Элементы начальной военной подготовки обж кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект урока в 10-м классе "Начальная военная подготовка"

Занятие: Назначение, устройство и боевые свойства ручных осколочных кумулятивных гранат.

изучить предназначение боевых свойств ручных осколочных кумулятивных гранат; общее устройство гранат;

довести до учащихся меры безопасности при обращении с гранатами;

развивать умения и навыки обращения с боевыми гранатами;

Назначение, устройство и боевые свойства кумулятивной гранаты РКГ-3.

Назначение, устройство и боевые свойства ручных осколочных гранат.

Меры безопасности при обращении с ручными гранатами;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Метод: рассказ, показ с объяснениями, тренировка.

Руководство и пособие: “Начальная военная подготовка” – пособие для военных руководителей; “Учебник сержанта мотострелковых войск”.

Материальное обеспечение: учебные, ручные гранаты Ф-1., РГД-5. Слайды “ручные кумулятивные гранаты РКГ-3”, “Ручные осколочные гранаты РГО и РГН”, “Ручные осколочные гранаты РГД и Ф-1”

1. Организационный момент

(Приветствие, наличие присутствующих.)

2. Объяснение нового материала + первичное закрепление изученного

2.1. Назначение устройство и боевые свойства ручных гранат.

Учитель: Какие гранаты вы знаете?

Беседа. Историческая справка о гранатах.

Впервые в мире ручные гранаты появились на Руси в 14 веке. Они составляли неотъемлемые вооружение русского воина и успешно применялись при защите Москвы от татарского хана. Эти гранаты начинялись черным порохом и применялись воинами при защите оборонительных рубежей. 1851-1855г оборона Севастополя. Русский учёный Зинин Н.Н. первым в мире предложил начинять гранаты не порохом, а нитроглицерином /органическое соединение, маслянистая жидкость получаемая действием смеси азотной и серной кислот на глицерин/.

В 1884 на вооружении русской армии поступили гранаты ударного действия, воспламеняющиеся капсюлем.

В 1910г. русская армия получили оборонительную гранату дистанционного действия с временем горения 5 сек. В 1914г. конструктор Ф.В. Ковешников сконструировал для французской гранаты Ф-1 запал дистанционного действия с временем горения 3,5 сек.

В 1933г принята на вооружение граната Дьяконова /РГД-33/

В 1942г. создана и принята на вооружение граната РГ-42.

Сейчас на вооружении состоят гранаты РГД-5, Ф-1 и другие гранаты различного назначения.

2.2. Ручная кумулятивная граната РКГ-3 предназначена для поражения бронированных средств противника, а так же разрушения прочных преград и укрытий полевого типа.

(Демонстрация слайда о ТТХ РГД-3) (объяснение по слайду)

hello_html_m10e47123.jpg

масса снаряженной гранаты

со стальной воронкой

с медной воронкой 1,070

170 мм РКГ-3 РКГ – 3М

220 мм РКГ – 3 ЕМ

Какие противотанковые средства борьбы имелись у наших воинов во второй мировой войне?

2.3. Предназначение, устройство и боевые свойства ручных осколочных грнат.

2.4. Гранаты РГО РТ.

(Демонстрация ТТХ на слайде). (объяснение по слайду)

hello_html_febe980.jpg

2.5. Гранаты РГД-5, Ф-1 и запалы УЗРГ.

(Демонстрация ТТХ на слайде). (объяснение по слайду)

hello_html_m5c7bf5a3.jpg

Предназначены для поражения живой силы противника в ближнем бою.

Тактико-техническая характеристика гранатХарактеристика Гранаты

Масса снаряженной гранаты (г)

Средняя дальность броска (м)

Время горения запала (сек)

Радиус разлета осколков (м)

Радиус убойного действия осколков (м)

2.6. Закрепление материала с помощью учебных гранат.

hello_html_m4697acaf.jpg

Для гранат РГД – 5, Ф-1, РГО, РГН применяется запал УЗРГМ. На разрезном демонстрационном макете показать устройство запала и объяснить принцип действия.

Практическая часть. Работа с гранатами. Раздать гранаты с запалами каждому ученику. Учащиеся действуют по моей команде.

Подготовка гранаты к бою. По команде “Гранаты к бою”

Правильно взять гранату в руки (спусковой рычаг между большим и указательным пальцами).

Выпрямить усики , выдернуть чеку.

По команде “Огонь” бросить в цель, укрыться за преградой.

2.7. Меры безопасности при обращении с ручными осколочными гранатами.

Гранаты не игрушки, нельзя играть, бросать в костер. Не разбирать запал. Увидели на улице – не трогать, может быть ловушкой, на полигонах не подходить и не трогать неразорвавшиеся гранаты, мины, снаряды. Если увидели или нашли – сообщите или сдайте в органы внутренних дел. Не храните дома – обезопасите родных и близких от беды.

Закрепление материала с помощью карточек – заданий. (3мин)

Тактико-техническая характеристика гранатГранаты РГД-5 Ф-1 РКГ – 3М РКГ – 3 ЕМ

Характер боевого действия

Действия механизма гранаты

Время горения воспламененного запала (с).

Радиус убойного действия осколков (м).

Масса заряженной гранаты (г)

Средняя дальность броска

3. Заключительная часть

3.1. Подведение итогов урока.

Изученное на уроке необходимо правильно применять на практике. (во время службы в армии)

3.2. Домашнее задание. Учи Учить по записи. Читать дополнительную литературу.

hello_html_m382fd933.jpg

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Материальная часть автомата и ручных гранат

Занятие 3. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. Последовательность неполной разборки и сборки автомата.

hello_html_6a17b43c.jpg

Огневая подготовка

Тема 3. Материальная часть автомата и ручных гранат

Занятие 3. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. Последовательность неполной разборки и сборки автомата.

Цель. Изучить с учащимися назначение и боевые свойства автомата, его устройство, принцип работы, меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

Учебные вопросы и расчет времени

Назначение, боевые свойства автомата Калашникова………………………….12 мин

Понятие об устройстве автомата, принцип работы автоматики и порядок неполной разборки и сборки автомата…………………………………………………….. 12 мин

Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами……………….. 8 мин

Время . 45 мин.

Место . Военный кабинет.

Метод. Рассказ с показом, тренировка учащихся.

Порядок проведения занятия

Вводная часть – 8 мин.

Приняв рапорт командира взвода, проверив внешний вид учащихся, объявляю порядок изучения раздела.

Задачи раздела НВП – огневая подготовка.

- знать боевые свойства и материальную часть автомата Калашникова и ручных осколочных гранат;

- иметь навыки в действиях при выполнении приемов и правил стрельбы из автомата и метании ручных грана;

- ознакомиться с правилами сбережения и хранения стрелкового оружия

- получить практику стрельбы из автомата боевыми патронами;

- воспитывать у учащихся уверенность в превосходстве боевых свойств автомата Калашникова над боевыми свойствами оружия иностранных армий и сознание необходимости искусного владения оружием.

1. Что известно вам о стрелковом оружии, применявшемся в Великой Отечественной войне?

2. Какое оружие находится на вооружении ВС РК?

3. Кто является конструктором первого автомата?

4. Назовите конструкторов стрелкового оружия.

Затем сообщаю тему, подчеркивая ее особую и значимость в начальной военной подготовке молодежи, а также цель занятия и учебные вопросы.

Далее коротко рассказываю об истории развития стрелкового оружия и конструкторе автомата М.Т.Калашникове.

Краткая история развития стрелкового оружия.

Первые образцы огнестрельного оружия были весьма примитивны по конструкции. Это железная или бронзовая трубка с длинным стержнем на конце. Его упирали при стрельбе в землю, в грудь или брали под мышку. Заряд пороха поджигали вручную с помощью горящего фитиля. Позднее оружие стали снабжать массивной деревянной ложей. В дальнейшем развитие стрелкового оружия шло в направлении увеличения скорострельности, повышения надежности, снижения веса и габаритов, повышения дальности и меткости, повышения удобства обращения.

В целом первое ручное огнестрельное оружие было настолько несовершенно (медлительность заряжания, невысокая дальнобойность, большая масса), что даже не имело заметных преимуществ перед традиционным метательным оружием – луком и арбалетом. Однако, несмотря на многочисленные недостатки, огнестрельное оружие довольно быстро получило широкое распространение. Впервые более или менее успешно оно было применено в 1331 г. во время нападения отрядов германских рыцарей на итальянский город Чивидале. Массовое применение огнестрельного оружия отмечено в Гуситских войнах 1419-1434 годов, когда Чехия сражалась за свою независимость.

Первым толчком к существенному совершенствованию и дальнейшему распространению ручного огнестрельного оружия стало изобретение фитильного замка ( XV век), облегчающего производство выстрела. Вначале он представлял собой железный прут, согнутый по форме латинской буквы S . В верхнем раздвоенном конце зажимался тлеющий фитиль, а нижний конец стрелок нажимал во время спуска. Поворачиваясь на оси, верхний конец курка с горящим фитилем прижимался к затравочному отверстию и воспламенял порох. Затем замок претерпевал ряд изменений и усовершенствований. Фитильный замок прожил долгую жизнь. Даже в 1875 г. в Китае и Японии выпускалось оружие с таким воспламенительным механизмом.

Добиваясь увеличения дальности стрельбы, оружейные мастера в XV веке изобрели нарезной ствол. История приписывает это изобретение венскому оружейнику Гаспару Цольнеру, который в 1498 году сделал в канале ствола нарезы, расположенные параллельно его оси. Спустя некоторое время Август Коттер пошел дальше и заменил прямую нарезку на винтовую. Кучность и дальность стрельбы нарезных аркебуз была куда больше гладкоствольных. Хотя вследствие общего низкого уровня развития техники тех лет нарезное оружие для военных целей всеобщее признание получило позже.

В начале XV века появляются новые виды огнестрельного оружия – аркебузы, пищали. Это были уже предшественники современного оружия. Они имели подобие ружейной ложи для упора в плечо и позволяли стрелять с руки.

На смену аркебузам пришел фитильный мушкет, впервые появившийся в Испании в 1521 году. Мушкет имел калибр до 23 мм, длину – 180 см, масса колебалась от 8,2 до 10,24 кг. Он имел удобную ложу и большую длину ствола, что обеспечивало возможность поражения противника на дальности до 200 шагов; 50-граммовые мушкетные пули пробивали любые железные доспехи. Вопрос о массовом вооружении армий огнестрельным оружием был решен в его пользу.

Новым немаловажным событием в эволюции огнестрельного оружия явилось изобретение, около 1515 года, кремневого колесцового замка . В создании которого принимал участие великий художник и ученый эпохи Возраждения Леонардо да Винчи (1452-15119 гг.). Принцип его работы заключался в следующем. При нажатии курка зубчатое колесико начинало быстро вращаться и высекало сноп искр из прижатого к нему кремня. Эти искры зажигали порох на полке оружия, который в свою очередь, воспламенял заряд в канале ствола. Такой замок позволял обходиться без горящего фитиля и обеспечивал возможность прицельной стрельбы.

В начале XIX века были изобретены ударные воспламенительные составы. Кремневый замок был заменен более надежным капсюльным. Капсюль представлял собой медный колпачек, в который запрессовывался ударный состав. Изобрел его в 1818 году Джо Эгг. Капсюль заменял затравочный порох. По сравнению с кремневым замком ударные капсюльные замки обладали рядом преимуществ, что обеспечило их быстрое распространение. Так, применение капсюлей позволило уменьшить количество осечекЮ дало возможность стрелять практически в любую погоду, увеличить скорострельность. К 1840 году оружие, оснащенное таким замком, было уже на вооружении многих европейских армий.

Следующим этапом в развитии огнестрельного оружия явилось изобретение к 50-м годам XIX патрона с металлической гильзой . Он объединил в себе пулю, гильзу, пороховой заряд и капсюль-воспламенитель.

Металлический патрон обладал рядом достоинств: безотказность при любой погоде, полная обтюрация пороховых газов, большая скорострельность, исключение прорыва газов в механизм затвора. Кроме того, его применение позволило создавать магазинное оружие. Так, карабины Спенсера образца 1860 года имели магазин на семь патронов, размещенный в прикладе.

Настоящий прогресс в совершенствовании стрелкового оружия связан с изобретением в 1886 году бездымного пороха . По сравнению с дымным нитроцеллюлозный порох, обладал большей мощностью. При сгорании он давал меньше дыма и развивал большое давление в канале ствола. Это способствовало увеличению начальной скорости пули и улучшению баллистических качеств оружия. Отсутствие крупных частиц и пороховой копоти при сгорании пороха позволило уменьшить калибр оружия. Благодаря этому площадь поперечного сечения пули также уменьшилось, что дало возможность увеличить ее начальную скорость и дальность полета.

Дальнейшее совершенствование стрелкового оружия шло по линии создания автоматического оружия (конец XIX - начало XX века).

Генеральный конструктор Михаил Тимофеевич Калашников

Вместе с этим отзывом Калашникову одновременно пришла копия еще одного письма, направленного заслуженным деятелем науки и техники, профессором, доктором технических наук генерал-майором Благонравовым в военный совет Среднеазиатского военного округа, в котором талант и труд изобретателя получил должную оценку. Вот выписка из этого документа:

«В Артиллерийскую академию старшим сержантом тов. Калашниковым был предъявлен на отзыв образец пистолета-пулемета, сконструированный и сделанный им во время отпуска, предоставленного после ранения. Хотя, образец сам по сложности и отступлениям от принятых тактико-технических требований не является таким, который можно было бы рекомендовать для принятия на вооружение, однако исключительная изобретательность, большая энергия и труд, вложенные в дело, оригинальность решения ряда технических вопросов заставляют смотреть на т. Калашникова как на талантливого самоучку, которому желательно дать техническое образование.

Такая моральная поддержка видного ученого сыграла решающую роль в выборе всей дальнейшей деятельности Михаила Тимофеевича Калашникова. Вскоре по ходатайству отдела изобретательств Наркомата обороны Алма-Атинский областной военкомат направляет сержанта Калашникова для прохождения службы в конструкторском бюро.

В 1944 году он разработал опытный образец самозарядного карабина, устройство основных узлов которого послужило базой для создания автомата в 1946 году. В 1947 году Калашников усовершенствовал свой автомат и одержал блестящую победу в труднейших конкурсных испытаниях.

После доработки автомат в 1949 году был принят на вооружение Советской Армии под наименованием «7,62 – мм автомат Калашникова (АК – 47), а старшему сержанту Калашникову в 1949 году была присуждена Сталинская премия первой степени.

В 1959 году на вооружение его модернизированный автомат АКМ, а в дальнейшем – ручной пулемет под патрон обр. 1943 г. (РПК) и единый пулемет под винтовочный патрон на сошке (ПК) и на станке (ПКС).

С 1950 года на базе АК на вооружение Советской Армии был принят целый ряд унифицированных образцов стрелкового оружия разработанных М.Т. Калашниковым АКМ, АКМС, АК-74, АКС-74, АКС-74У, РПК, РПК-74, ПК, ПКС, ПКТ, и многие другие, всего около 17 наименований.

М.Т. Калашников прошел путь от рядового конструктора до главного конструктора стрелкового оружия Советской Армии.

Оружие Калашникова М.Т. пользуется огромной популярностью во всем мире. В настоящее время образцы оружия М.Т.Калашникова находятся на вооружении более чем 100 государствах земного шара, т.е. он захватил весь мир.

Изобретение Калашникова М.Т. не было запатентовано ни 1949 году, ни в настоящее время.

Автоматы Калашникова изображены в национальных гербах шести стран и на знамени Республики Мозамбик.

Талант изобретателя, помноженный на упорный труд, принес М.Т. Калашникову заслуженную славу виднейшего советского оружейника.




- выполнять нормативы огневой, медико-санитарной, военно-прикладной подготовки.

– Комментировать назначение Строевого устава;

– использовать Строевой устав при обучении элементам строевой подготовки;

– оперировать основными понятиями Строевого устава;

– выполнять строевые приемы и движение без оружия;

– выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;

– выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;

– приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;

– описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;

– выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;

– описывать порядок хранения автомата;

– различать составляющие патрона;

– снаряжать магазин патронами;

– выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;

– описывать явление выстрела и его практическое значение;

– объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;

– объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;

– выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;

– объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;

– выполнять изготовку к стрельбе;

– объяснять назначение и боевые свойства гранат;

– различать наступательные и оборонительные гранаты;

– описывать устройство ручных осколочных гранат;

– выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;

– выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;

– объяснять предназначение современного общевойскового боя;

– характеризовать современный общевойсковой бой;

– описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;

– выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);

– определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;

– передвигаться по азимутам;

– описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);

– применять средства индивидуальной защиты;

– действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;

– описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;

– раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;

– выполнять приемы по выносу раненых с поля боя;

– объяснять предназначение современного общевойскового боя;

– выполнять приемы по выносу раненых с поля боя;

– объяснить предназначение современного общевойскового боя;

– характеризовать современный общевойсковой бой;

– объяснять действия отделения при артобстреле, ударах авиации, применении оружия массового поражения, отражении атаки противника перед передним краем обороны;

– описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;

– объяснять в каких случаях используются перебежки и переползания;

– выполнять перебежки и переползание (по-пластунски, получетвереньках, на боку);

– определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;

– передвигаться по азимутам; описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора;

– применять средства индивидуальной защиты;

– действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-тезнических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия поражения;

– описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;

– раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;

– выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.

Военно-профессиональная деятельность

- раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;

- объяснять порядок подготовки граждан по военным специальностям;

- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;

- характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях;

- использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения и учреждения высшего профессионального образования МВД и МЧС;

- выполнять нормативы огневой, медико-санитарной, военно-прикладной подготовки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

• формировать способности к осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Воспитательные:

• воспитывать чувство любви к своей Родине, народу, истории;

• формировать у учащихся понимание личной ответственности за защиту Отечества;

• воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к военнослужащим – защитникам Отечества.

Дидактические принципы обучения • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения (направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащихся); • принцип научности содержания и методов обучения; • принцип систематичности и последовательности в овладении изучаемого материала; • принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя; • принцип доступности обучения; • принцип связи обучения с жизнью.

Дидактические принципы обучения

• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения

(направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащихся);

• принцип научности содержания и методов обучения;

• принцип систематичности и последовательности в овладении изучаемого материала;

• принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя;

• принцип доступности обучения;

• принцип связи обучения с жизнью.

Структура урока Организационный этап. 2. Этап проверки домашнего задания. 3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Мотивация. 4. Этап изучения нового материала. 5. Этап первичной проверки и закрепления новых знаний. 6. Этап подведения итогов учебного занятия и рефлексия. 7. Этап информации о домашнем задании.

Структура урока

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Мотивация.

4. Этап изучения нового материала.

5. Этап первичной проверки и закрепления новых знаний.

6. Этап подведения итогов учебного занятия и рефлексия.

7. Этап информации о домашнем задании.

Учебные вопросы 1. Сущность и цели начальной военной подготовки. Общее содержание программы, задачи обучения по разделам. Обязанности обучаемых и правила поведения на занятиях по начальной военной подготовке.

Учебные вопросы

1. Сущность и цели начальной военной подготовки.

Сущность и главная цель начальной военной подготовки

Основные задачи НВП

• ознакомление обучающихся с конституционными правами и обязанностями, целями и задачами оборонительной политики государства, назначением Вооруженных Сил, знакомство с вооружением и боевой техникой армии;

• изучение основ военной службы и военного дела, приобретение, формирование и развитие необходимых практических навыков;

• изучение основных видов потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и быту; принципы снижения вероятности их реализации;

• формирование психологической готовности к службе в Вооруженных Силах;

• усвоение моральных норм, традиций, устоев семьи, коллективизма и общества, приобщение к системе ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоническое сочетание традиций народа Приднестровья;

• развитие военно – прикладных видов спорта, выработка физической закалки, силы и выносливости;

• военно – профессиональная ориентация обучающихся .

Особенности НВП Сугубо практический характер: основное внимание необходимо уделять формированию у обучающихся навыков и умений основ военного дела. Проведение трехдневных учебных сборов на завершающем этапе обучения.

Особенности НВП

Общее содержание программы НВП

В рамках предмета Начальная военная подготовка реализуется основная общеобразовательная программа.

В организациях общего образования учебная нагрузка составляет 2 часа в неделю в 10 и 11 классах.

Учебный план включает следующие разделы обучения:

Задачи обучения по разделам Основы военной службы

Обучающиеся должны знать:

Тактическая подготовка

Обучающиеся должны знать:

Огневая подготовка

Обучающиеся должны знать:

Общевоинские уставы Вооруженных Сил ПМР

Обучающиеся должны знать:

  • особенности и общее содержание требований Строевого устава ВС ПМР;
  • порядок размещения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
  • назначение распорядка дня, мероприятия, проводимые в повседневной жизнедеятельности в воинской части;
  • назначение уставов ВС ПМР;
  • особенности и общее содержание требований Устава внутренней службы ВС ПМР;
  • особенности и общее содержание требований Дисциплинарного устава ВС ПМР;
  • особенности и общее содержание требований Устава гарнизонной и караульной служб ВС ПМР;

• мероприятия, предусматривающие оздоровление и улучшение быта военнослужащих.

Строевая подготовка

Обучающиеся должны знать :

Военная топография

Обучающиеся должны знать:

  • сущность движения по магнитному азимуту;
  • назначение топографических карт, условные обозначения;
  • особенности движения на местности с помощью карты.
  • общие понятия об ориентирах и ориентировании на местности;
  • устройство компаса Адрианова;
  • понятие об азимутах;
  • способы определения сторон горизонта;

 Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях Обучающиеся должны знать: особенности оружия массового поражения и способы защиты; средства индивидуальной и коллективной защиты; действия по сигналам Гражданской защиты; порядок подготовки и правила эвакуации населени я. потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; структуру государственной службы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Обучающиеся должны знать:

Основы медицинских знаний

Обучающиеся должны знать:

Порядок действий обучаемых на занятиях НВП

Главенствующее положение при обучении начальной военной подготовки занимает изучение конституционных прав и обязанностей граждан, уяснение характера и назначения Вооруженных Сил ПМР, приобретение необходимых теоретических знаний, практических навыков и умений в объеме подготовки молодого солдата, формирование психологической устойчивости; создание предпосылок в выборе профессии военного, способствование воспитанию у молодежи патриотизма, интернационализма, верности боевым традициям старших поколений, воинскому долгу и военной присяге, что скажется на укреплении воинской дисциплины в рядах Вооруженных Сил и, в целом, на поддержании их боевой готовности.

2. Кантемиров Н.П. Начальная военная подготовка: Учебник для 10-11классов общеобразовательные учреждения ПМР. – Тирасполь. 2004.-256с.

3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности Учебник ОБЖ 10 класс. Просвещение: 2013. – 359с.

Подготовка гражданина к военной службе в соответствии с законом подразделяется на обяза­тельную и добровольную.

Обязательная подготовка гражданина к воен­ной службе предусматривает:

• получение необходимых знаний в области обороны;

• медицинские обследования и освидетельство­вания, а при необходимости и с согласия гражда­нина — лечебно-оздоровительные мероприятия.

Медицинские обследования и освидетельст­вования, проведение лечебно-оздоровитель­ных мероприятий.

Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освиде­тельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, окулистом, отоларин­гологом, стоматологом и, при необходимости, пси­хиатром, врачами других специальностей.

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

• получение начальных знаний в области обороны;

• подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

• подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

• медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

• проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период – подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет.

Второй период – подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, до момента отправки их к месту прохождения военной службы.

В первый период эта подготовка в основном направлена на достижение необходимого общеобразовательного уровня, позволяющего успешно исполнять воинские обязанности. Работа организуется по следующим направлениям:

совершенствование физической подготовки,

выработка психологических качеств, необходимых для службы и жизни в коллективе и малых группах,

определение индивидуальных наклонностей и возможностей.

Во второй период подготовка граждан к военной службе носит более целенаправленный характер.

В это время призывнику следует более детально ознакомиться с основами военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. Уяснив требования к своей военной специальности, призывник должен спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по предназначенной воинской специальности.

Воинские специальности и должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы:

связи и наблюдения,

специального назначения и технологические.

Добровольная подготовка гражданина к воен­ной службе предусматривает:

• занятия военно-прикладными видами спорта;

• овладение военно-учетными специальностями;

• военную подготовку в образовательных учре­ждениях среднего (полного) общего образования и в учреждениях начального и среднего профес­сионального образования;

• обучение в учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образова­тельной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан;

• обучение студентов (курсантов) по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при вузах.

Обучение в общеобразовательных учреждени­ях среднего (полного) общего образования с до­полнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовер­шеннолетних граждан мужского пола: кадетские (суворовские), морские кадетские (нахимовские) и музыкальные кадетские корпуса.

Несовершеннолетний гражданин мужского по­ла — сирота или оставшийся без попёчения ро­дителей, зачисляется в кадетские корпуса без эк­заменов — по результатам обследования и меди­цинского освидетельствования. Гражданин, ус­пешно завершивший обучение в кадетском корпусе, пользуется правом поступления в воен­ное училище без экзаменов.

Занятия граждан военно-прикладными видами спорта

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. Те из них, которым в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой.

К военно-прикладным видам спорта относятся:

• авиамодельный спорт, соревнования по конструированию и изготовлению летающих моделей (самолетов, планеров, вертолетов, ракет и др.) и управлению ими в испытаниях на скорость, продолжительность полета и качество исполнения фигур высшего пилотажа;

• автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях (гонки на шоссе и автодроме, ралли, заезды на установление рекордов и др.);

• водно-моторный спорт, скоростные соревнования и туризм на моторных судах;

• воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха;

• греблю на ялах (вид гребного спорта);

• дельтапланерный спорт (разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов);

• мотоциклетный спорт, соревнования в езде на дорожных и спортивных мотоциклах по специальным трассам, дорогам и вне дорог;

• мотобол (игра в мяч на мотоцикле);

• подводный спорт, скоростное плавание на различные дистанции, ныряние, ориентирование, туризм и охота под водой с применением специального снаряжения (акваланг, маска, ласты);

Овладение военно-учетными специальностями.

Гражданин, овладевший медицинской или сложной технической военно-учетной специаль­ностью, при призыве на военную службу вправе выбрать род войск (службу) в соответствии с по­лученной специальностью.

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан

Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются нахимовское военно-морское, военно-музыкальное и суворовские военные училища, а также кадетские корпуса.

Обучение в этих образовательных учреждениях проводится с целью формирования у обучаемых чувства верности конституционному и воинскому долгу, любви к военной службе, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера; воспитания у учащихся общей культуры, высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

Во всех суворовских, нахимовском училищах и кадетских корпусах (кроме Кронштадтского морского, Военно-космического и Горского кадетских корпусов) срок обучения – 3 года. В них принимают мальчиков после окончания 8 класса. В Кронштадтском морском, Военно-космическом и Горском кадетских корпусах срок обучения – 7 лет. Сюда принимают мальчиков, окончивших 4 класса. В военных оркестрах осуществляется обучение по военной подготовке юношей допризывного возраста, зачисленных в них в качестве музыкантских воспитанников.

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования

Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса ВС РФ.

Студенты – граждане РФ, обучающиеся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие установленным требованиям, – вправе заключить с МО РФ контракт. Контракт предусматривает обучение по программе офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и прохождение военной службы по призыву.

Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно включает в себя теоретический и практический курсы обучения в вузе, а также учебные сборы, проводимые в воинских частях (на кораблях), военно-учебных заведениях, учебных центрах и на полигонах. На военное обучение в вузе отводится 450 часов обязательных аудиторных занятий под руководством преподавателей. Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.

В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях, учебных центрах или вузе и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас.

Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.

Срок военной службы для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, составляет 24 месяца. Началом военной службы для них считается день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата, а для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания вуза, – день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании образовательного учреждения. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу, разработаны медицинскими специалистами Министерства обороны РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ, что обеспечивает объективный подход к оценке состояния здоровья призывников. Эти требования к состоянию здоровья граждан являются оптимальными и обеспечивают возможность выполнения военнослужащими задач как в мирной, так и в боевой обстановке.

Перед медицинским освидетельствованием, но не ранее чем за 30 дней, у всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, проводится флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ мочи, анализ крови, а в день освидетельствования – измерение роста и массы тела. (Соотношение роста и массы тела у лиц в возрасте 18–25 лет приведено в табл. 1.)

При проведении медицинского освидетельствования врачи-специалисты, изучив представленные медицинские документы и обследовав гражданина, оценивают состояние его здоровья, физическое развитие и выносят заключение о соответствии одной из категорий годности к военной службе:

Соотношение роста и массы тела у лиц в возрасте 18–25 лет

Примечание: гипотрофия – одна из форм хронического расстройства питания, при которой снижается масса тела и постепенно развивается истощение.

Граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет нуждающимися в обследовании и лечении, учитываются военным комиссариатом и направляются в медицинские учреждения. Направление на обследование выдается гражданину при объявлении решения комиссии по постановке на воинский учет. В направлении указывается наименование медицинского учреждения, диагноз, цель обследования и срок повторной явки на освидетельствование. Контроль за своевременностью обследования (лечения) и повторного освидетельствования осуществляет военный комиссариат.

Граждане, желающие поступить в военное учебное заведение, проходят предварительное освидетельствование при военном комиссариате, а окончательное – в военно-учебном заведении. На предварительное освидетельствование направляются граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/50 мм рт. ст.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет, кроме их медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям. Профессиональный психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности. В военных комиссариатах этот отбор проводится группой профотбора, которая по данным социально-психологического изучения и результатам психологического и психофизиологического обследования определяет профессиональную пригодность гражданина к обучению в военно-учебных заведениях или подготовке по военно-учетным специальностям в государственных и общественных организациях.

По результатам отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на конкретных воинских должностях:

а) рекомендуется в первую очередь – первая категория; отнесенные к этой категории граждане по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинских должностей;

б) рекомендуется – вторая категория; отнесенные к этой категории граждане в основном соответствуют требованиям воинских должностей;

в) рекомендуется условно – третья категория; отнесенные к этой категории граждане минимально соответствуют требованиям воинских должностей;

г) не рекомендуется – четвертая категория; отнесенные к этой категории граждане не соответствуют требованиям воинских должностей.

Граждане, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности, не могут быть направлены для подготовки по военно-учетным специальностям и на обучение в военно-учебные заведения, а также не подлежат приему на военную службу по контракту.

Читайте также: