Эмоции и мотивации физиология кратко

Обновлено: 05.07.2024

В статье рассмотрено влияние эмоционального фактора на формирование патологических заболеваний у людей, зависимость функционального состояния организма от уровня стресса. Приведен краткий анализ теорий возникновения эмоций, раскрыта их роль и влияние на внутренние процессы в организме. Помимо вышеперечисленного рассмотрены физиологические реакции, вызванные эмоциями, а также функции эмоциональной деятельности.

Актуальность

Из-за растущего уровня стресса у населения повышается риск возникновения различных заболеваний, что является актуальной проблемой современной психофизиологии.

Цель исследования:

Установить зависимость возникновения заболеваний от уровня стресса населения и ее причины.

Эмоции играют решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме человека. К сожалению, больше внимания в развитии медицины уделяется исследованию лекарственных и хирургических методов лечения, а также созданию современного медицинского оборудования. Тем не менее, около 80% проблем со здоровьем людей содержат эмоциональные компоненты, непосредственно влияющие на развитие патологических процессов в их организме.

Психофизиология (психологическая физиология) – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека – это именно то, что понимают под эмоциями. К классу эмоциональных явлений принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, страсти, эмоциональный стресс.

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции.

Интенсивные, бурно протекающие, а главное, кратковременные эмоциональные вспышки, такие, как ярость, ужас, сильный гнев, отчаяние, глубокое горе, бурная радость, принято относить к классу аффектов.

Эмоции отличаются от аффектов длительностью и интенсивностью. Если аффекты носят кратковременный характер, то эмоции – это более длительные состояния.

Эмоции подразделяются на низшие и высшие. Низшие эмоции связаны с органическими потребностями и делятся на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание постоянства среды в организме, и инстинктивные, связанные, к примеру, с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением идеальных и социальных потребностей. Эти более сложные эмоции развиваются на базе сознания человека и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции [4, с. 113].

Системы противодействия организма стрессорам (чрезвычайным раздражителям) направлены на сохранение постоянства внутренней среды – гомеостаза.

Физиологические реакции организма на стресс, как правило, оказывают положительное влияние на его деятельность. Организм подготавливается к чрезвычайной ситуации в результате активизации многих процессов.

Но, к сожалению, физиологические реакции, вызванные эмоциями, не всегда оказывают положительное влияние на организм.

К примеру, длительный стресс повышает вероятность возникновения различных болезней, развивающихся на нервной почве.

Различают следующие функции эмоциональной деятельности [2, с. 252]:

  • отражательно-оценочная функция
  • побудительная функция
  • активирующая функция, связанная с побудительной
  • регулирующая функция
  • синтезирующая функция
  • смыслообразование
  • защитная функция
  • экспрессивная функция.

Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на усиление или прекращение действия раздражителей.

Биологическую теорию эмоций впервые выдвинул Ч. Дарвин. Он напрямую связывал возникновение эмоций с удовлетворением базовых инстинктов (размножением, борьбой за существование, питанием). Если базовые инстинкты удовлетворены, то это способствует возникновению положительных эмоций, если нет – отрицательных [3, с. 186].

Таким образом, вышеперечисленные техники позволяют регулировать эмоциональное состояние человека посредством первичного воздействия на периферические отделы эмоциональных проявлений (мышечной системы, дыхания). Это может служить подтверждением сложных взаимоотношений исполнительных и регулирующих систем в момент возникновения эмоций.

Согласно теории Кэннона-Барда, физиологические реакции организма и психологическое переживание возникают одновременно. Кора больших полушарий отвечает собственно за психологическое переживание, а за физиологические реакции – лимбическая система, в состав которой входит гипоталамус.

В основе объяснения происхождения эмоций лежит теория гомеостаза У. Кэннона, т.е. постоянства внутренней среды организма. Согласно данной теории, в момент, когда какой-нибудь внутренний параметр организма выходит за определенные границы, это порождает отрицательные эмоции и приводит к возникновению поисковой активности, направленной на устранение дисбаланса, нарушающего гомеостаз [4, с. 113].

К примеру, человек давно не ел, следовательно, уровень глюкозы в крови понижается. Данное явление вызывает неприятные ощущения, усиливается чувство голода, в результате чего человек вынужден предпринимать некоторые действия для удовлетворения своих базовых инстинктов и устранения отрицательных эмоций.

Теория П. В. Симонова утверждает, что эмоциональное реагирование определяется соотношением информации, которое необходимо для удовлетворения потребности, с одной стороны, и информации, которой располагает субъект – с другой. Если имеющаяся информация больше или равна необходимой, для удовлетворения потребностей, формируются положительные эмоции, если она недостаточна – отрицательные.

Теория эмоций К. Изарда предполагает универсальность формирования десяти базовых эмоций у всех людей независимо от этнических, тендерных и расовых различий. К этим базовым эмоциям, согласно теории, относят страх, гнев, радость и т. д.

Система объективного кодирования мимических проявлений (экспрессии) базовых эмоций, разработанная К. Изардом, представляет интерес, ибо включает специальную оценку различных областей лица (бровей, щек, рта, глаз, носа), участвующих в выражении эмоции, а также регистрирует время начала и конца их проявлений. Эмоциональные состояния группируются в классы [5, с. 110].

Например, 1) любовь, счастье, радость; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) ярость, решительность; 5) отвращение; 6) презрение.

Эмоции отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.

Положительные эмоциональные проявления, как правило, усиливают активность, инициативу, творческое отношение к своим обязанностям. Они возникают и проявляются в результате развития взглядов, мнения, оценок человека и не зависят от ситуационных воздействий окружающей обстановки. Положительные эмоциональные переживания зависят от зрелости и степени сознания человека. Именно здесь кроются богатые возможности по их целенаправленному формированию и развитию.

Таким образом, возникновение заболеваний, вызванных длительным пребыванием населения в стрессе, напрямую зависит от эмоционального фактора.

Мотивации – активные состояния мозговых структур, побуждающие высших позвоночных животных и человека совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей.

Мотивации делают поведение целенаправленным, ориентируя его наследственно (сложные безусловные рефлексы, инстинкты) или благодаря ранее накопленному условно-рефлекторному опыту.

1. индивидуальные – направлены на поддержание гомеостаза (голод, жажда, избегание боли, половое влечение);

2. групповые (забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии);

3. познавательные (исследовательское поведение, игровая деятельность и т.д.).

Поведение всегда связано с преобладающей в данный момент мотивацией. Например, у сытого животного нельзя выработать условный пищевой рефлекс потому, что у него нет пищевой мотивации.

При мотивации биохимические сдвиги во внутренней среде трансформируются в процесс возбуждения, который активизирует специфические структуры гипоталамуса. Отсюда мотивационное возбуждение распространяется на лимбическую систему и кору больших полушарий, где формируется программа поведения, способного привести к удовлетворению соответствующих потребностей.

С мотивациями тесно связаны эмоции.

Эмоции – субъективные реакции животных и человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

Характер эмоций определяется актуальной потребностью и прогнозированием вероятности (возможности) ее удовлетворения.

1. положительные (радость, восторг, удовлетворение);


отрицательные (гнев, ужас, страх, отвращение) — возникают при низкой вероятности удовлетворения потребностей.

Физиологический механизм эмоций очень сложен. Одна из ранних теорий И.П. Павлова: появление эмоций связано с легкостью или трудностью протекания нервных процессов. Если вызвать раздражительный процесс, а затем затормозить его, то это создаст отрицательные эмоции. Например, капризные дети. Если ребенок занят чем-то интересным, а вы просите сделать его что-то другое, тем самым затормозить положительный процесс и начать другой. Ребенок может начать капризничать, плакать.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Разное поведение человека и животных направлено на удовлетворение многообразных потребностей. Это связано с мотивациями и эмоциями. О мотивационно-эмоциональной сфере человека судят по поступкам, мимике, выразительным движениям.

Мотивации (побуждения, влечения) определяются генетической программой и индивидуальным опытом, активизируются потребностями и проявляется в избирательном возбуждении мозговых структур, что приводит к реализации целенаправленного поведения.

Различают низшие и высшие мотивации. Низшие биологические мотивации – голод, жажда. Высшие мотивации те, которые социально обусловлены.

Первая попытка объяснить эмоции человека с позиций физиологии принадлежит И.М. Сеченову, он считал, что эмоции – это "рефлексы с усиленным концом в их последней фазе". Важное значение имели исследования Павлова, который связал появления эмоций с переделкой динамических стереотипов.

Павловские взгляды на механизм эмоций получили развитие в биологической теории эмоций П.К. Анохина (1964) и информационной теории П.В. Симонова.

В головном мозге человека и животных методом вживленных электродов обнаружен ряд нервных структур, связанных с появлением разнообразных эмоциональных реакций. Наиболее широко такие зоны представлены в лимбической системе, гипоталамусе и ретикулярной формации. Ярким доказательством участие гипоталамо-лимбической системы в формировании эмоций служат опыты с раздражением указанных структур. Так, при электрическом раздражении миндалевидного комплекса у кошки проявляется агрессивность (фырканье, выгибание спины, расширение зрачков и т.д.). Удаление некоторых образований лимбической системы превращает ручных животных в диких зверей. Раздражение точечной области впереди гипоталамуса подавляет реакцию ярости. Разрушение этой зоны вызывает сильнейший приступ ярости. Оказалось, что вирус бешенства локализуется именно в тех участках лимбической системы, разрушение которых сопровождается агрессивностью.

В лимбической системе были обнаружены центры не только отрицательных (ярость, гнев, тоска, страх и т.д.), но и положительных эмоций (успокоение, удовольствие, радость и т.д.). Причем эти противоположные центры лежат очень близко друг от друга. Перемещение раздражающего электрода только Большая радость может смениться крайней степенью страха и т.д.

Эти филогенетически более древние низшие элементарные эмоциональные реакции, связанные с действием подкорковых нервных структур головного мозга относят к протопатическим (подкорковым) эмоциям. Их необходимо отличать от высших специфически человеческих эпикритических (корковых) эмоций, обусловленных деятельностью более молодых, в эволюционном отношении, корковых зон (например, моральные чувства человека).

Исследования показали, что качественная оценка эмоций происходит с участием молодых отделов (в эволюционном плане) коры. При корковых поражениях развиваются эмоциональные расстройства: от аффектов чрезвычайной силы до глубокой апатии – эмоциональной тупости. Регулирование специфических человеческих эмоций осуществляется лобными долями тесно связанными с лимбикой.

Проявление эмоций всегда связано с изменением деятельности вегетативных органов, двигательной системы, эндокринных желез.

Так что гормоны, другие биологически активные вещества участвуют в управлении эмоциями. Оказывают влияние на проявление эмоций и никотин, алкоголь и наркотики. Эти вещества вызывают у человека ложное состояние комфорта, но парализуют волю. Такой человек не может решать серьезные задачи и не испытывает радостных чувств от достигнутых побед.

Исходя из биологической теории эмоций П.К. Анохина можно считать, что отрицательные эмоции возникают всегда, если организм (система) не может достичь полезного результата. Положительные эмоции возникают при достижении функциональной системой полезного для ее существования результата.

Информационная теория эмоций Т.В. Симонова связывает их появление с избытком или недостатком информации об удовлетворении потребностей. Недостаток информации вызывает отрицательные эмоции, избыток – положительные.

У детей до 3-х лет превалируют низшие протопатические эмоции. Причем положительные эмоции надо воспитывать. Есть критический период до 3-х лет, если их не воспитать, то потом это сделать трудно. Это обусловлено низким уровнем развития психики. По мере созревания низшей нервной структуры – коры головного мозга происходит совершенствование психических процессов ребенка. Примерно с 3 – 4 лет постнатального развития начинают интенсивно формироваться высшие человеческие эмоции. Но они еще слабы и уступают сильным биологическим потребностям. Так что для детей дошкольного возраста лишение лакомства и пищи еще способно вызвать более сильный эмоциональный эффект, чем словесные нравоучения о правилах поведения.

Важное значение в развитии эмоций в этом возрасте имеют игры детей и рисование. Период с двух-трех лет до семи называется возрастом афферентности. Дети в этом возрасте эмоционально раздражимы, т.е. легко подвергаются влиянию эмоций других. В начале подросткового периода высшие эмоции приобретают ведущее значение. Их окончательное формирование завершается к 20 – 22 годам, когда завершается формирование высших отделов нервной системы.

Эмоции для человека очень важны. Отрицательные – сигнал о нарушении гомеостаза – относительное постоянство внутренней среды. Положительные - награда организму за труд, затраченный в процессе достижения полезного результата. П.В. Симонов утверждает, что положительные эмоции сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно – рефлекторных реакций. В стрессовых ситуациях эмоции помогают вскрыть все резервы организма для получения необходимого результата.

Важное значение имеют эмоции в процессах обучения и воспитания ребенка. Чтобы информация воспринималась ребенком и прочно запоминалась, она должна быть преподнесена ярко, эмоционально.

Вот почему учебно-воспитательная работа должна обязательно учитывать эту особенность и обязательно затрагивать эмоциональную сферу. Психологи выделяют даже специальный вид познавательных эмоций, физиологическую основу которых составляют ориентировочные рефлексы.

Исходя из этого первостепенной задачей педагога является развитие познавательных эмоций (гностических) у детей и подростков.

В статье рассмотрено влияние эмоционального фактора на формирование патологических заболеваний у людей, зависимость функционального состояния организма от уровня стресса. Приведен краткий анализ теорий возникновения эмоций, раскрыта их роль и влияние на внутренние процессы в организме. Помимо вышеперечисленного рассмотрены физиологические реакции, вызванные эмоциями, а также функции эмоциональной деятельности.

Актуальность

Из-за растущего уровня стресса у населения повышается риск возникновения различных заболеваний, что является актуальной проблемой современной психофизиологии.

Цель исследования:

Установить зависимость возникновения заболеваний от уровня стресса населения и ее причины.

Эмоции играют решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме человека. К сожалению, больше внимания в развитии медицины уделяется исследованию лекарственных и хирургических методов лечения, а также созданию современного медицинского оборудования. Тем не менее, около 80% проблем со здоровьем людей содержат эмоциональные компоненты, непосредственно влияющие на развитие патологических процессов в их организме.

Психофизиология (психологическая физиология) – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека – это именно то, что понимают под эмоциями. К классу эмоциональных явлений принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, страсти, эмоциональный стресс.

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции.

Интенсивные, бурно протекающие, а главное, кратковременные эмоциональные вспышки, такие, как ярость, ужас, сильный гнев, отчаяние, глубокое горе, бурная радость, принято относить к классу аффектов.

Эмоции отличаются от аффектов длительностью и интенсивностью. Если аффекты носят кратковременный характер, то эмоции – это более длительные состояния.

Эмоции подразделяются на низшие и высшие. Низшие эмоции связаны с органическими потребностями и делятся на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание постоянства среды в организме, и инстинктивные, связанные, к примеру, с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением идеальных и социальных потребностей. Эти более сложные эмоции развиваются на базе сознания человека и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции [4, с. 113].

Системы противодействия организма стрессорам (чрезвычайным раздражителям) направлены на сохранение постоянства внутренней среды – гомеостаза.

Физиологические реакции организма на стресс, как правило, оказывают положительное влияние на его деятельность. Организм подготавливается к чрезвычайной ситуации в результате активизации многих процессов.

Но, к сожалению, физиологические реакции, вызванные эмоциями, не всегда оказывают положительное влияние на организм.

К примеру, длительный стресс повышает вероятность возникновения различных болезней, развивающихся на нервной почве.

Различают следующие функции эмоциональной деятельности [2, с. 252]:

  • отражательно-оценочная функция
  • побудительная функция
  • активирующая функция, связанная с побудительной
  • регулирующая функция
  • синтезирующая функция
  • смыслообразование
  • защитная функция
  • экспрессивная функция.

Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на усиление или прекращение действия раздражителей.

Биологическую теорию эмоций впервые выдвинул Ч. Дарвин. Он напрямую связывал возникновение эмоций с удовлетворением базовых инстинктов (размножением, борьбой за существование, питанием). Если базовые инстинкты удовлетворены, то это способствует возникновению положительных эмоций, если нет – отрицательных [3, с. 186].

Таким образом, вышеперечисленные техники позволяют регулировать эмоциональное состояние человека посредством первичного воздействия на периферические отделы эмоциональных проявлений (мышечной системы, дыхания). Это может служить подтверждением сложных взаимоотношений исполнительных и регулирующих систем в момент возникновения эмоций.

Согласно теории Кэннона-Барда, физиологические реакции организма и психологическое переживание возникают одновременно. Кора больших полушарий отвечает собственно за психологическое переживание, а за физиологические реакции – лимбическая система, в состав которой входит гипоталамус.

В основе объяснения происхождения эмоций лежит теория гомеостаза У. Кэннона, т.е. постоянства внутренней среды организма. Согласно данной теории, в момент, когда какой-нибудь внутренний параметр организма выходит за определенные границы, это порождает отрицательные эмоции и приводит к возникновению поисковой активности, направленной на устранение дисбаланса, нарушающего гомеостаз [4, с. 113].

К примеру, человек давно не ел, следовательно, уровень глюкозы в крови понижается. Данное явление вызывает неприятные ощущения, усиливается чувство голода, в результате чего человек вынужден предпринимать некоторые действия для удовлетворения своих базовых инстинктов и устранения отрицательных эмоций.

Теория П. В. Симонова утверждает, что эмоциональное реагирование определяется соотношением информации, которое необходимо для удовлетворения потребности, с одной стороны, и информации, которой располагает субъект – с другой. Если имеющаяся информация больше или равна необходимой, для удовлетворения потребностей, формируются положительные эмоции, если она недостаточна – отрицательные.

Теория эмоций К. Изарда предполагает универсальность формирования десяти базовых эмоций у всех людей независимо от этнических, тендерных и расовых различий. К этим базовым эмоциям, согласно теории, относят страх, гнев, радость и т. д.

Система объективного кодирования мимических проявлений (экспрессии) базовых эмоций, разработанная К. Изардом, представляет интерес, ибо включает специальную оценку различных областей лица (бровей, щек, рта, глаз, носа), участвующих в выражении эмоции, а также регистрирует время начала и конца их проявлений. Эмоциональные состояния группируются в классы [5, с. 110].

Например, 1) любовь, счастье, радость; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) ярость, решительность; 5) отвращение; 6) презрение.

Эмоции отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.

Положительные эмоциональные проявления, как правило, усиливают активность, инициативу, творческое отношение к своим обязанностям. Они возникают и проявляются в результате развития взглядов, мнения, оценок человека и не зависят от ситуационных воздействий окружающей обстановки. Положительные эмоциональные переживания зависят от зрелости и степени сознания человека. Именно здесь кроются богатые возможности по их целенаправленному формированию и развитию.

Таким образом, возникновение заболеваний, вызванных длительным пребыванием населения в стрессе, напрямую зависит от эмоционального фактора.

2. Роль эмоций и мотиваций в организации поведения

Потребность – это состояние организма, возникающее при отсутствии (нехватке) факторов, необходимых для жизнедеятельности. Потребность отражает зависимость организма от внешней среды. Потребности составляют основу мотиваций, а сами построены на безусловных рефлексах. Понятия потребностей и безусловных рефлексов очень близки. Каждой потребности соответствует необходимый для ее удовлетворения комплекс врожденных поведенческих реакций, на основании чего выделяют витальные потребности (или безусловные), зоосоциальные и рефлексы саморазвития.

Наиболее сложно устроенные центры потребностей и безусловных рефлексов находятся в гипоталамусе. Здесь находятся нейроны, которые получают информацию как из внешнего мира (зрительные, слуховые, вкусовые и др. сигналы), так и из внутренней среды организма (концентрация в крови глюкозы, солей, гормонов и др.). Используя эту информацию, гипоталамус управляет деятельностью эндокринных желез и вегетативной нервной системы, являясь основным центром поддержания гомеостаза. С поддержанием гомеостаза в значительной мере связано и функционирование центров различных потребностей, причем во многих из них есть подцентры, включающие или выключающие соответствующие потребности.

Мотивации – это активные состояния мозговых структур, побуждающие совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей (рисунок 1). Мотивации создают необходимые предпосылки поведения. Мотивации могут создаваться и биологическими потребностями (пищевая, половая), и высшими познавательными потребностями. Любая информация, получаемая организмом, сопоставляется с доминирующей в данный момент мотивацией. У сытого животного невозможно выработать условный пищевой рефлекс, так как у него нет пищевой мотивации.


Рисунок 1 – Схема, показывающая место мотивации в структуре

целостного поведенческого акта.

Cплошные стрелки – активирующие влияние; пунктир – тормозящие

С мотивациями неразрывно связаны эмоции (рисунок 2). Эмоции – это отражение мозгом какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, оцениваемой на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта (П.В.Симонов). Достижение цели и удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции, недостижение цели – отрицательные эмоции.


Рисунок 2 – Взаимосвязь мотиваций и эмоций

Положительные эмоции отражают положительный эффект произведенного действия и создают предпосылки для его продления или повторения. Отрицательные эмоции свидетельствуют о вредном воздействии на организм и нецелесообразности повторения. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в информации. Эта потребность может быть источником положительных эмоций в течение всей жизни.

Читайте также: