Эстетическая культура это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Презентация на тему: " Тема: Тема: Понятие культуры и этики Лекция 1: Лекция 1: Общие сведения об эстетической культуре." — Транскрипт:

1 Тема: Тема: Понятие культуры и этики Лекция 1: Лекция 1: Общие сведения об эстетической культуре

2 Цель: Цель: изучить общие сведения эстетической культуры и её сферы, эстетическое воспитание Основные понятия: Эстетика это наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о чувственном восприятии мира, изучающая все стороны освоения человеком мира по законам красоты. Эстетическая культура является частью культуры общества и характеризует состояние общества с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений. Мода это периодически возникающее и повторяющееся частичное изменение внешних форм культуры, происходящее под влиянием экономических, социально- психологических, культурологических, нравственных и эстетических факторов. Эстетическое воспитание это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. Эстетический вкус это способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия (нравится или не нравится) воспри­нимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и искусстве.

6 Сферы эстетической культуры Одной из древних форм эстетического освоения действительности является искусство, основная цель которого формирование и развитие способностей человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Причем в отличие от науки, политики, морали, искусство удовлетворяет универсальную потребность человека воспринимать окружающую действи­тельность в развитых формах человеческой чувственности. Искусство это одно из важных средств общения, поскольку в своих произведениях автор делится переживаниями, мыслями. Искусство сближает людей, позволяет лучше узнать друг друга. Такие виды искусства, как музыка, живопись, танец, архитектура, не требуют для понимания перевода на разные языки.

7 В современном мире важную роль играют дизайн (от англ. design проектировать, конструировать) с начала 30-х гг. английское слово design – международный термин, обозначающий художественно-конструкторскую, проектно- творческую деятельность и ее результаты. международный термин, обозначающий художественно-конструкторскую, проектно- творческую деятельность и ее результаты. Емкость смысла слова design отражает Емкость смысла слова design отражает - обыденный, -научный, -технический, -художественный аспекты значений этого термина.

8 Дизайн не изображает мир и человека во всем многообразии проявлений его бытия, а выражает отношение к человеку и значение, смысл для человека всех тех объектов, которые им проектируются. не изображает мир и человека во всем многообразии проявлений его бытия, а выражает отношение к человеку и значение, смысл для человека всех тех объектов, которые им проектируются.

9 Эстетика быта Одной из основных сфер проявления эстетического отношения человека к действительности, реализующегося в повседневной жизни, является эстетика быта. В эстетике быта можно наблюдать проявления интуитивного и рационального, взаимодействие различных художественных культур, образа и стиля жизни, а также традиций и новаций, национального колорита и моды.

10 Мода это периодически возникающее и повторяющееся частичное изменение внешних форм культуры, происходящее под влиянием экономических, социально-психологических, культурологических, нравственных и эстетических факторов. Мода во многом опирается именно на психологические факторы, среди которых подражание и внушение. Она распространяется не только на одежду, прическу, но и на области производства, политики, а также дает знать о себе в искусстве и науке.

11 Эстетическое воспитание Эстетическое воспитание это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. Принято выделять две основные функции эстетического воспитания: формирование эстетически-ценностной ориентации личности и развитие эстетически-творческого потенциала. В эстетическом воспитании формируются и развиваются способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус, идеал, стремление к творчеству, к созданию эстетических ценностей в искусстве, в сфере трудовой деятельности и в быту, в поведении и поступках. Сила эстетического воздействия действительности и искусства на человека зависит от того, насколько развита его способность к эстетическому восприятию.

12 Эстетический вкус это способность человека по чувству удо­вольствия или неудовольствия (нравится или не нравится) воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и искусстве. Иными словами, вкус выступает как чувство, он проявляется не в рассуждениях. Эстетический вкус одно из профессионально важных качеств парикмахера.

Эстетическая культура – средоточие векторов системы способностей человека воспринимать мир через призму идеала, включающего в себя формы, предметы поведения, а также понятие этого эстетического идеала, непосредственно. Данное определение характеризует эстетическую культуру, как опыт, с помощью которого человек с самого раннего возраста учится воспринимать красоту мира, опираясь на общепринятые нормы, догмы и правила. Но, не смотря на общность вкусовых предпочтений, существует также субъективный подход к восприятию идеала. Подобная методика восприятия позволила в свое время совершить множество открытий в искусстве (жанры, стили, направления).

Сущность эстетической культуры заключается в постоянном взаимодействии человека и творчества. В возможности понять и оценить красоту мира и красоту творений природы и человека самим человеком. Каноны, на которых строится любая из культур, показывают собой постоянство взаимодействия эпохальных творений в гранях воспитания, творений в живописи, музыке, книгописании, киноиндустрии. Эстетический вкус позволяет приспособиться и понять сущность взаимодействия людей, культур, эпох. Методики и разработки расширяют также и границы толерантности по отношению к другим людям, к новым творческим течениям и к оптимизации старых. Эстетическая культура и ее методы значительны в воспитании человека, во всем процессе его жизни.

Звезда активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.

Эстетическая художественная деятельность –это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Конечно, любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Например, формирование эстетического мотива деятельности, постановка цели создания эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного продукта; выбор эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, получение эстетически ценного результата.

Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:

а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) степень совершенства эстетического вкуса;

г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

На основе вышеперечисленных составляющих эстетической культуры личности, можно рассмотреть критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса можно взять эстетическое восприятие, которое определяется как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.

Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет во всех деталях, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли по поводу воспринимаемого явления. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.

В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.

Важной составной частью эстетического сознания являются:

эстетический вкус – способность адек­ватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. Самые первые градации вкуса: нравится – не нравится, краси­во – некрасиво. Понятно, что данная импульсивная реакция, приоб­ретающая значение невысказанной оценки, имеет естественную тен­денцию усложняться и в конечном счёте осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции, а также опосредованно воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта.

эстетические чувства– особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.

Эстетический идеал – нормы, не приписывающие определенное отношение к действительности, а выступающие в виде моделей, определяющих границы эстетического отношения.

Эстетическое суждение – эстетическая оценка действитель­ности, мнение об эстетическом предмете или явлении. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категория­ми, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эсте­тических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.

Таким образом, эстетические качества личности составляют сложное понятие - эстетическая культура. По своему содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества, отличаясь при этом субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Заключение

Самостоятельная работа - важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы студентов, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний по данному курсу.

Список рекомендуемой литературы

а) основная литература

Современная этика: учебник для вузов/ В. А. Канке. - 4-е изд., стер.. - М.: Омега-Л, 2011. - 394 с.

Основы этики: учебник для среднего профессионального образования : рекомендовано Мин. образования/ А. В. Разин. - М.: Форум; М.: Инфра-М, 2014. - 304 с.

Эстетика: Учебное пособие для вузов: рекомендовано Мин. образования/ Е. Г.Яковлев. - М.: КноРус, 2011. - 448 с.

б) дополнительная литература

Этика и Эстетика [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Н. И. Безлепкин, О. А. Янутш; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. - 1 CD-ROM:

Эстетика и этика в изменяющемся мире. - СПб., Астерион, 2009.

Основы этики и эстетики: учебное пособие /П.А.Егоров, В.Н.Руднев. – М.: Кно-Рус, 2010.

Гусейнов А.А., ДубкоЕ.Л.Этика:Учебник /Под общ.ред.А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко ; М-во образования РФ. -М.:Гардарики ,2004.

Ионов А.И.Этика и культура государственного управления: Уч. пос. / А.И. Ионова. - Флинта: М-во образования РФ. -М.: ,2005.

КибановА.Я.Этика деловых отношений :учебник ; М-во образования РФ. -М.: ИНФРА-М ,2003.

Мишаткина Т.В. Этика. – Мн.: Изд-во Новое знание, 2008.

Эстетика: рекомендовано Мин. образования: учебник для вузов/ А. Л. Золкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 447 с.

Этика: рекомендовано методсоветом по направлению: учебник для вузов/ А. В. Разин ; Моск. гос. ун-т. - 3-е изд., перераб.. - М.: Академический Проект, 2006. - 624 с.

Эстетика: рекомендовано Мин.образования: учебное пособие для вузов/ В. И. Авдеев [и др.] ; ред. А. А. Радугин. - М.: Библионика, 2006. - 240 с.

Этика: рекомендовано методсоветом по направлению: учебник для вузов/ А. А. Гусейнов [и др.] ; ред. А. А. Гусейнов, ред. Е. Л. Дубко. - М.: Гардарики, 2007. - 496 с.

Этика: учебное пособие/ Л.Е.Балашов. – М.: Изд-во Дашков и К, 2008. – 283 с.

Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Электронные информационные ресурсы:

Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.

Эстетическая художественная деятельность –это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Конечно, любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Например, формирование эстетического мотива деятельности, постановка цели создания эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного продукта; выбор эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, получение эстетически ценного результата.

Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:

а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) степень совершенства эстетического вкуса;

г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

На основе вышеперечисленных составляющих эстетической культуры личности, можно рассмотреть критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса можно взять эстетическое восприятие, которое определяется как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.

Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет во всех деталях, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли по поводу воспринимаемого явления. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.

В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.

Важной составной частью эстетического сознания являются:

эстетический вкус – способность адек­ватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. Самые первые градации вкуса: нравится – не нравится, краси­во – некрасиво. Понятно, что данная импульсивная реакция, приоб­ретающая значение невысказанной оценки, имеет естественную тен­денцию усложняться и в конечном счёте осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции, а также опосредованно воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта.

эстетические чувства– особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.

Эстетический идеал – нормы, не приписывающие определенное отношение к действительности, а выступающие в виде моделей, определяющих границы эстетического отношения.

Эстетическое суждение – эстетическая оценка действитель­ности, мнение об эстетическом предмете или явлении. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категория­ми, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эсте­тических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.

Таким образом, эстетические качества личности составляют сложное понятие - эстетическая культура. По своему содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества, отличаясь при этом субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Заключение

Самостоятельная работа - важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы студентов, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний по данному курсу.

Список рекомендуемой литературы

а) основная литература

Современная этика: учебник для вузов/ В. А. Канке. - 4-е изд., стер.. - М.: Омега-Л, 2011. - 394 с.

Основы этики: учебник для среднего профессионального образования : рекомендовано Мин. образования/ А. В. Разин. - М.: Форум; М.: Инфра-М, 2014. - 304 с.

Эстетика: Учебное пособие для вузов: рекомендовано Мин. образования/ Е. Г.Яковлев. - М.: КноРус, 2011. - 448 с.

б) дополнительная литература

Этика и Эстетика [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Н. И. Безлепкин, О. А. Янутш; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. - 1 CD-ROM:

Эстетика и этика в изменяющемся мире. - СПб., Астерион, 2009.

Основы этики и эстетики: учебное пособие /П.А.Егоров, В.Н.Руднев. – М.: Кно-Рус, 2010.

Гусейнов А.А., ДубкоЕ.Л.Этика:Учебник /Под общ.ред.А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко ; М-во образования РФ. -М.:Гардарики ,2004.

Ионов А.И.Этика и культура государственного управления: Уч. пос. / А.И. Ионова. - Флинта: М-во образования РФ. -М.: ,2005.

КибановА.Я.Этика деловых отношений :учебник ; М-во образования РФ. -М.: ИНФРА-М ,2003.

Мишаткина Т.В. Этика. – Мн.: Изд-во Новое знание, 2008.

Эстетика: рекомендовано Мин. образования: учебник для вузов/ А. Л. Золкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 447 с.

Этика: рекомендовано методсоветом по направлению: учебник для вузов/ А. В. Разин ; Моск. гос. ун-т. - 3-е изд., перераб.. - М.: Академический Проект, 2006. - 624 с.

Эстетика: рекомендовано Мин.образования: учебное пособие для вузов/ В. И. Авдеев [и др.] ; ред. А. А. Радугин. - М.: Библионика, 2006. - 240 с.

Этика: рекомендовано методсоветом по направлению: учебник для вузов/ А. А. Гусейнов [и др.] ; ред. А. А. Гусейнов, ред. Е. Л. Дубко. - М.: Гардарики, 2007. - 496 с.

Этика: учебное пособие/ Л.Е.Балашов. – М.: Изд-во Дашков и К, 2008. – 283 с.

Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Электронные информационные ресурсы:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: