Есенин и власть кратко

Обновлено: 04.07.2024

Помогите, пожалуйста, понять ситуацию 1917-1922 годов на Руси. Я если честно вообще ничего не знаю про революцию, про гражданскую войну, а то, что пишут в интернете, мне не ясно. Кто может, объясните человеческим языком для ребенка всю ситуацию, и как на это всё реагировал знакомый наш, Сергей Александрович. На чьей он был стороне? Кого поддерживал? Использовала ли его власть в своих каких-то целях? Надеюсь на подробный ответ, если можно. Заранее спасибо!

Есенин, как и многие поэты встретил революцию с воодушевлением и долей мистицизма и мессианства, но потом как и многие писатели разочаровался в ней, слишком много тёмного и пошлого поднялось на поверхность, во власть. Есенин много критиковал Троцкого и многих других, но ему многое прощалось, т. к. были связи во властных структурах и нарождавшихся новых партиях, чья борьба немного отвлекали от Есенина. Сергей сжёг за собой мосты прежней Руси, а новой принять так и не смог, оттого его увлечение алкоголем. нервные срывы и надорванность в стихах последних лет, - это патовая ситуация, и если бы Есенина не убили, то он возможно покончил с собой..

сложно сказать -противоречивое отношение было у него. То он "теперь советской стороне я самый яростный попутчик", а с другой стороны, террор, и по сути, геноцид русского народа конечно изменили его отношение. Из того, что я читала, я поняла, что он сильно разочаровался в революции. Со стороны власти к нему тоже было противоречивое отношение. И при жизни и после. Никогда он не принадлежал "литературной тусовке" с Блоком, Ахматовой и т. д. , он был слишком живым, слишком русским, чтоб его спокойно воспринимали пришедшие к власти после революции


отношение С. А. Есенина к революции

Трансформация взглядов

Отношение Есенина к революции поначалу отличалось наивностью, и оно определялось скорее бурлившими в его душе страстями, а не какой-либо системой взглядов на грядущие реформы.

Очень сложно будет поверить каждому поклоннику Есенина как воспевателя природы и деревни, что следующие строки принадлежат его перу.

поэт Сергей Есенин

Смена облика страны

Постепенно на смену крестьянской Руси стала приходить городская Россия. Новое время вытесняло старый жизненный уклад, который был так привычен для поэта. Как менялось отношение Есенина к революции? Поэт поначалу приветствовал эти перемены, пытался подстроить себя под них – ведь его мировоззрение сложилось именно в Руси крестьянской.

Как отразились события на жизни поэта?

Есенин практически постоянно пропадал в тяжелейших запоях. Он стал страдать от мании преследования. У него постоянно возникали вспышки агрессии, во время которых поэт устраивал дебоши, ломал мебель и избивал знаменитую супругу. Много раз Айседора Дункан говорила о его сумасшествии и делала попытки лечить Есенина у профессиональных американских психиатров. Но это было бесполезно.

Отношение Есенина к революции отражается в его строках:

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.

А далее следует разочарование:

Сравнение взглядов Маяковского и Есенина

Каково было отношение Есенина к революции, в отличие от Маяковского? Есенин весь находится в прошлом. В нем он не был брошен, не страдал от горького одиночества. Он находится вне нового поколения, но и не относит себя к старому:

С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив?

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый И это я! Я, гражданин села, которое лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита.

стихи Есенина

Странничество и отчужденность

Поэт пишет о совершенной отчужденности от общества. В его произведениях больше нет никаких притязаний на социалистические настроения. И в конце концов Есенин сам отвечает на любые вопросы о своем творчестве:

Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

На первом месте для Есенина всегда была любовь к природе, ко всему живому. Природа у поэта наделена душой, она ощущает себя по-человечески. Все в мире наполнено живым духом.

И сам Есенин признает собственную несостоятельность в новом советском строе. Он оказывается отвергнутым:

Я пел тогда, когда мой край был болен.

Поэт осознает, что тот мир, который был бесконечно дорог его сердцу, безвозвратно теперь утерян. И в его творчестве возникают мотивы странничества:

Да! Теперь решено. Без возврата

Я покинул родные поля…

Все происходящее начинает вызывать в нем глубокий протест и чувство отвращения. Есенин пытается отыскать укрепления в светлых воспоминаниях детства, родном доме и той Руси, которую он потерял. Но и здесь тревога не дает поэту покоя. Есенин приходит к выводу, что причина тех изменений, которые оказались для него неприемлемыми, находится в революции.

русская деревня

Деревенская разруха и душевная драма поэта

Отношение Есенина к революции наполняется критикой, неприятием. Сам поэт искренне раскаивается, что придерживался мнения о правильности ее идей.

Революция и народ

Я с грустью озираюсь на окрестность:

Какая незнакомая мне местность!

Равнодушен я стал к лучам,

И очажный огонь мне не мил.

Но поэт не ставит крест на России окончательно. Ему больно наблюдать, что его страна терпит нищету, унижение. Он призывает ее:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям.

Я иное узрел пришествие –

Где не пляшет над правдой смерть.

Чем обернулась революция?

революционное время

Никуда не пойду с людьми,

Лучше вместе издохнуть с вами,

Чем с любимой поднять земли

В сумасшедшего ближнего камень.

Отношение Есенина к революции кратко можно описать так: поэт не стремится отвергать теперешнюю власть – он просто не может понять советского уклада, ощущает себя совершенно лишним человеком. И такого обращения она не прощает: после трагической гибели Есенина было запрещено его имя, стихи. Впервые начали вспоминать о нем с добрыми словами только в начале Великой Отечественной войны, когда было глупо отрицать вклад Есенина в русскую поэзию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Есенин практически постоянно пропадал в тяжелейших запоях. Он стал страдать от мании преследования. У него постоянно возникали вспышки агрессии, во время которых поэт устраивал дебоши, ломал мебель и избивал знаменитую супругу. Много раз Айседора Дункан говорила о его сумасшествии и делала попытки лечить Есенина у профессиональных американских психиатров. Но это было бесполезно.

Все происходящее начинает вызывать в нем глубокий протест и чувство отвращения. Есенин пытается отыскать укрепления в светлых воспоминаниях детства, родном доме и той Руси, которую он потерял. Но и здесь тревога не дает поэту покоя. Есенин приходит к выводу, что причина тех изменений, которые оказались для него неприемлемыми, находится в революции.

Отношение Есенина к революции кратко можно описать так: поэт не стремится отвергать теперешнюю власть – он просто не может понять советского уклада, ощущает себя совершенно лишним человеком. И такого обращения она не прощает: после трагической гибели Есенина было запрещено его имя, стихи. Впервые начали вспоминать о нем с добрыми словами только в начале Великой Отечественной войны, когда было глупо отрицать вклад Есенина в русскую поэзию.

Он позволял себе плевать на признанные авторитеты, купался в обожании светских красавиц, прожигал жизнь напропалую и… остро тосковал по милой деревне. Это все — про Сергея Есенина, которому сегодня исполнилось бы 115 лет. Вокруг фигуры великого поэта до сих пор немало загадок и тайн. В том числе и страшный его уход из жизни в отеле "Англетер"…


3 октября (по старому стилю 21 сентября) исполняется 115 лет со дня рождения "последнего поэта деревни", как сам себя называл Сергей Есенин. Он действительно уже появился на свет поэтом, а рязанское село Константиново сформировало характер, религиозные убеждения и взгляды на всю оставшуюся жизнь. И в каких бы городах, и на каких бы великосветских мероприятиях Есенин потом не блистал (а ему довелось читать свои стихи и перед императрицей Марией Федоровной), деревня в нем так и осталась основным началом. Взгляд Сергея на жизнь — это упрямый и настороженный, слегка насмешливый, в чем-то ограниченный, в чем-то бескрайне широкий взгляд русского крестьянина.

Когда молодой Есенин — уже признанный на родине талант, с публикациями и благословением учителей, прибыл в Петербург, то пришел не на пустое место (как он кокетливо потом рассказывал и писал), а четко понимая, как ему нужно себя вести и что от него ждут литературные круги.

Николай Клюев, основатель собственного кружка "новокрестьянской" поэзии, сразу угадал в талантливом златовласом выходце из провинции дарование, подходящее под его программу выступлений, и заботливо принял юношу под крыло. Живи Николай Клюев сегодня, он бы стал потрясающим пиарщиком или продюсером.

В начале XX века интерес среди творческой интеллигенции к деревне возрос стократно. И Клюев, сам имеющий крестьянские корни, прекрасно понимал, что поразит публику, собирающуюся на поэтические вечера. Он и Есенин, в крестьянских идеально стилизованных рубахах, подпоясанные кушаками (а иногда и в лаптях), с волосами, приглаженными салом, читали со сцены стихи о деревне, о русской тоске — с обязательными березками, лошадками, просторами и крестьянскими избами.


Сам Клюев напоминал этакого Микулу Селяниновича, а молоденький, с золотыми кудрями Есенин — пастушка Леля. Они оба словно сошли с лубка, показывая петербургской публике именно такую деревню, которую та хотела видеть: картинную, былинную, сказочную. А внешность и стихи Есенина были квинтэссенцией этой вымышленной деревни. Успех был грандиозный. О "крестьянских" поэтах говорили везде. Дамы плакали от восторга при виде золотых кудрей Сергея, а маститые поэты одобрительно хлопали народное дарование по плечу.

Но Клюев, в свободное от выступлений время сидел у себя в роскошных гостиничных апартаментах, читая в подлиннике зарубежных авторов, а Есенин осваивал ночную жизнь Северной столицы. Николай всегда неодобрительно относился к своеволию своего молодого соратника, который вместо рассуждений о предназначении России предпочитал развлекаться напропалую. Неудивительно, что творческий дуэт вскоре распался, причем Клюев резко осуждал своего бывшего протеже.

С Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем Есенин создал новое направление в поэзии — имажинизм, в основе которого лежало понимание основной цели творчества, как создания образа. Но поэзия Есенина не подходила ни под какиелитературоведческие рамки. Поэт стремительно взрослел, и так же стремительно менялись его стихи. Неизменным оставалось только одно — горькая нежность к деревне. Он скучал по ней — по детству, по надеждам. Хотя, на тот момент у Сергея было уже все, о чем только может мечтать любой стремящийся к успеху поэт.

Слава, признание, успех у женщин, постоянные попойки — все это постепенно превращало Есенина из крестьянского здорового парня в истеричного и капризного прожигателя жизни. Завышенные похвалы и преклонение поклонниц заставляли поверить в собственную гениальность. Есенин считал себя не только "последним поэтом деревни", но и первым поэтом России. Он не любил Маяковского — боялся, что тот отобьет у него слушателей и признание. Кричал, когда видел газетные статьи о Маяковском: "Я умру под забором, на котором будут расклеены афиши с объявлением о вечере Маяковского!". Дружба с Мариенгофом также закончилась полным разрывом.

Как ни странно, только меткая и едкая Зинаида Гиппиус, которая не любила ни самого Есенина, ни его стихи, угадала слабое место поэта — раннюю славу. И предрекла, что именно "медные трубы" и погубят этого "херувима". Есенин на предостережение "Гиппиусихи" никакого внимания не обратил. Он вообще относился к представителям символизма, особенно старшим, без малейшего уважения. Сергей был уверен, что сам прекрасно знает, что такое творчество, и как должен жить настоящий поэт. Уважал из представителей старшего поколения Сергей Есенин только Блока. Уважал, но слегка свысока, снисходительно.

В послереволюционной России слава Есенина возросла стократно. Его тема, его происхождение, его веселые и пьяные призывы к переменам и новой дороге России пришлись настолько в тему, что Есенин превратился в кумира миллионов. Его даже - неслыханное дело — отпустили с Айседорой Дункан в Америку.


Но сам поэт понимал, что его стихи становятся ненужными, несоответствующими новым темам. Дорогая его сердцу Россия деревянных изб, березок и полей, уходила в прошлое, а впереди маячила электрификация всей страны и светлое будущее, перед которым Есенин терялся. Он пытался соответствовать — писал бравурные стихи, обратился к теме Пугачева. Но чувствовал что это — не его, чужое, ненужное, противное душе и таланту.

Как Есенин пил, скандалил, бросал женщин и плакал, написано очень много. И так же много написано о его смерти. Самоубийство в гостинице вскоре после третьей, последней свадьбы на Асе Толстой, правнучке князей. Посреди признания, всероссийской славы, расцвета жизни и творчества. Несколько гипотез — разочарование в новых идеалах времени, неприятие идеологии СССР, алкоголизм и прочее в том же духе. Наиболее популярная в последнее время версия — убийство Есенина агентами КГБ и инсценировка самоубийства.

Всё - предположения. Единственное, что достоверно — стихи. Стихи человека, который любил жизнь, любил смеяться и ругаться, любил выпить и побушевать с друзьями, любил животных и терпеть не мог некоторых людей, которому нравились женщины, и нравилось их поклонение, и который однажды посмотрел в зеркало и вместо златовласого деревенского паренька увидел черного, черного человека.

Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь"

Он позволял себе плевать на признанные авторитеты, купался в обожании светских красавиц, прожигал жизнь напропалую и… остро тосковал по милой деревне. Это все — про Сергея Есенина, которому сегодня исполнилось бы 115 лет. Вокруг фигуры великого поэта до сих пор немало загадок и тайн. В том числе и страшный его уход из жизни в отеле "Англетер"…


3 октября (по старому стилю 21 сентября) исполняется 115 лет со дня рождения "последнего поэта деревни", как сам себя называл Сергей Есенин. Он действительно уже появился на свет поэтом, а рязанское село Константиново сформировало характер, религиозные убеждения и взгляды на всю оставшуюся жизнь. И в каких бы городах, и на каких бы великосветских мероприятиях Есенин потом не блистал (а ему довелось читать свои стихи и перед императрицей Марией Федоровной), деревня в нем так и осталась основным началом. Взгляд Сергея на жизнь — это упрямый и настороженный, слегка насмешливый, в чем-то ограниченный, в чем-то бескрайне широкий взгляд русского крестьянина.

Когда молодой Есенин — уже признанный на родине талант, с публикациями и благословением учителей, прибыл в Петербург, то пришел не на пустое место (как он кокетливо потом рассказывал и писал), а четко понимая, как ему нужно себя вести и что от него ждут литературные круги.

Николай Клюев, основатель собственного кружка "новокрестьянской" поэзии, сразу угадал в талантливом златовласом выходце из провинции дарование, подходящее под его программу выступлений, и заботливо принял юношу под крыло. Живи Николай Клюев сегодня, он бы стал потрясающим пиарщиком или продюсером.

В начале XX века интерес среди творческой интеллигенции к деревне возрос стократно. И Клюев, сам имеющий крестьянские корни, прекрасно понимал, что поразит публику, собирающуюся на поэтические вечера. Он и Есенин, в крестьянских идеально стилизованных рубахах, подпоясанные кушаками (а иногда и в лаптях), с волосами, приглаженными салом, читали со сцены стихи о деревне, о русской тоске — с обязательными березками, лошадками, просторами и крестьянскими избами.


Сам Клюев напоминал этакого Микулу Селяниновича, а молоденький, с золотыми кудрями Есенин — пастушка Леля. Они оба словно сошли с лубка, показывая петербургской публике именно такую деревню, которую та хотела видеть: картинную, былинную, сказочную. А внешность и стихи Есенина были квинтэссенцией этой вымышленной деревни. Успех был грандиозный. О "крестьянских" поэтах говорили везде. Дамы плакали от восторга при виде золотых кудрей Сергея, а маститые поэты одобрительно хлопали народное дарование по плечу.

Но Клюев, в свободное от выступлений время сидел у себя в роскошных гостиничных апартаментах, читая в подлиннике зарубежных авторов, а Есенин осваивал ночную жизнь Северной столицы. Николай всегда неодобрительно относился к своеволию своего молодого соратника, который вместо рассуждений о предназначении России предпочитал развлекаться напропалую. Неудивительно, что творческий дуэт вскоре распался, причем Клюев резко осуждал своего бывшего протеже.

С Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем Есенин создал новое направление в поэзии — имажинизм, в основе которого лежало понимание основной цели творчества, как создания образа. Но поэзия Есенина не подходила ни под какиелитературоведческие рамки. Поэт стремительно взрослел, и так же стремительно менялись его стихи. Неизменным оставалось только одно — горькая нежность к деревне. Он скучал по ней — по детству, по надеждам. Хотя, на тот момент у Сергея было уже все, о чем только может мечтать любой стремящийся к успеху поэт.

Слава, признание, успех у женщин, постоянные попойки — все это постепенно превращало Есенина из крестьянского здорового парня в истеричного и капризного прожигателя жизни. Завышенные похвалы и преклонение поклонниц заставляли поверить в собственную гениальность. Есенин считал себя не только "последним поэтом деревни", но и первым поэтом России. Он не любил Маяковского — боялся, что тот отобьет у него слушателей и признание. Кричал, когда видел газетные статьи о Маяковском: "Я умру под забором, на котором будут расклеены афиши с объявлением о вечере Маяковского!". Дружба с Мариенгофом также закончилась полным разрывом.

Как ни странно, только меткая и едкая Зинаида Гиппиус, которая не любила ни самого Есенина, ни его стихи, угадала слабое место поэта — раннюю славу. И предрекла, что именно "медные трубы" и погубят этого "херувима". Есенин на предостережение "Гиппиусихи" никакого внимания не обратил. Он вообще относился к представителям символизма, особенно старшим, без малейшего уважения. Сергей был уверен, что сам прекрасно знает, что такое творчество, и как должен жить настоящий поэт. Уважал из представителей старшего поколения Сергей Есенин только Блока. Уважал, но слегка свысока, снисходительно.

В послереволюционной России слава Есенина возросла стократно. Его тема, его происхождение, его веселые и пьяные призывы к переменам и новой дороге России пришлись настолько в тему, что Есенин превратился в кумира миллионов. Его даже - неслыханное дело — отпустили с Айседорой Дункан в Америку.


Но сам поэт понимал, что его стихи становятся ненужными, несоответствующими новым темам. Дорогая его сердцу Россия деревянных изб, березок и полей, уходила в прошлое, а впереди маячила электрификация всей страны и светлое будущее, перед которым Есенин терялся. Он пытался соответствовать — писал бравурные стихи, обратился к теме Пугачева. Но чувствовал что это — не его, чужое, ненужное, противное душе и таланту.

Как Есенин пил, скандалил, бросал женщин и плакал, написано очень много. И так же много написано о его смерти. Самоубийство в гостинице вскоре после третьей, последней свадьбы на Асе Толстой, правнучке князей. Посреди признания, всероссийской славы, расцвета жизни и творчества. Несколько гипотез — разочарование в новых идеалах времени, неприятие идеологии СССР, алкоголизм и прочее в том же духе. Наиболее популярная в последнее время версия — убийство Есенина агентами КГБ и инсценировка самоубийства.

Всё - предположения. Единственное, что достоверно — стихи. Стихи человека, который любил жизнь, любил смеяться и ругаться, любил выпить и побушевать с друзьями, любил животных и терпеть не мог некоторых людей, которому нравились женщины, и нравилось их поклонение, и который однажды посмотрел в зеркало и вместо златовласого деревенского паренька увидел черного, черного человека.

Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь"

Читайте также: