Елецкая гармоника история кратко

Обновлено: 30.06.2024

Конструктивные особенности

Ременное ушко, в которое продевается большой палец правой руки, крепится на подвижной металлической планке (первое время — на железной скобе), что создает большую свободу движений правой руки. Правый и левый грифы крепятся изнутри шурупами, как и у всех подобных инструментов. Корпусных углов на этих гармониках обычно не бывает.

В стандартной диатонической елецкой рояльной гармонике в правой части корпуса внутри на деке стоит резонатор, с двух сторон которого расположены два ряда голосовых планок, третий ряд голосов находится на деревянной планке, лежащей на деке плашмя; или, наоборот, две планки лежат, а основная — на резонаторе.

Строятся они обычно в трех разных октавах: первая — в малой, вторая — в первой, третья — во второй, без разлива. Получается характерный трехоктавный унисонный звук. Планки делаются медные, голоса — латунные. Эти инструменты делались только кустарными мастерскими гармоник (а не фабриками), поэтому встречается и другая настройка: две планки — в унисон, третья — на октаву выше или ниже. Звуки левой клавиатуры этих гармоник отличаются силой и полнотой, что создается трехголосным звучанием планок, а иногда — и четырехголосным. Настраиваются они также в разных октавах. В басах прибавлялась и свистовая планка (на две октавы выше основной). Иногда эта гармоника имеет и одну минорную клавишу (ниже двух верхних мажорных).

Рояльную елецкую гармонику держат на коленях, правой рукой обхватывая гриф и продев большой палец в ременное ушко; левую руку продевают под кистевой ремень, закрепленный наглухо вдоль ребра левого грифа. На правой клавиатуре играют четырьмя пальцами, на левой — пятью (большой палец играет аккорды, расположенные на тыльной стороне грифа).

Ещё немного истории

В 50-х годах XIX века на Орловщине была хорошо известна тульская детская гармошка. По рассказам местных жителей, один крестьянин (А. П. Ильин), приехавший из села Ефремова Тульской губернии (в 50-км к северу от Ельца) и хорошо знакомый с гармонным ремеслом, занялся кустарным промыслом в Ельце. Гармони его были лучше тульских массовых, поэтому приходили к нему заказчики и из города, и из пригородных деревень. Есть и другая версия, в которой утверждается, что также в середине 19-го века несколько деревенских мастеров, знакомых с примитивной тульской пятиклапанкой, решили усовершенствовать её по своему вкусу.

В середине 60-х годов XIX в в окрестностях Ельца появляется местная гармоника - русянка (по другим источникам - простянка), с более широкой правой клавиатурой и более длинными клавишами (обклеивались костью), чем у тульских образцов. Играть на такой гармонике стало удобнее, хотя извлекаемые звуки при смене движения меха были разные. Вначале клавишей было 5, затем стало 7. На левой стороне (аккомпанемент) клапаны располагались следующим образом: 4 спереди, 2 сбоку и 2 сзади. К концу 70 — началу 80-х годов XIX в появляется усовершенствованная модель русянки, получившая название елецкой рояльной гармоники. Правая сторона этой гармоники не отличалась от русянки, гриф и клавиатура были такой же конфигурации, но диапазон увеличился, стандарт клавиатуры установился в 11 клавиш, и звуки стали одинаковыми как на сжим, так и на разжим меха.

Голосовая часть правой стороны имела три голоса на каждую клавишу, звучащие в унисон в трёх разных октавах.Но могло быть и по-другому: два голоса-в одной октаве(в унисон,без разлива),и один-на октаву выше или ниже. В русянке по примеру тульских образцов планки были железные (иногда использовались старые из тульских гармоник с переклепкой заново голосов), голоса — из меди, на елецкой рояльной — планки медные с латунными голосами. Позднее применялись и стальные голоса.

Левая сторона инструмента обрела те характерные очертания, которые сохранились на этой гармонике многие годы: с двух сторон выносного грифа находились клавиатуры басо-аккордового готового аккомпанемента; на внешней клавиатуре помещались басы (4 клавиши), а на клавиатуре, занимавшей другую сторону грифа, — мажорные аккорды (тоже 4). Басы и аккорды были расположены не беспорядочно, а по кварто-квинтовому кругу, что получило одобрение исполнителей. Звуки левой клавиатуры отличались силой и полнотой (это создавалось трехголосным, а иногда и четырехголосным звучанием планок). Настраивались они также в разных октавах. В басах прибавлялась и свистовая планка (двумя октавами выше основной).

На более поздней модели елецкой рояльной мастера, сохраняя внешние установившиеся формы, увеличили диапазон правой клавиатуры - "голосов" - до 16 (15) клавиш, басов — до 6 , до 6 мажорных аккордов + 1 минорный ("шестипарка") На правой стороне ушко стало крепиться на подвижной металлической планке, чтобы рука могла свободно двигаться по длинному грифу. На левой стороне кистевой ремень закреплен наглухо вдоль ребра грифа.

Елецкая хроматическая гармоника имела все звуки полной хроматической гаммы, и большой выбор готового аккомпанемента. По устройству правой голосовой части она отличалась от елецкой диатонической тем, что полутона (дополнительные клавиши) имели двухголосое звучание (из-за отсутствия места в корпусе для дополнительной планки). Мастера строили инструменты не по камертону. У каждого была гармоника, служившая эталоном для настройки и нередко можно встретить гармоники, настроенные на полтона ниже или выше.



Константин Николаевич и Николай Афанасьевич Матюхины о рояльной гармони, о мастерах, гармонистах. Репортаж из мастерской рояльных гармоней города Ельца.

1. Мастерская рояльной гармоники в г. Ельце Константин Николаевич и Николай Афанасьевич Матюхины о рояльной гармони, о мастерах, гармонистах. Репортаж из мастерской рояльных гармоней города Ельца.

2. Елецкая рояльная гармонь В Ельце открылась мастерская по изготовлению и ремонту елецкой рояльной гармони. Возродить уникальное ремесло взялись потомки знаменитого гармониста Афанасия Матюхина. Город выделил помещение в Музее народных ремёсел и промыслов.

4. Потомки белых лебедей Фильм подготовлен и выпущен лет 5 назад Межпоселенческим координационно-методическим центром по заказу отдела культуры Елецкого района









Шестипарка с полутонами (фотографии только фрагментов инструмента гармониста из Тешевки, Задонского района)











В Елецком музее народных ремёсел и промыслов широко представлена экспозиция истории елецкой рояльной гармони.






Статуэтка гармониста и барышни из Музея народных ремёсел и промыслов: кажется, что песня здесь лишь на мгновение застыла в фарфоре.


Необычность этого Музея народных промыслов и ремёсел в том, что здесь не просто история гармони. В любой момент эта история может ожить и заиграть…



Схема устройства правого полукорпуса елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники: 1 – гриф, 2 – клавиши, 3 – правая сетка, 4 – клавиатурные клапаны, 5 – планки с голосами, настроенными на октаву выше, 6 – основные голосовые планки, 7 – планки с голосами, настроенными на октаву ниже (5 и 6 могут быть унисонными планками, планка 7 – на октаву ниже), 8 – металлическая подвижная планка, 9 – кожаная петля, закреплённая на подвижной планке.





Здесь любители гармони всех мастей встречаются в теплой компании единомышленников и соревнуются в своем мастерстве.

История

В середине XIX века была известна тульская детская гармошка. Из рассказов елецких жителей известно, что крестьянин А.П. Ильин, прибывший в город из Тульской губернии и знакомый с гармонным ремеслом, занялся этим делом в Ельце. Его гармони были лучше тульских, поэтому заказчиков оказалось немало. По другой версии, в середине XIX века деревенские мастера на свой вкус усовершенствовали тульскую пятиклапанную гармонь. Так или иначе, в 60-е годы XIX века. в Елецком уезде появилась местная гармонь, названная русянкой (по другим данным, простянкой). По сравнению с тульской гармонью, у нее была более широкая правая клавиатура и более длинные клавиши. Играть на росянке было гармонике стало удобнее, хотя звуки при смене движения меха получались разными. Клавиш сначало было пять, затем стало семь. К началу 80-х годов XIX века. появилась усовершенствованная модель русянки, которая и получила название елецкой рояльной гармоники.

Состояние

Сын и внуки известного елецкого гармониста-рояльщика Афанасия Матюхина захотели возродить старинный елецкий промысел. Администрация пошла им навстречу, и на базе музея народных ремесел и промыслов Ельца была создана мастерская Матюхиных по изготовлению Елецкой рояльной гармоники, которая пользуется огромным спросом у жителей и гостей города.

Впечатления

Переливы Елецкой рояльной гармони производят на слушателя самые наилучшие впечатления. Происходит некое погружение в необыкновенные звуки музыки, поднимается настроение, все проблемы и неурядицы уходят прочь.

Музей русской гармоники Альфреда Мирека

Музей русской гармоники Альфреда Мирека

Музей русской гармоники Альфреда Мирека запись закреплена

В 1860 году местными мастерами окрестных сел г. Ельца была создана гармонь. Она получила название “Русянка”. Гармонь имела длинные клавиши на правой клавиатуре и аккомпанемент на левой. Сначала клавиш на клавиатуре было пять, окончательно стало семь. Длинные клавиши располагались в один ряд, строй – диатонический, звук – одинаковый при растягивании и сжатии меха. Клавиатура на левой стороне располагалась с обеих сторон грифа: спереди – клавиши басов (октава), с тыльной стороны - клавиши аккордов. Впоследствии к диатоническому ряду клавиш прибавился второй ряд. Образовалась хроматическая клавиатура. Эта модель получила название “Елецкая рояльная клавишная”.

Так как наибольшее число мастеров в то время находилось в уездном городе Ельце бывшей Орловской губернии, впоследствии Воронежской губернии, ныне Липецкой области, а Елец – один из старейших городов России – был более известен, то и гармонь получила название Елецкая рояльная.

Первыми начинателями массового производства “роялок” были братья Черных – Иван Алексеевич и Егор Алексеевич. Иван Алексеевич возглавил артель “Красная Гармония”, в которой впоследствии работало до 40 мастеров. А всего в Елецком уезде насчитывалось более 70 мастеров. Делались гармони не только уличные (диатонические), но и рояльные 56 басовые гармони (рояльные баяны).

Особо выделялся мастер Котелкин Дмитрий Алексеевич, по прозвищу “Галкин”, уроженец села Сазыкино Елецкого уезда Орловской губернии. Его гармони отличались особо приятным окрасом звука, легкостью горы, высокой компрессионностью и силой звучания. Именно за эти качества инструментов окрестили Котелкина “профессором рояльной гармони”.
Неувядаемой славой покрыл свое имя Панов Василий Васильевич, по прозвищу “Медов”, уроженец села Паниковец Каменской волости Елецкого уезда (ныне Задонского района Липецкой области). Прозвище “Медов” он получил за то, что его дед и отец держали пасеку и были мастерами на все руки. Панов В.В. родился в 1893 году и прожил 96 лет. Впоследствии его также окрестили профессором “рояльной гармони”. Наклепка голосов была доведена им до совершенства. Они были настолько плотными, что утечки воздуха (бесполезных потерь) практически не было, от малейшего прикосновения к клавишам звуки сами рвались наружу и приводили в восторг слушателей, гостей и плясунов.

Азы изготовления гармони Василий Васильевич получил у малоизвестного, ничем не приметного деревенского умельца Баранова, проживавшего в Задонске и занимавшегося изготовлением гармоней. Более года он просто помогал учителю по хозяйству: колол дрова, кормил скотину, обрабатывал огород. Через некоторое время учитель выделил мальчику один выходной день в неделю, чтобы он самостоятельно изготовлял гармонь. В 1908 году в 15 лет Панов сделал гармонь, увидев которую учитель сказал: “Вася, учиться тебе у меня более нечему. Гармонь сделал лучше, чем я. Иди и работай.” И юный мастер оправдал напутствие учителя.

Среди особо почитаемых мастеров рояльных гармоний следует отметить Сочетаева Семена Григорьевича. Родился Семен Григорьевич в 1901 году, обучался изготовлению гармони у Черных И.А., а так же у немецкого мастера-краснодеревщика, проживавшего в то время в Ельце. В 1939 году Черных Иван Алексеевич, возглавлявший артель “Красная гармонь”, вследствие репрессивных политических и налоговых преследований уезжает в Москву для работы на фабрике баянов. И руководителем “Красной гармони” становится Сочетаев Семен Григорьевич.

В 2007 году в Елецком Музее ремесел и народных промыслов в честь Сочетаева С.Г. открыт “сочетаевский зал”, в котором находятся его рабочий верстак, приспособления и инструменты для изготовления и ремонта рояльных гармоней.

Лучшие исполнители на елецкой рояльной гармони:

- Афанасий Матюхин;
- Александр Черных;
- Анатолий Корольков;
- Петр Ивлев;
- Александр Ивлев;
- Юрий Прохоров;
- Сергей Власов.


Константин Матюхин

Елецкая роялка: начало

В 50-х годах 19-го века на Орловщине была хорошо известна тульская детская гармошка, которой развлекалась молодёжь. По рассказам местных жителей, один крестьянин (А. П. Ильин), приехавший из села Ефремова Тульской губернии (в 50-км к северу от Ельца) и хорошо знакомый с гармонным ремеслом, занялся кустарным промыслом в Ельце. Гармони его были лучше тульских массовых, поэтому приходили к нему заказчики и из города, и из пригородных деревень.

Есть и другая версия, в которой утверждается, что также в середине 19-го века несколько деревенских мастеров, знакомых с примитивной тульской пятиклапанкой, решили усовершенствовать её по своему вкусу.

Elgarmonica

Геннадий Васильев с елецкой гармонью

В середине 60-х годов в окрестностях Ельца появляется местная модель гармоники — русянка — с более широкой правой клавиатурой и более длинными клавишами (обклеивались костью), чем у тульских образцов. Играть на такой гармонике стало удобнее, хотя извлекаемые звуки при смене движения меха были разные.

Особенности конструкции елецкой рояльной гармони

Вначале клавишей было 5, затем стало 7. На левой стороне (аккомпанемент) клапаны располагались следующим образом: 4 спереди, 2 сбоку и 2 сзади. К концу 70 — началу 80-х годов появляется усовершенствованная модель русянки, получившая название елецкой рояльной гармоники. Правая сторона этой гармоники не отличалась от русянки, гриф и клавиатура были такой же конфигурации, но диапазон увеличился, стандарт клавиатуры установился в 11 клавиш и звуки стали одинаковыми как на сжим, так и на разжим меха.

Голосовая часть правой стороны имела три голоса на каждую клавишу, звучащие в унисон в трёх разных октавах. Но могло быть и по-другому: два голоса-в одной октаве(в унисон, без розлива), и один-на октаву выше или ниже.

В русянке по примеру тульских образцов планки были железные (иногда использовались старые из тульских гармоник с переклепкой заново голосов), голоса — из меди, на елецкой рояльной — планки медные с латунными голосами. Позднее применялись и стальные голоса.

eletskaya-garmon

Левая сторона инструмента обрела те характерные очертания, которые сохранились на этой гармонике многие годы: с двух сторон выносного грифа находились клавиатуры басо-аккордового готового аккомпанемента; на внешней клавиатуре помещались басы (4 клавиши), а на клавиатуре, занимавшей другую сторону грифа, мажорные аккорды (тоже 4). Басы и аккорды были расположены не беспорядочно, а по кварто-квинтовому кругу, что получило одобрение исполнителей. Звуки левой клавиатуры отличались силой и полнотой (это создавалось трехголосным, а иногда и четырехголосным звучанием планок). Настраивались они также в разных октавах. В басах прибавлялась и свистовая планка (двумя октавами выше основной).

Более поздние усовершенствования

На более поздней модели елецкой гармоники мастера, сохраняя внешние установившиеся формы, по требованию исполнителей увеличили диапазон правой клавиатуры до 16 (15) клавиш, басов — до 6, а аккордов — до 7 (6+1); причем в ряду мажорных аккордов появился один минорный.

Если на русянке ушко для большого пальца правой руки было неподвижным, то на елецкой рояльной оно стало крепиться на подвижной металлической планке — чтобы рука могла свободно двигаться по значительно увеличившемуся грифу. На левой стороне кистевой ремень закреплен наглухо вдоль ребра грифа.

Появились гармоники и с рядом септаккордов, а затем перед рядом басов стали делать второй ряд — вспомогательные басы, находящиеся в терцовом отношении к основным. Обычные размеры клавиатур двухрядных хроматических елецких рояльных гармоник — 32х23, 37х39, 39х46. Цифры указывают количество клавиш соответственно на правой и левой клавиатурах.

Таким образом, правая и левая клавиатуры этих гармоник прошли полностью весь путь реконструкции от простейшей до современной модели клавишного аккордеона и по праву могут
считаться его предшественникам. Этот инструмент был создан совершенно независимо от аналогичных в то время попыток в других странах сделать гармоники с фортепианной клавиатурой (аккордеон-орган или флейтина), на которых играли одной правой рукой при горизонтальном положении инструмента, левая же рука двигала мех. В силу многих неудобств эти инструменты распространения не получили. На елецкой рояльной играли двумя руками, положение инструмента и рук соответствовало общепринятым. Эти гармоники до сих пор широко распространены в своей округе, несмотря на выпуск фабриками страны более совершенных инструментов.

eletskaya_pered

Двухрядная(хроматическая) елецкая гармоника

Схема устройства левого полукорпуса елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши басов; 3 — клавиши аккордов, 4 — клавиатурные клапаны басов и аккордов, 5 — левые сетки, басовые и аккордовые, 6 — голосовые планки басов (звучат в октаву), 7 — голосовые планки аккордов, 8 — левый кистевой ремень Схема устройства правого полукорпуса елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши, 3 — правая сетка, 4 — клавиатурные клапаны, 5 — планки с голосами, настроенными на октаву выше, 6 — основные голосовые планки, 7 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже (5 и 6 могут быть унисонными планками, планка 7 — на октаву ниже), 8 — металлическая подвижная планка, 9 — кожаная петля, закрепленная на подвижной планке

Исполнительские возможности и особенности елецкой гармоники

Возможности хроматической двухрядной елецкой гармоники в музыкальном и техническом отношении были значительными: на правой клавиатуре она имела все звуки полной хроматической гаммы, на левой — большой выбор готового аккомпанемента.

По устройству правой голосовой части она отличалась от елецкой диатонической тем, что полутона(дополнительные клавиши) имели двухголосое звучание(из-за отсутствия места в корпусе для дополнительной планки).

Мастера строили инструменты не по камертону. У каждого была гармоника, служившая эталоном для настройки; с нее копировался строй для новых образцов. Большие инструменты с фортепианной клавиатурой строили более тщательно, однако нередко можно было встретить гармоники, настроенные на полтона ниже (клавиша до соответствует си).

На правой клавиатуре играли четырьмя пальцами. Рука обхватывала гриф, а большой палец находился в ременном ушке за грифом и в игре не участвовал. На левой стороне четырьмя пальцами играли на клавишах басов, большим пальцем — на аккордах.

Однако, некоторые гармонисты применяют в правой руке игру всеми пятью пальцами, заменив ременную петлю, в которую продевается большой палец, на ремень, охватывающий запястье, освободив таким образом большой палец для игры, как делает, например, Сергей Власов.

Бывают инструменты, на левой стороне которых клавиатуры расположены в ином порядке: наружная клавиатура — аккорды, а тыльная — басы. В этом нет ничего удивительного: гармоники делались кустарно, на заказ и, по-видимому, кто-то из заказчиков решил, что так ему будет удобнее играть.

Хотя игра четырьмя пальцами и сковывала технические возможности гармонистов, их репертуар был обширен и разнообразен. На елецких гармониках играют сольно и в ансамблях, аккомпанируют хоровому пению.

Елецкие гармоники и в наше время распространены в Центральной России.

Играет Андрей Ивлиев, один из ярких представителей гармонистов-рояльщиков:

Читайте также: