Эпизод отъезда штольца кратко

Обновлено: 07.07.2024

Обломов формирует представление о себе, понимает, что он был недостоин любви с Ильинской, поэтому-то он так и радуется (что, впрочем, было до этой сцены), что Штольц женил на Ольге Сергеевне, о явлении, что он представляет в обществе: об этом раньше догадался Штольц, теперь это дошло и к нему. Лучше всего сущность этого эпизода раскрывает образ Обломова, Штольц здесь есть лишь наблюдателем над что происходит, образ Обломова здесь формируется окончательно и, как я и говорил раньше, стал понятным каждому, даже ему самому

Обломову очень больно говорить об этому, но он очень хочет избавиться от этого, но он не может этого сделать, его силы слишком малые, слишком уж он сильно опустился, он просит Штольца не говорить об этому, понимая, что одинаково от этого уже не пойти. Штольц старается выяснить, стыдно ли Обломову, тот говорит, что стыдно, просит не напоминать Ольге о нем. Штольц говорит, что Обломов погиб

В эпизоде очень часто встречаются восклицательные высказывания, речь - автор хотел интонационно выделить этот эпизод, показать, что он очень важный, знавая, что читатель обратит внимание на эпизод, в которому каждые два высказывания из трех восклицательных. Автор в своих словах использует мало художественных средств, потому что он их использовал в средний и, особенно, начальной частях романа; в конце романа он акцентирует внимание на описании действий, лишь изредка употребляя инверсии в предложениях, чтобы хоть чуть-чуть скрасить текст. Он помещает этот эпизод в конец романа, чтобы показать его значения, все особые подробности жизни Обломова раскрываются именно там, чтобы сделать его больше значимым

На первый взгляд таким героем в романе есть Андрей Штольц, верный и хлопотливый друг Обломова. До этого вывода меняет нас и автор романа. Действительно, Штольц деловитый и энергичный по натуре. Еще в детстве отец приучает его к самостоятельности, прививает ему лю бовь к работе. Он активно овладевает знаниями, много читает. Штольц хорошо знает и практическую сторону жизни, его не проведет какой-нибудь прохиндей, как это сделал Иван Матвеевич из Обломовим. Он не сидит сиднем дома - он постоянно в разъездах по стране, бывает по делам за границей. Вместе с тем это не сухарь, не узкий делец; Штольц ценит музыку, способный на крепкую дружбу, горячо умеет любить. О всем этом говорится в романе. Однако читатель не убеждается в полной жизненности этого образа

Мало привлекает нас и деятельность Штольца.

Штольц занятый частным предпринимательством, он - буржуазный делец. То, что Гончар увидел в жизни таких дельцов, - несомненная заслуга писателя. Но автор романа наградил этого буржуа не присущий ему добродетелями, это добавило герою черты ходульности и неубедительности. Подобными недостатками страдают родственные Штольцу герои и в других романах Гончарова: Петр Адуев в "Обычной истории", Тушин в "Обрыве". А. П. Чехов со временем резковато, но в целом правильно сказал о Штольце: "Штольц не вселяет мне никакого доверия. Автор говорит, что это замечательный малый, а я не верю. Это продувочная бестия, которая думает о себе очень хорошо и собой удовлетворенная. Наполовину он составлен, на три четверти ходулен".

Однако и в романе есть указания на ограниченность Штольца.

Гончар, как правдивый художник-реалист, не мог не отметить ущербности, узости идеалов Штольца. А идеал его - достижение материального достатка, комфорта, личной благоустроенности. Изображая идиллическую жизнь Штольца, что достигло своих целей, писатель так рисует распорядок дня его семьи: "Вставали они хотя и не со звездой, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто бы лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поле, занимались музыкантом. как все, как мечтал и Обломов. " В этих словах заключенный, в сущности, довольно суровый Вирокштольцу.

Еще яснее идейная ограниченность Штольца оказывается в него ответе Ольге, которая стала его женой, но никак что не успокоилась в своих поисках: "Мы не Титаны с тобой. мы не пойдем, с Манфредами и Фауст, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним главы и смиренно переживем трудную минуту. " Нет, это не слова деятеля, о котором мечтала молодежь, мечтала Ольга, о котором говорится в эпиграфе к статье Добролюбова.

2.Обучающая: повторение ряда литературоведческих понятий (терминов)

3.Нравственная: реализация учащихся как личности, осознание себя творцами, соавторами произведения. (или технологию педагогики сотрудничества )

5.Обучающая:выработка навыка владения культурой ведения диалога.

ВложениеРазмер
analiz_epizoda_iz_romana_i.goncharova_oblomov.docx 29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№3 Лавренко Е.К.

2.Обучающая: повторение ряда литературоведческих понятий (терминов)

3.Нравственная : реализация учащихся как личности, осознание себя творцами, соавторами произведения. ( или технологию педагогики сотрудничества )

5.Обучающая: выработка навыка владения культурой ведения диалога.

1.Частично – поисковый (анализ художественной детали )

2. Активация мыслительной деятельности учащихся через систему вопросов (исследовательский)

3.Аудиозапись народных песен;

4.Часы (большие стенные)

5.цитаты И. А. Гончарова

III Вступительное слово учителя (фонограмма плача из нар. песен)

Мне кажется, потому что она обо мне, о вас, о поколениях людей, которые были до нас и которые придут после, о связи между нами, о ходе времени, наконец.

А время у каждого своё. И в каждом возрасте оно идёт по-своему. (завожу часы) Эти 40 минут сейчас для вас и для меня – всего лишь урок, а для кого-то сон на диване (Обломов). Для взрослого Андрея Штольца, возможно , это размеренный стук колес той самой детской тележки, на которой он ездил с поручениями отца. Только это было очень давно, в детстве…

Все мы родом из детства : вереницей сменяют друг друга дни, проходят годы, мы взрослеем, и с каждой минутой отдаляемся от той беззаботной поры всё дальше и дальше, выходим во взрослую жизнь. Но время идет только вперед и никогда назад.

-И как, наверное, нелегко оставлять ребенку родной, отчий дом? Ведь он там, во взрослой и будничной жизни, напомнит о себе то скрипом половиц, то случайными звуками фортепьяно, то запахом цветов из сада или чем-то таким неуловимо – щемящим , такие своим – близким, но одновременно далеким…

Одна страница – один эпизод , за которым видится что-то большее и что-то очень личное, чем просто текст романа.

  • I часть романа заканчивается сценой долгожданного приезда А.Штольца - единственного настоящего друга Обломова; человек , с которым Илья Ильич был с самого детства

-Чему же посвящена 1 глава 2 части?

(детство Андрея и его отъезд из родительского дома)

-Гончаров неожиданно прерывает свое повествование о главном герое и обращается к детству и юности Андрея. Как называется такой прием? (вы можете воспользоваться ссылками в словаре литературоведческих терминов для нашего урока, который лежит у вас на парте)

-С какой целью? Так ли уж это важно?

1. Ярче показать Обломова;

3.Поиск некой нормы, гармоничного человека.

- Назовите художественный приём , который использует для этого Гончаров?

- Обратимся к тексту. Назовите действующих лиц этой главы?

(отец, мать, Андрей (мал. мальчик и юноша), дворовые)

- Какой тип речи преобладает в этой главе?

Обломов же дан чаще в диалогах или внутренних монологах

-Какой же вывод? В чем разница в подаче этих образов? Какова её цель ?

- Прочитаем I абзац. Почему Гончаров делает Штольца – немцем (пусть и наполовину?)

Обратим внимание , что и мы зачастую говорим о Штольце как о немце, забывая, что он также наполовину русский.

-Мы лишь единожды видим всю семью вместе. Далее же о взаимоотношениях между отцом-сыном и матерью-сыном автор всегда говорит отдельно.

И может быть, против часовой стрелки отца – наощупь , интуитивно, сердцем – идёт мать. ( показываю часы)

-В чем же это проявляется? (см. текст)

1. Род занятий, учение : о: география, биология, Гердер, Виланд

м: священная история, басни Крылова

2. Деятельность: о: разбирал счета крестьян, ездит на фабрику, в поля, в 14-15 лет поездки по отцовским поручениям в город

м: игра на фортепьяно, чтение литературы

3. Идеалы и мечты по отношению к сыну: о: трудовая жизнь (жалованье за репетиторство);

! Внутренние противоречия в образе Штольца.

- Каким же вы увидели юного Андрея Штольца?

(умеющим постоять за себя, смелым, настырным, самостоятельным; тем, который надеется только на себя)

-Какой же вывод мы можем сделать?

(жизненные условия, разность воспитания, полученного в детстве, научили его полагаться на собственные силы; сформировали характер, чуждый ограниченности)

-Так назревает конфликт эпизода. Давайте разберёмся в чём он?

Итак, старший Штольц отправляет сына в Петербург (просмотр к/ф)!

-Что вы думаете об этом?

Обратимся к тексту

-Как вы расцениваете совет отца?

-Проанализируйте диалог. Каковы реплики героев с точки зрения синтаксиса?

(Предложения неполные, с использованием междометий. Реплики героев краткие и точные ; отрывистые – словно ни отец , ни Андрей не дают воли своим чувствам)

-Ждали ли вы чего-нибудь другого?

(вряд ли – и отец , и сын явно скупы на эмоции)

- Это подтверждает и Гончаров : посмотрите на глаголы движения.

-Но при оклике дворовых Андрей возвращается. Почему? Почему в его глазах при прощании с отцом не было слёз, а теперь они появляются?

(Это та самая русская почва, на которой вырос Андрей- это хлебосольство; это общее горе и общие радости, это лад крестьянской жизни- то, что видел Андрей с самого детства, что впитал через заботу матери ; то, что останется с ним теперь навсегда – ибо все мы родом из детства

(Так немецкий рационализм, практичность, энергия, сдержанность сталкиваются с русской душой, русским сердцем , чувством родины и домашнего крова, со временем, наконец…)

-Как вы думаете, удалось ли режиссеру и актерам передать замысел автора?

-Что же даёт нам этот эпизод для понимания образа героя? К какому выводу вы пришли?

-Штольц дан в динамике, в движении – именно в этом состоянии , а не в состоянии покоя и сна человек способен преодолеть все преграды для достижения высшей цели.

-Только есть ли она у Штольца?

(к цитате Гончарова на доске)

Надежда писателя на создание образа гармонического человека в современной ему эпохе не оправдались:

(из дневника писателя)

Время идёт всегда вперёд и никогда назад…

(фонограмма народного плача)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


анализ эпизода романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Урок-обсуждение эпизода романа М.А.Шолохова "Тихий Дон" (книга 4, ч.8, гл. XVIII).


анализ эпизодов романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Лингвостилистический анализ художественного текста в литературном развитии учащихся 6-го класса.


анализ эпизодов романа М.А. Шолохова "Поднятая целина"


анализ эпизода ("Чирик") романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"


Учебно-методический материал и конспект урока: Анализ эпизода полифонического романа Ф.М.Достоевского "Разговор Сони и Раскольникова"

Учебно-методический материал (таблицы, где зафиксированы реплики геров, детали поведения и авторские комментарии) позволяет провести комплексный анализ диалогового повествования в романе Ф.М.Достоевск.


"Философия истории Л. Н. Толстого" (Презентация к уроку анализа эпизода из романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" (том 3, часть 1, глава 1)

Для понимания точки зрения Л. Н.Толстого как историка следует остановиться на глубоком смысловом анализе предлагаемого эпизода. Тогда учащимся будет понятен образ М. И. Кутузова и Багратиона, Наполена.

Сцена занимает место под конец произведения – конец четвертой части. В ней подводятся итоги произошедшего в романе. Обломов прожил долгую жизнь: прожил детство, прожил молодость, прожил старость, ни разу не отступив от своего стиля жизни, и этот эпизод показывает итоги его жизни, то, к чему привела его жизнь, к чему должна была привести такая жизнь, кто виноват в том, что она такая, и справедлив ли ее конец. Эта сцена изображает прощание человека с жизнью, воспоминание о прожитой жизни и формирование отношения человека самого к себе.

Обломов понимает бесповоротность процесса его опускания, так как даже самый сильный стимул к этому повороту в его жизни – любовь к Ильинской – не сумел его повернуть.
Он формирует представление о себе, понимает, что он был недостоин любви с Ильинской, поэтому-то он так и радуется (что, впрочем, было до этой сцены), что Штольц женился на Ольге Сергеевне, о явлении, которое он представляет в обществе: об этом раньше догадался Штольц, теперь это дошло и до него. Лучше всего сущность этого эпизода раскрывает образ Обломова, Штольц здесь является лишь наблюдателем над происходящим, образ Обломова здесь формируется

окончательно и, как я и говорил раньше, стал понятным каждому, даже ему самому. Андрей в очередной раз при приезде к Штольцу удивляется его жизни (каждый раз, приезжая к нему, он это делает: она настолько быстро убывает, что Штольц не успевает к ней привыкнуть; в этот раз она особенно сильно убыла). Обломов убеждает Штольца в своей невиновности в такой жизни, просит не него не обижаться.

Штольц стоит на своем, уже не просит, не умоляет, а просто заставляет его прекратить его такой образ жизни: “Вон из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь!”, просит его опомниться. Обломову очень больно говорить об этом, но он очень хочет избавиться от этого, но он не может этого сделать, его силы слишком малы, слишком уж он сильно опустился, он просит Штольца не говорить об этом, понимая, что все равно от этого уже не уйти. Штольц пытается выяснить, стыдно ли Обломову, тот говорит, что стыдно, просит не напоминать Ольге о нем.

Штольц говорит, что Обломов погиб.
Обломов назвал своего сына Андреем, надеясь, что его сын не станет таким, как он, что он умрет, имея сына с тем же именем, что и человек, который хотел его спасти, он отдал его на воспитание в семью Штольца, боялся оставить его с собой, того, что его сын будет брать с него пример, думал, что Штольц сделает из него нормального человека, понимал, что из него он ничего не сделает, а с сыном, чистым листом, обязательно все будет хорошо. В конце эпизода Ольга спрашивает Штольца: “Да что такое там происходит?”; “Обломовщина”, – мрачно ответил Андрей. Штольц разуверился в себе, понял, что он не смог возвратить человека к жизни, обиделся на себя.
В эпизоде очень часто встречаются восклицательные высказывания, речи – автор хотел интонационно выделить этот эпизод, показать, что он очень важный, зная, что читатель обратит внимание на эпизод, в котором каждые два высказывания из трех восклицательные. Автор в своих словах использует мало художественных средств, потому что он их использовал в средней и, особенно, начальной частях романа; в конце романа он акцентирует внимание на описании действий, лишь изредка употребляя инверсии в предложениях, чтобы хоть чуть-чуть скрасить текст. Он помещает этот эпизод в конец романа, чтобы показать его значение, все особые подробности жизни Обломова раскрываются именно там, чтобы сделать его более значимым.

Штольц получает правильное воспитание и образование благодаря своим родителями. Это позволяет герою построить успешную карьеру и вести активную, интересную жизнь.

В этой статье представлены материалы об образовании и воспитании Андрея Штольца в романе "Обломов": цитаты из текста.

Воспитание Андрея Штольца в романе "Обломов"

". Помилуй, Иван Богданыч, – жаловалась она, – не проходит дня, чтоб он без синего пятна воротился, а намедни нос до крови разбил. "

". Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног. "

". Мать всегда с беспокойством смотрела, как Андрюша исчезал из дома на полсутки, и если б только не положительное запрещение отца мешать ему, она бы держала его возле себя.."

Мать Штольца, наоборот, старалась воспитать его как истинно русского дворянина. Она баловала сына и, как могла, смягчала строгость отца:

". Она его обмоет, переменит белье, платье, и Андрюша полсутки ходит таким чистеньким, благовоспитанным мальчиком. "

". Она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки; заказывала в городе курточки; учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя, мечтала с ним о высокой роли, какая выпадает иным на долю. "

". Ей не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание. Она боялась, что сын ее сделается таким же немецким бюргером, из каких вышел отец. "

". Когда он подрос, отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места, потом посмотреть какую-нибудь глину. "

". он положил ему жалованье, как мастеровому, совершенно по немецки: по десяти рублей в месяц, и заставлял его расписываться в книге. " (отец платил Штольцу за работу)

". Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах. "

Образование Андрея Штольца в романе "Обломов" Гончарова

Андрей Штольц получил хорошее образование. Несмотря на то что Штольц был хулиганом и шалуном, это не мешало ему отлично учиться:

Начальное образование Андрея Штольц получил в пансионе своего отца. Здесь вместе со Штольцем учился и Илья Обломов:

Благодаря такому воспитанию и образованию Андрей Штольц становится разносторонней, целеустремленной личностью и добивается многого в жизни.

Это были материалы об образовании и воспитании Андрея Штольца в романе "Обломов" Гончарова.

Читайте также: