Энергетическое машиностроение продукция кратко

Обновлено: 07.07.2024

Энергети́ческое машинострое́ние — отрасль тяжелого машиностроения, производящая первичные двигатели и связанные с ними аппараты и устройства для выработки энергоносителей (водяного пара, газа), являющихся рабочими телами тепловых двигателей. К основным видам изделий энергетического машиностроения относятся паровые, гидравлические, газовые турбины, оборудование для атомных и геотермальных электростанций, парогазотурбинные установки, двигатели внутреннего сгорания (кроме автомобильных, самолетных, тракторных, локомотивных, которые выпускаются соответствующими отраслями промышленности), локомобили, газотурбинные компрессоры и нагнетатели, парогенераторы, паровые котлы, оборудование промышленной и коммунальной энергетики, тягодутьевые машины. Энергетическое машиностроение также производит автоматические устройства, регулирующие процессы горения топлива и питание котлов, подачу газа в газовые турбины, давление в паровых магистралях, температуру перегретого пара, число оборотов турбоагрегатов.

Энергетическое машиностроение играет ведущую роль в создании технической основы энергетики. С точки зрения конструктивных особенностей энергооборудования энергетическое машиностроение состоит из производства машин и теплообменной аппаратуры. Производство машин, в свою очередь, подразделяется на изготовление двигателей лопаточного (паровые, гидравлические и газовые турбины) и поршневого типа (двигатели внутреннего сгорания, локомобили).

Промышленное производство энергетического оборудования отдельных видов возникло в конце 18 века. Паровые машины и котлы выпускались с 1780-х годов в Великобритании, гидротурбины — с 1830-х годов во Франции, двигатели внутреннего сгорания — с 1880-х годов во Франции и Германии, паровые турбины — с конца 19 — начала 20 веков в Великобритании. С начала 19 века в России начали выпускаться паровые машины и котлы, в конце 19 — начале 20 веков было освоено промышленное производство двигателей внутреннего сгорания. Петербургский металлический завод в 1907 году изготовил первую паровую турбину мощностью 200 квт. Однако потребности в энергооборудовании в значительной степени удовлетворялись за счет импорта, в частности 92% паровых турбин для электростанций ввозилось из-за границы (1916).

отрасль машиностроения, производящая первичные двигатели и связанные с ними аппараты и устройства для выработки различных энергоносителей (водяного пара, газа и др.), являющихся рабочими телами тепловых двигателей. Основная продукция Э. м.: паровые, гидравлические и газовые турбины (См. Газовая турбина), оборудование для атомных и геотермальных электростанций, парогазотурбинные установки (См. Парогазотурбинная установка), двигатели внутреннего сгорания (См. Двигатель внутреннего сгорания) (кроме автомобильных, самолетных, тракторных, локомотивных, которые выпускаются соответствующими отраслями промышленности), локомобили, газотурбинные компрессоры и нагнетатели, Парогенераторы, паровые котлы (См. Паровой котёл), оборудование промышленной и коммунальной энергетики, тягодутьевые машины и др. Э. м. также производит автоматические устройства, регулирующие процессы горения топлива и питание котлов, подачу газа в газовые турбины, давление в паровых магистралях, температуру перегретого пара, число оборотов турбоагрегатов и т. п.

Экономическое значение Э. м. характеризуется его ролью в создании технической основы энергетики. С точки зрения конструктивных особенностей энергооборудования Э. м. состоит из производства машин и теплообменной аппаратуры. Производство машин, в свою очередь, подразделяется на изготовление двигателей лопаточного (паровые, гидравлические и газовые турбины) и поршневого типа (двигатели внутреннего сгорания, локомобили).

Промышленное производство энергетического оборудования отдельных видов возникло в конце 18 в. Паровые машины (См. Паровая машина) и котлы выпускались с 1780-х гг. в Великобритании, гидротурбины (См. Гидротурбина) с 1830-х гг. во Франции, двигатели внутреннего сгорания — с 1880-х гг. во Франции, Германии, паровые турбины (См. Паровая турбина) с конца 19 — начала 20 вв. в Великобритании.

С начала 19 в. в России стали выпускаться паровые машины и котлы. В конце 19 — начале 20 вв. освоено промышленное производство двигателей внутреннего сгорания. Петербургский металлический завод в 1907 изготовил первую паровую турбину мощностью 200 квт. Однако специализированных предприятий Э. м. не было. Потребности в энергооборудовании в значительной степени удовлетворялись за счет импорта, в частности 92% паровых турбин для электростанций ввозилось из-за границы (1916).

Среди достижений советского Э. м. — создание энергетического оборудования со сверхкритическими параметрами пара — давлением 24 Мн/м 2 и температурой 560°С, энергоблоков мощностью 300, 500, 800 и 1200 Мвт в одном агрегате; изготовлена одновальная паровая турбина мощностью 800 Мвт, рассчитанная на параметры пара 24 Мн/м 2 и 545 °С для Славянской ГРЭС (1970); создана (1964) крупнейшая в мире радиально-осевая гидротурбина мощностью 508 Мвт (Красноярская ГЭС); сконструирована (1977) гидротурбина мощностью 640 Мвт (Саяно-Шушенская ГЭС); выпущена газотурбинная установка мощностью 100 Мвт (1968); освоено производство (1951) теплофикационных турбин мощностью 100, 215, 300 Мвт; созданы турбины для Костромской ГРЭС мощностью 1200 и 500 Мвт для высокоманевренного энергоблока, рассчитанная на давление пара 13 Мн/м 2 и температуру 510°С. Динамика производства основных видов энергетического оборудования отражена в табл. 1.

Энергетическое машиностроение — отрасль народного хозяйства по производству промышленного оборудования, предназначенного для передачи электрической энергии. Чаще всего это аппараты, являющиеся рабочим телом тепловых двигателей.

Основная продукция

На предприятиях энергетического машиностроения может выпускаться, к примеру, такое важное для экономики страны оборудование, как:

  • турбины, работающие на разных видах топлива;
  • установки атомных и геотермальных станций;
  • двигатели внутреннего сгорания специального назначения;
  • тягодутьевые машины и т. д.

энергетическое машиностроение

Основные потребители

Продукция предприятий энергетического машиностроения в настоящее время довольно востребована. Основными потребителями заводов этой отрасли являются компании нефтяной, металлургической промышленности и электроэнергетики (ТЭС, АЭС, ГРЭС, ГЭС). Предприятия всех этих сфер играют огромную роль в экономике государства. Оборудование же, используемое на таких заводах, зачастую является устаревшим. Предприятия энергетического машиностроения поставляют компаниям подобных специализаций новые современные или же модернизированные агрегаты.

Проблемы

Как и большинство заводов других отраслей народного хозяйства, предприятия такой сферы, как энергетическое машиностроение, в наши дни испытывают множество трудностей. В общем и целом такие комбинаты являются рентабельными. Однако их руководители и персонал вынуждены все же решать просто огромное количество проблем. К таковым можно отнести, к примеру:

  1. Износ оборудования. В большинстве случаев на заводах отрасли установлены станки, выпускавшиеся еще в середине прошлого века в СССР. Конечно, такое оборудование совершенно не соответствует современным требованиям производства. Частично проблему помогает решить модернизация станков. Однако на производительности труда износ оборудования до сих пор сказывается довольно серьезно.
  2. Нестабильность технологических связей. После развала СССР многие нарабатывавшиеся ранее годами схемы сотрудничества предприятий были разрушены. Сейчас они в большинстве случаев восстановлены. Однако данная проблема до сих пор продолжает сказываться на производстве довольно серьезно.

завод энергетического машиностроения

Перспективы

Компании, входящие и поныне в состав этой единой технологической цепочки, имеют возможность получать от потребителей, как отечественных, так и зарубежных, комплексные заказы. Также ЭМК финансирует многие инвестиционные программы, участие в которых позволяет предприятиям энергетического машиностроения модернизировать производство, расширяя тем самым в том числе и экспортный потенциал.

Основные отрасли

Все заводы энергетического машиностроения классифицируются на:

  • производящие машины;
  • выпускающие теплообменную аппаратуру.

Первая группа предприятий при этом может заниматься сборкой лопаточных двигателей (в основном турбин) или поршневых агрегатов (ДВС, локомобили).

чеховский завод энергетического машиностроения

В стране в настоящее время функционируют, таким образом, заводы, производящие:

  • электротехническое оборудование;
  • турбины;
  • котельное оборудование;
  • трубопроводы и арматуру;
  • насосное оборудование;
  • специальное оборудование.

Относятся к сфере энергетического машиностроения и компании, специализирующиеся на проектировании электроэнергетических комплексов.

Энергетическое машиностроение: центры

Предприятий этой перспективной сферы в стране на данный момент существует множество. Некоторые заводы были построены еще во времена СССР, другие начали свою работу совсем недавно. К примеру, относятся к этой отрасли:

пензенский завод энергетического машиностроения

Завод энергетического машиностроения (Чеховский)

Это предприятие поставляет на отечественный и зарубежный рынок в основном трубопроводную арматуру. К примеру, на заводе изготавливаются задвижки, клапаны, охладительные установки, затворы, фасонные заготовки и пр. Также компания занимается оказанием услуг по эксплуатации, испытаниям и ремонту своей продукции.

Находится Чеховский завод энергетического машиностроения примерно в 70 км от Москвы. Специализируется на выпуске арматуры предприятие со времен Великой Отечественной войны.

Пензенский завод

ПЗЭМ — это динамично развивающееся предприятие, производственные мощности которого составляют 18 тыс. м 2 . Основной специализацией компании является выпуск резервуарного, теплообменного и сепараторного оборудования. Производит этот завод и трубопроводную арматуру.

Основными потребителями компании являются предприятия нефтегазовой, химической, энергетической, металлургической, пищевой промышленности. Поставляет Пензенский завод энергетического машиностроения свою продукцию в самые разные регионы России, даже в наиболее отдаленные.

барнаульский завод энергетического машиностроения

Саратовское предприятие

Основано это предприятие было очень давно — в 1871 году. Теплоэнергетическое оборудование же оно начало производить в 1950 г. Сегодня завод поставляет свою продукцию не только на отечественный рынок. Партнерами компании являются предприятия из 29 стран мира.

Барнаульский завод

Расположен БЗЭМ в Алтайском крае. Это предприятие на сегодняшний день является одним из крупнейших поставщиков тягодутьевых машин. К примеру, компания поставляет на отечественный рынок дымососы и вентиляторы. Также Барнаульский завод энергетического машиностроения выпускает редукционно-охладительные установки и энергетическую арматуру.

Помимо всего прочего, клиенты предприятия могут заказать такие услуги, как:

  • изготовление валов, муфт;
  • фрезеровка деталей;
  • изготовление штампов и т. д.

Научно-исследовательские и конструкторские организации

Помимо собственно заводов, к отрасли энергетического машиностроения относятся и всевозможные НИИ и конструкторские бюро. Наиболее крупными организациями этого типа являются:

саратовский завод энергетического машиностроения

Сильные стороны

Заводы сферы энергетического машиностроения, таким образом, являются очень перспективными предприятиями. Наиболее сильные позиции они на настоящий момент имеют в атомном и гидроэнергетическом секторе. Конкурировать с мировыми лидерами этой сферы отечественным предприятиям сегодня еще довольно сложно. Однако и в этой области имеются подвижки в сторону улучшения. Российские компании энергетического машиностроения, к примеру, уже сейчас часто побеждают в тендерах на монтаж и поставку оборудования в страны Латинской Америки, Африки и Азии.

Способствует довольно-таки успешному развитию предприятий этой отрасли и оказываемая им всесторонняя государственная поддержка. Касается это как экономической, так и политической стороны вопроса. Государство сегодня крайне заинтересовано в развитии отрасли под контролем именно отечественного капитала.

Слабая сторона заводов

Общей бедой предприятий такой сферы, как энергетическое машиностроение, помимо износа ресурсов, до сих пор остается также низкий уровень заработной платы. По этому показателю отечественные заводы отрасли, к сожалению, уступают не только зарубежным, но и успешным российским компаниям других направленностей.

энергетическое машиностроение центры

Основной опасностью такого положения дел является то, что на заводы энергетического машиностроения практически не идут молодые специалисты. А это, в свою очередь, может привести к утрате традиций передачи опыта и сильному снижению в плане рентабельности и конкурентоспособности предприятий.

Энергетическое машиностроение

С тех пор как был изобретен первый паровой двигатель, энергетика и машиностроение были тесно связаны. Каждая машина требует мощности для работы, в то время как механизмы и оборудование необходимы для выработки, преобразования, хранения и транспортировки электроэнергии. Производством таких установок занимается энергетическое машиностроение.

Основные направления

Данная отрасль подразделяется на два крупных направления:

  • выпуск машин для генерации и оборудования для транспортировки электроэнергии;
  • производство паровых котлов и других теплотехнических аппаратов.

Продукция энергомашиностроительных предприятий:

  • паровые, газовые и гидротурбины;
  • котлы и теплообменники;
  • электрогенераторы;
  • насосное оборудование для электростанций;
  • силовые трансформаторы, преобразователи электроэнергии и т. д.

Также компании занимаются проектированием комплексов по генерации и распределению электроэнергии.

Развитие энергомашиностроения в мире

Эта отрасль считается базовой, она обеспечивает развитие электроэнергетики, поэтому поддерживается на государственном уровне в любой стране, где существует.

Оборудование для атомных, тепловых и гидроэлектростанций производится по отработанным технологиям, которые постоянно совершенствуются. Однако его изготовление не требует солидных вложений в новые разработки (в отличие от агрегатов для возобновляемой энергетики).

Предприятия, являющиеся мировыми лидерами энергетического машиностроения, такие как General Electric, Alstom, Siemens, Toshiba, ABB, Mitsubishi, конкурируют в основном между собой на международном рынке, другим компаниям непросто туда пробиться.

Сильная конкуренция вызывает снижение продаж и увеличивает давление на производителей. Например, Германия раньше доминировала на мировом рынке, а с 2014 года продажи немецких турбин, генераторов, трансформаторов и др. аппаратов в среднем снижаются на 0,3% в год. Зато Китай смог наверстать упущенное, а Япония и США инвестировали в новые разработки и смогли завоевать значительную долю рынка.

Продукция энергомашиностроительных предприятий пользуется спросом при строительстве новых электростанций, но не менее востребованной является и для старых сооружений, так как им требуется модернизация. Другими потребителями являются металлургические заводы и предприятия по нефтедобыче.

Успехи и проблемы

В Российской Федерации энергомашиностроение не является новой отраслью. Раньше всех стартовало в развитии котлостроение. Первые паровые турбины конструировали машиностроительные заводы и небольшие кустарные мастерские. Использовался иностранный капитал. В первый раз паровую турбину произвели на металлическом заводе в Петрограде в 1907 году и установили на электростанции этого же предприятия, где она оставалась в рабочем состоянии до 60-х годов прошлого века.

Хотя основные технологии производства были заимствованы за границей, российские инженеры вносили свои коррективы и даже делали новые разработки. На 1913 г. в Российской империи изготовили 26 паротурбин, суммарной мощностью 9000 кВт.

С принятием плана ГОЭЛРО, который предусматривал возведение большого числа крупных электростанций, возникла необходимость в строительстве производственных мощностей, на которых бы конструировали турбины, генераторы и другое оборудование в промышленных масштабах. Это бы покрывало энергонезависимость государства.

И энергомашиностроение начало активно развиваться. Около 10% установленной электрической мощности тепловых и атомных электростанций мира к 2000 г. было оснащено паротурбинами Ленинградского металлического завода (ЛМЗ).

Машиностроительные предприятия Российской Федерации производят:

  • В котлостроении – прямоточные и барабанные котлы, функционирующие на мазуте, природном газе и различных видах твердого топлива.
  • В турбостроении – конденсационные турбины для ТЭС, которые работают на органическом топливе, для АЭС, с подлежащим регулированию отбором пара, используемым на нужды производства, и для отопительных систем, теплофикационные паротурбины для ТЭЦ мощностью 250 кВт.
  • Гидротурбины любого типа – горизонтальные, капсульные, поворотно-лопастные, радиально-осевые, диагональные. Каждый вид имеет различные технические характеристики в зависимости от природных условий строительства и особенностей ГЭС.

Российские производители обладают научно-техническим потенциалом и всеми возможностями, чтобы создавать оборудование для новых высокоэффективных и экологически чистых технологий производства электроэнергии. Однако в тяжелые для российской экономики времена, в 90-е годы прошлого века, в мировом машиностроении получили развитие новые методики при сооружении парогазовых установок – с газификацией твердого топлива, паровые котлы с циркулирующим кипящим слоем и др.

Энергетическое машиностроение

Россия отстала в производстве газотурбинных установок по следующим причинам:

  • невостребованность ГТУ потребителями (электроэнергетиками);
  • отсутствие государственного финансирования;
  • трудность финансирования собственными средствами компаний новых разработок из-за их высокой стоимости и продолжительного цикла производства.

Проблемами для нормального функционирования отрасли являются:

  • устаревшие станки, на которых невозможно применение новых технологий производства;
  • практически нет финансовых вложений;
  • невысокий уровень заработных плат на энергомашиностроительных предприятиях;
  • нехватка квалифицированных кадров.

Перспективы развития

Востребованность в изготовлении современных генераторов, турбин и другой аппаратуры остается высокой. Растет число электростанций, где оборудование полностью выработало свой ресурс и функционирует только за счет высокого запаса прочности. К 2010 году 37% электростанций РФ уже представляли собой выработанный ресурс, и в ближайшее время все они нуждаются в реконструкции.

Тем не менее, Россия находится в числе лидеров в ядерных технологиях, выпуске реакторов для АЭС. В этой области энергомашиностроение наиболее конкурентоспособно.

Несмотря на высокий уровень продукции машиностроительных предприятий США, Японии и Западной Европы, российские производители имеют широкие возможности для экспорта. Основное направление – страны Азии, в меньших объемах – государства Африки и Латинской Америки. Туда поставляются электро- и теплотехническое оборудование для ТЭЦ, контейнеры для перевозки и хранения ядерного топлива и т. д.

Крупнейшие предприятия РФ

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Машиностроительные заводы.

Читайте также: