Элементы хоровой звучности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вокальная - хоровая техника состоит из комплекса навыков, один их них -держать строй. В мелодическом (горизонтальном) строе трудностью будет интонирование минорного и мажорного лада.

Минорный лад неустойчивый, "ползучий " за счет того, что 1я ступень в нем -неустойчивая, и все звуки t5/3 тоже неустойчивы.

1я - ступень в мин. ладу интонируется высоко

4я- в ↑движении -высоко, в ↓нисходящем -низко

5я- звучит высоко

Во второй части происходит отклонение в параллельный D-dur.

Устойчивость интонирования тоники (1 ступени) в мажоре, высокого исполнения VII ступени -вводного тона, V ступень исполняется устойчиво, III ступень должна быть достаточно, высокой, чтобы обеспечить мажорность тонического трезвучия, но, в зависимости от ладовых условий, следует пользоваться, более или менее высоким интонированием III ступени. Стоит обратить внимание на интонирование повторяющегося звука, т.к. появляется не точность в пении. Восходящая б2 и нисходящая м2 наиболее трудные интервалы для интонирования. Нужно избежать пения в низкой позиции и пения с подъездами. Полутона диатонические интонируются широко, а хроматичнские -узко. Нужно помнить, что любой скачок в мелодии –сложность (такты № 3, 4,11).

В произведении преобладает пение в большую терцию и это уже является трудностью для детей. Следует научить их строить чисто этот интервал, слушать мелодическую линию. Этому могут помочь распевки в два голоса.

В гармоническом (вертикальном)строе нужно следить за звучанием интервалов и аккордов в их последовательном движении. В произведении применяются в основном консонансные аккорды.

При выстраивании созвучий хормейстер нужно определить роль и значение в гармоническом движении: заключительный - тоническое трезвучие, обычно требует спокойной, устойчивой интонации, а функционально неустойчивые такие как II7 требует более острой интонации, предполагающей последующего разрешения.

Для хорошего строя чрезвычайно важны два условия:

а) необходимость предварительной настройки (задавание тона хормейстером);

б) необходимость постоянного активного вокально-слухового (интонационного) контроля в пении участниками хора и дирижером.

В процессе работы над средством выразительности в данном произведении возникает необходимость работы над ансамблем.

Динамический ансамбль в партиях особо важен. Он требует не только слухового контроля, но и технического.

Нужно, чтобы каждая партия слушала друг друга и на унисонах смягчали динамику. При выравнивании аккордов в гармоническом ансамбле, необходимо обращать внимание на унисоны и октавно-унисонные удвоения, которые могут нарушить динамическое равновесие(такты № 5, 8,17)


Удвоение голоса следует петь тише, а из общего ансамбля выделять найболее важные звуки. В частности терции.


Так как фактура, в большей степени, мелодико-гармоническая, каждая партия должна быть одинаково слышна. Но все же партию сопрано стоит немного выделить, так как там звучит мелодия. За исключением двух тактов, когда тема передается альтам (№ 7, 9).

В динамическом ансамбле нужно установить динамическое равновесие в неподвижных нюансах. Когда звук будет выровнен, можно будет переходить к работе над ансамблем в выполнении подвижных нюансов.

В работе над тембровым ансамблем следует подчеркнуть различные окраски партий. Сопрано должны быть звонкими, преобладать по силе, но ни в коем случае не по напряженности. А альты должны отличаться глубиной и бархатностью звучания.

Дикционно-орфоэпический ансамбль так же играет не маловажную роль. Хорошее произношение помогает добиться яркого звучания, активизирует дыхание, то есть от дикции зависит вокальная сторона исполнения и отчетливость подачи текста исполняемого произведения.

Дикция - навык правильного, грамотного и отчетливого произнесения литературного текста в пении. Текст должен быть четким и понятным. Коллективное пение предполагает одновременное и одинаковое произношение слов, а так же единую для всех певцов хоровой партии и хора в целом манеру произнесения текста. В конце фразы слоги должны быть открытыми и заканчиваться на гласную. Однако, если слово заканчивается согласной, то ее необходимо перенести к началу другого слова или же слога. (Если в произведении такого примера нет, то сия строка не уместна?)




Помимо этого, наиболее часто встречающийся недостаток – нечеткое произношение окончаний слов: предрассветной. Следует заметить, что почти все окончания заканчиваются гласными. Следует заметить, что почти все окончания заканчиваются гласными.

Сложность дикционного исполнения связанна с метроритмическим рисунком. А именно при исполнении пунктирного ритма (такты № 6,8,13) и чередования восьмых и шестнадцатых длительностей (такты № 1,2).

Метроритмический ансамбль включает в себя все моменты связанные с темпом, ритмом, метром хорового произведения и подразумевает одновременное вступление и снятие всех партий, чёткое ощущение метра и внутридолевой пульсации. В данном музыкальном сочинении используется зачастую один ритмический рисунок и не правильное вступление и исполнение голосов может привести к нарушению звучностей вертикалей. Для этого дирижёр должен давать чёткую схему и высчитывать пунктирный ритм, чтобы было ощущение внутренней пульсации.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

. Здоровую, хорошую звучность создают три главных элемента. Они устанавливаются путем всестороннего изучения хоровой звучности отлично поющего хора. Основой первого элемента является уравновешенность в силе и слитность в окраске – частный ансамбль. Ансамбль (французское слово) означает сразу, слитно, вместе и, главное, уравновешенно. Понятие уравновешенности главенствует, так как при несоблюдении в пении слитности, умения петь вместе – частного ансамбля не получится. Вторым элементом хоровой звучности является хоровой строй, строй хора. Этот элемент создает гармоничность и красоту. Третий элемент хоровой звучности – это нюансы или оттенки.

Тип хоpa: (качество партий) однородный (детский, женский, мужской), смешанный (полный, неполный смешанный, юношеский).

Вид хора: (количество партий) одноголосный, двухголосный и т д. Определить, есть ли divisi в хоровых партиях. Divisi (дивизи) – временное (эпизодическое) разделение хоровой партии на 2, 3 и более голосов.

Диапазон хоровых партий и всего хора. Диапазон – звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука.

Определить вокальную загруженность каждой партии и хора в целом. Значение каждой партии в произведении (исполняет основной тематический материал, либо подголоски, либо аккомпанемент).

Хоровые приемы. Как использованы специфические тембровые качества хора и его партий (хоровое tutti, хоровая педаль, сопоставление хоровых групп, слияние в унисон, divisi, дублирование, перекрещивание, колористические приемы).

Определить количественный состав хора: малый состав (16-24 чел.), средний состав (32-40 чел.), большой состав (60-80чел. и более), универсальный состав - большой. Многие произведения, рассчитанные на большой состав, хуже звучат у хора среднего и малого состава.

Определить квалификацию хора, учитывая сложность произведения - начинающий, учебный, профессиональный, самодеятельный, опытный самодеятельный.

Элементы хоровой звучности; вокально-хоровые трудности и способы их преодоления.

Элементы хоровой звучности – строй, ансамбль, нюансы (оттенки), дикция.

Хоровой строй (горизонтальный, вертикальный) - чистота интонирования. Особое значение проблемы строя приобретают в хоровой музыке a cappella.

Мелодический (горизонтальный) строй - чистота интонирования внутри хоровой партии. Отметить особенности работы над мелодическим строем в данном произведении с конкретными музыкальными примерами и с описанием методов преодоления трудностей.

Интонационные трудности - интонирование мелодии в высоком регистре и подвижном темпе, поступенный ряд больших секунд, полутоновые интонации, хроматические последовательности, увеличенные и уменьшенные интервалы, исполнение органного пункта, смена тональностей, исполнение энгармонизмов, октавных унисонов, модулирующих аккордов и пр. Обратить внима­ние на ладовую определенность мелодии, гармоническое окру­жение звуков мелодии, чистоту аккордовых созвучий, точность интонирования мелодии и др.

Не все тональности считаются удобными для интонирования (в мажоре петь легче, чем в миноре). Знать правила интонирования ступеней в ладу, интонирования устойчивых и неустойчивых ступеней, интонирование ступеней, связанных с отклонениями, модуляциями, сопоставлением тональностей, интонирование интервалов (тонов, ½ тонов, скачков). Обратить внимание на отдельные вступления, интонирование в высоком регистре, подвижном темпе.

Гармонический (вертикальный) строй - строй хора в целом, умение певцов выстраивать интервалы, аккорды в одновременном звучании. Обратить внимание, каких созвучий больше: консонирующих или диссонирующих, в тесном или широком расположении. Зная стиль композитора, ответить на вопрос, что важнее - звучание самих аккордов или движение аккордов.

Обратить внимание на унисоны, октавные унисоны, чередование унисона с двух - трехголосием.

Необходимо помнить, что на чистоту интонирования влияют:

вялое, ленивое, неэмоциональное пение;

недостаточное дыхание или его перегрузка;

безопорное пение и форсирование звука;

слабый голосовой аппарат;

слишком быстрый или медленный темп;

неверное произношение гласных;

погоня за эффектом.

Ансамбль хора (фр. - вместе) в технологическом значении есть синтез следующих элементов:

Тембр – характер звука;

Динамика – сила звука;

Ритм – соотношение в длительности звуков;

Агогика – единство движения;

Дикиия – орфоэпия - единство произношения.

Ансамбль хора является совокупностью таких частных ансамблей, как:

ансамбль темповый и агогический;

ансамбль динамический (естественный, искусственный, дифференцированный);

ансамбль фактур изложения.

Если произведение написано с сопровождением, либо в нем присутствует партия солиста, то необходимо рассмотреть следующие виды ансамбля:

ансамбль хора и солиста;

ансамбль хора и сопровождения.

Рассматривая виды ансамбля, определить трудности в работе над каждым видом ансамбля в данном произведении.

Ритмический ансамбль.

Проблемы, которые могут возникнуть, связаны с исполнением пунктирного ритма, синкопированного, полиритмии (ритмической самостоятельностью хоровых партий); в связи со сложным размером, переменным размером (где нет равномерного чередования слабых и сильных долей); исполнение триолей, затактовых вступлений. Наметить пути преодоления ритмических трудностей (методы и приёмы работы над ритмом).

Темповый ансамбль.

Трудности представляет очень быстрый темп, очень медленный темп, смена темпа, возвращение к Tempo I, редкое произведение обходится без ritenuto. accelerando.

Динамический ансамбль.

Динамическое равновесие в хоре устанавливается, прежде всего, в неподвижных нюансах. Более сложные формы динамического ансамбля - подвижные нюансы, контрастная динамика, длительное crescendo и diminuendo, крайние динамические градации рр и ff.

Цель работы над динамическим ансамблем - научить одинаковым приёмам регулирования громкости звука (посредством певческого дыхания и использования резонаторов).

Если фактура произведения - гармоническая, то необходимо работать над динамическим равновесием голосов. Если гомофонно-гармоническая фактура, динамически ярче должен звучать голос, который ведет мелодию. В полифонических произведениях надо работать над выделением голосов, ведущих тему.

Надо помнить, что крайние голоса в силу своего положения прослушиваются лучше, чем средние.

Дикционно-орфоэпический ансамбль.

Выявить дикционные трудности произведения и показать методы, приемы и упражнения для их преодоления. Определить степень влияния на произведение динамики и тесситуры.

Выписать литературный текст произведения, проставить верные ударения в словах, выделить главные по смыслу слова логическими ударениями, расставить логические паузы (цезуры).

Тембровый ансамбль.

Тембр рассматривается не как свойство голоса, а как певческая манера. Композитор предписывает каждому произведению определенный тембр. Классические произведения требуют округлого, прикрытого звучания, народные песни допускают открытость.

Кроме того, на ансамбль влияют тесситурные условия. Для низкой тесситуры характерна тихая звучность, для средней - умеренная, для высокой - громкая. Если композитор учитывает эти качества - ансамбль естественный, если другие тесситурно-динамические соотношения, ансамбль искусственный.

Определить трудности в работе над ансамблем хора и солиста, хора и аккомпанемента.

Темп - анализ темпового плана, перевод всех итальянских обозначений, соответствие содержанию, ферматы, агогические изменения. Агогика - небольшое отклонение от темпа (ускорение, замедление) внутри фразы при условии его сохранения в целом.

Нюансом называется также обозначение характера звучания (например, маэстозо – торжественно, дольче – нежно и т.д.)

Отметить особенности произношения иностранных текстов. Интонирование звонкой соглас­ной на высоте следующей за ней гласной; одновременное и чет­кое произношение согласных в конце слова, большое количество шипящих и свистящих звуков; многобуквенные слоги; несовпадение метроритмического акцента музыки и логического ударе­ния слова, хоровые скороговорки и др.

Дыхание - исходя из особенностей хоровой фактуры: общехоровое, по партиям; в медленном темпе - глубокое, крепкое; короткое - быстрых темпах и коротких фразах; цепное дыхание. С точки зрения формы: по фразам, цепное, В связи с характером произведения; характер вдоха.

Характеристика приемов звуковедения: legato, поп legato, marcato, staccato и т.д.

Атака звука: твердая, мягкая, придыхательная.

Вышеупомянутые трудности - лишь небольшая часть тех, которые могут встретиться в работе над хоровым произведе­нием.

Главное - выявить их при анализе и найти пути их преодо­ления

Все разделы репетиционного плана должны основываться на конкретных примерах данного произведения, связываться с текстом, предлагать эффективные и оптимальные методы работы.

Тип хоpa: (качество партий) однородный (детский, женский, мужской), смешанный (полный, неполный смешанный, юношеский).

Вид хора: (количество партий) одноголосный, двухголосный и т д. Определить, есть ли divisi в хоровых партиях. Divisi (дивизи) – временное (эпизодическое) разделение хоровой партии на 2, 3 и более голосов.

Диапазон хоровых партий и всего хора. Диапазон – звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука.

Определить вокальную загруженность каждой партии и хора в целом. Значение каждой партии в произведении (исполняет основной тематический материал, либо подголоски, либо аккомпанемент).

Хоровые приемы. Как использованы специфические тембровые качества хора и его партий (хоровое tutti, хоровая педаль, сопоставление хоровых групп, слияние в унисон, divisi, дублирование, перекрещивание, колористические приемы).

Определить количественный состав хора: малый состав (16-24 чел.), средний состав (32-40 чел.), большой состав (60-80чел. и более), универсальный состав - большой. Многие произведения, рассчитанные на большой состав, хуже звучат у хора среднего и малого состава.

Определить квалификацию хора, учитывая сложность произведения - начинающий, учебный, профессиональный, самодеятельный, опытный самодеятельный.

Элементы хоровой звучности; вокально-хоровые трудности и способы их преодоления.

Элементы хоровой звучности – строй, ансамбль, нюансы (оттенки), дикция.

Хоровой строй (горизонтальный, вертикальный) - чистота интонирования. Особое значение проблемы строя приобретают в хоровой музыке a cappella.

Мелодический (горизонтальный) строй - чистота интонирования внутри хоровой партии. Отметить особенности работы над мелодическим строем в данном произведении с конкретными музыкальными примерами и с описанием методов преодоления трудностей.

Интонационные трудности - интонирование мелодии в высоком регистре и подвижном темпе, поступенный ряд больших секунд, полутоновые интонации, хроматические последовательности, увеличенные и уменьшенные интервалы, исполнение органного пункта, смена тональностей, исполнение энгармонизмов, октавных унисонов, модулирующих аккордов и пр. Обратить внима­ние на ладовую определенность мелодии, гармоническое окру­жение звуков мелодии, чистоту аккордовых созвучий, точность интонирования мелодии и др.

Не все тональности считаются удобными для интонирования (в мажоре петь легче, чем в миноре). Знать правила интонирования ступеней в ладу, интонирования устойчивых и неустойчивых ступеней, интонирование ступеней, связанных с отклонениями, модуляциями, сопоставлением тональностей, интонирование интервалов (тонов, ½ тонов, скачков). Обратить внимание на отдельные вступления, интонирование в высоком регистре, подвижном темпе.

Гармонический (вертикальный) строй - строй хора в целом, умение певцов выстраивать интервалы, аккорды в одновременном звучании. Обратить внимание, каких созвучий больше: консонирующих или диссонирующих, в тесном или широком расположении. Зная стиль композитора, ответить на вопрос, что важнее - звучание самих аккордов или движение аккордов.

Обратить внимание на унисоны, октавные унисоны, чередование унисона с двух - трехголосием.

Необходимо помнить, что на чистоту интонирования влияют:

вялое, ленивое, неэмоциональное пение;

недостаточное дыхание или его перегрузка;

безопорное пение и форсирование звука;

слабый голосовой аппарат;

слишком быстрый или медленный темп;

неверное произношение гласных;

погоня за эффектом.

Ансамбль хора (фр. - вместе) в технологическом значении есть синтез следующих элементов:

Тембр – характер звука;

Динамика – сила звука;

Ритм – соотношение в длительности звуков;

Агогика – единство движения;

Дикиия – орфоэпия - единство произношения.

Ансамбль хора является совокупностью таких частных ансамблей, как:

ансамбль темповый и агогический;

ансамбль динамический (естественный, искусственный, дифференцированный);

ансамбль фактур изложения.

Если произведение написано с сопровождением, либо в нем присутствует партия солиста, то необходимо рассмотреть следующие виды ансамбля:

ансамбль хора и солиста;

ансамбль хора и сопровождения.

Рассматривая виды ансамбля, определить трудности в работе над каждым видом ансамбля в данном произведении.

Ритмический ансамбль.

Проблемы, которые могут возникнуть, связаны с исполнением пунктирного ритма, синкопированного, полиритмии (ритмической самостоятельностью хоровых партий); в связи со сложным размером, переменным размером (где нет равномерного чередования слабых и сильных долей); исполнение триолей, затактовых вступлений. Наметить пути преодоления ритмических трудностей (методы и приёмы работы над ритмом).

Темповый ансамбль.

Трудности представляет очень быстрый темп, очень медленный темп, смена темпа, возвращение к Tempo I, редкое произведение обходится без ritenuto. accelerando.

Динамический ансамбль.

Динамическое равновесие в хоре устанавливается, прежде всего, в неподвижных нюансах. Более сложные формы динамического ансамбля - подвижные нюансы, контрастная динамика, длительное crescendo и diminuendo, крайние динамические градации рр и ff.

Цель работы над динамическим ансамблем - научить одинаковым приёмам регулирования громкости звука (посредством певческого дыхания и использования резонаторов).

Если фактура произведения - гармоническая, то необходимо работать над динамическим равновесием голосов. Если гомофонно-гармоническая фактура, динамически ярче должен звучать голос, который ведет мелодию. В полифонических произведениях надо работать над выделением голосов, ведущих тему.

Надо помнить, что крайние голоса в силу своего положения прослушиваются лучше, чем средние.

Дикционно-орфоэпический ансамбль.

Выявить дикционные трудности произведения и показать методы, приемы и упражнения для их преодоления. Определить степень влияния на произведение динамики и тесситуры.

Выписать литературный текст произведения, проставить верные ударения в словах, выделить главные по смыслу слова логическими ударениями, расставить логические паузы (цезуры).

Тембровый ансамбль.

Тембр рассматривается не как свойство голоса, а как певческая манера. Композитор предписывает каждому произведению определенный тембр. Классические произведения требуют округлого, прикрытого звучания, народные песни допускают открытость.

Кроме того, на ансамбль влияют тесситурные условия. Для низкой тесситуры характерна тихая звучность, для средней - умеренная, для высокой - громкая. Если композитор учитывает эти качества - ансамбль естественный, если другие тесситурно-динамические соотношения, ансамбль искусственный.

Определить трудности в работе над ансамблем хора и солиста, хора и аккомпанемента.

Темп - анализ темпового плана, перевод всех итальянских обозначений, соответствие содержанию, ферматы, агогические изменения. Агогика - небольшое отклонение от темпа (ускорение, замедление) внутри фразы при условии его сохранения в целом.

Нюансом называется также обозначение характера звучания (например, маэстозо – торжественно, дольче – нежно и т.д.)

Отметить особенности произношения иностранных текстов. Интонирование звонкой соглас­ной на высоте следующей за ней гласной; одновременное и чет­кое произношение согласных в конце слова, большое количество шипящих и свистящих звуков; многобуквенные слоги; несовпадение метроритмического акцента музыки и логического ударе­ния слова, хоровые скороговорки и др.

Дыхание - исходя из особенностей хоровой фактуры: общехоровое, по партиям; в медленном темпе - глубокое, крепкое; короткое - быстрых темпах и коротких фразах; цепное дыхание. С точки зрения формы: по фразам, цепное, В связи с характером произведения; характер вдоха.

Характеристика приемов звуковедения: legato, поп legato, marcato, staccato и т.д.

Атака звука: твердая, мягкая, придыхательная.

Вышеупомянутые трудности - лишь небольшая часть тех, которые могут встретиться в работе над хоровым произведе­нием.

Главное - выявить их при анализе и найти пути их преодо­ления

Все разделы репетиционного плана должны основываться на конкретных примерах данного произведения, связываться с текстом, предлагать эффективные и оптимальные методы работы.

Читайте также: