Эстетическая культура это кратко
Обновлено: 30.06.2024
Презентация на тему: " Тема: Тема: Понятие культуры и этики Лекция 1: Лекция 1: Общие сведения об эстетической культуре." — Транскрипт:
1 Тема: Тема: Понятие культуры и этики Лекция 1: Лекция 1: Общие сведения об эстетической культуре
2 Цель: Цель: изучить общие сведения эстетической культуры и её сферы, эстетическое воспитание Основные понятия: Эстетика это наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о чувственном восприятии мира, изучающая все стороны освоения человеком мира по законам красоты. Эстетическая культура является частью культуры общества и характеризует состояние общества с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений. Мода это периодически возникающее и повторяющееся частичное изменение внешних форм культуры, происходящее под влиянием экономических, социально- психологических, культурологических, нравственных и эстетических факторов. Эстетическое воспитание это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. Эстетический вкус это способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия (нравится или не нравится) воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и искусстве.
6 Сферы эстетической культуры Одной из древних форм эстетического освоения действительности является искусство, основная цель которого формирование и развитие способностей человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Причем в отличие от науки, политики, морали, искусство удовлетворяет универсальную потребность человека воспринимать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности. Искусство это одно из важных средств общения, поскольку в своих произведениях автор делится переживаниями, мыслями. Искусство сближает людей, позволяет лучше узнать друг друга. Такие виды искусства, как музыка, живопись, танец, архитектура, не требуют для понимания перевода на разные языки.
7 В современном мире важную роль играют дизайн (от англ. design проектировать, конструировать) с начала 30-х гг. английское слово design – международный термин, обозначающий художественно-конструкторскую, проектно- творческую деятельность и ее результаты. международный термин, обозначающий художественно-конструкторскую, проектно- творческую деятельность и ее результаты. Емкость смысла слова design отражает Емкость смысла слова design отражает - обыденный, -научный, -технический, -художественный аспекты значений этого термина.
8 Дизайн не изображает мир и человека во всем многообразии проявлений его бытия, а выражает отношение к человеку и значение, смысл для человека всех тех объектов, которые им проектируются. не изображает мир и человека во всем многообразии проявлений его бытия, а выражает отношение к человеку и значение, смысл для человека всех тех объектов, которые им проектируются.
9 Эстетика быта Одной из основных сфер проявления эстетического отношения человека к действительности, реализующегося в повседневной жизни, является эстетика быта. В эстетике быта можно наблюдать проявления интуитивного и рационального, взаимодействие различных художественных культур, образа и стиля жизни, а также традиций и новаций, национального колорита и моды.
10 Мода это периодически возникающее и повторяющееся частичное изменение внешних форм культуры, происходящее под влиянием экономических, социально-психологических, культурологических, нравственных и эстетических факторов. Мода во многом опирается именно на психологические факторы, среди которых подражание и внушение. Она распространяется не только на одежду, прическу, но и на области производства, политики, а также дает знать о себе в искусстве и науке.
11 Эстетическое воспитание Эстетическое воспитание это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. Принято выделять две основные функции эстетического воспитания: формирование эстетически-ценностной ориентации личности и развитие эстетически-творческого потенциала. В эстетическом воспитании формируются и развиваются способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус, идеал, стремление к творчеству, к созданию эстетических ценностей в искусстве, в сфере трудовой деятельности и в быту, в поведении и поступках. Сила эстетического воздействия действительности и искусства на человека зависит от того, насколько развита его способность к эстетическому восприятию.
12 Эстетический вкус это способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия (нравится или не нравится) воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и искусстве. Иными словами, вкус выступает как чувство, он проявляется не в рассуждениях. Эстетический вкус одно из профессионально важных качеств парикмахера.
Эстетическая культура – средоточие векторов системы способностей человека воспринимать мир через призму идеала, включающего в себя формы, предметы поведения, а также понятие этого эстетического идеала, непосредственно. Данное определение характеризует эстетическую культуру, как опыт, с помощью которого человек с самого раннего возраста учится воспринимать красоту мира, опираясь на общепринятые нормы, догмы и правила. Но, не смотря на общность вкусовых предпочтений, существует также субъективный подход к восприятию идеала. Подобная методика восприятия позволила в свое время совершить множество открытий в искусстве (жанры, стили, направления).
Сущность эстетической культуры заключается в постоянном взаимодействии человека и творчества. В возможности понять и оценить красоту мира и красоту творений природы и человека самим человеком. Каноны, на которых строится любая из культур, показывают собой постоянство взаимодействия эпохальных творений в гранях воспитания, творений в живописи, музыке, книгописании, киноиндустрии. Эстетический вкус позволяет приспособиться и понять сущность взаимодействия людей, культур, эпох. Методики и разработки расширяют также и границы толерантности по отношению к другим людям, к новым творческим течениям и к оптимизации старых. Эстетическая культура и ее методы значительны в воспитании человека, во всем процессе его жизни.
Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.
Эстетическая художественная деятельность –это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Конечно, любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Например, формирование эстетического мотива деятельности, постановка цели создания эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного продукта; выбор эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, получение эстетически ценного результата.
Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.
Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:
а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);
б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);
в) степень совершенства эстетического вкуса;
г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.
На основе вышеперечисленных составляющих эстетической культуры личности, можно рассмотреть критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса можно взять эстетическое восприятие, которое определяется как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.
Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет во всех деталях, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли по поводу воспринимаемого явления. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.
В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.
Важной составной частью эстетического сознания являются:
эстетический вкус – способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. Самые первые градации вкуса: нравится – не нравится, красиво – некрасиво. Понятно, что данная импульсивная реакция, приобретающая значение невысказанной оценки, имеет естественную тенденцию усложняться и в конечном счёте осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции, а также опосредованно воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта.
эстетические чувства– особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.
Эстетический идеал – нормы, не приписывающие определенное отношение к действительности, а выступающие в виде моделей, определяющих границы эстетического отношения.
Эстетическое суждение – эстетическая оценка действительности, мнение об эстетическом предмете или явлении. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категориями, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эстетических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.
Таким образом, эстетические качества личности составляют сложное понятие - эстетическая культура. По своему содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества, отличаясь при этом субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.
Заключение
Самостоятельная работа - важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы студентов, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний по данному курсу.
Список рекомендуемой литературы
а) основная литература
Современная этика: учебник для вузов/ В. А. Канке. - 4-е изд., стер.. - М.: Омега-Л, 2011. - 394 с.
Основы этики: учебник для среднего профессионального образования : рекомендовано Мин. образования/ А. В. Разин. - М.: Форум; М.: Инфра-М, 2014. - 304 с.
Эстетика: Учебное пособие для вузов: рекомендовано Мин. образования/ Е. Г.Яковлев. - М.: КноРус, 2011. - 448 с.
б) дополнительная литература
Этика и Эстетика [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Н. И. Безлепкин, О. А. Янутш; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. - 1 CD-ROM:
Эстетика и этика в изменяющемся мире. - СПб., Астерион, 2009.
Основы этики и эстетики: учебное пособие /П.А.Егоров, В.Н.Руднев. – М.: Кно-Рус, 2010.
Гусейнов А.А., ДубкоЕ.Л.Этика:Учебник /Под общ.ред.А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко ; М-во образования РФ. -М.:Гардарики ,2004.
Ионов А.И.Этика и культура государственного управления: Уч. пос. / А.И. Ионова. - Флинта: М-во образования РФ. -М.: ,2005.
КибановА.Я.Этика деловых отношений :учебник ; М-во образования РФ. -М.: ИНФРА-М ,2003.
Мишаткина Т.В. Этика. – Мн.: Изд-во Новое знание, 2008.
Эстетика: рекомендовано Мин. образования: учебник для вузов/ А. Л. Золкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 447 с.
Этика: рекомендовано методсоветом по направлению: учебник для вузов/ А. В. Разин ; Моск. гос. ун-т. - 3-е изд., перераб.. - М.: Академический Проект, 2006. - 624 с.
Эстетика: рекомендовано Мин.образования: учебное пособие для вузов/ В. И. Авдеев [и др.] ; ред. А. А. Радугин. - М.: Библионика, 2006. - 240 с.
Этика: рекомендовано методсоветом по направлению: учебник для вузов/ А. А. Гусейнов [и др.] ; ред. А. А. Гусейнов, ред. Е. Л. Дубко. - М.: Гардарики, 2007. - 496 с.
Этика: учебное пособие/ Л.Е.Балашов. – М.: Изд-во Дашков и К, 2008. – 283 с.
Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Электронные информационные ресурсы:
Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.
Эстетическая художественная деятельность –это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Конечно, любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Например, формирование эстетического мотива деятельности, постановка цели создания эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного продукта; выбор эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, получение эстетически ценного результата.
Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.
Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:
а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);
б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);
в) степень совершенства эстетического вкуса;
г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.
На основе вышеперечисленных составляющих эстетической культуры личности, можно рассмотреть критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса можно взять эстетическое восприятие, которое определяется как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.
Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет во всех деталях, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли по поводу воспринимаемого явления. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.
В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.
Важной составной частью эстетического сознания являются:
эстетический вкус – способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. Самые первые градации вкуса: нравится – не нравится, красиво – некрасиво. Понятно, что данная импульсивная реакция, приобретающая значение невысказанной оценки, имеет естественную тенденцию усложняться и в конечном счёте осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции, а также опосредованно воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта.
эстетические чувства– особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.
Эстетический идеал – нормы, не приписывающие определенное отношение к действительности, а выступающие в виде моделей, определяющих границы эстетического отношения.
Эстетическое суждение – эстетическая оценка действительности, мнение об эстетическом предмете или явлении. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категориями, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эстетических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.
Таким образом, эстетические качества личности составляют сложное понятие - эстетическая культура. По своему содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества, отличаясь при этом субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.
Заключение
Самостоятельная работа - важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы студентов, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний по данному курсу.
Список рекомендуемой литературы
а) основная литература
Современная этика: учебник для вузов/ В. А. Канке. - 4-е изд., стер.. - М.: Омега-Л, 2011. - 394 с.
Основы этики: учебник для среднего профессионального образования : рекомендовано Мин. образования/ А. В. Разин. - М.: Форум; М.: Инфра-М, 2014. - 304 с.
Эстетика: Учебное пособие для вузов: рекомендовано Мин. образования/ Е. Г.Яковлев. - М.: КноРус, 2011. - 448 с.
б) дополнительная литература
Этика и Эстетика [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Н. И. Безлепкин, О. А. Янутш; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. - 1 CD-ROM:
Эстетика и этика в изменяющемся мире. - СПб., Астерион, 2009.
Основы этики и эстетики: учебное пособие /П.А.Егоров, В.Н.Руднев. – М.: Кно-Рус, 2010.
Гусейнов А.А., ДубкоЕ.Л.Этика:Учебник /Под общ.ред.А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко ; М-во образования РФ. -М.:Гардарики ,2004.
Ионов А.И.Этика и культура государственного управления: Уч. пос. / А.И. Ионова. - Флинта: М-во образования РФ. -М.: ,2005.
КибановА.Я.Этика деловых отношений :учебник ; М-во образования РФ. -М.: ИНФРА-М ,2003.
Мишаткина Т.В. Этика. – Мн.: Изд-во Новое знание, 2008.
Эстетика: рекомендовано Мин. образования: учебник для вузов/ А. Л. Золкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 447 с.
Этика: рекомендовано методсоветом по направлению: учебник для вузов/ А. В. Разин ; Моск. гос. ун-т. - 3-е изд., перераб.. - М.: Академический Проект, 2006. - 624 с.
Эстетика: рекомендовано Мин.образования: учебное пособие для вузов/ В. И. Авдеев [и др.] ; ред. А. А. Радугин. - М.: Библионика, 2006. - 240 с.
Этика: рекомендовано методсоветом по направлению: учебник для вузов/ А. А. Гусейнов [и др.] ; ред. А. А. Гусейнов, ред. Е. Л. Дубко. - М.: Гардарики, 2007. - 496 с.
Этика: учебное пособие/ Л.Е.Балашов. – М.: Изд-во Дашков и К, 2008. – 283 с.
Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Электронные информационные ресурсы:
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Читайте также: