Эльфрида елинек биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

20 октября 1946 года родилась австрийская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе 2004 г. Эльфрида Елинек.

ЕЛИНЕК, ЭЛЬФРИДА (Jelinek, Elfride) (р. 1946) – австрийская писательница-феминистка, поэт, автор романов, эссе, драматургических произведений, литературный критик. Основные темы творчества – женское доминирование и подчинение. Лауреат 2004 в области литературы. Нобелевской премии

С 1960 Елинек училась в Венской консерватории по классу фортепиано и органа, получила диплом органиста. В 1964 поступила в Венский университет на отделение истории искусства и драмы, но курс не закончила из-за нервных расстройств, связанных с агорафобией (страх открытых пространств).

Благодаря участию в студенческом движении ее литературное творчество обрело социально-критическую направленность. В первом сатирическом романе Мы всего лишь приманка, бэби! (Wir sind Lockvogel, baby!, 1970) обозначилась тема, ставшая превалирующей в ее творчестве, – женские манипуляции и игры и соответствующие сексуальные и поведенческие неврозы. В 1972 была опубликована книга Микаэл. Руководство для инфантилов (Michael. Ein Jugengbuch fur die Infantilgesellschaft), высмеивающая поп-культуру и лживые представления о красивой жизни.

После нескольких лет, проведенных в Берлине и Риме в начале 1970-х, в 1974 Елинек вышла замуж за Готтфрида Хюнгсберга, работавшего с режиссером . С тех пор ее жизнь проходила в переездах между Веной и Мюнхеном. В 1974 вступила в австрийскую коммунистическую партию, еще не преодолевшую сталинские догматические тенденции. Политические взгляды писательницы близки к леворадикальным. Фассбиндером

В основе романа Отринутые (Die Ausgesperrten, 1980) – история несовершеннолетних преступников конца 1950-х: адвокат был избит в парке четырьмя подростками-анархистами. Один из подростков, для которого жестокость, убийство является способом заявить о собственной значимости – превратиться из ничтожества в пусть аморального, но героя, – зачитывается Посторонним . Камю

Наиболее известный роман Елинек Пианистка – (Die Klavierspilerin, 1983), во многом автобиографичен. Эрика Кохут, невротичная героиня романа, страдает из-за деспотизма матери. В результате у нее развивается садомазохистский тип сексуального поведения. Отношения с реальными мужчинами ей неинтересны, кроме того, свое тело она воспринимает как своего рода вместилище музыки, коей она служит беззаветно. Своему возлюбленному она предлагает извращенные комплексы и садомазохистские игры. Интимный портрет культурной женщины, у которой болезненные фантазии вытеснили секс, получился весьма безрадостным.

В романе Похоть (Lust, 1989) Елинек доказывает, что сексуальные отношения в современном обществе обусловлены властной структурой, а сексуальная жестокость против женщины является принятым стереотипом современной культуры. Эта тема была развита также в романе Алчность (Gier, 2000).

Для Елинек характерен шокирующе неэмоциональный стиль изложения при описании жестокости и стремления к власти в человеческих отношениях. Перед читателем предстает безжалостный мир с жестокостью и унижением, где люди делятся на охотников и жертв, а клише индустрии развлечения, просачиваясь в сознание, его парализуют. В последнее время писательница оставила феминистскую тематику и обратилась к социальной критике, в частности к проблемам австрийского самосознания в связи с нацистским прошлым страны – Дети мертвецов (Die Kinder der Toten, 1997). Для понимания творчества Елинек важно знать ее политические взгляды. В 1991 она вышла из австрийской компартии. В 1990-х снискала известность как ярый критик ультраправой Партии Свободы Йорга Хайдера, особенно после того, как в 1999 Партия Свободы и австрийская Народная партии сформировали правое коалиционное правительство. В знак протеста писательница запретила постановку своих пьес в Австрии. Проводимые правительством идеи национализма и авторитаризма вызвали неприятие со стороны западных стран, что привело к изоляции Австрии на международной арене. Правительственные праворадикальные круги преподнесли эту ситуацию как направленную против Австрии, а диссидентов вроде Елинек обвинили в предательстве национальных интересов. В результате отношение к фигуре Елинек в Австрии неоднозначно – одни ею восхищаются, другие критикуют.

Издания: Елинек Э. Любовницы. СПб, Симпозиум, 1996; Пианистка. СПб, Симпозиум, 2002; Перед закрытой дверью. Спб., Симпозиум, 2004.

Елинек Эльфрида

Эльфри́да Е́линёк (нем. Elfriede Jelinek , р. 1946) - австрийская романистка, драматург, поэт и литературный критик, лауреат Нобелевской премии 2004 года по литературе, лауреат премии Генриха Бёлля (Кёльн, 1986), премии Георга Бюхнера (1998), премии Генриха Гейне (2002), чешской премии Франца Кафки (2004). Одна из самых провокационных писательниц ХХ века.

Эльфрида Елинек родилась 20 октября 1946 года в провинциальном австрийском городе Мюрццушлаг, земля Штирия, Австрия. Детство и юность прошли в Вене. Мать Ольга Бухнер (фамилия до замужества) происходила из зажиточной семьи и долгое время работала бухгалтером; отец Фридрих Елинек был химиком. Несмотря на свою национальность (Елинек был наполовину чехом, наполовину евреем), отцу удалось избежать преследования со стороны национал-социалистического режима, прежде всего благодаря своей необходимой для военной экономики профессии. В 1950 годы Фридрих Елинек заболел душевным расстройством и довольно продолжительное время оставался дома под опекой семьи; он скончался в 1972 году в состоянии полной потери рассудка.

С момента заболевания отца воспитание Эльфриды полностью перешло в руки матери: Елинек посещает католический детский сад, а затем школу при монастыре (своё отношение к которой писательница позже выразила в эссе " Ходить в школу всё равно что умирать "). Кроме того, мать планирует для дочери музыкальную карьеру: в школе Эльфрида берёт уроки игры на фортепиано, флейте, гитаре, скрипке и альте. В возрасте 13 лет Елинек принимают в Венскую консерваторию, где она изучает игру на органе, фортепиано, блокфлейте и музыкальную композицию. Одновременно она заканчивает публично-правовую гимназию.

После сдачи выпускных экзаменов у Елинек случается нервный срыв: она пытается несколько семестров изучать историю искусства и театра в Венском университете, однако прерывает учёбу в 1967 году из-за усиливающихся приступов страха. Целый год она проводит дома в полной изоляции. Именно в это время Елинек начинает писать. Её первые стихотворения (написанные в манере Венской группы только строчными буквами, что для немецкого языка имеет довольно весомое значение) публикуются сперва в различных журналах, а затем выходит её сборник " Тени Лизы " (1967). В следующем году она заканчивает роман " буколит ", который однако остаётся неопубликованным до 1979 года. После смерти отца Эльфрида в определённой мере освобождается от своих страхов и на некоторое время примыкает к левому движению немецкого студенчества 1960 годов.

В 1971 году Эльфрида Елинек сдаёт экзамен по классу органа в консерватории. Её литературное развитие в эти годы происходит под влиянием Ролана Барта, которому она посвятила своё эссе " бесконечная невиновность ". В 1972 Елинек переезжает жить к своему другу Герту Лошутцу в Берлин, однако год спустя возвращается в Вену, где принимает активное участие в левом движении, проводит ряд культурных мероприятий, и в 1974 году выходит замуж за Готтфрида Хюнгсберга, известного своей музыкой для фильмов Райнера Вернера Фассбиндера, хотя и работающего с середины 1970 годов информатиком в Мюнхене. Ради мужа Елинек регулярно приезжает жить в Мюнхен.

В 1975 году для Елинек-писательницы наступает переломный момент: публикация её романа " Любовницы " , марксистско-феминистской пародии на патриотический роман, заставляет всех говорить о новой величине в немецкоязычной литературе. В начале 1980 годов выходит её роман " Перед закрытой дверью " о неблагополучных подростках из благополучных семей, заканчивающийся шокирующей сценой массового убийства целой семьи; по роману выходит аудиопьеса, а затем его экранизует Паулюс Манкер.

1983 год ознаменован для Эльфриды Елинек первым крупным скандалом. На театральной сцене появляется спектакль " Городской театр ", в котором поднимается тема попыток Австрии подавить в себе своё национал-социалистическое прошлое и во главу повествования ставится фигура известной тогда актрисы Паулы Вессели, бывшей соратницы Елинек по левому движению.

В своих поздних произведениях Елинек отходит от феминистских подтекстов своей литературы и фокусируется на социальной критике и критике Австрии в частности за неспособность преодолеть своё нацистское прошлое " Дети мёртвых ". Именно в этот период творчества к писательнице приходят всемирное признание и слава. В 2001 году её "Пианистка" была в весьма радикальной манере экранизована австрийским режиссёром Михаэлем Ханеке с Изабель Юппер в роли Эрики Кохут. Фильм был единогласно признан одним из самых революционных в современном кинематографе и получил три главных приза на Каннском кинофестивале 2001 года (лучшая режиссура, лучшая женская роль, лучшая мужская роль).

Апофеозом творчества Эльфриды Елинек стало объявление её в 2004 году лауреатом престижнейшей Нобелевской премии по литературе за " музыкальное многоголосие в романах и драмах, которое со свойственной только ей языковой страстью разоблачает абсурдность и принуждающую власть социальных клише ".

Эльфри́да Е́линек (нем. Elfriede Jelinek , р. 1946) — австрийская романистка, драматург, поэт и литературный критик, лауреат Нобелевской премии 2004 года по литературе, лауреат премии Генриха Бёлля (Кёльн, 1986), премии Георга Бюхнера (1998), премии Генриха Гейне (2002), чешской премии Франца Кафки (2004). Одна из самых провокационных писательниц XX-го века.

Содержание

Биография

Эльфрида Елинек родилась 20 октября 1946 года в провинциальном австрийском городе Мюрццушлаг, земля Штирия, Австрия. Детство и юность прошли в Вене. Мать Ольга Бухнер (фамилия до замужества) происходила из зажиточной семьи и долгое время работала бухгалтером; отец Фридрих Елинек был химиком. Несмотря на свою национальность (Елинек был наполовину чехом, наполовину евреем), отцу удалось избежать преследования со стороны национал-социалистического режима, прежде всего благодаря своей необходимой для военной экономики профессии. В 1950 годы Фридрих Елинек заболел душевным расстройством и довольно продолжительное время оставался дома под опекой семьи; он скончался в 1972 году в состоянии полной потери рассудка.




Библиография

Произведения, изданные на немецком языке

Произведения, изданные на русском языке


  • Любовницы / Die Liebhaberinnen — Симпозиум, 1996
  • Пианистка / Die Klavierspielerin — Симпозиум, 2001
  • Перед закрытой дверью / Die Ausgesperrten — Симпозиум, 2005
  • Алчность / Gier — Амфора, 2005
  • Похоть / Lust — Симпозиум, 2006
  • Дети мёртвых / Die Kinder der Toten — Амфора, 2006
  • Михаэль. Руководство для инфантильных мальчиков и девочек / Michael. Ein Jugendbuch für die Infantilgesellschaft — Амфора, 2006
  • Клара Ш. / Clara S. — Митин Журнал, Kolonna Publications, 2006
  • Дикость. О! Дикая природа! Берегись! / Oh Wildnis, oh Schutz vor ihr — Амфора, 2007
  • Мы пестрые бабочки, детка! / wir sind lockvögel baby! - Амфора, 2007
  • Бембиленд / Bambiland - АСТ, Астрель, 2008
  • Гора мертвецов / - АСТ, Астрель, 2009

Ссылки

Полный список | (1901—1925) | (1926—1950) | (1951—1975) | (1976—2000) | (2001—2025)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Елинек Э." в других словарях:

Елинек — Елинек, Эльфрида Эльфрида Елинек Elfriede Jelinek Дата рождения: 20 октября 1946 … Википедия

Елинек — – коммерсант, помогавший Даймлеру с продажами и поставивший ему условие о названии авто в честь своей дочери Мерседес. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

Елинек — (Еллинек) см. Иеллинек … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Елинек X. — (Jelinek) Xанс (p. 5 XII 1901, Bена) австр. композитор. Музыкой занимался самостоятельно, нек poe время брал уроки теории и композиции y A. Шёнберга и A. Берга в Bене (1918 19), посещал класс Ф. Шмидта по гармонии и композиции в Bенской… … Музыкальная энциклопедия

Елинек Х. — ÉЛИНЕК (Jelinek) Ханс (1901–69), австр. композитор, педагог. Ученик А. Шёнберга, А. Берга. Соч. преим. в додекафонной (12 тоновой) технике: кантаты, 6 симфоний, камерно инстр. и вок. музыка. Теоретич. тр. о додекафонии. Проф. Венской… … Биографический словарь

Елинек, Эльфрида — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Елинек. Эльфрида Елинек Elfriede Jelinek … Википедия

Елинек Эльфрида — Эльфрида Елинек Elfriede Jelinek Дата рождения: 20 октября 1946 Место рождения: Мюрццушлаг, Штирия, Австрия Гражданство … Википедия

Елинек (Jelinek) Ханс — (1901—1969), австрийский композитор, педагог. Ученик А. Шёнберга, А. Берга. Сочинения преимущественно в додекафонной (12 тоновой) технике: кантаты, 6 симфоний, камерно инструментальная и вокальная музыка. Теоретические труды о додекафонии.… … Большой Энциклопедический словарь

Эльфрида Елинек — Elfriede Jelinek Дата рождения: 20 октября 1946 Место рождения: Мюрццушлаг, Штирия, Австрия Гражданство … Википедия

— знаменитая австрийская романистка, драматург, поэт и литературный критик, лауреат Нобелевской премии 2004 года по литературе, лауреат премии Генриха Бёлля (Кёльн, 1986), премии Георга Бюхнера (1998), премии Генриха Гейне (2002), чешской премии Франца Кафки (2004).

Библиография

Критико - биографический очерк Ирины Ермаковой

ЕЛИНЕК, ЭЛЬФРИДА (Jelinek, Elfride) (р. 1946) – австрийская писательница-феминистка, поэт, автор романов, эссе, драматургических произведений, литературный критик. Основные темы творчества – женское доминирование и подчинение. Лауреат Нобелевской премии 2004 в области литературы.

Э. Елинек. Нобелевская речь
(© The Nobel Foundation 2004. © А. Белобратов. Перевод, 2005)
(Извлечение)

Пишем ли мы, демонстрируя эластичность и умение гибко льнуть к реальности? Прильнуть к ней ведь так отрадно, только вот что тогда станет со мной? Что станет с теми, кому действительность на деле недоступна? Ведь реальность вся всклокочена и растрепана. И нет гребешка, способного пригладить ей лохмы. Поэты и писатели теребят ее пряди, отчаянно пытаясь соорудить ей прическу, и причесанная реальность является им в ночных кошмарах. Что-то неладное творится нынче с ее обликом. Зачесанные наверх и собранные в изящную башенку волосы не лепятся к замку волшебной мечты, и пряди реальности вновь обнаруживают свой строптивый характер. Они выбиваются из прически, падают на лицо, закрывая его и не покоряясь никаким усилиям привести их в порядок. Порой эти волосы встают дыбом от ужаса — такое творится вокруг. Их никак не удается уложить. Не поддаются ни в какую! Сколько ни води по ним выщербленным гребнем, результат все тот же! Выглядит еще хуже, чем было.

Александр Белобратов. Ваши произведения выходят в немецкоязычных странах огромными тиражами, ваши пьесы ставятся в самых престижных театрах, всегда вызывая бурные дебаты и дискуссии. Как вы относитесь к вашим читателям (зрителям) и критикам?
Эльфрида Елинек. Мне трудно что-либо сказать о своих читателях: я почти не выступаю с публичным чтением своих произведений, поэтому обратная связь практически отсутствует. Что касается литературных критиков, то меня всегда неприятно поражала ярость, с какой они реагировали на мои тексты, поражала их взвинченность, их “повышенное напряжение”. У меня возникает чувство, что к моим книгам мало кто подходит со спокойно-взвешенных позиций. Конечно, это, может быть, и хорошо, но для меня лично в этом есть известный отрицательный смысл. Если, к примеру, театральный критик в полемическом запале пишет: “Эту пьесу (”Привал”. — ИЛ) и ей подобные мы не намерены терпеть в наших театрах!” — то здесь слышится совершенно отчетливый цензорский окрик, призыв запретить постановку определенных пьес. Меня это очень раздражает, я предпочитаю, чтобы о моих театральных произведениях дискутировали более спокойно, а не “преследовали” их с откровенной злобой. То есть мне неприятна чрезмерно эмоциональная реакция на мою работу, зачастую не имеющая отношения к сути дела.

А. Б. Как вы представляете себе вашего “идеального” читателя? Нужен ли он вам? Должен ли он быть близким вам по умонастроению, любить то, что нравится вам, и ненавидеть то, что ненавидите вы?
Э. Е. Читатель вовсе не должен иметь те же представления о мире, что и я. Совсем наоборот. Но он должен уметь подходить к тем вещам и проблемам, о которых я пишу, без предубеждения. Он должен понять не только то, о чем я пишу, но и почему я пишу так, а не иначе. Почему, например, в моем романе “Похоть” персонажи из рабочей среды изъясняются цитатами из Гёльдерлина, а персонажи из высших слоев общества — тривиальным, клишированным языком толпы. Словом, герои по сути “безмолвные” наделены лучшим, что существует в языке, а другие, которые хотят защитить язык от влияния простонародья, получают то, чего они заслуживают: убогий язык рекламы и масс-медиа. Таким образом, восприятие не должно быть направлено исключительно на содержание произведений… Я использую авангардные приемы, разработанные, например, “Венской группой”[1] еще в 50-е годы, а до них применявшиеся дадаистами и сюрреалистами (традиция эта у нас была прервана с наступлением нацизма). Поэтому мои тексты останутся непонятными, если их воспринимать просто как тексты скандального содержания. Мой идеальный читатель должен быть всего лишь открыт навстречу произведению и готов всюду следовать за мной.

А. Б. Какую роль играет для вас литературная традиция? Можно ли трактовать то, что вы упомянули Брехта и литературный авангард (”Венскую группу”) как ответ на этот вопрос? Есть ли у вас другие “родители” или “прародители” в литературе? Ощущаете ли вы какое-нибудь влияние русской литературы?
Э. Е. “Венская группа” сыграла главную роль в становлении писателей моего поколения, ориентированных на языковой эксперимент. И здесь в меньшей степени речь идет о языковой игре, а в большей — о строгом эксперименте с формой. В моем случае на это влияние затем наложилось влияние поп-литературы 60-х годов, так называемых cut-uр[2]-текстов (Карла Вайснера, к примеру), порожденных в свою очередь влиянием американской литературы, особенно публикациями студентов Блэк-Маунтин-колледжа[3]. Речь идет о языковой традиции позднего Витгенштейна, на которую ориентировалась “Венская группа” и которая у меня соединяется с игровыми формами монтажа языковых клише массовой культуры: газетных “романов с продолжением”, телевизионных “мыльных опер” и так далее. Можно сказать, что я соединяю серьезное отношение к эксперименту, которое было у дадаистов или у их последователей, с игровыми приемами, доводящими до абсурда стереотипы массовой культуры. (Такие эксперименты с языком характерны, например, для творчества Рауля Хаусмана[4]; эти тексты отчасти обладали комическим эффектом, но по своей основной направленности были чрезвычайно серьезны в том, что касалось разрушения традиционной формы.) Мой роман “Мы всего лишь приманка, бэби!” является одним из немногих, пожалуй, даже первым из немецкоязычных поп-романов, в котором находит отражение стилистика “Битлз”, “Роллинг стоунз”, телесериалов, комиксов и тому подобного.
В связи с вашим вопросом о моих литературных прародителях следует упомянуть еще и Вальтера Сернера, творчеству которого я многим обязана: он — австрийский еврей, убитый в концлагере, — был одним из представителей дадаизма в Цюрихе и Париже. Он для меня — великий образец для подражания, одно время я чуть ли не каждый вечер прочитывала несколько его прозаических миниатюр, учась писать. И конечно же Роберт Вальзер[5], его обязательно следует назвать, он — мой личный святой; я поклоняюсь его умению соединять в текстах комизм с ужасающим трагизмом. Книги русских писателей, и прежде всего великих романистов Толстого и Достоевского, я запоем читала в совсем юном возрасте, однако сказать, играют ли они для меня роль сейчас, я не могу, поскольку великий психологический роман ХIХ века по сути утратил свою функцию вследствие возникновения закрытой системы существования, которая хотя и внушает человеку, что есть по крайней мере, существует потенциальная возможность проявления индивидуального начала, — но в действительности это не так. Вторая реальность уничтожила реальность первую; тривиальные массовые мифы разрушили, заменили собой действительность. Из этого я исхожу в своей работе.

Творческий путь

Автор появилась на свет 20 октября 1946 года в австрийском городе Мюрццушлаг в семье бухгалтера и химика. Отец писательницы сильно болел, воспитанием девочки занималась мать, которая решила, что дочь должна получить музыкальное образование. Окончив публично-правовую гимназию, девочка училась играть более чем на пяти музыкальных инструментах. Получив диплом органиста Венской консерватории, автор не смогла продолжить обучение в университете из-за нервного срыва. Елинек целый год провела дома почти в полном одиночестве. Именно в этот период жизни она начала сочинять стихи.

Особенный стиль

Читайте также: