Эпоха патриархов иудаизм кратко

Обновлено: 04.07.2024

Патриархи (греч. πατριάρκης - родоначальник, праотец) - так называются в Священном Писании (например Деян. 7, 8, 9; Евр. 7, 4) благочестивые родоначальники народа Божия (еврейского), жившие до закона, данного на Синае, и бывшие исключительными носителями истинной религии и связанного с ней обетования о Спасителе.

Первые десять патриархов (Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной), как жившие до потопа, называются допотопными патриархами; все они наделены были необычайной долговечностью и служили живыми хранителями и истолкователями вверенного им обетования. Из патриархов, живших после потопа, особенно замечательны Авраам, как отец и родоначальник нового поколения верующих, а затем Исаак, Иаков и Иосиф. Со смертью Иакова и Иосифа оканчивается патриархальная эпоха библейской истории.

Отличительной особенностью патриархальной эпохи является близкое и непосредственное общение патриархов с Богом и управление народом на основании общепризнанных нравственных правил, еще не соединенных в формальное законодательство (кроме первичного свода в "Ноевых законах"). В жизни патриархов усматривается как бы прообразование будущих событий. Так, соединение в Спасителе божеского и человеческого естества изображено в лестнице, виденной Иаковом; Его страдания, понесенные Им от своего народа, но сделавшиеся источником благословения для всего человечества — в приключениях Иосифа; Его крестная смерть и воскресение — в жертвоприношении Исаака.

Странническая жизнь патрирхов не дозволяла им избрать какое-либо одно место для богослужения; время и место для принесения жертв определялись или явлениями Божьими, или какими-либо особыми знаками небесного благоволения. Ознаменованное таким образом место богослужения и созданный однажды жертвенник навсегда пользовались особенным уважением и обычно избирались патриархом для новых жертвоприношений. Такими местами богослужения были гора Мориа, дубрава Мамре, Вефиль, Вирсавия и др.

В среде патриархов все обетования передавались по праву первородства, получаемому через особое благословение; охранялась святость брака и отвергалось всякое смешение с идолопоклонниками (Быт. 34, 7, 13, 31; Быт 38, 24; Быт. 26, 34, 35; Быт. 27, 46). Почтительное повиновение родителям считалось главнейшей добродетелью. Семейная жизнь отличалась первобытной простотой; брак заключался с благословения и указания родителей; известны, однако, примеры своевольных браков (напр. женитьба Исава), ведших к семейным раздорам и недовольству.

В мирских делах господствовала патриархальная форма правления: власть сосредоточивалась в руках главы семейства или рода, патриарха; он распоряжался судьбой своих детей и домочадцев, производил суд и расправу, имел право жизни и смерти (Быт. 38, 24) и в случае внешней опасности являлся полководцем (как напр. Авраам), за которым признавалось право войны и мира. Все эти права и обязанности не имели еще вполне определившегося характера и вытекали лишь из естественного положения отца, обязанного заботиться о защите и благосостоянии своего рода.

Иудаизм. Основы иудаизма. Краткая история иудаизма

Иудаизм является родоначальником всех религий авраамического типа, в которых провозглашается поклонение единому Богу (монотеизма). Со временем от него отпочковались христианство и ислам. История данной религии неразрывно связана с еврейской нацией и углубляется в древность не менее чем на 3 тысячи лет.

Из-за значительной длительности своего существования иудаизм разделяется на 3 этапа, в каждом из которых формировались культовые обряды, с течением времени ставшие стандартной процедурой для всех евреев. Однако иудеи добавили к истории своей религии еще один этап – библейский.

Библейский период


Начинается от момента сотворения мира (по еврейскому календарю почти 6 тысяч лет назад) и продолжавшийся до прихода в Израиль после своего ухода из Египта. В этот период сформировались многие еврейские традиции, которые заметно отделяли еврейскую нацию от египтян. Вера и почитание единого Бога, правила воспитания детей, почитание родителей и стариков и т.п.

Храмовый период


Данный этап начинается после того, как в ХI в. до н.э. евреи прекратили блуждания по Синайской пустыне и основали собственное государство, назвав его Израиль. Длился он порядка полутора тысяч лет, завершившись лишь во II в. до н.э. Именно в данный период религия получила собственное название – иудаизм. Это случилось около 100 года до н.э., благодаря говорящим по-гречески евреям, пожелавшим отделись собственную религию от древнегреческой. Для названия было выбрано имя Иуды (Ехуды), 4 сына Иакова, потомки которого совместно с потомством колена Вениамина стали создателями Иудейского царства, после того как древний Израиль прекратил существование.

В этом периоде выделяются времена Первого и Второго Храма. Первый длился с 950 по 586 года до н.э., завершившись после нашествия вавилонского войска, во время которого Первый Храм был разрушен, а значительная часть жителей подверглась пленению и переселению из родных мест. Второй начался в 516 году до н.э. с момента возвращения евреев из вавилонского пленения, а закончился в 70-х н.э. после разгрома Иудеи римлянами.

В данное время евреи возродили Иерусалимский храм, а при царе Ироде перестроили, по-новому украсив его. Конец храмовой эпохе положило поражение в 1-й иудейской войне, после которой Второй Храм разрушили, а еврейский народ подвергся массовому выводу в рабство в Европу.

Талмудический период


Он длился во II – VI ст. н.э. В те времена иудейский культ подвергся обстоятельной систематизации, а также ритуализации. Он трансформировался из священнодействия в обязательный набор предписаний, которые праведные иудеи должны исполнять в каждодневной жизни. После того, как появилась Тора прошло много времени, но благодаря усердной работе мудрецов, начавших переосмысление текста Писания, фактически был создан современный иудаизм. Сначала они сформировали Мишну (устную Тору), сделав ее письменный вариант под угрозой ее уничтожения. Позже они создали Гемару – свод толкований разделов Мишны. Соединение Мишны и Гевары в итоге дало Талмуд, ставший для евреев главным собранием установок религиозного, правового, этического характера.

Раввинистический период


Начиная с VI ст., талмудический иудаизм сменился очередным этапом – раввинистическим. К этому моменту полностью успела сформироваться европейская диаспора евреев. Для данного периода характерен переход от храмового богослужения к собраниям с чтением молитв в синагогах, которыми руководили раввины – толкователи Торы и Талмуда. Эти люди как подлинные знатоки религиозных ценностей проникли во все сферы общественной жизни: стали духовными гуру общин, вошли в религиозные суды, начали обучать в религиозных заведениях.

Чтобы стать раввином, требовалось получить образование в духовных школах йешивах. При этом данную должность могли занимать исключительно лица мужского пола. Благодаря раввинам жизнь еврейских общин стала регулироваться Галаха – сводом религиозных обычаев и прав, а они сами приобрели стандартную форму организации – кегиллу. Моментом окончания раввинистического иудаизма принято считать 1750 год, после чего началась эпоха современного иудаизма.


Патриархи (הָאָבוֹת, hа-авот; שְׁלֹשֶׁת הָאָבוֹת, шлошет hа-авот, `три праотца`), отцы-прародители народа Израиля — Авраам, Исаак и Иаков.

Содержание

Однако в раввинистической литературе всегда имеются в виду только Авраам, Исаак и Иаков, часто упоминающиеся в Библии вместе.

Эпоха патриархов

В пользу такой датировки говорят отраженные в библейском повествовании религиозные представления, топография и ономастика в рассказах о странствованиях патриархов, относительная простота общественного уклада в отличие от более поздних феодальных отношений в Ханаане и, наконец, отсутствие упоминаний о лошадях.

Характерные черты патриархов

Одна из характерных черт патриархов в библейском повествовании — их устойчивая связь с Месопотамией.

Семья Авраама, жившая в городе Ур (Быт. 11:28; 15:7; Нех. 9:7; ср. ИбН. 24:2–3), переселяется в Харан (Быт. 11:31), откуда впоследствии Авраам берет жену для Исаака (Быт. 24:4) и куда бежит Иаков от гнева Исава (Быт. 28:2–10).

Здесь Иаков провел значительную часть жизни, и здесь родились все его дети, кроме Биньямина. После Иакова связь с Месопотамией обрывается.

Образ жизни

Патриархи вели кочевой образ жизни, используя в качестве вьючных и верховых животных ослов и верблюдов (Быт. 12:16; 22:3, 5; 24:10, 63–64); они разводили овец и крупный рогатый скот (Быт. 12:16 и др.), что ограничивало районы их кочевья (Быт. 33:13).

Они жили в шатрах (Быт. 12:8 и др.), маршруты их кочевья пролегали между городами, в которые они редко заходили. Эти города располагались в малонаселенных горных районах Ханаана (Шхем, Бет-Эль, Хеврон) и в Негеве (Беер-Шева, Грар); кочевья Иакова захватывали также центральный Гилад в Заиорданье.

Библейское повествование позволяет заключить, что патриархи находились на ранней стадии занятия земледелием (Быт. 26:12; ср. 37:7).

В основном их отношения с соседями были мирными: патриархи заключали с ними договоры (Быт. 14:13; 21:22–32; 26:28–31) и приобретали земельные участки (Быт. 23:2–30; 33:19).

Не было характерной для последующей истории израильтян враждебности к арамеям, ханаанеянам, филистимлянам и египтянам.

Согласно библейской традиции, все трое патриархов и их жены (кроме Рахили) похоронены в пещере Махпела близ Хеврона (Быт. 49:29–30; 50:13).

Общественные установления в Библии

Общественные установления, зафиксированные в библейском повествовании о патриархах, имеют параллели в обычаях западных семитов той эпохи; некоторые специфические черты семейно-правовых отношений напоминают принятые среди хурритов (в сфере влияния которых лежал Харан), — таковы, например, мотив жены-сестры (повторяется трижды: Быт. 12:11–20; 20:1–18; 26:6–11), по-видимому, отражающий привилегированный статус супруги, обычай брать наложницу в случае бесплодия жены (Быт. 16:2; 30:2), передача прав первородства (Быт. 25:29–34; 27:1–29) и др.

Образы патриархов

Аггада украшает образы патриархов множеством фольклорных деталей. Согласно ей, патриархи первыми открыли людям всемогущего Бога (Мен. 53а) и установили ежедневную службу Ему (Бр. 26б).

Все три патриарха обладали равными духовными достоинствами (Быт. Р. 1:15), однако, в известном смысле, Иаков был наиболее отмечен Богом.

Раввинистические авторитеты расходятся во мнениях, всегда ли заслуги патриархов или предков вообще (зхут авот) помогают их потомкам.

Согласно одной точке зрения, заслуги патриархов будут всегда засчитываться их потомкам (Лев. Р. 36:6), согласно другой — эта помощь иссякает или даже уже прекратилась (там же), а в Быт. Р. (74:12) прямо сказано, что собственное усердие более ценно, нежели заслуги патриархов.

Фольклорно окрашенные образы патриархов продолжают оставаться в центре ортодоксально-религиозной и традиционной еврейской литературы вплоть до наших дней.

О религиозных воззрениях патриархов см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Вера патриархов. См. также Бытие, Месопотамия, Хабиру.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПАТРИАРХИ в ЭЕЭ

( הָאָבוֹת , ха-авот; שְׁלֹשֶׁת הָאָבוֹת , шлошет ха-авот, `три праотца`), отцы-прародители народа Израиля — Авраам, Исаак и Иаков.

Одна из характерных черт патриархов в библейском повествовании — их устойчивая связь с Месопотамией. Семья Авраама, жившая в городе Ур (Быт. 11:28; 15:7; Нех. 9:7; ср. ИбН. 24:2–3), переселяется в Харан (Быт. 11:31), откуда впоследствии Авраам берет жену для Исаака (Быт. 24:4) и куда бежит Иаков от гнева Исава (Быт. 28:2–10). Здесь Иаков провел значительную часть жизни, и здесь родились все его дети, кроме Биньямина. После Иакова связь с Месопотамией обрывается.

Патриархи вели кочевой образ жизни, используя в качестве вьючных и верховых животных ослов и верблюдов (Быт. 12:16; 22:3, 5; 24:10, 63–64); они разводили овец и крупный рогатый скот (Быт. 12:16 и др.), что ограничивало районы их кочевья (Быт. 33:13). Они жили в шатрах (Быт. 12:8 и др.), маршруты их кочевья пролегали между городами, в которые они редко заходили. Эти города располагались в малонаселенных горных районах Ханаана (Шхем, Бет-Эль, Хеврон) и в Негеве (Беер-Шева, Грар); кочевья Иакова захватывали также центральный Гил‘ад в Заиорданье. Библейское повествование позволяет заключить, что патриархи находились на ранней стадии занятия земледелием (Быт. 26:12; ср. 37:7). В основном их отношения с соседями были мирными: патриархи заключали с ними договоры (Быт. 14:13; 21:22–32; 26:28–31) и приобретали земельные участки (Быт. 23:2–30; 33:19). Не было характерной для последующей истории израильтян враждебности к арамеям, ханаанеянам, филистимлянам и египтянам. Согласно библейской традиции, все трое патриархов и их жены (кроме Рахили) похоронены в пещере Махпела близ Хеврона (Быт. 49:29–30; 50:13).

Общественные установления, зафиксированные в библейском повествовании о патриархах, имеют параллели в обычаях западных семитов той эпохи; некоторые специфические черты семейно-правовых отношений напоминают принятые среди хурритов (в сфере влияния которых лежал Харан), — таковы, например, мотив жены-сестры (повторяется трижды: Быт. 12:11–20; 20:1–18; 26:6–11), по-видимому, отражающий привилегированный статус супруги, обычай брать наложницу в случае бесплодия жены (Быт. 16:2; 30:2), передача прав первородства (Быт. 25:29–34; 27:1–29) и др.

Аггада украшает образы патриархов множеством фольклорных деталей. Согласно ей, патриархи первыми открыли людям всемогущего Бога (Мен. 53а) и установили ежедневную службу Ему (Бр. 26б). Все три патриарха обладали равными духовными достоинствами (Быт. Р. 1:15), однако, в известном смысле, Иаков был наиболее отмечен Богом. Раввинистические авторитеты расходятся во мнениях, всегда ли заслуги патриархов или предков вообще (зхут авот) помогают их потомкам. Согласно одной точке зрения, заслуги патриархов будут всегда засчитываться их потомкам (Лев. Р. 36:6), согласно другой — эта помощь иссякает или даже уже прекратилась (там же), а в Быт. Р. (74:12) прямо сказано, что собственное усердие более ценно, нежели заслуги патриархов.

Фольклорно окрашенные образы патриархов продолжают оставаться в центре ортодоксально-религиозной и традиционной еврейской литературы вплоть до наших дней. О религиозных воззрениях патриархов см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Вера патриархов. См. также Бытие, Месопотамия, Хабиру.

Читайте также: