Энеолит в казахстане кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мезолит. Хронологические границы эпохи мезолита в Казах­стане — около 12—5 тыс. лет до н.э. В археологической науке Казахстана эпоха мезолита изучена недостаточно. Только в результате археологических исследований в районе Есиля, в Кустанайской области и близ Тургая были найдены некоторые памятники мезолита. Период перехода от палеолита к мезолиту совпал с таянием ледников. В природно-климатических условиях произошли существенные изменения, многие виды гигантских животных вымерли, большие изменения претерпел и мир растений. Изменение фауны и другие факторы обусловили возникновение земледелия и новых элементов животноводства, а в некоторых регионах сложились новые формы рыболовства и охоты.

Этот период, по сравнению с другими периодами каменного века, характеризуется подвижностью людей — они часто перемещались с одного места на другое. Поэтому на их стоянках не успевали формироваться культурные слои. Те, что есть, очень тонки, недостаточны. Поэтому стоянки людей этой эпохи встречаются очень редко.

Еще одной особенностью эпохи мезолита являлось увеличение численности отдельных видов животных: зайцев, сусликов, лосей, волков и т.д. Охота на этих животных потребовала изготовления новых видов орудий. Однако еще сохранялся способ "загонной охоты”, существовавший со времен раннего палеолита.

В связи с увеличением численности населения и нехваткой охотничьих угодий часть древних людей в эпоху мезолита начала заселять северные регионы, т.е. бассейны рек Есиль, Тобол, Тургай, Яик (Урал).

Археологическими исследованиями обнаружено всего около 20 стоянок этой эпохи, что объясняется мягким и теплым климатом в 8 тысячелетии до н.э. В связи с этим обстоятельством люди того времени редко строили постоянные жилища и часто передвигались в радиусе больших территорий. Стоянки расположены по берегам рек и озер. Остатки жилищ не сохранились. В долине р. Есиль найдены легкие прямоугольные постройки площадью 40—60 м 2 с неглубоко вкопанными каркасными столбами. Строили также шалашеобразные жилища, на местах которых остались лишь небольшие углубления.

В мезолите произошло также принципиальное изменение в технике изготовления орудий труда. Люди стали применять вкладышевую технику, которая заключалась в том, что основа предмета изготавли­валась из кости или дерева. На ней делались продольные прорези — пазы, в которые вставлялись и закреплялись лезвия из каменных ножевидных пластин. С помощью дополнительной обработки заготовок и различных способов их крепления на основе или рукоятке изготовлялись в массовом порядке наконечники стрел, дротиков, копий, скребки и скребла для обработки шкур, кожи, различные проколки, скребла и острия, резцы для обработки шкур, кости и дерева, для прорезания пазов, скобели для обработки древков стрел.

В целом можно сделать вывод, что деятельность людей эпохи мезолита являлась связующим звеном между древним и поздним каменным веком.

Неолит. В этом периоде человечество достиг до высокого уровня в технике обработки камня. Произошла большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление, использовались все труднообрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.

Другим достижением людей эпохи неолита было изготовление различной посуды из глины. Все это и возникновение земледелия и скотоводства способствовало повышению производительности труда и жизненного уровня первобытных людей. Теперь охота и собира­тельство превратились в дополнительные источники существования.

Возникновение новых отраслей хозяйственной жизни, усовершенст­вование техники изготовления орудий труда, повышение произ­водительности труда способствовали появлению зачатков ткачества и горнометаллургического дела.

Люди эпохи неолита жили в условиях родовой общины. Они вели коллективный образ жизни, трудились сообща. По данным археологических исследований, на территории Казахстана известно свыше 600 неолитических и энеолитических памятников. Стоянки эпохи неолита по расположению на местности делятся на четыре типа: на берегах рек, озер, родников и в пещерах. На местах стоянок найдено очень много орудий, большинство из них представляли собой ножевидные пластины. На таких стоянках люди жили продолжи­тельное время.

Степной и полустепной характер рельефа подавляющей части территории Казахстана, малочисленность рек способствовали тому, что большинство стоянок располагались у родников. На таких стоянках люди жили недолго, поэтому жилища строились открытым способом и носили сезонный характер.

На стоянках найдены наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Имела место дифференциация в подборе породы камня для изготовления определенных орудий. Коренные изменения в хозяйстве и технике изготовления орудий труда в эпоху неолита в исторической литературе получили название неолитическая революция. Переход к производству пищи, сознательному выра­щиванию съедобных растений, особенно злаковых, к приручению, разведению и отбору животных явился экономической революцией, величайшей в истории древнего человечества, после овладения искусством добывать огонь.

Караунгир — стоянка эпохи неолита — находится на правом берегу одноименной реки, в 1,5 км к северу от с. Караунгир Тюлькубасского района Чимкентской области. Сама пещера находится на высоте 7 м от русла реки. Пещера состоит из двух частей: передней, длиной 20 м, и дальней — 9 м. В процессе исследований обнаружена большая коллекция культурно-бытовых остатков каменных и костяных изделий, керамики, костей животных: древнейшие скребки, пластины с ретушью и без нее, наконечники стрел, нуклеусы, топоры, иглы с ушками, шила, проколы и т.д.

По найденным останкам животных можно предположить, что люди этой эпохи охотились на куланов, медведей, оленей, кабанов, лошадей, быков, косуль, кекликов, фазанов и т.д. Лабораторные исследования установили возраст памятника — 5 тысячелетие до н.э.

В результате археологических исследований на Мангистау открыты памятники оюклинской и тюлесской культур, определенные рамками б—5 тысячелетий до н.э. Стоянки, найденные на полуострове Бузачи и в песках Центрального Мангистау, однотипны со стоянками оюклинской культуры. Поверхность найденной на этих стоянках посуды украшена геометрическим орнаментом, выполненным "в струйчатой” технике.

Материалы, найденные на стоянке, свидетельствуют о том, что их обитатели занимались охотой и собирательством, в быту широко при­меняли обработку шкур, кости и дерева, а из створок морских и иско­паемых моллюсков изготавливали украшения.

В районе Мангистау кроме оюклинской исследованы и памятники тюлесской культуры. Они хотя и малочисленны, но очень вырази­тельны. Керамические изделия тюлесской культуры отличаются многогранностью и особой техникой нанесения орнамента.

По мнению ученых, тюлесская культура является вариантом оюклинской. Возможно, это было продиктовано природно-климати­ческими изменениями, которые привели к специализации местного населения на определенные отрасли присваивающей экономики. Поскольку основным промыслом населения была охота, миграция значительной части промысловых животных требовала большей подвижности населения этого региона. Именно подвижный образ жизни тюлессцев мог привести к такому разнообразию элементов, слагающих их культуру. Сезонные перемещения бродячих охотников в Арало-Каспийском водоразделе предвосхищают систему сезонного кочевания скотоводов эпохи бронзы.

Другая часть обитателей Мангистау жила на побережье Каспий­ского моря и занималась рыболовством, что не требовало постоянных перемещений. Оседлый образ жизни рыболовов привел к строитель­ству долговременных жилищ. Все это способствовало консервации культурных традиций, что иллюстрируется стоянкой Коскудук- 1, найденной недалеко от г. Актау.

В архитектурном плане сооружение Коскудук-1 имело овальную форму. В культурном слое найдены многочисленные изделия из кремния и камня, фрагменты лепных сосудов, обломки морских раковин и украшения из них, кроме того, найдено много грузил и поплавков, вспомогательных приспособлений для рыбацких сетей.

В образцах керамики коскудукской стоянки встречаются оюклинские традиции. Выделяются формы сосудов нового типа, с массивным венчиком, гребенчатой орнаментацией и примесью в тесте мелко истолченных раковин. Подобная керамика имеется только в материалах хвалынской культуры Поволжья, Северного Прикаспия. На основе этой керамики коскудукская стоянка датирована концом первой половины 4 тысячелетия до н.э.

Стоянки атбасарской культуры сосредоточены на территории Атбасарского района Акмолинской области. Здесь обнаружено и исследовано около 200 стоянок древних людей. Самыми известными среди них являются стоянки Карлыга, Жабая, расположенные на берегах древних русел рек Есиль и Чаглинка. По типу и характеру найденных материалов, построек можно сделать вывод, что жители атбасарской культуры вели полукочевой образ жизни.

Подавляющая часть маханжарской культуры находится на дне Тургайской ложбины. Из них лишь несколько имеют сохранившийся культурный слой и хорошо исследованы. На Тоболе пока известна лишь стоянка Алкау-2. Посуда маханжарской культуры оригинальна: тонкостенная керамика, изготовленная вручную, имела удлиненные пропорции. Шейка горловины обычно была заужена, дно — коническое, иногда завершалось шипом, орнамент наносился по еще не просохшим стенкам сосудов зубчатым штампом. На Притобольской стоянке найден и фрагмент пряслица с просверленным отверстием, что свидетельствует о распространении ткачества.

Найденное у с. Железинки погребение женщины дает полное представление об обряде захоронения в неолитическую эпоху. Полусожженный труп женщины погребен вместе с вещами покойницы: среди них — костяная накладка серповидной формы от головного убора, оформленная по краю зубчиками, ожерелье из зубов хищных зверей, крупные бусы из раковин. Вместе с богато украшенной одеждой в могилу поместили орудия труда (тесло, костяное шило), охоты (каменные и костяные наконечники копий и стрел) и три миниатюрных, баночной формы, глиняных сосуда. Там же найдены две фаланги

кулпна, окрашенные красной охрой — цветом, имитирующим, по иродетмилоию древних людей, ритуал сожжения и огнепоклонства.

Энеолит (3 тысячелетие до н.э.). Энеолит является переходным периодом, меднокаменным веком. Пользуясь в течение миллионов лет семенными орудиями, человек постепенно эволюционным путем достиг такого уровня развития, что мог изготовить орудия из металла. Первым металлом, который освоил человек, была медь. Археоло­гические раскопки доказывают, что человек нашел медь случайно. Людям было трудно передвигать большие камни, из которых делали орудия, до постоянных стоянок. Поэтому они разводили костры на камне и раскаленную поверхность заливали водой, отчего он раскалывался на мелкие части. В это время из камня ручейками вытекали легко расплавляемые металлы — медь, свинец, олово. Так люди начали осваивать технику изготовления медных орудий труда. Однако орудия из меди были непрочными, не годились для тяжелых работ и поэтому не могли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. Таким образом эпоху, на протяжении которой одновременно применялись каменные и медные орудия труда, в истории называют энеолитом (от греч. энео —"медь”, лит— '‘камень”). Однако появление медных орудий способствовало развитию сознания человека, открыло широкий путь для социально-экономического развития. Внедрение в жизнь людей медных орудий привело к деградации кремниевой индустрии в целом, обеднению наборов каменных орудий.

Появляются новые объекты материальной культуры: плоскодон­ная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища.

Памятники энеолита чаще всего встречаются на юге Казахстана. Среди памятников эпохи энеолита, найденных на территории Казахстана, ученые особо выделяют памятники ботайской культуры.

Ботайская культура свое название получила по наиболее характерному для нее поселению у разъезда Ботай Акмолинской области, датируется 3—2 тысячелетиями до н.э.

Ботайская культура была определена В.В. Зайбертом. В целом открыто больше 20 поселений, относящихся к ботайской культуре. Поселения обычно располагались на берегах небольших степных рек: Тургай, Терсаккан, Тобол, У батан, Чаг линка, Иманбулак.

Наиболее богатым материалом и информацией среди них располагает поселение Ботай. Это поселение, предположительно, просуществовало до XIV—XII вв. до н.э. Во время раскопок найдены следы от 158 жилищ. В процессе исследований выяснилось, что это были постройки последнего периода существования поселения. Остатки жилищ более ранних этапов уничтожены при строительстве последних.

Производственно-хозяйственные орудия изготовлялись из различных пород камня, глины, кости. Функциональные определения говорят о сложном хозяйственном укладе населения. Например: костяные элементы узды, застежки для пут — свидетельствуют о начале одомашнивания лошади. Каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на рыболовную деятельность. При строительстве жи­лищ использовались различные деревообрабатывающие инструмен­ты: топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели. Наличие инструментов для обработки и шлифовки шкур, игл, проколов, шил говорит о многоукладном характере хозяйственной жизни ботайцев.

Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифици­рованный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.

Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой — на поклонение духам предков. Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного Урала и хвалынской культуры Поволжья. На юго-востоке материалы ботайской культуры перекли­каются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и усть-нарым- ской (Восточный Казахстан). Однако, несмотря на общие черты, куль­туры сформировались не одновременно и находились на разных уров­нях развития и взаимовлияния.

Иммимодп'нупше местного населения с соседними племенами со 11 1 )см 1 1 (*м 1 11 > и I и ‘ло к появлению в Мангистау новых культур кочевников брошюного века.

? Вопросы и задания

1. Определите хронологические рамки мезолита, неолита, энеолита и коротко расскажите о них.

2. Какие изменения произошли в эпоху мезолита?

3. Где были найдены памятники мезолита? Есть ли у них специфические черты?

4. Какие новшества внес неолит в жизнь древних людей?

5. Где найдены памятники неолита?

6. Что вы знаете о культуре эпохи неолита?

7. Каково историческое значение энеолита в развитии человечества?

8. Что вы знаете о ботайской культуре?

*9. Напишите краткое сочинение об изменениях в общественно-хозяйственной жизни древних людей после древнекаменного века.

В каменном веке начался процесс развития человечества. Люди раннего каменного века в своем развитии прошли несколько этапов. За это время человек приобретал современный физический облик, совершенствовались способы и методы изготовления орудий труда, повысилась его производительность, в результате чего были достигнуты определенные успехи в материальном и культурном развитии общества.

В эпоху позднего каменного века произошли значительные изменения в хозяйстве древних людей. Появились новые, более совершенные орудия труда. Начало энеолита связано с появлением новой формы хозяйствования — подвижного скотоводства. Человек освоил металлы, первым из которых была медь. Все эти достижения послужили ступенью к следующему большому историческому периоду развития человечества — эпохе бронзы.

1. Период палеолита (древнекаменный век) охватывает время:

а) 40—10 тысячелетия до н.э.;

б) 10—7 тысячелетия до н. э.;

в) 2,6 млн. — 12/10 тысячелетие до н.э.;

г) 4—3 тысячелетия до н.э.?

2. В какой части Казахстана были найдены стоянки древних людей:

б) Джунгарский Алатау;

в) Кунгей Алатау;

3. На сколько периодов палеоантропологи делят эволюционное развитие гоминид:

Первый металл, который научились использовать древние люди, – медь, ее научились выплавлять почти 5 тысяч лет назад. Энеолит (медно-каменный век) – время появления первых металлических изделий из меди. Но медь не смогла полностью вытеснить каменные орудия труда, камень остался основным материалом. К периоду энеолита относятся первое общественное разделение труда (отделение земледелия и скотоводства) и начало замены матриархата патриархатом.

Развивалось мотыжное земледелие, но оно не могло обеспечить полностью людей, а также было более трудоемким, чем скотоводство.

Зарождается горнорудное дело, появились первые рудники – Успенский и Жезказганский.

Большинство поселений состояло из одного-двух десятков землянок и полуземлянок. Сверху жилища перекрывались деревом.

В энеолите древние люди передавали свои знания через рисуночное письмо, названное пиктографией.

Появились также одиночные погребения, что свидетельствует о появлении имущественного неравенства. В то время стали даже делать маски с лица умерших богатых сородичей. Судя по ним, для эпохи энеолита был характерен европеоидный антропологический тип на территории Казахстана.

Тотемизм – форма религии в период медно-каменного века, характеризующаяся верой в родство с каким-либо животным, которое считалось покровителем рода.

Замечательным памятником энеолитического времени является поселение Ботай на севере Казахстана. Поселение относится к 3–2 тысячелетиям до н. э. и занимает площадь 15 га. Во время проведенных на поселении археологических раскопок были найдены остатки 158 жилищ. Здесь были обнаружены в огромном количестве кости лошадей, что свидетельствует о том, что ботайцы приручили лошадь.

Энеолитические памятники имеются и в Мангистау. В местности Шебир археологи нашли орудия труда из камня и меди. Яйцеобразная посуда была изготовлена из обожженной глины. Древние гончары покрывали горшки орнаментом, напоминающим гребень. Жители носили ожерелья из морских моллюсков.

Энеолит – это медно-каменный век. В этот период медные и каменные орудия использовались одинаково. Медь не смогла полностью вытеснить каменные орудия труда. Камень оставался в те времена основным материалом для изготовления орудий труда. Тем не менее, в эпоху энеолита произошли два крупных изменения в общественной жизни древних людей: возникло разделение труда и произошла смена матриархата на патриархат.

Согласно критериям археологической периодизации, под энеолитом следует понимать эпоху внедрения в жизнь людей медных орудий. Это, как правило, приводит к деградации кремневой индустрии в целом, обеднению наборов каменных орудий. Ярко проявляются новые наборы археологических типов, представляющих материальную культуру: плоскодонная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища. Этот набор типов в сочетании с медными и кремневыми изделиями характеризует археологические комплексы энеолитического типа. Наиболее отчетливо энеолитические комплексы представлены в южной зоне, где внедрение медных орудий позволило земледельцам и скотоводам достигнуть значительных успехов в развитии производства.

Важную роль сыграл энеолитический период и в степной зоне с преимущественным скотоводческим развитием хозяйства. Энеолит казахстанских степей выглядит совсем иначе. Здесь совершенно иная природно-экологическая среда и для ее освоения человек, двигаясь по пути наименьшего сопротивления, выбрал другой путь приспособления. И на этом пути каменная индустрия не только не деградировала, но и поднялась на еще более высокий уровень. Человек не только до последнего максимума реализовал возможности обработки камня (сверление, самозатачивающиеся топоры, крупные наконечники копий с идеальной аэродинамической формой, гравировка и т.д.), но и неимоверно расширил ассортимент производственно-хозяйственного инвентаря (в том числе керамического и костяного). Правда, в это время утратила свое значение пластинчато-вкладышевая индустрия. Климат в эпоху энеолита был влажным. Тем самым создались идеальные условия для активного естественного прироста численности популяций крупных млекопитающих. В это время здесь таковой была лошадь. Резкое увеличение биомассы этого вида без нарушения экологического равновесия, увеличение ее объема на единицу площади охотничьих угодий вызвали к жизни другие процессы. Охотничьи коллективы смогли не только уменьшить размеры своих угодий за счет сокращения, а то и полного прекращения миграций по их территории, но и концентрироваться на длительное время на одном месте. Восполнение потребляемой биомассы в сузившихся охотничьих угодьях осуществлялось не только за счет естественного воспроизводства, но и за счет притока табунов с освободившихся от охотников территорий.

Ботайская культура. Названа по наиболее характерному для нее поселению у разъезда Ботай в Кокшетауской области. Ботайская культура характеризует степной энеолит Северного Казахстана (Урало-Иртышское междуречье) и датируется ІІІ — ІІ тыс. до н. э. Она, следовательно, просуществовала одно тысячелетие.

В сложении ботайской культуры приняли участие племена, составившие атбасарскую и маханджарскую неолитические культуры. Есть свидетельства, что на процесс ее формирования оказывали воздействие внешние влияния из Восточного Прикаспия и Южного Урала. Ботайская культура была выявлена В.Ф. Зайбертом. В.Н. Логвин, С.М. Калиева выделили ее западный вариант — терсекскую культуру. В терсекской культуре четко прослеживаются инокультурные влияния и, возможно, некоторые ее памятники относятся к раннеэнеолитическому периоду, датируемому IV тыс. до н. э. Открыт ряд поселений: Бестамак, Соленое Озеро 1, Ливановка, Кумкешу, Кожай, Дузбай 3 — в Костанайской и Торгайской областях; Ботай, Красный Яр, Васильковская 4 — в Кокшетауской. Всего известно более десятков поселений.

Поселения обычно занимали площадки на высоких берегах наибольших степных речек: Тургай, Терсакан, верховья Тобола, Убаган, Чаглинка, Иман-Бурлук. Их площадь зачастую достигает 15 га. Наиболее информативным для характеристики является пос. Ботай. Функционировало поселение, предположительно, около 200 лет, в XXIV—XXII вв. до н. э. На современной поверхности отмечены следы от 158 жилищ. В процессе раскопок выяснилось, что это были постройки последнего этапа существования поселения. Остатки жилищ более ранних строительных сооружений уничтожены при строительстве последних. Застройка поселка в древности была очень плотной: жилища зачастую смыкались друг с другом и образовывали своеобразные кварталы линейно-сотовой планировки. Такие замкнутые планировочные единицы могли включать до 30 построек. Внутри них можно проследить определенную систему: на параллельных улицах шириной 4-8 м длиной до 50 м строилось иногда 15-16 жилищ на каждой стороне.

Огромное количество остеологического материала в подавляющем большинстве принадлежит лошади: так, на поселении Ботай зафиксированы кости от 70 000 особей. Есть также кости зубра, тура, лося, косули, сайги, медведя, собаки, лисицы, верблюда, корсака, бобра, зайца, сурка, кабана, птиц.

Погребальный обряд и ряд символических предметов говорят о существовании тотемизма, культа предков. Сородичей хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.

Энеолит Мангыстау. Энеолит в истории Мангыстау — во многом условная, не отвечающая общепринятой периодизация. Конец V — начало IV тыс. до н. э. для этой территории ознаменованы интенсивными контактами аборигенного населения с соседями, либо, что наиболее верно, вливанием в местную среду двух инокультурных потоков с севера и юго-востока. Первый поток обозначен памятниками шебирского типа, относящимися к хвалынской энеолитической культуре Волго-Уралья.

Стояки и отдельные находки имеют место на п-ве Бузачи, в центральной и береговой частях п-ва Мангыстау. Наиболее значимая стоянка была найдена на Бузачах у поселка Шебир в зоне развивающихся песков. Здесь зафиксировано два больших скопления кремня и фрагментов керамики. Скопления очень компактны, возможно, они оконтуривают границы несохранившихся построек наземного типа. При зачистке участков культурного слоя встречены хозяйственные и выгребные ямы и небольшое углубление — ямка — культового назначения, заполненное песком с красной охрой и 105 мелкими отщепами и пластинками.

Кремневые коллекции шебирского типа выделяются крупными размерами пластин и орудий на них. Набор орудий обычен для стоянок местного неолита. Но значительно начинают преобладать боковые скрепки, позволившие ускорить процесс выделывания шкур. Появляются долотовидные орудия, однолезвийные ножи, плечиковые сверла. На стоянках не найдены геометрические микролиты. Отсутствие наконечников стрел не может категорично утверждаться, хотя достаточно компенсируется многочисленными находками вкладышей сложносоставных орудий. В качестве сырья для изготовления орудий труда и оружия использовался кремний с местных месторождений.

Глиняная посуда лепилась вручную. Сосудам придавалась подъяйцевидная закрытая форма с округло-коническим дном. Край сосуда оформлялся массивным венчиком воротничкового типа с ребром на внутренней поверхности, для орнаментации, в основном, использовался гребенчатый штамп. Простым геометризированным узором покрывались верхняя и нижняя части сосуда. Внутренняя поверхность посуды выравнивалась при помощи той же гребенки. В глиняную массу добавляли мелко толченную ископаемую раковину. Сосуды вылепливались ленточным способом, при тонких стенках их емкость достигала 6-7 литров.

Шебирское население принесло с собой новые украшения — крупные бусы из створок морских моллюсков и мелкие низкоцилиндрические бусинки диаметром 3-6 мм. Последние изготавливались из стенок морских ракушек. Края бусинок тщательно зашлифованы, а отверстия получены методом встречного сверления.

На шебирской стоянке найдено небольшое металлическое шило. Это не противоречит находкам большого числа металлических изделий на Хвалынском могильнике.

Второй поток пришельцев происходит из районов Среднеазиатского междуречья. Он связан с находкой на Мангыстау кельтеминарской стоянки типа Дингильдже 6, которая располагалась на берегу впадины Кошкар-ата. Среди кремневых орудий стоянки выделяются такие изделия, как пластинчатые наконечники с боковой выемкой, скобели с асимметричными выемками, вкладыш с затупленным со спинки краем и заостренным с брюшка концом, сверла с треугольным концом и микросверла. Эти орудия свойственны для развитого и позднего этапов кельтеминарской культуры.

Хронологически памятники хвалынской и кельтеминарской культур Мангыстау синхронны. Керамика стоянки Кошкар-ата 4 при кремневой коллекции с чертами кельтеминара имеет признаки шебирских сосудов, но с плоским дном. В свою очередь, эти культуры сосуществуют с местными — оюклинской и тюлузской, что подтверждается находками керамики шебирского типа на стояке Коскудук.

Понимание процессов IV тыс. до н. э. находится в тесной связи с вопросом о значении территории Восточного Прикаспия в распространении основ производящей экономики (скотоводства). Если ранее этому региону отдавался приоритет в решающей роли распространения овцы из районов ближневосточного культурного очага, то в последнее время это положение оспаривается М.И. Итиной и
В.А. Алешкиным. Они указывают на возможность проникновения скотоводства в Среднеазиатское междуречье из более северной степной зоны. Хронологическое запаздывание верхних границ кельтеминарской культуры и позднее смещение зоны распространения производящего хозяйства в Средней Азии к северу (рубежи III и II тыс. до н. э.) позволяют говорить о более прогрессивном развитии хвалынских племен Волго-Уралья, обладавших на рубеже V и IV тыс. до н. э. развитыми (подвижными) формами скотоводства. В это время хвалынцы проникают на Мангыстау.

Таким образом, начало энеолита как этапа в археологической периодизации п-ова Мангыстау связано с появлением здесь новых форм хозяйствования — подвижного скотоводства. Взаимодействие более активных пришлых племен с местным неолитическим населением со временем привело к появлению на Мангыстау новых культур кочевников бронзового века. Однако временные границы этого периода по¬ка точно не установлены.

Энеолит — медно-каменный век, эпоха открытия первого металла — меди. Внедрения в жизнь людей металла, в частности медных орудий.

В Северном Казахстане в энеолите появлется памятники Ботайской культуры — Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое озеро и др. Первые памятники Ботайской культуры были обнаружены археологической экспедицией В.В.Зайберта. Родовая община представляла собой материнский род.

На орудия и средства производства сохранялась общественная собственность. Соблюдалось равенство всех членов рода. Дела решал родовой совет.

Возникновение обрядов захоронения.

В Северном Казахстане обнаружено неолитическое погребение у с.Железинка, где произведено обряд сожжение (кремация) трупа. Вместе с прахом в могилу положены ожерелье из зубов хищных животных и крупных раковин, костяные и каменные наконечники стрел, три миниатюрных глиняных сосуда с округлым дном.

Археологические памятники неолита:

В Казахстане с эпохи неолита и энеолита обнаружено более 600 археологических памятников. Стоянки неолита делятся на 4 группы:

  1. Природниковые стоянки;
  2. Приозерные стоянки;
  3. Приречные стоянки;
  4. Пещерные стоянки.

Археологические исследования последних лет позволило выделить ряд неолитических археологических культур, названных от района расположения памятников:

Атбасарская культура (конец VII тыс.до н.э. — начало VI тыс. до н.э.) — в Приишимье. Основной район скопления стоянок -Атбасарский район Акмолинской области.

Келтем и нарекая культура (конец IV тыс.до н.э. — начало II ты с. до н.э.) — в Западном Казахстане. Основные памятники культуры -это стоянки Шатпаккол, Кулсары, Шанды-ауыл, Кайнар, Сарыкамыс, обнаруженные в 1989-1990 гг. в Атырауской области.

Маканжарская культура — в Степном Притоболье. Основной район скопления памятников — Тургайская впадина. Маканжарская керамика обнаруживает сходство с керамикой сурско-днепробской культуры Украины и дарьесайского этапа неолита Среднеазитского междуречья.

Усть-Нарымекая культура — в Восточном Казахстане.

Читайте также: