Есенин любовь к животным кратко

Обновлено: 02.07.2024

С. Есенин родился в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии. Он вырос в крестьянской среде, где важную роль играли природа и животные. Это послужило одним из факторов формирования философских особенностей лирики С. Есенина.

Именно поэтому его творчество неразрывно связано с образом “братьев наших меньших”.
В ранней есенинской лирике человек и окружающий его мир гармонично связаны друг с другом. Автор считает, что природа и родина – то, с чем “сцеплен” человек с самого рождения, ведь в природе все одушевлено

и взаимосвязано. Образный мир лирики С. Есенина построен на зоологических метафорах, что является одной из особенностей его творчества.
Так, например, в стихотворении “Корова” автор пробуждает в читателе сочувствие, обращаясь к образу старого животного: “Дряхлая, выпали зубы,/ Свиток годов на рогах./ Бил ее выгонщик грубый/ На перегонных полях.” Неслучайно С. Есенин называет корову “матерью”, которая “думает грустную думу о белоногом телке”. Таким образом автор отождествляет человеческое и животное, устанавливая их неразрывную связь.
В стихотворении “Песнь о собаке” тоже

затрагивается тема материнства. Трагическая судьба собаки не может оставить равнодушным. Так появляется трогательная метафора: “Покатились глаза собаки/ Золотыми звездами в снег.”
В “Лисице” автор использует образ раненого животного. Он напоминает о необходимости сочувствия и жалости ко всему живому, описывая тяжелые муки лисы, пострадавшей от руки человека: “Голова тревожно подымалась,/ И язык на ране застывал.”
В стихотворении “Собаке Качалова” С. Есениным затронута тема дружбы с животными, любви к “братьям нашим меньшим”. Как и в стихотворении “корова”, автор “очеловечивает” своего зверя: “И, никого ни капли не спросив,/ Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.”
Стоит отметить, что большинство стихотворений С. Есенина, связанных с животными, заканчиваются трагически. Это – одна из особенностей философских есенинских мотивов, пронизывающих всю его лирику, основная мысль которых – бренность и конечность всего земного.
Таким образом, фигуры животных были любимы и широко используемы автором в его творчестве. Они находили выражение в таких средствах художественной выразительности, как-то: метафоры, сравнения, одушевления, ассоциации и даже аллегории. В целом, в лирике С. Есенина природа была одухотворена и имела особый образ. Ко всему живому автор относится трепетно, бережно, сочувственно и милосердно.

Его стихотворения направлены на пробуждение этих чувств в людях. Способность любить и сопереживать, по С. Есенину, одна из самых главных в человеке. Это – основные особенности есенинской лирики, направленные на философское осмысление бытия.

Стихов о животных у Есенина немного, чуть более десятка, но он часто
использует образы животных в своих стихах.

И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и
необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края
с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Поля, луга, озера, деревья, цветы, туманы, метели, восходы и закаты, птицы и звери — во всем
поэт видит живую душу, все находится с ним в родстве и дружбе.

Откуда же, из каких истоков, от каких корней идет эта необыкновенная любовь Есенина к русской природе, к каждой березке, к животным, к любой "пташке
малой"? Конечно же, из деревенского детства, которое прошло в селе
Константинове Рязанской губернии.
Неотделимо от родной природы, проходило детство Есенина.
Маленький Сережа чувствовал в себе большую любовь к животным,
ответственность за их судьбу. Не мог он обидеть ни одного живого существа.
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые.
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна,
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Возможно, что именно это прекрасное и поэтическое воспоминание из детства
и легло в основу стихотворения "Табун".
В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет со дней.
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
Дрожат их головы над тихою водой,
И ловит месяц их серебряной уздой.
Храпя в испуге на свою же тень,
Зазастив гривами они ждут новый день.

Есть люди, к которым все животные, а особенно собаки, относятся с
необыкновенной симпатией. Есенин принадлежал к числу таких людей.
Его друг, актер Василий Иванович Качалов, в воспоминаниях так писал об
и стории создания стихотворения "Собаке Качалова".
"Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и
слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин
посвятил стихи".
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.

Самым пронзительным, самым щемящим из всех стихотворений Есенина о животных является "Песнь о собаке". Это трагическая история собаки-матери, потерявшей своих щенков. Для нее эта потеря не меньше, чем для женщины потерять своего ребенка. Это стихотворение — своего рода гимн материнской любви.
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал и мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать.
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
"После этих стихов невольно думаешь, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком"
(М. Горький).
Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно и обращается
не ко всем сразу, а к каждому в отдельности – к каждой корове, лошади, собаке.

Есенин и его отношение к животным. Воплощение человеческих чувств в лирике Есенина

У каждого в жизни бывают минуты, когда хочется забыть о проблемах и погрузиться в иной мир - мир поэзии. Тогда мы открываем сборник любимого поэта и вступаем в диалог с его душой, которая живет в стихах. Сегодня мы откроем для себя Есенина. Поэт прожил очень короткую, но яркую, плодотворную жизнь, оставил нам огромное поэтическое наследство, которое стало достоянием мировой культуры. Природа - душа есенинских стихов, она - источник его поэтического вдохновения. Почти в каждом стихотворении поэт рисует картины природы, которые аккомпанируют его чувствам. Природа в поэзиях Есенина в постоянном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии. Черемуха у него спит, вербы плачут, тополя шепчут, “загрустили девушки - пихты”.

Есенинская природа является воплощением человеческих чувств. Это позволяет автору глубоко отображать любовь к жизни, сравнивать явления природы с коллизиями человеческого бытия:

  • Как дерево роняет тихо листья,
  • Так я роняю грустные слова…

Тема родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, поэтому, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам и рекам. Природа у поэта живая, она дышит, живет, говорит… Для нее он находит яркие краски. Больше всего стихов - о природе. Поэт глубоко ощущает красоту, величие природы и грусть о том, что эта красота мимолетная.

Каждый раз, когда читаешь стихи, С. Есенина, ощущаешь, будто душой затрагиваешь природу, ее живописные виды. Но более всего ему удалось воспеть образ дерева. В народных пересказах дерево - символ жизни, энергии человека. “Все от дерева”, - так говорил Есенин. Дерево - это вселенная, вершина его - солнце, корни - земля, а ствол - люди. Береза - символ девичьей красы: нежности, хрупкости и неприкосновенной красоты. Любимое дерево Есенина - черемуха. Это замечательное украшение наших парков, скверов и пригородных лесов. С расцветом черемухи приходит настоящая весна со всем разноцветьем цветов и трав. В своем стихотворении Есенин это хорошо показал. “Зеленая прическа”, “в траве зеленой”, “болотный омут”, “холод осени синий”, “голубая Русь”, “синее небо”, “синий сумрак”. “Голубизна” - типично есенинская стихия. Она разливается волнами в стихах. И поэт не боится ни повторов, ни однообразия своих эпитетов: он ими пользуется не потому, что поэтической фантазии маловато, а потому, что не хочет и не может говорить иначе. У него все синее и лазурное: окна, долины и поля, осень и звоны, глаза и взгляды.

Цветная гамма широкая, и богатая. Доминируют синий, золотой, красный. Нет темных цветов. Как каждый поэт или писатель, Сергей Есенин использует в своих произведениях разнообразные художественные средства: сравнение (“все пройдет, как с белых яблонь дым”, метафоры (отзвучала дубрава, журавли не жалеют, дух полыхал…), эпитеты (золотая дубрава, небо вечернее..), персонификацию. Окружающий мир в поэзии Есенина находится в постоянном кругообороте, в переходе из одного состояния в другое. Отсюда большое количество отглагольных форм. Например, месяц, который сравнивается с кудрявым ягненком, гуляет по голубой траве. Художественный образ имеет своеобразную типичную есенинскую структуру: сравнение двух предметов по общим признакам (“седина маячливого дня ” - цвет, “кудрявый ягненок - месяц” - форма). Простейшие метафоры действия и состояния (“умирает тучка”, “звенит колосок”) встречаются редко. Чаще они конкретизируются с помощью метафорического дополнения (“сумерки лизали золото солнца”): предметная метафора объединяется глаголом (лизать), чтобы образовать неделимое целое.

Именно для лучшего восприятия окружающего мира, звезд, цветов, деревьев как чего-то, что наделено душой, находится в постоянном движении, и перевоплощение одного в другое Есенин использует эти художественные средства. Язык у поэта особый, он наполнен художественными средствами, которые “ведут” стих: “На небном синем блюдце”, “через трещину тянутся в бокалах пальцы косогора”.

К сожалению, мы на космической скорости отдаляемся все дальше и дальше от поэзии, мы обменяли сочувствие на равнодушие, наивность на цинизм, а в скором времени будем иметь компьютерный мозг и синтетическое сердце. Чтобы этого не произошло, необходимо породниться с природой, слышать и видеть ее, оберегать, любоваться ею и читать стихи таких поэтов, как Пушкин, Есенин, Шевченко…

Животные в стихах Есенина не аллегорические, как в баснях, а наши братья меньшие, у которых своя жизнь, заботы, горе, радость. Горький писал: “Есенин первый в русской литературе так умело и с такой любовью писал в животных.” Среди живых существ у поэта на первом месте пернатые - журавли, вороны, лебеди, соловьи, грачи, совы, а также домашние животные - кони, коровы, собаки. Есенин с нежностью и уважением относился к животным. В стихах он часто описывал жестокое отношение людей к братьям нашим меньшим, осуждал это. Есенин словно сетовал, что животных не знают, “в чем смысл жизни и чего стоит жить на свете белом.”

Поэт пишет о животных с любовью, воспринимает их как неотъемлемую часть природы. (Когда читал “Песню о собаке”, у него котились слезы). В стихотворении “Песня о собаке” автор изображает чувство обиженного животного и человеческую жестокость. Этот стих вызывает сочувствие к собаке и неприязнь к хозяину, который утопил на глазах собаки-матери ее щенков. Есенин приближает переживания животных к переживаниям человека - в этом сила его поэтического таланта. Автор показывает в поэзии, насколько бессердечны люди, которые потеряли доброту, милосердие. Поэт создает блестящие поэтические образы - например, месяц напоминает щенка, который свернулся в клубок. Молодой месяц то прячется, то появляется - он играется, будто щенок.

Артист Московского Художественного театра В.Г. Качалов, вспоминая свою первую встречу с Есениным, которая состоялась весной 1925 г., пишет: “Временам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня… Я вошел и увидел Есенина и Джима - они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: "Что это за лапа, я сроду не видал такой”. “Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо”. Когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: “Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи”.

Поэт выполнил обещание - поэтом было написано замечательное стихотворение “Собаке Качалова”. Цветная палитра поэзии Есенина ввобрала в себя традиционное русское соцветие, цвета русских икон - синий, красный, золотой, зеленый. Золотой цвет указывает на божественное начало, духовность. Зеленый - символизирует жизнь, осуществление надежд; красный - настоящую любовь к людям, возможность принять страдание во имя людей; голубой - символ божественного великолепия.

Например: “алый цвет зари”, “багряный закат”, “малиновое поле”, “рог золотой”, “звезды золотые”, “хвойной позолотой”, “медовый дым”, “осень рыжая”, “рыжеволосую косу”, “золотокарий омут”.

Если данное школьное сочинение на тему: Воплощение человеческих чувств в лирике Есенина, вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.

В лучах из зелени весенней, в стихах твоих Сергей Есенин.

Очень близок и дорог мне Есенин своей любовью к животным, к братьям нашим меньшим, с которыми он, дитя природы, сын крестьянина, рос бок о бок и которых пони-

Мы сейчас много говорим о любви к людям, о милосердии и жалости к ним, о том , что всего этого сейчас не хватает. А ведь этого не может быть без любви к животным. И она чувствуется у Есенина в стихах, как ни у кого их поэтов. И не только чувствуется, но главное передается читателям.

Я обманывать себя не стану, залегла забота в сердце мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом.

ПЕСНЯ:Я московский озорной гуляка.

По всему тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Каждая задрипанная лошадь

Головой кивает мне навстречу.

Для зверей приятель я хороший,

Каждый стих мой душу зверя лечит.

Средь людей я дружбу не имею,

Я иному покорился царству.

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать мой лучший галстук.

И теперь уж я болеть не стану.

Прояснилась омуть в сердце мглистом.

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.

Придя в гости к великому артисту, поэт сразу подружился с его собакой Джином.

Вот так об этом вспоминает сам Василий Иванович Качалов. «Я отыграл спектакль, прихожу домой…Поднимаюсь по лестнице, слышу радостный лай Джима. Я вошел, увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую бесшумную погоду.

Дай, Джим , на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Ты по- собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Дряхлая, выпали зубы, свисток годов на рогах.

И ее выгонщик грубый на перегонных полях.

Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной.

Не дали матери сына, первая радость не впрок.

Старая корова знает, что ее ожидает та же участь, что и сына.

Скоро на гречневом свее, с той же сыновьей судьбой

Свяжут ей петлю на шее и поведут на убой.

Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько смерть своего дитя. Ведь вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживают разлуку со своими детьми.

Но как и у человека, у животного есть надежда. Последние строки стихотворения помогают понять, о чем мечтает корова:

Снится ей белая роща и травяные луга.

Мечта о жизни без мук и огорчений, но этой мечте не суждено сбыться.

Есенин не просто верил в существование кровной связи человека с миром природы, он сам себя чувствовал частью природы, старшим братом разумного зверья.

Среди есенинских живых существ наиболее распространены домашние животные –лошади, коровы, собаки. \показ рисунков\

Собака- сторож в доме, помощник в труде и друг человека. Она бессловесна, но по силе чувств не уступает человеку.

Утром в ржаном закуте, где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука, рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала, причесывая языком,

И струился снежок подталый под теплым ее животом.

А вечером, когда куры обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый, семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала, поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала воды незамерзшей гладь.

В своих стихотворениях Есенин опирается на языческое одушевление природы и чувство слитности с нею, природа живет очеловеченной жизнью. Более того, природа кажется более живой и одухотворенной, чем сам человек. Не природа сопоставима с человеком, а человек- часть природы.

ПЕСНЯ: Не жалею, не зову , не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Я теперь скупее с тал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Поэт сопереживает маленьким птенцам:

Воробышки игривые, как детки сиротливые прижались у окна.

Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся поплотней.

На раздробленной ноге приковыляла, у норы свернулася в кольцо.

Тонко прошвой кровь отмежевала на снегу дремучее лицо.

С детства поэт был привязан к лошадям. Любил их за гордый нрав, преданность людям.

В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.

С бугра высокого в синеющий залив

упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

Еще не поросли тропинки, что слышали твои шаги,

И материнскою косынкой еще пестры березняки.

Ты нам оставил столько сини! А сам ушел, как под грозой,

Оставшись на лице России невысыхающей слезой.

Похожие документы:

Я, Есенин Сергей… Сергей Есенин

. на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове . . С этой столовки началось наше знакомство с Сергеем Есениным, перешедшее затем в теплую . личное знакомство с Сергеем Есениным относится к началу его творчества, когда ему было .

Сценарий литературной гостиной по творчеству

Павлов юрий Михайлович критика ХХ – ХХI веков: литературные портреты, статьи, рецензии. – М.: Литературная Россия, 2010. – 304 с

Ход урока I Организационный момент II Знакомство с учебником

Букинист Biblionne приветствует Вас и предлагает самые различные антикварные книги: от раритетов до недорогих изданий 30-х гг. XX в по истории России; наша от

. меньшим, чем первые два. В нашем . Сергея Есенина. Прижизненное издание для всех авторов, в т.ч для Сергея Есенина . М.А.Врубеля, А.М.Васнецова (младший брат В.М.Васнецова), В.Д.Поленова, . очерка Т.В.Поссе «Жизнь и творчество Рылеева и Одоевского в связи .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Республика Марий Эл

Образы животных и птиц

в поэзии С. Есенина

Выполнил: Веденькин Артем, ученик 9 класса

Руководитель: Яндемирова Р.И.,

учитель русского языка и литературы

Глава 1.Животные в стихотворениях С.Есенина.

Глава 2.Птицы в стихотворениях С.Есенина.

Русский гений издавна венчает тех, которые мало живут, - эти слова Н.А. Некрасова невольно приходят на память, когда думаешь о судьбе С. Есенина. Всего 30 лет было отпущено ему, чтобы прожить бурную, полную мечтаний, взлетов и падений жизнь.при всем том, что судьбу С. Есенина с полным правом называют трагической, ему еще при жизни выпало редкое счастье – стать любимейшим поэтом своего народа. Им зачитывались, учили его стихи: рабочие и крестьяне, интеллигентная, образованная публика разучивали их. Его высоко ценили почти все выдающиеся современники.

Мы живем в эпоху жестоких испытаний, мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бетонных домов, асфальта и бензинового дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, цветы в вазе, а животных может посмотреть на картинках детских книжек, в лучшем случае в зоопарке.

Исследовательская работа написана на основе прочитанных мной теоретических материалов, стихотворений С. Есенина, критических статей, высказываний современников того времени.

Актуальность:

Я думаю, что стихи Есенина актуальны для читателей, живущих в начале 21 века, потому что проводятся каждый год есенинские чтения в школе, говорим о добром отношении к животным, о единстве человека и животных.

Поставил перед собой я такую цель :

Выявить глубокую сопричастность лирики С.Есенина с живой природой,

главным образом, с животным миром.

Изучить на основе прочитанных теоретических материалов тематику лирики С. Есенина.

Через стихи раскрыть любовь к животным.

Показать единство человека и животных.

1.Подробно проанализировать стихотворения поэта.

2.Систематизировать полученные материалы и оформить результаты в виде

Основная часть

Глава 1. Животные в стихотворениях С.Есенина.

Счастлив тем, что целовал я женщин

Мял цветы, валялся на траве

И зверье как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы, собаки. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним радость и беды. Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.

С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

Осенним холодом расцвечены надежды,

Бредет мой конь, как тихая судьба,

И ловит край махающий одежды

Его чуть мокрая буланая губа.

Водою зыбкой стынет синь во взорах,

Бредет мой конь, откинув удила,

И гордостью смуглою, листвы последний ворох

Кидает ветер вслед из подола.

Конь мой – мощь моя и крепость

Слышу я, как ржет он жалобно

Закусив златую цепь.

Вижу, как он бьется, мечется,

Теребя тугой аркан.

И летит с него, как с месяца

Шерсть буланая в туман.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенний гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Дряхлая, выпали зубы.

Свисток годов на рогах.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

Собака – мать счастлива, но все резко обрывается…

Вышел хозяин хмурый

Семерых всех поклал в мешок.

От радости не осталось и следа.

По сугробам она бежала,

Поспевала за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

Отчаяние и боль собаки поэт передает

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

Одиночество собаки передается нам уже не просто животное перед нами. А потерявшая детей мать.

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Воспевает святое чувство матери, свойственное собаке в такой же степени. Как и женщине – матери. Животное переживает о гибели своих щенят, которых утопил в проруби хозяин.

Еще одно животное, которое очень давно сопровождает человека по жизни – это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг. В стихотворении

Кот является неизменным атрибутом крестьянской избы, еще тараканы, куры, петухи.

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

На раздробленной ноге приковыляла,

У норы свернулася в кольцо.

Тонкой прошвой кровь отмежевала

На снегу дремучие лицо.

Чаще всего Есенин использует животных приводит в сравнениях, в метафорах, в которых с животными сопоставляются предметы и явления.

По пруду лебедем красным

Как птицы свищут версты

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым седоком .

Не кукушки загрустили – плачет Танина родня .

Ах и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане

Рыжий месяц жеребенком

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим на счастье лапу мне.

Глава 2. Птицы в стихотворениях С.Есенина

Среди есенинских живых существ наиболее многочисленны птицы – в моем

исследовании их 20 наименований. Это журавли и лебеди, вороны и соловьи, грач

и воробьи, совы, чибис, кулик, глухари, коршун и орёл, дятел, синица, цапля, аист

голуби и даже канарейки и попугай.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь-

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь .

Распустила крылья белые

Белоснежная лебедушка

И ногами помертвелыми

Оттолкнула малых детушек.

Побежали детки к озеру,

Понеслись в густые заросли,

А из глаз родимой матери

Покатились слезы горькие.

А орел когтями острыми

Раздирал ей тело нежное,

И летели перья белые,

Словно брызги, во все стороны.

Лебедушка-мать вызывает у нас чувство возрастающей тревоги, ужаса и сострадания. И если орел у Гумилева властелин воздуха, поэтизируется и мифологизируется его царственный полет в небо, то у Есенина орел – хищник, насильник.

Если мы обратимся к другим представителям птиц, например, к воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.

("Русь, 1914" г.)

В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года.

Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу родины.

В трех стихотворениях в моем исследовании Есенин упоминает о воробьях. Воробей в славянской народной традиции не пользуется почитанием и воспринимается как "нечистая" птица. В символике воробья выделяется два аспекта. Один из них связан с вредом, который он наносит различным злакам на полях, а другой-с такими присущими воробью качествами, как легкость и притворство.

Для Есенина воробей - это пташка нежная, которая вызывает у читателя чувство жалости и сострадание:

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней .

( "Поет зима - аукает", 1910 г.)

В стихотворениях поэта мы встречаем и образ совы, которая в народной символике является зловещей птицей, а крик совы вблизи жилья предвещает смерть, и в стихах Есенина сова становится предвестником трагических событий в жизни поэта:

Скоро мне без листвы холодеть,

Звоном звезд насыпая уши.

Без меня будут юноши петь,

Не меня будут старцы слушать.

(По-осеннему кычет сова. ", 1920 г.)

Есенинские птицы ведут себя естественно и достоверно. Поэт знает их голоса, повадки, привычки: коростели свищут, кычет сова, тенькает синица, квохчут куры. И в то же время это не бездушные твари. Да, они бессловесны, но не бесчувственны и по силе своих чувств не уступают человеку.

Пора почувствовать и в животном личность- сознающую, думающую, радующуюся и страдающую. Стараясь понять психику животных, мы лучше будем понимать психику людей. А это сулит человечеству одно только добро.

Работая над этой темой, я пришел к выводу, что исследуемый материал и результаты возбуждают дополнительный интерес ко всему творчеству С.Есенина, а значит и дополнительную мотивацию в процессе школьного обучения. Этот материал может быть использован в проектной и исследовательской деятельности обучающихся, стать основой элективного курса литературного курса

Список использованной литературы:

3.Литературный энциклопедический словарь./Под ред. М.В.Кожевникова,

П.А.Николаева. М., 1987.

4.А.М.Марченко. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

5.Советский энциклопедический словарь. /Под ред. А.М.Прохорова. М., 1987.

Читайте также: