснований для выводов о новом характере реалистического метода и поэтики, отличавшем литературу второй половины XIX века, в особенности период, непосредственно последовавший за 1848 годом.

Последний десяток лет Флобера оказался несчастливым: болезнь лишала его сил и оптимизма, поместье было оккупировано во время франко-прусской войны чужой армией, умерла его мать и добрый друг Буйе, прервалась дружба с Максимом Дюканом. Наконец, он испытывал материальные трудности, т.к. большую часть состояния пожертвовал менее обеспеченным родственникам, а издание книг не приносило больших денег: критики не жаловали его произведения. Однако полностью одинок Флобер не был, он дружил с Жорж Санд, был наставником Ги де Мопассана, о нем заботилась племянница. Организм писателя был сильно истощен, и он скончался 8 мая 1880 г. от инсульта.

Творчество Флобера подразделяется исследователями на три этапа:

1. Ранние произведения Флобера, составляющие в общей сложности 3 тома (1835-1849), свидетельствуют о том, что на раннем этапе своего творчества он был близок романтикам.

Флобер хотел проникнуть во внутренний мире человека, который сознательно отрекся от всего земного, но не обрел покоя, потому что ему приходится бороться с различными искушениями. И это не только искушения плоти (Они как раз наименее опасны); его искушают гордость, честолюбие, мысли о жизни, которую он мог бы прожить в миру – жизни деятельной, полезной, способной принести счастье ему и другим. Внутренняя борьба героя – это борьба, которую приходится вести любому мыслящему созданию.

К 1850-м годам формируются философские, политические, эстетические взгляды писателя. Флобер отнюдь не был равнодушен к эпохе, в которой жил. Поначалу он надеялся, что революция поможет стране и ее гражданам стать счастливее, поэтому тяжело воспринял переворот Луи Бонапарта. Но достаточно быстро он перестал питать иллюзии относительно возможности политического переустройства страны. Нравственное состояние общества внушает ему глубокое отвращение. Он видит вокруг себя торжествующе корыстолюбие, жажду успеха любой ценой, меркантилизм и отсутствие идеалов. Специфически воспринимает он и достижения технического прогресса, который направлен только на улучшение материальных условий бытия, но не содержит в себе предпосылок для духовного совершенствования.

Ориентируясь на учение Спинозы, которого Флобер считал одним из своих духовных учителей, он приходит к убеждению, что главная цель жизни для мыслящего человека – познание мира с его законами. Познание истины, ибо мироздание едино, а человек и все предметы и явления связаны между собой неразрывной мыслью. Познавая что - то одно, человек видит лишь часть великого целого, но может через эту часть приблизиться к познанию мироздания.

В романе с сочувствием нарисованы рабы и варвары. Но отношение писателя к возможностям восставшего народа было весьма скептическим. Здесь также угадывалась параллель с событиями 1848 года. С точки зрения Флобера. восставшие массы – это разрушительная сила, несущая гибель государству и цивилизации.

Действие романа происходит в середине XIX века. Кризис Втором империи уже предвещал ее близкую гибель, и это заставляло задуматься над переломным моментом истории Франции, последовавшим за революцией 1848 года.

Фредерик похож на Эмму Бовари тем, что все его представления о жизни, все его планы и надежды ничего общего не имеют с реальностью. Это набор мыслей, штампов, которые бытуют в бульварной литературе. Вся жизнь героя наполнена мечтами, реализовать которые он даже не пытается. Фредерик безволен, ленив, мечтателен, но главные его недостаток в том, что он, как и большинство его современников, не имеет рассуждать, мыслить, познавать. Флобер полагал, что способность повиноваться первому импульсу, первому порыву чувства, отсутствие всякой системы, основанной на анализе действительность – главные особенности его эпохи.

3. 1870-1880-е годы были для Флобера тяжелым периодом. Он тяжело переживал поражение Франции во франко-прусской войне и не возлагал никаких надежд на Республику. Уходят из жизни его близкие – родные и друзья, мучают финансовые затруднения.

Вспоминая свою жизнь, Антоний начинает сомневаться, правильный ли путь он избрал и не лучше ли было приносить практическую пользу людям. Перед ним проходят искушения славой, властью, наслаждением. Его бывший ученик Иларион подвергает сомнению саму идею аскетизма и подвижничества, утверждая, что и в этом Антоний находит свои эгоистические радости. Все сомнения и искушения предстают перед читателями как галлюцинации, видения Антония, как живые картины. Ему кажется, что все явившиеся ему религии мира и разумны и нелепы одновременно. Последний великий Бог – Иегова – тоже уходит, оставляя Антония в одиночестве. Остается только Илларион, который олицетворяет собой научное знание. Бога в прежнем понимании нет, но Бог – это все мироздание. Главная мысль драмы та же, что и в других произведениях Флобера, хотя она и выражена в других формах: самое важное – познание природы и освобождение от эгоистического начала.

Рассматривая творчество Флобера, можно сказать, что все оно (эстетика писателя, его социальные и исторические воззрения) было тесно связано с ведущими идеями эпохи. Стремление к истине в искусстве, к объективному изображению действительности, постоянный интерес к научному методу познания делают реализм Флобера характерным для второй половины XIX века.

Эстетические взгляды Флобера:

· создал новые приемы изображения действительности и нравственной сути тогдашнего общества;

· оставался сторонником подлинного реализма;

· соединил трагический и комический планы, с глубоким психологизмом создал убедительную картину бездуховности общества, в котором пошлости и обыденности ничего не противостояло;

· пришел к выводу, что в жизни не было и не могло быть ничего прекрасного, вырваться из серости невозможно ни с помощью мечтаний, ни с помощью любви;

· ценил форму (безличностный принцип);

· обличал пошлое и повседневное в буржуазном обществе;

· считал, что в его мире счастлив тот, кто не имел ни моральных принципов, ни высоких порывов;

· часто автор не выводил на страницах романов ни одного положительного героя ("Госпожа Бовари"), и таким образом, не навязывал читателю возможного решения конфликта;

· создал "объективную манеру" повествования в реалистической литературе;

· не разделял объекты художественного изображения на "высшие" и "низшие".

  1. Творческий метод и новаторство Г. Флобера

ü полностью обрисовал реалистические картины, принимая факты из собственной жизни или жизни людей, которые его окружали.

ü выступил против совмещения реализма и романтизма.

ü отодвинул повествование на задний план, главное место занимает изображение жизни простых обывателей провинциального французского городка.

ü не давал полностью детализированных портретов своих героев. Как художник точными мазками кисти, подавал портретную характеристику героев, изменения в их настроении, ярко отражали их лица, взгляды, жесты.

ü использовал в произведениях импрессионистскую манеру письма.

ü писал произведения с характерными чертами психологизма, что проявилось в:

• форме психологического анализа;

• внешнем и внутреннем физическом и психологическом, слившихся в единый поток;

• адекватной формой его стилистического воплощения является применение несобственной прямой речи, которую автор широко ввел первым в литературу;

• использовании художественных деталей, которые способствовали психологическому анализу личности героя;

• передачи движений сердца.

ü отказался от разделения героев на положительных и отрицательных носителей добра и носителей зла. Его персонажи объединили положительные и отрицательные черты в сложном переплетении и различных соотношениях.

ü использовал несобственную прямую речь, которую он первый широко ввел в литературу. Это такая форма речи, где голос автора и голос героя произведения переплетались, причем автор постоянно помогал ему выразить то, что герою трудно или непосильно передать словами.

Это произведение содержит в подчеркнуто гротескной форме будущие сатирические образы Флобера.

В этих кратких, но метких набросках перед читателем во весь рост встает тип эпохи - либерал, для которого так благоприятна была почва Второй империи, болтающий красивые, но пустые, ни к чему не обязывающие слова. Свои затрепанные суждения о предметах он берет напрокат, он щеголяет ими в обществе, в печати, совершенно не заботясь о том, что они выражают. Он изрекает то, что полагается произносить в определенных случаях жизни. На каждый такой случай он имеет про запас готовое изречение. Вот примеры:

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: