Электронные учебники это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Современные технологии пронизывают сегодня практически все сферы жизни – в офисе и дома, в больших городах и маленьких поселках мы пользуемся различными электронными приспособлениями для общения, развлечения, работы, творчества. Наступили времена, когда электронные устройства в обязательном порядке проникают и в такую важную область общественной жизни, как образование.

Зачем нужны электронные учебники?

В 2012 году был принят новый государственный образовательный стандарт. Он требует создания в школах информационной образовательной среды, предоставляющей школьникам широкие возможности для творчества, развития и коммуникации.

Одной из сторон реализации этих требований становится обязательная автоматизация рабочих мест преподавателя и учащихся.

Сейчас уже многие образовательные учреждения используют в своей работе не только современное оборудование в учебных кабинетах – интерактивные доски, мультимедийные системы, комплекты цифровых учебных пособий, но и проводится полная компьютеризация школ.

Работают школьные сервера и сайты, существуют электронные дневники и классные журналы, об уровне успеваемости своих детей родители узнают из СМС-рассылки, или заходя на портал школы, учителя дают домашнее задание, которое выполняется школьниками в интернете на образовательных сайтах и отправляется на проверку учителю.

Поэтому, переход на электронные учебники предсказуем и ожидаем. Россия в этом вопросе идет в ногу с остальными развитыми государствами.

Так, например, в Южной Корее в 2015 году каждая школа должна была принять решение – работать по электронным или бумажным учебникам, в США, Австралии и других государствах ведутся разработки и эксперименты по внедрению подобных новшеств.

Что такое электронный учебник?

Сейчас подобные учебники бывают двух видов:

  • Первый – электронная копия обычного учебника с небольшим количеством дополнительных возможностей: увеличения рисунков, гиперссылок, позволяющих открыть связанную с изучаемой тему, а также дополнительным материалом, не внесенным в обычный учебник по причине законодательного ограничения его веса.
  • Второй – это целый программный обучающий комплекс с возможностью выполнения домашних заданий прямо в учебнике, видеопримерами правильного выполнения лабораторных работ, аудиороликами для постановки произношения при изучении иностранных языков и другими компонентами мультимедиа. Также в подобных программных комплексах реализованы возможности включения их в локальную сеть класса или школы, чтобы учитель мог контролировать процесс выполнения упражнений каждым учеником или давать групповые задания.

Прослушать диалог на английском, прочитанный профессиональными дикторами, посмотреть на карте исторического сражения как изменялось расположение сил на поле боя, покрутить и изучить со всех сторон трехмерные изображения музейных экспонатов, увидеть наглядно процессы и результаты экспериментов по физике или процесс деления живой клетки, мгновенно получить автоматическую оценку, выполнив задание в учебнике. Все это и многое другое можно с помощью электронного учебника.

2

Пока что электронных учебников первого вида намного больше, но многие издательства и компании в сотрудничестве с Минобразования и Российской академией образования занимаются разработкой именно полноценных программных комплексов.

Как работает электронный учебник?

Электронный учебник – это программа. Его можно загружать на стационарный компьютер, ноутбук, планшет или даже смартфон.

По требованиям Минобразования в реестр рекомендованных учебников могут войти только те, которые будут читаться минимум тремя операционными системами, в том числе двумя мобильными.

Плюсы и минусы использования электронных учебников

Чаще всего родители опасаются за здоровье своих детей, справедливо считая вредным постоянное использование гаджетов. Однако, существующие сегодня технологии производства TFT мониторов с регулируемым уровнем яркости, не более вредны, чем любые другие действия, требующие напряжения глаз – шитье, рисование, чтение бумажных книг.

3

Безусловно, вредными для зрения были уже ушедшие в прошлое мониторы на основе электроннолучевой трубки.

Еще один повод не приветствовать внедрение электронных учебников для родителей – это тревога о том, что ребенок сломает, потеряет, испортит дорогую вещь – ноутбук или планшет.

Но тут многое зависит от воспитания и обучения ребенка правильно и аккуратно пользоваться техническими средствами. Отчасти поэтому, школы проводившие эксперименты по внедрению – снабжали электронными учебниками только учеников старших классов.

Плюсов же у электронных средств обучения – намного больше, чем минусов.

Те родители, дети и преподаватели, кто уже имеет опыт использования электронных учебников, отмечают следующие положительные моменты:

  • Отсутствие необходимости носить ежедневно тяжелый груз. Особенно это актуально для тех школьников, кто сразу после уроков отправляется на тренировки, занятия в музыкальных или художественных школах или дополнительные занятия.
  • Повышение успеваемости на 30%. Подросткам интересно пользоваться гаджетами, они с удовольствием выполняют задания. Также, просматривая видеоролики, слушая аудиозаписи пояснений и комментариев профессиональных лекторов, имея возможность получить исчерпывающую информацию по теме и ответы на все свои вопросы – намного лучше понимают и усваивают материал.
  • Легкий доступ ко всей нужной информации по теме – сами электронные учебники содержат большое количество приложений – словарей, таблиц и других справочных материалов. Кроме того, множество дополнительной информации в виде книг, справочников, учебных пособий абсолютно бесплатно можно найти и скачать в интернете. Это экономит и время на уроке – вместо нескольких минут листания книги в поисках нужного слова или табличного значения достаточно перейти по ссылке или набрать запрос в строке поиска. Также – учащимся и родителям не придется сбиваться с ног в поисках книг, необходимых для прочтения по литературе, покупать огромные словари по иностранным языкам, хрестоматии, сборники таблиц и прочие дополнительные материалы по другим предметам.
  • Электронные учебники имеют программные возможности как для использования в локальной сети школы с интерактивным взаимодействием с учителем, так и оффлайнового доступа.
  • Обучение детей использованию современной техники, что в будущем может оказаться очень полезным в жизни и для работы, и для дальнейшего обучения в вузах. Тут стоит задуматься тем родителям, которые считают интернет в целом и гаджеты в частности абсолютным злом для своего ребенка. Невозможно сегодня иметь широкий кругозор, соответствующий требованиям образовательного стандарта, объем знаний и умений без использования электронных средств обучения.

Кто будет покупать планшеты для учебников?

Один из наиболее важных вопросов для родителей – кто должен покупать носители для электронных учебников?

4

Поэтому, получается, что по закону заставить родителей покупать ноутбуки или планшеты никто не может. Когда будет принято официальное решение о переходе образовательного учреждения только на электронные учебники и будут выделены на это деньги – школа закупит и сами программы и необходимые устройства.

Но школьникам предоставлять их будет временно, то есть по окончании учебного года или школы – их придется сдать как обычные учебники.

Другой вопрос, если родители класса, согласовав вопрос с преподавателями и школьной администрацией, решают закупить планшетные компьютеры, чтобы поскорее избавить своих детей от необходимости ежедневно носить несколько килограммов груза в школу.

В таком случае – гаджеты покупают родители. Школа может централизованно закупить лицензии на комплект учебников и предоставить пароли и коды активации ученикам.

Мнения и статистика

С 2011 года проводятся эксперименты по внедрению электронных учебников в различных регионах России. Результаты практически полностью положительные – у школьников повышается успеваемость, растет интерес к учебе, расширяется кругозор.

Использование планшетов на уроках поддержали 48% учителей и 32% родителей, в основном опасающихся необходимости покупки дорогого устройства за свой счет.

В текущем году 162 школы Московской области и более 12 тыс. учеников в рамках проекта апробации новых информационных технологий в образовании уже перешли на использование электронных учебников.

Проблемы

Основной из них является отсутствие денег на обеспечение образовательных учреждений достаточным количеством планшетных компьютеров при сравнительно небольшой стоимости самого программного комплекса электронного учебника.

Еще одну важную проблему обнаружили психологи Академии повышения квалификации преподавателей.

5

По результатам их исследований около 10% учителей не желают и не готовы переходить на полноценное использование электронных устройств в образовательном процессе по различным причинам: боязнь и неумение обращаться с современной техникой, нежелание осваивать новые методики преподавания.

Многие из педагогов используют электронные устройства только во время посещения проверяющими органами открытых уроков. Также часто встречается и феномен адаптации учителями привычных методик ведения урока к использованию компьютера, что является настоящей профанацией идеи внедрения современных технологий в учебный процесс.

То есть, закупка технологических новинок производится в основном ради хорошего отчета перед вышестоящими органами. Возможной проблемой остается и предполагаемое лобби производителей бумажных учебников.

Состояние дел на сегодня

В России с 2015 года, согласно распоряжению Минобразования от 5.09.2013, в перечень рекомендованных к применению в школах учебников могут входить только имеющие, кроме бумажной, электронную версию.

Своих учеников и их родителей школа должна проинформировать об изменениях и, согласно ФГОС, обеспечить бесплатными средствами обучения.

С целью подготовки преподавателей во всех регионах проводятся семинары, вебинары, курсы обучения. Предоставляются демо-версии электронных учебников.

Первый эксперимент по внедрению электронных учебников, проведенный в 2011—2012 годах в 9 регионах России показал положительные результаты с точки зрения роста успеваемости и интереса школьников к учебе.

Однако, было много замечаний от преподавателей. В течение нескольких лет велись дополнительные разработки контента учебников, именно поэтому электронные учебники сегодня превращаются не просто в копии бумажных, а в целый образовательный комплекс.

Современная школа – должна идти в ногу со временем и пользоваться всеми возможностями технологического прогресса.

Полезное видео о преимуществах электронных учебников

Электронные учебники могут заменить современным школьникам огромные тяжёлые рюкзаки, набитые книгами, небольшим планшетом. ZOOM рассказывает, как это работает в нынешних реалиях и с какими устройствами можно ходить в школу.

Электронные учебники: как это работает

Что такое электронные учебники?

Перед тем, как перейти к техническому оснащению, разберёмся, что такое вообще электронные учебники и как они выглядят.

В 2012 году был принят новый образовательный стандарт, согласно которому в школах создаётся информационная образовательная среда и проводится полная компьютеризация. Сюда относится и переход на электронные учебники. А с 2015 года в федеральный перечень рекомендованных к применению учебников могут входить только те, которые имеют электронные аналоги, то есть запускаются на ноутбуке, ПК или планшете.

Существует два вида электронных учебников: фактически просто электронная копия бумажного с дополнениями, которые не смогли разместить в бумажной версии (масса бумажного учебника ограничена законом) и развёрнутый интерактивный программный комплекс. Первых гораздо больше, но целью ставится именно увеличение количества вторых, которые не выйдет запустить на обычном ридере, что иногда можно позволить себе с электронной обычной копией.


Пример страницы интерактивного учебника

Интерактивные учебники включают в себя зоны, с которыми можно взаимодействовать, видеоролики, возможности комментирования, анимированный контент и игры. Кстати, в тех школах, где стали использовать интерактивные версии, отмечен рост интереса школьников к предметам — учиться стало более занимательно.

Как это работает?


Сайт образовательной платформы LECTA

Там же, где ученики всё-таки начали пользоваться электронными аналогами, всё происходящее условно можно разделить на несколько схем.

Некоторые школы действительно сами закупают современные планшеты для школьников (чаще к эксперименту привлекаются учащиеся старших классов). Конечно, тут надо учитывать вероятный выход техники из строя и затраты на лицензионное ПО, так что это влетает в копеечку.


В отдельных школах появились специальные экспериментальные устройства, которые сложно назвать привычным нам планшетом — для этого они всё-таки слишком громоздкие, их масса доходит до 1,5 кг. Но всё равно они весят меньше, чем учебники в рюкзаке современного школьника.


В некоторых случаях всё перекладывается на плечи родителей: они сами решают, что предпочитают заменить многокилограммовое содержимое школьного рюкзака на один планшет, договариваются друг с другом и школой и закупают детям устройства. Дальше решается вопрос с доступом к учебникам: школа может пойти навстречу и приобрести лицензионное ПО или же придётся обращаться к ресурсам для нелегального скачивания учебных материалов.

Какие планшеты подходят для школ?

Раз уж в большинстве случаев всё равно приходится возвращаться к самостоятельной покупке для школьника привычного планшета, то рассмотрим, какая именно техника подходит для электронных учебников.


10,1-дюймовый Samsung Galaxy Tab A подходит под все требования к запуску электронных учебников

Дело в том, что у ПО, предназначенного для запуска электронных учебников, есть определенные требования к оборудованию — от этого и стоит отталкиваться:

Портал informburo.kz предлагает разобраться, что представляют собой электронные учебники и какие издательства в Казахстане занимаются их разработкой.


Фото Тengrinews.kz

№1. Что такое электронный учебник?

Электронный учебник – это электронный учебный курс, в котором информация по дисциплине представлена в виде текста, рисунков, видео, аудио, анимации и других графических средств.

Развитая система связей и поиска позволяет мгновенно переходить от одного раздела или фрагмента учебника к другому. Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно сразу же, выполнив интерактивные задания. Электронный учебник может иметь online- и offline-версию. Он может быть записан на CD-диск или другой носитель либо размещён на сайте в интернете.

№2. Это то же самое, что и бумажный учебник?

Нет. Первые учебники в электронном формате действительно лишь дублировали бумажные. Сейчас в интернете размещено много таких оцифрованных учебников в формате PDF, DOC, EPUB, FB2. Встречаются учебники в виде презентаций в Power Point. Все это можно назвать лишь электронной версией учебника.

Чтобы сделать электронный учебник, недостаточно просто перевести его содержимое в электронный вид. Его надо дополнять интерактивными компонентами: роликами, иллюстрациями, играми.

№3. Чем качественно электронный учебник отличается от бумажного?

В отличие от бумажных изданий цифровые учебники не статичны, а динамичны и содержат мультимедийное наполнение, отмечает заместитель директора по производству издательства "Келешек-2030" Ольга Лосенко .

"Их функционал также намного шире и разнообразнее, чем у статичных форм изданий. Учебники доступны как на казахском, так и на русском языке. Причём при необходимости этот доступ можно обеспечить в пределах одного цифрового издания. Кроме того, цифровые учебники решают проблему тяжёлых школьных рюкзаков: детям больше не нужно носить учебники в школу и домой", – говорит Ольга Лосенко .

№4. Школы каких стран уже перешли на электронные учебники?

Ещё ни одна страна мира полностью не отказалась от бумажной версии учебников. Но есть страны, где опыт введения электронных учебников в школах успешен. Среди них – Испания , Венгрия , Бразилия , Сингапур , Финляндия и Эстония .

Попытки массового внедрения электронных учебников были в Южной Корее , России и других странах. К примеру, в 2011 году АО "Роснано" представило электронную книгу Plastic Logic 100 в качестве перспективного электронного учебника для российских школ. Однако проект не имел успеха.

№5. Кто занимается выпуском электронных учебников в Казахстане ?

Заместитель директора Республиканского научно-практического центра "Учебник" Саят Омаров сообщил, что на экспертизу свои электронные учебные издания за последние два года им представляли следующие издательства:

  • "Келешек-2030";
  • "Алматыкiтап баспасы";
  • Образовательный портал Bilim Media Group;
  • Национальный научно-практический образовательный центр "Бөбек";
  • УО "Центр педагогических технологий информатизации образования";
  • АО "Национальный центр информатизации";
  • ТОО "Новые образовательные технологии".

Есть и другие разработчики, продукция которых пока не проходила официальную процедуру экспертизы.

№6. Какую экспертизу проходят электронные учебники?

  • "рекомендуется к использованию в организациях образования";
  • "требует доработки";
  • "не рекомендуется к использованию в организациях образования".

На доработку учебника у авторов есть 30 дней с момента получения заключения, затем они снова должны подать учебник на экспертизу и ждать новых результатов. Повторно на доработку учебник не отправляется.

№7. Каким требованиям отвечает хороший электронный учебник?

Подготовка качественного электронного учебника – сложный процесс, требующий участия ряда специалистов: редакторов, дизайнеров, верстальщиков, программистов. Разработчики следят за качеством учебника и его эргономичностью. В числе требований к электронному учебнику:

  • гипертекстовое изложение материала;
  • простая навигация;
  • наличие иллюстраций;
  • тестовые или другие контролирующие задания к каждой теме;
  • различные уровни сложности материала и упражнений.

Содержание должно полностью соответствовать типовой программе.

№8. В чём преимущества электронных учебников?

В ближайшем будущем электронные учебники станут неотъемлемой частью обучения благодаря своим преимуществам. Они позволяют задействовать в процессе учёбы разные каналы восприятия информации.

Если ребёнок лучше воспринимает информацию на слух, он может её прослушать, а если визуально, то просмотреть видеофрагменты и анимацию. Среди других достоинств электронных учебников эксперты отмечают:

  • доступность в любое время и с любого устройства;
  • возможность поиска информации;
  • интерактивность;
  • объективность при выставлении баллов;
  • различные уровни сложности заданий;
  • условия для опережающего чтения;
  • возможность повторить пройденный материал.

№9. В каких школах Казахстана уже применяются электронные учебники?

Электронные учебники издательства "Келешек-2030" тоже доступны для общеобразовательных школ, отмечает Ольга Лосенко .

"Первая – внутренняя – экспертиза и апробация цифровых учебников с привлечением опытных педагогов, творческих групп специалистов-предметников, городских методических объединений учителей проводится методическим советом издательства ещё на этапе разработки цифровых изданий. Это тщательная проверка на соответствие типовым учебным программам, дидактическим, методическим, психологическим, эстетическим, гигиеническим требованиям", – поясняет Ольга Лосенко .

№10. Будут ли электронные учебники бесплатными?

Информация о том, будут ли учебники в бесплатном доступе или за них по примеру зарубежных стран введут плату, будет доступна в будущем. В Эстонии , например, плата за 150 учебников составляет 40-50 евро в год, расходы несёт государство. Вопрос обеспечения детей гаджетами для работы с электронными учебниками также находится на стадии обсуждения: рассматривается возможность привлечения спонсоров для закупки планшетов детям из малообеспеченных семей.

№11. Какое приложение скачать, чтобы получить электронные учебники?

Воспользоваться электронными учебниками ТОО "Bilim Media Group" можно, зарегистрировавшись на сайтах bilimland.kz, itest.kz, twig-bilim.kz и imektep.kz.

Издательство "Келешек-2030" поставляет в школы электронные учебники для 7-11 классов на дисках – по утверждённому перечню МОН, сообщают в компании.

Библиотека электронных учебников издательства "Алматыкiтап баспасы" доступна на платформе opiq.kz (это эстонская платформа, с которой сотрудничает казахстанское издательство; "опик" в переводе означает "учебник"). Войти в библиотеку можно с любого устройства – ПК, ноутбука, планшета, смартфона. Сайт автоматически подстраивается под его формат.

№12. Как учиться, если отключат электричество и интернет?

Электронные учебники не отменяют бумажных. Ученики будут получать в пользование и те, и другие. Домашние задания идентичны, поэтому выполнять их можно как по книге, так и по электронному учебнику.

При сбоях в работе интернета может быть использована offline версия учебника.

№13. Не испортят ли дети себе зрение из-за работы с планшетом/ноутбуком?

Санитарные нормы позволяют школьникам заниматься по электронным учебникам не больше 20 минут в течение урока, подчёркивает Рано Ануар . При необходимости дети могут увеличивать изображение, чтобы лучше разглядеть детали.

Шрифты и кегли для электронных учебников стандартизированы, цветовая гамма рекомендована в сдержанных, спокойных оттенках. При соблюдении гигиенических норм как в учебное, так и во внеурочное время, использование электронных учебников зрению детей не навредит.

Шаг за шагом в образовательный процесс включаются новые элементы — интерактивные тесты и тренажеры, новые формы подачи информации, мультимедийные презентации. Учителю все сложнее провести современный урок без использования электронных образовательных ресурсов, в том числе электронной формы учебника.

Грамотное использование ЭФУ — одно из ключевых требований к современному педагогу. С 2016 года каждый из бумажных учебников, включенных в федеральный перечень, обязательно должен быть представлен и в электронной форме. Это требование закреплено приказом Министерства образования и науки РФ № 870. Но чтобы использовать ЭФУ на полную мощность, нужно хорошо понимать, что это за ресурс, каковы его особенности и преимущества перед бумажным учебником.

Чаще всего педагоги не пользуются всеми преимуществами ЭФУ, так как, по их мнению, у электронной формы учебника есть равноценные альтернативы — цифровые копии и интерактивные приложения к учебным пособиям. Строго говоря, это не совсем верно.

ЭФУ — это не приложение к учебнику, так как необязательно в приложении присутствует четкая структура и не все элементы привязаны к конкретным темам. Чтобы воспользоваться материалами приложения, отобрать и скомпоновать их, учителю придется потратить немало времени. К тому же, даже очень качественное приложение может разнообразить учебный процесс, но никак не заменить учебник.

ЭФУ — это не цифровая копия учебника. В ней нет удобного поиска, нет мультимедийных и интерактивных элементов.

ЭФУ — это не замена бумажному учебнику, а обязательное его дополнение, с которым гораздо удобнее заниматься по выбранному УМК и обучать детей в полном соответствии с требованиями ФГОС.

Физика. 7 класс

Основные преимущества ЭФУ перед традиционным учебником:

Современный подход к подаче информации. Материал в ЭФУ подается широко и наглядно: обилие иллюстраций, аудио, видео, слайд-шоу позволяют легко достичь всех целей и задач обучения.

Интерактивные формы подачи информации. Ученик имеет возможность проходить тесты, выполнять задания и мгновенно получать обратную связь. Освоение знаний и закрепление результатов при помощи интерактивных элементов проходит в увлекательной игровой форме — с минимальными временными затратами со стороны учителя.

Удобная навигация. Интерактивное оглавление обеспечивает быстрый и технологичный поиск по всему контенту — как в электронной книге. В тексте учебника можно искать нужный фрагмент по ключевым словам. Есть возможность быстро переходить от одного раздела учебника к другому.

Компактность. Весь материал всех ЭФУ помещается на одном электронном носителе: минимум места в портфеле ученика и максимум полезной информации, которая всегда с тобой.

Свободное обращение с информацией. Работая с ЭФУ, учитель может дополнять материалы к урокам собственными разработками, мультимедийными объектами, а ученик — самостоятельно подбирать и изучать информацию из достоверного, проверенного источника.

Что дает педагогу использование ЭФУ?

Комфорт в работе. ЭФУ позволяет быстро и легко организовать подготовку к уроку, сэкономить время и подобрать весь необходимый контент.

Обучение по ФГОС. Использование ЭФУ дает возможность легко сформировать современную информационно-образовательную среду, которая является одним из базовых требований ФГОС.

Налаженная система контроля. При помощи ЭФУ гораздо проще получать обратную связь после изучения каждой темы.

Возможность совмещать разные формы обучения. С ЭФУ педагог может легко наладить процесс дистанционного и смешанного обучения.

Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 11 класс.

Учебник, входящий в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха", предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык и литературу как на базовом, так и на углублённом уровне. Содержит расширенный теоретический материал, творческие задания, упражнения, нацеленные на подготовку к ЕГЭ. Учебник реализует современную культурно-творческую модель образования.Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012 г.).

Еще один важный нюанс: работа учеников и педагогов с ЭФУ строго регламентирована. После приобретения электронной формы учебника, всем ученикам выдается лицензия со сроком действия 500 дней с момента загрузки на электронное устройство. Чтобы активировать лицензии, ученики должны всего лишь зайти в любой веб-браузер и открыть учебник.

Вопросом технической поддержки ЭФУ, как правило, занимается компания, у которой вы приобрели ЭФУ. Например, компания lecta предоставляет своим клиентам бесплатную техническую поддержку — как по телефону (звонок из любого региона России бесплатный), так и по электронной почте. Еще одно удобство: с ЭФУ можно работать и онлайн, и офлайн, то есть как с подключением к сети Интернет, так и без него.

Технические требования к использованию ЭФУ на образовательной платформе LECTA:

Операционная система — Windows (не старше версии Windows 7), Android (не старше версии 4.1), iOS (не старше версии iOS 8);

Разрешение экрана 1024×768 и больше;

Процессор не менее 1 ГГц;

Оперативная память от 1Гб;

Также для загрузки учебников потребуется около 16 Гб свободного места на диске.

В целом, ЭФУ не стоит воспринимать как очередное необязательное дополнение к учебному изданию. Это отдельный цифровой продукт, в котором материал учебника подан в разнообразных интерактивных формах. Он дает ученику возможность быстро найти нужную информацию, выполнить интересные, необычные задания и получить объективную оценку своей работе. Педагогу, в свою очередь, ЭФУ позволяет быстро и легко готовиться к урокам, подбирать задания для каждого учащегося и следить за его личными успехами.

Читайте также: