Эмиль дюркгейм вклад в социологию кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эмиль Дюркгейм Он был французским социологом и философом 1858 года рождения, который считается одним из отцов социологии. Среди прочего, его работы позволили социальной науке начать отличаться от психологии и политической философии, а также продвинули эпистемологический реализм и гипотетико-дедуктивный метод.

Его самые известные работы включают его монографию Самоубийство, опубликованный в 1897 году, который положил начало социальным исследованиям, а также Правила социологического метода (1895), в которой он объяснил, как подходить к социальным фактам научной и систематической фирмы.

Этот автор посвятил значительную часть своей карьеры открытию, описанию и объяснению структурных социальных событий, происходящих в учреждениях. Согласно своим постулатам, социология должна изучать эти социальные явления целостным образом, то есть с интегральной точки зрения и с учетом того, что влияет на все общество.

Помимо своей работы в качестве социологического исследователя, Дюркгейм отличился тем, что сделал социологию академической дисциплиной. Он был создателем первого факультета социологии в Университете Бордо, а в 1896 году он основал первый журнал, посвященный этой теме, L’Année Sociologique.

биография

Ранние года

Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 года в Эпинале, Франция. Несмотря на то, что его отец был раввином, в детстве он прошел через процесс секуляризации, который заставил его отказаться от иудаизма.

Юный Эмиль провел свою юность в очень бурном и меняющемся историческом контексте. В этот период его страна пережила большой промышленный и экономический рост, но потерпела поражение во франко-прусской войне. Во время этого конфликта в 1870 году родной город Дюркгейма был оккупирован пруссаками.

Его хорошие академические результаты позволили ему поступить в Ecole Normale Supérieure в Париже в 1879 году, где он получил диплом по философии три года спустя. Получив ученую степень, Дюркгейм начал преподавать в различных городах Франции.

В 1885 году социолог переехал в Германию, где познакомился с методами экспериментальной психологии, разработанными Вильгельмом Вундтом.

Карьерная лестница

Во время своего пребывания в Германии Дюркгейм отправил во французские журналы несколько статей по философии и позитивным наукам. Эти публикации сыграли важную роль в том, что в 1887 году он получил предложение работать профессором социальных наук и педагогики в Университете Бордо.

В то время Дюркгейм начал интересоваться социологией, дисциплиной, которая тогда зародилась после первой позитивистской формулировки, сделанной Огюстом Контом.

Первым крупным вкладом Дюркгейма была его докторская диссертация: О разделении общественного труда (1893). Два года спустя он опубликовал одну из своих самых важных работ, Правила социологического метода. В 1896 году по курсам социологии он стал первым во Франции кафедрой этой дисциплины.

Следующим его профессиональным назначением был Парижский университет, где он работал профессором педагогических наук с 1902 года до своей смерти.

Смерть

Смерть сына во время Первой мировой войны привела Дюркгейма в состояние депрессии. Разочарованный и безутешный, он умер в Фонтенбло 15 ноября 1917 года.

Основные теории дюркгейма

До того, как Дюркгейм начал работать над этим предметом, теоретики, занимающиеся социологией, не считали его автономной дисциплиной, а подходили к нему через органические или психологические подходы.

Дюркгейм изменил эту точку зрения и подтвердил, что существуют специфические социальные явления и что социологию следует рассматривать как науку, изучающую их.

Эти социальные факты, согласно его теории, присутствуют до рождения человека в любом обществе и, следовательно, являются внешними по отношению к его личности. Они также являются коллективными фактами, поскольку являются частью социальной культуры и носят принудительный характер, поскольку люди получают образование в соответствии с нормами и правилами этого общества.

Французский социолог также подтвердил, что общество существует как вне, так и внутри индивида, поскольку оно усваивает и принимает его ценности и мораль. По этой причине первичной единицей исследования социологии должно быть общество в целом, а не его отдельные компоненты.

Разделение труда

В некоторых его работах, таких как Образование и социология Y Разделение труда в обществеДюркгейм утверждал, что солидарность является основным элементом поддержания сплоченности в современных обществах.

По мнению автора, существует два типа солидарности: органическая, проявляющаяся в семье, между друзьями или в сельских общинах, и механическая, которая развивается в индустриальных обществах из-за разделения труда в компаниях. В последнем случае чувство принадлежности меньше, чем в небольших группах.

По этой причине автор указал, что индустриальному обществу необходимо внедрить новую систему образования. С одной стороны, дети должны были получить начальное образование в семье, а глобальные нормы и ценности должны были преподавать в школах.

Социолог считал солидарность моральным фактом, что она не может иметь внешнего существования. Поэтому для его реализации необходимы закон и право.

Еще одна важная концепция в работах Дюркгейма - это аномия, термин, который он определяет как отсутствие социальной солидарности из-за отсутствия регулирования, вызванного перманентной модернизацией. Социолог включает общественный договор, защищаемый некоторыми просвещенными философами, в эти факторы аномии, поскольку он не гарантирует порядка.

Метод социальных наук

Двумя инструментами, предложенными Дюркгеймом, были статистика и логические рассуждения. С их помощью он намеревался создать метод, основанный на непосредственном наблюдении фактов и диапазоне их проверки.

  • Внешний вид: это предыдущие концепции или априорные суждения, сделанные с библиографическим анализом.
  • Глубина: раскрывается сущностью и природой социальной организации.
  • Характер события: анализируется, находится ли событие в пределах нормы или имеет патологический характер.
  • Анализ: со всеми собранными данными проводится подробное расследование, а затем интерпретируются результаты.

Функционализм

Функционалистская теория, предложенная Дюркгеймом, сосредоточила свое внимание на закономерностях, функционировании и нормах общества. В нем социолог сослался на использование функции, определяемой как внешнее проявление объекта в рамках определенной системы отношений.

Функция, как ее представил Дюркгейм, представляет собой концепцию, которая выражает отношения между элементами множества и демонстрирует их взаимозависимость.

С помощью этой социологической теории Дюркгейм стремился объяснить социальные явления через функцию социальных институтов. Таким образом, он считал социальные изменения, которые стремились к гармонии, функциональными, тогда как, если баланс был нарушен, эти изменения следовало считать дисфункциональными.

Самоубийство

Одной из самых известных работ Дюркгейма была Самоубийство: социологическое исследование, опубликовано в 1897 г.

Автор изучил годовой уровень самоубийств в разных странах за определенный период времени и обнаружил, что он имеет тенденцию оставаться неизменным в течение длительного периода времени. Точно так же он обнаружил, что этот показатель действительно варьируется в зависимости от страны или сообщества. В качестве примера он обнаружил, что в католических обществах было меньше самоубийств, чем в протестантских.

На основании этих данных автор пришел к выводу, что самоубийство имеет социальные причины, а не только индивидуальные и психологические. Дюркгейм зафиксировал четыре различных типа самоубийств:

  • Эгоистичное самоубийство: происходит, когда самоубийца не имеет сильных социальных связей. Это отсутствие интеграции в общество позволяет жертве самоубийства совершить акт самоубийства.
  • Альтруистическое самоубийство: причиной может быть очень низкая важность личности. Дюркгейм привел в качестве примера случай с некоторыми примитивными народами, которые заставляли пожилых людей покончить жизнь самоубийством, когда они больше не могли постоять за себя.
  • Аномическое самоубийство: это происходит, когда общество находится в ситуации дезинтеграции или аномии.
  • Фаталистическое самоубийство: оно совершается в обществах с правилами, слишком строгими и подавляющими для отдельных людей.

Штат

Дюркгейм определял государство по выполняемым им функциям. У этих функций должны быть ограничения, поскольку они не должны зависеть от контроля социальных связей и коллективного сознания.

Само государство для автора является разновидностью коллективного сознания, но не единственным. Это орган социальной мысли, который должен быть посвящен разработке определенных социальных представлений, предназначенных для управления коллективным поведением.

С другой стороны, этот автор утверждал, что конфликты были аномалиями в продвижении к прогрессу и порядку, двум центральным идеям в обществах его времени.

Другие материалы Дюркгейма

Несмотря на то, что Эмиль Дюркгейм не оставил никаких чисто антропологических работ, он внес очень ценный вклад в эту дисциплину. Кроме того, он ввел научный метод в социальный анализ и создал концепцию социологического факта.

Религиозное явление

Французский социолог также упомянул религиозный феномен, в частности, в своей работе. Элементарные формы религиозной жизни (1912). Эта работа была основана на нескольких антропологических наблюдениях за аборигенами Австралии и Америки.

На основании собранных данных Дюркгейм разработал теорию. В соответствии с этим религию следует рассматривать как социальное явление, хотя в то же время она является продуктом коллективного мышления.

Автор трактовал религию как символ самого общества. Таким образом, в страхе человека перед священным символически выражается его зависимость от общества. Сама концепция бога, согласно Дюркгейму, была бы формой поклонения обществу.

Как и в случае с культурой и самим обществом, религия является элементом контроля над сознанием человека и, следовательно, очень ценным инструментом социальной сплоченности.

Пионер социологии

В дополнение ко всей его теоретической работе, Дюркгейм считается одним из отцов социологии также благодаря его академической работе. Французы были основателями первого социологического факультета в Университете Бордо в 1895 году.

С другой стороны, он также был создателем первого журнала, посвященного этой теме, L’Année Sociologique, который появился в 1896 году.

Опубликованные работы

Разделение труда в обществе (1893). Его докторская диссертация.

Правила социологического метода (1895).

Нравственное воспитание (1902).

Элементарные формы религиозной жизни (1912).

Уроки социологии (1912).

Посмертные произведения

Образование и социология (1922).

Образование: его сущность, функция (1928)

Педагогика L’évolution во Франции (1938).

Дюркгеймовские фразы

- Уровень самоубийств обратно пропорционален степени интеграции социальных групп, к которым принадлежит человек.

- Общество для своих членов то же самое, что Бог для своих верных.

- Сантименты - это объект науки, но не критерий научной истины.

- Мы подчиняемся закону не потому, что мы его создали, потому что он был любим таким количеством голосов, но потому, что он хорош, он соответствует природе фактов, потому что это все, чем он должен быть, потому что мы доверяем ему.

- Не следует говорить, что действие оскорбляет общую совесть, потому что оно преступно, а скорее, что оно является преступным, потому что оно оскорбляет общую совесть.

- Религия - это не просто система идей, это прежде всего система сил.

- Приходится выбирать между обществом и Богом.

- Каждое общество - это нравственное общество. В некоторых отношениях этот характер еще более выражен в организованных обществах.

- Преследование цели, которая по определению недостижима, обрекает себя на вечное несчастье.

- Образование - это социализация молодого поколения взрослым поколением.

- Человек может действовать только в той мере, в какой он научится знать контекст, частью которого он является, знать свое происхождение и условия, от которых он зависит.

представителем классического периода развития социологии следует считать французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858—1917). Дюркгейм стремился, прежде всего, к увеличению автономии социологии от других наук, что создало возможность для выделения предмета социологии. Он стремился объяснять все феномены, явления общественной жизни только с точки зрения социологии, что привело к появлению социологизма, который представляет собой такой научный взгляд на общественные явления, когда другие научные дисциплины, кроме социологии, не рассматриваются или при наличии разных позиций выводы делаются в пользу социологической точки зрения.

Существенной заслугой Дюркгейма в социологии является открытие коллективного сознания, которое появляется в ходе вхождения индивида в социальные группы. Включаясь в систему социальных отношений, люди объединяются на основе солидарности в отношении достижения общих целей. Дюркгейм различает механическую и органическую виды солидарности членов общества или социальной группы.

В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия "социализм" и "коммунизм". При коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальная масса не состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и стремится связать различные функции с различными органами и последние между собой". Структура социологии, по мнению Дюркгейма, включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества, его социальными органами (социальные институты, состав населения, его плотность, размещение и т. п.). Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т. п. Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.

Долгое время наука об обществе не считалась самостоятельной дисциплиной. Этот предмет изучали только в рамках курса философии или психологии.

Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм и его основные идеи о социологии, как отдельной отрасли знаний, изменили ситуацию. Французский исследователь внёс наибольший вклад в изучение социальных отношений.

Личность Эмиля Дюркгейма

Будущий философ родился в 1858 году на севере Франции в глубоко религиозной еврейской семье. Все мужчины в его роду служили раввинами. Эмиль Дюркгейм тоже получал образование в еврейской школе, но, в отличие от своих родственников, юноша не стал связывать свою жизнь со служением богу.

Переехав в Париж, в 1879 году он и с третьей попытки поступил в университет. Именно в стенках учебного заведения он познакомился с исследованиями:

  • О. Конта (позитивизм);
  • Г. Спенсера (функционализм);
  • Р. Декарта (рационализм);
  • Ш. Монтескьё (детерминизм).

Социология Э.Дюркгейма

Одарённый студент не мог не заметить, что изучению функционирования общества не уделяется должного внимания. Поэтому уже в университетские годы основная идея Эмиля Дюркгейма заключалась в развитии социологии, как полноценной академической дисциплины. В 1882 году он окончил университет и приступил к преподаванию философии в провинциальных школах. Через 3 года, во время командировки в Германию, Дюркгейм полностью посвятил себя изучению науке об обществе.

После возвращения во Францию начался самый продуктивный период в жизни философа:

  1. Дюркгейм стал преподавателем в университете Бордо.
  2. Разработал первый общественно-научный курс.
  3. Создал Французскую социологическую школу.
  4. Был приглашён преподавателем в Сорбонну.
  5. Основал первый факультет социологии в Европе.

Дюркгейм был превосходным оратором, его доклады и презентации пользовались огромной популярностью. Философ активно участвовал в политической и общественной деятельности. Был сторонником демократии и либерализма.

Кроме этого, во время военных действий погибли ведущие специалисты социологической школы и его сын Андре. В 1917 году у философа случился инсульт, пережить который он не смог.

Основные труды философа

Современные исследователи полагают, что вклад Дюркгейма в социологию неоценим. Он первым обосновал предмет и методологию этой общественной науки, изучил проблемы религии и суицида.

Развитие социологии

  • морфологическую (изучение строения общества);
  • физиологическую (изучение социальных сфер жизни);
  • общую (законы функционирования социума).

Дюркгейм считал, что социология должна исследовать общественные факторы, которые и являются предметом изучения науки. Философ выделял морфологические и духовные факторы. К первой группе можно отнести плотность населения и способы коммуникации между социальными группами. Ко второму типу относится религия, нормы морали, культурные традиции. Выбрать среди этих факторов наиболее или наименее важные невозможно. Они в равной степени влияют на развитие человека.

Эмиль Дюркгейм социология

Дюркгейм предлагал изучать социальные факторы как вещественные объекты.

То есть использовать метод наблюдения, сравнения и всестороннего анализа. Материалистический подход учёный категорически отвергал.

Согласно концепции философа, общество представляет собой систему взаимодействий индивидов. Поведение конкретной личности обуславливается сплочённостью социума и установленными ценностями, нормами. Над каждым индивидом довлеет общество. Утверждения и взгляды Дюркгейма соответствуют социологизму или направлению социального реализма.

Для прогрессивного общества свойственна солидарность, то есть социальная сплочённость и наличие единых ценностей. Регрессивное объединение можно характеризовать аномией. В понимании Дюркгейма это явление означает полное отсутствие законов и норм поведения.

Исследование природы суицида

Исследование природы суицида

Философ выделял несколько видов самоубийств:

  1. Эгоистическое. Характеризуется полным разрывом связи между личностью и его социальной группой.
  2. Альтруистическое. Утрата связи человека с обществом по независящим от индивида причинам.
  3. Аномическое. Возникает из-за серьёзных социальных потрясений.
  4. Фаталистическое. Характеризуется страхом личности перед утратой авторитета или признания.

Кроме того, Эмиль Дюркгейм вёл подробную статистику самоубийств и обнаружил несколько любопытных фактов. Например, он выяснил, что процент суицидов высок среди протестантов, вдов и разведённых людей. Количество самоубийств увеличивается в период войн, революций, экономических кризисов. Люди, проживающие в городах, склонны к суициду больше, чем население, находящееся в сёлах и деревнях. Учение о природе самоубийства до сих пор используется современными психологами всего мира.

Проблемы религии

Проблемы религии

Изучая краткую биографию философа, стоит отметить, что религия оказала огромное влияние на развитие его личности. Несмотря на то что Дюркгейм не стал раввином, он продолжал поддерживать еврейское общество, относился с больши́м уважением к обычаям и традициям народа. По своим взглядам Дюркгейм был агностиком. Социолог не верил в существование бога, но признавал важную роль религии в формировании основ морали и нравственности.

Он оказал огромное влияние на развитие западной социологии. Наряду с О. Контом, К. Марксом и М. Вебером он считается основоположником этой науки. Труды философа, которые может скачать любой желающий, до сих пор применяются для изучения факторов общества. Изложенный материал может быть использован для составления курсовой работы или реферата по социологии Э. Дюркгейма.

2.4. Социологические воззрения Э. Дюркгейма.

В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

? признание специфичности и автономности социальной реальности;

? приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изучению социальных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечал Дюркгейм, необходимо выявить его функцию в создании социального порядка. Анализ социальной роли, социальной функции того или иного явления он считал главной задачей социологии.

Изучая различные аспекты социальной жизни людей, Дюркгейм постоянно обращался к вопросам: что побуждает индивидов сплачиваться, каковы те связи, которые их объединяют? Поэтому центральной темой его научного творчества стала проблема социальной солидарности.

В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. По существу, солидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств; вторая – самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе.

Однако со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.

Читайте также: