Эпоха возрождения в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

О, как я был слеп. Когда-то моя статья, посвящённая России, выиграла литературную премию Мира - 2017, заняв третье место. Статья была опубликована в сборнике "Литературная Евразия" и пыталась вывести легитимность существования России напрямую из эпохи Возрождения. Вспомнилось и то, что московский Кремль строили итальянские архитекторы, и то, что Иван III взял себе в жёны Софью Палеолог из династии византийских императоров. Сосватал царю такую невесту известный подвижник Возрождения кардинал Виссарион. Ну а затем была концепция "Москва - третий Рим", которая, как я утверждал, напрямую вытекает из эпохи Возрождения и могла возникнуть только в эпоху Возрождения. Также я вспомнил, что в Московском университете, то есть, фактически, в первом российском университете не было факультета теологии, и университет поначалу был формально независим от государства. Такую роскошь могли позволить себе только университеты эпохи Возрождения. Когда началась эпоха Реформации, попы стали вламываться в университеты и требовать от ректоров и преподавателей, чтобы те выбрали, за кого они: за католиков или протестантов. Отсюда я предполагал, что московский университет в России был последовательно создан как университет эпохи Возрождения.

Разберём по порядку, в чём я ошибался. Да, Россия действительно укоренена в Возрождении, но не как продолжатель Ренессанса, а, наоборот, как его самый ярый антитезис, как антиренессанс. Реакция на Возрождение - это эпоха Реформации, сначала реакцией стало движение Лютера, потом и католики подключились, спешно возвращаясь к забытым христианским догматам. Получилось два типа реакции: Реформация и Контрреформация, которые ещё боролись между собой, пока стороны не пришли к общей сделке - к абсолютизму. Король государства должен был стать выше конфессий, он помазанник бога, но он выше конфессиональных дрязг между католиками и протестантами. На деле редко какой монарх мог соответствовать этому идеалу, например, английский король Яков II в какой-то момент стал поддерживать католиков. Когда короля свергли, англичане пришли к новому типу сделки - к Конституции, или на английским манер - к биллю о правах. Теперь не король, а Конституция должна была стать выше конфессиональных дрязг и стать примиряющим фактором.

Так вот, Россия этот этап не прошла, а наоборот, стала укореняться в абсолютизме. Глава государства получил здесь полномочий больше, чем любой абсолютный монарх и турецкий султан вместе взятые. Если Конституция - это некая форма общественного договора, то абсолютизм или российский супердеспотизм - это уже прямая форма реакции на Возрождение. Абсолютизм в меньшей степени, потому что он лишь модель, которая никогда не действовала так, как её видели в теории. Российский супердеспотизм и не имеет под собой никакой теории, это исключительно практический конструкт, созданный для выживания и самосохранения единой большой и сложноуправляемой территории. Сформировался он в 17-ом веке, но первые камни были заложены ещё раньше. Да, итальянцы построили московский Кремль, но сравните его с собором святого Петра в Ватикане. Собор святого Петра - это стиль Возрождения, а Кремль - это ещё средневековая архитектура, которой хорошо владели итальянские мастера, Кремль - это символ христианской реакции на Возрождение. Также как византийская династия Палеологов. Существует устойчивая выдумка, что, якобы Возрождение пришло в Европу из Византии. В действительности к началу эпохи Возрождения в Византии разгромили Академию и запретили муниципальные школы, образование было на крайне низком уровне, а в европейских университетах изучали Аристотеля и те комментарии к Аристотелю, что составили мусульманские учёные из Дамаска, Гранады и Кордовы. И в этих городах с образованием всё было очень хорошо, поэтому логичнее предположить, что Возрождение пришло именно из них, а не из погрязшей в мракобесии Византии.

Кардинал Виссарион, конечно, потворствовал подвижникам Возрождения, но вообще делом его жизни была уния, то есть объединение православной церкви с католической под властью римского папы. Кардинал принял унию, а вот московский царь унию не принял: он не хотел чем-то себя ограничивать. Далее, концепция "Москва - третий Рим", конечно, могла зародиться только в эпоху Возрождения, здесь я не ошибся, но она могла быть только реакцией на такое Возрождение. Ведь Возрождение больше всего расцвело не в Риме, а во Флоренции и в Милане, первые университеты были в Болонье и в Падуе. А в Рим Возрождение проникло относительно поздно и охватило его не надолго. А позже именно в Риме был сожжён на костре Джордано Бруно. Да и в конце концов, нужно понимать, что эпоха Возрождения стремилась возродить не Рим, а Дельфы, то есть, возродить Дельфийский храм, уничтоженный византийскими реакционерами после того, как дельфийская жрица предсказала, что принятие христианства погубит Рим. В какой-то момент подвижники Возрождения уверовали, что Дельфы можно возродить в Ватикане, а из собора святого Петра сделать аналог Дельфийского храма. Они были очень близки к этому, но всё-таки не смогли переломить вековой традиции. Ну и что касается московского университета - да, конечно, это был островок Возрождения в России, уничтоженный, как только был принят первый университетский устав. Почти 50 лет университет жил без устава, и это были лучшие его 50 лет, а затем он был поставлен на службу Реакции. Таким образом, получается, что в России нет ничего, что продолжало бы традицию Возрождения, но есть сконцентрированная, последовательная реакция на Возрождение. Такой последовательной реакции мы не встретим ни в одной стране Западе элементарно потому, что Конституции и формы правления этих стран в чём-то, да отличаются. Даже если они реакционны, то это разные виды и формы реакции, они не сконцентрированы так вокруг одного центра и не последовательны так, как в России. И на Западе всё-таки есть понимание, что их цивилизация и страны всё-таки уходят корнями в Античность, в России же на уровне инстинкта все понимают, что своим происхождением страна обязана реакции на Возрождение Античности и будет оставаться таковой, пока будет единым государством.


RuBin86
rubintt

Была ли эпоха Возрождения в России?

Этот вопрос отнюдь не академический, тем более в Академии наук или в художественных и гуманитарных вузах РФ вряд ли на него ответят, не заглянув в интернет. Если уже заглянули, самые продвинутые студенты и профессора уже знают ответ.

И вообще, что такое Ренессанс? Не знаю, кто как, я еще со школьных лет имел какое-то представление об эпохе Возрождения в Италии, о величайшем расцвете искусств и мысли, и мне всегда казалось странно, что в отношении России ничего подобного не говорят, толкуют больше об ее отсталости и заимствованиях со времен Петра I - от европейских фасонов одежды до художественных направлений. Все взято оттуда, мол, и плохо приспособлено к условиям русской жизни.

Между тем именно через русский язык и русскую литературу, с изучением еще в школе истории Древнего мира, Древней Греции и Рима, стало быть, и греческой мифологии, я получил представление о том, что ни одна цивилизация не развивалась без заимствований. Греки очень много взяли из древнейших цивилизаций Востока и особенно Египта; мифология и культура греческих государств легли в основу Римской империи и европейской цивилизации и культуры, с эпохой Возрождения классической древности в Италии в XIV-XVI веков.

Самое удивительное, была да еще какая! И не менее парадоксально то, что многие до сих пор о том ничего не ведают и не хотят верить, привыкли считать, что в преобразованиях Петра Великого ничего хорошего не было, кроме заимствований и т.п. Между тем программа преобразований царя-реформатора, насквозь просветительская, еще до просветителей, по основным направлениям и, главное, по результатам в течение XVIII-XIX столетий явилась эпохой Возрождения в той же мере, как в Италии XV-XVI веков.

Основные признаки такого явления, как Ренессанс, - это развитие городской культуры, с переходом от Средневековья к Новому времени, как во Флоренции в ее Золотой век и в других городах раздробленной Италии, с сформированием нового миросозерцания, в отличие от средневекового, в котором доминировал Бог, с выделением в центр мира Человека, с открытием природы и классической древности.

Гуманизм - это не только один из основных признаков Ренессанса, а самая сущность Ренессанса, его философская основа, вместе с открытием античной эстетики, с сформированием эстетики Ренессанса, с преодолением эстетики иконописи, романского стиля и готики, одним словом, средневековой эстетики, что произошло лишь в Италии в чистом виде, с возрождением классического искусства. Поэтому Италия среди стран Западной Европы одна выступает как страна классического Ренессанса.

Второй страной классического Ренессанса явилась, - не падайте в обморок слабонервные, а тупоголовые могут сколько угодно фукать, профукав великое государство, - Россия. Петр I не окно прорубил в Европу, это всего лишь метафора, а открыл классическую древность, с устройством празднества в честь античной гостьи, с явлением в миросозерцании русских поэтов от Ломоносова до Пушкина богов Греции, с непосредственным соприкосновением с культурой Эллады, с зарождением новой русской литературы и с формированием национального литературного языка, как было и в Италии, с развитием архитектуры, живописи, музыки до высокой классики в Золотой век русской культуры.

Ренессанс в России - это не повторение западноевропейского, русская классическая литература выработала новый гуманизм, а носителем его выступила русская интеллигенция, с ее сочувствием народу, с идеей его просвещения и борьбы за его свободу. Ренессанс - это культурная революция, зачинателем которой выступил царь Петр, сам мастер на все руки, но меценатство царей и вельмож в условиях крепостной зависимости крестьян не вызывало ни у кого особого восторга, ренессансные явления в России не были узнаны и осмысленны в свое время, что сказалось трагически на судьбах первейших гениев.

Если бы в эпоху, какую мы называем пушкинской, было осознано, что это Золотой век русской поэзии и культуры, с утверждением классического стиля, как в Италии XV-XVI веков, то есть как Высокое Возрождение, то судьбы Пушкина и Лермонтова, Карла Брюллова и Ореста Кипренского, Михаила Глинки сложились бы иначе, стало быть, и России. Императору Николаю I не пришло бы в голову присвоить гениальному поэту придворный чин камер-юнкера, как в насмешку, что прекрасно понимал не только Пушкин, но и Геккерны видели его униженное положение при дворе. Трагическая судьба Пушкина повторится в судьбе Лермонтова.

И все же блистательное развитие русской классической литературы продолжается, с достижением мировых вершин в творчестве Гоголя, Льва Толстого, Тургенева, Достоевского, Островского, Чехова. С завершением дворянского периода истории Российской империи на сцену выходят разночинная интеллигенция и купечество, и эпоха XIX-XX столетий, эпоха модерна, напоминает Флоренцию или Венецию времени заката эпохи Возрождения в Италии.

Поэтому нет ничего странного в том, что Ренессанс в России начинается с барокко, но без тени смятенья и мистицизма, а праздничное, поскольку ренессансные явления шли по восходящей линии, с переходом к классицизму, а затем к ренессансной классике Пушкина, Карла Росси, Кипренского, Карла Брюллова, Михаила Глинки в Золотой век Санкт-Петербурга.

Зарождение, развитие и величайшие достижения русского искусства не были осмыслены как ренессансные явления, в частности, из-за односторонностей западничества и славянофильства, с их постоянным самоуничижением и юродством, что ныне доведено до разрушения Российского государства. Не пора ли опомниться?

Нет, не только не поняты ренессансные явления русской истории и искусства, умудрились отвернуться и всячески оклеветать Великую Октябрьскую социалистическую революцию, открывшую новую веху в истории человечества, и это тогда, когда социализм как социально-экономическая формация уже отчетливо проступает в развитых странах и становится путеводной звездой в странах третьего мира.

Выбор 90-х годов был неверен и преступен. Кто от великого отказывается, тот впадает в ничтожество, вот что ныне представляет РФ. Руины сверхдержавы, которая возрастала в своем могуществе в течение трех веков Русского Ренессанса и определяла ход мировой истории - с разгромом армии шведского короля Карла XII, перед которым дрожала вся Европа, с разгромом наполеоновских войск, с распадом четырех монархий в итоге Первой мировой войны, благодаря революции в России, с разгромом фашизма во Второй мировой войне, - чьи же это достижения? Европы?

Нет, России, страны, пребывавшей в условиях всплеска Ренессанса, а социальная и культурная революции в СССР были лишь его звеньями, ибо Ренессанс и есть величайшая культурная революция, с установлением нового миросозерцания и с построением нового мира. Все это закончилось распадом СССР. А вы знаете, как закончилась эпоха Возрождения в странах Европы? Торжеством инквизиции, всеобщим обращением, религиозными войнами и революциями в Голландии и в Англии, - с новым пробуждением Европы в век Просвещения..

Эпохи расцвета, как было и в Афинах V-IV веков до н.э., к сожалению, сменяются упадком, утратой свободы и независимости. Но высшие достижения искусства и мысли остаются, составляя основу национальной культуры народов и стран. У нас есть неоцененное наследство, которое важно не только для нас, россиян, а для всего человечества. Нравственное убожество Запада воцарилось ныне и в РФ. Для нас это вопиющая нелепость. С осознанием этого Россия воспрянет от дурного сна либерализма и антисоветизма и обретет вновь себя. Если уже не поздно.

P.S. Иллюстрации в тексте не воспроизведены, жаль.


Игорь Голаев
IgorGolaev

Да было.
19 век - это золотой век русской литературы и философии.

21 век станет веком осмысления русской литературы и философии, которая опередила свое время на два века. А потому русская цивилизация будет лидировать в 21 веке, как сегодня лидирует США и Запад.


RuBin86
rubintt

>
> 21 век станет веком осмысления русской литературы и философии, которая опередила свое время на два века. А потому русская цивилизация будет лидировать в 21 веке, как сегодня лидирует США и Запад.
>
quoted1

На Руси работали настоящие итальянские архитекторы Возрождения. Они не стали копировать европейскую архитектуру, а изучили русские традиции и успешно их развили их.
19 июля 1485 года в Москве итальянским зодчим Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня – старейшая башня Московского Кремля.
Архитектор и дипломат Антонио Джиларди, прозванный московитами Антоном Фрязиным, был одним из первых итальянцев, прибывших на Русь. В Московию он приехал в 1469 году в составе свиты Юрия Траханиота, посла кардинала Виссариона с предложением брака Великого князя Московского Ивана III и Софьи Палеолог.

У русских немного другой менталитет в отличие от западноевропейского.
Хотя и русские великие поэты и писатели и композиторы были.
Но многое в Россию привнесено с Запада в стиле Ренессанса - архитектура, в основном в столицах и губернских городах, русские музеи хранят произведения искусства, в т.ч. из Европы.


RuBin86
rubintt

> Хотя и русские великие поэты и писатели и композиторы были.
> Но многое в Россию привнесено с Запада в стиле Ренессанса - архитектура, в основном в столицах и губернских городах, русские музеи хранят произведения искусства, в т.ч. из Европы.
>
quoted1

Питер и Петергоф взял лучшее с Европы. Петр 1 постарался.
У меня вот такой же почти на даче есть в стиле Ренессанс..




RuBin86
rubintt

Какой Чайна))
Наш. Нижегородской губернии. У нас у бабушек в наследстве что только не найдешь.)
Был один помещик у нас в Богородском районе.. сейчас возле пос. Доскино до сих пор его имение сохранилось.

Административное деление до 1755 года
К концу XVI века из населённых пунктов Нижегородского края формируются станы — совокупности владений разного характера (дворцовых, владельческих, монастырских) без какой-либо единой административной структуры]:

В ходе развития дворянского землевладения почти все населённые пункты дворцовых волостей, мордовских поселений и бортников переходят во владения феодалов. К середине XVII века на территориях Нижегородского уезда сосредотачиваются самые крупные в Российском государстве владения феодалов

Ушел в прошлое или растворился в будущем?

Думы о прошлом и будущем

Начало XXI демонстрирует окончательное исчерпание потенциала развития, заложенного Эпохой Западноевропейского Возрождения.

Зародилась она в начале XVIII века, с деятельности Петра Великого и продолжается до сих пор.

В отличие от Эпохи Западноевропейского Возрождения она изначально устремляется к раскрытию космической телесности человека, к его Ответственности за все сущее на Земле, к всемирности и всечеловечности, о которых, как о свойствах духовного мира русского человека, говорил Ф.М.Достоевский.

«Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

«Смотри на Солнце, милый друг!

Твой глаз смыкается лучами.

Бегущими что день над нами:

Ты видишь огнеметный круг!

Заметь морщины на Луне,

Что все ль они однообразны,

Иль между ними есть и разны:

Скажи: высоки ли они?

Так в бесконечности миров

Есть жизнь, есть звери, гады, люди,

У коих бьется сердце в груди…

За это спорить я готов!

О целый мир грядет из тьмы –

Непостижим, но познаваем,

И если мыслят марсиане,

То они мыслят, как и мы.

Для нас, для них – один чертог –

И в бесконечности безмерной

Почвой Эпохи Русского Возрождения служит Русский Космизм в его глубоком, цивилизационном, вневременном понимании, укорененность которого в истории русского народа имеет такую же историческую глубину, какую имеет и русский язык.




Именно на этом основании русско-космического мировоззрения и возникает Эпоха Великого Русского Возрождения, с ее космо-ноосферной устремленностью, – Эпоха, породившая в ХХ веке и Русский Прорыв к социализму в 1917 году, и Русский Прорыв в Космос, в лице первого полета на орбитальном корабле русского человека Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля 1961 года вокруг Земли.

5.2. Три цикла Эпохи Русского Возрождения – логика

Ее развития

Эпоха Великого Русского Возрождения условно делится автором на три цикла:

Петровско-Ломоносовский цикл назван мною в честь Петра I как великого русского реформатора, не только русского властителя, но и русского мыслителя, стоящего у начала основания русской академической науки и русского университетского образования.

М.В.Ломоносов предстает в своем творчестве, с одной сторны, как символ возрожденческого русского пафоса петровской эпохи, перешедшей в елизаветинскую, а затем екатерининскую, эпохи, а, с другой стороны, как интегративно-космическая, синтетическая форма самовыражения XVIII века как века подъема Русского Возрождения, несущего в себе смысл возрождения русского духовного гения, его раскрепощения для новой волны исторического творчества.

Скончался Титан Эпохи Русского Возрождения Федор Федорович Ушаков в октябре 1817 года, погребен у стен соборного храма Санаксарской обители в окрестностях города Темникова Тамбовской губернии. В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. воинская слава Ф.Ф.Ушакова, также как и А.В.Суворова, Александра Невского и Дмитрия Донского, была вспомянута и были утверждены соответствующие, в их честь, воинские награды. Были учреждены орден и медаль адмирала Ушакова, которые стали высшими наградами для воинов-моряков.

Пушкинский цикл Эпохи Великого Русского Возрождения назван так в честь Александра Сергеевича Пушкина, не только великого русского поэта и писателя, но и не менее великого русского мыслителя, личности космопланетарного масштаба, личности универсальной, по поводу которой Н.В.Гоголь сказал в 1834 году, что Пушкин – это идеал русского человека, который будет достигнут через 200 лет.

«Третий пункт, который я хотел отметить в значении Пушкина, есть та особая характерная и не встречаемая кроме него нигде и ни у кого черта художественного гения – способность всемирной отзывчивости и полнейшего перевоплощения в гении чужих наций, и перевоплощения почти совершенного. Я сказал в моей речи, что в Европе были величайшие художественные мировые гении: Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры, но что ни у кого из них не видим этой способности, а видим только у Пушкина. Не в отзывчивости одной тут дело, а именно в изумляющей полноте перевоплощения… Повторяю, не на мировое значение Шекспиров и Шиллеров хотел я посягнуть, обозначая гениальнейшую способность Пушкина перевоплощаться в гении чужих наций, а, желая лишь в самой этой способности и в полноте ее отметить великое и пророческое для нас указание, ибо […] способность эта есть всецело способность русская, национальная, и Пушкин делит ее со всем народом нашим, и, как совершеннейший художник, он есть и совершеннейший выразитель этой способности, по крайней мере, в своей деятельности…

Подчеркну еще раз мысль Достоевского: Пушкин – наиболее яркое воплощение особости русской души, души русского народа, состоящей в этой всемирной отзывчивости и склонности к всепримирению, и особость эта есть яркая черта Эпохи Русского Возрождения, отличающая ее от эпохи Западноевропейского Возрождения.

Само творчество Пушкина, его космичность, всемирная отзывчивость, универсальность служит своеобразным и кодом, и своеобразной ценностной матрицей, которые определяют дальнейшую ступень качественного восхождения коллективного русского гения.

Этот цикл представлен такими Титанами Русского Возрождения, как Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, М.Ю.Лермонтов, Н.Ф.Федоров, Д.И.Менделеев, А.Н.Энгельградт, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, В.В.Докучаев, К.Н.Леонтьев, Н.И.Пирогов, Н.Я.Данилевский, К.П.Победоносцев, А.П.Чехов, А.М.Бутлеров, И.И.Срезневский, К.Д.Ушинский, И.М.Сеченов, В.С.Соловьев, К.А.Тимирязев и др.

Мысль Федорова получает развитие в теоретической позиции русского ученого и мыслителя, создателя науки о почве – почвоведения, Василия Васильевича Докучаева:

Именно в пространстве научной школы В.В.Докучаева и Д.И.Менделеева созрел научный гений В.И.Вернадского.

Вернадскианский цикл Эпохи Великого Русского Возрождения – это вершина ее космоноосферной направленности, вершина развития идейного богатства Русского космизма, которая воплотилась не только в дальнейшем развитии сферного учения, в появлении ноосферного учения В.И.Вернадского, но и в космо-техническом творчестве гения русского народа,таких его ярких представителей, как Н.Е.Жуковский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, С.П.Королев, Н.Г.Холодный, И.А.Ефремов, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Л.Н.Гумилев, Н.Н.Моисеев, В.П.Казначеев и многие другие.

Почему?

Потому что в XXI веке, на фоне Эпохи Великого Эволюционного Перелома, когда наступила первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы и наступили экологические пределы всей Стихийной, на рыночно-капиталистических механизмах развития, Истории, альтернативы социализму и ноосферному развитию человечества на базе социалистического устройства общественной жизни нет!

Эпоха Русского Возрождения – это творческо-историческое Слово русского народа, Слово гения русского человека, которое, я уверен, человечеством буде обязательно услышано. Потому что за этим Словом Онтологическая правда или правда Истории!

Русская философия

6.1. Русская философия – форма проявления русского разума

О русской философии написано много монографий и учебных пособий, особенно в последние десятилетия.

Философия – это высшей уровень рефлексии человеческого разума – рефлексии людей и народов над сущностными вопросами бытия человека и природы, над смыслом человеческой жизни, над результатами познания, над феноменами сознания и разума. Философия формирует мировоззрение, но не только его формирует, но и ставит вопрос о его адекватности миру, об истинности знаний о мире и о достоверности так называемых истинных суждений.

Конечно, формируют мировоззрение и древние формы общественного самопознания – и мифы, и религия. Но философия есть высший уровень мировоззренческого самосознания человека и общества.

Философия всегда имеет народные корни, она всегда несет на себе печать ценностного генома того народа, того этноса, того общества, частью которого и является тот или иной творец философского умозрения. В этом контексте можно говорить и о французской, и о немецкой, и об англосаксонской, и об индийской, и о китайской, и о русской и т.п. философиях.

Русская философия своими корнями уходит в толщу русского народного самосознания, русской культуры и духовности, русского языка, русского мировоззрения и русского мироосвоения, начиная от древнейших времен и до наших дней. Она есть форма проявления русского разума, русской рациональности, несет на себе печать изоморфности русского философского разума русскому бытию.

Тезис Канта во второй антиномии можно назвать тезисом простоты и аналитичности (можно еще его назвать тезисом атомистической простоты), а его антитезис – назвать антитезисом сложности и синтетичности (его еще можно назвать антитезисом организмичности).

Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.

Царя Ивана III можно считать родоначальником Ренессанса в России, поскольку именно при нём в России начал работу ряд архитекторов из Италии, которые принесли новые технологии строительства и некоторые элементы Ренессанса, в целом не отдаляясь от традиционной конструкции русской архитектуры. В 1475 году архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти был приглашён, чтобы восстановить Успенский собор в Московском Кремле , повреждённый во время землетрясения. В качестве образца архитектор использовал Владимирский собор XII века, и разработал проект, сочетающий традиционный русский стиль с присущим Возрождению чувством простора, пропорции и симметрии.

К XVII веку в результате влияния живописи эпохи Возрождения, русские иконы становятся немного реалистичнее , в то же время следуя самым старым канонам иконописи, как например в работах Богдана Салтанова , Симона Ушакова , Гурия Никитина , Карпа Золотарёва и других русских художников. Постепенно появляется новый тип светского портрета — парсуна , который был промежуточным этапом между абстрактной иконографией и картинами, отражающими реальные черты портретируемого.

Читайте также: