Эллипсис это в русском языке кратко
Обновлено: 05.07.2024
Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 24 эллипсис
Опущение, пропуск элемента высказывания, который легко может быть восстановлен в данном речевом или ситуативном контексте (в лингвистике).
Э́ЛЛИПСИС, -а, м. В языкознании: пропуск в речи какого-н. легко подразумеваемого слова, члена предложения.
1. Пропуск (опущение) элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном речевом или бытовом контексте или ситуации.
3. Усеченность фразы, фраза без некоторых членов предложения характерная для диалогической речи.
Э́ЛЛИПСИС -а; м. [греч. elleipsis - выпадение, опущение] Лингв. Пропуск в речи какого-л. легко подразумеваемого слова, члена предложения.
◁ Эллипти́ческий (см. 2.Э.).
Пропуск в речи какого-л. легко подразумеваемого слова, члена предложения.
Э́ЛЛИПСИС (от греч. ἔλλειψις - опущение, недостаток) - пропуск в речи структурно необходимого язык. эл-та; ср.: Ему он говорит одно, а мне - другое; О чем вы так долго?; С вокзала он прямо сюда. Широкая употребительность такого рода предложений является характерной особенностью рус. яз. В зависимости от того, какие именно факторы делают возможным пропуск эл-та и одновременно позволяют слушающему его восполнить, различают (вслед за А. И. Поповой) три основных разновидности таких предложений: 1) контекстные неполные предложения, в к-рых отсутствующий эл-т однозначно восстанавливается из контекста благодаря структурному и семантическому параллелизму с предшествующей репликой диалога или первой частью сложного предложения; ср.: Когда ты вернешься? - Послезавтра ; Люби меня, как я тебя ; 2) ситуативные неполные предложения, в к-рых пропущенный эл-т восстанавливается из внеязы-ковой ситуации; ср.: Идет! ; Вам покрепче? ; 3) собственно эллиптические предложения, понятность к-рых может не зависеть ни от контекста, ни от ситуации, а общий смысл отсутствующего слова, чаще всего сказуемого, определяется формой и значением оставшихся в предложении слов; ср.: Ты откуда? ; Вы куда? ; Мне уже на занятия ; Это ты о чем? . Чаще всего в таких предложениях пропускаются глаголы-сказуемые со значением движения и речи, однако в целом круг глаголов, допускающих Э., не имеет четких семантических ограничений; ср.: Кофе будешь? ; Я дверь на замок ; А вы дихлофосом не пробовали? .
Предложения с Э. принято отличать от полных односоставных предложений типа Мне об этом говорили; Ему уже не поможешь; Сегодня экзамен, однако однозначных критериев их разграничения нет.
Лит.: Попова А. И. Неполные предложения в совр. рус. языке // Труды Ин-та языкознания. 1953. Т. 2; Мельчук И. А. О синтаксич. нуле // Типология пассивных конструкций. М., 1974; Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в совр. рус. языке. М., 1974; Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты рус. синтаксиса. М., 1982.
Эллипсис — это намеренный пропуск слова, которое легко восстанавливается из предыдущего контекста.
Узнаем, что такое эллипсис в литературе, для чего он используется. Приведем примеры эллипса в литературе.
Чтобы понять, что такое эллипсис, рассмотрим диалог:
Это высказывание является примером эллипсиса как фигуры речи, в которой намеренно пропущено слово. Оно легко восстанавливается из предыдущего контекста. Говорящим вполне понятен смыл этой реплики.
В литературе эллипсис является стилистической фигурой. Стилистические фигуры — это словесные обороты, которые выступают в качестве образно-выразительных, усилительных средств речи.
Эллипсис — это стилистическая фигура, которая заключается в пропуске слов или фактов, которые подразумеваются из контекста.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
В первой фразе стихотворения этого поэта пропущено слово. Восстановим его:
Я не люблю, когда наполовину делают (поступают)…
Наполненность стиха сразу утяжелила его, исчезла легкость, ритмичность, ощущение движения, хотя отметим, что чаще всего в эллиптических построениях как раз-то пропускается именно глагол. Сделаем вывод, что использование эллипса придает речи особую выразительность, динамичность и образность.
Эллипсис — это преднамеренное сокращение фразы. Автор заставляет читателя домыслить то слово или оборот, который умышленно им пропущен. Писатель вовлекает читателя в творческий процесс, что создает эффект сопереживания и участия. С помощью этой фигуры в прозе или поэзии передается интонация живой речи, выразительность и образность. Эта стилистическая фигура широко используется в публицистике, ораторской и сценической речи, опирается на соответствующие явления в разговорной речи.
Приведем примеры использования эллипсиса в литературе.
Примеры
Обратимся к творчеству классика русской и мировой литературы А.С. Пушкина:
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня.
Читаем в стихотворении Марины Цветаевой:
Вы — с отрыжками, я — с книжками,
Вы — с трюфелем, я — с грифелем,
Вы — с оливками, я — с рифмами,
Вы — с пикулем, я — с дактилем.
А вот как мастерски́ использует эллипсис в своем стихотворении поэтесса Анна Ахматова:
Привольем пахнет дикий мёд,
Пыль — солнечным лучом,
Фиалкою — девичий рот,
А золото — ничем.
Итак, эллипсис в литературе — это лаконичность, легкость и динамичность поэтической речи. С помощью эллипсиса передается живая разговорная речь, текст приобретает художественную выразительность и живость.
Э́ллипсис (от др.-греч. ἔλλειψις — недостаток) в лингвистике — намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения. Используется и как риторическая фигура разговорного стиля.
О существовании эллипсиса можно догадаться зачастую исключительно их контекста, поэтому некоторые лингвисты относят его в разряд одного из непродуктивных способов компрессивного словообразования. выделяют два вида эллипсиса: эллипсис субстантивный (субстантивизиирующий): штрафной удар > штрафной эллипсис адъективный (деадъективизирующий): огородное пугало > пугало [Trendak, A. Związki frazeologiczne w funkcji podstaw słowotwórczych w języku polskim i rosyjskim/A. Trendak // Slavica Iuvenum IX. — Ostrava. - 2008. - c. 161-166]
Содержание
Примеры
День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь — в смерть…
А ты. Ты в меня!
Эллипсис и конверсия
Закрепившийся за выражением эллипсис слова вызывает смену частеречного статуса другого слова, подчинённого первому. Например в выражении шампанское вино слово вино обычно лишнее, потому что с другими существительными шампанское не употребляется (разве что в женском роде), и шампанское берёт на себя роль существительного.
Типы эллипсиса
Существует множество признаваемых лингвистами типов эллипсиса. Некоторые из них:
- Гэппинг (en:Gapping)
- Псевдогэппинг (en:Pseudogapping)
- Стриппинг (en:Stripping (linguistics))
- Слусинг (en:Sluicing)
- Эллипсис глагольной группы (en:Verb phrase ellipsis)
- Эллипсис именной группы (en:Noun ellipsis)
- Фрагментирование (en:Answer ellipsis)
- Сравнительный эллипсис (англ.сomparative deletion )
- Нулевая анафора дополнения (англ.null complement anaphora )
См. также
Литература
- Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
- Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
- Добавить иллюстрации.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Эллипсис" в других словарях:
эллипсис — эллипсис, а … Русский орфографический словарь
эллипсис — пропуск, опущение, исключение, эллипс, элипс Словарь русских синонимов. эллипсис сущ., кол во синонимов: 5 • исключение (44) • … Словарь синонимов
Эллипсис — ЭЛЛИПСИС. См. Фигура. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель, 1925 … Литературная энциклопедия
ЭЛЛИПСИС — ЭЛЛИПСИС, а, м. В языкознании: пропуск в речи какого н. легко подразумеваемого слова, члена предложения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Эллипсис — ЭЛЛИПСИС. См. Фигура … Словарь литературных терминов
ЭЛЛИПСИС — (ellipsis) Печатный символ из трех стоящих подряд точек, который указывает, что в данном месте пропущены слово или отрывок из печатного материала. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С.… … Словарь бизнес-терминов
ЭЛЛИПСИС — ЭЛЛИПС, ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis). 1) замкнутая кривая линия, образующаяся от косого сечения прямого конуса. 2) пропуск в речи слов, как особая риторическая фигура, напр.: еще шаг, и ты (будешь) там. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
Эллипсис — (греч. ellipsis опущение, недостаток, выпадение) фигура слова, входящая в группу фигур убавления. Сущность Э. состоит в преднамеренном пропуске слова, предложения, фрагментов речи, которые подразумеваются и легко восстанавливаются по смыслу,… … Педагогическое речеведение
эллипсис — ЭЛЛИПС а, м., ЭЛЛИПСИС а, м. ellipse f. <гр. elleipsis недостаток, нехватка. 1. Замкнутая кривая, обладающая тем свойством, что сумма расстояний каждой ее точки от двух данных точек (фокусов) остается постоянной. БАС 1. Элипсис .. есть кривая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Если в речи наблюдается умышленное выпадение того или иного члена предложения (подлежащего, сказуемого и др.), то мы имеем дело с так называемым эллипсисом. Для чего это делается и не меняется ли смысл всего предложения из-за отсутствия одного из его членов? Эллипсис - это стилистический прием, который встречается как в письменном, так и в устном типах речи. Это делается с целью придания данному предложению выразительности, экспрессии, иногда интриги и т. д.
Эллипсис и безличные предложения. В чем разница?
Однако не всегда опущение одного из членов в предложении является синтаксической фигурой (стилистическим приемом). Например, неполные предложения, характерные повседневной устной речи, в которых наблюдается опущение одного из главных членов предложения, в большинстве случаев не являются эллипсисом. "Когда именно?" - спросите вы. Все дело в том, что в неполных предложениях хоть и наблюдается отсутствие одного из его главных членов, однако это сделано неумышленно. А когда в тексте присутствует эллипсис (стилистическая фигура), то данное опущение преследует определенную цель или служит для усиления эффекта, но без искажения общей мысли. Кстати, в отличие от простых безличных предложений в случае эллипсиса опускаются не только главные, но и второстепенные члены предложения.
Эллипсис в литературе
Эта фигура речи в литературных произведениях, будь то проза или поэзия, используется авторами для того, чтобы заставить читателей самостоятельно домыслить умышленно пропущенную фразу или отдельное слово. Этот прием способствует вовлечению читателя, хотя и постфактум, в творческий процесс создания данного произведения.
Примеры эллипсиса
Приведем примеры данной стилистической фигуры:
- “Ей он рассказывает одно, а нам — совершенно другое". В данном предложении опущено сказуемое (главный член предложения, обозначающий действие подлежащего), однако смысл сказанного нам полностью понятен.
- “…Большой взъерошенный медведь, Татьяна ах! а он реветь. ” В этом случае Пушкин для усиления эффекта использовал стилистическую фигуру речи эллипсис. Это в литературе, особенно в поэтическом жанре, используется довольно часто. Здесь не только происходит опущения одного из членов предложения, но и его замена междометием “ах”, что также является эллипсисом.
Кстати, если эллипсис - это в русском языке опущение одного из составляющих предложение слов, то в английском и в некоторых других языках им называется многоточие.
Эллиптичность
Понятие, которое непосредственно связано с этим термином, называется “эллиптичностью”. Это очень интересный стилистический прием. В его основе лежит эллипсис. Это синтаксическая фигура (об этом уже говорилось выше), которая выражается в пропуске слов и словосочетаний в предложении, и даже предложений в тексте. В разговорной речи пропуски происходят из-за того, что собеседникам известны подробности той темы, вокруг которой ведется диалог, или же стали известны в ходе разговора, из предыдущих реплик. Иногда наряду с пропусками слов в речи, то есть “проглатыванием” слов, собеседники в беседе пользуются жестами, многозначительными взглядами, пожатием плеч и т. д. Этот прием также используется в театре. Здесь умышленно умалчиваются целые фразы, и зрителю необходимо подключить свою смекалку, чтобы понять то, что скрывается за молчанием актеров.
Виды эллипсиса
Пропуск слов, или так называемое “умолчание”, бывает разных видов.
- Косвенное. Этот вид эллипсиса встречается в тех произведениях, когда не называя тот или иной предмет, разговор ведется вокруг него, и все знают, о чем идет речь. Этот прием часто используется в драматических произведениях, например, в пьесах и т. д.
- Ситуативное. В этом случае эллипсис – это не просто выпадение того или иного слова или фразы, а его компенсация невербальными средствами общения – жестами или же междометиями, возгласами: ай-ай, ой-ой, ах-ах и т. д.
- Психологическое. Здесь умолчание может быть расценено как намек или недомолвка, секрет и т. д. В том случае, когда собеседников не двое, а несколько, то некоторые из них могут предположить, что от них желают что-то преднамеренно скрыть, и это может привести к нежелательным результатам. С другой стороны, психологический аспект этой фигуры речи в том, что двое или несколько очень близких друг другу человека могут говорить полуфразами, “глотать” предложения, при этом будут прекрасно понимать друг друга даже без слов. Этому способствует их духовная близость.
Другие разновидности эллипсиса
С точки зрения словообразования эллипсис бывает субстантивным, например, штрафной удар → штрафной (опускается основное слово, остается определение) и адъективным – пугало огородное → пугало (здесь, наоборот, опускается определение).
Типы эллипсиса
В лингвистике существует множество типов эллипсиса. При этом лингвисты считают данный прием непродуктивным способом компрессивного словообразования. О том, что в данном предложении существует эллипсис, можно узнать из контекста. Ниже приводится перечень типов эллипсиса в предложениях.
- Стриппинг.
- Гэппинг.
- Псевдогэппинг.
- Слусинг.
- Эллипсис именной группы.
- Эллипсис глагольной группы.
- Сравнительный эллипсис.
- Эллипсис при ответе на вопрос.
- Нулевая анафора дополнения и др.
Эллипсис в музыке
Как уже было отмечено выше, этот термин употребляется как в лингвистике, так и в музыке. В обоих случаях эллипсис - это приблизительно одинаковое по смыслу понятие. И если в литературоведении оно означает опущение того или иного слова, словосочетания или же предложения с целью усиления эффекта от сказанного, то в музыке этим термином обозначают замену ожидаемого аккорда на какой-либо другой, который не есть функциональное следствие первого аккорда. Кроме этого определения можно дать и другое. Согласно нему эллиптический оборот, который бывает в музыке либо внутритональным, либо модульным, можно также охарактеризовать как пропуск одного из звеньев гармонии или ожидаемого аккорда.
Как уже было отмечено, эллипсисы в гармонии бывают внутритональными и модулирующими. Что это означает? Рассмотрим каждый отдельно.
- Внутритональный эллипсис образован из аккордов, которые своей последовательностью противоречат логике этого вида лада.
- Модулирующий же эллипсис иначе называется мелодико-гармонической модуляцией. Она происходит как следствие столкновения нескольких неустойчивых аккордов. Зачастую они являются диссонирующими и находятся в разных тональностях, но соединены плавно текущим голосоведением, которое, тем не менее, не имеет явных функциональных связей.
Условно выделяют четыре вида столкновения этих диссонирующих аккордов (те, кто знаком с музыкальной грамотой, поймут, о чем идет речь):
- S-S (они встречаются у Ференца Листа, например, в произведении “Радость и горе”).
- D-D (этим приемом любил пользоваться “великий глухой” - Л. В. Бетховен, например, в своем произведении "Соната № 2").
- S-D.
- D-S (Э. Григ – произведение “Свежа ты как весна”).
Кстати, эллиптическая модуляция, как правило, бывает внезапной, поскольку в ней вступают во взаимодействие неродственные тональности. Кроме эклиптической, в музыке существуют и другие виды модуляции, и они характерны для развивающихся частей музыкальных форм.
Читайте также: