Элевсинские мистерии кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

В периоды торжеств трудовая жизнь греков замирала – прекращались заседания судов и управленческих органов, сельскохозяйственные работы приостанавливались, дети не ходили в школу, а женщины получали возможность лишний раз покинуть дом для участия в обрядах. Освободившееся время люди тратили на отдых, приготовление необходимых ритуалов, праздничных костюмов, блюд и т.д.

В древнегреческой истории насчитывается бесчисленное множество религиозных и спортивных празднеств, в основном общегреческого или регионального значения.

Мистерии – наиболее закрытый для изучения вид религиозных культов. Если в панэллинских чествованиях богов могли принимать участие все граждане, то мистерии имели многие ограничения: у ним допускались исключительно прошедшие процедуру посвящения эллины. Кроме того, к этому ритуалу допускались люди, прошедшие строгий отбор и соответствовавшие всем требованиям отдельно взятого культа.

Общей идеей мистериальных культов Древней Греции было приближение к богу. Однако все они были посвящены разным божествам и несли в себе разный смысл.

Элевсинские мистерии – это культ богинь плодородия Деметры и Персефоны. Но это лишь тематика празднеств, сакральный смысл учения был намного сложнее и глубже. По мнению Ф.Ф. Зелинского, мистерии – это выражение эсхатологических ожиданий древних эллинов. Участвуя в культах, человек пытался познать загробную жизнь, временно покинуть тот мир, в котором он существует, чтобы приблизиться к богу, к которому были обращены мистерии. Согласно словам древнегреческого поэта Пиндара, эти действия давали эллинам путь к блаженству после смерти:

Счастлив, кто это видел, перед тем, чтоб в могилу сойти:

жизни познал он конец,

познал и начало ее, богоданное.

Речь идет о познании самого явления смерти еще при жизни, что давало грекам душевное спокойствие, ослабляло страх перед неизвестностью загробного мира – все это происходило при посвящении в Элевсинские мистериальные таинства. Обряд представлял собой ритуальную смерть и возрождение человека, подготовку к новой жизни. Изначально к посвящению допускались исключительно афинские граждане как мужского, так и женского пола, однако с течением времени критерии приема в мисты изменились и постепенно все новые и новые категории людей получали возможность присоединиться к таинству. В ходе таких перемен в культ стали входить граждане других греческих полисов, римские граждане и даже рабы (однако они должны были быть не варварского происхождения и обязаны были получить согласие на участие в мистериях своего хозяина). Основными требованиями к кандидатам было знание греческого языка для понимания и исполнения ритуалов, готовность пройти все ступени посвящения, отсутствие каких-либо политических или других преступлений в прошлом.

Элевсинские мистерии – это ежегодный праздник, который проводился в городе Элевсин, близ Афин. Празднество разделялось на два вида – Великие и Малые мистерии, каждый из которых нес в себе определенную смысловую нагрузку и отличался исполняемыми обрядами и действами. Расцвет мистерий ученые определяют VI веком до н.э. – в то время Элевсин был присоединен к Афинской территории. Именно по этой причине мистерии стали распространяться по территории ойкумены.

Элевсинский культ, как указано выше, был основан на мифах о Деметре и Коре (Персефоне), которые известны нам из гомеровского гимна к Деметре. Выбор мифологического основания не случаен – Элевсин издавна был известен как главный город-производитель пшеницы во всей греческой ойкумене. Таким образом, тема плодородия земли была центральной в жизни людей данного региона.

Каждый из праздников сопровождался заключением священного перемирия, как и многие другие панэллинские празднества, например, Олимпийские игры. Эти меры предназначались для безопасного прибытия участников праздника в Элевсин и для подготовки к мистериям. Срок перемирия составлял 55 дней как для Малых, так и для Великих мистерий. Для Великих мистерий длилось с середины августа до начала октября, следовательно, мистерии происходили в начале-середине сентября. Известно, что эти празднества происходили в месяце Боэдромион, однако точной параллели с современным исчислением времени провести пока невозможно.

Кроме правила священного перемирия Элевсинские мистерии имели ряд других строгих ограничений как для уже посвященных мистов, так и для тех, кто только собирается присоединиться к таинствам. Одним из самых важных религиозных законов, который был закреплен на государственном уровне, был запрет на разглашение тайн мистериального культа. Это преступление наказывалось высшей мерой – смертной казнью. Важно заметить, что суду по этому преступлению подвергались в равной степени все нарушившие обет молчания греки, посвященные в мистерии, независимо от их социального статуса, достатка, профессии и других факторов. После окончания мистерий ответственный за них архонт-царь предоставлял отчет о прошедшем праздновании священному совету, где разбирались дела о правонарушениях.

Сами ритуалы мистерий изучены плохо по причине запрета их разглашения. Известно лишь то, что обряды Элевсинского культа длились девять дней, в соответствии с мифами, на которых основаны таинства. Основной частью мистерий были драматические представления мифов о Деметре и Коре – новопосвященным и мистам показывали историю становления учения Элевсинских таинств. Каждый вечер разыгрывались новые представления, которые последовательно открывали мистам тайны культа. Начиналось празднование с открытого для всех веселого шествия из Афин в Элевсин, сопровождаемого песнями и танцами, а также задорными кричалками участников процессии. Большое внимание также уделялось церемониям очищения души и тела от различных пороков обычной жизни между ритуалами мистерий. Заканчивалось празднество традиционными спортивными и мусическими состязаниями, победители которых награждались пшеницей, выращенной на священном Элевсинском поле.

Таким образом, на примере Элевсинских мистерий мы видим как высоко ценились древними греками тайные культы. Основной идеей большинства из них было получение блаженства после смерти и обретение бессмертия. Однако нельзя назвать мистериальные культы уникальным явлением – эти праздники были широко распространены по всей территории Греции, начиная с VII века до н.э. и до установления власти Рима над греческими землями.

Ритуалы посвящения возле греческого городка Элевсин проходили давным-давно (с 1500 года до н.э). Традицию соблюдали около двух тысяч лет, пока император Феодосий, принявший христианство, в 392 году не запретил языческие культы и обряды. (Под запрет попали даже Олимпийские игры.) Происхождение Элевсинской мистерии связано с древнегреческим мифом о Деметре и Персефоне.

Похищение Персефоны

Деметра, греческая богиня плодородия, родила от Зевса дочь Персефону, богиню весны. Где ступала ее нога, там природа пробуждалась, распускались цветы, земля плодоносила и давала урожай. К красавице сватались Арес, бог войны, и светоносный Аполлон, но оба получили отказ. На беду, влюбился в нее бог подземного царства Аид. Понимая, что добром красавицу не заполучить, Аид обратился в своему брату Зевсу, и верховный владыка одобрил план похищения дочери.

Как-то Персефона гуляла по лугу и заметила необычный цветок с белоснежными лепестками, будто охваченными огнем. Она сорвала цветок, и в этот миг из земли вырвалась колесница Аида, он схватил девушку и скрылся под землей. Персефона в его царстве горевала, не пила, не ела. На третий день не удержалась и съела зернышко граната. Однажды отведав еды в царстве мертвых, она оказалась навечно привязана к Аиду.

Скитания Деметры

Бедная мать с ног сбилась в поисках дочери. Не в силах выносить ее страдания, Гелиос, бог Солнца, на десятый день мучений рассказал Деметре, что Персефона в царстве мертвых.

Деметра сменила облик, вместо пышных золотых локонов у нее появились жидкие седые пряди, сгорбилась, усохла и под видом обычной старушки скиталась по земле.

В тот год весна не наступила. Скот погибал без корма, люди голодали. Безутешная Деметра бродила от города к городу. Дойдя до Элевсина, присела у источника. В тот момент к роднику пришли царские дочери со служанкой. Увидели печальную старушку и пригласили во дворец.

Ячменный настой

По пути служанке удалось отвлечь бабушку, даже рассмешить шутками. Во дворце Деметру едва не признали: она задела головой притолоку и комнату озарило сияние. Старушку привели на кухню, угостили ячменным настоем с мятой. (Необычный напиток для греков, но, наверное, из-за неурожая вина не оказалось.)

Увидев, как жадно бабушка припала к чаше, сын царя Келея посмеялся над женщиной. Деметра плеснула на наглого мальчишку остатками напитка, тот превратился в ящерицу и убежал.

Храм Деметры

Несмотря на исчезновение сына, царица назначила старушку кормилицей своего новорожденного малыша. Наутро случилось чудо: младенец выглядел как годовалый малыш. Каждую ночь богиня клала его в огонь, чтобы выжечь из него человеческие болезни и старость и сделать бессмертным.

Как-то ночью царице не спалось, она заглянула в детскую и увидела, что бабушка кладет ребенка в пламя. Царица закричала от страха, Деметра уронила мальчика (не исключено, что в очаг). Богиня приняла узнаваемый вид, приказала срочно возвести храм и удалилась горевать.

И снова весна…

Человечество вымирало, жители Олимпа воззвали к Зевсу. Верховный повелел, чтобы Персефона вернулась к матери, но каждый год на три месяца приходила в царство мертвых к мужу.

Это были древнейшие из греческих мистерий, они совершались в Элевсине, неподалеку от Афин, и были посвящены Деметре и ее дочери Персефоне. Позже к этому присоединилось еще и мужское божество, Вакх (Дионис), бог творческих сил природы.

В основе элевсинских мистерий лежит миф о Деметре. Когда богиня, как mater dolorosa, странствовала по земле в поисках своей дочери, похищенной мрачным Аидом, и, погруженная в глубокую печаль, села отдохнуть на цветущем берегу ручья в Элевсине, служанка Иамба, пришедшая к ручью за водой, отвлекла ее от мрачных мыслей и своими веселыми шутками побудила принять пищу. Она нашла в Элевсине радушный прием и отдохнула здесь от своих безуспешных исканий. Затем, благодаря заступничеству отца богов, властитель царства теней разрешил похищенной проводить полгода у матери и лишь остальное время у нелюбимого мужа. Деметра, в благодарность за гостеприимство, научила элевсинцев хлебопашеству и подарила им хлебные злаки и мистерии.

Этот мистический культ принадлежал к тем тайным служениям, которые выполнялись собраниями верующих. Он считался особенно священным и угодным богам и вскоре распространился по всей Греции, а затем на островах и в колониях, вплоть до Малой Азии и Италии.

Элевсинские мистерии находились под покровительством и наблюдением государства и поддерживались с такою же ревностною заботливостью, как и народная религия. Подобно ей, это религиозное учреждение ни в каком отношении не могло быть вредно государственной церкви. Посвящаемый в его мистические таинства не отвергал общепринятого вероучения, но лишь иначе понимал его, чем народная масса.

Высшие жреческие должности этого культа принадлежали именитейшим, древнейшим родам Элевсина — Эвмольпидам и Керикам.

Важнейшими священнослужителями при мистериях были верховный жрец (иерофант), выполнявший богослужебные функции во время торжеств, факелоносец (дадух), герольд (иерокерикс), на обязанности которого лежало призывать собравшуюся общину к молитве, произносить молитвенные формулы, руководить священными обрядами при жертвоприношениях и т. п., и, наконец, жрец, состоявший при жертвеннике (эпибомиос).

Кроме этих высших должностных лиц культа в мистериях принимали участие еще многочисленные прислужники, музыканты, певцы, без которых не могли обойтись торжественные процессии.

Все, относившееся к тайному богослужению, находилось в ведении коллегии жрецов. В основе элевсиний лежит уже упомянутая выше легенда о похищении Персефоны. Богиня олицетворяет собою растительное царство, увядающее при наступлении сурового времени года. Тот факт, что в течение лета похищенная богиня пребывает у матери, то есть на поверхности земли, а зиму проводит в подземном царстве, символизирует плодородие почвы и вместе с тем идею воскресения человека, тело которого, подобно хлебному зерну, погружается в лоно матери — земли. Сочетание Персефоны с Иакхом было принято в смысле единения человека с божеством и определяло задачу мистерий. Но главное содержание их, символически связанное с новым расцветом растительного царства при наступлении золотой весны, заключалось, несомненно, в возвышенном учении о личном бессмертии.

Желавший, чтобы его допустили к участию в мистериях, должен был обратиться для этого к посредничеству кого?нибудь из посвященных уже афинских граждан; последний передавал заявление кандидата служителям культа, обсуждавшим и решавшим дело. Если община выражала согласие принять нового члена, то он представлялся ей. И тогда член, явившийся посредником (мистагог), посвящал его во все предписания и правила, которые кандидат должен был выполнять.

К тайному служению допускались одни только эллины. Лишь в единичных случаях принимались особенно заслуженные и выдающиеся чужестранцы, но и то не раньше, чем они получали афинское гражданство.

Зато доступ безусловно воспрещался всем, кто обвинялся в убийстве или в другом каком?либо тяжелом преступлении.

Элевсинские мистерии состояли из двух празднеств, происходивших, правда, не одновременно, но находившихся в тесной внутренней связи.

В то время года, когда природа в Греции пробуждается от своего зимнего сна к новой жизни, в феврале, торжественно справлялись малые мистерии. В сентябре, после того как жатва была собрана, наступали празднества великих мистерий. Первые относились главным образом к культу Персефоны и Иакха и совершались в Афинах, в храме Деметры и Коры. Они служили как бы подготовлением к великим мистериям, в которых никто не мог принять участия, не будучи предварительно посвященным. Посвященные назывались мистами; они становились зрячими (эпоптами), когда посвящались также и в великие мистерии.

Так продолжалось до 20 сентября. В этот день мисты, празднично разодетые и увенчанные миртовыми венками, торжественной процессией отправлялись по священной дороге из Афин в Элевсин, где происходило важнейшее торжество. Во главе процессии выступали жрецы, несшие изображение Иакха. Несметные толпы народа с шутками и смехом сопровождали процессию, заполняя священную дорогу, тянувшуюся на расстоянии почти двух миль. Процессия мистов останавливалась у многочисленных, встречавшихся на пути, святилищ и совершала известные торжественные обряды. Лишь к вечеру процессия достигала Элевсина, где изображение Иакха тотчас же устанавливалось в храме Деметры и Коры.

Следующие дни проводились частью в разнузданном веселье, частью в торжественном благоговейном настроении. И лишь последние дни продолжавшегося почти две недели празднества посвящались собственно мистериям.

Представление сопровождалось разными таинственными, волшебными явлениями: слышались странные звуки, небесные голоса, быстро сменялись свет и тьма. Затаив дыхание, объятые благоговейным трепетом, восхищенные, но в то же время онемевшие от благочестивого страха, мисты взирали на открывшееся пред ними зрелище, которое сковывало их чувства и поражало воображение.

Мистерии заканчивались полным символического смысла обрядом. Два круглых глиняных сосуда наполнялись неизвестною нам жидкостью, которую затем выливали из этих сосудов; из одного — по направлению к востоку, из другого — к западу; при этом произносились магические формулы.

После этого мисты в торжественной процессии возвращались обратно в Афины, и этим празднества заканчивались.

Весьма сомнительно, чтобы мистерии производили на большинство посвященных то нравственно — религиозное влияние, которое именно и составляло задачу обрядов. Скорее можно предположить, что невежественная толпа смотрела на них, лишь как на легкое средство приобрести небесную милость. Механическим выполнением установленных обрядов участники мистерий рассчитывали приобрести право на благосклонность богов; но вместе с тем, не умея понять внутреннего смысла, совершенно не заботились об истинной чистоте мыслей и сердца, — явление, которое часто замечается также и в религиозной жизни наших дней.

Но, как бы то ни было, слава элевсинских мистерий сохранялась в течение долгого времени. Даже знатные римляне, побуждаемые, вероятно, пустым любопытством, не пренебрегали посвящением. Императоры Октавий, Адриан и Марк Аврелий принимали участие в празднествах мистерий. Лишь завоевания христианства положили конец как священным элевсиниям, этому последнему оплоту античного язычества, так и всем, полным таинственности, религиозным празднествам древности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Великие мистерии

4. Великие мистерии Подготовка в АфинахДесятого боэдромиона (1 сентября) претенденты, или неофиты, Великих мистерий и давние элевсинские мисты начинали воздерживаться от мяса и вина, хотя в иные времена по крайней мере 12 боэдромиона, в день Вакха, усердно отдавали им

1.2. Средневековые христианские мистерии в Западной Европе

1.2. Средневековые христианские мистерии в Западной Европе В наше время многие думают, что в средневековой Западной Европе Библия воспринималась примерно так же, как и сегодня. То есть — как сборник священных текстов, публичное озвучивание которых допустимо лишь при

Глава 9. Мистерии Египта

Глава 9. Мистерии Египта Как считали древние египтяне, в самом начале мир был совершенен. Любое отклонение от этого состояния вечной гармонии, которое называлось Маат, объяснялось человеческими пороками, и величайшим из пороков были те, в основе которых лежала

Первый результат анализа: мистерии

Первый результат анализа: мистерии Христианская церковь сформировалась как ответ на распространение в Центральной Европе иудаизма. Поскольку иудейская Тора являлась неоспоримо священной книгой, христианам в срочном порядке потребовалось создать соответствующий

ГРЕЧЕСКИЕ МИСТЕРИИ

ГРЕЧЕСКИЕ МИСТЕРИИ В образе своих богов отражается и сам человек. Это прекрасное изречение одного из величайших немецких поэтов превосходно характеризует греческую религию. Греческие боги — эти идеализированные люди, в эфирных телах которых бьется человеческое

ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ

ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ Это были древнейшие из греческих мистерий, они совершались в Элевсине, неподалеку от Афин, и были посвящены Деметре и ее дочери Персефоне. Позже к этому присоединилось еще и мужское божество, Вакх (Дионис), бог творческих сил природы.В основе

МИСТЕРИИ ИСИДЫ

МИСТЕРИИ ИСИДЫ Оживленные сношения, которые греки поддерживали со столь славной с незапамятных времен страной фараонов, не остались, как указано выше, без влияния на развитие греческой культуры. Все науки, и в особенности философия и теология, черпали из богатого кладезя

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. МИСТЕРИИ ВРЕМЕН УПАДКА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. МИСТЕРИИ ВРЕМЕН УПАДКА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ МИСТЕРИИ МИТРЫ Кроме культа Исиды и Вакха, с которыми мы познакомились выше, главной религией искупления умиравшего язычества были мистерии Митры, получившие широкое распространение и пользовавшиеся большим

МИСТЕРИИ МИТРЫ

МИСТЕРИИ МИТРЫ Кроме культа Исиды и Вакха, с которыми мы познакомились выше, главной религией искупления умиравшего язычества были мистерии Митры, получившие широкое распространение и пользовавшиеся большим почетом в течение многих лет.Вначале Митра не принадлежал к

СКРОМНЫЕ ИСТОЧНИКИ МИСТЕРИИ

СКРОМНЫЕ ИСТОЧНИКИ МИСТЕРИИ Религии мистерий были в своем происхождении достаточно непритязательными, простыми. Они возникли из наблюдения явных фактов повторяющейся смерти и последующего возрождения в природе и из попыток увидеть в этих чередованиях зимы и весны,

Глава 3 ТРИ СТАДИИ МИСТЕРИИ

Глава 3 ТРИ СТАДИИ МИСТЕРИИ . . . . . . . . . . . . ?? . . ?? . . . . . . . . . . ?? . . . . . [239] . Corpus Hermeticum, Poimandres VII.2 (Parthey) ОГРОМНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ МИСТЕРИЙ Религии мистерий представляют огромное разнообразие как в деталях, так

VIII. Мистерии

VIII. Мистерии Выходы богов не привлекали бы столько народа, если бы организаторы церемоний не разнообразили эти зрелища. Сколько можно любоваться раззолоченными ладьями и плясать под звуки тамбуринов? Для того чтобы вызвать интерес публики, жрецы издавна придумали

Глава пятая, или попытка рассказать о мистерии Цам

Глава пятая, или попытка рассказать о мистерии Цам Почему всего лишь попытка? Да потому, что об этом захватывающем и таинственном танце, происходящем на глазах у всех, известно очень мало. Его внутренний смысл знают только ламы очень высокого уровня посвящения, а

  1. Надежда посвященных в таинства Элевсина
  2. Бессмертие души: общее мнение и мистериальное знание
  3. Идея перерождения
  4. Душа и тело в греческой мистериальной традиции
  5. Роль царя в элевсинских мистериях
  6. Исторический путь элевсинских мистерий
  7. Элевсинские мистерии как дверь к христианству

  1. В. Буркерт. Греческая религия. Архаика и классика. СПб.: Алетейя, 2004.

1. Надежда посвященных в таинства Элевсина

На двух предшествующих лекциях мы с вами, дорогие друзья, говорили об элевсинских мистериях, рассмотрели ход мистерий и внимательно послушали тексты, которые непосредственно говорят об элевсинских мистериях. Напомню, что в том, что касается мистерий, очень многое остается прикровенным, тайным. И теперь мы должны попытаться открыть внутреннюю суть мистерий – ту самую, о которой нельзя было говорить.

И я напомню, что главная тайна была не в том, что происходит в результате мистерии, а в том, как происходит посвящение, как происходит такое изменение миста, что он может надеяться на другую судьбу после смерти. И на этот вопрос – как это происходит, у нас ответа практически нет. На прошлой лекции, когда мы говорили об этом, мы шли наощупь. А вот что ждать после смерти, об этом мы знаем чуть больше. Это тоже считалось мистериальной тайной, но, видимо, не столь строго соблюдаемой, поэтому кое-что, очень немногое, все же просочилось, и мы сейчас к этому перейдем.


Триптолем, держащий колосья. Справа – Персефона с факелом и кувшином, слева – Деметра с факелом и колосьями. Аттический Краснофигурный скифос. 500-480 гг. до Р.Х. BM 1873,0820.375


Полевые работы. Чернофигурный килик. Ок. 530 г. до Р.Х.
Лувр. Крыло Сюлли. 2 этаж. Галерея Кампана III. Зал 653. Витрина 17

Оказывается же, что приобщение к мистериям имеет не меньшее значение, чем пища. Для нас сейчас это трудно себе представить. Но ведь действительно даже в самой страшной ситуации, в ситуации голодной смерти, мы думаем, а что будет потом. Смерть - это конец или это лишь перевёрнутая страница чего-то большего?

Павсаний, культурный римский человек, совсем не какой-то примитивный магист, подчеркивает, что во сне ему было открыто, что нельзя рассказывать об элевсинских мистериях. О внутреннем же убранстве, внутреннем виде элевсинского святилища он рассказывает на страницах своего путеводителя, на страницах своей книги.

2. Бессмертие души: общее мнение и мистериальное знание

Из этого маленького фрагмента мы узнаем, что Деметра спускается в подземное царство и выводит из него свою дочь. Это таинственное схождение и выход вновь, конечно, связаны не с одной Персефоной, они связаны и с каждым посвященным человеком. Чуть позже мы об этом будем говорить, но пока посмотрим, какую завесу нам приоткрывает Платон.

В этом отрывке вас может смутить разговор о любви к юношам, но здесь речь идет совершенно о другой любви - не о плотской, как сейчас говорят, а о любви к учительству. То есть те, кто, как Сократ, любит учить юношей, те, кто занимаются учительством истины, проповедуют истину, тех сроки, как и мудрецов, сокращаются. Но, в любом случае, мы видим две вещи. Мы видим, во-первых, что речь идет о многократном вхождении и выхождении из тела. И, во-вторых, об огромных сроках. Десять тысяч лет, три тысячи лет - в любом случае, это огромные сроки. Но то, что душа не растворяется, не исчезает – здесь это абсолютно так.

Опять же, мы видим, что душа и тело связаны, но душа, конечно, бессмертна, и она платит за те дела, которые совершила в прошлой жизни. Как, спросим мы, разве не тело, а душа совершала плохие поступки? Конечно же! Греки это понимали ясно, и я думаю, что мы с вами тоже это понимаем ясно. Тело - это только орудие души. Это мы говорим, что тело хочет, тело желает. Но желает всегда не тело, желает всегда душа, как-то связанная с телом. Это то, что мы называем физиологией, и есть осознание физического психически. Поэтому, в конечном счете, всегда отвечает за все душа. Тело может давать вызовы душе, но ответы на эти вызовы дает душа. Вот что хочет сказать Платон. И за эти ответы, а не за сами вызовы, человек отвечает.

Пройдя суд! И неслучайно элевсинские мистерии требовали не просто посвящения, их нужно было не просто пройти, заплатив за это и увидев нечто. Они требовали серьезнейших очищений и серьезнейшего изменения всей жизни, избегания всего, нравственно предосудительного. Ни прелюбодеи, ни лжецы, ни убийцы, ни воры не могли рассчитывать на посвящение в Элевсинские мистерии, а будучи посвященными и совершив такие поступки, они понимали, что они лишились той благодати, которую они обрели, пройдя посвящение. Поэтому суд - обязательный момент посмертия.

А в земной жизни есть два обязательных момента: правильная жизнь и посвящение. Ни один из этих моментов без другого не работает. Собственно говоря, так же, как и в христианстве. Христианином нельзя стать, не пройдя таинство омытия - крещения. Но если мы даже пройдем это таинство, но не будем вести нравственную жизнь, мы, скорее всего, больше осудимся, чем оправдаемся. То же самое и в мистериях.

3. Идея перерождения

Вернемся к идее перерождения, очень важной в мистериальном плане, хотя именно об этом Элевсинские мистерии непосредственно и не говорят. Но посвященные в них люди, например, Платон или Пиндар, говорят об этом. Пиндар в своем знаменитом 96-м фрагменте говорит, что Персефона на девятый год после смерти посылает очистившиеся души снова на землю. А во Второй Олимпийской оде он уже откровенно говорит, что после трех рождений и смертей, если все три жизни человек прожил достойно, он отправляется на Острова блаженных. Вы это помните, я это читал. Так что жизнь повторяется, она многократно происходит. Здесь нет возможности фальстарта, нет возможности ложных попыток. Наоборот, по Пиндару, должны быть три успешные попытки. И у Платона постепенное совершенствование приводит к победе над смертью.

Видите, центр перемещается: мы не рождены на земле и должны прийти на Небо, как многие думают, а мы рождены на Небесах и оказались на земле, но должны вернуться на свою небесную родину. Потом, когда мы будем изучать индуистско-брахманические учения, в том числе, учение о пяти огнях — Панча-агни, мы узнаем, что оно говорит о том же. Видимо, это вообще древнейшее индоевропейское знание, которое просто артикулируется у Вергилия таким образом. Хотя замечу сразу, что до приблизительно 1200-1000 года до Р.Х. учение о переселении душ в Индии нам неизвестно. Или оно очень хорошо скрыто, или его не было. Первое упоминание о переселении душ есть в Шатапатха-брахмане, и это 1200-1000 гг. до Р.Х., что примерно совпадает по времени с дорийским завоеванием Греции. Но ведь в Древнем Египте ничего подобного не было! Вот такие хронологические загадки предлагает нам история религий.

«Душ семена рождены в небесах и огненной силой
Наделены – но их отягчает косное тело,
Жар их земная плоть, обреченная гибели, гасит.
Вот что рождает в них страх, и страсть, и радость, и муку,
Вот почему из темной тюрьмы они света не видят.
Даже тогда, когда жизнь их в последний час покидает,
Им не дано до конца от зла, от скверны телесной
Освободиться: ведь то, что глубоко в них вкоренилось,
С ними прочно срослось – не остаться надолго не может.
Кару нести потому и должны они все – чтобы мукой
Прошлое зло искупить. Одни, овеваемы ветром,
Будут висеть в пустоте, у других пятно преступленья
Выжжено будет огнем или смыто в пучине бездонной.
Маны
(духи, предки) любого из нас понесут свое наказанье,
Чтобы немногим затем перейти в простор Элизийский.
Время круг свой замкнет, минуют долгие сроки , —

(не все пойдут в Елисейские поля, в Элизиум)
Вновь обретет чистоту, от земной избавленный порчи,
Душ изначальный огонь, эфирным дыханьем зажженный.
Времени бег круговой отмерит десять столетий, —

(то есть 1000 лет, как у Платона)
Души тогда к Летейским волнам божество призывает,
Чтобы, забыв обо всем, они вернулись под своды
Светлого неба и вновь захотели в тело вселиться".

[Энеида VI. 730-752]

Идея Вергилия в том, что немногие праведники отправляются в Элизиум. Остальные, искупив свои преступления теми или иными страданиями души, уже после смерти, возвращаются через 1000 лет в тело, и, видимо, всё начинается с начала. Происходит круговорот. Всё это, так или иначе, есть в мистериальном знании.




Боги участвуют в мистериальной процессии: Зевс (слева), Дионис (в центре) и Амфитрита, оборачивающаяся на своего супруга Посейдона. Аттический краснофигурный скифос. 500 – 480 до Р.Х. BM 1873,0820.375

Вы видите, что речь идет и о бессмертии души, и о воскресении — анабиосисе, восстановлении жизни, и о том, что это зависит от поведения: худшим — одно, лучшим — другое.



4. Душа и тело в греческой мистериальной традиции

Но здесь надо подчеркнуть принципиальное отличие между христианской традицией и мистериальной традицией древности, в том числе, Элевсинской. В Элевсинской традиции (и вообще в мистериальной традиции Греции) все время речь идет о душе. Освобождается из темницы тела душа. Тело, в лучшем случае, знак души, ипостась души, подставка души - на время этой земной жизни. Для жизни материальной нужно материальное тело. Но душа должна выйти из этого тела. И именно душе открывается возможность пребывания на Олимпе. Опять же, сложная и странная контаминация.


Что касается Элевсинских мистерий, то нам надо заметить еще одну вещь, которая соединяет эту традицию с Египтом - идея преображенного тела — это идея египетская. Вся египетская традиция — традиция преображения тела. Конечно, идея многократного вхождения в разные тела и идея преображения тела находятся в противоречии друг с другом, потому что непонятно, какое тело возрождать, если их было много. И это открытая тема, открытый вопрос.

Мы, на самом деле, подходим к тем глубинам, где наша человеческая логика заставляет нас только констатировать, но не объяснять. Но Древний Египет знал идею изменения тела, просветления тела. Неслучайно умершего именовали — Ах, просветленным. И я, вы помните, когда рассказывал о египетских представлениях о царстве, о возникновении государства, говорил, что государство возникло во многом для решения неких священных задач. А главная священная задача - это победа над смертью, воскрешение тела. И вы помните, что в Египте каждый царь именовался Гором, а каждый умерший - и царь, и не царь - именовался Осирисом. А Гор был сыном Осириса, который побеждает смерть. Побеждает смерть - чем? Правильным священнодействием, правильным ритуалом. И это удивительным образом сохранилось в Элевсинских мистериях.

5. Роль царя в элевсинских мистериях

Дело в том, что в Греции, в Афинах, была должность архонта-басилея, то есть старейшины-царя. Эти ахонты-басилеи происходили из рода древних аттических афинских царей. И хотя в Афинах давно уже была республика, и всем управляло народное собрание, но на месте старого царского дворца еще времен монархии находилась резиденция архонта-басилея. И в Элевсинских мистериях, по крайней мере, на первом их этапе, который происходил в Афинах, архонт-басилей и его жена, царица (басиллина), играли очень большую роль.


Элевсинское священнодействие не могло бы произойти, если бы в какой-то момент в нем не участвовали царь и царица. Так же как Деметра не могла бы учредить таинство, если бы её не приняли радушно Келей и его жена Метанира, и если бы их сына Демофонта Деметра хотела бы сделать бессмертным богом из человека, натирая тело ребенка амброзией и опуская его в огонь.

6. Исторический путь элевсинских мистерий

Их обряды стали тайными, потому что большинство общества не исповедовало их. А на Крите и в Микенах исповедовало. Но дорийское грубое вторжение людей, намного более примитивно, может быть, даже шаманистически видящих религию, заставило это глубокое знание уйти под землю, уйти в мистериальную традицию, в тайну. Поэтому-то, кстати говоря, у Гомера и нет упоминания об элевсинских мистериях, а о дионисийских, как мы скоро узнаем, есть.

Элевсинские мистерии возрождаются уже на пятой олимпиаде по прямому повелению Дельфийского оракула. Видимо, до этого они были в забвении. А потом они расцветают, приобретают великую силу, а затем постепенно затухают. Их вытесняют новые традиции – христианство и митраизм, который во II-III веках был очень ощутимым соперником христианства. Император Юлиан Отступник, который во многом действительно старался восстановить древнюю эллинскую религиозную традицию (он правил в 361-363 гг. после Р.Х.), возобновил Элевсинские мистерии и поставил последнего иерофанта из рода Эвмолпидов. Потому он и Отступник (апостат), что, будучи крещеным, отступил от христианства и ушел снова в дохристианскую традицию.

Как вы помните, император Валентиниан уже после гибели Юлиана запретил все ночные празднества в 364 году. Но по просьбе проконсула Греции Протекстата Веттия Агрария, который говорил, что запрет элевсинских мистерий сделает жизнь греков невыносимой (абиотос), мистерии были вновь разрешены к совершению в соответствии с традицией. То есть христианский император Валентиниан разрешил мистерии, и они продолжались еще 28 лет, пока вновь не были прекращены императором Феодосием I в 392 году, а в 396 году элевсинское святилище и вообще все элевсинское священное место - теменос, было разорено готами под предводительством Алариха.


Император Феодосий I Великий. 379-395. Монета чеканки 383-388 г. Константинополь.
Список монет музея МНК. 263

Мистерии прекратились навсегда. Евнапий, один из последних мистов, посвященный тем самым последним иерофантом в мистерии, в биографии неоплатоника Максима рассказывает о завершении эпохи мистерий в Греции, о том, очевидцем чего он сам был. Я напомню, что нельзя было не только рассказывать о мистериях, но и называть имени иерофанта. Евнапий не называет имен иерофантов — обратите на это внимание. Он пишет только, что иерофант был из рода Эвмолпидов, но личного имени нет.

Эвмолп, основатель элевсинских таинств, родоначальник наследственных жрецов храма Деметры в Элевсине — Евмолпидов. Слева стоит Элевсин – персонификация священного города. Аттический Краснофигурный скифос. 500 - 480 гг до Р.Х. 1873,0820.375


То есть разорвались эти узы, разорвалось посвящение, осквернен был элевсинский мистериальный комплекс тем, что иерофантом стал чужак. Народ переметнулся, как говорит Евнапий, к людям в черных одеждах, то есть к христианам. И Греция, Эллада, прекратила свое существование.

7. Элевсинские мистерии как дверь к христианству


То есть для того, чтобы христианство было услышано в греко-римском мире, для того, чтобы слово о Христе было воспринято, необходим был опыт устремления человека к спасению и бессмертию души. В обществе, где все считали, что душа после смерти растворяется в воздухе, христианство не смогло бы найти себе адептов. Никто бы не слушал - зачем эта проповедь о Христе, если мы все знаем, что жизни после смерти нет? Но там, где было не только какое-то смутное ощущение, как у многих людей сейчас в нашей стране, но глубокое убеждение, порожденное откровением, данным в таинствах, тем, что видели люди в Элевсине, вот там и мог быть настоящий запрос. - Я уже знаю, что бессмертие есть, - как бы говорил посвященный в мистерии человек, обратившийся к христианству, - Я уже знаю, что после смерти есть жизнь. Я знаю, что эта жизнь может быть блаженной. Теперь же я узнал, как она может быть блаженной и что есть не только воскресение из тела, как учил Плотин, но воскресение в теле, ибо Христос воскрес в теле. И тогда нет нескольких попыток, нет умираний и пробуждений, а есть одна жизнь, одна смерть и одно бессмертие.

И именно там, где почти все уже было подготовлено и сказано мистериями, это учение нашло себе не просто поклонников, адептов, последователей, оно нашло очень благоприятную почву, нашло богословский язык. Неслучайно, как вы помните, о. Григорий Флоровский говорил, что язык раннего христианского богословия, особенно Александрийской школы, был языком греческих мистерий. То есть в этом языке использована вся терминология греческих мистерий. Эта терминология греческих мистерий используется даже в евангельских текстах - идея телете, например, о чем я уже говорил.

С незапамятных времен чудо пробуждающейся весенней земли волновало человека, заставляя его задумываться над загадками мира. Засыхала трава, падал созревший колос, но каждый год оказывалось, что смерть природы лишь сон.

Дремавшее в почве мертвое семя выходило навстречу солнцу в виде ростка, вновь луга и склоны одевала молодая зелень. В этом люди видели проявление извечного космического круговорота, в котором созидательные силы, сраженные полчищами тьмы, возрождаются и торжествуют.

Неистребимость жизни воспринималась как весть о бессмертии, как обетование Природы, в которой заключен залог вечного существования и для человека. Поэтому древние упорно стремились разгадать эту тайну, овладеть бессмертием или приобщиться к нему. Одетые в траур, они погребали Осириса, Ваала, Таммуза, Атиса осенью и с ликованием встречали их пробуждение от смертного сна весной (1).

preview

Геннадий Мельник Бюст Афины. Римский период

В Грецию этот распространенный культ воскресающей природы проник, вероятно, с Крита, где он был связан с религией Богини-Матери. Около VII в. до н. э. мы уже застаем его в городке Элевсине, расположенном недалеко от Афин.

Гомеровские гимны содержат намек на критское происхождение Элевсинского культа. Там мы находим миф, повествующий о его начале.

Некогда в городе появилась старая женщина с Крита, по имени Доя. Она рассказывала, что много странствовала по миру и чудом спаслась от гибели. Пораженный необычным видом и мудростью Дои, царь Элевсина отдал ей на воспитание своего сына.

preview


Фото Геннадий Мельник/ Археологический музей Афин. Приношение колосьев.

В то же мгновение по дому царя разлилось сладостное благоухание, тело странницы засветилось, стены озарило ослепительное сияние. Вместо старухи перед изумленными элевсинцами предстала прекрасная богиня. То была Деметра — могущественная владычица нив и цветов (2).

Она рассказала людям свою историю. Возлюбленная ее дочь Кора играла однажды на цветущем лугу среди фиалок и шафранов. Внезапно разверзлась земля, и колесница властителя Преисподней Аида унесла трепещущую деву в подземное царство. Плененный красотой Коры, Аид захотел сделать ее своей женой. Но ему не удалось сохранить похищение в тайне. Прежде чем разверзшаяся земля успела сомкнуться над Корой, она издала жалобный крик.

Ахнули тяжко от вопля бессмертного темные бездны
Моря и горные главы. И вопль этот мать услыхала.
Горе безмерное остро пронзило смущенное сердце.
Разодрала на бессмертных она волосах покрывало,
Сбросила с плеч сине-черный свой плащ и на поиски девы
Быстро вперед устремилась по суше и влажному морю,
Как легкокрылая птица. Но правды поведать никто ей
Не захотел ни из вечных богов, ни из смертнорожденных,
И ни одна к ней из птиц не явилась с правдивою вестью (3).

Девять дней скиталась по земле Деметра, освещая факелами все закоулки, но нигде не находила следов дочери. И лишь на десятый день она узнала от богини Гекаты, какая судьба постигла деву. Гнев и печаль Деметры не имели границ; она приняла образ старухи и явилась к людям в Элевсин.

preview

© Фото : музей Акрополя/Сократис Мавромматис / Бегущая Персефона, первая половина 5-го века до нашей эры

Это встревожило Зевса, при попустительстве которого совершилось похищение Коры. В Преисподнюю был послан Гермес сообщить Аиду, что Деметра замышляет

Слабое племя людей земнородных вконец уничтожить,
Скрывши в земле семена, и лишить олимпийцев бессмертных
Почестей. (4)

Опасность нарушения магической связи между людьми и богами принудила Аида задуматься. В конце концов он согласился на время отпускать молодую супругу к матери, но с тем, чтобы часть года она всегда проводила у него.

Деметра согласилась на это компромиссное решение и, научив элевсинцев тайным обрядам, вернулась к богам. С тех пор, пока Кора гостит у Аида, Деметра погружается в печаль, наступает зима, а когда она возвращается к матери, нивы вновь зеленеют.

Этот миф поразительно напоминает сказания о скорби Исиды и о нисхождении богини Иштар в Преисподнюю. Был ли то странствующий сюжет или критяне и греки сложили свою версию независимо от Востока — сказать трудно, но сейчас для нас важно другое. Культ Деметры ознаменовал возвращение к хтоническим, подземным, божествам, сама природа которых связана с тайнами плодородия, жизни и смерти.

preview

Почитание Деметры утвердилось не только в Элевсине, но постепенно распространилось и в других областях Греции. Вплоть до появления христианства элевсинские ритуалы привлекали очень многих. Поразительно, что они в каком-то смысле пережили все остальные греческие культы. Даже в XIX в. крестьяне Элевсина ставили в центре гумна изваяние Деметры, а когда его увезли в музей, жаловались на ухудшение урожая (5).

Чем же объяснить столь прочное влияние этой архаической религии? Что могли греки, нередко иронизировавшие над своими богами, найти в древнем мифе о Деметре, Аиде и Коре? Ответ на этот вопрос может быть лишь один: хтонические боги — властители сокровенных глубин земли, где обитают тени усопших,— связывались с самыми важными сторонами человеческого бытия. Их религия обещала людям не только земное благополучие, но и вечную жизнь, бессмертие. Это давало ей огромное преимущество перед гражданским культом (6).

Обряды, сопровождавшие поклонение Деметре, приобрели характер таинственных священнодействий, мистерий, подобных тем, какие были известны еще у древнейших народов. В основе подобных действ лежали пантомимы, изображавшие мифическую историю богов и героев. Созерцание мистерий, как полагали, устанавливало магическую связь между людьми и высшими существами.

Благоговение перед тайной, превышающей обыденный разум,— неотъемлемая черта религии. Чувство встречи со сверхчеловеческим, священным, скрытым от взоров профана, делало элевсинские мистерии предметом глубокого и искреннего почитания. Насмешки греков, которые потрясали Олимп, смолкали у порога Элевсина.

preview

© Фото : музей Акрополя/Сократис Мавромматис / Барельеф с изображением Деметры и Персефоны, первая половина 5-го века до нашей эры

Любой эллин, не запятнанный преступлением,— мужчина, женщина и даже раб — мог приобщиться к мистериям Деметры (7). Наконец-то перед всеми париями общества открывался путь к духовным радостям и вечности! Тому, кто проходил посвящение, было обещано избавление от рокового Аида:

Счастливы те из людей земнородных, кто таинства видел,
Тот же, кто им непричастен, по смерти не будет вовеки
Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном (8).

Деметра владела тем, чего не имели другие боги,— таинственной мощью возрождения природы и силой бессмертия. Неудивительно поэтому, что к Элевсину устремилось так много почитателей великой богини. Приютившееся у залива на фоне гор, среди сосен и кипарисов, святилище было окружено постоянной заботой афинян. Сюда приходили сотни паломников, чтобы ощутить близость божественных сил.

Здесь все было овеяно древней тайной: казалось, богиня все еще скитается где-то среди окрестных рощ. В городке показывали дом, где она жила; камень, на котором, по преданию, она сидела, оплакивая Кору; место, где дева была увлечена в Преисподнюю. Сама почва Элевсина представлялась лишь тонкой преградой, отделяющей обычный мир от загадочной глубины недр.

Праздники Элевсиний начинались обычно в Афинах (9). Иерофант и архонт возвещали их начало, напоминая о том, что варвары и преступники не должны в них участвовать. Вслед за тем толпы шли на море омыться в волнах, которым приписывалась очистительная сила. Оттуда паломники направлялись в торжественной процессии к священному городу. Они несли изваяния хтонических богов, пели гимны, совершали жертвоприношения. Двадцать километров, отделявших Афины от священного города, проходили медленно, одни пешком, другие верхом, и только к ночи достигали Элевсина.

Жрецы Деметры ревниво охраняли свои тайны. Тот, кто вступал на путь посвящения, давал страшные клятвы молчания. Горе непосвященному, который кощунственно проникал на богослужение. Тот из мистов, кто разглашал секреты Элевсина, считался святотатцем.

preview

Посвящение в Элевсинские мистерии. Мраморный рельеф из Пантикапея. Рубеж V-IV вв. до н. э.

Готовящиеся к посвящению носили красные повязки, и, чтобы не дать проникнуть на праздник чужим, иерофанты имели списки будущих мистов.

По прибытии в Элевсин люди с факелами разбредались по холмам, как бы принимая участие в поисках Коры, и лишь после этого они проходили искус, предваряющий мистерии.

Посвящаемый должен был быть чист от крови и чист ритуально; ему вменялся в обязанности ряд пищевых запретов: воздержание от рыбы, бобов, яблок.

Перед храмом еще раз приносились жертвы, и наконец ночью в полном молчании посвящаемые вступали в храм.

Под темными сводами разыгрывалась сакральная драма, люди шли тесными проходами, слышали завывания и зловещие голоса, видели фигуры чудовищ и вспышки молний. То был символ мытарств души, проходящей загробное очищение. Все то, что суждено было испытать человеку в царстве Аида, он переживал во время священнодействия и через это получал избавление.

preview


© Фото : музей Акрополя/Сократис Мавромматис / Светильник, церемониальный сосуд из Элевсины

Но вот к утру, оставив наконец позади мрачные своды, участники обряда выходили на залитые солнцем лужайки; звучали песни и восклицания, в пляске кружились мисты среди убранных цветами статуй богов и богинь. Эта сцена изображена у Аристофана:

Потом тебя дыханье флейт обвеет,
Увидишь свет прекрасный, как земной.
Там рощи мирт, мужчин и женщин хоры
И радостных рукоплесканий звук (10).

Такова была картина перехода в царство бессмертия: Аид оставался позади навсегда.

preview

Реконструкция Храмового комплекса Элевсина.

Центральным моментом мистерий, высшей ступенью посвящения было созерцание символов. О нем мы фактически ничего не знаем, потому что его тщательнее всего скрывали. Но есть указания, что иерофант — служитель Деметры — выносил перед посвященными колос. Возможно, то был знак бессмертной богини и считалось, что человек, чьи духовные очи отверсты, узрит в колосе токи незримой силы. Дрожащее сияние, окружающее зерно, аура, которую может видеть лишь мист, есть свидетельство его связи с богиней.

Читайте также: