Эллипсис это в русском языке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 24 эллипсис

Опущение, пропуск элемента высказывания, который легко может быть восстановлен в данном речевом или ситуативном контексте (в лингвистике).

Э́ЛЛИПСИС, -а, м. В языкознании: пропуск в речи какого-н. легко подразумеваемого слова, члена предложения.

1. Пропуск (опущение) элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном речевом или бытовом контексте или ситуации.

3. Усеченность фразы, фраза без некоторых членов предложения характерная для диалогической речи.

Э́ЛЛИПСИС -а; м. [греч. elleipsis - выпадение, опущение] Лингв. Пропуск в речи какого-л. легко подразумеваемого слова, члена предложения.

◁ Эллипти́ческий (см. 2.Э.).

Пропуск в речи какого-л. легко подразумеваемого слова, члена предложения.

Э́ЛЛИПСИС (от греч. ἔλλειψις - опущение, недостаток) - пропуск в речи структурно необходимого язык. эл-та; ср.: Ему он говорит одно, а мне - другое; О чем вы так долго?; С вокзала он прямо сюда. Широкая употребительность такого рода предложений является характерной особенностью рус. яз. В зависимости от того, какие именно факторы делают возможным пропуск эл-та и одновременно позволяют слушающему его восполнить, различают (вслед за А. И. Поповой) три основных разновидности таких предложений: 1) контекстные неполные предложения, в к-рых отсутствующий эл-т однозначно восстанавливается из контекста благодаря структурному и семантическому параллелизму с предшествующей репликой диалога или первой частью сложного предложения; ср.: Когда ты вернешься? - Послезавтра ; Люби меня, как я тебя ; 2) ситуативные неполные предложения, в к-рых пропущенный эл-т восстанавливается из внеязы-ковой ситуации; ср.: Идет! ; Вам покрепче? ; 3) собственно эллиптические предложения, понятность к-рых может не зависеть ни от контекста, ни от ситуации, а общий смысл отсутствующего слова, чаще всего сказуемого, определяется формой и значением оставшихся в предложении слов; ср.: Ты откуда? ; Вы куда? ; Мне уже на занятия ; Это ты о чем? . Чаще всего в таких предложениях пропускаются глаголы-сказуемые со значением движения и речи, однако в целом круг глаголов, допускающих Э., не имеет четких семантических ограничений; ср.: Кофе будешь? ; Я дверь на замок ; А вы дихлофосом не пробовали? .

Предложения с Э. принято отличать от полных односоставных предложений типа Мне об этом говорили; Ему уже не поможешь; Сегодня экзамен, однако однозначных критериев их разграничения нет.

Лит.: Попова А. И. Неполные предложения в совр. рус. языке // Труды Ин-та языкознания. 1953. Т. 2; Мельчук И. А. О синтаксич. нуле // Типология пассивных конструкций. М., 1974; Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в совр. рус. языке. М., 1974; Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты рус. синтаксиса. М., 1982.

Эллипсис — это наме­рен­ный про­пуск сло­ва, кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из преды­ду­ще­го контекста.

Узнаем, что такое эллип­сис в лите­ра­ту­ре, для чего он исполь­зу­ет­ся. Приведем при­ме­ры эллип­са в литературе.

Эллипсис это

Чтобы понять, что такое эллип­сис, рас­смот­рим диалог:

Это выска­зы­ва­ние явля­ет­ся при­ме­ром эллип­си­са как фигу­ры речи, в кото­рой наме­рен­но про­пу­ще­но сло­во. Оно лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из преды­ду­ще­го кон­тек­ста. Говорящим вполне поня­тен смыл этой реплики.

В лите­ра­ту­ре эллип­сис явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ской фигу­рой. Стилистические фигу­ры — это сло­вес­ные обо­ро­ты, кото­рые высту­па­ют в каче­стве образно-выразительных, уси­ли­тель­ных средств речи.

Эллипсис — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, кото­рая заклю­ча­ет­ся в про­пус­ке слов или фак­тов, кото­рые под­ра­зу­ме­ва­ют­ся из контекста.

Я не люб­лю, когда наполовину
Или когда пре­рва­ли разговор.
Я не люб­лю, когда стре­ля­ют в спину,
Я так­же про­тив выстре­лов в упор.

В пер­вой фра­зе сти­хо­тво­ре­ния это­го поэта про­пу­ще­но сло­во. Восстановим его:

Я не люб­лю, когда напо­ло­ви­ну дела­ют (посту­па­ют)…

Наполненность сти­ха сра­зу утя­же­ли­ла его, исчез­ла лег­кость, рит­мич­ность, ощу­ще­ние дви­же­ния, хотя отме­тим, что чаще все­го в эллип­ти­че­ских постро­е­ни­ях как раз-то про­пус­ка­ет­ся имен­но гла­гол. Сделаем вывод, что исполь­зо­ва­ние эллип­са при­да­ет речи осо­бую выра­зи­тель­ность, дина­мич­ность и образность.

Эллипсис

Эллипсис — это пред­на­ме­рен­ное сокра­ще­ние фра­зы. Автор застав­ля­ет чита­те­ля домыс­лить то сло­во или обо­рот, кото­рый умыш­лен­но им про­пу­щен. Писатель вовле­ка­ет чита­те­ля в твор­че­ский про­цесс, что созда­ет эффект сопе­ре­жи­ва­ния и уча­стия. С помо­щью этой фигу­ры в про­зе или поэ­зии пере­да­ет­ся инто­на­ция живой речи, выра­зи­тель­ность и образ­ность. Эта сти­ли­сти­че­ская фигу­ра широ­ко исполь­зу­ет­ся в пуб­ли­ци­сти­ке, ора­тор­ской и сце­ни­че­ской речи, опи­ра­ет­ся на соот­вет­ству­ю­щие явле­ния в раз­го­вор­ной речи.

Приведем при­ме­ры исполь­зо­ва­ния эллип­си­са в литературе.

Примеры

Обратимся к твор­че­ству клас­си­ка рус­ской и миро­вой лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина:

Пороша. Мы вста­ем, и тот­час на коня,
И рысью по полю при пер­вом све­те дня.

Читаем в сти­хо­тво­ре­нии Марины Цветаевой:

Вы — с отрыж­ка­ми, я — с книжками,
Вы — с трю­фе­лем, я — с грифелем,
Вы — с олив­ка­ми, я — с рифмами,
Вы — с пику­лем, я — с дактилем.

А вот как мастер­ски́ исполь­зу­ет эллип­сис в сво­ем сти­хо­тво­ре­нии поэтес­са Анна Ахматова:

Привольем пах­нет дикий мёд,
Пыль — сол­неч­ным лучом,
Фиалкою — деви­чий рот,
А золо­то — ничем.

Итак, эллип­сис в лите­ра­ту­ре — это лако­нич­ность, лег­кость и дина­мич­ность поэ­ти­че­ской речи. С помо­щью эллип­си­са пере­да­ет­ся живая раз­го­вор­ная речь, текст при­об­ре­та­ет худо­же­ствен­ную выра­зи­тель­ность и живость.

Э́ллипсис (от др.-греч. ἔλλειψις — недостаток) в лингвистике — намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения. Используется и как риторическая фигура разговорного стиля.

О существовании эллипсиса можно догадаться зачастую исключительно их контекста, поэтому некоторые лингвисты относят его в разряд одного из непродуктивных способов компрессивного словообразования. выделяют два вида эллипсиса: эллипсис субстантивный (субстантивизиирующий): штрафной удар > штрафной эллипсис адъективный (деадъективизирующий): огородное пугало > пугало [Trendak, A. Związki frazeologiczne w funkcji podstaw słowotwórczych w języku polskim i rosyjskim/A. Trendak // Slavica Iuvenum IX. — Ostrava. - 2008. - c. 161-166]

Содержание

Примеры

День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь — в смерть…
А ты. Ты в меня!

Эллипсис и конверсия

Закрепившийся за выражением эллипсис слова вызывает смену частеречного статуса другого слова, подчинённого первому. Например в выражении шампанское вино слово вино обычно лишнее, потому что с другими существительными шампанское не употребляется (разве что в женском роде), и шампанское берёт на себя роль существительного.

Типы эллипсиса

Существует множество признаваемых лингвистами типов эллипсиса. Некоторые из них:

  • Гэппинг (en:Gapping)
  • Псевдогэппинг (en:Pseudogapping)
  • Стриппинг (en:Stripping (linguistics))
  • Слусинг (en:Sluicing)
  • Эллипсис глагольной группы (en:Verb phrase ellipsis)
  • Эллипсис именной группы (en:Noun ellipsis)
  • Фрагментирование (en:Answer ellipsis)
  • Сравнительный эллипсис (англ.сomparative deletion )
  • Нулевая анафора дополнения (англ.null complement anaphora )

См. также

Литература

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Добавить иллюстрации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Эллипсис" в других словарях:

эллипсис — эллипсис, а … Русский орфографический словарь

эллипсис — пропуск, опущение, исключение, эллипс, элипс Словарь русских синонимов. эллипсис сущ., кол во синонимов: 5 • исключение (44) • … Словарь синонимов

Эллипсис — ЭЛЛИПСИС. См. Фигура. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель, 1925 … Литературная энциклопедия

ЭЛЛИПСИС — ЭЛЛИПСИС, а, м. В языкознании: пропуск в речи какого н. легко подразумеваемого слова, члена предложения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Эллипсис — ЭЛЛИПСИС. См. Фигура … Словарь литературных терминов

ЭЛЛИПСИС — (ellipsis) Печатный символ из трех стоящих подряд точек, который указывает, что в данном месте пропущены слово или отрывок из печатного материала. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С.… … Словарь бизнес-терминов

ЭЛЛИПСИС — ЭЛЛИПС, ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis). 1) замкнутая кривая линия, образующаяся от косого сечения прямого конуса. 2) пропуск в речи слов, как особая риторическая фигура, напр.: еще шаг, и ты (будешь) там. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

Эллипсис — (греч. ellipsis опущение, недостаток, выпадение) фигура слова, входящая в группу фигур убавления. Сущность Э. состоит в преднамеренном пропуске слова, предложения, фрагментов речи, которые подразумеваются и легко восстанавливаются по смыслу,… … Педагогическое речеведение

эллипсис — ЭЛЛИПС а, м., ЭЛЛИПСИС а, м. ellipse f. <гр. elleipsis недостаток, нехватка. 1. Замкнутая кривая, обладающая тем свойством, что сумма расстояний каждой ее точки от двух данных точек (фокусов) остается постоянной. БАС 1. Элипсис .. есть кривая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

эллипсис это

Если в речи наблюдается умышленное выпадение того или иного члена предложения (подлежащего, сказуемого и др.), то мы имеем дело с так называемым эллипсисом. Для чего это делается и не меняется ли смысл всего предложения из-за отсутствия одного из его членов? Эллипсис - это стилистический прием, который встречается как в письменном, так и в устном типах речи. Это делается с целью придания данному предложению выразительности, экспрессии, иногда интриги и т. д.

Эллипсис и безличные предложения. В чем разница?

Однако не всегда опущение одного из членов в предложении является синтаксической фигурой (стилистическим приемом). Например, неполные предложения, характерные повседневной устной речи, в которых наблюдается опущение одного из главных членов предложения, в большинстве случаев не являются эллипсисом. "Когда именно?" - спросите вы. Все дело в том, что в неполных предложениях хоть и наблюдается отсутствие одного из его главных членов, однако это сделано неумышленно. А когда в тексте присутствует эллипсис (стилистическая фигура), то данное опущение преследует определенную цель или служит для усиления эффекта, но без искажения общей мысли. Кстати, в отличие от простых безличных предложений в случае эллипсиса опускаются не только главные, но и второстепенные члены предложения.

эллипсис это в русском языке

Эллипсис в литературе

Эта фигура речи в литературных произведениях, будь то проза или поэзия, используется авторами для того, чтобы заставить читателей самостоятельно домыслить умышленно пропущенную фразу или отдельное слово. Этот прием способствует вовлечению читателя, хотя и постфактум, в творческий процесс создания данного произведения.

Примеры эллипсиса

Приведем примеры данной стилистической фигуры:

  • Ей он рассказывает одно, а нам — совершенно другое". В данном предложении опущено сказуемое (главный член предложения, обозначающий действие подлежащего), однако смысл сказанного нам полностью понятен.
  • “…Большой взъерошенный медведь, Татьяна ах! а он реветь. ” В этом случае Пушкин для усиления эффекта использовал стилистическую фигуру речи эллипсис. Это в литературе, особенно в поэтическом жанре, используется довольно часто. Здесь не только происходит опущения одного из членов предложения, но и его замена междометием “ах”, что также является эллипсисом.

эллипсис это в литературе

Кстати, если эллипсис - это в русском языке опущение одного из составляющих предложение слов, то в английском и в некоторых других языках им называется многоточие.

Эллиптичность

Понятие, которое непосредственно связано с этим термином, называется “эллиптичностью”. Это очень интересный стилистический прием. В его основе лежит эллипсис. Это синтаксическая фигура (об этом уже говорилось выше), которая выражается в пропуске слов и словосочетаний в предложении, и даже предложений в тексте. В разговорной речи пропуски происходят из-за того, что собеседникам известны подробности той темы, вокруг которой ведется диалог, или же стали известны в ходе разговора, из предыдущих реплик. Иногда наряду с пропусками слов в речи, то есть “проглатыванием” слов, собеседники в беседе пользуются жестами, многозначительными взглядами, пожатием плеч и т. д. Этот прием также используется в театре. Здесь умышленно умалчиваются целые фразы, и зрителю необходимо подключить свою смекалку, чтобы понять то, что скрывается за молчанием актеров.

эллипсис стилистическая фигура

Виды эллипсиса

Пропуск слов, или так называемое “умолчание”, бывает разных видов.

  1. Косвенное. Этот вид эллипсиса встречается в тех произведениях, когда не называя тот или иной предмет, разговор ведется вокруг него, и все знают, о чем идет речь. Этот прием часто используется в драматических произведениях, например, в пьесах и т. д.
  2. Ситуативное. В этом случае эллипсис – это не просто выпадение того или иного слова или фразы, а его компенсация невербальными средствами общения – жестами или же междометиями, возгласами: ай-ай, ой-ой, ах-ах и т. д.
  3. Психологическое. Здесь умолчание может быть расценено как намек или недомолвка, секрет и т. д. В том случае, когда собеседников не двое, а несколько, то некоторые из них могут предположить, что от них желают что-то преднамеренно скрыть, и это может привести к нежелательным результатам. С другой стороны, психологический аспект этой фигуры речи в том, что двое или несколько очень близких друг другу человека могут говорить полуфразами, “глотать” предложения, при этом будут прекрасно понимать друг друга даже без слов. Этому способствует их духовная близость.

определение эллипсис

Другие разновидности эллипсиса

С точки зрения словообразования эллипсис бывает субстантивным, например, штрафной удар → штрафной (опускается основное слово, остается определение) и адъективным – пугало огородное → пугало (здесь, наоборот, опускается определение).

Типы эллипсиса

В лингвистике существует множество типов эллипсиса. При этом лингвисты считают данный прием непродуктивным способом компрессивного словообразования. О том, что в данном предложении существует эллипсис, можно узнать из контекста. Ниже приводится перечень типов эллипсиса в предложениях.

  • Стриппинг.
  • Гэппинг.
  • Псевдогэппинг.
  • Слусинг.
  • Эллипсис именной группы.
  • Эллипсис глагольной группы.
  • Сравнительный эллипсис.
  • Эллипсис при ответе на вопрос.
  • Нулевая анафора дополнения и др.

Эллипсис в музыке

Как уже было отмечено выше, этот термин употребляется как в лингвистике, так и в музыке. В обоих случаях эллипсис - это приблизительно одинаковое по смыслу понятие. И если в литературоведении оно означает опущение того или иного слова, словосочетания или же предложения с целью усиления эффекта от сказанного, то в музыке этим термином обозначают замену ожидаемого аккорда на какой-либо другой, который не есть функциональное следствие первого аккорда. Кроме этого определения можно дать и другое. Согласно нему эллиптический оборот, который бывает в музыке либо внутритональным, либо модульным, можно также охарактеризовать как пропуск одного из звеньев гармонии или ожидаемого аккорда.

эллипсис в музыке

Как уже было отмечено, эллипсисы в гармонии бывают внутритональными и модулирующими. Что это означает? Рассмотрим каждый отдельно.

  1. Внутритональный эллипсис образован из аккордов, которые своей последовательностью противоречат логике этого вида лада.
  2. Модулирующий же эллипсис иначе называется мелодико-гармонической модуляцией. Она происходит как следствие столкновения нескольких неустойчивых аккордов. Зачастую они являются диссонирующими и находятся в разных тональностях, но соединены плавно текущим голосоведением, которое, тем не менее, не имеет явных функциональных связей.

Условно выделяют четыре вида столкновения этих диссонирующих аккордов (те, кто знаком с музыкальной грамотой, поймут, о чем идет речь):

  • S-S (они встречаются у Ференца Листа, например, в произведении “Радость и горе”).
  • D-D (этим приемом любил пользоваться “великий глухой” - Л. В. Бетховен, например, в своем произведении "Соната № 2").
  • S-D.
  • D-S (Э. Григ – произведение “Свежа ты как весна”).

Кстати, эллиптическая модуляция, как правило, бывает внезапной, поскольку в ней вступают во взаимодействие неродственные тональности. Кроме эклиптической, в музыке существуют и другие виды модуляции, и они характерны для развивающихся частей музыкальных форм.

Читайте также: