Энсел адамс фотограф кратко о главном

Обновлено: 03.07.2024

Обязательно ли писать пейзажи яркими красками? Действительно ли художнику нужна широкая цветовая палитра? Можно ли передать очарование природы при помощи только чёрного и белого? Оказывается, можно. Великий американский фотограф Ансел Адамс (Ansel Easton Adams) делал свои легендарные снимки в монохромном режиме. Как ни странно, но черно-белая гамма помогала ему увидеть окружающий мир в совершенно другом свете.

Возможно, нестандартный взгляд на мир был обусловлен травмой, полученной Адамсом в детстве. Ведь недаром шутят, что многие гении однажды сильно ударялись головой. В возрасте четырёх лет, в 1904 году, мальчик во время самого сильного в истории Америки землетрясения сильно ударился о стену сарая. Он сломал себе нос, который, кстати, остался кривым на всю жизнь.

В детстве Анселу пришлось нелегко: он страдал дислексией (расстройство, нарушающее способности к овладению навыками чтения и письма), учился дома и был очень стеснительным и замкнутым мальчиком. Свои чувства и эмоции он раскрывал через музыку и достиг больших успехов в игре на фортепиано. Адамс так сильно любил музыку, что до конца жизни разрывался между ней и фотографией. Но выбрал всё же фотографию.

История его творческого успеха началась подобно многим другим: однажды отец подарил ему фотоаппарат. Это был Kodak Box Brownie, который мог делать 100 кадров. В том же 1916 году юноша вместе с родителями впервые посетил Йосемитский национальный парк, где сделал свои первые хорошие снимки. Через год он вернулся туда с более качественным оборудованием.

Далее было чтение специализированных журналов, посещение фотовыставок и клубов любителей фотографии, изучение съёмки на высоте (ради этого юный фотограф освоил скалолазание). Сделать же успешную карьеру Адамсу помог меценат Альфред Бендер, с которым он познакомился в 1927 году.




Этот снимок фотограф пытался сделать четыре дня подряд, и только на пятый его ждал успех.




Ansel Easton Adams

Когда заходит разговор об искусстве пейзажа, то, в первую очередь вспоминается имя легендарного мастера этого жанра – Ансела Адамса. Ведь даже черно-белые снимки фотографа стали настоящим шедевром пейзажной фотосъемки и остаются до сих пор актуальными. Среди его работ есть множество отличных портретов, фотографии архитектуры и прочих объектов, но всемирную известность мастеру принесли снимки природы.

Ansel Easton Adams

Факты из жизни Ансела Адамса

Будущий гений фотографии появился на свет 20 февраля 1902 года в штате Калифорния. Его отец был потомственным промышленником. В 1906 году Адамс в возрасте четырех лет попал в зону действия сильнейшего за всю историю Америки землетрясения. Мальчик не удержался на ногах после подземного толчка и неудачно упал, ударившись головой о стену сарая. В результате этого происшествия он сломал себе нос, который на всю жизнь остался искривленным.

В 1910 году Ансел Адамс поступил в школу, однако через полтора года ушел из нее. Причиной этого стала развившаяся дислексия – нарушенная способность к чтению и письму. Помимо этого, он был замкнутым и стеснительным, что препятствовало коммуникации с другими детьми. В итоге родители решили дать сыну домашнее образование. В привычных условиях он хорошо учился и параллельно достиг немалых высот в игре на фортепиано. После завершения обучения Адамс начал было зарабатывать деньги музыкой, однако, в силу своей стеснительности, достаточно быстро отказался от выступлений на людях.

Начало творческого пути Адамса в фотографии

В 1916 году отец подарил Адамсу первую фотокамеру. Это был аппарат производства Кодак Box Brownie. Он позволял сделать сто кадров, используя пленку на бумажной основе. Молодой человек сразу же начал увлеченно снимать, создавать первые фотографии в долине Йосемити, на территории Национального парка.

фотосъемка Ансела Адамса

В 1917 году Адамс устроился на работу в фотолабораторию, стал изучать там литературу по фотографии и посещал собрания общества любителей фотосъемки. В 1919 году стал членом клуба Сьерра, участники которого занимались охраной природы.

фотографии Ансела Адамса

Там он обучался основам скалолазания и туризма, которые ему пригодились впоследствии для фотосъемки горных пейзажей. В эти же годы фотограф создал свои первые серьезные снимки и опубликовал их в бюллетене клуба Сьерра.

Окончательный выбор рода деятельности

До начала 1930-х годов прошлого столетия Адамс не мог определиться с родом деятельности – разрывался между музыкой и фотографией. В 1927 году он встретился с меценатом Альбертом Бендером, при поддержке которого было составлено первое портфолио молодого фотографа. Отзывы о вошедших в него снимках были весьма лестными, однако, окончательный выбор в пользу фотографии Адамс сделал лишь в 1930 году, когда ознакомился с работами Пола Странда.

ландшафтная фотография Ансела Адамса

ландшафтная фотография Ансела Адамса

ландшафтная фотография Ансела Адамса

В 1932 году мастер создает объединение фотографов под названием Группа f/64. Название этого сообщества произошло от минимального размера диафрагмы в объективе, при использовании которого изображение получается максимально резким и четким.

В 1933 году Адамс отправился в Нью-Йорк. Там и произошла знаковая для него встреча со знаменитым фотографом и владельцем нескольких галерей Альфредом Стиглицем. Тот был настолько поражен работами своего талантливого коллеги, что в том же 33-м году организовал выставку его снимков в Нью-Йорке. С этого события начался период всемирной известности Адамса.

Творчество Адамса в период всемирной известности

К началу 1940-х годов мастер достиг высокого технического уровня развития, благодаря чему завоевал авторитет не только у зрителей и критиков, но и у профессиональных фотографов. Доходило до того, что его помощи просили даже производители фотооборудования. Так, мастер принимал участие в проектах Polaroid и Hasselband, выступая в роли консультанта.

В 1946 году Адамс открыл для себя новое направление в профессиональной деятельности – он создал первый в Америке факультет фотографического искусства. В качестве руководителя был приглашен известный мастер фотографии Майнор Уайт.

Ансел Адамс фотографии в цвете

Особенности творчества мастера

Ансел Адамс был не только гениальным фотографом, но еще и ярым защитником природы, в тесном контакте с которой он провел всю свою жизнь. Возможно, именно это и помогало ему передавать красоту окружающих видов в снимках. Мастер обладал уникальным художественным вкусом, который позволял получить в кадре совершенную композицию. Он не жаловал цветную фотографию и большинство своих шедевров снял на черно-белую пленку.

портретная фотография Ансела Адамса

портретная фотография Ансела Адамса

Техника съемки у Адамса была на очень высоком уровне – он всегда говорил, что прежде чем пользоваться оборудованием, нужно изучить границу его возможностей. Это гению удавалось отлично – он написал десяток книг по технике фотографии и считался большим авторитетом в этой области.

зонная теория Ансела Адамса

зонная теория Ансела Адамса

гениальный пейзажный фотограф Ансел Адамс

Видеоканал Фотогора

Адамс же сочетал реализм и мечтательность, в чём ему помогала магистральная творческая тема – пейзажная фотография. Кажется, фотографировать природу – сродни.

Адамс же сочетал реализм и мечтательность, в чём ему помогала магистральная творческая тема – пейзажная фотография. Кажется, фотографировать природу – сродни мошенничеству. Её красота очевидна сама по себе, стоит покинуть пределы города – она всюду, и поражает бесконечным разнообразием. Но почему тогда так мало по-настоящему великих фотопейзажистов? Да потому что камера видит мир совсем иначе, чем наши глаза, и в этом пейзаж напоминает сложностью портретную съёмку. Недостаточно встать перед объектом и нажать на спуск – фотографу необходимо отыскать квинтэссенцию красоты, которая передаст душу запечатлеваемого места, создаст в человеческом воображении несуществующий даже на фотографии образ.

Пейзаж Адамса может поражать масштабом, довлея над зрителем величественностью гор, океанов, пустынь, а может акцентироваться на маловажных, казалось бы, деталях – выброшенных на берег волной корнях дерева, маленькой осине, на фоне которой другие деревья кажутся великанами, или одиноком кактусе. Порой фото самого водопада не производит такого сильного впечатления, как снимок крупным планом космически вспененной воды, ранее обрушившейся с огромной высоты. Колоссальное значение имеет и время съёмки, позволяющее одному и тому же пейзажу раскрыться совершенно по-новому. Взять хоть серию фотографий скалы Хаф-Доум при свете дня, перед грозой и, наконец, под луной.

Правильно выбранный ракурс может заставить человека почувствовать себя неизмеримо малым перед лицом природы, а может позволить раствориться в ней. Адамс обладал необходимыми колоссальным чутьём, талантом и мастерством – проведя почти всю жизнь в разъездах по национальным паркам США он отточил своё мастерство до филигранности. Поэтому, несмотря на наличие в портфолио Адамса портретных и репортажных снимков, он остался в памяти ценителей именно фотопейзажистом.


Ansel Adams родился 20 февраля 1902 года в Сан-Франциско, Калифорния, США. Он прожил 82 года и умер 22 апреля 1984. Адамс стал самым значимым пейзажным фотографом 20-го века. Он также, пожалуй, самый широко известный и любимый фотограф в истории Соединенных Штатов. Популярность его работ только возросла после его смерти. Работа Адамса была посвящена тому, чтобы показать стране обломки нетронутой дикой природы, особенно национальные парки и другие охраняемые районы американского Запада. Он был также энергичным лидером движения за сохранение природы.

Молодость и работа

Адамс был безнадежным учеником, но, как только его отец забрал парня из школы в 12 лет, оказалось, что он может очень успешно заниматься самообразованием. Он стал серьезным и амбициозным музыкантом, которого квалифицированные музыковеды и композиторы считали очень одаренным пианистом. После того, как Ансель получил свою первую камеру в 1916 году, он также себя проявил как талантливый фотограф. В течение 1920-х годов, когда он работал хранителем в Йосемитском национальном парке, он создал впечатляющие пейзажные фотографии. В течение этого периода он сформировал сильную привязанность, граничащую с преданностью, к Йосемитской долине и к горе Высокая Сьерра, которая охраняла долину на востоке. Можно сказать, что самая мощная и оригинальная работа за всю его карьеру была связана с попыткой найти адекватное визуальное выражение для его почти мистического юношеского опыта.

В то время как фотография и фортепиано разделяли его внимание в раннем взрослом возрасте, примерно к 1930 году Адамс решил посвятить свою жизнь фотографии, однако в 1945 году он все еще достаточно много думал о своей игре на фортепиано, чтобы сделать запись своих интерпретаций Бетховена, Шопена и, возможно, других композиторов. В 1930 году он встретил американского фотографа. Пол Стрэнд показал ему негативы, которые делал в Нью-Мексико. Адамс был глубоко впечатлен простотой концепции изображений и их богатой и яркой тональностью, стилем, контрастирующим с пикториализмом с мягким фокусом, все еще популярным среди многих современных фотографов.

В 1932 году Адамс помог сформировать Group f.64, свободную ассоциацию фотографов Западного побережья, которая предпочитала четкую фокусировку и использование всей фотографической серой шкалы от черного до белого и избегала любых эффектов, заимствованных у традиционных изобразительных искусств, таких как живопись.

Зрелость

К 1935 году Адамс был известен в фотографическом сообществе в основном благодаря серии статей, написанных для популярной фотопрессы, особенно Camera Craft. Эти статьи носили в основном технический характер, и они привносили новую ясность и строгость в практические проблемы фотографии. Вероятно, именно эти статьи побудили Studio Publications (Лондон) поручить Адамсу создать руководство по фотографической технике, иллюстрированное прежде всего его собственными работами. Эта книга имела большой успех, отчасти благодаря удивительному качеству печатных репродукций, которые были напечатаны отдельно от текста и помещены на страницы книги. Эти репродукции были настолько хороши, что их часто принимали за оригинальные (химические) отпечатки.

Работы Адамса отличаются от работ его великих предшественников 19-го века, которые фотографировали американский Запад. Особое острое внимание к специфике физического мира было также корнем его интенсивного понимания ландшафта в микромире, в котором детали леса могли быть такими же важными, как обширный пейзаж.

Адамс все чаще использовал свое видное положение в этой области, чтобы повысить общественное признание фотографии как изобразительного искусства.

В 1940 году Ансель Адамс помог основать первый кураторский отдел, посвященный фотографии как форме искусства в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1946 году он основал Калифорнийскую школу изящных искусств (сейчас Художественный институт Сан-Франциско), первый академический факультет, который преподавал фотографию как профессию.

Поздняя карьера

Большая часть великой работы Адамса в качестве фотографа была завершена к 1950 году: лишь несколько важных фотографий были сделаны в течение последней половины его взрослой жизни. В своей более поздней жизни он потратил большую часть своей энергии фотографа на переосмысление своей ранней работы и на редактирование своих книг.

Пламенный защитник природы с подросткового возраста, Адамс занимал должность директора Sierra Club. Позже, в 1980-х, он прямо и решительно противостоял экологической политике очень популярного президента Рональда Рейгана и его министра внутренних дел Джеймса Уотта. Многие из книг, которые Адамс создал в своей более поздней карьере, были связаны не только с искусством фотографии, а также с целью повышения осведомленности людей о сохранении природного ландшафта и жизни, которую он поддерживает.

Ansel Adams Ansel Adams Ansel Adams Ansel Adams Ansel Adams Ansel Adams

Читайте также: