Эмпиризм рационализм иррационализм кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.


История философского рационализма

Сократ (ок. 470—399 до н. э.)

Многие философские направления, в том числе и рационализм, берут начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Греки считали, что человек состоит из тела и души, а душу, в свою очередь, разделяли на иррациональную часть (эмоции и желания) и рациональную, которая только и составляет собственно человеческую личность. В повседневной реальности иррациональная душа входит в физическое тело, порождая в нем желания, и таким образом смешивается с ним, ограничивая восприятие мира через органы чувств. Рациональная душа остается за пределами сознания, но иногда вступает с ним в контакт через образы, мечты и другими способами.

Задача философа — очистить иррациональную душу от связывающих ее пут и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу.

Рационализм и эмпиризм

Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой. Противопоставляя это течение британскому эмпиризму, его еще называют континентальным рационализмом.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677)

Иммануил Кант (1724—1804)

Иррационализм — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.

Иррационализм (лат. irrationalis: неразумный, нелогичный) — характеристика мировоззрений, которые каким-либо образом обосновывают несостоятельность научного мышления в познании основополагающих взаимосвязей и закономерностей реальности. Сторонники иррационализма считают высшими такие познавательные функции, как интуиция, переживание, созерцание и т. п.

Иррационализм как элемент философских систем

Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ. Более или менее явные элементы иррационализма свойственны всем тем философиям, которые объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). С одной стороны, рассудок осознаёт и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Иногда и вовсе (большей частью неосознанно) рационалисты в своих философских рефлексиях истории и общества постулируют крайне иррациональные понятия.

Влияние иррационализма на научные исследования

Философский иррационализм ориентирован с эпистемологической точки зрения на такие сферы как интуиция, интеллектуальное созерцание, переживание и т. д. Но именно иррационализм убедил исследователей в необходимости тщательно анализировать такие виды и формы познания, которые были обделены вниманием со стороны не только рационалистов, но и остались нерассмотренными во многих философских системах эмпиризма. Исследователи впоследствии часто отвергали свои иррационалистические формулировки, но многие серьёзные теоретические проблемы переходили в новые формы исследований: такие как, например, исследование креативности и процесса творчества.

Условия возникновения идей иррационализма

Иррационалистическими (в узком и собственном смысле слова) считают такие мировоззренческие построения, которым в значительной мере свойственны указанные особенности. Научное мышление в таких системах заменяется определёнными высшими познавательными функциями, а интуиция приходит на смену мышлению вообще. Иногда иррационализм противостоит господствующим в науке и обществе воззрениям на прогресс. Наиболее часто иррационалистические настроения возникают в те периоды, когда общество переживает социальный, политический или духовный кризис. Они являются своего рода интеллектуальной реакцией на общественный кризис, и, вместе с тем, попыткой преодолеть его. В теоретическом отношении иррационализм свойственен таким мировоззрениям, которые бросают вызов господству логического и рационального мышления. В философском смысле, иррационализм существует как реакция на ситуации общественного кризиса ещё со времён появления рационалистических и просвещенческих систем.

Виды философского иррационализма

Ключевым элементом иррационализм становится в философиях С.Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Влияние этих философов обнаруживается в самых различных направлениях философии (прежде всего немецкой), начиная с философии жизни, неогегельянства, экзистенциализма и рационализма вплоть до идеологии немецкого национал-социализма. Даже критический рационализм К. Поппера, часто называемый автором самой рациональной философией, характеризовался как иррационализм (в частности, австралийским философом Д. Стоувом). Необходимо мыслить дислогично, соответственно, иррационально, чтоб познать иррациональное. Логика — рациональный способ познания категорий бытие и небытие, можно мыслить(на сколько это возможно), что иррациональный способ познания кроется в дислогикичных методах.

Иррационализм в современных философских системах

Современная философия во многом обязана иррационализму. Явно выраженные очертания современный иррационализм имеет прежде всего в философии неотомизма, экзистенциализме, прагматизме и персонализме. Элементы иррационализма можно найти в позитивизме и неопозитивизме. В позитивизме иррационалистические предпосылки возникают вследствие того, что построение теорий ограничивается аналитическими и эмпирическими суждениями, а философские обоснования, оценки и обобщения автоматически смещаются в сферу иррационального. Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению. Такие сферы можно условно разделить на субрациональные и трансрациональные.

Субрациональные области в иррационализме

Под субрациональными сферами иррациональных субъективно-идеалистических мировоззрений можно понимать, к примеру, такие понятия как:

воля (у Шопенгауэра и Ницше)
душа (у Л. Клагеса)
инстинкт (у З. Фрейда)
жизнь (у В. Дильтея и А. Бергсона)

Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений

К трансрациональным областям в объективно-идеалистических мировоззрениях могут относиться следующие классы понятий:

идея божества (во всех формах религиозной философии таких как, например, неотомизм)
понятия единого, первопричины, которые не поддаются рациональному постижению, характерные для самых различных философий от Плотина до М. Хайдеггера.
экзистенция (у С. Кьеркегора и К. Ясперса)

Арациональные воззрения в иррационализме

Философский иррационализм объявляет недоступные объективному рациональному анализу области истинно творческим началом (например, жизнь, инстинкт, воля, душа) и противопоставляет их механицизму мёртвой природы или абстрактного духа (к примеру élan vital (жизненный порыв) у Бергсона, Wille zur Macht (воля к власти) у Ницше, Erlebnis (переживание) у Дильтея и т. д.).

Иррационализм в современных теориях и программах

Сторонники иррационализма считают, что рационализм и иррационализм являются дополнительными сторонами реальности в духе принципа дополнительности Нильса Бора. Предполагается, что отношение дополнительности между рационализмом и иррационализмом распространяется на все явления действительности (например: разум — чувства, логика — интуиция, наука — искусство, тело — душа, и т.п.). Однако сторонники иррационализма полагают, что в основе наблюдаемого рационального мира лежит иррациональное начало.

Одно из самых известных делений философов и вообще людей — на рационалистов, эмпириков и иррационалистов.
Слово “РАЦИОНАЛИЗМ” происходит от французского “rationalisme”, которое в свою очередь происходит от латинского “rationalis”, а последнее от латинского же “ratio”. Одно из основных значений слова “ratio” — разум. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм методом от противного рассматривается как концепция, отвергающая верховенство разума в жизни человека. Кто же прав?

Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д. и т. п.

В том, что разум управляет человеком, его поведением, есть ПРОТИВОРЕЧИЕ. С одной стороны понятно, что в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением. Но, с другой, как может “часть” (а разум лишь “часть” человека, пусть главная, но всё же “часть”) управлять, “вертеть” целым?

Да, действительно, разум лишь ”часть”, но такая, которая делает целое целым. Разум — интегральное “свойство” человека, делающее его целым, т. е. он в известном смысле и часть, и целое, является связующим звеном между “частями” человека и человеком как целым.

Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспировские слова: “есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”.

Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а ИРРАЦИОНАЛИСТЫ — на его ограниченности, на том, что разум меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным руководителем жизни.

И те и другие правы по-своему. Истина, как всегда, где-то посередине. Человек, с одной стороны, старается руководствоваться в своем поведении доводами разума, а, с другой, ведет себя порой как существо ВНЕразумное, лишенное разума, а то и просто безумное, как чувствующее, наслаждающееся или страдающее, как волящее или безвольное и т. д.
Примечание. Некоторые люди на полном серьезе утверждают, что они живут чувствами. Диана, принцесса Уэльская, незадолго до своей смерти сказала буквально следующее: “Я живу чувствами, а не разумом”.

Различие между рационализмом и иррационализмом не только в их отношении к разуму. Они — это логика и интуиция, рассудочность и алогизм, возведенные в ранг философской концепции или сознательно принятые в качестве методологических установок, парадигм.

Рационалисты склонны к порядку, любят его и абсолютизируют его. Соответственно они абсолютизируют знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания.

Иррационалисты, наоборот, не любят обычный порядок вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить все, что угодно. Иррационалисты — это любители парадоксов, загадок, мистики и т. п. Они абсолютизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного, тайну.

Можно различать УМЕРЕННЫЙ И КРАЙНИЙ РАЦИОНАЛИЗМ, УМЕРЕННЫЙ И КРАЙНИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ.
Умеренный рационализм достаточно самокритично относится к себе (пример: критический рационализм К. Поппера), отвергает чисто рассудочный, чисто логический подход к оценке явлений мира.
Крайний рационализм рассудочен, до омерзения логичен, расчетлив как вычислительная машина, выступает в таких мировоззренческих установках как панлогизм, лапласовский детерминизм, механицизм, технократизм.

Умеренный иррационализм делает упор на эмоциональность, неповторимость, индивидуальность, пренебрежительно относится к логике, любит парадоксы и загадки (пример: философия С.Кьеркегора, экзистенциализм). В искусстве он выступает в форме абсурдизма, сюрреализма…

Крайний иррационализм обычно выступает в форме мистицизма. Для него всё тайна, всё чудо, возможно любое нарушение порядка (законов, правил, естественного хода событий, жизни и т. п.). Мистицизм бывает религиозным и нерелигиозным или полурелигиозным.

ЭМПИРИЗМ (От греч. empeiria — опыт) — абсолютизация опыта, промежуточного (между логикой и интуицией) способа мышления, вероятностного подхода. Он выступает в двух формах: сенсуализма и прагматизма.

Сенсуалистический эмпиризм акцентирует внимание на чувственном опыте (sensus — чувство, ощущение), чувственном познании.
Прагматический эмпиризм акцентирует внимание на двигательной активности человека, на физических-практических действиях, приводящих к успеху.
Сенсуализм пассивен, созерцателен; прагматизм активен, деятелен.

Эмпиризм занимает промежуточное положение между рационализмом и иррационализмом. Это видно из следующего.

Первое. Ясно, что между рационализмом и иррационализмом более глубокое различие, чем между рационализмом и эмпиризмом. И если располагать указанные философские-методологические позиции-установки в один ряд, то рационализм и иррационализм будут крайними членами этого ряда, а эмпиризм — средним членом.

Второе. На промежуточный характер эмпиризма указывает и то, что он может тяготеть к рационализму, быть, так сказать, рационалистическим и к иррационализму, быть иррационалистическим. Т.Гоббс и Д.Локк были философами-эмпириками рационалистического толка, а вот Дж.Беркли - философом-эмпириком иррационалистического толка.

Третье. Эмпирики отвергают крайности рационализма и иррационализма. Они достаточно скромно оценивают и рассудочную, дедуктивную логику, и интуицию, фантазию. Вспомним, как Ф. Бэкон, эмпирически ориентированный философ, выступал против дедуктивной логики Аристотеля. Органону Аристотеля он противопоставил свой “Новый Органон”, в котором пытался обосновать универсальное значение индукции как научного метода. С другой стороны, эмпирики не жалуют интуицию (догадку, фантазию, воображение). Они выступают против мистицизма.

Вообще эмпирики слишком скромно оценивают человеческое мышление и разум, в частности.
Эмпирики-сенсуалисты отдают предпочтение чувственному опыту. Их наиболее яркий представитель — Д. Локк — утверждал: “Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах”. Вдумайтесь в эти слова: какое, в сущности, уничижение разума! (Зачем тогда разум, если в нем нет ничего, чего не было бы в чувствах?)

Эмпирики прагматического направления отдают предпочтение действию, практическому опыту.

Такая скромная оценка мышления и разума вполне корреспондируется с вероятностным характером эмпирического мышления. Ведь на основе опыта можно получить только вероятные выводы. В этом случае нет места ни дедукции, ни интуиции. А где нет дедукции и интуиции, там нет и Разума как высшей способности мышления, объединяющей то и другое. Да и о мышлении в целом приходится говорить как о некоторой условности, как о каком-то непонятном довеске к чувственности. В самом деле, что такое мышление без Разума, т. е. без Силы и Глубины?! Да и вообще, возможно ли мышление без взаимодействия (в широком смысле) логики и интуиции?!

Умеренный эмпиризм на словах за опыт как источник знаний, а на деле вынужден в какой-то мере учитывать то, что лежит за пределами опыта.
Умеренные эмпирики — как птицы с подрезанными крыльями или как курицы, которые так тяжелы, что могут только вспархивать, но не летать.

————————————————————
Выше (справа) приводится СХЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЦИОНАЛИЗМА, ЭМПИРИЗМА, ИРРАЦИОНАЛИЗМА И “РАЗУМИЗМА”.
Она аналогична структурной схеме мышления (см. выше слева). Это позволяет не просто говорить о различии или противоположности указанных подходов, а классифицировать их, уточнить их место и роль в человеческой культуре.

Из схемы можно видеть, что наиболее сбалансированная позиция — это позиция “РАЗУМИЗМА”. Она охватывает все типы мышления (логику, интуицию, вероятностное мышление) и избегает крайностей-односторонностей рационализма, иррационализма, эмпиризма.

Термин “рационализм” не подходит для обозначения указанной позиции, так как по-русски он может пониматься и как “разумизм”, и как “рассудизм”. Эта неопределенность в понимании термина создает постоянную опасность истолкования его в одностороннем смысле (как “рассудизм”). Это — во-первых.

Во-вторых, односторонность рационализма как бы продуцируется-задается фактом существования противоположной позиции — иррационализма. Спор между рационализмом и иррационализмом — это, в сущности, ситуация позиционного конфликта, как в суде: между обвинением и защитой. Соответственно, как и в суде, должен быть верховный арбитр между рационализмом и иррационализмом. Им не может быть рационализм, поскольку он сам — одна из спорящих сторон.

(К. Поппер попытался преодолеть односторонность рационализма и иррационализма в концепции критического рационализма и это получилось у него в общем-то неплохо. Неудачно только название концепции. Критический, да еще рационализм! Поппер не учел того, что выражение “критический рационализм” довольно-таки неопределенно, допускает разные толкования, не только то, которое он дал. Например, “критический рационализм” можно понимать как признание критики главенствующим способом мышления. Или его можно понимать как рационализм, критикующий всё, что не является рационализмом. И т. д., и т. п.)

В познавательном процессе, цель которого истина, достижение проходит через ряд ступеней:

1. Эмпиризм(основатели Беккон, Локк, Гобс). Такая философия - это методологическая ориентация познания, которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт, интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства, в результате чего они выступают образами этого мира. А в идеологическом эмпиризме - это достояние внутреннего мира человека, его ничем необусловленные переживания.

2. Рационализм - это идейно - теоретическая и методологическая ориентация, сторонники которой основным источником истинного знания и основой поведения людей признают разум, абсолютизируя его значение и недооценивая или игнорируя роль чувственного опыта и практической деятельности человека. Представители: Декард, Лейбниц, Спиноза (XVI век).

3. Иррационализм - это направление философской мысли, которое признает основой процесса познания и преобразования мира - внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция, вера, воля, ограничивая или отрицая возможности разума в этом процессе.

Философия человека. Концепции происхождения и сущности человека. Смысл человеческого бытия.

С одной стороны, человек – существо физическое, телесное; он обуреваем
влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны,
человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность
ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода
присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов
искать сущность человека.

В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Человек - это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального.

КОНЦЕПЦИИ

Центральное место в комплексе естественно-научных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология — общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического' строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез — процесс происхождения человека — как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития. По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:

1. креационистская концепция — человек сотворен Богом или мировым разумом;

2. биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

3. трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

4. мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;

5. космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.

Сущность человека проявляется в совокупности его биологических и социальных характеристик. Т.О. Человек рассматривается как биосоцальное существо.
Человек — это биосоцальное существо (представитель вида хомосапенс), обладающее способностью производить орудия труда,членораздельной речью,мышлением и сознанием,а также нравственно этическими качествами(духовностью).
С социальной точки зрения, человек - это личность.
Личность - это конкретный человек,представитель определенного общества, большой или малой социальной группы, занимающейся определенном видом деятельности и имеющий свои индивидуальные особенности.
Процесс становления личности идет двумя путями:
1) социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе (освоение системы социальных отношений).
2) индивидуализация — это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности (проявление специфичности).

Вопрос о смысле человеческого бытия возникает, потому что, каким бы ни был человек, что бы он не делал, он все равно умирает. Но люди живут по-разному. Одни легко, не напрягаясь, не следуя высоким идеалам и принципам. Другие всю свою жизнь самоотверженно трудятся, свято соблюдают высокие идеалы и принципы, рискуя здоровьем, а то и жизнью. Но финал у всех одинаков. Поэтому возникает вопрос – зачем напрягаться, ставить высокие цели, соблюдать принципы – живи просто и в свое удовольствие.

Но это явно не соответствует степени сложности и степени совершенства человека, который способен достичь высокого. А иначе жизнь не будет достойной. И тем не менее смерть настойчиво все, отнимая, обессмысливает. Поэтому вопрос ради чего мы живем, какой смысл нашей жизни?

Есть два пути поиска ответа на этот вопрос. Первый путь – это поиски смысла жизни в пределах самой жизни в удовольствиях, власти, богатстве, славе, почете т.д. Но это обессмысливается, поскольку человек умрет и ничего этого не будет. А вдобавок вся жизнь лишь одно мгновение.

Второй путь – это поиски смысла жизни с помощью понятия противоположного смерти. Этим понятием является понятие бессмертия. Живя человек должен достичь бессмертия. И в этом смысл его жизни. Но бессмертие понимается по-разному. Есть религиозно-идеалистическое понимание бессмертия. Есть варианты материалистического понимания бессмертия. К последним можно отнести следующие: достижение личного биологического бессмертия; обретение бессмертия в детях и потомках; бессмертия всего человеческого рода; добрые дела и добрая память о человеке.

Беспристрастный анализ показывает, что все это очень ненадежные виды бессмертия, скорее даже иллюзорные. Личное бессмертия в обычных земных условиях может оказаться самым страшным наказанием, когда душе очень захочется уйти на покой, но она не сможет этого сделать. Подобную идею можно обнаружить в мифах и художественной литературе. Вдобавокпространство и место на земле не беспредельно. И одни поколения должны уступать место новым. Потомки и дети тоже могут не дать бессмертия своим предкам, поскольку могут оказаться бездетными, рано умереть, не захотят сами иметь детей т.д. Человечество сегодня тоже под угрозой. Глобальные проблемы, если их не суметь решить вовремя, могут уничтожить все человечество.

Злейший враг добрых дел и доброй памяти, которые оставляет после себя человек, является время. Люди уже, как правило, не помнят и не знают своих прадедушек и прабабушек, не говоря уже о более далеких предках. Эфемерность этого варианта материалистического понимания бессмертия отнюдь не говорит о том, что добрыми делами и доброй памятью можно пренебречь. Человек обязательно должен оставить о себе добрую память и добрые дела после себя. Но этим смысл не исчерпывается и, видимо, по большому счету состоит не в этом.

Религиозное идеалистическое понимание бессмертия не противоречиво. Потому что здесь бессмертие связывается с бессмертием души. А душа по своей природе бессмертна. Но бессмертие души имеет, по меньшей мере, 2 варианта. Во-первых, душа может оказаться не в адекватном месте, в месте не упокоения, и тогда она обречена на невыносимые муки и страдания. Во-вторых, душа после отделения от тела оказывается в месте упокоения, обретая покой и блаженство. Поэтому смысл земной жизни в том, чтобы душа обрела после смерти покой и блаженство.

Рационали́зм (от лат.ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей являетсяразум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии.

Представители: Сократ, Кант, Бенедикт Спиноза,Готфрид Лейбниц,Рене Декарт,Георг Гегельи др.

Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так исенсуализму.

Представители: Шопенгауэр,Ницше,Шеллинг,Кьеркегор,Якоби,Дильтей,Шпенглер,Бергсон.

Эмпири́зм, эмпирици́зм (от др.-греч.έμπειρία — опыт) — направление втеории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Противостоит рационализмуимистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостнаягносеологическая концепцияэмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв.

Представители: Фрэнсис Бэкон,Томас Гоббс,Джон Локк,Джордж Беркли,Дэвид Юм.

Представители: Протагор, Эпикур, Джон Локк, Этьен Бонно де Кондильяк.

10.Ценности в жизни человека и общества. Классификация ценностей.

Ценность – понятие, используемое в философии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а отношением человека к этой вещи. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве объектов ценностного отношения, а именно: оцениваться в плане добра и зла, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. Такова природа ценностей.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. То есть ценность и польза — две стороны одной и той же медали.

В античнойи средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этическиеиэстетическиеидеалы.

С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности), на относительные и абсолютные, на объективные и субъективные. По содержанию различаются религиозные, правовые, нравственные, познавательные, политические, эстетические, художественные, экологические и др. По своей сути ценности – это не то, за что платят, а то, ради чего живут.

В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основными являются две познавательные способности человека: чувственная и рациональная.

Чувственное или сенситивное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. То есть без органов чувств никакое знание о внешнем мире невозможно. Границы чувственного знания безгранично расширяются благодаря развитию науки и техники, различных технических средств, приборов и аппаратов (телескоп, микроскоп, компас, искусственные спутники Земли и т.д.).

Процесс чувственного познания протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Ощущать можно вкус, цвет, запах, звук и т.д. Восприятие – это отображение не отдельных свойств предметов, а их системы, целостности, в результате возникнет целостный образ предмета, явления. Восприятие подразумевает работу не отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств, поэтому восприятие несомненно является более высокой ступенью познания. И ощущение, и восприятие возникают в результате непосредственного воздействия предметов на органы чувств, то есть принадлежат к чувственной ступени познания. Представление – это переходное, среднее звено от живого созерцания к абстрактному (рациональному) мышлению. Это чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Возможность представления обусловлена тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира. Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств, позволяет при изучении явлений раскрывать их сущность, объяснять внутреннюю связь, закономерности их существования и развития. В результате объективная действительность предстает перед человеком в бесконечном разнообразии отдельных предметов и явлений. В процессе рационального познания человек идет от этих явлений к их сущности, от единичного к общему, от чувственно-восприимчивого к рационально-познаваемого, от конкретного к абстрактному.

Основными формами рационального познания являются:

1) Понятие – мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме, то есть «результат обобщения эмпирического знания, чувственных данных, опыта. Понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, его функции, использование.

2) Суждение – это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя и более понятиями устанавливается связь. Отдельное суждение однако не может в полной мере раскрыть сущность предметов и явлений, для этого необходима целая система суждений, так как понятие о предмете включает в себя целый ряд знаний о предмете.

3) Умозаключение – это рассуждение, в ходе которого из одних суждений (посылок) выводится другое, а из системы суждений заключительное суждение - вывод. Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные, умозаключения по аналогии.

Чувственное и рациональное мышление нельзя рассматривать как абсолютно самостоятельные, изолированные способы познания. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии.

Рационализм и эмпиризм

Научная революция XVI-XVII вв. привела к необходимости постановки вопроса о методе научного познания. Если ранее научные исследования осуществлялись бессистемно, а открытия оказывались результатом счастливой случайности, то введение строгого метода познания должно было сделать ход научного исследования более упорядоченным, систематичным и поэтому продуктивным. Другой важной проблемой теории познания была выработка четкого критерия истины, с помощью которого можно было бы отличать истину от лжи. Попытки разрешить эти две проблемы выразились в создании двух течений в философии Нового времени – эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм утверждал, что все знания возникают из наблюдений и основой и источником всякого познания является чувственный опыт, то есть систематически организованных ощущений. Фрэнсис Бэкон (1561–1626) стал родоначальником эмпиризма, главное внимание он обращал на изучение природы, на выработку нового взгляда на науку и ее классификацию, цели и методы исследования. Важно, что эмпиризм не отрицал роль разума в ходе познания. Эмпиризм считал, что задача разума заключается в обработке данных, полученных органами восприятия.

Рационализм в отличие от эмпиризма делал ставку на рассудочное познание мира, основанное на беспристрастном восприятии, изучении и познании фактов объективной реальности посредством разума и научного метода. Смысл рационализма состоит в рациональном адекватном знании о реальности, раскрытии истины о фактах объективной реальности с целью дальнейшего эффективного применения знаний. Для рационализма ценностью является сам процесс познания, момент раскрытия истины о фактах объективной реальности. Рационализм в качестве конечной цели существования видел не достижение счастья как статичного состояния, а движение вперёд, новые открытия, постоянный прогресс и совершенствование. Декарт является родоначальником классического рационализма. По Декарту, несомненным является только существование нашего сознания, именно поэтому рационализм должен быть основным методом познания мира.

Философский иррационализм

Философский иррационализм – это философское учение, которое ограничивает, принижает, а подчас и вовсе отрицает роль разума как основного и решающего компонента в познании. В нем на первый план выходят другие разновидности человеческих способностей - озарение, воображение, чувства, инстинкты, интуицию, созерцание и пр.

В своей крайней форме философский иррационализм близок к агностицизму. Однако агностицизм акцентирует внимание на абсолютной принципиальной непознаваемости всего мира. Отправной точкой же для такого философского иррационализма служил скептицизм. Пиррон, основатель этой философской школы, говорил о том, что все вещи в равной степени являются неисследуемыми, неопределимыми и неразличимыми. Как следствие, ни одно мнение или суждение не может быть ни ложным, ни истинным. К скептицизму и философскому иррационализму прямое отношение имеют такие философские доктрины и концепции, как релятивизм (учение об условности и относительности сознания и познания) и нигилизм (отрицание общепризнанного).

Чувственное и рациональное в познании

В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основными являются две познавательные способности человека: чувственная и рациональная.

Чувственное или сенситивное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. То есть без органов чувств никакое знание о внешнем мире невозможно. Границы чувственного знания безгранично расширяются благодаря развитию науки и техники, различных технических средств, приборов и аппаратов (телескоп, микроскоп, компас, искусственные спутники Земли и т.д.).

Процесс чувственного познания протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Ощущать можно вкус, цвет, запах, звук и т.д. Восприятие – это отображение не отдельных свойств предметов, а их системы, целостности, в результате возникнет целостный образ предмета, явления. Восприятие подразумевает работу не отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств, поэтому восприятие несомненно является более высокой ступенью познания. И ощущение, и восприятие возникают в результате непосредственного воздействия предметов на органы чувств, то есть принадлежат к чувственной ступени познания. Представление – это переходное, среднее звено от живого созерцания к абстрактному (рациональному) мышлению. Это чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Возможность представления обусловлена тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира. Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств, позволяет при изучении явлений раскрывать их сущность, объяснять внутреннюю связь, закономерности их существования и развития. В результате объективная действительность предстает перед человеком в бесконечном разнообразии отдельных предметов и явлений. В процессе рационального познания человек идет от этих явлений к их сущности, от единичного к общему, от чувственно-восприимчивого к рационально-познаваемого, от конкретного к абстрактному.

Основными формами рационального познания являются:

1) Понятие – мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме, то есть «результат обобщения эмпирического знания, чувственных данных, опыта. Понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, его функции, использование.

2) Суждение – это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя и более понятиями устанавливается связь. Отдельное суждение однако не может в полной мере раскрыть сущность предметов и явлений, для этого необходима целая система суждений, так как понятие о предмете включает в себя целый ряд знаний о предмете.

3) Умозаключение – это рассуждение, в ходе которого из одних суждений (посылок) выводится другое, а из системы суждений заключительное суждение - вывод. Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные, умозаключения по аналогии.

Чувственное и рациональное мышление нельзя рассматривать как абсолютно самостоятельные, изолированные способы познания. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии.

Рационализм и эмпиризм

Научная революция XVI-XVII вв. привела к необходимости постановки вопроса о методе научного познания. Если ранее научные исследования осуществлялись бессистемно, а открытия оказывались результатом счастливой случайности, то введение строгого метода познания должно было сделать ход научного исследования более упорядоченным, систематичным и поэтому продуктивным. Другой важной проблемой теории познания была выработка четкого критерия истины, с помощью которого можно было бы отличать истину от лжи. Попытки разрешить эти две проблемы выразились в создании двух течений в философии Нового времени – эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм утверждал, что все знания возникают из наблюдений и основой и источником всякого познания является чувственный опыт, то есть систематически организованных ощущений. Фрэнсис Бэкон (1561–1626) стал родоначальником эмпиризма, главное внимание он обращал на изучение природы, на выработку нового взгляда на науку и ее классификацию, цели и методы исследования. Важно, что эмпиризм не отрицал роль разума в ходе познания. Эмпиризм считал, что задача разума заключается в обработке данных, полученных органами восприятия.

Рационализм в отличие от эмпиризма делал ставку на рассудочное познание мира, основанное на беспристрастном восприятии, изучении и познании фактов объективной реальности посредством разума и научного метода. Смысл рационализма состоит в рациональном адекватном знании о реальности, раскрытии истины о фактах объективной реальности с целью дальнейшего эффективного применения знаний. Для рационализма ценностью является сам процесс познания, момент раскрытия истины о фактах объективной реальности. Рационализм в качестве конечной цели существования видел не достижение счастья как статичного состояния, а движение вперёд, новые открытия, постоянный прогресс и совершенствование. Декарт является родоначальником классического рационализма. По Декарту, несомненным является только существование нашего сознания, именно поэтому рационализм должен быть основным методом познания мира.

Философский иррационализм

Философский иррационализм – это философское учение, которое ограничивает, принижает, а подчас и вовсе отрицает роль разума как основного и решающего компонента в познании. В нем на первый план выходят другие разновидности человеческих способностей - озарение, воображение, чувства, инстинкты, интуицию, созерцание и пр.

В своей крайней форме философский иррационализм близок к агностицизму. Однако агностицизм акцентирует внимание на абсолютной принципиальной непознаваемости всего мира. Отправной точкой же для такого философского иррационализма служил скептицизм. Пиррон, основатель этой философской школы, говорил о том, что все вещи в равной степени являются неисследуемыми, неопределимыми и неразличимыми. Как следствие, ни одно мнение или суждение не может быть ни ложным, ни истинным. К скептицизму и философскому иррационализму прямое отношение имеют такие философские доктрины и концепции, как релятивизм (учение об условности и относительности сознания и познания) и нигилизм (отрицание общепризнанного).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: